Научно-технические разработки
УДК 614.8:351.86+519.8
А.Ю. Кудрин к.т.н., О.Б. Ковтун (ФГУ ВНИИГОЧС(ФЦ))
ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ МЧС РОССИИ
Л. Kudrin, O.Kovtun
JUSTIFICATION OF EMERCOM OF RUSSIA SITUATIONAL CENTERS FORMATION STRUCTURE
В статье проведен анализ международного и отечественного опыта создания ситуационных центров и даны предложения по его применению в МЧС России.
Article contains analyses of international and national experience of situational centers formation and there are given recommendations of its use in Emercom of Russia.
АЮ. Кудрин
О. Б. Ковтун
Международный опыт
В условиях интенсификации конфликтов и кризисов, а также неотложности принятия критически важных решений в ведущих странах мира созданы ситуационные (кризисные) центры (СЦ и/или КЦ), оснащенные новейшими информационными и управленческими технологиями. При этом СЦ внешнеполитических ведомств США, Италии (http://www.esteri.it/eng/5_31_85.asp), Франции, ФРГ и ряда других стран предпочитаются президентами и премьер-министрами этих стран при ситуационном анализе.
Анализ показывает, что в зависимости от предметной области название «ситуационного центра» или «комнаты» (situation room) может трансформироваться в «центр командования и управления» (command and control center), «кризисный центр» (crisis center), «чрезвычайный центр» (emergency center), «зал совещаний» (corporate boardroom, conference room).
На правительственном сайте США дается следующее определение ситуационного центра Белого Дома (White House Situation Room): это круглосуточный наблюдательный и сигнальный центр, обеспечивающий президента США, помощника президента по национальной безопасности, членов Совета безопасности разведывательной и открытой информацией для выработки и реализации политики в области национальной безопасности.
Другим примером является Центр стратегической информации и операций ФБР (Strategic Information and Operations Center - SIOC), который, в частности, по проблеме «11 сентября» взаимодействовал с более чем 500 представителями из 32 госагентств. Подобные центры управления и поддержки принятия решений созданы в Пентагоне и других госучреждениях США и ряда других стран: инновационном центре ВВС США (Air Force Innovation Center), колледже систем менеджмента министерства обороны (Defense Systems Management College), федеральном министерстве авиации (Federal Aviation Administration), госдепартаменте (Department of State), в министерствах обороны стран Западной Европы, в министестве почты Великобритании (UK Post Office) и др.
В условиях обострения информационного противоборства и роста угрозы терроризма эволюционировала как сама концепция СЦ, так и способы ее реализации. Так, в прежнюю концепцию СЦ была заложена технология data management (управления данными) или information management (управления информацией). По сути, деятель-! ность СЦ сводилась к отображению информации для ее обсуждения по ' заранее спрогнозированному сценарию.
Современные технологии knowledge management (управление знаниями) позволяют перейти к реальной генерации в СЦ сложнейших i решений. В основу этой технологии положена возможность накопления знаний о решениях в подобных ситуациях, накопления знаний и сведений о людях (организациях), способных стать экспертами в той I или иной области.
Развитые страны от концепции «замкнутого» СЦ переходят к I созданию распределенных СЦ, в которых сбор и агрегирование инфор-
“Г
мации, а также генерация знаний осуществляется сообществом экспертов. Такие системы получили название collaboration systems (системы взаимодействия) и intelligence sharing systems (системы обмена и распределения информации). Такие системы созданы в силовых ведомствах США и госдепартаменте. При этом активно используются экспертный потенциал посольств, миссий и генконсульств.
Основой таких систем является развитая защищенная телекоммуникационная среда и программные средства организации коллективной работы. Особое внимание уделяется системам управления знаниями, методикам и программам коллективного «мозгового штурма» (brainstorming) и генерации идей (idea generation) и разработке специальных методик презентации и представления информации.
Активно развивается направление видеоконференции, использование которых позволяет сократить расходы на переезды и командировки, расширить состав привлекаемых к обсуждению экспертов (многие из них не приглашались по причинам объективного ограничения состава участников).
При этом развивается направление оказания внешних (по отношению к владельцу СЦ) услуг (outsourcing) сторонними организациями, как в части привлечения их экспертов к анализу проблемы (ситуации), так и в части использования их вычислительных мощностей для накопления и мониторинга соответствующей информации.
Вершину пирамиды ипформсистемы госдепартамента США венчает СЦ, который называется «оперативным центром», учрежденный еще при администрации Дж. Кеннеди в 1961 г. в разгар кризиса в Конго. С тех пор он функционирует на постоянной основе, играя роль СЦ и разработчика межведомственной стратегии реагирования на ЧС. Центр подчинен исполнительному секретарю госдепартамента в ранге заместителя госсекретаря (в настоящее время — Г. Томас).
