УДК 911.3:32(262.81)
В.Я. Любовный, Ю.А. Ускова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГОРОДОВ РОССИИ КАК ФАКТОР ПЕРЕХОДА ЭКОНОМИКИ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ1
В работе рассмотрены теоретические вопросы формирования интеллектуального капитала и интеллектуального потенциала, показана их трактовка различными авторами. Подробно рассмотрены основные позиции, развивающие идеи интеллектуального потенциала применительно к городам: это отбор городов и населенных мест, которые уже сложились как интеллектуальные центры (предлагаются критерии и показатели, которыми можно руководствоваться при отборе); поиск наиболее благоприятных в природном и экономическом отношении локальных территорий для создания благоприятной городской среды; в контексте общих мер по реализации инновационной политики предлагаются меры по усилению интеллектуального потенциала и условия, обеспечивающие его реализацию.
Ключевые слова: интеллектуальный капитал, интеллектуальный потенциал, критерии.
Введение. Необходимость перехода экономики России на инновационный путь развития получила убедительное обоснование научного сообщества. Однако в действительности отставание от стран, активно наращивающих инновационный потенциал, с каждым годом все больше возрастает, что создает угрозу национальной безопасности страны. Президент России в Указе "О концепции национальной безопасности Российской Федерации"2 назвал преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников в числе главных задач в области обеспечения национальной безопасности страны. Отставание России в этом вопросе неминуемо приведет страну в число государств, лишенных подлинной экономической и политической самостоятельности, зависимых от диктата крупнейших международных монополий.
Преобладающий сегодня "сырьевой" путь развития российской экономики ориентирован главным образом на максимальную эксплуатацию и экспорт невозобновляемых природных ресурсов. Он в известной степени стабилизирует и консервирует низкий научно-технический уровень остальной промышленности, поскольку инвестиционные потоки до последнего времени преимущественно направлялись в сырьевые отрасли.
В условиях перехода к инновационно ориентированной экономике важное значение приобретает оценка степени готовности регионов и прежде всего городов — основы интеллектуального потенциала страны, — к новому типу хозяйственного развития. В связи с этим реализация инновационного направления экономического развития возможна лишь с опорой на повышение качества го-
родской среды как базы ускоренного формирования человеческого капитала.
Основоположники современной теории человеческого капитала Г. Беккер и Т. Шульц обосновали, что совокупность знаний и умений как основа человеческого капитала выступает в качестве самостоятельного фактора экономического роста3. Методология их исследований отличается тем, что разнообразные аспекты человеческой жизни, ранее являвшиеся предметом изучения других дисциплин, исследуются ими в тесной взаимосвязи и с применением сугубо экономических понятий, таких, как цена, альтернативные издержки и т.п. Например, Г. Беккер [8] рассчитал экономическую эффективность образования путем сопоставления выгод от получения образования и его издержек. Отношение чистых доходов образования к его издержкам, по подсчетам Г. Беккера, в среднем дает рентабельность, на 10—15% превышающую рентабельность большинства фирм.
Один из ключевых тезисов теории человеческого капитала состоит в том, что в условиях информационного общества человеческий капитал является важнейшим фактором воспроизводства национального богатства и его необходимым элементом. Т. Шульц [9, 10] на примере экономики США доказал, что доход от инвестиций в человеческий капитал больше, чем от инвестиций в физический капитал. Идеи общества, основанного на знаниях, нашли дальнейшее развитие в трудах зарубежных авторов Т. Стюарта, Э. Брукинга, Т. Бьюзена, Г. Мин-са, Д. Шнайдера, Ричарда Р. Нельсона и С.Дж. Уин-тера, А. Сливотски, Д. Моррисона и российских ученых Л.С. Шаховской, Б.Б. Леонтьева, В.Л. Иноземцева, С.А. Ленской и др.
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 08-06-13523-офи_ц).
2 Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации"
3 Нобелевские премии по экономике (Т. Шульц в 1979 г. и Г. Беккер в 1992 г.).
Интеллектуальный (человеческий) капитал — важнейший ресурс постиндустриального общества. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалифицированная рабочая сила способна управлять высокотехнологическим процессом. Кроме того, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночных возможностей, способов их практического применения, но и в этом случае необходимы знания человека, его "капитал", используемый в процессе производства для создания богатства общества [4].
