УДК 37.035.4
Богус Мира Бечмизовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, Россия 385000, Майкоп, Первомайская, 208, +7 (772) 57-02-73 e-mail: bmb-3113@yandex.ru
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Mira B. Bogus
Candidate of Pedagogy, Senior Lecturer of Pedagogy and Pedagogical Technology Department
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education
«Adygeya State University» 208, Pervomayskaya, 385000, Maikop, Russia, e-mail: bmb-3113@yandex.ru
INTELLECTUAL GAMES IN THE MORAL EDUCATION OF YOUNGER STUDENTS
Аннотация. В статье раскрывается потенциал интеллектуальных игр в нравственном воспитании младших школьников. Автор приводит значимость игровых технологий в становлении личностных качеств обучающихся. Указывается на особенности интеллектуальных игр и их возможности в формировании нравственных качеств личности младших школьников. В статье раскрывается направленность интеллектуальных игр на духовно-нравственное воспитание личности обучающихся.
Ключевые слова: нравственное воспитание, игра, интеллектуальная игра, младший школьник, начальная школа.
Abstract. The article reveals the potential of intellectual games in the moral education of younger students. The author of the work cites the significance of gaming technology in the development of personal qualities of students. Indicated on the peculiarities of intellectual games and their features in the formation of moral qualities of the personality of Junior schoolchildren. The article reveals the orientation of mind games on spiritually-moral education of personality of students.
Key words: moral education, play, an intellectual game, a Junior high school student, elementary school.
© Богус М.Б., 2017
Современный мир нуждается в формировании и развитии нравственных качеств личности подрастающего поколения. Воспитание нравственной личности становится важнейшей задачей современного общества, где личность способна не просто подчиняться нравственным нормам, но делать это осознанно и ответственно. Актуальность нравственного воспитания обусловливается сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность способствуют изменению восприятия добра и зла у подрастающего поколения, что может повлечь за собой моральную деградацию общества. Известно, что условием формирования здорового общества является повышение уровня нравственной культуры детей младшего школьного возраста.
Нравственное воспитание, как отмечают многие ученые, действенно реализуется только в виде целостного педагогического процесса по организации жизнедеятельности обучающихся, их отношений, общения на основе дидактических принципов и в соответствии с нормами общечеловеческой морали. Следствием данного процесса является становление в целостности нравственного сознания, чувств, привычек, поведения личности.
Так, Н.Е. Щуркова нравственное воспитание рассматривает как «процесс целенаправленного формирования у обучающихся системы моральных отношений: к людям, обществу, Родине, самому себе и труду» [3, с. 13]. В педагогике нравственное воспитание трактуется в качестве процесса формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
В словаре под редакцией П.И. Пидкасистого нравственное воспитание трактуется как «осуществляемое в ходе повседневных нравственных отношений формирование нравственного сознания, развитие способностей нравственного мышления и ответственного выбора» [2, с. 45].
Воспитание нравственности проходит в ходе разносторонней деятельности детей младшего школьного возраста (игре, учебе), в многогранных отношениях, складывающихся в учебное и во внеучебное время, в различных ситуациях со взрослыми и ровесниками. Целенаправленный процесс, отражающий конкретный комплекс содержания образования, форм, методов и приемов педагогических действий, основывает формирование нравственных качеств личности обучающихся начальной школы.
Младший школьный возраст является значимым этапом в становлении нравственно-этических качеств личности, служащих основой будущего духовно-нравственного здоровья человека.
Младший школьник характеризуется осведомленностью о нормах поведения, полученных им в процессе общения со взрослыми и детьми разных возрастов. Он способен выразить сочувствие кому-то в сложной ситуации, пожалеть больного, помочь другому в трудную минуту, заступиться за товарища, за более слабого. Однако в аналогичных ситуациях возможно и не
проявление этих чувств, а, напротив, выражение равнодушия к несчастью, отсутствие чувства жалости к другим и т.д. [1, с. 311].
В данном возрасте учащийся постигает сущность нравственных категорий, учится оценивать их в собственных поступках и действиях окружающих.
Одним из доминирующих принципов отечественной педагогики начальной школы является воспитание ребенка в игровой, трудовой, учебной и других видах деятельности. В воспитании учащихся, особенно в нравственном воспитании, особая роль отводится игровой деятельности, в процессе которой ребенок активно познает окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями (Е.А. Аркин, А.В. Запорожец, Д.В. Менджерицкая, ДМ. Маллаев, П.А. Рудик, К.Д. Ушинский, А.П. Усова и др.).
Исследование игровой деятельности как специфически детской формы активности всегда было актуальным. Исследования отечественных педагогов и психологов (М.Я. Басов, Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, А.Н. Леонтьев, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) показали, что игра является одной из видов деятельности, обеспечивающей всестороннее воспитание детей младшего школьного возраста.