Ключевым подразделением центра является группа дежурных (the Watch) в составе 45 человек. Дежурство осуществляются круглосуточно, в 3 смены по 6 человек. Основная задача — отслеживать в режиме реального времени главные международные события в глобальном масштабе. Источники сведений традиционны: информагентства, Интернет-ресурсы, телефонная и факсимильная связь, а также шифрпе-реписка. На их основании центр готовит ежедневные доклады руководству госдепартамента, а также оперативные сводки по «горячим» событиям за день. Центр также готовит информационные материалы для зарубежных поездок госсекретаря США К. Райс.
Вторым подразделением центра является штаб по содействию урегулированию кризисов (crisis management support — CMS) в составе 8 человек. Основная функция штаба - кризисный мониторинг. На штаб также возложена функция обработки срочных телеграмм для доклада руководству госдепартамента.
Одна из задач штаба - работа по отслеживанию и прогнозированию потенциальных кризисов
и очагов напряженности. В случае необходимости формируются целевые группы (ad hoc task-force) с участием представителей других ведомств и, изредка, j неправительственных организаций.
В обязанности штаба входит и так называемое «чрезвычайное планирование», т.е. выработка I алгоритма действий, а также обучение сотрудников методам антикризисного реагирования. Под руко- | водством штаба раз в два года (в кризисных регионах - каждый год) проводятся тренинги, с охватом свыше 200 человек в год.
Следует отметить, что центр поддерживает I постоянный контакт с аналогичными структурами в других ведомствах, в том числе с «ситуационной комнатой» Белого дома, оперативными центрами министерства внутренней безопасности, ЦРУ, ФБР и др. Между ними регулярно проводятся «круглые столы» и закрытые видеоконференции для отработки модальностей взаимодействия.
В рамках программы президента США но внедрению электронной системы управления (стоимость 500 млн. долл. на 2 года) было реализовано:
• в 2003 г. выход в Интернет через программу OpenNct Plus 32 тыс. компьютеров сети госдепартамента с использованием системы поиска информации из открытых источников;
• в 2004 г. новая интегрированная система передачи сообщений (сбор, обработка, использование, распределение, архивирование и поиск всех госсо-общений, включая внутренние меморандумы, электронную почту, официальные сообщения, записи и почтовые сообщения);
• получение доступа к закрытой электронной почте, специальным телеграфным услугам, а также системе «Иителинк» и интернетовской сети отслеживания секретной информации (SlPRNet). К этой программе подключены все рабочие места (за исключением тех, где обрабатывается несекретная информация и ДСП).
Резюмируя, можно сказать, что КЦ ведущих стран мира стали выступать в качестве эффективного инструмента, позволяющего лицу, принимающему решение, оперативно осмысливать и выбирать верный вариант реагирования на предкризисные и кризисные ситуации.
Опыт создания и применения ситуационных центров в Российской Федерации
В настоящее время ситуационные центры, со- | здаваемые в органах государственной власти (ОГВ), ; являются одним из наиболее бурно развивающихся направлений повышения качества управления сложными системами. В Российской Федерации на феде- j ральном уровне созданы и работают несколько ситуационных центров: Президента Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, I МЧС России, ФСБ России. Начинают создаваться ситуационные центры и в субъектах Российской Федерации. Актуальность создания подобного рода центров вытекает из темпов развития информационного
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
пространства как фактора, определяющего необходимость переработки больших объемов информации в процессе принятия управленческих решений при сохраняющихся жестких временных ограничениях.
Накопленный опыт работы СЦ ОГВ, а также анализ зарубежных и отечественных достижений, позволил определить следующие основные направления деятельности СЦ ОГВ:
• мониторинг общественно-политической, социально-экономической, природно-экологичес-кой и внешнеполитической обстановки в России и за рубежом;
• оперативное информирование пользователей СЦ о состоянии и тенденциях развития общественно-политических и социально-экономических процессов и проблем в России и за рубежом;
• анализ и оценка обстановки, выявление проблем, тенденций развития ситуаций, требующих упреждающего решения и адекватных ответных действий;
• подготовку вариантов решений по достижению поставленных целей и результатов с оценкой необходимых сил, средств и ресурсов на основе анализа и моделирования сценариев действий и ситуаций;
• доведение принятых решений до исполнителей, и контроль их исполнения.
Источниками информации при обеспечении информационной поддержки функционирования СЦ ОГВ являются:
• федеральные министерства и ведомства, их территориальные органы, в том числе специализированные фонды силовых ведомств;
• ОГВ субъектов РФ;
• межгосударственные организации стран
СНГ;
• сеть Интернет;
• независимые аналитические службы;
• центральные и региональные СМИ, транскрипты телепередач.