Надо отметить, что однозначной трактовки понятия интеллектуального капитала нет. По мнению Э. Брукинга [1], "интеллектуальный капитал" — это термин для обозначения нематериальных активов, без которых компания не может существовать, так как они усиливают конкурентные преимущества. Составными частями интеллектуального капитала являются: человеческие активы, интеллектуальная собственность, инфраструктурные и рыночные активы. Под человеческими активами подразумевается совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков. Приведенная оценка дана с позиции практика, активно использующего в творческой деятельности нематериальные активы, оценка и управление которыми реально осуществимы.
А вот при рассмотрении интеллектуального капитала через призму системного подхода [3] он трактуется как сфера производственных отношений, возникающих на уровне индивидуального воспроизводства между субъектами хозяйствования по поводу производства, обмена, распределения и потребления интеллектуального продукта. При системном подходе выделяется следующая структура интеллектуального капитала:
— интеллектуальный потенциал,
— интеллектуальная собственность,
— интеллектуальная активность,
— информация,
— инфраструктурные активы,
— рыночные активы.
Интеллектуальный потенциал (города, региона, страны или общества) представляет собой особую совокупность ресурсов общественного производства, которая включает материальные, природные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы.
В условиях переходной экономики интеллектуальный потенциал необходимо рассматривать в ас-
пекте его влияния на экономическую безопасность и обеспечения стабильного социально-экономического развития. В связи с этим В.А. Иванцов [2] использует понятие "критическая масса" интеллектуального потенциала общества — такая его предельно допустимая минимальная (критериальная) величина, ниже которой государство обречено на длительное культурное и творческое отставание, маргинальное положение в мировом научно-техническом и социально-экономическом прогрессе, постоянную зависимость от иностранных материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов, что в итоге может привести к потере экономического и политического суверенитета.
Постановка задачи. В узком смысле в географии вообще и в экономической географии в частности под потенциалом4 понимается обеспеченность какими-либо ресурсами, например, природный потенциал территории (ППТ) — это совокупность ее природных условий и ресурсов; природно-ресурс-ный потенциал рассматривается также как суммарная народно-хозяйственная ценность того или иного сочетания ресурсов, исчисленных в стоимостном выражении [5].
В экономике встречается понятие "экономический потенциал страны" [6], оно характеризует способность общества производить товары и услуги и обеспечивать расширенное воспроизводство в целях удовлетворения потребностей населения, улучшения качества жизни граждан.
Применительно к городу интеллектуальным потенциалом является накопленный в определенном ареале (городе) объем знаний, информации, навыков, который позволяет применять их в целях общественного воспроизводства. Концентрация интеллектуального потенциала происходит в консультационных, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и высших образовательных учреждениях, производящих и распространяющих знания, обеспечивающих их коммерциализацию.
Мы остановимся на трех основных позициях, развивающих идеи интеллектуального потенциала применительно к городам и их роли в формировании "новой экономики":
— отбор городов и населенных мест, которые уже сложились как интеллектуальные центры; критерии, а также показатели, которыми можно руководствоваться при отборе;
— поиск наиболее благоприятных в природном и экономическом отношении локальных территорий, которые лишены недостатков, присущих многим городам (неблагоприятная экологическая среда, сложившаяся застройка и "закостеневшая" планировка, которые потребуют существенных за-
4 В словаре Э.Б. Алаева потенциал территории имеет следующее определение: "возможность, реализация которой требует нестандартного подхода, дополнительного условия" (см.: Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М., 1983).
трат на их реконструкцию), обладающих комплексом условий для создания благоприятной городской среды;
— в контексте общих мер по реализации инновационной политики предлагаются меры по усилению интеллектуального потенциала.
Одна из главных задач в переходный период развития заключается в отборе территорий, наиболее восприимчивых к возможностям инновационного развития экономики. Известно, что разные территории в этом отношении обладают неодинаковыми потенциальными возможностями. Поэтому подход к поиску наиболее приемлемых мест для стратегически важных целей перспективного развития страны (преимущественно инновационное направление развития экономики) будет состоять из двух крупных блоков. Первый — отбор существующих мест концентрации населения (с определенными качественными и количественными характеристиками), к которым прежде всего относится часть существующих городов и поселков городского типа, и второй — поиск наиболее благоприятных в природном отношении локальных территорий. В данном случае потребуется начинать с "чистого листа", как это имело место при организации в послевоенный период ряда закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), прежде всего атомной промышленности. Правда, заметим, что этот путь в тех условиях далеко не в последнюю очередь диктовался соображениями безопасности и соблюдения жесткой секретности, требовал значительного финансового обеспечения и выстроенной системы целевой подготовки кадров.
