13 (55) - 2011
Экономика России: тенденции и перспективы
УДК 332.14
пути совершенствования принципов кластеризации предприятий и практика их реализации в россии
в. А. КАБАШКИН,
профессор кафедры внешнеэкономической деятельности E-mail: [email protected] Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
И. С. МАСЮКОВ,
студент факультета экономики и права E-mail: [email protected] Московский государственный лингвистический университет
В статье рассматривается одна из основ развития государственно-частного партнерства (ГЧП) - экономический кластер. Раскрываются преимущества кластера в современной хозяйственной жизни, практика реализации основных принципов кластеризации предприятий в России.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, экономический, кластер, преимущество, развитие, ресурс, инновация.
В настоящее время одной из важнейших экономических государственных задач является перевод отечественной промышленности из сырьевой направленности в сферу высоких технологий, инновационной деятельности. Понятно, что это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.
Одними из базовых инструментов для реализации поставленных задач могут служить разнообразные по своему экономическому содержанию кластеры.
Тематике формирования и деятельности кластеров в современной экономической литературе уделено достаточное внимание. Однако хотелось бы подойти к данному инструменту с позиций недавно сформировавшегося концепта государственно-частного партнерства (в мировой практике теоретические основы закрепились в конце 1970-х гг, а в России об этом активно заговорили только с 2005 г.).
Сочетание преимуществ государственного регулирования с компетенциями бизнеса на основе созданного экономического плацдарма (в данном случае—кластера) в условиях недозагруженности производственных мощностей и хронического дефицита бюджетов всех уровней может стать существенным рычагом в развитии национальной экономики.
Осмысление, анализ зарубежного опыта, последующая практическая реализация новых экономических подходов к развитию национальной
промышленности, как представляется, в целом должны способствовать укреплению экономической мощи России [5, с. 5].
Значение кластеров и кластерной политики для любой национальной экономики состоит в их способности придать наукоемкий характер традиционному сырьевому вектору развития, направить его в инновационное русло, способствовать диверсификации экономики, содействовать динамичному развитию транспортной, энергетической, коммуникационной и, не в последнюю очередь, инновационной инфраструктуры, и, как следствие, повышению конкурентоспособности компаний и других товаропроизводителей.
Идея о том, что успехи национальной экономики зависят в конечном счете от локальной концентрации специализированных отраслей (industrial districts), прослеживалась несколько десятилетий назад в работах Альфреда Маршалла1. Он впервые исследовал синергетический эффект, достигаемый при объединении и повышении специализации предприятий.
Непосредственно индустриальный дистрикт (район), или сконцентрированные на ограниченном пространстве промышленные предприятия, специализирующиеся на выпуске однотипной продукции, стал одной из первых экономических моделей локальных взаимодействий.
Так, помимо указания на выгодное экономико-географическое положение и на возможную экономию на масштабе, стоит упомянуть легкость накопления технических знаний и навыков, а также среду, благоприятную для появления, распространения и внедрения новых идей2.
Современные последователи Маршалла также не рассматривают активное функционирование индустриальных дистриктов как исключительно экономическое явление. Они указывают, что для их возникновения необходима особая социальная среда, характеризующаяся нормами взаимного доверия и разветвленными семейно-родственными связями. «В дистрикте множество фирм взаимодействует с сообществом людей, и эти два элемента сливаются воедино в пространственно-ограниченной области»3.
1 Marshall A. Elements of Economics of Industry Being the First Volume of Elements of Economics. L.: Macmillan, 1928, p. 152—153.
2 Granovetter M. Les institutions economiques comme structures sociales: un cadre d'analyse. In: Orlean A.(sous la direction de). Analyse economique des conventions. P.: PUF, 1994, p. 89—91.
3 Sforzi F. The quantitative importance of Marshallian industrial dis-
tricts in the Italian economy. In: Pyke F., Becattini G., Sengenberger W.(eds.). Industrial Districts and Inter-firm Co-operation in Italy. Geneva, International institute for labour studies, 1990, p. 77.
Значительный теоретико-методологический вклад в концептуальные подходы к кластерам, как известно, внес профессор Гарвардского университета Майкл Портер. Согласно кластерной теории экономического развития М. Портера4, кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщиков, производителей и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга.
О вкладе М. Портера в кластерную теорию писали неоднократно. Однако хотелось бы еще раз вспомнить, что в своих трудах ученый отмечал, что конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности, не через отдельные ее фирмы, а через систему кластеров — объединений фирм различных отраслей. Причем, как он отмечал, принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы.
Майкл Портер подчеркивал: «В современной экономике, особенно в условиях глобализации, традиционное деление экономики на сектора или отрасли утрачивает операционность. На первое место выходят кластеры — системы взаимосвязей фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей...».
