Научная статья на тему 'Интеллектуальный потенциал и интеллектуальный ресурс государства как основа обеспечения национальной безопасности'

Интеллектуальный потенциал и интеллектуальный ресурс государства как основа обеспечения национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1028
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕСУРС / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КРИТИЧЕСКАЯ МАССА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марутян Рена Рубеновна

В статье раскрывается содержание понятий «интеллектуальный потенциал» и «интеллектуальный ресурс» государства, дается их сравнительная характеристика. Делается попытка классификации интеллектуального потенциала государства и определения его «критической массы». Представлено авторское видение роли интеллектуального ресурса в обеспечении национальной безопасности страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual Potential and Intellectual Resource of a Government as the Foundation of National Security Provision

The article reveals the notions “intellectual potential” and “intellectual resource” of the government, provides their com parative characteristics. The author tries to provide classification of intellectual potential of the government and definition of its “critical mass”. The author presents her own vision of intellectual resource in the sphere of national security provision

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный потенциал и интеллектуальный ресурс государства как основа обеспечения национальной безопасности»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ТЕРРИТОРИЙ

Интеллектуальный потенциал и интеллектуальный ресурс государства как основа обеспечения национальной безопасности

Марутян Рена Рубеновна

Кандидат исторических наук, доцент кафедры национальной безопасности Национальной академии государственного управления при Президенте Украины e-mail: [email protected]

Rena Rubenovna Marutyan

Dr, PhD in History, National Academy of Public Administration under the Office of the President of Ukraine, Associate Professor of National Security e-mail: [email protected]

УДК 351.86:001.8

Intellectual Potential and Intellectual Resource of a Government as the Foundation of National Security Provision

В статье раскрывается содержание понятий «интеллектуальный потенциал» и «интеллектуальный ресурс» государства, дается их сравнительная характеристика. Делается попытка классификации интеллектуального потенциала государства и определения его «критической массы». Представлено авторское видение роли интеллектуального ресурса в обеспечении национальной безопасности страны.

Ключевые слова и словосочетания: государственное управление, интеллектуальный ресурс, интеллектуальный потенциал, критическая масса, национальная безопасность.

The article reveals the notions "intellectual potential" and "intellectual resource" of the government, provides their comparative characteristics. The author tries to provide classification of intellectual potential of the government and definition of its "critical mass". The author presents her own vision of intellectual resource in the sphere of national security provision.

Key words and word-combinations: public administration, intellectual resource, intellectual potential, critical mass, national security.

Важнейшим условием развития цивилизации в XXI веке является наличие развитой информационно-аналитической среды как основы прогресса во всех областях жизни общества. Лишь в такой среде могут быть реализованы эффективные управленческие механизмы, разработаны и внедрены современные высокие технологии, обеспечено необходимое качество человеческого потенциала. Место каждой страны в глобальной среде безопасности в настоящее время определяется информационно-аналитической, инновационной средой, основой которой является интеллектуальный потенциал и интеллектуальные ресурсы.

Актуальность темы связана с обращением к одной из наиболее острых проблем, которые стоят перед

отечественной наукой, - переходу к принципиально новой управленческой идеологии развития украинского общества, которая предусматривает стратегическую ориентацию на новые опережающие технологии производства, на создание на общегосударственном уровне целостной системы поддержки интеллектуального потенциала нации, его развития и превращения в интеллектуальный ресурс, а в конечном счете, в интеллектуальный капитал.

В связи с этим именно интеллектуальный потенциал как основа государственно управленческой деятельности становится одним из важнейших ресурсов обеспечения национальной безопасности страны и достижения национальных целей. В Стратегии национальной безопасности Украины (от 12.02.2007 № 105/ 2007) отмечается, что для достижения целей Стратегии необходимо осуществить реформирование сектора безопасности и обороны, совершенствовать механизмы правового, организационного, интеллектуально-кадрового, финансового, материально-технического обеспечения национальной безопасности, что, в частности, предусматривает и кардинальное повышение эффективности подготовки кадров (в том числе высшей квалификации) для сектора безопасности и обороны [1].