Однако проблема использования игровой деятельности как средства нравственного воспитания младших школьников в научной литературе в качестве отдельной проблемы освещена недостаточно полно.
Игра - важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Копируя жизнь взрослых, проникаясь их заботами и делами, ребенок усваивает моральные нормы общества. Именно с раннего детства игра оказывает благотворное влияние на воспитание положительных качеств личности. Игра выступает образным отражением жизни, является средством познания детьми окружающего мира и подготовки их к учению и труду. В активной игровой форме ребенок глубже познает явления жизни, общественные отношения людей, трудовые процессы. Сама игра постепенно развивается, ее формы последовательно сменяют друг друга. Правильно организованная игра влияет на воспитание у ребенка положительных личностных качеств, содействует организации коллектива, сплочению его, воспитывает чувство дружбы. Таким образом, игра является зоной воспитания и самовоспитания.
Известно, что каждое поколение увлекается своими играми. Изменяется время, изменяется игра. Особую популярность приобретают интеллектуальные игры. Развитие интеллекта культивируется не только образовательными учреждениями, но и телевидением и другими средствами массовой информации.
Эти игры помогают раскрыться талантливым, необычайно эрудированным детям, для которых наука, новые знания, многообразие творчества носят первостепенный характер.
В отличие от разных олимпиад и факультативов, интеллектуальная игра для детей превращает серьезную деятельность в красочное зрелище, в захватывающее состязание, в яркий праздник.
В зависимости от целей и задач, поставленных педагогами, различные виды игр могут быть включены в любой режимный момент учебно-воспитательного процесса начальной школы.
Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности: они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.). Способствуют всестороннему гармоническому развитию школьника, помогают вырабатывать необходимые в жизни и учебе полученные навыки и качества.
Накопленные знания в научной литературе создают предпосылки для изучения вопросов о связи креативного развития личности младшего школьника со становлением его нравственных свойств. Технологии интеллектуального развития приобретают особую актуальность в становлении нравственных качеств личности младших школьников.
Посредством моделирования человеческих взаимоотношений в игровой форме создается необходимость вступления в контакт со сверстниками, в результате чего возникает детское сообщество, которое и выступает предпосылкой для развития нравственности, так как для успешного взаимодействия друг с другом дети строят свои отношения на основе нравственных норм.
Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка младшего школьного возраста находятся в тесном единстве, они взаимообусловлены, способствуют активизации воображения, а также простейших форм логического и абстрактного мышления, развитию самосознания и самооценки, социальных чувств. В качестве примеров интеллектуальных игр для младших школьников можно назвать игры «Хочу все знать», «Звездный час», «Битва эрудитов», «Своя игра», «Эрудит», «Мир сказок», «Что? Где? Когда?» и т.д.
Так, интеллектуальная игра «Звездный час», способствуя формированию нравственных качеств, создает условия для воспитания доброты, милосердия, уважения друг к другу и окружающим, стремления прийти на помощь, совершать добрые дела, поступки; учит различать добрые и злые чувства и поступки; развивает у детей внимание, память, наблюдательность, смекалку, воображение, гибкость мышления; совершенствует культуру речи детей; расширяет кругозор младших школьников; способствует воспитанию общечеловеческих нравственных ценностей; закрепляет способы саморегуляции поведения; развивает коммуникативные способности.
Интеллектуальная игра «Своя игра» способствует созданию условий для самопознания и самореализации, стимулирует развитие интеллектуальных и познавательных возможностей детей, воспитанию уважительного отношения друг к другу в условиях работы в команде, развивает творческую активность детей.
В ходе организации и проведения интеллектуальной игры «Умники» участники получают знания об истории, культуре, традициях, обычаях своей страны, что способствует воспитанию патриотизма, развитию духовно-нравственных качеств и расширению кругозора. Учащиеся повышают интеллектуальный и творческий потенциал, развивают навыки поисково-исследовательской деятельности, личностные качества: решительность, объективность, уверенность, целеустремленность, настойчивость, стрессоустойчивость, развивают умения социального взаимодействия со сверстниками.
Итак, интеллектуальные игры обладают большим ресурсом в создании благоприятных условий для формирования у младших школьников доброжелательности, толерантных установок, терпимого отношения к другим людям, их привычкам, взглядам, готовности помогать другим и уметь принимать помощь от других, т.е. нравственно ценных качеств личности.
Список литературы
1. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. - 456 с.
2. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мирежиков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Сфера, 2004. - 448 с.
3. Щуркова Н.Е. Нравственное воспитание // Воспитание школьников. -1990. - № 1. - С. 13-16.