Непосредственно М. Портером разработана система детерминант конкурентного преимущества стран, получившая название «конкурентный ромб» (или алмаз) по числу основных групп таких преимуществ. Эта система отражена на рисунке.
К числу основных преимуществ, по мнению М. Портера, можно отнести:
1) факторные условия: людские и природные ресурсы, научно-информационный потенциал, капитал, инфраструктура, в том числе факторы качества жизни;
2) условия внутреннего спроса: его качество, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, развитие объема;
3) смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей): сферы поступления сырья, полуфабрикатов, оборудования, среда использования сырья, оборудования, технологий;
4) стратегия и структура фирм: цели, стратегии, способы организации, менеджмент, внутриотраслевая конкуренция.
4 Портер М. Международная конкуренция. М., Международные отношения, 1993.
Кроме того, существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране. Это случайные события (т. е. те, которые руководство фирм не может контролировать) и государственная политика.
Пожалуй, главный тезис М. Портера заключается в том, что перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках.
В итоге формируется кластер — сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга [9]. Для всей экономики государства, как отмечает Т. В. Цихан, кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность страны в целом увеличивается. Она держится именно на сильных позициях отдельных кластеров, тогда как вне их даже самая развитая экономика может давать только посредственные результаты.
В сущности, кластерный подход в управлении инновациями определяется как методологически проработанный вариант программы экономического управления средой формирования и развития инноваций на базе реализации кластерных принципов и кластерной стратегии.
В связи с этим хотелось бы отметить, что широкое распространение теорий кластерного развития и последовавшая за ним популярность использования кластерного подхода во всех сферах экономического управления приводят к некой идеализации кластерных позиций.
Среди сформировавшихся кластерных принципов можно выделить следующие:
• самоорганизация;
• долгосрочное сотрудничество;
• взаимосвязь, основанная на общих экономических интересах;
• внутрикластерная кооперация и конкурирование;
• корпоративность;
Источник: Портер М. Международная конкуренция. М., Международные отношения, 1993. Система детерминант конкурентного преимущества
• частичное лидерство;
• динамичность (гибкость);
• комплексность использования ресурсов.
Указанные принципы отражают особенности
построения кластерных структур в современных условиях развития экономики и специфику некоторых областей промышленности, например комплексность использования ресурсов и аутсор-синговую специализацию в промышленности. Перечень и содержание перечисленных принципов отражены в табл. 1.
Однако для реализации этих принципов существенной проблемой является формирование инновационной культуры, зарождение корпоративного мышления. Ведь, как известно, становление новой экономики немыслимо без появления нового типа людей с прогрессивной, социальной этикой.
Креативный класс — так назвал этих людей известный американский социолог Ричард Флорида [8]. Лишь на них может держаться инновационное производство. Это люди с открытым сознанием, творческим духом, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, в общем и целом — под стать гибкой, динамичной структуре кластера.
Наряду с отсутствием инновационной культуры применение кластерных принципов в инвестировании создания и развития инновационной инфраструктуры наталкивается на ряд противоречий, в которых проявляется дуальность использования кластерного подхода, остающаяся в настоящее время вне сферы изучения исследователей.
Таблица 1
Основополагающие кластерные принципы
Принцип Содержание
Самоорганизация Исторические предпосылки развития кластера. Структурная и функциональная общность предприятий кластера. Усиление взаимосвязей предприятий в кластере. Создание условий для развития и формирования кластера
Внутрикластерная кооперация и конкурирование Конкуренция между предприятиями. Кооперация при выходе на внешний рынок. Эффективность и развитие собственной хозяйственной деятельности. Стимулирование инновационных процессов
Взаимосвязь, основанная на общих экономических интересах Зависимость участников от успеха друг друга. Повышение уровня инновационности бизнеса. Сохранение автономности и сплоченность участников кластера. Координация, разрешение спорных вопросов и принятия решений, налаживание внешних связей
Корпоративность Культура общения между участниками, присутствие климата доверия. Взаимность и добрососедство, единая система ценностей, образцов поведения, способов оценки результатов, взаимоконтроль в разрешении конфликтных ситуаций. Возможность обмена информацией, опытом, совместного обучения. Упрощение структуры взаимодействия, снижение издержек. Выполнение обязательств перед партнерами, репутация предприятий и всего кластера в целом
Долгосрочное сотрудничество Поддержание взаимоотношений. Регулярные, долгосрочные гарантированные поставки и качество услуг. Доступ к информации, ресурсам, информированность участников. Взаимодействие для достижения и поддержания конкурентных преимуществ
Частичное лидерство Присутствие центра притяжения (структурообразующие предприятия-лидеры). Доминирующий фактор — концентрация вокруг крупных лидирующих производственных предприятий и научных центров. Проявление активности «центра» и притяжение «периферийных» предприятий
Динамичность (гибкость) Постоянное «движение» кластера — непрерывные процессы формирования, развития и распада. Адаптация к постоянно меняющимся требованиям рыночной среды. Появление новых производств, расширение ассортимента продукции. Повышение уровня инновационности производства
Комплексность использования ресурсов Объединение участников в рамках единой неразрывной технологической цепочки, интеграционная и технологическая взаимосвязь, единый технологический подход, стандарты. Последовательность производства продукции, участники — поставщики и потребители услуг друг друга. Ориентация на запросы конечного потребителя, расширение ассортимента продукции. Совершенствование бизнес-процессов и управленческих навыков
Аутсорсинговая специализация Делегирование ответственности, дробление бизнес-функций. Передача вспомогательных производств по контрактам подрядчикам, снижение издержек и экономия ресурсов. Формирование новых уникальных способностей, возможность доступа к лучшим мировым производственным технологиям
Однако оценка и проведенные характеристики указанных принципов позволяют сделать вывод, что рассматриваемые позиции недостаточно отражают современные требования к формированию кластерных структур, претерпевших значительные изменения под влиянием глобализации экономических процессов.
