Научная статья на тему 'Интеграция основного общего и дополнительного образования как фактор повышения уровня готовности учащихся к профессиональному самоопределению'

Интеграция основного общего и дополнительного образования как фактор повышения уровня готовности учащихся к профессиональному самоопределению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SUPPLEMENTARY EDUCATION / VOCATIONAL GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоусова Анастасия Константиновна

В статье показана возможность повышения уровня готовности учащихся средних общеобразовательных школ к профессиональному самоопределению. Рассмотрен процесс интеграции основного общего и дополнительного образования в контексте поиска путей эффективной профессиональной ориентации подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белоусова Анастасия Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRATION OF COMPULSORY AND SUPPLEMENTARY EDUCATION AS A FACTOR TO INCREASE THE LEVEL OF PUPILS'' READINESS FOR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

The paper shows the possibility of increasing the level of secondary schools pupils' readiness for professional self-determination. It also considers the process of the integration of compulsory and supplementary education in the context of searching for the ways of effective vocational guidance of the younger generation.

Текст научной работы на тему «Интеграция основного общего и дополнительного образования как фактор повышения уровня готовности учащихся к профессиональному самоопределению»

ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

THE INTEGRATION OF COMPULSORY AND SUPPLEMENTARY EDUCATION AS A FACTOR TO INCREASE THE LEVEL OF PUPILS' READINESS FOR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Ä.K. Белоусова

A.K. Belousova

Интеграция, профессиональное самоопределение, профессиональное ориентирование, дополнительное образование.

В статье показана возможность повышения уровня готовности учащихся средних общеобразовательных школ к профессиональному самоопределению. Рассмотрен процесс интеграции основного общего и дополнительного образования в контексте поиска путей эффективной профессиональной ориентации подрастающего поколения.

Integration, professional self-determination, vocational guidance, supplementary education. The paper shows the possibility of increasing the level of secondary schools pupils' readiness for professional self-determination. It also considers the process of the integration of compulsory and supplementary education in the context of searching for the ways of effective vocational guidance of the younger generation.

В процессе повышения эффективности общего образования одной из первостепенных задач является воспитание, интегрированное в общий процесс обучения и развития детей. Важная роль в нем отводится взаимодействию основной школы с учреждениями дополнительного образования, в ходе которого осуществляется развитие способностей и интересов подрастающего поколения (Б.С. Гершунский, A.B. Золотарева, B.C. Лазарев, O.E. Лебедев, Л.И. Новикова, Г.К. Селевко, Н.Л. Селиванова и др.) [Подповетная, 2006, с. 3].

Ведущей задачей воспитания является формирование у учащихся способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Особая роль в успешном решении этой задачи отводится учреждениям дополнительного образования, которые выступают гарантами развития склонностей, способностей и

интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Как отмечают М.И. Шилова и С.А. Вебер, в условиях модернизации системы образования сегодня особое внимание уделяется обеспечению процесса становления личностного самоопределения старшеклассника в образовательном пространстве. Самоопределение рассматривается ими как механизм становления личностной зрелости, состоящей в осознанном выборе своего места в системе социальных отношений на основе осознания и соотнесения своих потребностей, возможностей и способностей с социальными законами [Шилова, Вебер, 2012, с. 208].

Анализ результатов исследований ученых-социологов показал, что примерно 40 % молодежи из-за незнания правил выбора профессионального будущего, отсутствия знаний о про-

фессиональной деятельности избирают профессии, не соответствующие их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарование, даже психические расстройства. Велик и экономический урон, наносимый государству. Профессиональное ориентирование подростков в большинстве общеобразовательных школ проходит фрагментарно и бессистемно. Становится очевидным, что в новой образовательной ситуации школа без образовательных организаций дополнительного образования и центров профессиональной ориентации школьников не сможет в полной мере решить задачи повышения готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Таким образом, сложились объективные предпосылки для поиска путей повышения уровня готовности к профессиональному самоопределению подрастающего поколения в условиях новых социально-экономических реалий.

Для успешной реализации поставленных задач необходим научно обоснованный подход к организации процесса профессиональной ориентации учащихся, учитывающий изменяющиеся социально-экономические условия, индивидуально-личностные особенности детей, особенности образовательного процесса [Чайкина, 2006, с. 3].

Новизна работы над данной проблемой состоит в том, чтобы создать инструментальное обеспечение системы формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению в условиях интеграции основного и дополнительного образования.

Задачи подготовки подрастающего поколения к новой реальности призваны решать инте-гративные процессы между школой, образовательными организациями дополнительного образования, а также центрами профессиональной ориентации. Их предназначение состоит в обеспечении профессионального самоопределения учащихся. Экономическая и социальная значимость профессионального самоопределения возрастают в условиях кардинального обновления перечня профессий, повышения роли интеллектуального труда, появления новых про-

фессий и усложнения требований к личности как следствие изменения рынка труда. Интеграция основного и дополнительного образования позволяет максимально сориентировать личность на будущую профессию с учетом ее направленности, склонностей, интересов, способностей, с одной стороны, а также особенностей социоэко-номической региональной ситуации - с другой.

