УДК 658.3:333.103.6
1 2 3
Г.П. Старкова , Л.А. Николаева , О.В. Лайчук
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
РЕГИОНА
Рассмотрены вопросы формирования интеллектуального потенциала и возможности его развитии. Дана краткая оценка экономической ситуации на уровне региона. Охарактеризованы факторы, положительные и отрицательные стороны функционирования инновационной инфраструктуры с целью обеспечения экономического роста региона.
На современном этапе экономического развития инновационная деятельность занимает важнейшее место в развитии государств, определяя их позиции в мировом пространстве. Место России в международных инновационных процессах пока не соответствует имеющемуся в стране интеллектуальному и образовательному потенциалу, что угрожает потерей перспектив роста национальной конкурентоспособности на мировых рынках наукоемкой продукции, отставанием от ведущих держав мирового сообщества.
В настоящее время, решающее значение приобретает способность максимально эффективно использовать природные ресурсы и квалифицированный труд в целях выявления конкурентных преимуществ субъектов хозяйствования на различных уровнях и ускорения технического и технологического развития страны. Главнейшим ресурсом становится человеческий капитал, его способность осуществлять и воспринимать инновационные процессы. В свою очередь, активизация инновационной деятельности страны является вопросом жизнеспособности российского государства. Этими обстоятельствами определяется актуальность данной темы.
1 Старкова Галина Петровна, д-р тех наук, проректор ВГУЭС по научной работе, руководитель проекта. E-mail: [email protected]
2 Николаева Лидия Александровна, доцент, канд. экон. наук, кафедра Мировой экономики и экономической теории ВГУЭС, E-mail: [email protected]
3 Лайчук Ольга Владимировна, доцент, канн. экон. наук, кафедра Мировой экономики и экономической теории ВГУЭС, E-mail: [email protected].
Среди стран с наивысшими показателями инновационной активности являются США, Япония, Республика Корея, Финляндия, Китай, Индия и др. Их объединяют такие показатели, как внедрение в массовое производство не менее 70% передовых разработок, и не превышающая 30% зависимость от импорта инноваций. Россия, к сожалению, не входит в их число. Её доля на мировом рынке высоких технологий оценивается в 2,5 триллиона долларов в год и составляет менее 1% мирового рынка инноваций. Кроме того, Россия продает за рубеж товаров, к созданию которых приложен научный потенциал в объеме всего 0,5% от общего экспорта, в то время как в мире интеллектуальная составляющая в стоимости товара занимает 70%, а в России этот показатель находится на уровне 5-7 процентов.
Отмеченные данные свидетельствуют о диспропорции между потенциалом российской научной базы и конечным результатом коммерческой и предпринимательской деятельности. Однако, Россия имеет сильную конкурентную позицию - человеческий капитал, способный конкурировать с развитыми странами. Несмотря на проблемы в научно-исследовательской сфере, в ней заложен немалый потенциал. Однако, он используется неэффективно.
Бизнес, имея спрос на технологии, не предъявляет его к отечественным исследованиям и разработкам, не трансформирует его в финансовые потоки, направленные на финансирование НИР. Он, скорее готов купить готовые промышленные технологические разработки за рубежом.
Инновационный цикл разорван, страдает и наука - мало предпринимателей, которые готовы использовать научные исследования для внедрения в бизнес, и, естественно, бизнес, не использующий собственные ресурсы и возможности ученых, труд которых стоит в России значительно дешевле, чем за рубежом. Приобретая дорогостоящие иностранные технологии, собственные - продаются по низкой цене. В результате, с одной стороны Россия рассматривается мировым донором «сырых идей», с другой - практически по всем видам интеллектуальной собственности Россия является чистыми импортером, приобретая патентные лицензии, товарные знаки, инжиниринговые услуги, научные исследования, ноу-хау.
