Научная статья на тему 'Интеграция предприятий в мировой и российской экономике'

Интеграция предприятий в мировой и российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
813
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ПАРТНЕРСТВА / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ / ОБЪЕДИНЕНИЯ / КЛАСТЕРЫ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПАРТНЕРСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / INTEGRATION / PARTNERSHIPS / STRATEGIC ALLIANCES / UNITS / CLUSTERS / PARTNASHIP / PARTNERSHIP / COLLABORATION / STRATEGY / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королев Виктор Иванович, Королева Елена Николаевна

В статье рассматривается значение интеграции для развития российских и зарубежных компаний. Дается характеристика отдельных форм интеграции, таких, как стратегические альянсы, территориальные кластеры, объединения конкурирующих компаний. Приводятся примеры развития ряда зарубежных компаний, которые активно участвуют в осуществлении процессов интеграции. Показаны пути развития различных форм взаимодействия компаний в промышленности на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration processes in the Russian and world economy

The article examines the influence of integration on development of Russian and foreign companies. The characteristic of different integration forms is presented, such as strategic alliances, territorial clusters, units of competitive companies. Examples of development of several foreign companies, which participate in the process of integration are given. Development of different collaborative forms between companies for industry are presented.

Текст научной работы на тему «Интеграция предприятий в мировой и российской экономике»

В. И. Королев, Е.Н. Королева

УДК 338.45:658 ББК 65.5 К - 682

Интеграция предприятий в мировой и российской экономике

Рассматривая современный этап развития российского бизнеса, обращает на себя внимание наметившаяся тенденция к критической переоценке имеющегося опыта, осмыслению реалий экономической и политической жизни общества и поиска новых возможностей. И дело не только в последствиях преодоления мирового экономического кризиса 2008-2009 годов. Кризис лишь обнажил наиболее острые проблемы развития бизнеса, существовавшие и ранее. Одной из ключевых проблем остается низкая конкурентоспособность российских компаний, особенно на мировых рынках. В первую очередь, это касается базовых отраслей промышленности. Предстоящее присоединение России к ВТО ставит перед российскими производителями в еще большей мере шекспировский вопрос: быть или не быть? Осознание этой истины вызывает необходимость усиления сотрудничества компаний, развития процессов интеграции. В определенной мере этому может способствовать использование международного опыта. В рамках статьи мы остановимся на рассмотрении отдельных, наиболее перспективных, форм осуществления данного процесса.

В основе интеграционных процессов лежит мотивация компаний. У каждой компании имеются особые причины, но вместе с тем обнаруживаются общие предпосылки. Они связаны с получением преимуществ от объединения усилий и ресурсов. Прежде всего, партнеры рассчитывают на укрепление своих конкурентных позиций. Возросшая неопределенность и динамизм внешней среды создают угрозу выживания и сохранения конкурентных преимуществ для неконсолидированных компаний. В первую очередь, речь идет о долговременных преимуществах. Интеграция компаний - мощный фактор для использования таких преимуществ. Одновременно создаются дополнительные входные барьеры для конкурентов.

Немаловажное значение в интеграционном сотрудничестве имеет возможность расширения рынков. Компании-партнеры нередко являются крупными участниками национальных рын-

ков. Имея возможность оказывать значительное влияние на характер развития существующих рынков, они образуют союзы для выхода на новые рынки. Примером может служить альянс, который был образован американской компанией Motorola с японской компанией Toshiba. Он предусматривал постепенную передачу компанией Motorola технологии производства микропроцессоров по мере того, как компания Toshiba будет оказывать ей помощь в проникновении на японский рынок1.

Интеграция компаний может осуществляться по-разному: в жесткой и мягкой формах. В условиях жесткой интеграции компании-партнеры теряют свою самостоятельность и управляются централизованно ведущей компанией. Наиболее часто применяемым методом такой интеграции являются слияния и поглощения. Но далеко не всегда они достигают желаемых целей. В этих условиях повышенный интерес вызывают мягкие формы интеграции, позволяющие их участникам сохранить независимость. Одной из наиболее перспективных форм такой интеграции являются стратегические альянсы.

Как таковой стратегический альянс - это долгосрочное, взаимовыгодное объединение компаний партнеров, сохраняющих свою юридическую и экономическую самостоятельность, в целях координации совместных действий и обеспечения конкурентных преимуществ.

В качестве основных преимуществ альянсов можно назвать следующие:

□ позволяют избежать ломки структуры и культуры покупаемой компании, которая происходит во время поглощения;

□ основываются на сотрудничестве, которое предполагает, что роли и задачи партнеров оговариваются заранее и подтверждаются письменно в договоре;

□ дают возможность участникам за счет объединения сил и ресурсов повысить свои конкурентные преимущества на существующих и новых рынках товаров.

Данная форма интеграции в российской промышленности на современном этапе имеет ряд особенностей. Укажем некоторые из них.