Ключевой предпосылкой в данном случае выступает противоречие экономического развития, описываемое как «глокализация» [1, с. 104]. Собственно, в условиях одновременного нарастания
влияния на развитие мировой экономики таких тенденций, как глобализация и локализация, для объединенного обозначения которых и употребляется термин «глокализация», задача повышения конкурентоспособности в условиях несовершенной конкуренции требует, как представляется, отличных от предлагаемых классической и неоклассической экономических теорий методов [2].
Например, такие известные специалисты, как Д. В. Грушевский, У. Бутмалоу [4], придерживаясь в истолковании указанного феномена гипотезы о
двойственной природе мира экономики, приводят другие объяснения:
а) природа инвестиционных фондов обеспечивать прибыль акционеров, повышая эффективность предприятий, заставляет сокращать штаты, в том числе увольняя персонал — держателей акций, а это уменьшает способность инвестировать [11, с. 352];
б) стратегия предприятий по повышению эффективности путем сокращения рабочих мест (как внутри фирмы, так и на предприятиях-поставщиках) увеличивает налоговое давление на собственную бизнес-среду ввиду необходимости содержать безработных и ограничивать рост связанной с этим преступности.
Отсюда следует, что любой регион (и тем более экономически специализированная территория) как открытая система должен обладать экономическим дуализмом, владея:
1) наследственностью, т. е. иметь устойчивые институты и связи внутри системы, поддерживающие иммунитет от воздействия глобальных кризисов на финансовых и товарных рынках, системно и осмысленно противодействуя тенденциям стандартизации и унификации, сохраняя технологическое и инновационное разнообразие;
2) изменчивостью (приспособляемостью), т. е. максимально быстро адаптируясь к тенденциям глобального экономического развития, институциональным изменениям внешней среды и внешнему спросу.
В сущности, теория кластерного подхода базируется на современной парадигме регионального развития, которая включает концепции «регион — квазикорпорация», «регион — квазирынок», «регион — квазигосударство», «регион — квазисоциум» [3]. Одновременно с этим формируется постиндустриальная парадигма регионального развития, нацеленная на усиление интересов региона, его самостоятельности на национальной и мировой аренах. С этих позиций деятельность региональных органов власти должна быть направлена на создание сетевых форм организации бизнеса (включая кластеры), поскольку только они в современных условиях способны обеспечить конкретной территории инвестиционную привлекательность, долгосрочную конкурентоспособность и устойчивое развитие [6, с. 56—71].
Современная реформа местного самоуправления вкупе с перманентными новациями в федеративных отношениях с делегированием значительных полномочий (на практике носящих обяза-
тельственный характер), как известно, не ведет за собой адекватного перераспределения источников доходов местных бюджетов.
Аналогичная рассогласованность в сфере развития инновационной инфраструктуры наблюдается и на одном уровне государственного управления (эффект отраслевой рассогласованности). К примеру, в рамках федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства Министерством экономического развития России совместно с региональными органами власти ведется работа по созданию технологических парков и бизнес-инкубаторов. При этом созданием технопарков в сфере высоких информационных технологий занято Министерство связи и информационных технологий РФ, а центров коллективного пользования — Министерство образования и науки РФ.
