Научная статья на тему 'Образовательные возможности мультимедийных технологий в развитии коммуникативной компетенции обучающихся'

Образовательные возможности мультимедийных технологий в развитии коммуникативной компетенции обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
596
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мингазизова Г. Г.

В статье рассматривается проблема развития коммуникативной компетенции обучающихся. Автором дается теоретическое обоснование образовательных возможностей мультимедийных технологий в преподавании иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательные возможности мультимедийных технологий в развитии коммуникативной компетенции обучающихся»

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 2(16)2014

Г.Г. Мингазизова

образовательные возможности мультимедийных технологий в развитии коммуникативной компетенции обучающихся

В статье рассматривается проблема развития коммуникативной компетенции обучающихся. Автором дается теоретическое обоснование образовательных возможностей мультимедийных технологий в преподавании иностранных языков.

Ключевые слова: коммуникативные компетенции, мультимедийные технологии, образовательные возможности мультимедийных технологий.

Ввиду постоянного усиления роли английского языка в мире как основного

средства международной коммуникации, будущая профессиональная деятельность студентов предполагает многочисленные контакты с носителями других языков. Именно поэтому формирование коммуникативной компетенции приобретает особую актуальность.

Непрерывный поиск преподавателями эффективных средств обучения иностранным языкам дает свои результаты, и на сегодняшний день в процесс обучения активно внедряются новые средства обучения, такие как мультимедийные, компьютерные технологии.

Многие ученые отмечают, что образовательные и социокультурные тенденции в России характеризуются информатизацией всех сторон жизни общества. Ф.К. Зин-нуров, например, в своем диссертационном исследовании отмечает, что применение новых информационных технологий, определяет школу «завтрашнего дня», школу, которая должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. [6]

Проблемой применения мультимедийных технологий в образовательном процессе занимаются многие современные ученые: И.Н. Антипов, Н.Г. Белошапко,

A.П. Ершов, A.A. Кузнецов, М.П. Лапчик,

B.М. Монахов, Б.Е. Стариченко и др.

Тем не менее, на современном этапе остаются трудности освоения обучающи-

мися иностранного языка.

Разрешение сложившегося противоречия между:

- принимаемыми мерами по улучшению качества обучения и остающимися пробелами в коммуникационной компетенций обучающихся;

- между разнообразием коммуникативных упражнений и неумением учащихся реализовать себя в языковой среде,

- между достаточно высокой мотивацией к изучению иностранного языка и недостаточным уровнем сформированности речевых компетенций,

- между желанием учителя научить учащихся основам иноязычного общения и неумением учащихся адекватно реагировать на носителей языка [4], мы видим в следующем: в использовании мультимедийных технологий для решения конкретных дидактических задач, в данном случае, коммуникативной компетенции, а не только обеспечения принципа наглядности обучения.

Рассмотрим современные требования к коммуникативной компетенции обучающихся.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

В Документе Совета Европы «Общеевропейские компетенции владения ино-

странным языком: изучение, преподавание, оценка» («Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment») эксперты стран Совета Европы, в том числе и представители России, достаточно ясно определяют понятие коммуникативой компетенции:

«Коммуникативные языковые компетенции позволяют осуществлять деятельность с использованием языковых средств».[1]

Обширный анализ термина «коммуникативная компетенция», который включает в себя в настоящее время ряд понятий, дается в статье С.В. Яниной [4]:

1. Вербально-когнитивная компетенция (verbale-kognitive Kompetenz)

2. Лингвистическая компетенция (lingwistische Kompetenz)

3. Вербально-коммуникативная (verbale-kommunikative Kompetenz)

4. Метакоммуникативная компетенция (metakommunikative Kompetenz)

Под «вербально-когнитивной» понимается способность обрабатывать, группировать, запоминать и при необходимости вспоминать сведения, знания, факты, прибегая к языковым обозначениям.

«Лингвистическая» обозначает способность понимать/продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения.

Термином «вербально-коммуникативная компетенция» обозначается способность учитывать при речевом общении контекстуальную уместность и употребительность языковых единиц для реализации когнитивной и коммуникативной функций.

Под «метакомпетенцией» понимается владение понятийным аппаратом («Язык о языке»-»language about language «), необходимым для анализа и оценки средств речевого общения.

Наиболее употребительным в последние годы стал термин «коммуникативная компетенция», в который все вышеперечисленные компетенции входят как составные элементы. Коммуникативная компетенция предполагает владение лингвистической компетенцией, знание сведений о язы-

ке, наличие умений соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, понимание отношений между коммуникаторами, умение организовывать общение с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности.

Следует отметить, что процесс формирования коммуникативных компетенций при обучении иностранному языку имеет ряд объективных сложностей: оторванность от языковой среды изучаемого языка, отсутствие постоянной практики.

Поиск эффективных путей развития иноязычной компетенции вне языковой среды велся давно.

Когда-то одним из таких средств были аудиокассеты с текстами, записанные в реальных ситуациях иноязычного общения или начитанные носителями языка. Затем появились видеоматериалы, которые продолжают быть популярными и в настоящее время.

Сегодня перед преподавателями иностранного языка встают новые задачи и открываются новые возможности. В современной практике преподавания иностранных языков появились методы и средства обучения, являющиеся особой формой организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся. Теперь коммуникация может не ограничиваться ни предметом, ни местом, ни временем.