Во многих исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, справедливо отмечается целесообразность выделения определенной специализации мест размещения объектов инновационного сегмента экономики: специализация на формировании инновационных идей, инновационных технологий, а также специализация, связанная с непосредственной реализацией (коммерциализацией) научно-технических достижений5.
При правомерности такого разграничения следует, однако, заметить, что пример тех же ЗАТО (как и части наукоградов) свидетельствует: в таких поселениях прекрасно уживаются и обогащают друг друга оба процесса — и формирование новых идей (на базе фундаментальных исследований), и их практическое воплощение не только в опытных, экспериментальных образцах, но и в определенном тиражировании наукоемкой продукции в соответствии с потребностями ВПК и внешнего рынка.
Высказанные выше соображения о возможной специализации различных территорий (как на базе существующих городских поселений, так и на новых территориях, предполагаемых к освоению) неизбежно приводят к необходимости выбора критериев, которые можно было бы использовать в качестве надежного инструмента для выделения "точек роста". При этом критерии должны в свою очередь отвечать определенным требованиям, среди которых выделим: возможность обеспечения надежной и объективной информацией (системой показателей, подлежащих статистическому учету), возможность корректного сопоставления, определенной динамикой и т.д.
Предлагаемая нами система критериев состоит из трех блоков. Первый блок представлен основными показателями экономико-географического, социально-экономического положения региона и города. В нем сгруппированы показатели, характеризующие сферы жизнедеятельности города: основные ресурсы, которыми располагает регион; уровень жизни и занятость населения; экономический и производственный потенциал; финансовое состояние; демографическая ситуация, экология, правопорядок и т.д. Заполнение этого раздела конкретными показателями позволяет проводить комплексный анализ состояния и развития экономики региона (города), измерять темпы его экономического роста, показать возможность инновационной деятельности на территории, определять место региона (города) в территориальном разделении труда.
Блок показателей научной деятельности представлен показателями научного потенциала и результативности их использования. Научный потенциал характеризуется ресурсами научной деятельности, которые представлены группами показателей организационной структуры науки, кадров науки и их подготовки, финансирования науки, материально-технического обеспечения исследований и разработок (основные средства и нематериальные активы научных организаций, центры коллективного пользования научным оборудованием), информационного обеспечения исследований и разработок. Результативность исследований и разработок выражена в виде подгруппы показателей, в частности показателями публикационной активности, патентной активности и создания технологий.
Блок инновационной деятельности включает группы ресурсных показателей: кадровый потенциал, инновационные организации, источники информации для инноваций, кооперационные связи в инновационной деятельности, инновационный климат, затраты на технологические инновации, технологический обмен внутри страны и с другими странами, инновационная инфраструктура. Результативность инновационной деятельности пред-
5 Пример такого подхода описан в работе: Летаева Т.В. Инновационное развитие закрытых административно-территориальных образований. Теория и методика регулирования. Озерск, 2005.
ставлена показателями инновационной продукции, оценками влияния инноваций на результаты производственной деятельности. Эти показатели должны не только отразить оценку текущего состояния научной и инновационной деятельности на территории, но и показать возможные перспективные направления развития деятельности.
Обсуждение результатов. На основании наших предварительных подходов к выработке критериев из всей совокупности городов были выбраны 4 типа городов, которые в той или иной степени можно рассматривать как территориальную базу инновационного развития.
ЗАТО (прежде всего 10 "атомных" городов). В настоящее время насчитывается более 40 ЗАТО, которые находятся на территории 22 субъектов Российской Федерации. В число ЗАТО входит 25 городов (1113 тыс. жителей) и 16 поселков городского типа (150 тыс. жителей).
В ЗАТО выделяются две большие группы. Первая — научно-производственные города, в которых градообразующими объектами (например, в 10 "атомных" городах) являются предприятия всех стадий ядерно-оружейного цикла — от научных исследований и конструкторских разработок до утилизации ядерных отходов, а в остальных производственных ЗАТО градообразующие объекты также представлены комплексами, включающими промышленные, научно-исследовательские и конструкторские организации других отраслей и ведомств. Вторая группа — военные города и поселки городского типа Министерства обороны России, связанные с базами стратегического вооружения, полигонами испытательными и военной техники.