А вот пример на уровне региона: создание технопарков в Башкирии осуществляется в рамках республиканских целевой инновационной программы на 2008—2010 гг. (государственный заказчик — министерство промышленности, инвестиционной и инновационной политики республики) и программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства (государственный заказчик — республиканское министерство внешнеэкономических связей, торговли и предпринимательства).
Подобное явление связано с противоречивостью кластерного подхода в отношении объекта управления, ошибочно отождествляемого с конкретной отраслью. Однозначное определение конкурентного преимущества в качестве объекта управления устраняет данное противоречие.
Другой вариант — рассогласование на одном уровне муниципального управления. Здесь серьезным противоречием при реализации кластерного подхода в формировании инновационной инфраструктуры являются административно-территориальные аспекты, так называемый эффект территориальной рассогласованности, когда кластерная инициатива охватывает несколько региональных образований. И вновь решением является трансформация объекта управления с территории на конкурентное преимущество, реализуемое (достигаемое) данной кластерной инициативой.
Противоречие на муниципальном уровне усугубляется наличием мощных рычагов управления инженерно-кадастровой инфраструктурой. Как отмечал Е. Ясин [10], большинство рисков в экономике связано с несовершенством властных и регулятивных институтов. Как правило, землеустроительные, архитектурные, градостроительные
Таблица 2
Таблица дуальных признаков реализации кластерного подхода в отечественных условиях
Дуальный признак Двойственное проявление
Эффект рассогласованности уровней управления Стремление к росту производительности труда Стремление к росту занятости
Эффект отраслевой рассогласованности Развитие отраслевых конкурентных преимуществ Административная борьба в определении отраслевых приоритетов
Эффект территориальной рассогласованности Развитие территориальных конкурентных преимуществ Административная борьба в определении территориальных приоритетов
Противоречие субъекта управления (государства) Деятельность государства как участника инновационного рынка (в лице государственных научных организаций и венчурных фондов — собственников предприятий, осуществляющих инновационную деятельность и участвующих в кластерных инициативах) Деятельность государства по созданию благоприятного инновационного климата
Противоречие между формированием вертикально интегрированных структур и развитием малого и среднего бизнеса Формирование вертикально интегрированных структур Развитие малого и среднего бизнеса
ведомства, инженерно-коммуникационные монополии находятся в ведении местных органов власти, что требует от администраций высокой организации согласованных действий участников инвестиционного процесса, напрямую с ним не связанных.
В результате наряду с объектными противоречиями, важной особенностью реализации кластерного подхода является дуализация субъекта управления (государства как такового), выступающего, с одной стороны (административно-управленческой), дирижером создания всей системы, а с другой (инновационной), — лишь одним из участников экономических отношений.
В данном случае регулирование инновационных процессов происходит в двух аспектах — деятельность государства как участника инновационного рынка (в лице государственных научных организаций и венчурных фондов как собственников предприятий, осуществляющих инновационную деятельность и участвующих в кластерных инициативах) и создание благоприятного инновационного климата.
При осуществлении инновационной политики важно сочетание этих двух направлений, тогда как деятельность по развитию инноваций зачастую вступает в противоречие с функционированием государственных предприятий.
И, наконец, еще одно общеизвестное противоречие реализации кластерного подхода — необходимость взаимной увязки решений по одновременному формированию вертикально интегрированных структур, наиболее удобных «каркасов» реализации кластерных инициатив в российских условиях, и развитием малого и среднего бизнеса.
По результатам анализа дуальности применения кластерного подхода в формировании инновационной инфраструктуры авторы с учетом работы других исследователей попытались систематизировать имеющиеся данные. Итоги проведенной работы (на примере конкретного субъекта страны с учетом отечественной практики) сведены в табл. 2.
Однако отечественного опыта еще недостаточно, чтобы адекватно оценить преимущества и недостатки кластерного подхода. В связи с этим предлагается более внимательно рассмотреть зарубежный опыт, демонстрирующий возможности кластерного подхода для решения задач, направленных на подъем экономики отдельных отраслей и регионов.
Возникновение кластеров объясняется передачей по технологическим цепочкам товаров с высокой потребительской ценностью, а также преимуществ высокой конкурентоспособности от фирмы — родоначальницы кластера к предприятиям-смежникам.
Кластеры и анализ конкурентоспособности государств, который имеет большое значение для правительственной политики и стратегии любой компании, находят свое отражение во взаимосвязи общества и бизнеса, т. е. в результате реализации публично-частного партнерства. Конкурентоспособность распространяется и вверх по технологической цепочке5. Предприятия кластера заставляют поднять качество поставляемых полуфабрикатов и тем самым вынуждают подрядчиков также повысить конкурентоспособность.
5 См. Мигранян А. А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономики // Вестник КРСУ. 2002.