Подготовка информационно-аналитических материалов, проведение мероприятий, связанных с информационной поддержкой деятельности СЦ, требуют не просто накопления и обработки больших объемов информации. Данные должны быть, прежде всего, проверены, очищены, агрегированы по определенным критериям, оформлены и доставлены в наглядном и удобном для восприятия виде. Только тогда принятие решения на основе этой информации будет наиболее эффективным и оптимальным.
Современные информационные технологии, на основе которых функционируют СЦ. позволяют перейти к общему информационному пространству поддержки процессов управления социально-экономическими и общественно-политическими процессами на уровне субъектов РФ, федеральных округов, и. в перспективе, на всей территории Российской Федерации.
Предметные области единого информационного поля должны избежать дублирования данных и позволить добиться взаимного дополнения информа-
ционных ресурсов.
СЦ может быть эффективным только при наличии точной, полной и актуальной информации об объекте управления. Для СЦ регионального уровня необходима информация о регионе. Для СЦ федерального уровня необходима информация о субъектах федерации.
Основной задачей при создании информационных систем такого типа является сбор информации. На уровне региона информация о ЧС должна собираться в местах се порождения — из муниципальных информационно-аналитических систем и ведомственных информационных систем.
Такой подход обеспечит построение единого информационного пространства органов власти для подачи информации на верхние уровни управленческой иерархии государства с наименьшими искажениями и задержками, с максимальным исключением субъективного влияния на информацию при ее передаче через промежуточные уровни.
Этот подход соответствует и тенденции укрепления вертикали управления в государстве, т.к. вертикаль управления — это прежде всего информационная вертикаль. В этом случае открываются перспективы анализа информации, агрегированной на четырех уровнях обобщения - федеральном, региональном, субъекта РФ и муниципальном (рис. 1).
Достижение успеха в стратегическом развитии системы СЦ в современных условиях требует сочетания двух взаимосвязанных факторов:
1. Непрерывного совершенствования и обновления инструментов аналитической поддержки принятия решений руководством ведомства.
2. Непрерывного повышения квалификации персонала СЦ, групп экспертов и обучения их новым методам и навыкам работы с использованием аналитических систем.
В этом случае будут наиболее полно использоваться широкие возможности, заложенные в ведомственные системы СЦ. С другой стороны, рост квалификации персонала СЦ является залогом долгосрочного успешного развития всей системы.
Создание и развитие системы ситуационных центров МЧС России
Обобщая международный и отечественный опыт создания СЦ, можно сформулировать принципы построения системы ситуационных центров, которые позволят эффективно решать задачи, стоящие перед МЧС России:
/. Принцип очередности. В условиях ограниченности финансовых, временных или трудовых ресурсов, направляемых на разработку СЦ, целесообразно разбивать процесс его создания на ряд фаз. В результате их последовательного выполнения будут появляться различные очереди СЦ, наращиваемые как в технико-технологическом, так и функциональном плане.
2. Принцип первого лица. Обеспечение значимого и стабильного выделения ресурсов для создания
и развития последовательных очередей СЦ обеспечивается лишь при сохранении заинтересованности руководства МЧС России в нарашивании его возможностей. Наилучший способ следования этому принципу в имеющихся условиях - руководствоваться принципом результативности.
3. Принцип результативности. Каждая очередь создания системы СЦ должна характеризоваться новыми возможностями для выполнения конечных генеральных функций, представляющими существенный результат с точки зрения имеющихся пользователей СЦ или расширения их круга.
4. Принцип преемственности. В системе СЦ МЧС России в максимально возможной степени должны учитываться технические решения, апробированные в других СЦ и информационно-аналитических системах аналогичного или близкого назначения.
5. Принцип развития. Технические решения по каждой очереди системы СЦ должны приниматься исходя из возможности их использования и на последующих фазах. Другими словами, выбор технического решения должен происходить не только с точки зрения его эффективности на данной фазе создания, но и с учетом критериев его развития в последующих очередях. Из этого принципа также вытекает необходимость предварительной экспериментальной отработки фрагментов технических решений, которые будут приниматься на последующих фазах создания системы СЦ МЧС России.
6. Принцип теоретического сопровождения. Решение проблемных ситуаций связано с разработкой информационно-аналитических систем, предназначенных для решения уникальных слабоформализу-емых задач. Отсутствие теории таких систем требует теоретического сопровождения разработки по двум направлениям. Во-перых, упреждающего теоретического обоснования вопросов создания указанных систем для выбора направлений их развития и снижения вероятности значительных проектных ошибок, во-вторых, и теоретического осмысления сделанного для внесения корректив в проектную ситуацию.