Особое значение имеет первая группа ЗАТО, особенно "атомные" города. Последние располагают рядом позитивных факторов: сохранившиеся научные школы, творческая атмосфера, высококвалифицированные и дисциплинированные в производственном отношении кадры; мощная и достаточно прогрессивная производственная база; опыт эффективной организации научно-производственной деятельности, начиная от замысла до полной реализации идеи и выпуска массовой продукции; благоприятная городская среда, включающая развитую социальную и производственную инфраструктуру; повышенная восприимчивость к производственной деятельности на основе инновационных проектов.
Наукоградам принадлежит особая роль в переходе на инновационный путь развития страны. В 1997 г. был подписан Указ Президента РФ "О мерах по развитию наукоградов как городов науки и высоких технологий"6, тем самым была официально признана исключительно важная роль этой группы городов и принято решение о необходи-
мости государственной поддержки муниципальных образований с градообразующими научно-производственными комплексами. Такой статус сейчас у 12 наукоградов России (г. Обнинск в Калужской области; Дубна, Королев, Реутов, Пущино, Жуковский, Троицк, Фрязино в Московской области; поселок городского типа Кольцово в Новосибирской области; г. Мичуринск в Тамбовской области; г. Петергоф; г. Бийск в Алтайском крае). Наличие этого статуса предполагает участие федерального бюджета в финансировании научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработках, подготовке кадров, материально-техническом обеспечении инфраструктуры данного муниципального образования.
Крупные административно-хозяйственные центры, включая Москву и Санкт-Петербург, центры федеральных округов, большую часть центров субъектов Федерации. В эту группу входят все города-"мил-лионники" и города с населением свыше 500 тыс. человек (на долю этой группы приходится почти 49 млн человек, или более 46% городского населения); в этих городах, как правило, локализован весь цикл — от идеи до массовой продукции. На эту группу городов приходится наибольшая часть интеллектуального потенциала страны. Несмотря на существенные потери научных кадров, а в ряде случаев и целых научных коллективов, эффективная и селективная государственная политика в отношении развития науки и научно-производственных комплексов может способствовать возрождению этого важнейшего территориального сектора экономики. Необходимо отметить активную роль рассматриваемых центров в подготовке и переподготовке кадров, что будет иметь существенное значение для удовлетворения потребностей новых сфер деятельности в специалистах.
Центры ВПК и других отраслевых комплексов, по предварительной оценке, речь может идти о 30 городах. В состав этой группы входят Тольятти, Набережные Челны, Новокузнецк, Магнитогорск, Нижний Тагил, Сургут, Комсомольск-на-Амуре, Ковров и др.
Помимо уточнения критериев, подбора наиболее объективных и научно обоснованных критериев крайне важна позиция государства в лице его федеральных органов. Пока еще отсутствует внятная государственная политика как по обоснованию приоритетов в инновационной политике, так и по тем механизмам и финансовым возможностям, которые государство готово использовать для инновационного развития. Также крайне важно наладить эффективное партнерство государства и частного бизнеса. Такое уточнение позиции государст-
6 Указ Президента РФ от 7 ноября 1997 г. № 1171 "О мерах по развитию наукоградов как городов науки и высоких технологий".
ва позволит существенно откорректировать возможный состав "точек роста" и меры по их приоритетному развитию.
Именно в крупных городах наличие ученых различной специализации и возможность прямых научных контактов составляют одно из главных условий междисциплинарного взаимодействия, способствующего рождению новых технологий и перспективных наукоемких продуктов. Это позволяет объяснить роль концентрации интеллектуального потенциала как основы формирования экономики инновационного типа, что нашло отражение в концепции, возникшей при изучении путей, через которые фирмы получают новые знания [7]. Это явление рассматривается с точки зрения национальной системы знаний, которая является не только сетью заведений, способствующих исследованию и развитию, но также включает отношения между фирмами и различные виды связей между потребителями и производителями.
Заключение. Организационно-хозяйственным и финансовым механизмом, позволяющим реализовать накопленный интеллектуальный потенциал городов, может стать формирование региональных инновационных систем, объединяющих исполнительные органы государственной и муниципальной власти, организации научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики региона в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий для перехода региональной и городской экономики на инновационный путь развития.