Конкуренты лидера в кластере, устоявшие в ожесточенной борьбе на внутреннем рынке, приобрели опыт успешного противостояния сильнейшей фирме мира, создали конкурентоспособные продукты по сравнению с ее изделиями. Поэтому ожесточенная конкуренция фирм кластера на внутреннем рынке выливается в совместную экспансию за рубежом. Фирмы кластера благодаря взаимной притирке становятся носителями одной и той же коммерческой идеологии и, опираясь на нее, за границей побеждают чужаков. В связи с этим целесообразно рассмотреть имеющийся опыт конкретных стран.
Мировой опыт реализации кластерных стратегий развития представлен в табл. 3.
Полученные посредством анализа различных источников данные позволяют вывести еще один
кластерный принцип — оптимизация инвестиционных преимуществ региона на базе партнерских отношений государства и бизнеса, реализуемых на контрактной основе.
В качестве примера успешной практики проектов ГЧП в рамках использования потенциала кластера в России стоит рассмотреть повышение инвестиционной привлекательности Калужской области за счет создания индустриальных парков с участием механизмов государственно-частного партнерства.
Для области, не имеющей природных ресурсов, представляющих экспортную ценность, основным двигателем экономического роста является активизация внутренних факторов роста, прежде всего использование инновационно-инвестиционной составляющей. Экономика Калужской области тра-
Таблица 3
мировой опыт реализации кластерной стратегии развития
Страна роль государства Участие бизнеса наиболее развитые кластеры
США Развитие научно-технологических парт-нерств. Предоставление налоговых кредитов и льготного налогообложения компаний, осуществляющих программы НИОКР. Привлечение первоначального капитала Концентрация предприятий в одном регионе и максимальное использование природного, научного, кадрового и интеграционного потенциалов Информационные технологии, киноиндустрия. автомобильный, аэрокосмический и др.
Япония Поощрение развития узкоспециализированных регионов. Привлечение из-за рубежа современных технологий Концентрация средних и мелких предприятий вокруг крупной компании Электротехнический, автомобильный и др.
Финляндия Формирование системы взаимодействия научных институтов и отраслей. Вложение в сферу развития человеческого потенциала Взаимодействие крупных, средних и малых предприятий Лесной, информационный, телекоммуникационный, металлургический, машиностроительный и др.
Франция Централизованное регулирование инновационной деятельности. Стимулирование НИОКР для нужд промышленности. Бюджетные ассигнования наукоемких видов бизнеса. Снижение налога на инвестиции в НИОКР Концентрация предприятий вокруг крупной компании Парфюмерно-косметический, текстильный, пищевой, винодельческий и др.
Германия Поощрение развития высоких технологий. Поощрение консолидации усилий промышленности и научных центров. Финансирование промышленных кластеров из федеральных и местных источников. Законодательное регулирование рынка труда Взаимодействие крупных, средних и малых предприятий Химический, полиграфический, машиностроительный, электрооборудование, мебельный и др.
Италия Предоставление льгот на экспорт товаров. Привлечение инвестиционных ресурсов. Регулирование рынка труда, поощрение роста кадрового потенциала Концентрация малых ремесленных и средних предприятий в определенной местности. Гибкое и равноправное сотрудничество предприятий Мебельно-интерьерный, пищевой, легкой промышленности и др.
Источник: [7].
диционно складывалась как сельскохозяйственная, машиностроительная и научно-исследовательская. Однако к 2007 г. регион уже был известен своим благоприятным инвестиционным климатом.
Выбор Калужской области в качестве объекта инвестиций не случаен. Выгодное географическое положение, развитые системы транспортных коммуникаций и связи, многоотраслевая экономика, высокий образовательный и квалификационный уровень рабочих и инженерно-технических кадров, наличие в области передовой, одной из ведущих в России, научной базы, благоприятные экологические условия позволяют региону быть привлекательным для развития сотрудничества и партнерства.
Приток инвесторов, заинтересованных в размещении производств на калужской земле, за последнее время значительно возрос. Область стала местом массового «приземления» известных отечественных и иностранных компаний. В связи с возрастанием инвестиционной привлекательности области возникла необходимость организации работы с инвесторами на новом качественном уровне. Опыт показал, что типовыми требованиями инвесторов к производственным площадкам являются:
— расположение в границах развитых промышленных территорий;
— государственная или муниципальная собственность на земельный участок (либо собственность государственной организации);
— наличие инженерных коммуникаций и свободных мощностей на границе площадки;
— развитая транспортная инфраструктура;
— правовой статус земельного участка, разрешающий его застройку, включая земельные и градостроительные вопросы;
— юридическая чистота прав на земельный участок;
— наличие результатов инженерных изысканий на этом участке;
— совместимость соседствующих производств и учет их интегрального воздействия на окружающую среду.
