Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
щищать свои решения. После чего проводит анализ удачных и неудачных решений и действий всех участников игры.
Успех деловой игры и подведение ее итогов будут зависеть от умения преподавателя вести дискуссию в ходе всего занятия.
Таким образом, проведение деловых игр в
учебном ситуационном центре оперативного управления позволяет повышать эффективность обучения, развивать у курсантов творческий потенциал, при этом новые методы проведения занятий не исключают «старых», они должны использоваться в тесной связи с традиционными.
Литература —
1. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении - М.: Педагогика, 1972.
2. Чирков Е.Н. Тактика обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД при остановке автотранспорта, проверке документов и груза.- Орёл: 2010.
References
1. Matyushkin А.М. Problem situations in thinking and education. - M.: Pedagogika, 1972.
2. Chirkov E.N. Tactics of police officers’ personal security during vehicle stops, documents and load checks. - Orel.: 2010.
(Статья сдана в редакцию 07.04.2014)
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
деятельности будущего специалиста органов
внутренних дел
informative and communicative technologies as the factor of brisking up self-educational activity of the future expert of law-enforcement agencies
Н.В. БЫХТИНА,
кандидат педагогических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]
N.V. BYKHTINA,
PhD in Education , associate professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
УДК 371.315.7:372.881.1
Аннотация: статья посвящена проблеме применения информационно-коммуникативных технологий на занятиях по иностранному языку. Рассматриваются вопросы интенсификации самообразовательной деятельности обучающихся с помощью информационнокоммуникативных технологий. Акцентируется внимание на электронных учебных изданиях, активизирующих самообразовательную деятельность будущих специалистов правоохранительных органов.
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
25
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, самообразовательная деятельность, специалист, органы внутренних дел, электронные учебные издания, учебное пособие.
Abstract: the article is devoted to a problem of application of informative and communicative technologies at the foreign language lessons. The author touches upon the problem of an intensification of self-educational activity with the help of informative and communicative technologies. The attention is focused on the examples of modern electronic educational manuals, brisking up self-educational activity of future law enforcement officers.
Keywords: informative and communicative technologies, self-educational activity, expert, law enforcement agencies, electronic educational manuals, study aid.
Совершенствование системы образования, внедрение в учебный процесс информационно-коммуникативных технологий способствует решению многих проблем подготовки конкурентоспособного специалиста.
Динамика развития общества в области информационно-коммуникативных технологий обусловливает дополнительные требования к процессу подготовки специалиста органов внутренних дел, соответствовать которым традиционным педагогическим технологиям становится проблематично.
Любой современный специалист с дипломом о высшем образовании должен обладать высоким уровнем профессионально-коммуникативной культуры, значительное место в развитии которой отводится готовности будущего сотрудника органов внутренних дел к применению информационно-коммуникативных технологий в ходе выполнения профессиональных и учебных задач, а также в целях самообразования.
Применение информационно-коммуникативных технологий позволяет разнообразить формы работы на аудиторных занятиях и во внеурочное время, повышая познавательный интерес обучающихся, активизируя их самообразование, оказывая помощь в самореализации в поисковой, творческой и познавательной деятельности.
Создание положительной мотивации к познавательной деятельности, расширение возможностей преподавателя по индивидуализации обучения, обеспечение многоуровневого (текущего, рубежного, итогового) контроля учебного процесса, организация самоконтроля знаний, навыков и умений обучающихся, формирование бюджета времени, интенсификация процесса обучения - всего лишь ряд преимуществ применения информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе.
Одним из важных условий интенсификации процесса обучения является самообразовательная деятельность обучающихся. Безусловно, организация процесса подготовки будущего специалиста на базе информационно-коммуникативных технологий предоставляет обучающимся большие возможности для самообразования.
Применение информационно-коммуникативных технологий (гипертекста, мультимедиа, гипермедиа, телекоммуникаций), обладающих высоким обучающим потенциалом, на наш взгляд, позволит организовать такие виды учебной деятельности, как обучение, тренировка, контроль степени усвоения учебного материала, предъявление учебной информации наиболее эффективно.
Нельзя не отметить актуальность применения информационно-коммуникативных технологий как способа активизации внеаудиторной работы в обучении иностранному языку.
Внеаудиторная работа обучающихся на кафедре иностранного языка включает, как правило, разработку рефератов, выполнение различных творческих заданий в соответствии с учебной программой (тематическим планом изучения дисциплины), написание научно-исследовательских работ, участие в различных внеаудиторных воспитательных мероприятиях, например, Недели иностранного языка, Олимпиаде и др., участие в научно-методическом обеспечении учебного процесса (составление схем, слайдов, изготовление наглядных пособий, стенгазет и других дидактических материалов).
Следовательно, формирование самообразовательных навыков обучающихся на базе информационно-коммуникативных технологий должно стать основной целью организации внеаудиторных занятий преподавателями кафедры иностранных языков.