Наряду с разработкой и реализацией общегосударственной политики важную роль призвана сыграть собственная инициативная и целенаправленная деятельность городских органов местного самоуправления при активной поддержке горожан. Можно назвать следующие направления:
— создание в каждом городе благоприятной среды для предпринимательства и привлечения инвестиций. Такая среда включает формирование рыночной инфраструктуры (банки, биржи и т.д.) и полноценной транспортно-инженерной инфраструктуры; обеспечение современными средствами связи, передачи и обработки информации; модернизацию научно-производственных объектов и комплексов;
— комплекс мер по стимулированию хозяйствующих субъектов, прежде всего специализирующихся на инновационной деятельности (отвод земельных участков, благоприятных для организации предприятия; предоставление временно свободных помещений; возможность подключения к сетям и объектам инженерной инфраструктуры; помощь в подборе и подготовке кадров; предоставление кредитов или гарантии их возврата; снижение ставок или временное освобождение от налогов, находящихся в компетенции городских органов, и т.д.;
— создание городскими органами власти совместно с субъектами Федерации локальных бизнесцентров, которые взяли бы на себя информационное обеспечение предприятий города конъюнктурой рынка, внедрение новейших технологий, налаживание кооперированных связей между предприятиями города и региона, подготовка и переподготовка кадров и т.д.;
— активная поддержка малого и среднего предпринимательства. Зарубежный опыт показал значительную результативность инновационных процессов, достигнутую благодаря широкому привлечению малого бизнеса, который обладает исключительной гибкостью, восприимчивостью к инновациям. Выделение без лишних проволочек необходимых помещений, земельных участков, обеспечение городскими заказами — вот далеко не полный перечень реальной помощи со стороны города. Как показывает зарубежная и отечественная практика, малый бизнес — один из решающих инструментов стабилизации социально-экономической ситуации, способных существенно повысить занятость, уровень жизни населения. Кроме того, это звено в сочетании с крупными предприятиями обеспечивает гибкое вхождение в рынок и постоянную адаптацию к его изменяющимся требованиям.
Необходимо значительное усиление прямой финансовой заинтересованности города в развитии на его территории предпринимательской деятельности. Предлагается перераспределить в пользу города налоговые поступления от малого бизнеса, от прибыли других предприятий, что опять же нацеливало бы город на создание условий для эффективной деятельности хозяйствующих субъектов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. СПб.: Питер, 2001.
2. Иванцов В.А. Интеллектуальный потенциал, факторы его использования: Автореф. канд. дис. Казань, 2003.
3. Иванюк И.А. Маркетинговая модель воспроизводства интеллектуального капитала. М.: Логос, 2004.
4. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: СПбУЭФ, 1996.
5. Минц А.А. Экономическая оценка природных ресурсов. М.: Мысль, 1972.
6. Национальная экономика: Учебник / Под ред. П.В. Савченко. М.: Экономистъ, 2005.
7. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. 1993. № 2. С. 69-91.
8. Becker G. Human capital: a theoretical and empirical analysis. N.Y., 1964.
9. Schultz Th.W. Capital formation by education // J. of Political Economy. 1960. December, N 6.
10. Schultz Th.W. Investment in human capital. The role of education and of research. N.Y., 1971; Investment in human capital // Amer. Rev. 1961. March. N 1.
Институт макроэкономических исследований (ГУ ИМЭИ): В.Я. Любовный, докт. экон. н., e-mail: [email protected]; Ю.А. Ускова, кафедра социально-экономической географии России, аспирант, e-mail:[email protected]
Поступила в редакцию 16.04.2008
V.Ya. Lyubovny, Yu.A. Uskova
INTELLECTUAL POTENTIAL OF RUSSIAN CITIES AS A FACTOR
OF ECONOMY'S TRANSITION TO INNOVATIVE DEVELOPMENT
Theoretic issues of intellectual capital and intellectual potential are discussed, as well as their understanding by different researchers. Application of intellectual potential concept for urban studies is described in detail. Selection criteria and parameters are suggested to identify towns and settlements which have already become intellectual centers. Searching of naturally and economically favorable locations providing for good urban environment is discussed. Measures, aimed at the improvement of intellectual potential and its efficient realization, are suggested in the context of general strategy of innovation policy implementation.
Key words: intellectual capital, intellectual potential, criteria.