Фактически инвесторам требовались индустриальные парки (организованные для промышленной застройки территории, обеспеченные инженерной и транспортной инфраструктурами и предназначенные для размещения нескольких производств). В результате изучения ситуации выяснилось, что земельные участки, в максимальной степени удовлетворяющие указанным потребностям, отсутствуют. Они не могли сформироваться
стихийно, а возможности развития промышленных зон, сформировавшиеся еще в 1970—1980-е гг., исчерпаны.
Наряду с этим в рассматриваемый период на территории Калужской области уже реализовыва-лись несколько проектов развития индустриальных парков. Однако последними управляли независимые организации, в результате чего отсутствовал единый подход к их развитию [5, с. 169].
Исходя из описанной ситуации, в регионе было необходимо целенаправленно и системно создавать новые возможности для размещения производств, а именно индустриальных парков. При этом источники инвестиций в проекты развития из бюджета области были существенно ограничены.
Региональная инвестиционная политика характеризуется следующим: в Калужской области сложилась система законодательного обеспечения инвестиционной деятельности, которая предусматривает льготное налогообложение инвестиционной деятельности в части платежей, зачисляемых в областной бюджет, предоставление инвестиционного налогового кредита, а также гарантий области и др.
Правовая база для совершенствования инвестиционной деятельности создана в ряде муниципальных образований. Для координации государственной инвестиционной политики функционирует инвестиционный совет при губернаторе области.
Регион последовательно повышает свою инвестиционную привлекательность на фоне других территорий России. Позитивные тенденции, сложившиеся в экономике области в последние годы, и активная инвестиционная политика сформировали условия для увеличения денежных потоков в экономику региона. Наиболее приемлемыми для инвестирования отраслями являются пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение и металлообработка, индустрия стройматериалов.
Созданный в области благоприятный деловой климат позволил целому ряду зарубежных и отечественных инвесторов в короткие сроки разместить новые производства и достичь весомых результатов на российском рынке. Например, общий объем иностранных инвестиций, поступивших в реальную экономику Калужской области за последние пять лет, составил около 370 млн долл. США.
Верные принятой инвестиционной политике, региональные власти решили положить в основу экономического развития кластерный подход, предусматривающий масштабную локализацию
производств на базе создаваемых индустриальных и технопарков. Правительство области разработало стратегию создания и развития инфраструктуры индустриальных парков, включившую в себя цели, механизмы их достижения (механизм развития индустриальных парков и организацию финансирования инфраструктурных проектов), порядок размещения инвесторов в индустриальных парках, а также ожидаемые результаты.
Стратегией было предусмотрено, что создание и развитие инфраструктуры индустриальных парков координируется уполномоченной организацией. В развитие этого положения министерством экономического развития области был утвержден порядок определения уполномоченных организаций при создании и развитии инфраструктуры индустриальных и технопарков. Иными словами, стало необходимым создание структуры, которая взяла бы на себя обеспечение оптимальных условий для развертывания новых производств.
В результате было создано открытое акционерное общество «Корпорация развития Калужской области» (далее — Корпорация) с размещением 100 % акций общества единственному учредителю области в лице регионального министерства экономического развития. ОАО был присвоен статус уполномоченной организации в сфере создания и развития инфраструктуры индустриальных и технопарков. Корпорация призвана выступить единым государственным оператором в развитии индустриальных парков на территории области, действующих в рамках рыночных механизмов.
Основными направлениями деятельности Корпорации являются анализ и содействие решению социально-экономических задач, повышение инвестиционной привлекательности региона, управление привлеченным капиталом и инвестициями. Являясь инструментом реализации бизнес-проектов, осуществляемых правительством Калужской области на основе принципов государственно-частного партнерства, Корпорация обеспечивает эффективное взаимодействие между администрацией и инвесторами, создавая условия для территориального и хозяйственного развития региона. В ее задачи входят предпроектная проработка инвестиционных предложений инвесторам; обеспечение информационной поддержки органам государственной власти и местного самоуправления области в размещении производств на территориях индустриальных парков и т. д.
Источниками финансирования проектов развития индустриальных парков в соответствии с
концепцией деятельности Корпорации являются:
• выручка от реализации прав на земельные участки инвесторам на территориях индустриальных парков;
• субсидии, предусматриваемые в областном бюджете в порядке, определяемом правительством области;
• заемные средства (включая кредиты банков). Обеспечением возвратности могут служить муниципальные и государственные гарантии Калужской области, залог активов Корпорации (включая права на земельные участки);
• средства частных инвесторов за счет долевого участия в проектах развития индустриальных парков;
• средства федеральных институтов развития (Инвестиционного фонда РФ, Внешэкономбанка) [5, с. 172].