В первую очередь, преподаватель обращается к мультимедийным презентациям. Они удобны и для преподавателя, и для обучаемых. Обладая элементарной компьютерной грамотностью, можно создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают слушателей на успешные результаты.

Преимущества мультимедийных презентаций в развитии коммуникативных компетенций заключаются в следующем:

• синхронное воздействие на слух и зрение человека повышает объем и степень усвоения передаваемой в единицу времени информации;

• возможности использования для презентации интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический, грам-

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 2(16)2014

матический и даже фонетический материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;

• возможность использовать отдельные слайды в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы);

• активизация внимания всех обучаемых;

• обеспечение эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;

• осуществление контроля за усвоением новых знаний и систематизации изученного материала;

• сочетание классной и внеклассной самостоятельной работы учащихся;

• экономии учебного времени;

• формировании компьютерной мультимедийной компетентности как учителя, так и учащихся, развитии их креативных способностей в организации учебной работы.

Нельзя не отметить и сочетание разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности. Данное свойство мультимедийных презентаций является решающим в преподавании иностранного языка, дает возможность создания учебной языковой среды, приближающейся по аутентичности и интенсивности языкового общения к реальной коммуникации.

Мультимедиа позволяет одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, динамическими изображениями (видеофильмами, анимированными графическими образами), текстом и звуковым сопровождением. Синхронное воздействие на слух и зрение человека повышает объем и степень усвоения передаваемой в единицу времени информации.

Как нами отмечалось ранее, осознание эффективности применения мультимедийных технологий в процессе обучения иностранным языкам, в том числе и для развития коммуникативной компетенции практикующими педагогами, уже налицо. [5] Проведенное нами педагогическое исследование на основе методов опроса (беседа, анкетирование и интервьюирование) и наблюдения показало, что на занятиях активно используются слайды, презентации.

Но в большинстве случаев используемые материалы создаются, как правило, самими педагогами или обучаемыми.

Таким образом, мы пришли к выводу, что мультимедийные технологии применяются на занятиях иностранного языка достаточно широко, однако они создаются самими же педагогами, образно выражаясь, «на ощупь», с опорой, как правило, только на свой собственный опыт преподавания или знания, полученные на курсах повышения квалификации.

Отсюда вытекает насущная проблема, подчеркиваемая, например, в диссертационном исследовании Старикова Д.М. Он приходит к выводу, что создание и накопление различных информационных средств вызывает ряд проблем педагогического характера: отсутствие какой-либо системы в разработке, накоплении и практическом использовании информационных ресурсов педагогического назначения, никак не связанных между собой. Поэтому появляется необходимость объединения в одну систему информационных ресурсов и технологий. [2]

На наш взгляд, с ростом возможностей использования мультимедийных технологий для обучения иностранным языкам назревает необходимость разработки программ, нацеленных на развитие коммуникативной компетенции обучаемых. Это позволит вывести занятия на новый уровень, обеспечивающий максимальное развитие навыков говорения.

В итоге можно выделить следующие ключевые моменты:

- процесс формирования коммуникативных компетенций при обучении иностранному языку имеет ряд объективных сложностей: оторванность от языковой среды изучаемого языка, отсутствие постоянной практики;

- эффективность применения мультимедийных технологий в процессе обучения иностранным языкам, в том числе для преодоления вышеуказанных трудностей не вызывает сомнений;

- мультимедийные технологии обладают обширными возможностями для формирования и развития коммуникативной компе-

тенции обучающихся;

- на современном этапе развития методики обучения иностранным языкам назрела необходимость разработки и системати-

зации программ, нацеленных на развитие коммуникативных компетенций обучаемых.

литература

1. Электронный ресурс Европейская система уровней владения иностранным языком. URL: http://lang.mipt.ru/articles/european_levels.html

2. Карнаухова А.А. Формирование коммуникативной компетенции в информационной образовательной среде городской школы: дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2011. С.1.

3. Электронный ресурс Н.А. Николаенко Использование приемов интерактивного обучения в развитии коммуникативной компетенции при обучении английскому языку. URL: http:// nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/

4. Электронный ресурс С.В. Янина Средства формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/

5. Мингазизова Г.Г. Интеграция мультимедийных технологий в процесс обучения иностранным языкам //Вестник Казанского юридического института МВД России. 2013. № 1(11). С.78.

6. Зиннуров Ф.К. Педагогическая профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях социокультурной среды: дис. ... докт. пед. наук. Казань, 2012.

ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

МВД РОССИИ

уголовный процесс: сборник задач / [Ф.К. Зиннуров и др.]; под ред. доктора педагогических наук, доцента Ф.К. Зиннурова. - Казань: КЮИ МВД России, 2014. - 113с.

В издание включены задачи по учебным дисциплинам «Уголовный процесс», «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)», «Предварительное следствие в ОВД», «Дознание в ОВД», «Прокурорский надзор» в соответствии со структурой действующего Уголовно-процессуального кодекса и программами курсов указанных дисциплин.

Сборник задач может представлять интерес для преподавателей, курсантов и слушателей учебных заведений МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.