Первая
Тихоокеанская венчурная площадка
И. Ф. Коршенко, исполнительный директор Центра научно-технического и инновационнотехнологического сотрудничества России и АТЭС «ТехноРАТЭС»
В. В.Горчаков,
д. т. н., профессор, председатель законодательного собрания Приморского края
Л. Н. Алексейко,
д. х. н., проректор по НИР ДВГТУ
Во Владивостоке 17-18 мая 2007 г. состоялось мероприятие, которое с учетом переплетения различных факторов и обстоятельств может стать знаковым в условиях повышения активности России на Дальнем Востоке. Речь идет о первой Тихоокеанской венчурной площадке «Приморье — «Инновационном терминале» России в АТР (АТЭС)».
Сначала несколько слов о факторах и возможностях, в связи с этими факторами возникающих.
Первая Тихоокеанская венчурная площадка является действительно первым шагом в создании венчурной индустрии на Российском Дальнем Востоке. Никогда ранее вопросы привлечения венчурного капитала в развитие малых инновационных компаний не поднимались в этом самом большом регионе страны. При этом необходимость в привлечении инвестиций была всегда. Отчасти это связано с наличием высокого инновационного потенциала региона (вузы Дальнего Востока, Дальневосточное отделение РАН традиционно производят достаточное количество инноваций, перспективных для коммерциализации), а отчасти — с геополитическим положением, когда в непосредственной близости находятся активно развивающиеся по инновационному алгоритму страны АТР (прежде всего Китай, Южная Корея, Япония, Тайвань, Малайзия и т. д.). В этой связи чрезвычайно важным было инициировать процесс развития на Востоке России адекватных имеющимся вызовам инновационных механизмов и структурных элементов, которые бы помогли не только обозначить «восточные» точки роста, но и фактически их сделать таковыми.
Нам представляется, что мероприятие типа Российской венчурной ярмарки, которую уже несколько лет проводит Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования (РАВИ), естественно меньшего объема, может сыграть роль катализатора серьезных процессов и в развитии инновационной инфраструктуры, и в создании соответствующего «инновационного климата» в регионе, и в повышении креативности значительной части участвующих в инновационном процессе людей. В этом стремле-
нии мы опирались на тот опыт, который накоплен РАВИ за 10 лет целенаправленной и последовательной работы по становлению в стране венчурной индустрии. РАВИ стала, наряду с Центром научно-технического и инновационно-технологического сотрудничества России и АТЭС (ТехноРАТЭС) одним из главных организаторов первой Тихоокеанской венчурной площадки и это явилось ключевым фактором успешности мероприятия.
Первая Тихоокеанская венчурная площадка включала в себя два блока: экспозицию малых инновационных компаний, представляющих проекты развития своего бизнеса за счет использования инновационных разработок, и конгрессный блок. Экспозиционный блок вместил в себя презентации 24 малых инновационных компаний, преимущественно из Приморского и Хабаровского краев. Для всех компаний, представленных в экспозиции, был организован предварительный коучинг, причем заключительную часть коучинга провели представители РАВИ, Российского фонда технологического развития, Национального содружества бизнес-ангелов России (СБАР), Российского технологического фонда, венчурного инновационного фонда. Это существенно повысило эффективность коучинга и качество представленных экспозиций. В ходе работы венчурной площадки был произведен конкурс представленных в экспозиции компаний и проектов их развития. Представительную судейскую коллегию возглавлял В. И. Спивак — директор регионального Фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга. Приз за лучший проект в сфере природопользования получил проект ООО «Гидрометаллург» (извлечение благородных металлов из техногенных россыпей). Перспективной признана технология автономных ветросолнечных установок. Приз за оригинальную бизнес-идею получил проект ООО «Компьютерный центр» (мобильные мини-печи и высококалорийное брикетированное топливо из органических отходов для них). Лучшей была признана презентация ООО «ДВ ЦЭМП» (малый пассажирский экраноплан и
ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007
ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007
многоцелевой транспортный экраноплан), а приза «Симпатии РАВИ» удостоился проект ООО «Сильвио» («вандалоустойчивые» электронные замки с принципиально новой механикой привода). Поощрительный приз получил проект «умных» удобрений от ООО «МРК-Оптимум».