Создание и развитие инфраструктуры индустриальных парков является механизмом стимулирования инвестиционной деятельности для комплексного социально-экономического развития Калужской области. Использование данного механизма уже позволило заинтересовать в размещении своих производств в регионе такие крупные автомобильные концерны, как Volkswagen AG, Volvo Truck Corporation, PSA Peugeot Скголп и Mitsubishi Motors Corporation, участвующие в формировании кластера по производству автомобилей и автокомпонентов.
Если раньше на создание площадки и инфраструктуры технопарка направлялись средства из областного бюджета, то сейчас политика изменилась, и заемные средства привлекаются под гарантии областного бюджета. Привлекая под гарантии региона кредитные ресурсы Внешэкономбанка для реализации местных инвестиционных проектов, Корпорация обеспечивает быстрое и эффективное выполнение обязательств области по заключенным инвестиционным соглашениям.
Цель проекта — инженерная подготовка промышленных площадок в индустриальных парках «Росва» и «Калуга-Юг» и технопарке «Грабцево» для размещения производств стратегических инвесторов Volkswagen Rus, Volvo Truck, Peugeot-Citroën Mitsubishi Automobiles. Реализация осуществляется Корпорацией развития Калужской области. Общая стоимость проекта составляет 6,8 млрд руб., из них 1,9 млрд руб. — бюджетные средства области и города, 4,9 млрд руб. — Внешэкономбанка.
Общий объем прямых иностранных капиталовложений стратегических инвесторов составит более
50 млрд руб. Проекты реализуются на принципах государственно-частного партнерства. Ожидаемый мультипликативный эффект: на один рубль госинвестиций, вложенных в инфраструктуру парков, придется не менее 15 руб. вложений частных инвесторов. Так, финская компания Lemkon объявила о старте проекта индустриального парка нового типа в Калужской области. Для строительства I очереди компания выкупила в собственность 135 га земли.
На этой территории будет построено порядка 500 тыс. м2 помещений, предназначенных для кластеров автомобильной промышленности и сборочных предприятий. На реализацию первой очереди индустриального парка планируется потратить 600—700 млн евро. Часть средств инвестирует сама компания, так как подготовка земли, проектирование, прокладка сетей и создание инфраструктуры, которые берет на себя Корпорация развития, занимает примерно 25 % от общей суммы инвестиций.
Для повышения инвестиционной привлекательности правительство Калужской области использует экономические рычаги. В регионе действует закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Калужской области», который предусматривает систему льгот по налогам на землю и на прибыль для всех инвесторов. Кроме того, на основании областного закона «О налоге на имущество организаций» снижен налог на имущество инвесторов, некоторые инвесторы освобождаются от данного налога на срок, в зависимости от объема инвестиций. Принят областной закон «О порядке предоставления льгот по региональным налогам и сборам», определяющий приоритеты и порядок предоставления соответствующих льгот. Преимущественным правом получения налоговых послаблений в соответствии с законом будут пользоваться все региональные программы, мероприятия, связанные с улучшением инвестиционной среды в Калужской области.
Принятые меры имеют несомненный инвестиционный эффект. Так, Volkswagen рассматривал для строительства завода город Ступино Московской области, а также участки в Ярославской, Калужской и Владимирской областях. Окончательный выбор площадки под строительство руководство концерна объясняет тем, что Калужская область предложила по всем пунктам наиболее выгодные условия для работы инвесторов.
По условиям соглашения 30 % комплектующих концерн Volkswagen будет приобретать у российских поставщиков. Но коробки передач и двигатели будут поставляться только с заводов Volkswagen. В
соответствии с условиями инвестиционного соглашения средневзвешенная таможенная ставка на экспорт комплектующих для германского концерна снижена. Вместо 12,5 % она будет немного превышать 3 %. Прибыль, которую Volkswagen получит от российского производства, будет облагаться налогом на прибыль по льготной ставке. При этом земельный участок для строительства завода был продан автоконцерну по цене, немного превышающей кадастровую оценку, — около 13 тыс. долл.
В итоге автопредприятия, размещающиеся на территории Калужской области, пользуются значительными льготами по налогообложению. Кроме того, Корпорация развития с помощью привлечения заемных средств предлагает инвесторам готовые площадки со всей необходимой инфраструктурой. По планам области через несколько лет областной бюджет сможет начать рассчитываться по привлеченным кредитам за счет увеличения доходной части, наполняемой пользователями технопарков.