Целью данной статьи является исследование содержания понятий «интеллектуальный потенциал» и «интеллектуальные ресурсы», от использования, развития и воспроизводства которых зависит национальная безопасность государства. В соответствии с целью статьи ставятся такие задания: сравнить понятие «интеллектуальный потенциал» и «интеллектуальные ресурсы», осуществить попытку определения «критической массы» интеллектуального потенциала, классифицировать типы интеллектуального потенциала, определить влияние интеллектуальных ресурсов на обеспечение национальной безопасности страны.

Анализ последних исследований по теме. Научные разведки феномена интеллектуальных ресурсов осуществлялись в пределах разных социальных наук. Исследованием сущности интеллектуальных ресурсов занималась психология, которая активно использовала понятие «интеллект» для описания умственных способностей человека. Во второй половине ХХ столетия это понятие привлекло внимание социологов, так в научном дискурсе появилось новое понятие «социальный интеллект». В зарубежной и отечественной научной мысли исследования отдельных аспектов интеллектуальных ресурсов общества нашли отображение в трудах многих авторов. Так, исследованию интеллектуального потенциала посвящены работы А. Кузьмина, Н. Липовской, А. Рогожина; интеллектуальный капитал рассматривают О. Бервено, О. Бутник-Сиверский, П. Крайнев, И. Комаров; на особенности управления интеллектуальной собственностью обращают внимание российские исследователи Г. Бромберг, А. Орехов, Б. Розов и украинские - Г. Андрощук, А. Варгатюк, Ю. Капиця, Е. Компанець, И. Шаров.

Изложение основного материала. Интеллектуальный потенциал является возможным (скрытым, не задействованным) резервом развития сферы производства интеллектуальных продуктов (объектов интеллектуальной собственности). Более конкретно интеллектуальный потенциал можно рассматривать как совокупность средств, условий, возможностей, которые социально-экономическая система имеет в своем распоряжении для реализации новых проектов, освоения новых технологий, получения наукоемкой продукции и материалов, творчества. Это перспективная составляющая интеллектуального ресурса, которая может быть мобилизована, активизирована и эффективно использована для достижения цели в соответствующей сфере; это способность накапливать, использовать и воспроизводить новые знания. Интеллектуальным потенциалом владеет человек, группа людей, организация, нация, общество, цивилизация в целом. Богатство общества оценивается его интеллектуальным потенциалом и способностью общества превращать интеллектуальный потенциал в ресурс и продукт[2, с. 278; 299].

Таким образом, к интеллектуальному потенциалу мы относим все возможности развития экономики в виде созданных научных знаний, которые еще не реализовались, поскольку уровень развития производительных сил не позволяет их использовать в качестве источника последующего развития.

Интеллектуальным ресурсом являются лишь те знания, которые актуализированы в обществе, - в экономике, образовательных технологиях и тому подобное. Эти знания являются компонентом системы человеческой деятельности и имеют практическое значение для человека в его социальной и личной жизни, это множество фиксированных результатов интеллектуальной деятельности. Это научные знания, которые привлечены в производство как его факторы и стали движущей силой инновационного развития экономики. Неиспользование интеллектуального потенциала приводит к его быстрому обесцениванию, старению, а это, в свою очередь, приводит к потере стоимости этого ресурса. Первым и необходимым условием существования интеллектуальных ресурсов является их постоянное обновление и расширенное воспроизводство, а важнейшим требованием относительно интеллектуального потенциала является его использование.

Остановимся более детально на определении понятия «интеллектуальный потенциал» и попробуем

определить его «критическую массу». Интеллектуальный потенциал является интегральным понятием, но более специализированным. Мы считаем, что в нем должен отобразиться в обобщенном виде уровень развития двух тесно связанных между собой областей интеллектуальной жизни общества, а именно - науки и образования.

