Использование ИКТ при обучении математике студентов строительных направлений подготовки позволяет не только повысить мотивацию и интерес к изучению математики, сделать занятия интересными и нестандартными, но и эффективно достигать целей обучения по формированию у студентов математических умений, необходимых им для будущей профессиональной деятельности в сфере строительства, а также для развития мышления студентов.
Список литературы
1. Галибина Н.А. Использование интерактивных деятельностных тренажёров в обучении математике студентов строительных направлений подготовки // Сборник материалов III Междунар. научно-практ. конф. 2017. Т. 2. С. 316-321.
2. Аванесова Т.П. Педагогическое обеспечение компьютерной поддержки запоминания материала в процессе обучения // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Краснодар, 2000. - 197 с.
3. Губина Л.В. Об использовании систем управления контентом для создания электронно-образовательных ресурсов // Современные проблемы горно-металлургического комплекса. Наука и производство материалы тринадцатой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 20-23.
4. Казиахмедов Т.Б. Интеллектуализация информационных систем в образовании // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 2013. С. 122-123.
5. Скафа Е.И. Эвристическое обучение математике: теория, методика, технология: Монография. 2004. 440 с.
6. Zubkov A.D., Morozova M.A.Language learners communication in MOOCS // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Т. 677. С. 175-186.
Полухина О.П., Тарасова И.А.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, воспитание детей дошкольного возраста
Аннотация: в статье рассматриваются возможности сюжетно-ролевых игр в построении межличностных отношений, вразвития интеллектуальных, творческих способностей, вформировании нравственных качеств, в формирования положительных взаимоотношений детей с близкими людьми и педагогами.
Key words: plot-role-playing game, education of preschool children
Abstract: the article deals with the possibilities of role-playing games in the construction of interpersonal relations, in the development of intellectual and creative abilities, in the formation of moral qualities, in the formation of positive relationships between children and close people and teachers.
В общении с детьми в детском саду ребенок проводит от 50% до 70% времени. Ребенок, вступая в контакты со сверстниками, выбирает партнера по общению в зависимости от характера деятельности, так для совместного труда дети выбирают организованных детей, которые, по их мнению, «хорошо дежурят», а для игр и занятий, выбирают тех, кто «много знает, хорошо рисует, или считает». Ребенок может ориентироваться и на нравственные качества сверстника, объясняя свой выбор тем, что «Мы дружим», «Мы всегда вместе играем, он меня защищает», «Он добрый, справедливый, не дерется», «Я бы с Колей хотел сидеть на занятии, а то Саша мне мешает» и т.д.). Перечисленные мотивы свидетельствуют о стремлении детей к нравственному и деловому комфорту во время интересной или сложной для них деятельности, о том, что их расположением не пользуются сверстники агрессивные, неспокойные, отвлекающиеся.
Стремление к игре в группе больше выражено у детей старших групп, а затем, в школьный период, укрепляются и завиваются «деловые связи» в учебной деятельности.
Большинство дошкольников стремится к общению. Дошкольники любят наблюдать за тем, как играют или рисуют другие дети, обращаются с просьбой принять их в игру, подают упавшую вещь или молча слушают разговаривающих. Однако, малоактивном детям очень сложно строить отношения со сверстниками. Сверстники избегают контактов с такими детьми, заявляя, что «Он не умеет играть!», «Она ничего не знает». Педагогу следует отслеживать такие ситуации и помочь детям наладить совместную игру, чтобы реализовать у малоактивного ребенка стремление к общению. В противном случае у него сформируются отрицательные черты характера.
В обществе взрослых отношения регулируются правилами, созданными на основе нравственных принципов, поэтому ребенка-дошкольника следует учить выполнять правила и жить по правилам с
учетом особенностей возрастного периода. Наблюдения указывают на тот факт, что правила взаимоотношений в дошкольном возрасте осваиваются в данном возрастном периоде труднее, чем бытовые правила. Это связано с тем, что для построения взаимоотношений нужна гибкость, умение действовать, сообразно ситуации. Для формирования у детей дошкольного возраста обобщенных представлений в межличностном общении, хорошо использовать этические беседы, а также беседы о различных явлениях общественной жизни. Хорошо после прочтения книг и сказок разговаривать с ребенком о нравственных коллизиях. У ребенка необходимо формировать способность объяснять свое отношение к различным жизненным ситуациям, научить ставить себя на место сказочных персонажей и на место участников реальных жизненных ситуаций.
