УДК 330.534
Л. С. Веселая
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН пр. Акад. лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
E-mail: [email protected]
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ТАБЛИЦЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОПОРЦИЙ
В статье представлена структура интегрированной таблицы национальных счетов (ИТНС), обсуждаются направления использования ИТНС в макроэкономическом анализе. В качестве одного из возможных направлений анализа рассматривается оценка вклада институциональных секторов в формирование балансирующих статей системы национальных счетов.
Ключевые слова: система национальных счетов, макроэкономический анализ, вклад институциональных секторов.
Постановлением правительства РФ от 2 октября 2006 г. утверждена Федеральная целевая программа «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах». Реализация этой программы предусматривает ряд мероприятий, направленных на дальнейшее развитие национальной макроэкономической статистики. В частности, намечено осуществление совершенствования мониторинга макроэкономических показателей российской экономики «путем развития информационной базы и анализа текущего состоянии экономики, изменения внешних и внутренних условий, тенденций и факторов социально-экономического развития, выявления диспропорций и переломных моментов в развитии экономики. Это позволит обеспечить качественную разработку проектов сценарных условий и прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды, их увязку со структурной перестройкой экономики, развитием регионов, отраслей и секторов национальной экономики, что повысит эффективность принятия решений в области социально-экономической политики государства» 1.
В этих условиях принципиально значимым становится представление совокупности макроэкономических показателей, формируемых на базе системы национальных счетов, и рассмотрение методов использования этих показателей для анализа текущего состояния экономики.
Система национальных счетов (СНС) - это реализуемая средствами современной статистической практики макроэкономическая модель, применяемая для описания и анализа большой полиструктурной системы - национального хозяйства, которую в настоящее время используют большинство государств мира.
Представленные в СНС экономические статистические показатели сведены в единую систему, соответствующую определенной теоретической концепции. Тем самым СНС дает важнейшую эмпирическую базу для анализа макроэкономических проблем. Заявляется, что ее данные чрезвычайно важны как для оценки эффективности мер экономической политики, так и для принятия решений в масштабах национальной экономики. Кроме того, СНС делает возможной проверку различных макроэкономических гипотез.
Информация, обобщаемая в СНС, в силу единства методологической базы используется для анализа состояния экономики не только на национальном уровне, но и на международном. Ее данные широко используются международными организациями, такими как ООН, Международный валютный фонд, Всемирный банк, ОЭСР, Евростат.
1 См.: http://iv2.garant.rU/SESSION/S_j4d1OmoR/PILOT/main.html.
ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2008. Том 8, выпуск 4 © л. С. Веселая, 2008
СНС представляет собой определенный набор основных взаимосвязанных счетов, соответствующих трем фазам экономического кругооборота: производство, распределение доходов и использование экономических благ, а также дополнительных балансовых таблиц, отражающих наличие активов и обязательств, изменение национального богатства и таблиц «затраты-выпуск».
Современная версия СНС содержит не только консолидированные национальные счета и таблицы для экономики в целом, но и дает возможность рассматривать определенные структурно-функциональные срезы экономики (по отраслям или видам экономической деятельности - технологический срез, по институциональным секторам - институциональный срез, по регионам - территориальный срез) [1].
Внедрение СНС в статистическую практику России фактически началось с принятия в конце 1992 г. Государственной программы перехода Российской Федерацией на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики. Произошел принципиальный поворот в макроэкономической статистике - переход от методологии баланса народного хозяйства (БНХ) к методологии СНС.
С 1995 г. начал выходить статистический сборник «Национальные счета России», в котором регулярно публикуются интегрированные таблицы национальных счетов (ИТНС). Последнее издание этого сборника (2008 г.) содержит интегрированные таблицы национальных счетов за 2002-2006 гг., где дано сводное представление счетов институциональных секторов, отражающих основные стоимостные потоки между отдельными секторами национальной экономики и сектором «Остальной мир» в каждом году рассматриваемого периода [2].
В соответствии с рекомендациями «Системы национальных счетов, 1993», разработанной под эгидой Межсекретариатской рабочей группы по национальным счетам, созданной Евростатом, Международным валютным фондом, Организацией экономического сотрудничества и развития, ООН и Всемирным банком, российская СНС предусматривает выделение следующих секторов национальной экономики:
- сектор нефинансовых корпораций;
- сектор финансовых корпораций;
- сектор государственного управления;
- сектор домашних хозяйств;
- сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКООДХ).