Рост интеллектуального потенциала определяется, во-первых, возможностями обеспечения науки современными капитало- и ресурсоемкими приборами, аппаратами и установками (космические станции, синхрофазотроны, радиотелескопы, «думающие» компьютеры и тому подобное), которые сами по себе являются воплощением новейших достижений научной и технической мысли, а также дорогими материалами высокой меры чистоты; во-вторых, возможностями подготовки достаточного количества квалифицированных кадров: ученых, инженеров, техников, управленцев, высокого уровня. Обеспечить потребности создания и непрерывного развития материальной базы науки и ее обеспечения кадрами, которые эту базу могут с надлежащей эффективностью использовать и совершенствовать, сегодня могут позволить себе наиболее развитые страны мира, имеющие достаточное финансовое обеспечение сферы науки и сферы образования. Хотя, следует заметить, что на протяжении долгого исторического периода им удавалось в известной степени практически бесплатно использовать достижения мировой науки (как это было в Японии на стадии послевоенной модернизации) или широко привлекать подготовленные в других странах кадры специалистов (как это было в США при создании атомного оружия в годы Второй мировой войны и продолжается в настоящее время, в том числе, за счет «оттока мозгов» из стран восточной Европы)[3]. Войти в число передовых развитых стран и удержаться в лидерах мирового прогресса, в конечном счете, можно лишь при создании и наращивании собственного мощного научного потенциала и системы подготовки научных и технических кадров высокой квалификации. В соответствии с этим, целесообразно при конструировании такого интегрального индекса, как ИП (интеллектуальный потенциал), следует определенным образом свести воедино показатели состояния образования и науки, образовательного и научного потенциала страны.

Интеллектуальный потенциал нации имеет несколько составляющих, а именно:

- систему науки и образования, которая охватывает государственные и негосударственные научные заведения;

- люди (кадры), которые владеют знаниями и увеличивают их запас;

- информационно-коммуникационную инфраструктуру;

- системы связи (где определяющей является скорость связи, её надежность, защищенность от несанкционированного доступа);

- информационные ресурсы;

- интеллектуальную собственность в виде патентов, лицензий, ноу-хау.

Интеллектуальный потенциал характеризует исходное состояние объекта, на основании которого можно реально определить перспективные цели. В этой связи существует понятие так называемой «критической массы» национального интеллектуального потенциала (в том числе, научно-исследовательского и инженерно-технического), то есть такой уровень его предельно допустимой минимальной (критериальной) величины, опускаясь ниже которого государство обречено на длительное культурное и творческое прозябание, маргинальное состояние в мировом научно-техническом и социально-экономическом прогрессе, постоянную зависимость от иностранных материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов и наконец, на потерю своего экономического и политического суверенитета [4].

«Критическую массу» интеллектуального потенциала можно, в частности, определять через наличие физических лиц с высшим образованием, занятых в сфере научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы (НИОКР) и в производстве (применено для расчетов интеллектуального потенциала как на микро -, так и на макроуровне). В более общем виде, на наш взгляд, следует использовать такой интегральный показатель, как доля расходов на НИОКР в валовом внутреннем продукте (ВВП), поскольку масштабы кадрового компонента интеллектуального потенциала государства решающим образом зависят от объема финансирования сферы интеллектуального производства.

Исходя из этого, можно говорить о наличии трех типов интеллектуального потенциала: Первый тип -слабый интеллектуальный потенциал, когда его величина в течение длительного периода времени остается ниже «критической массы». Постоянство такой ситуации в экономике может привести к деградации общества и полной потере интеллектуального потенциала. Второй тип - пороговый (средний) уровень интеллектуального потенциала, характеризуется соответствием его величины показателю «критической массы», опускаться ниже которого пагубно для экономической безопасности и стойкости общества. В таком случае можно вести

речь о ситуации регресса. Третий тип - высокий интеллектуальный потенциал, когда он превышает показатель «критической массы», характерный для общества, которое стремится к постоянному обновлению и владеет высокой инновационной активностью. Согласно экспертным оценкам, разрушение национального интеллектуального потенциала может случиться, если сумма расходов на НИОКР в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны в течение 5-7 лет стабильно не превышает 1% в год, и в результате этого доля лиц с более высоким естественно-научным и инженерно-техническим образованием в общем числе занятых в народном хозяйстве снижается с соответствующим временным лагом до 2-4%. Именно эти указанные величины будут нижним пределом «критической массы» интеллектуального потенциала, характерным для регрессирующей экономики, когда данный показатель в своем падении проходит через величины, соответствующие простому воссозданию (то есть поддержка некоторой стабильности на более низком предельно допустимом уровне).

Верхний предел «критической массы» интеллектуального потенциала находится приблизительно в интервале 1,5-2.0%, после чего с лагом 5-7 лет может появиться позитивный эффект: численность лиц с более высоким естественнонаучным и инженерно-техническим образованием вырастет до 4-6%, стабилизируется производство, появится тенденция к повышению темпов экономического роста[3, с.5].