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей. С помощью сюжетно -ролевых игр, включенных в программу развития детей дошкольного возраста, происходит формирование положительных морально -нравственных качеств личности ребенка. Сюжетно-ролевые игры создают условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений ребенка. Важность совместной игровой деятельности заключается в том, что она стимулирует развитие у детей организованности и ответственности. Дети проявляют совместную заботу о выборе места для игры, вместе готовят атрибуты для ее проведения, вместе распределяют роли. В игре закрепляются правила, умение их соблюдать, приходит осознание необходимости соблюдения правил и ответственность за это. В сюжетно-ролевой игре воспитываются правила культурного поведения: подать стул вошедшему, поблагодарить за оказанную услугу и т.п.
С раннего возраста дети усваивают правила хорошего тона, их необходимо учить аккуратности, чистоплотности. Ребенок должен понимать, что нельзя разбрасывать игрушки, что у каждой вещи должно быть свое место. Ребенок должен понимать, что у каждой вещи есть свой хозяин и без его разрешения нельзя брать эту вещь, но просить можно. При систематической работе с детьми старшего дошкольного возраста эти навыки станут устойчивыми. В дошкольном возрасте дети уже способны контролировать свои действия, способны повысить требования к себе. Для этого педагоги детского дошкольного образования проводят коллективные беседы с детьми, такие как «Как мы играем», «Все ли в нашем игровом уголке в порядке».
В игре, как ведущем виде деятельности ребенка, проявляются и развиваются такие волевые качества, как ответственность,
целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Шестилетние дети обладают способностью постановки цели, они могут самостоятельно подобрать материал, могут проявлять терпение в доведении начатого дела до конца. Хорошо когда дети сами организуют игру, когда умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь другим детям в игре.
Наблюдения за детьми показывают, что по-прежнему любимыми у детей старшей группы остаются игры в больницу, в семью, в детский сад. Эти игры хороши тем, что в них отражаются различные отношения, в которых проявляется любовь, гуманизм, в которых формируются такие качества, как доброта, заботливость.
Воспитывать гостеприимство хорошо в таких играх с куклами как «День рождения куклы», «Приход гостей». В таких играх воспитывается чуткость, доброжелательность. Хорошо, когда педагог, включаясь в игру, показывает детям пример приветливой встречи гостей, умения их угостить. Полезно также включать в игру кукол-младенцев, чтобы дети стали обсуждать то, как за ними ухаживать. Такая игра будет способствовать воспитанию нежного, заботливого отношения к маленьким и беспомощным.
В сюжетно-ролевых игры способны объединить и сблизить большие группы детей, создать условия для развития коллективных взаимоотношений. Руководство сюжетно-ролевой игрой детей старшей группы, ставит перед педагогом следующие задачи:
- воспитать желания и умения совместной игры;
- воспитать навыки коллективной игры, умения договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища и т.д.;
- воспитать доброжелательное отношение к людям, желание и готовность делать им полезное и приятное.
Развиваясь в игровой деятельности, дети учатся намечать тему игры, определяться с тем, во что они будут играть, учатся совместно производить определенные действия, учатся не мешать, а помогать друг другу, учатся самостоятельному и справедливому разрешению возникающих конфликтов.
У ребенка может сформироваться обобщенное и дифференцированное представления о ситуации только в случае осмысления конкретных поступков, поэтому педагог должен привлекать детей к самостоятельному анализу отношений со сверстниками, к самостоятельному анализу различных конфликтных ситуаций, возникающих в жизни детей.
Обсуждение с детьми ситуаций, возникающих в процессе игры, формирует у них представления о правильности честного,
справедливого отношения друг к другу. Дети выносят опыт из игровой деятельности, они видят, что коллективные, слаженные отношения помогают разрешать сложные ситуации, что в коллективе легче реализуется потребность оказать помощь другому человеку, существует возможность действовать в общих интересах.
В игре создаются ситуации, когда чувствуется зависимость друг от друга, имеется реальная потребность в взаимовыручке. Играя с детьми, мы систематически предлагаем ребенку такие поручения, которые могут принести пользу другим, мы повышаем ответственность ребенка, создаем дружескую атмосферу в группе, даем ребенку возможность справиться с отрицательным поведением. Формирование правильных взаимоотношений в игре способствует развитию организаторских умений, инициативности, умения руководить и подчиняться.
Задачей педагога дошкольного образования, воспитывающих дошкольников, не имеющих опыт в соблюдении прав и обязанностей организатора, научить детей приемам организации сначала в игре, помочь каждому в решении организаторских задач, научить детей сообща договариваться о правилах игры, научить справедливо разрешать споры, обращаясь трудных случаях к педагогу, который направляет их на путь уважения к старшим, к друг другу, к мнению другого.
Каждый ребенок в группе уникален и неповторим. Среди детей есть такие, которые не уверенны в себе, предпочитают индивидуальные игры, малоактивные, а есть активные, увлекающиеся, ответственные, однако при этом не умеющие и не любящие подчиняться, не уступающие главные роли в игре; но есть и признанные организаторы, вожаки, которые способны играть интересно, проявлять настойчивость, хотя могут при этом быть нетерпеливыми, упрямыми, чаще других вступающими в конфликты.