В российской статистической практике уже используется Классификатор институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС), разработанный с учетом особенностей организации экономики России, который предполагает реализацию институционального подхода при формировании макроэкономических показателей. Однако внедрение этого классификатора оказалось не такой простой задачей, так как зачастую невозможно однозначно классифицировать институциональные единицы в институциональные сектора. С 2000 г. в ИТНС России начали выделять сектор НКООДХ, но до сих пор единым агрегатом, условно называемым «корпорации», в ИТНС предусмотрено представление двух секторов - нефинансовых и финансовых корпораций.
В интегрированной таблице национальных счетов осуществляется взаимная увязка всей совокупности счетов, разрабатываемых для каждого из институциональных секторов, и тем самым реализуется общая модель взаимодействия секторов, отражающая основные стоимостные межсекторальные потоки.
Общая структура интегрированной таблицы национальных счетов представлена на рис. 1. Она практически полностью отражает логику построения фактических интегрированных таблиц, но несколько упрощает их восприятие за счет удаления ряда производных показателей и показателей, характеризующих учет социальных трансфертов в натуральной форме.
В центре таблицы сверху вниз последовательно представлены экономические операции и балансирующие статьи, соответствующие основным счетам (счет производства, счет образования доходов, счет распределения первичных доходов, счет вторичного распределения доходов, счет использования доходов и счет операций с капиталом).
Столбцы, расположенные справа, показывают ресурсы, а симметрично расположенные столбцы слева - использование по соответствующим счетам для каждого институционального сек-
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ТАБЛИЦА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ за____г.
Использование Операции и балансирующие статьи Ресурсы
Всего Товары и услуги (ресурсы) Остальной мир Всего по внутренней экономике КИУФП * нкоодх ** Корпорации Домашние хозяйства Государственное управление Государственное управление Домашние хозяйства Корпорации нкоодх ** КИУФП * Всего по внутренней экономике Остальной мир Товары и услуги (использование) Всего
Импорт товаров и услуг
Экспорт товаров и услуг
Выпуск
Промежуточное потребление
Валовая добавленная стоимость
Оплата труда наемных работников
Налоги минус субсидии на продукты
Другие налоги минус субсидии на производство
Валовая прибыль или валовой смешанный доход
Доходы от собственности
Валовое сальдо первичных доходов
Текущие налоги на доходы, имущество и т. д.
Отчисления на социальное страхование
Социальные пособия, кроме социальных трансфертов в натуральной Форме
Другие текущие трансферты
Валовой располагаемый доход
Расходы на конечное потребление
Валовое сбережение
Валовое накопление основного капитала
Изменение запасов материальных оборотных средств
Приобретение за вычетом выбытия ценностей
Приобретение за вычетом выбытия непроизведенных нефинансовых активов
Капитальные трансферты полученные
Капитальные трансферты переданные (-)
Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-) включая статистическое расхождение
* Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества.
** Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.
Рис. 1. Структура интегрированной таблицы национальных счетов.
1-0
N
Веселая Л. С. Национальные счета в анализе макроэкономических пропорций
тора. Кроме столбцов, соответствующих институциональным секторам национальной экономики, в таблице представлены два аналогичных по структуре столбца, соответствующих сектору «Остальной мир», и два столбца счета товаров и услуг. При этом левый столбец счета товаров и услуг характеризует показатели ресурсов, а правый столбец - показатели использования.
Наличие счета товаров и услуг позволяет обеспечивать баланс строк интегрированной таблицы национальных счетов, тем самым замыкая всю систему в единое целое.
Направления использования данных ИТНС в макроэкономическом анализе зависит от целей и задач анализа и может осуществляться в разных направлениях: это и анализ показателей отдельных консолидированных счетов, и анализ счетов институциональных секторов, в том числе в сочетании друг с другом с использованием дополнительно рассчитываемых на их основе показателей, и анализ динамики как самих показателей СНС, так и показателей, рассчитываемых на их основе с целью выявления основных тенденций изменения реальных величин этих показателей, их соотношений, структуры, пропорций.
Сама структура ИТНС предполагает анализ соотношений в развитии отдельных институциональных секторов экономики, выявление их вклада в социально-экономическое развитие России, она также дает основу для характеристики основных экономических процессов, отражаемых в СНС: создание добавленной стоимости в процессе производства продукции и услуг, образование, первичное распределение и перераспределение доходов, использование располагаемого дохода на потребление и сбережение, формирование накоплений [3]. Большое значение имеет также сопоставление показателей СНС России, стран СНГ и стран с развитой рыночной экономикой [4].
На основании данных ИТНС за 2002-2006 гг. нами была произведена оценка вклада институциональных секторов в формирование значений балансирующих статей по национальным счетам России (табл. 1).