Конгрессный блок венчурной площадки состоял из 15 мероприятий различной направленности: от специальных лекций исполнительного директора РАВИ А. И. Никконен «Введение в венчурный бизнес» и генерального директора Центра трансфера технологий АТЭС в Индустриальном парке Сучжоу Ван И Фана «Развитие научно-технических и инновационных структур в индустриальном парке Сучжоу», презентации программы Европейского Союза «БиКЕСА» до научно-практической конференции «Государственная инновационная политика на Дальнем Востоке России». Большинство мероприятий конгрессного блока предусматривали не только обмен информацией и «просветительскую» функцию, но и принятие конкретных решений, связанных с развитием различных аспектов инновационной деятельности. Так, например, на дискуссии СБАР «Бизнес-ангелы России. Необходимость и перспективы развития» было принято решение о создании Дальневосточной ассоциации бизнес-ангелов, которое в течение первых двух недель после мероприятия было фактически реализовано.
В целом, первая Тихоокеанская венчурная площадка серьезно активизировала инновационную активность на юге Дальнего Востока. Одним из важнейших результатов можно считать диалог между представителями власти и бизнес-сообществом, который развернулся в Приморье уже после проведения площадки. Этот диалог наметил перспективы государственно-частного партнерства в создании инновационной инфраструктуры региона, и эти перспективы представляются реальными.
Следует отметить, что первая Тихоокеанская венчурная площадка прошла непосредственно после еще одного важного события — 32-го заседания рабочей группы АТЭС по промышленной науке и технологиям, структуры, которая в АТЭС отвечает за научнотехническую интеграцию и создание благоприятных условий для достижения приоритета АТЭС — «развитие экономики, основанной на знаниях». С одной стороны, участники венчурной площадки смогли приобщиться к обсуждению интеграционных процессов в научно-технической сфере, происходящих в АТР. С другой стороны, члены рабочей группы из 12 стран-членов АТЭС смогли убедиться в серьезности инновационного потенциала Российского Дальнего Востока и креативности участвующих в инновационном процессе российских специалистов, в том числе и молодых людей. На площадке завязались деловые и творческие контакты, рядом проектов, представленных в экспозиции, заинтересовались и члены рабочей группы.
Еще об одном аспекте, связанном с проведением венчурной площадки. В заголовке площадки значится «Приморье - «Инновационный терминал» России в АТЭС». Фактически венчурная площадка явилась стартом проекта создания в Приморском крае «Инновационного терминала» — инновационной струк-
туры нового типа. Поскольку данный термин является новым и связан с инновационной стратегией региона, рассмотрим этот вопрос подробнее.
Динамично развиваясь в последние годы, Приморский край все больше позиционируется в мировом геополитическом пространстве как крупный мировой логистический центр, как связующее звено между уже давно состоявшейся Европой и стремительно набирающей темп «тихоокеанской частью» земного шара. При этом инновационный путь глобального развития уже для всех стал очевидным и безальтернативным. В этом контексте чрезвычайно важным становится определение стратегии инновационной деятельности Приморья, учитывающей в равной степени экономические, социальные и иные ресурсные возможности края сегодняшнего и завтрашнего дня, динамику региональных интеграционных процессов, траектории миграции мировых центров развития.