Нигде больше так хорошо не виден ребенок, как в игре. В игре мы можем увидеть реальные взаимоотношения детей, а руководя игрой, можем более эффективно формировать организаторских умения, создавать возможности для постепенного их усложнения отношений. Прежде всего, задачей педагога является умение создать условия для игры, определиться с ее местом, подобрать соответствующий материал, распределить роли, научить детей подчиняться тому, кто выполняет главную роль, принимать в ходе игры желающих в ней участвовать, считаться с возможностями детей строить и вести игру. Педагог должен учесть тот факт, что старшие дошкольники не всегда способны сами придумать сюжет игры, им трудно длительное время
развивать сюжет, поэтому в процессе игры педагогу необходимо помочь детям разнообразить игру, включить в нее новые сюжетные линии и новые действующие лица.
Чем сложнее сюжетно-ролевая игра, тем сложнее будут складываться в ней взаимоотношения детей и тем больше будет потребности в умении договариваться, в умении самостоятельно и справедливо разрешать конфликты, тем в большей помощи педагога будут нуждаться дети. Следует помнить, что успех воспитания различных нравственных качеств заключается в систематичности работы над ними, в постоянном использовании педагогических ситуаций. Тем не менее, следует помнить, что руководство сюжетно-ролевыми играми не должно превращаться в «натаскивание», не следует быть слишком навязчивым в выборе сюжета игры, не следует давать готовые рецепты поведения, то есть необходимо, руководя игрой, решать как развивающие, так и воспитывающие задачи.
Итак, Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей. С помощью сюжетно -ролевых игр, включенных в программу развития детей дошкольного возраста, происходит формирование положительных морально -нравственных качеств личности ребенка. Сюжетно-ролевые игры создают условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений ребенка, стимулирует развитие у детей организованности и ответственности, в игре закрепляются правила, умение их соблюдать, приходит осознание необходимости соблюдения правил и ответственность за это. В сюжетно-ролевой игре воспитываются правила культурного поведения, правила хорошего тона. Сюжетно-ролевые игры способны объединить и сблизить большие группы детей, создать условия для развития коллективных взаимоотношений.
Нигде больше так хорошо не виден ребенок, как в игре. В игре мы можем увидеть реальные взаимоотношения детей, а руководя игрой, можем более эффективно формировать организаторских умения, создавать возможности для постепенного их усложнения.
Деятельность педагога в дошкольном учреждении организуется в направлении воспитания и психологического просвещения, заключающегося в повышении психологической культуры родителей, для чего организуются тематические выставки психологической литературы, родителей информируют о возрастных особенностях детей, о проблемах в развитии детей дошкольного возраста, о психологической готовности к поступлению в детские дошкольные
учреждения, о психологической готовности к обучению в школе, проводят с ними семинары, беседы, организуют родительские клубы.
Педагог современного дошкольного образовательного учреждения должен уметь оказывать конкретную помощь взрослым и детям в анализе и решении психологических проблем, в развитии личности ребенка и родителей. На сегодняшний день имеются научные разработки оптимальных методов и форм развития самосознания родителей в условиях учебного заведения. Имеющиеся инструменты являются частью общей задачи организационной работы с родителями. Практика показывает, что мобилизация совместных усилий родителей, детей, педагогов способствует эффективному решению задач сопровождения развития детей.
Список литературы
1. Защиринская О.В.Эмоциональный компонент невербальной коммуникации // Психология мотивации: прошлое, настоящее, будущее материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию доктора психологических наук, почетного профессора НГПУ В. Г. Леонтьева. Под редакцией О. А. Белобрыкиной, Н. Я. Большуновой. 2015. С. 156-164.
2. Иванова Н.В.Исследования образовательной среды как фактора развития личности младшего школьника // Теория и практика общественного развития. 2015. № 9. С. 232-235.
3. Клементьева Н.Р. Общение как важнейшее условие формирования творческой активности учащихся на уроке // Управление педагогическим процессом в учебном заведении Тезисы докладов научно-практической конференции. 1992. С. 104-106.
4. Невзоров М.Н.Праксиология и проектирование как методологические основания гуманизации образования // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. 2007. № 8. С. 3-11.
5. Тараторин Е.В. Особенности реализации авторской педагогической программы гражданско-патриотического воспитания молодежи в процессе организации и проведения литературно-художественных праздников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 8 (112). С. 167-171.
6. Хамраева Е.А. Русский, родной и иностранный языки в образовательном пространстве ребенка-билингва в России // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2016. № 5. С. 2128-2133.