Следует сказать, что используемые в расчетах данные по балансирующим статьям намерено были скорректированы на величину косвенно измеряемых услуг финансового посредничества (КИУФП), так как определить средствами СНС, в какой пропорции потребляются эти услуги секторами национальной экономики, невозможно. Однако, учитывая то, что величина этих услуг ежегодно составляла менее 2,5 % от общей величины валовой добавленной стоимости, позволяет нам считать, что общую картину это практически не искажает.
Как видно из данных таблицы, вклад секторов в формирование балансирующих статей неодинаков, и важно отметить существенные аспекты этих различий.
Валовая добавленная стоимость (ВДС) является балансирующей статьей для счета производства. Ничего нет удивительного в том, что большая часть добавленной стоимости (около 77 %) создается сектором, объединяющим, как уже было сказано выше, институциональные секторы - нефинансовые и финансовые корпорации. Менее одного процента добавленной стоимости создается сектором НКООДХ. Домашние хозяйства и сектор государственного управления создают добавленную стоимость практически в равных долях. Характерно то, что относительный вклад институциональных секторов в формирование добавленной стоимости практически не менялся, что можно объяснить сравнительной устойчивостью производственной сферы.
Валовая прибыль и валовой смешанный доход (ВП/ВСД) являются балансирующими статьями счета образования дохода и тоже имеют довольно устойчивую структуру. Так как производственная деятельность секторов государственного управления и НКООДХ не предусматривает получение прибыли, то и доля этих секторов в структуре (вП/вСД) очень мала и фактически определяется потреблением основного капитала в данных секторах. Почти вся валовая прибыль достается сектору корпорации, а валовой смешанный доход - домашним хозяйствам, характеризуя результат их собственной производственной деятельности. Взаимное соотношение валовой прибыли и валового смешанного дохода приблизительно 3 : 1. Из представленных расчетов видно, что данная структура тоже сравнительно устойчива.
Валовое сальдо первичных доходов (ВСПД) - это балансирующая статья счета распределения первичных доходов. В структуре этого показателя уже заметна определенная тенденция:
Таблица 1
Вклад институциональных секторов национальной экономики в формирование балансирующих статей, % *
Годы Всего по внутренней экономике Сектора национальной экономики
Государственное управление Домашние хозяйства Корпорации НКООДХ
Валовая добавленная стоимость
2002 100 10,6 13,3 75,4 0,8
2003 100 10,7 11,5 77,0 0,7
2004 100 10,6 11,4 77,4 0,5
2005 100 10,2 11,5 77,9 0,4
2006 100 10,6 11,6 77,4 0,4
Валовая прибыль или валовой смешанный доход
2002 100 2,2 31,5 66,0 0,3
2003 100 2,1 26,7 71,0 0,1
2004 100 2,0 26,1 71,9 0,1
2005 100 1,6 26,1 72,2 0,1
2006 100 1,6 26,6 71,8 0,1
Валовое сальдо первичных доходов
2002 100 17,7 61,6 20,6 0,1
2003 100 17,1 62,6 20,2 0,1
2004 100 17,9 60,6 21,5 0,0
2005 100 20,9 59,2 19,8 0,0
2006 100 21,7 58,6 19,7 0,0
Валовой располагаемый доход
2002 100 24,9 58,2 15,3 1,6
2003 100 24,5 58,7 15,5 1,4
2004 100 27,3 56,7 15,0 1,0
2005 100 30,1 56,3 12,9 0,7
2006 100 31,3 55,7 12,3 0,7
Валовой скорректированный располагаемый доход
2002 100 17,0 67,4 15,3 0,4
2003 100 16,7 67,7 15,5 0,2
2004 100 19,9 65,0 15,0 0,2
2005 100 22,3 64,7 12,9 0,1
2006 100 23,4 64,2 12,3 0,1
Валовое сбережение
2002 100 23,2 26,2 49,3 1,3
2003 100 21,4 27,8 50,2 0,6
2004 100 32,0 21,7 45,7 0,5
2005 100 40,0 21,7 38,0 0,3
2006 100 41,8 21,9 36,0 0,3
Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-), включая статистическое расхождение
2002 100 -6,4 73,4 27,8 5,1
2003 100 20,0 58,1 20,3 1,6
2004 100 54,0 29,4 15,3 1,3
2005 100 54,1 32,7 12,6 0,6
2006 100 64,8 25,8 8,8 0,6
* Таблица составлена по: [2. С. 26-42].
за рассматриваемый период постепенно снизилась доля сектора домашних хозяйств (на 3 п. п.), достигнув в 2006 г. значения 58,6 %, и увеличилась до 21,7 % доля сектора государственного управления (прирост составил 4 п. п.). Выявленная тенденция идет в разрез с практикой стран с развитой рыночной экономикой, где доля домашних хозяйств намного больше. Так, в США в 2002 г. доля валового сальдо первичных доходов сектора домашних хозяйств составляла 80,8 % валового национального дохода, а соответствующая доля сектора государственного управления только 6,3 %. В Великобритании аналогичные показатели составили 73,7 и 12,7 % соответственно, в Японии - 68,9 и 8,8 % [4. С. 120].