До тех пор, пока критическая масса интеллектуального потенциала не накоплена, даже при наличии естественных, человеческих возможностей, финансовой помощи со стороны международных организаций и других стран, государство обречено на социально-экономическое отставание и пребывание в составе отстающих стран.

Именно государство должно обеспечивать развитие интеллектуального потенциала нации. Включая в государственную политику фактор инновационного развития, продуцирования интеллектуального потенциала, создания и использования новых знаний, технологий, информации как источников экономического роста, социального и духовного развития, привлекая к инновационному процессу все население, государство тем самым предоставляет отечественной экономике и предпринимательству реальное преимущество в глобальной экономике и конкуренции.

В настоящее время очень часто в экономической литературе говорится о том, что происходит глобальный процесс современности - так называемый интеллектуальный передел мира. Это означает жесткую конкурентную борьбу отдельных государств и их блоков за подавляющее владение (в добавление к территориям, ресурсам, финансам и так далее) практически последним не разделенным мировым ресурсом - интеллектом как носителем и генератором современных научных знаний и высоких технологий. Таким образом, следует ожидать еще большей поляризации мира на бедных и богатые страны, углубление разрыва между ними за уровнем интеллектуального потенциала и научно-технического и социально-экономического развития в целом.

В статье Д.Медведева «Россия, вперед!», которая вышла в сентябре 2009 года, стратегическим национальным заданием признана необходимость в ближайшее десятилетие стать страной, которая будет богата не только сырьевыми, но и интеллектуальными ресурсами: создавать уникальные знания, экспортировать новейшие технологии и продукты инновационной деятельности, занять интеллектуальное верховенство в современном мире [5]. Президент США Б. Обама для поиска национального консенсуса в решении глобальных проблем, которые стоят перед страной, предлагает осуществить решительные действия правительства в трех направлениях: образование, наука и технологии, энергия. Это, по его мнению, позволит США стать конкурентоспособным государством, потому в эти отрасли необходимо вкладывать деньги [6, с. 193].

Сильная позиция национального хозяйства страны предусматривает лидерство в сфере производства и реализации интеллектуальных продуктов, в том числе технологическое лидерство, масштабные инновации, мощный интеллектуальный потенциал, занятие всей ниши на мировом рынке, интенсивные рисковые проекты. Мировое интеллектуальное лидерство характеризуется, во-первых, расширенным экспортом объектов интеллектуальной собственности (в форме лицензий, патентов, ноу-хау и так далее), во-вторых, наращиванием вывоза готовой продукции, изготовление которой требует употребления новейших интеллектуальных продуктов, в-третьих, предоставлением безвозмездной научно-технической помощи другим странам и, в-четвертых, высоким уровнем собственного интеллектуального потенциала. Таким образом, в геополитических стратегиях стран-лидеров в поддержке и наращивании отрыва от других стран решающую роль играет научное и технологическое доминирование. Оно, в свою очередь, нуждается в растущих темпах инновационного процесса, формирования необходимого для этого интеллектуального ресурса.

По предыдущим подсчетам, мощность интеллектуального потенциала Украины составляет 137-138 млрд. дол. А по относительному количеству лиц с высшим образованием она входит в первую десятку развитых стран мира [1]. Именно эффективность использования интеллектуального человеческого потенциала уже в ближайшее десятилетие могла бы обеспечить высокий рост экономики, вхождение нашего государства в группу европейских стран-лидеров по социально-экономическому развитию.

По данным Международной организации труда (МОП), если на науку выделяется менее 2 % ВВП, то начинается разрушение не только науки, но и экономики, и общества в целом. В то же время необходимы соответствующие мероприятия по улучшению использования имеющихся ресурсов. Одним из них является внедрение лизинговых схем [7].