В России в данный момент не существует достаточных условий для того, чтобы идеи, знания, изобретения могли реализоваться в высокотехнологичном продукте. Создаваемые в РФ патенты, переходят в руки иностранных правообладателей, не находя коммерческой реализации на внутреннем рынке. Это значит, что России на мировом рынке выступает экспортером инновационного сырья, в то время как развитые страны - ЕС, США, Финляндии - пытаются осваивать патенты на внутреннем рынке, превращая патенты в технологический продукт внутри своей страны.
Об уровне инновационного развития национальной экономики позволяет судить и структура национального богатства, совокупность индексов продолжительности жизни, уровня грамотности, совокупность поступивших в учебные заведения и реального ВВП на душу населения, по этим показателям среди 174 стран мира, Россия занимает крайне низкое - 71 место.
Инновационная деятельность в субъектах РФ в целом осуществляется неравномерно, с разной степенью интенсивности и эффективности. Тем не менее, контуры «тональных подсистем национальной инновационной системы, учитывающей особенности развития субъектов РФ, выстраиваются. Например, благодаря потенциалу регионов России, в частности, факторам конкурентных преимуществ Приморского края, осуществляется поиск особых подходов к решению социально-экономических задач развития региона: опережающее
развитие высокотехнологичных и наукоемких производств наряду с поддержанием на высоком уровне развития ресурсных отраслей промышленности.
Приморский край обладает значительным научным и технологическим потенциалом. Здесь сложилась и развивается разветвленная система подготовки и переподготовки кадров, способная обеспечить как развитие перспективных научных направлений, так и высокотехнологичных и наукоемких производств. Поэтому есть определенные предпосылки для реализации инновационных проектов, направленных на экономическое развитие территории субъекта РФ.
Наличие промышленно-производственного и техниковнедренческого комплекса - оборудованием, технологиями и высококвалифицированными кадрами позволяют осуществлять производство с высокой долей интеллектуальной ренты. Согласно расчетных и статистических данных, инновационный потенциал Дальневосточных регионов имеет тенденцию к росту. В частности, в Приморском крае он возрос на 37 %, в Сахалинской области на 12 %. К сожалению, в Хабаровском крае ранг инновационного потенциала снизился на 8%, в Камчатской области на 13 % .
При анализе потенциальных возможностей развития инновационной деятельности, важны соотношения затрат на фундаментальные, прикладные исследования и разработки. Наряду с положительными тенденциями роста инновационного потенциала в Приморском крае, ситуация складывается не в пользу инноваций. Если в целом по России из расходов на «науку и инновации» на фундаментальную науку расходуется около 14%, прикладные исследования - 16%, разработки - около70%; в Уральском федеральном округе - 6%, 17% и 77%, то в ДФО - 49%, 19.5% и 31.5%, соответственно.
Таким образом, доля средств, расходуемых на инновационные разработки в Приморском крае, значительно ниже, чем в целом по России,
что приводит к недостатку средств и необходимости их дополнительного привлечения на завершающую стадию прикладных исследований и защиту патента
К благоприятным условиям инновационного развития Приморского края относится высокий уровень «наукоемкости», потенциал которых заложен в государственных высших учебных заведений научно-исследовательских учреждений. Спектр специальностей вузов сформирован с учетом особенностей экономики и потребностей рынка труда. Высшие учебные заведения Приморского края обладают значительным потенциалом для развития инновационных форм деятельности. Наиболее значимыми из них являются Дальневосточный государственный университет (ДВГУ). В рамках совместной российско-американской программы «Фундаментальные исследования и высшее образование», финансируемой Американским фондом СКОБ и Министерством образования и науки РФ, на базе вуза создан «Научнообразовательный центр фундаментальных исследований морской биоты: биология, химия и биотехнология». Данный проект является успешным и взаимовыгодным сотрудничеством учреждений высшего образования и науки. Инновационная программа «Научно-образовательный ресурсный центр технологий повышения качества жизни на Российском Дальнем Востоке» нацелена на решение задач подготовки кадров по перспективным направлениям для Приморского края.