В валовом располагаемом доходе (балансирующая статья счета вторичного распределения доходов) тенденция перераспределения доходов в пользу сектора государственного управления становится еще более очевидной: за рассматриваемый период доля сектора государственного управления выросла на 6,4 п. п. за счет снижения долей всех остальных секторов, доля сектора домашних хозяйств снизилась на 2,5 п. п., а доля сектора корпораций - на 3 п. п.
При этом изменений в практике предоставления социальных трансфертов в натуральной форме практически не произошло, их доля в общей сумме валового располагаемого дохода сохранилась на уровне 8 %. В результате доля сектора государственного управления в структуре скорректированного располагаемого дохода (балансирующая статья счета перераспределения доходов в натуральной форме) приросла на те же 6,4 п. п. и составила в 2006 г. 23,4 %. Таким образом, сектор государственного управления оказался в условиях, когда он имеет возможность непосредственно распоряжаться почти четвертью располагаемого дохода страны. Для сравнения - соответствующий показатель в Великобритании в 2002 г. составлял около 10 %, а в Японии - около 6 %.
Из общей суммы скорректированного располагаемого дохода сектор государственного управления в 2006 г. использовал только 40 % на фактическое конечное потребление, которое равно его расходам на конечное потребление коллективных услуг. Оставшаяся часть дохода сформировала валовые сбережения сектора.
Структура валовых сбережений (балансирующая статья счета использования располагаемого дохода) претерпела наиболее сильные изменения. Так, если в 2002 г. наибольшую долю в структуре валовых сбережений занимали корпорации - 49,3 %, то в 2006 г. наибольший удельный вес в структуре оказался у сектора государственного управления - 41,8 %, увеличившись за рассматриваемый период на 18,6 п. п. Это значит, что основным «сберегателем» в настоящее время выступает нерыночный сектор, и данный факт должен стать предметом серьезных размышлений для аналитиков.
Следующий интересный результат получается при рассмотрении показателя чистое кредитование / чистое заимствование. Следует отметить, что Россия в течение всего рассматриваемого периода выступает в роли чистого кредитора, но если в 2002 г. сектор государственного управления все-таки еще осуществлял заимствования, то все последующие годы, он, как и другие сектора, выступал только кредитором. При этом доля сектора государственного управления в величине чистого кредитования, осуществляемого всеми секторами национальной экономики, год от года росла: с 20 % в 2003 г. до 64,8 % в 2006 г.
Объяснение сложившейся ситуации, которое лежит на поверхности, в высоких ценах на нефть и другие природные ресурсы, которые привели к возникновению дополнительных доходов у сектора государственного управления. Не имея четких приоритетов в использовании этих средств внутри страны, высказывая опасения по поводу возможности их неэффективного использования в настоящее время внутри страны, а также ожидания возможного негативного, с точки зрения будущих поступлений, изменения конъюнктуры на мировых рынках в будущем привело к тому, что страна предпочла выступить в роли мирового кредитора. Однако рациональность такого рода вложений у многих исследователей вызывает сомнения и является предметом больших дискуссий.
Средствами СНС можно было бы проанализировать всю совокупность изменений финансовых требований и обязательств, которые возникают у институциональных секторов. Для этого в СНС предусмотрено формирование финансового счета. Однако разработка этого счета зада-
ча очень трудоемкая и пока официальных данных по финансовому счету Росстат не готов предложить.
Список литературы
1. Образцова О. И., Копейкина О. В. Система национальных счетов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. 460 с.
2. Национальные счета России в 2000-2007 годах: Стат. сб. M.: Росстат, 2008. 213 с.
3. Характеристика макроэкономических пропорций России на основании интегрированных таблиц национальных счетов (по материалам Госкомстата России) // Вопросы статистики. 2001. № 3. С. 3-9.
4. Дементьев Н. П. Институциональная структура распределения и использования доходов в экономике России и развитых странах // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Социально-экономические науки. 2006. Т. 6, вып. 2. С. 119-127.
Материал поступил в редколлегию 10.09.2008
L. S. Vesyolaya The Integrated Economic Accounts as the Tool of the Analysis of Macroeconomic Proportions
In article the structure of the integrated economic accounts (IEA) is presented, directions of use IEA in the macroeconomic analysis are discussed. As one of possible directions of the analysis the contribution estimation institutional sectors in formation of balancing articles of system of national accounts is considered.
Keywords: national economic accounting, macroeconomic analysis, contribution of institutional sectors.