Принципиально возможны три варианта типизации инновационной стратегии региона. Стратегия может быть «разработческого» типа, когда основная деятельность направлена на производство инноваций, а регион «зарабатывает» средства на том, что массово продает инновации, созданные в этом регионе. Стратегия может быть «производственного» типа, когда регион преимущественно покупает инновации и массово их использует для модернизации производящих секторов экономики, при этом основной заработок региона — рост валового продукта за счет увеличения «инновационной» составляющей в объемах производства. И, наконец, третий возможный вид стратегии — «посреднический», когда регион, не занимаясь ни массовым производством инноваций, ни массовым их приобретением для внедрения в производство, ориентируется на обеспечение динамики движения инноваций через регион, формируя основной заработок из посреднической маржи за услуги по поддержанию высоких темпов и поступательного характера движения. Регион, избравший для себя посредническую стратегию, отвечает за формирование инновационных рынков, причем как изнутри, так и извне этих рынков. Следует отметить, что ни одна из стратегий не может быть применена в регионе в «чистом виде». При любой доминирующей, элементы остальных в той или иной степени присутствуют обязательно. Проблема здесь лежит в выборе именно доминирующей стратегии.
Приморский край, являясь крупным российским научно-образовательным центром, производил в советские годы значительное количество разработок, многие из которых являются, безусловно, значимыми инновационными продуктами достаточного уровня. Вместе с тем, следует признать, что это единичные разработки, не носящие характера массового производства, и имеющие, как правило, высокую себестоимость. Поэтому ориентация на позиционирование края как производителя инновационных разработок не сможет обеспечить необходимый для ускоренного развития края приток материальных ресурсов в экономику. Кроме того, ориентация «на доминанту от разработчика» потребует структурных преобразований в региональной науке и, как следствие, высоких материальных и временных затрат.
Позиционирование края как массового потребителя инноваций («производственная» стратегия) тесно связано с перспективами развития «производящих» секторов экономики. В настоящее время экономика края в значительной степени носит сырьевой характер. Богатство природных ресурсов Дальнего Востока, а также наличие соседей, массово производящих высокотехнологичное оборудование достаточно высокого качества для удовлетворения потребностей «сырьевой» экономики, не являются хорошим стимулом для диверсификации производства, для формирования потребностей в модернизации инновационного характера. Поэтому можно прогнозировать наличие еще в течение длительного времени недостаточного спроса на инновации в крае.
Приморский край в течение многих лет занимается активной посреднической деятельностью, которая по планам администрации края будет в последующие годы только развиваться. Это и транспортные услуги, причем, наряду с существующими видами транспорта (морским, автомобильным, авиационным, железнодорожным) добавится еще и трубопроводный. Это услуги по разнообразнейшей переработке грузов. Это и туристический бизнес, развивающийся в крае интенсивно. В крае давно уже сформированы традиции посреднической деятельности, некое посреднически ориентированное мышление, стереотипы и процедуры действий. Усиливается и межрегиональное позиционирование края как крупного логистического центра мирового уровня. Было бы совершенно естественным усилить это позиционирование адекватной инновационной составляющей. При этом целесообразно для различных секторов экономики Приморья иметь однотипные стратегии развития, укладывающиеся в общую концепцию.
Поэтому, оптимальным для края является «посреднический» тип инновационной стратегии. Принятие «посреднической» стратегии означает то, что край создает механизмы и инструменты для обеспечения динамики движения инноваций, вовлекая в это движение, в том числе, и собственные разработки, и извлекая из этого движения инновации для внедрения на собственных предприятиях.
Ключевой вопрос — инфраструктура обеспечения реализации стратегии. Каждый тип стратегии, из отмеченных выше, требует создания определенного набора структурных элементов, которые ориентированы на исполнение предусмотренных этим типом стратегии функций. Так, используя уже сформированные в Российской национальной инновационной системе термины и названия организаций, можно отметить следующее. Для «разработческого» типа инновационной стратегии необходимы офисы коммерциализации разработок, инновационно-технологические центры, технопарки (с точки зрения испытательных полигонов для разработок). Для стратегии «производственного» типа необходимо развивать производственно-технологические центры, офисы внедрения разработок, бизнес-инкубаторы, технопарки. Для «посреднической» стратегии необходимы центры трансфера технологий, центры международного инновационного сотрудничества, коучинг-центры, ин-
ституты венчурной индустрии, структуры для оказания консалтинговых услуг.