В.В. Кольга и A.C. Тимохович отмечают, что в настоящее время, когда происходят глубокие взаимопроникающие процессы в экономической, политической, информационной и других сферах нашей жизни, принцип интеграции становится системообразующим фактором социума. Естественно, что современная система образования не может оставаться в стороне от потребностей и запросов общества.

Интеграция как научное понятие, используемое в просвещении, в историческом плане прошла долгий путь от проблемно-комплексного обучения через организацию учебной работы на основе межпредметных связей к собственно интеграции, когда образовательный процесс представляется в виде целостной системы [Кольга, Тимохович, 2013, с. 80].

Интегративный подход предполагает, прежде всего, многомерность и единство образования, одновременное и равновесное функционирование трех его элементов: обучения, воспитания, развития, социализации личности в их взаимосвязи и взаимообусловленности [Подповет-ная, 2006, с. 14].

Дополнительное образование детей рассматривается как система, выполняющая функцию расширения возможностей образовательных стандартов, удовлетворяющая образовательные потребности, не реализуемые в других учебных заведениях.

Поскольку цели дополнительного образования направлены на реализацию внеурочных индивидуальных интересов и образовательных потребностей каждого школьника и предоставление возможностей выстраивания им собственной, индивидуальной профессиональной образовательной траектории, то и реализация таких возможностей увеличивается при объединен-

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

ных образовательных ресурсах школы и учреждений дополнительного образования.

Основой разработки программ интеграции учреждений общего и дополнительного образования является организация внеурочной деятельности как структурного компонента базисного образовательного плана стандартов второго поколения.

В рамках данной статьи представляется наиболее значимым определить влияние процесса интеграции основного и дополнительного образования на повышение уровня готовности учащихся школ к профессиональному самоопределению. Для реализации данной цели на базе муниципального образовательного учреждения «Межшкольный учебный комбинат», в «Центре профессионального самоопределения школьников» в контексте интеграции основного и дополнительного образования с учащимися школ города Абакана реализуются программы дополнительного образования «ПроАтид» (2011-2015) и программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп профессий» (2011-2014).

Программа «ПроАтид» направлена на создание поэтапной комплексной профориента-ционной работы со школьниками с 5 по 10 класс для формирования устойчивых профессиональных интересов и дальнейшего профессионального самоопределения. Профориентационная программа реализуется в 6 этапов, которые последовательно продолжают друг друга. С учетом особенностей развития подростков в каждом возрасте для всех этапов программы определены конкретные виды деятельности, соответствующие интеллектуальным и психологическим особенностям возрастного отрезка.

Для того чтобы учащиеся глубже погрузились в мир различных профессий, для активизации их мыслительной деятельности, в процессе реализации программы «ПроАтид» используются такие методы работы, как: объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, публичная лекция, профессорский час); имитационно-ролевые (интеллектуальные игры, игры-квесты, деловые игры), мастер-классы (компьютерные, декоративно-прикладные, технические); ком-

муникативные (презентации, виртуальные экскурсии, аудиовизуальные экскурсии); мини-профессиональные пробы.

Программа построена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Личностный рост учащихся обеспечивается в двух взаимосвязанных и взаимопроникающих плоскостях-в плоскости профессионального самоопределения и коммуникативных действий.

Рассмотрение уровня готовности к профессиональному самоопределению школьников необходимо предварить уточнением понятия «уровень». В исследовании A.A. Крюковой данное понятие определяется как «качественная дискретность, структурность процесса развития готовности» и считается «показателем целостности, системности данного качества, степени его развития» [Крюкова, 2000, с. 17].

Таким образом, понятие «уровень» мы определяем как сочетание факторов, отражающих степень образовательных результатов школьников к профессиональному самоопределению. Рассмотрим их более подробно.

В результате освоения программы в пятом классе достигается первый уровень образовательных результатов, заключающийся в приобретении школьниками социального знания (об общественных нормах, мире профессий, типах профессий, профессиограммах, профессионально важных качествах, а также о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе). Результатом достижения данного уровня является первичное понимание школьниками социальной реальности и повседневной жизни.

Со второго по третий год освоения программы достигается второй уровень образовательных результатов: учащиеся приобретают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества через развитие ценностных отношений учащихся к представителям различных профессий и профессиональной деятельности.

По окончании освоения программы предполагается достижение третьего уровня - получение опыта самостоятельного общественного

действия через практическую пробу себя в роли различных профессий.

Программа внеурочной деятельности «Пpoffгид» разработана как составляющая общей программы развития образовательной системы школы. Она стремится заполнить пространство знаний, которое ребенок не получает или недополучает в общеобразовательных учреждениях. Позволяет оказать существенную помощь общеобразовательным учреждениям муниципальной образовательной сети в повышении уровня готовности учащихся к профессиональному самоопределению, тем самым включиться в реализацию «Концепции развития системы профессиональной ориентации школьников и молодежи в Республике Хакасия на 2013-2017 годы».