Достаточно эффективно учитывает потребности рынка в инновациях Дальневосточный государственный технический университет (ДВГТУ), в котором создан Центр трансфера российских технологий и научно-технического сотрудничества со странами-членами АТЭС (далее «ТехноРАТЭС»). Основная задача центра «ТехноРАТЭС» состоит в организации содействия эффективному научно-техническому и инновационно-технологическому сотрудничеству России с АТЭС.
В области подготовки специалистов в сфере экономики и в области систем качества, разработке пищевых технологий специализируется Тихоокеанский государственный экономический университет (ТГЭУ). На базе вуза созданы центр экономических исследований и консалтинга; российско-японский центр обучения малому и среднему бизнесу в области пищевых технологий; центр Информационных и Образовательных Технологий (ЦИОТ).
В качестве лидера Дальнего Востока в области подготовки кадров в сфере международных отношений, сервиса, туризма, моды и дизайна выступает Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС). Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского готовит специалистов всех профилей, необходимых морской транспортной системы, по естественнонаучному, гуманитарному, техническому и морскому конвенционному направлениям. В структуре вуза имеются подразделения, отвечающие за организацию и координацию
инновационной деятельности в различных сферах и направлениях.
В состав Дальневосточного отделения РАН входят 6 научных центров: Приморский, Амурский, Хабаровский, Сахалинский,
Камчатский и Северо-Восточный, объединяющие 35 научно-
исследовательских учреждений и 5 филиалов. Благодаря многообразию научно-исследовательских направлений научных учреждений
Приморского научного центра ДВО РАН осуществляется развитие
информационно-телекоммуникационных систем; индустрия наносистем, стратегических и перспективных материалов; технология живых систем.
Формирование и развитие инновационной деятельности в Приморском крае возможно только при наличии всесторонне развитой инфраструктуры. На современном этапе инновационная инфраструктура Приморского края включает в себя следующие группы субъектов инновационной деятельности: инновационные предприятия различных форм собственности; инвесторы, вкладывающие капитал в
осуществление инноваций; посредники, обслуживающие инновационный процесс и обеспечивающие его инфраструктуру (консалтинговые и инжиниринговые фирмы, технологические инкубаторы, технопарки, технополисы, информационные центры и т.п.); общественные организации, участвующие в инновационной деятельности или представляющие интересы отдельных ее участников; государственные органы и органы местного самоуправления, участвующие в управлении, координации и регулировании инновационной деятельности.
В той или иной степени вышеперечисленные структурные составляющие системы вносят свой вклад в становление и развитие ее инновационной инфраструктуры. Специализированная инфраструктура: технопарки, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, венчурные компании и т.п., на территории края развиты весьма слабо, либо находятся на стадии формирования. Тем не менее, среди действующих из них, можно выделить такие активные структуры, как: Некоммерческое партнерство «ИТЦ Приморья», которое проводит консультирование творческих коллективов и отдельных авторов научнотехнических идей и разработок с целью подготовки проектов для участия в конкурсах программ Фонда Бортника; предоставляет информацию об инновационных разработках сотрудников ДВО РАН и содействует процессу подготовки и реализации совместных проектов в таких областях как биология, экология, геология, добыча и переработка полезных ископаемых, информационные технологии, медицина и медицинская техника, пищевая промышленность, сельское хозяйство, электроника, энергетика и т.д.
Практическая деятельность объектов инновационной инфраструктуры проявляется в том, что ТехноРАТЭС, например, осуществляет продвижение российских инноваций на быстроразвивающиеся рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Исходя
из «федерального» статуса центра по участию России в АТЭС, можно делегировать ТехноРАТЭС некий уровень регионального гармонизирующего центра по формированию и координации некой единой инфраструктуры, способной объединить в общих рамках основных агентов инновационного цикла. Принципиальное решение подобной задачи является чрезвычайно актуальным для Приморского края, имеющего значительное число субъектов инновационной инфраструктуры и действующих практически автономно друг от друга.