Ориентация на посреднический тип инновационной стратегии, существующие в крае элементы инновационной инфраструктуры позволили сформировать для края особую, имеющую высокую геополитическую значимость стратегию «Инновационного терминала» (innovative hub), т. е. такого узла для поддержания высокой интенсивности движения инноваций, через который проходит вся логистика инновационного развития региона. При этом речь идет не только о реализации в АТР произведенных на Дальнем Востоке инноваций, но о новом уровне отношений в инновационной сфере, в которую вовлекаются и сибирские, и центральные, и западные российские регионы, и все азиатские территории, и другие государства, в том числе и европейские. Главное в стратегии «Инновационного терминала» сформировать региональные инновационные рынки, обеспечив доминирующее присутствие на них, организовать приток капитала, прежде всего венчурного, установить соответствующие отношения между субъектами, обеспечить динамику процесса и сформировать креативный, инновационно ориентированный кадровый резерв.
Проект «Инновационного терминала» имеет высочайший уровень политической значимости, особенно в связи с планируемым проведением саммита глав экономик АТЭС во Владивостоке в 2012 г. Он может стать глобальной инициативой России в АТЭС, его составные элементы — инициативами Приморского края в рабочих органах АТЭС. Стратегия и инфраструктура «Инновационного терминала» является пионерской.
Проект в целом и его составляющие дают возможность Приморскому краю вовлечения больших объемов федеральных бюджетных средств по различным федеральным программам, реализуемым Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством образования и науки РФ, другими профильными министерствами.
Проект имеет высокую социально-экономическую значимость для региона. В частности, его реализация будет способствовать значительному увеличению объемов производства наукоемкой продукции, созданию нескольких сотен рабочих мест с достойным уровнем заработной платы и устойчивому приросту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней (цифры приведены ниже).
Приморский край отличает высокий уровень готовности к созданию на территории юга Приморского края (городов Владивостока, Артема) международной, ориентированной на регион АТЭС инновационной инфраструктуры нового типа — «Инновационного терминала». Об этом свидетельствуют следующие факты:
1. Развитие ориентированной на регион АТЭС инновационной инфраструктуры полностью отвечает интересам России на Дальнем Востоке. Поскольку «Инновационный терминал» является новым объектом инновационной системы региона АТР, нигде ранее не применявшимся, прогнозируется большое внимание к нему со стороны зарубежных партнеров, в том числе и из стран АТР и Европейского Союза. «Инновационный
ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007
ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007
терминал» может быть системообразующей структурой для создания своеобразного инновационного моста ЕС - Россия - АТР. Региональная стратегия, ориентированная на развитие экономики, основанной на знаниях, и реализованная в «Инновационном терминале» может быть положена в основу российских глобальных инициатив для саммита глав экономик АТЭС 2012 г.
2. Развитие инновационной деятельности «посреднического» типа на территории Приморского края полностью отвечает приоритетам социально-экономического развития региона. Ключевым приоритетом социально-экономического развития, обозначенным в программах развития Приморского края, является обеспечение устойчивого развития региона и рост благосостояния населения через создание устойчивых конкурентных преимуществ в области науки и передовых технологий, формирование качественно новой экономики, основу которой составляет развитый научно-образовательный комплекс, высокотехнологичные и быстрорастущие компании, обеспечивающие производство товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью. Стратегия «Инновационного терминала» органично сопрягается с позиционированием Приморского края как мирового транспортного узла(логистического центра).
3. Город Владивосток обладает высочайшим потенциалом для интенсивного развития и продвижения на международном уровне высокотехнологичного инновационного бизнеса. Ключевыми преимуществами Владивостока являются:
♦ Высокий уровень развития многопрофильного научно-образовательного комплекса, обеспечивающий соответствующий кадровый и научный потенциал территории.
♦ Высокий уровень и традиции развития производственного комплекса, обеспечивающее Приморскому краю в целом, и Владивостоку, в частности, позиционирование крупнейшего на Тихом океане логистического центра.