Исходя из основных направлений деятельности СЦ ОГВ, сформулированных выше, следует выделить основные функции системы СЦ МЧС России:
1. Мониторинг обстановки в районах возможных ЧС в России и за рубежом. Эта функция подразумевает проведение космического, химического, биологического, радиационного, сейсмического мониторинга территорий и наличие системы территориально распределенных СЦ для его проведения.
2. Оперативное информирование руководства МЧС России, заинтересованных ОГВ и населения о произошедших и возможных ЧС, предпринимаемых мерах по их ликвидации.
3. Анализ и оценка обстановки в зонах ЧС, выявление проблем, тенденций развития ситуаций, требующих упреждающего решения и адекватных ответных действий.
4. Подготовка рекомендаций, вариантов решений для лиц, принимающих решения по ликвидации последствий ЧС, по достижению намеченных целей и результатов с оценкой необходимых сил, средств и ресурсов и осуществлением другой необходимой информационной поддержки.
5. Доведение принятых решений до исполнителей и контроль их исполнения.
Кроме того, необходимо помнить, что успешное функционирование любой системы невозможно без предварительного обучения и периодического повышения квалификации персонала. Обучение принятию решений в широком смысле этого слова является современным и актуальным направлением для общего, профессионального и дополнительного образования. Наиболее эффективное обучение принятию управленческих решений (особенно решений по сложным, многофакторным проблемам, в принятии которых участвует группа лиц) достигается только в среде учебного СЦ с активным использованием интеллектуальных инфор-мационно-коммуникационных технологий.
В связи с этим возникает потребность в создании СЦ образовательной направленности, прежде всего, на базе крупных учебных заведений.
На 2007 год запланирован ввод в строй Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС), предназначенного дія оперативного управления дежурными силами и средствами в системе РСЧС и МЧС России, сбора и обработки информации о ЧС природного и техногенного характера и о ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
НЦУКС
t
/L
\г
ЦППР
Научные —) организации министерств II ведомств
Гр\ипы экспертов
Ба зы данных
-Г • 1/
Дежурная -і 1' П од разделен і ія
смена ЦППР '4 —1/ ЦППР
I
Рис. 2. Схема взаимодействия ЦП IIP и НЦУКС
Согласно приказу МЧС России от 11.12.2006 № 732 в ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России создан Центр поддержки принятия решений в кризисных ситуациях (ЦППР), входящий в состав сил и средств НЦУКС. Целью создания ЦППР является всестороннее научно обоснованное информационносправочное обеспечение деятельности руководства МЧС России. НЦУКС. структурных подразделений Министерства для поддержки принимаемых ими решений (рис. 2).
К подготовке рекомендаций могут быть подключены специалисты из других министерств и ведомств, в том числе и в режиме видеоконференции.
В состав ЦППР входит отделение космического мониторинга, являющееся составной частью системы космического мониторинга (СКМ ЧС) МЧС России.
СКМ ЧС МЧС России предназначена для оперативного выявления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мониторинга
потенциально опасных территорий и объектов, а также обеспечения информацией органов управления различного уровня.
СКМ ЧС МЧС России состоит из территориально распределенных пунктов приема и обработки космической информации, оснащенных аппаратно-программными комплексами приема и обработки космической информации, программами тематической обработки космической информации, каналами передачи информации.
Пункты приема и обработки космической информации (лаборатории приема и обработки космической информации) дислоцированы в Москве, Вологде, Красноярске, Владивостоке, Екатеринбурге, Хабаровске, Ростове-на-Дону.
На 2008-2009 гг. запланирован ввод в строй отделения мониторинга подводных потенциально опасных объектов и отделения мониторинга инженерных систем и конструкций зданий и сооружений.
Литература
1. Information technology: The 21я century revolution. AReponbythe Interagency Working Group on IT R&D National Science and Technology Council US, Washington 2001.
2. Методы и средства информационно-аналитической поддержки учебного процесса и научных исследований в ситуационном центре РАГС: Заключительный отчет по НИР / Руководитель А.Н. Данчул. - М.: РАГС, 2003.
3. Филиппович А.Ю. Ситуационные центры: определения, структура и классификация // PCWeek/RE N26(392), М., 15-21 июля 2003.
4. Филиппович А.Ю. Обучающие ситуационные центры // Системный администратор. № 4. Май,
2003.
5. Филиппович А.Ю. Ситуационные центры в сфере образования // Вестник информационных технологий в образовании. Выпуск 1. - М.: УМК по специальности ИТО, 2005.
6. Смирнов А.И. Информационная глобализация и Россия : вызовы и возможности. - М.: Парад,
2005.
7. Материалы научно-практической конференции «Ситуационные центры : модели, технологии, опыт практической реализации». - М.: РАГС, 2006.