Совет по научно-технической и инновационной политике при Полномочном представителе Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе осуществляет разработку и координацию действий субъектов региона, направленных на развитие инновационных видов деятельности. Функционирование Совета является определяющим при планировании и проведении мероприятий, направленных на гармонизацию деятельности всех административных субъектов ФО и субъектов инновационной деятельности. В целом, в Приморском крае существует огромный перечень проблем, тормозящих переход к инновационной экономике. Одной из них является отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационные процессы в Приморье.
Подобно ситуации в Российской Федерации, в Приморском крае не достаточно проработаны правовые механизмы передачи интеллектуальной собственности. В соответствии с нынешним законодательством, право собственности на отдельные изобретения и технологии принадлежит научно-образовательным организациям. Однако данные организации имеют значительные ограничения по коммерциализации своих наработок и передаче их коммерческим структурам. Существующий в настоящий момент и реализуемый в рамках программы «Старт» механизм передачи прав собственности на технологии несовершенен, и в значительной степени зависит от взаимоотношений между правообладателем (юридическое лицо) и получателем лицензии (физическое лицо). Это существенно увеличивает риски инвесторов и, как следствие, снижает инвестиционную привлекательность технологии.
Таким образом, несмотря на положительные тенденции, проявляющиеся в том, что на уровне Приморского края сосредоточен не только интеллектуальный потенциал, но имеется сложная инновационная инфраструктура, следует отметить, что с точки зрения реализации потенциальных точек экономического роста, в частности, транспорта, туристско-рекреационной сферы и образования, нет инфраструктурной обеспеченности в эффективном развитии региона.
Для того чтобы изменить ситуацию и обеспечить реализацию федеральных целевых программ, необходимы существенные преобразования в инновационной сфере. Необходимо обеспечить
эффективное взаимодействие всех участников процесса: бизнеса, власти, общественных структур и науки. Государство должно сформулировать четкую позицию по данному вопросу. Необходимо говорить о целой системе, которая помогла бы России перестать быть «сырьевым придатком» и пойти по пути инновационного развития.
Совершенно очевидно, необходима диверсификация экономики, развитие конкурентоспособности не сырьевого сектора. Создание особых экономических зон, улучшение инвестиционного и инновационного климата, благоприятный административный режим для бизнеса и оптимизация законодательства может способствовать ускоренному переходу российской экономики на инновационный путь развития, подразумевающий постепенную смену материального производства -интеллектуальным.
Использование механизма государственного частного партнерства повысит инвестиционную привлекательность государству, позволит привлечь значительные финансовые средства бизнеса в инновационную сферу. В целом круг нерешенных вопросов очень велик и требует осмысленного решения. Процесс адаптации инновационной экономики к российской действительности необходимо начать с решения таких задач, как провозгласить инновационную политику - национальным приоритетом. Следует уделить существенно больше внимания вопросам стимулирования спроса бизнес-сектора на инновации; инициировать активную кампанию, призванную стимулировать инвестиции со стороны частного сектора в НИОКР и разработать меры (налоговые, грантовые и т.д.) для ее реализации. Целесообразно рассмотреть вопрос о
предоставлении компаниям права относить собственные расходы на
НИОКР к затратам (себестоимость продукции) и возможность получения ими налогового кредита. Преимущество такого кредита состоит в том, что его величина может быть определена заранее и, следовательно, он действительно может воздействовать на решение компаний об
увеличении затрат на НИОКР; изменить процесс принятия решения при определении приоритетов исследований.
Существует ряд российских регионов, в которых на высоком уровне проводится хорошо спланированная деятельность по коммерциализации технологий и развитию инноваций. Однако на ранних стадиях рыночного развития им часто мешает недостаток финансовой поддержки. Поэтому необходимо разработать программу развития действительно активных региональных технологических венчурных
фондов. Региональные венчурные фонды могли бы заполнить разрыв между исследовательским финансированием и более крупным венчурным финансированием, что является эффективным стимулом. Примером подхода, ориентированного на преодоление проблемы недостатка капитала в регионах является программа Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере «СТАРТ»,
обеспечивающая источники капитала.