♦ Динамичное развитие международных связей, в том числе по наиболее приоритетным для региона направлениям, и связанное с этим повышение авторитета края в АТР.
♦ Действующая система развития и поддержки инновационного предпринимательства, включая соответствующую инновационную инфраструктуру.
♦ Динамичное и последовательное улучшение условий для жизни, в частности, в области жилищных условий и социальной инфраструктуры.
4. Наиболее перспективными с точки зрения научного, производственного и кадрового потенциала для развития на территории Приморского края признаны важнейшие для России и для региональной экономики направления, среди которых:
♦ Комплексное освоение ресурсов шельфа Мирового океана.
♦ Новые материалы и нанотехнологии.
♦ Живые системы.
♦ Рациональное природопользование и охрана окружающей среды.
♦ Возобновляемые источники энергии.
Данные направления являются наиболее важными и актуальными для большинства стран-членов АТЭС, поскольку обеспечивают экономическую, продовольственную, энергетическую безопасность, решение многовековых проблем обеспечения питьевой водой населения региона, его здоровья и процветания.
При этом «Инновационный терминал» станет катализатором для опережающего развития данных направлений в регионе. В частности, проекты, привлекаемые к реализации в АТЭС через «Инновационный терминал» в рамках данных направлений, обладают высокой степенью актуальности и инновационной привлекательности, а востребованность инновационной разработки напрямую связана с принадлежностью этой разработки к наиболее актуальным направлениям.
5. Высокий уровень проработки «технических» аспектов создания «Инновационного терминала» на территории Владивостока и Артема повышает инвестиционную привлекательность проекта для государства:
♦ Территория для размещения инфраструктуры «Инновационного терминала» расположена в черте городов Владивостока и Артема, что обеспечивает близость к развитой инженерной, транспортной и социальной инфраструктуре юга Приморского края.
♦ Наличие проработанной концепции развития территории «Инновационного терминала позволяет уже на сегодняшний день с высокой точностью определить требуемый объем и график финансирования проекта.
♦ Для «Инновационного терминала» планируется использовать преимущественно существующие здания и сооружения, что позволяет при снижении затрат на строительные работы соблюсти архитектурную целостность и историческую привлекательность районов расположения терминала.
♦ Возможность использования разветвленной структуры площадей/территорий, используемых для создания объектов терминала позволит точнее «вписаться» в градостроительную концепцию развития Владивостока.
♦ Мощности Приморского строительного комплекса позволяют обеспечить эффективную реализацию проекта в части строительства инженерной, транспортной и научно-производственной инфраструктуры «Инновационного терминала.
6. Растущий уровень финансово-экономической устойчивости региона минимизирует риски, связанные с финансовым аспектом реализации проекта. Ключевая стратегическая цель создания «Инновационного терминала» в Приморском крае заключается в том, чтобы придать экономике региона новое качественное развитие через трансфер российских инновационных продуктов, разработок, техноло-
гий на рынки АТЭС, через улучшение условий для инновационного предпринимательства на российском и международных рынках и создание устойчивых конкурентных преимуществ за счет интенсификации научно-технологического обмена.
Получаемый Приморским краем в результате реализации проекта по созданию «Инновационного терминала» мировой статус и совокупный социально-экономический эффект свидетельствует о высокой значимости проекта для достижения ключевых приоритетов края:
a. Формирование уникальной среды для активного развития инновационного бизнеса, производства научно-технической продукции и вывода ее на внутренний и внешний рынок (АТЭС), включая:
♦ Современную организационную, информационную, материально-техническую базу для развития инновационной деятельности.
♦ Развитую сеть услуг для инновационного бизнеса (консалтинговых, маркетинговых, юридических и др.).
♦ Эффективный доступ к финансовым ресурсам (фондам прямых инвестиций, венчурным фондам и т. д.).
♦ Благоприятный режим ведения предпринимательской деятельности.