В результате в регион пришли не только гиганты мирового автопрома. За ними потянулись производители автокомпонентов и компании, обслуживающие автомобильное производство. Они никогда не решились бы на этот шаг ради одного отдельно взятого автопроизводителя. Поэтому максимальная локализация производственного цикла предприятий на территории региона — абсолютно осознанная необходимость и конкретная задача на ближайшее будущее.
В результате реализации проекта создания автомобильного кластера прогнозируется пятикратный рост ВРП: со 105 млрд руб. в 2007 г. до 530 млрд в 2018 г., создание более 15 тыс. рабочих мест. Доходы консолидированного бюджета (включая федеральный) от деятельности предприятий автокластера к 2018 г. вырастут до 11,428 млн руб. ежегодных налоговых поступлений.
Перспективы региона также оценены и другими компаниями различной отраслевой направленности, желающими разместить производство на территории индустриальных парков и технопарков Калужской области. Механизм развития региона создан. Его реальную эффективность покажет время [5, с. 176].
Готовность и желание инвесторов развивать свой бизнес и поддержка администрации области привели к весомому результату. В технопарке «Грабцево» размещено производство компании Volkswagen, чей завод уже функционирует, а количество выпущенных автомобилей приближается к
20 тыс. Здесь же предполагается разместить производителей автокомпонентов и других партнеров компании. Через 3—4 года Volkswagen сможет работать на полную мощность и выпускать до 150 тыс. автомобилей в год.
Индустриальный парк «Калуга-Юг», где основным резидентом является компания Volvo Truck, — один из самых молодых. Тем не менее и он заполнен почти на 100 %. Размещенные здесь производства выйдут на проектную мощность к 2012 г.
В индустриальном парке «Росва» ключевым резидентом является альянс PSA Peugeot Citroën и Mitsubishi Motors Corporation. Вывести завод на полную мощность планируется к 2012 г. Здесь будет выпускаться до 300 тыс. автомобилей в год. Индустриальный парк занимает около 470 га, формирование портфеля инвесторов здесь только началось. Одним из известных брендов, заинтересованных в размещении здесь, является компания General Electric.
Кроме того, в области есть ряд перспективных земель, пригодных для открытия новых индустриальных парков. Это, в частности, Людиновский район, где уже начато выделение земель (300 га), и Мосальский район (200 га). Идет работа и по другим вариантам локализации производств на территории региона.
Земельные участки в границах индустриальных парков передаются инвесторам после подписания соглашения о привлечении инвестиций, в котором четко оговариваются обязательства сторон и сроки их исполнения.
Не только автопром может видеть в Калуге потенциального партнера. В ближайшем будущем в области начнется формирование туристско-рек-реационного, агропищевого кластеров и кластера биотехнологий и фармацевтики.
Данный пример дает основу для дальнейших исследований способов повышения инвестиционной привлекательности региона посредством соединения преимуществ нефинансовых (технопарки) и финансовых (Внешэкономбанк) институ-
тов развития, кластерной политики и государственно-частного партнерства, а также подтверждает на практике предлагаемый кластерный принцип — оптимизация инвестиционных преимуществ региона на базе партнерских отношений государства и бизнеса, реализуемых на контрактной основе.
Список литературы
1. Ахунов Р. Р. Конкурентоспособность регионов в условиях глобализации // Развитие регионов и предприятий в условиях вступления России в ВТО. Уфа: УИ РГТЭУ. 2003.
2. Братимов О. В., Горский Ю. М, Делягин М. Г., Коваленко А. А. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М.: ИНФРА-М, 2000.
3. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. М.: Экономика, 2000.
4. Грушевский Д. В., Бутмалоу У. Экономическая эффективность и социальная политика: как совместить несовместимое. URL: www.rusrand. ru/Dokladi3/Grushevsky.pdf.
5. Кабашкин В. А., Масюков И. С. Кластеры как инструмент формирования партнерства между государством и бизнесом. М.: Международный инновационный центр, 2011.
6. Романова О. А., Лаврикова Ю. Г. Потенциал кластерного развития экономики региона // Проблемы прогнозирования. 2008. № 4.
7. Руднева П. С. Опыт создания структурных кластеров в развитых странах. URL: http://journal. vlsu.ru/index. php?id=686.
8. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика—XXI, 2007.
9. Цихан Т. В. О кластерной теории экономического развития // Теория и практика управления. 2003. № 5.
10. Ясин Е., Косыгина А. Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России. // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 4.
11. Martin H. -P., Schuman H. Die Globalisierungsfalle. Der Angriff auf Demokratie und Wohlstand, Rowohlt. 2005.
r
V
18
л
ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ !
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.
Тел./факс: (495) 721-85-75 [email protected]
проблемы и решения