Интеллектуальный потенциал и ресурс любой страны являются основой ее независимости и залогом процветания и развития. Но эти два понятия имеют также отношение к процессу обеспечения национальной безопасности. Актуальность развития интеллектуального потенциала и ресурса государства как основы обеспечения национальной безопасности обусловлена стремительным ростом количества разнообразных вызовов и угроз, с которыми сталкивается каждая страна. Проблема обеспечения национальной безопасности предопределяет формирование адекватной имеющимся и ожидаемым угрозам системы управления в сфере национальной безопасности[8]. Кардинально исправить ситуацию способны лишь профессионально подготовленные управленческие кадры, которые способны осуществлять комплексный геополитический и геоэкономический анализ угроз и вызовов национальной безопасности. Качество результатов анализа, подготовку предложений и рекомендаций руководству государства могут обеспечить прежде всего высококвалифицированные специалисты-управленцы, деятельность которых связана с обеспечением национальной безопасности. Неординарность заданий, которые стоят перед управленческими структурами сектора безопасности, постоянно повышает уровень требований к государственным служащим. Речь идет о профессионализме, компетентности, глубоком понимании общественных процессов, знании основ теории национальной безопасности и государственного управления, проблем научно-технического прогресса и его социальных последствий, умении оперативно принимать управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и недостатка времени с учетом значительного количества факторов, зачастую достаточно противоречивых. Именно поэтому реализация государственной политики национальной безопасности должна обеспечиваться интеллектуально соответствующими кадровыми ресурсами.

Для Украины, учитывая относительно незначительный исторический опыт создания государства, принципиально важным является решение этого задания в контексте создания системы обеспечения национальной безопасности, адекватной угрозам ее жизненно важным национальным интересам. Очевидно, что без должного высокоинтеллектуального кадрового потенциала обеспечение эффективного функционирования указанной системы в принципе является невозможным.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

1. Масштабность заданий в отрасли развития интеллектуального потенциала украинского общества объективно нуждается в обновлении и омолаживании управленческой элиты, выработке и применении новых высоких стандартов для государственных управленческих кадров. Дефицит нового типа специалистов в сфере государственного управления, а также отсутствие у них мотивации принятия ответственных решений создает практически непреодолимый барьер для внедрения отечественных новейших разработок и приводит к деградации и миграции национального интеллектуального ресурса.

2. Система государственной поддержки развития интеллектуального потенциала и ресурса на общенациональном уровне должна быть научной основой для принятия решения и осуществления любого государственного управленческого действия в этой отрасли, реальным шагом к переходу от отраслевой к функциональной системе государственного управления. Должна быть создана перспективная государственная программа развития кадрового и научного потенциала Украины, которая должна быть пронизана осознанием реалий XXI столетия - времени глобальной экономики, господства информационных технологий и коммуникационных сетей, опережающего накопления гуманитарного, в частности, интеллектуального потенциала.

3. Динамическая неопределенность мировых процессов, проблемы современного общественного развития Украины, комплексный долгосрочный характер заданий относительно обеспечения национальной безопасности выдвигают жесткие требования к качеству управления в сфере национальной безопасности, которые, в свою очередь, трансформируются в требования к содержанию профессиональной подготовки специалистов для указанной сферы.

Библиографический список:

1. Указ Президента Украши N° 389/2012 Про ршення Ради нацюнально1 безпеки i оборони Украши вiд 8 червня 2012 року «Про нову редакщю Стратеги нащонально1 безпеки Украши» Режим доступа: http:// ww.president.gov.ua/documents/ 14823.html

2. Современный словарь иностранных слов: Около 20000 слов. - М.: Рус. яз., 1992. - 740 с.

3. Иванцов В. А. Интеллектуальный потенциал, факторы его использования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - 08.00.01: Казань, 2003. - 16 с.

4. Бедратий В.М. Шляхи розвитку штелектуального потенщалу в контекст мiжнародноï економiчноï штеграцп Украши /В.М. Бедратий //Державне бущвництво. - 2007. - №1. - Ч.1. - С. 1-8.

5. Медведев Д. Россия, вперед! [Электронный ресурс]:/Д.Медведев. - Режим доступа: http:// www.gazeta.ru/comments/2009/09/10_a_3258568. shtml

6. Обама Б. Дерзость надежды: Мысли о возрождении американской мечты [текст] /Барак Обама; [пер. с англ. Татьяна Камышникова, Александр Митрофанов]. - СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. - 416 с.

7. Данилишин Б. 1нтелектуальш ресурси в економiчному зростанш: шляхи полшшення та ïx використання /Б. Данилишин, В. Куценко //Економша Украши. - 2006. - № 1. - С. 71 -72.

8. Ситник Г.П. Щодо проблеми сучасного кадрового забезпечення у сферi нацiональноï безпеки [Электронный ресурс]: /Г.П.Ситник. - Режим доступа: http://nationalsecurity.org.ua/2012/10/16/2481/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.