♦ Широкие возможности для реализации экспортного потенциала.
♦ Доступ к профессиональным кадровым ресурсам.
♦ Систематический обмен передовыми знаниям и лучшей практикой.
b. Рост инвестиционной привлекательности края. Улучшение условий для инновационного предпринимательства, рост потребительского рынка, повышение конкурентоспособности создаваемых предприятий обеспечит повышение инвестиционной привлекательности края для внутренних и внешних инвесторов. Активное развитие инновационной деятельности будет сопровождаться существенным увеличением ежегодных инвестиций в экономику региона, в том числе инвестиций в основной капитал научно-образовательного комплекса, обеспечивая прирост материальной базы научных организаций и вузов.
c. Повышение бюджетной обеспеченности региона. Развитие наукоемких и смежных секторов экономики обеспечит значительное увеличение объема ежегодных поступлений в бюджеты всех уровней от деятельности резидентов и обслуживающих их региональных компаний.
^ Улучшение качества жизни и расширение возможностей для реализации населением Приморского края творческого, предпринимательского и трудового потенциала, в том числе за счет:
♦ Появления новых возможностей для самореализации населения в рамках новой, «интеллектуальной» экономики.
♦ Развития и повышения качества образования.
♦ Формирования более высоких стандартов жизни населения (повышение качества жилищных условий, уровня социальной и рекреационной инфраструктуры).
Для России в целом реализация проекта создаст условия для диверсификации экономики посредством развития наукоемких, высокотехнологичных отраслей, что позволит обеспечить устойчивый экономический рост и значительно укрепить позиции страны как активного участника международных экономических отношений. В частности, реализация данного проекта обеспечит:
• Повышение активности России в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», выход России на лидирующие позиции в этом международном объединении, повышение уровня позиционирования Приморского края в качестве регионального центра деловой активности форума АТЭС.
• Подтверждение возможности перехода от зависимой от конъюнктуры мировых рынков сырьевой экономики к экономике знаний.
• Расширение практического опыта «коммерциализации» научно-технологического потенциала России.
• Укрепление имиджа Дальнего Востока в качестве территории с высоким научно-технологическим потенциалом; практическое воплощение высоких стандартов жизни, способное не только остановить отток населения из регионов Дальневосточного федерального округа, но и обеспечить его прирост.
• Увеличение в российской экономике доли продукции высокотехнологических отраслей, повышение инвестиционной привлекательности перерабатывающих отраслей и научно-образовательного комплекса страны.
• Улучшение имиджа страны в части практического обеспечения защиты прав собственности, стимулирование предпринимательской активности в сфере науки и высоких технологий. «Инновационный терминал» должен стать узлом
для поддержания высокой интенсивности движения инноваций, через который проходит вся логистика инновационного развития мирового региона. При этом речь идет не только о реализации в АТР произведенных на Дальнем Востоке инноваций, но о новом уровне отношений в инновационной сфере, в которую вовлекаются и сибирские, и центральные, и западные российские регионы, и все азиатские территории, и другие государства, в том числе и европейские. Главное в стратегии, реализуемой при помощи «Инновационного терминала», сформировать региональные инновационные рынки, обеспечив устойчивое присутствие на них российского малого и среднего инновационного бизнеса, организовать приток капитала, прежде всего венчурного, установить соответствующие отношения между субъектами и обеспечить динамику процесса.
«Инновационный терминал» — это, прежде всего, инфраструктурный комплекс. Смысл этого терминала — комплексная «переработка» инноваций в продукты, которые успешно реализуются на высокотехнологичных рынках региона.