В рамках проведенного исследования и используемых методик определено три уровня сформированности профессиональной готовности к профессиональному самоопределению.

Низкий уровень готовности характеризуется низкой мотивацией к профессиональному самоопределению, отсутствием системы знаний о целостном педагогическом процессе как объекте его деятельности, безответственным отношением к приобретению знаний; отсутствием готовности и способности к профессиональному самоопределению, низкой самооценкой уровня подготовленности к будущему профессиональному самоопределению.

Средний уровень готовности фиксируется, когда у школьников наблюдаются наличие положительной направленности на профессиональную деятельность, стремление овладеть знанием и опытом, недостаточность теоретических знаний об объекте деятельности; интуитивное решение проблемных ситуаций; уверенное проявление коммуникативных способностей; уровень подготовленности к профессиональному самоопределению оценивается как удовлетворительный.

Высокий уровень готовности отличается наличием ярко выраженной мотивации и потребностями к профессиональному самоопределению; системностью теоретических знаний об объекте профессиональной деятельности; регу-

лярным применением знании и умении в процессе досуговой деятельности. Подготовленность к профессиональному самоопределению оценивается как хорошая.

Для повышения уровня готовности к профессиональному самоопределению учащихся через реализацию модели интеграции основного и дополнительного образования было проведено психологическое тестирование четырех восьмых классов школ города Абакана по методикам: «Опросник для выявления готовности к выбору профессии» В.Б. Успенского, «Анкета-оценка готовности к профессиональному самоопределению» В.Д. Сазонова. Два экспериментальных класса, учащиеся которых осваивают программу «Пpoffгид» на протяжении четырех лет (МБОУ «СОШ № 24», 8а и 8в), два контрольных класса, не включенные в процесс интеграции основного и дополнительного образования (МБОУ «СОШ № 7, 8а, МБОУ «СОШ № 2, 8а).

Анализ результатов оценки готовности обучающихся к профессиональному самоопределению (по методике В.Б. Успенского) показал, что в экспериментальных классах количество учащихся с низким уровнем готовности меньше, чем в контрольных классах, на 13 %, со средним уровнем готовности меньше на 3 %, с высоким уровнем больше на 16 %. Анализ результатов (по методике А.Д. Сазонова) показал, что в экспериментальных классах по сравнению с контрольными классами количество учащихся с низким уровнем готовности меньше на 6 %, со средним уровнем готовности меньше на 8,6 %, с высоким уровнем больше на 14,6 %. Обобщая полученные результаты двух методик, приходим к выводу: в экспериментальных классах учащихся с низким уровнем готовности меньше на 9,5 %, со средним уровнем меньше на 5,7 %, с высоким больше на 15,2 %, что свидетельствует о положительном влиянии процесса интеграции основного и дополнительного образования на повышение уровня готовности учащихся школ к профессиональному самоопределению.

По результатам опроса также выявлено, что учащиеся из контрольных классов, не задействованные в системе интеграции образовательных

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н

и

щ м

организации, отмечают, что учителя школ не интересуются у них их профессиональными пред- 1. почтениями и интересами, следовательно, не способствуют их успешному профессиональному самоопределению.

Таким образом, полученные результаты дали основание считать, что интеграция основ- 2. ного и дополнительного образования способствует повышению уровня готовности к профессиональному самоопределению школьников и является необходимым компонентом общего 3. образования, образуя с ним взаимодополняющее единство. Это взаимодействие отражается и на формировании готовности обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению и выбору будущей профессии, развитии и других индивидуальных, социальных и ком- 4. муникативных качествах, способствующих осознанному выбору профессии.

Проведенное исследование выявляет ряд новых проблем, требующих решения: изучение возможностей интеграционных технологий с позиций повышения эффективности профориента- 5. ционной деятельности педагога дополнительного образования и учителя общеобразовательной школы; разработка программно-методического материала профориентационного характера для использования в работе педагогами в системе 6. интеграции основного и дополнительного образования.

Библиографический список

Кольга В.В., Тимохович A.C. Интегрирование содержания военных и общеинженерных дисциплин в учебном процессе технического вуза // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 1. С. 80-85.

Крюкова A.A. Теоретические основы проектирования и применения личностно-развивающих педагогических средств: дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2000. 232 с. Подповетная Е.В. Интеграция основного и дополнительного образования как условие повышения качества эстетического воспитания подростков: дис.... канд./д-ра пед. наук: 13.00.01 / Мурм. гос. пед. ун-т, Мурманск, 2006.

Чайкина Ж.В. Личностный подход как фактор успешной профессиональной ориентации детей в системе дополнительного образования: дис. ... канд./д-ра пед. наук: 13.00.01 / Нижегор. гос. пед. ун-т. Нижний Новгород, 2006.

Шилова М.И., Вебер С.А. Теория и практика наполнения сфер образовательного пространства в контексте личного самоопределения старшеклассника // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 4. С. 208-217. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М: Наука, 1987. 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.