Можно перечислить ряд преимуществ
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
26
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
организации самообразовательной деятельности обучающихся с применением информационно-коммуникативных технологий:
- свободный режим работы;
- развитие информационной компетенции обучающихся;
- восприятие информации в виде яркой картинки со звуковым сопровождением;
- облегчение усвоения абстрактного материала, представление его в виде конкретных образов;
- повышение активности обучающихся;
- приучение обучающихся к точности, аккуратности, последовательности выполнения действий;
- обеспечение самоконтроля полученных знаний [2].
Появление на кафедре иностранных языков кабинета мультимедийных технологий позволило организовать самообразовательную деятельность обучающихся на качественно другом, более высоком уровне. Кабинет мультимедийных технологий предоставляет доступ обучающимся к автоматизированным обучающим системам, в частности, электронным образовательным изданиям [1].
В целях активизации самообразовательной деятельности обучающихся внимание преподавателей направлено на создание различных видов электронных образовательных изданий: учебников, учебных пособий, учебно-методических пособий, хрестоматий, словарей и других ресурсов. В этом направлении преподаватели кафедры иностранных языков ведут постоянную работу.
В настоящий момент для подготовки внеаудиторного чтения и в целях самообразования обучающимися активно используется созданное преподавателями кафедры Селиным Б.Н., Селиной И.А., Быхтиной Н.В. электронное учебное пособие «Хрестоматия для чтения по английскому языку «English Readings».
Электронная хрестоматия включает следующие разделы:
• аутентичные тексты для внеаудиторного чтения;
• глоссарий с подробными комментариями;
• компьютерные тесты;
• видеофрагменты;
• задания к видеофрагментам.
Тексты подобраны в соответствии с темами юридической направленности, при работе с которыми обучающиеся знакомятся с политическими системами Великобритании и США, международными правоохранитель-
ными организациями, правоохранительными органами стран изучаемого языка, судебной практикой Великобритании и США и вопросами борьбы с международной преступностью.
К каждому тематическому блоку составлены тесты для проверки уровня коммуникативной культуры обучающихся. Аутентичные видеоматериалы, представленные в хрестоматии, создают положительную мотивационную базу для эффективной организации самообразовательной деятельности обучающихся.
Электронное учебное пособие представляет собой новое средство образовательной технологии, позволяющее:
- расширить информационную базу учебных занятий;
- повышать активность обучающихся;
- развивать способность к анализу и обобщению, улучшать связанность, широту и глубину мышления;
- развивать самостоятельность;
- приучать обучающихся к точности, аккуратности, последовательности выполнения действий.
Кроме того, преподавателями кафедры иностранных языков ведется активная работа над созданием электронного справочного учебного пособия «Интерактивный англорусский словарь юридических терминов», представляющего собой новое средство образовательной технологии, актуализирующее концепцию профессионально-ориентированного подхода к организации обучения в неязыковом вузе.
Естественно, любой вид деятельности является условием включения обучающегося в процесс развития его как творческой личности, позволяет значительно повысить уровень профессионально-коммуникативной культуры будущего специалиста органов внутренних дел.
Следовательно, внедрение в учебный процесс современных информационнокоммуникативных технологий, в частности, электронных дидактических материалов, для активизации самообразовательной деятельности обучающихся приобретает особое значение.
Одним из ярких примеров применения информационно-коммуникативных технологий преподавателями кафедры иностранных языков Белгородского юридического института МВД России является внедрение и активное использование обучающимися в целях самообразования электронного учебного
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
27
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
пособия по английскому языку «Хрестоматия для чтения по английскому языку».
Естественно, сформированная готовность будущих специалистов органов внутренних дел к самообразовательной деятельности
на базе информационно-коммуникативных технологий позволит им самостоятельно повысить уровень коммуникативной культуры обучающихся, а также свободно ориентироваться в профессиональной среде.
Литература —
1. Быхтина Н.В., Малахова В.Л. Использование современных интерактивных методов обучения на занятиях иностранного языка как условие формирования профессиональной культуры специалиста органов внутренних дел // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 2. С. 46-48.
2. Запальская Л., Морозова E. Using Computer in the English Classroom // English. 2003. № 38. C. 7-10.
References
1. Bykhtina N.V., Malakhova V.L. Using modern interactive methods of studying at the English lessons as a condition for forming professional culture of law enforcement officers // Problems of law enforcement activity. 2013. № 2. P. 46-48.
2. Zapalskaya L, Моmzova E. Using Computer in the English Classroom // English. 2003. № 38. P. 7-10.
(Статья сдана в редакцию 16.04.2014)
ПОТРЕБНОСТЬ В ФИЗИЧЕСКОМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КАК ПОБУДИТЕЛЬ
Активности учебной и служебной деятельности курсантов образовательных организаций мвд
россии
requirement for physical self-improvement, as the stimulative activity of educational and office activity of cadets of the educational organizations of the ministry of internal
affairs of russia
УДК 796:378.6
Ю.В. МУХАНОВ
(Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]
Y.V. MUKHANOV
(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: в статье дается характеристика потребностей и мотивов в философской и психолого-педагогической литературе. Определяется взаимосвязь потребности в физическом самосовершенствовании с базовыми и социальными потребностями. Дается авторское определение потребности в физическом самосовершенствовании.
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
28