«Инновационный терминал» должен реализовывать следующие функции:
• сбор инновационных идей, объектов интеллектуальной собственности, имеющих перспективу коммерциализации;
ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007
ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007
Рис. 1. Инфраструктурный комплекс «Инновационный терминал»
• сбор и учет потребностей экономик региона АТЭС в инновациях, спроса на инновации на открытых и корпоративных рынках, анализ рыночных тенденций;
• экспертизу проектов и проектных идей;
• защиту интеллектуальной собственности при продвижении малых и средних инновационных компаний за рубеж;
• подготовку инвестиционных проектов и передачу их малым инновационным компаниям;
• подготовку проектных команд;
• поддержку специализированной консалтинговой среды;
• поддержку коммуникативной среды (решение языковых проблем, Интернет-ресурсы, ярмарочно-выставочные объекты, контакты, видеоконференции, периодические и непериодические издания, электронные торговые площадки и пр.);
• вхождение в существующие и создающиеся сетевые структуры;
• создание малых инновационных компаний и поддержку первых стадий их развития;
• представление проектов инвесторам, привлечение инвестиций (российских и зарубежных);
• расширение экспортного потенциала созданных компаний;
• логистику процесса трансфера российских технологий в АТЭС и развитие бизнеса российских инновационных компаний на территории стран-членов АТЭС.
Для обеспечения описанных выше функций необходимо последовательно создать следующий инфраструктурный комплекс «Инновационного терминала» (рис. 1):
• Центр трансфера технологий.
• Инновационно-технологический центр.
• Центр международного сотрудничества.
• Учебный центр по подготовке инновационных менеджеров.
• Коучинг-центр системы венчурного предпринимательства.
• Центр коллективного пользования.
• Проектный центр.
• Информационный центр.
• Логистический центр.
• Международный бизнес-инкубатор.
• Венчурный фонд (или иной из институтов венчурного предпринимательства).
• Экспоцентр с постоянно действующей международной венчурной площадкой.
• Конгресс-центр.
Кроме того, «Инновационный терминал» должен иметь возможность использовать имеющиеся в регионе (преимущественно, в Приморском крае) производственные мощности, лабораторную базу, экспертное сообщество.
Часть из необходимой инфраструктуры в Приморском крае уже создана и успешно функционирует.
Ряд структурных элементов, составляющих «Инновационный терминал», являются предметом конкурсов, проводимых Министерством экономического развития и торговли РФ (бизнес-инкубаторы, элементы развития региональных программ поддержки малого предпринимательства, элементы венчурной индустрии).
Для обеспечения деятельности «Инновационного терминала» в крае имеются следующие возможности:
• использование производственной базы организаций, входящих в учебно-научно-производственный комплекс ДВГТУ (более 300 организаций);
Рис. 2. «Инновационный терминал»: структура и связи
использование лабораторной базы Дальневосточного отделения РАН (Приморский научный центр) и вузов Владивостока и Артема; использование экспертного потенциала научнотехнического сообщества (с соответствующим организационным и общественным оформлением) Приморского края.
Рис. 3
Таким образом, уже сегодня Приморский край располагает значительными организационными ресурсами для создания инфраструктуры «Инновационного терминала» и реализации возлагаемых на него функций.
По существу представленная инфраструктура располагается на трех уровнях:
• уровень 1 — непосредственно структуры терминала (внутренний круг на рис. 1), ориентированные на исполнение «внешних» функций терминала;
• уровень 2 — структуры, обеспечивающие динамику инновационного процесса (средний круг на рис. 1);
• уровень 3 — структуры, привлекаемые для решения отдельных задач (внешний круг на рис. 1). Общее взаимоотношение между структурными
элементами «Инновационного терминала» представлено на рис. 2.
Функционально инфраструктура «Инновационного терминала» обеспечивает динамику непрерывного развития от малых объемов капитализации активов инновационных компаний и низкой инновационной плотности (отношение количества успешно реализованных проектов/бизнесов к инновационному потенциалу) к высокой капитализации активов и высокой инновационной плотности в регионе (рис. 3).
Форма общей организации структуры терминала — холдинг. Управление деятельностью — через специально созданную для этих целей управляющую компанию.
Сотрудничество стран, входящих в АТЭС, по созданию «Инновационного терминала» позволит существенно повысить его эффективность.
ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007