Для российской промышленности стратегические альянсы - относительно новая форма интеграции ресурсов партнеров для достижения общих целей. Они потенциально так же актуальны, как и для ведущих отраслей западных стран. Но в количественном отношении отечественные компании существенно отстают по числу заключенных партнерств.

Недостаточная развитость стратегических альянсов объясняется, в первую очередь, условиями и особенностями экономического развития. В зарубежных странах накоплен значительный практический опыт создания альянсов и имеются многочисленные исследования, обобщающие практику. Что же касается российских условий, то реформирование экономики в 90-е годы XX века позволило лишь создать предпосылки для образования простейших форм стратегических альянсов.

1 Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А.Н. - Спб., 2005, сс.468-469.

Однако, на наш взгляд, более важные причины неразвитости альянсов связаны не столько с экономическими, сколько с поведенческими факторами. Дело в том, что одним из основополагающих условий их образования является выстраивание партнерских отношений на доверительной основе. Стратегические альянсы - наиболее сложный тип союзов. Менеджерам, работающим в них, необходимо внимательно относиться к балансу интересов компаний, которые они представляют, и самих альянсов. Это требует большого дипломатического таланта, умения смотреть на вещи глазами партнера, понимания мотивации. В этом отношении российский бизнес действует в русле объективных процессов консолидации компаний и налаживания партнерских отношений, поиска совместных проектов. Но российские компании, только недавно закончившие процесс первоначального накопления капитала с его корпоративными конфликтами, экономической и административной борьбой за передел собственности и контролем над ресурсами, в ментальном плане еще не готовы в полной мере к выстраиванию сложных, доверительных отношений, составляющих основу стратегических альянсов. Как отмечает профессор американского университета Н. Ш. Паффер, «большая открытость со стороны русских менеджеров помогла бы им. В США бизнес стремится к открытости, а не к утаиванию или искажению информации о намерениях или продукции. В совместном бизнесе для принятия правильных решений требуется уважать общие интересы»2. Возникает необходимость обучения партнерству.

Обращают на себя внимание формы стратегических альянсов. Наибольшее распространение получили партнерства с иностранными компаньонами. Это объясняется во многом тем, что в то время, когда за рубежом накоплен достаточно большой опыт по созданию международных альянсов, российским компаниям не надо создавать особых механизмов сотрудничества, а следует лишь адаптироваться к уже налаженным схемам. Кроме того, участие в таких альянсах открывает для них новые возможности и перспективы.

Особое место в процессе образования и развития стратегических альянсов отводится взаимодействию бизнеса и государства. История развития альянсов в мировой экономике показывает, что государство не стоит в стороне от этого процесса и стремится в той или иной форме контролировать его. Но формы и методы государственного воздействия могут быть различными. В российских условиях государство принимает активное участие в развитии интегрированных структур холдингового типа, что привело к формированию крупных бизнес-групп, а также в создании необходимых законодательных условий для развития совместных предприятий.

Особой формой альянса государства и бизнеса в настоящее время являются го-

2 В России возникает особый стиль русского менеджмента: Интервью с Ш. Паффер. -Управление персоналом, 2001. №11-12. С.7

сударственно-частные партнерства. Наиболее широкое распространение они получили в сфере добычи полезных ископаемых и в инфраструктурных отраслях. Для государства такая форма партнерства рассматривается как способ привлечения частного капитала к финансированию и управлению государственной собственностью, для бизнеса - способ получения прибыли на объектах государственной собственности. При надлежащем организационном и правовом оформлении государственно-частное партнерство предполагает не только взаимную выгоду, но и равноправный характер сотрудничества. Однако в действительности эти принципы часто не соблюдаются. Как показывает практика, во многих случаях управление государственно-частным партнерством носит черты государственного монополизма. Государство стремится сохранить за собой ключевые права по отношению к объекту партнерства. Оно призывает бизнес инвестировать средства, сохраняя в то же время за собой основные решения. Одностороннее выполнение обязательств со стороны бизнеса, неравноправное сотрудничество не позволяют корпоративным структурам оценивать перспективность этой формы сотрудничества. И государству, и бизнесу не хватает опыта цивилизованного партнерства. Здесь, как и в любом другом стратегическом альянсе, необходимо соблюдать принцип паритетности.

Интеграционные процессы, происходящие в современной экономике, становятся все более разнообразными и сложными. Они выходят за рамки межфирменного сотрудничества и охватывают всё большее число участников. К числу таких интеграционных образований относятся территориальные кластеры.

Концепция кластеров, разработанная рядом зарубежных авторов, получила широкое признание и практическое использование. Кластер - это объединение в пределах одной территории близкорасположенных предприятий и организаций, действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. В нее входят производители, поставщики, научно-исследовательские и образовательные организации, органы государственного управления и другие структуры.