Согласно направлений программы рекомендуется ввести различные типы грантов, обеспечивая смешанное финансирование (например, 50% - за счет государства), направленных на поддержку различных видов проектов в области исследований и разработок (микропроекты, проекты в области исследований и разработок, узкоспециализированные проекты).
Необходимо откорректировать и ныне существующую систему нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности. Несмотря на то, что проблема определения прав собственности на результаты научных исследований обсуждается в России в течение последнего десятилетия, до сих пор не приняты решения по данному вопросу. Неясности в вопросах интеллектуальной собственности значительно препятствуют привлечению инвестиций и созданию новых компаний.
В целях коммерциализации инновационных достижений следует: вести стимулы (налоговые и неналоговые) для компаний; гармонизировать бюджетное законодательство России - например, с европейским -таким образом, чтобы появилась возможность активного использования бюджетных средств в программах и проектах частногосударственного партнерства. Разработать эффективный правовой механизм для использования средств программ технической помощи в России и их аналогов. Кроме того, существует необходимость совершенствования таможенного законодательства и гармонизации его с европейским. Одной из самых распространенных проблем является таможенное оформление при вывозе/ввозе объектов для участия в выставках за рубежом. Упрощение процедуры и снижение стоимости ее прохождения является простой, но важной мерой, стимулирующей участие российских участников в международных мероприятиях (выставках и т.п.), ориентированных на коммерциализацию технологии.
В современных условиях РФ имеет преимущества в виде обширной ресурсной и территориальной базы, высокого образовательного уровня населения, развитой научной и университетской сети. Накоплен колоссальный научный потенциал, имеются подготовленные кадры и перспективные заделы практически по всему спектру современных технологий. Но эти естественные конкурентные преимущества, создаваемые несколькими поколениями ученых и конструкторов, страна не может эффективно использовать, в силу слабо развитой национальной инновационной системы.
Сложившаяся ситуация в стране не позволяет мгновенно решить проблему перехода на инновационный путь развития. Необходимыми этапами реализации инновационной политики является формирование организационных и производственных структур, разработка механизмов, стимулирующих инновационную активность, создание системы
инновационного развития на основе современных высокоорганизованных технологий. В целях активизации инновационной деятельности рекомендуется: изменить стратегический подход к формированию
законодательных актов по инновационной деятельности с акцентом на развитие приоритетных направлений национальной экономики. Необходимо изменить соотношение прямых и косвенных методов регулирования инновационной сферы в сторону повышения последних, всемерно содействовать развитию необходимой для осуществления инновационной деятельности инфраструктуры, усилить региональную составляющую государственной инновационной политики, расширять сферу поддержки инноваций.
Эти направления имеют практическую направленность в рамках взаимосвязи бизнес-среды и административных структур, примером является второй Тихоокеанский экономический конгресс, основная цель которого развитие инвестиционного, производственного и торгового сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, возрастание роли российского Дальнего Востока в региональных процессах. На обсуждение в рамках деловой программы Конгресса были вынесены стратегически важные вопросы, в том числе межрегионального, экономического, инновационного и научнотехнического взаимодействия России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В числе основных тематических направлений Конгресса - энергетический и нефтегазовый экспортный потенциал Дальнего Востока России, развитие транспортно - логистического комплекса в Дальневосточном регионе, а также новый проект «Города, привлекательные для людей».
Масштаб Конгресса свидетельствует о стратегически важных решениях, принятых Президентом и Правительством России относительно Дальнего Востока, открывающих новый этап в развитии региона и Приморского края, его становлении экономическим, культурным и научным форпостом России.
Таким образом, на региональном уровне имеются благоприятные условия для развития инновационной деятельности, основой которой является сформировавшийся интеллектуальный потенциал, сосредоточенный в различных элементах инновационной инфраструктуры Приморского края.