Как устойчивое партнерство взаимосвязанных предприятий и организаций, кластер позволяет создать потенциал, превышающий простую сумму потенциалов отдельных составляющих. Синергетический эффект является результатом сотрудничества и эффективного использования возможностей партнеров в длительном периоде. Географическая близость обеспечивает низкие затраты и быстрые сроки доставки необходимых для бизнеса товаров или услуг. За счет внедрения новых технологий повышается конкурентоспособность участников кластера. В результате формируется сообщество предприятий и организаций, которое, выходя на другие регионы и рынки, устраняет с них местных конкурентов и начинает доминировать на этих рынках.

Очевидные преимущества кластеров привели к их широкому распространению в мировой экономике. По оценкам экспертов, 50% экономик ведущих стран мира

охвачены кластеризацией. Страны, взявшие на вооружение кластерный подход, смогли обеспечить прирост ВВП в диапазоне от 75 до 90%. К примеру, в США доля ВВП, производимого в кластерах, составляет около 60%3.

В российской промышленности в процессе ее рыночной трансформации стали создаваться два типа кластеров, ориентированных преимущественно на высокие технологии. Первый из них - промышленные кластеры, второй - региональные кластеры на основе промышленных сетей. В настоящее время кластерный подход к развитию промышленности и регионов рассматривается как одно из приоритетных направлений повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики.

Однако в целом процесс образования кластеров происходит медленно со значительными трудностями.

Основные причины слабого развития кластеров связаны, прежде всего, с низкой эффективностью механизмов управления и координацией деятельности по развитию кластеров на федеральном и региональном уровнях. Кроме того, используется ограниченный набор инструментов финансовой поддержки кластерных проектов из бюджетных источников.

В целях активизации деятельности по развитию территориальных кластеров необходимы согласованные и взаимовыгодные действия со стороны государства и бизнеса. В качестве первоочередных мер, на наш взгляд, необходимы следующие:

□ усиление государственного влияния на проведение кластерной политики на федеральном и региональном уровнях. Наиболее эффективным востребованным механизмом здесь является интеграция кластерного подхода в промышленную политику;

□ разработка стратегии развития кластеров в регионах и плана мероприятий по ее реализации, включающего выбор кластерных проектов и мер, направленных на создание благоприятных условий развития кластера;

□ определение приоритетных конкурентоспособных кластеров на основе анализа конкурентоспособности входящих в кластер предприятий;

□ использование более разнообразных и действенных инструментов финансовой поддержки образования и развития кластеров. К их числу относятся: активное применение бюджетных источников, установление льгот по уплате региональных и местных налогов и сборов участниками кластеров;

□ формирование организационно-экономических и юридических механизмов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластеров.

Обращает на себя внимание то, что нередко интеграция осуществляется между фирмами-конкурентами. В этом случае важное значение приобретает вопрос о вы-

3 Иоффе О. Кластерный подход. - Деловой журнал «Губернский». 2009. №11. С.19

боре оптимальной стратегии развития. Как показывает практика, в наибольшей мере решению этой задачи способствует гибридная стратегия. Она представляет собой сочетание конкурентной стратегии и стратегического сотрудничества. Первая направлена на повышение уровня конкурентоспособности интегрированной группировки, вторая - на усиление взаимодействия ее участников.

Во многих объединенных партнерствах в настоящее время в той или иной мере данная стратегия уже используется. За основу конкурентной стратегии часто берется модернизация производства. Показательным в этом отношении является политика японских автомобилестроительных компаний. В данных компаниях считают, что стремительно будет расти доля гибридных и электрических машин в общем объеме продаж легковых автомобилей. Эти машины будут привлекательнее по показателям расхода горючего и практичнее в использовании, а цены на них станут значительно ниже. Гибридные легковые автомобили уже не первый год имеются в продаже, но корпорации готовятся к выпуску новых, более совершенных машин. Японские автоконцерны в рамках реализации гибридной стратегии активно сотрудничают на мировых рынках с автомобильными компаниями других стран. Так, автоконцерн 8и2икі и немецкая компания VЫkswagen образовали стратегический альянс.

Японская компания заинтересована в финансовой поддержке, а также в доступе к германским достижениям в сфере экологических автомобилей с гибридными и электрическими двигателями. Volkswagen, в свою очередь, заинтересован в имеющихся у 8и2икі технологиях создания небольших автомобилей, а также в его сильных позициях в ряде развивающихся стран. Расширив совместный рынок сбыта, оба автоконцерна смогут разработать более конкурентоспособный ценовой ряд4.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А.Н. - Спб., 2005. - 496 С.

2. В России возникает особый стиль русского менеджмента: Интервью с Ш. Паффер. -Управление персоналом, 2001. №11-12, сс. 5-12.

3. Иоффе О. Кластерный подход. - Деловой журнал «Губернский». 2009. №11. С.19

4. Информационное агентство «Росбалт» Volkswagen и 8и2дкі близки к созданию альянса. http:www.rosbalt.ru/2009/12/09/695604.html

4 Информационное агентство «Росбалт» Volkswagen и Зитикі близки к созданию альянса. http:www.rosbalt.ru/2009/12/09/695604.html

Ю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.