ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
THE INTEGRATION OF COMPULSORY AND SUPPLEMENTARY EDUCATION AS A FACTOR TO INCREASE THE LEVEL OF PUPILS' READINESS FOR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
Ä.K. Белоусова
A.K. Belousova
Интеграция, профессиональное самоопределение, профессиональное ориентирование, дополнительное образование.
В статье показана возможность повышения уровня готовности учащихся средних общеобразовательных школ к профессиональному самоопределению. Рассмотрен процесс интеграции основного общего и дополнительного образования в контексте поиска путей эффективной профессиональной ориентации подрастающего поколения.
Integration, professional self-determination, vocational guidance, supplementary education. The paper shows the possibility of increasing the level of secondary schools pupils' readiness for professional self-determination. It also considers the process of the integration of compulsory and supplementary education in the context of searching for the ways of effective vocational guidance of the younger generation.
В процессе повышения эффективности общего образования одной из первостепенных задач является воспитание, интегрированное в общий процесс обучения и развития детей. Важная роль в нем отводится взаимодействию основной школы с учреждениями дополнительного образования, в ходе которого осуществляется развитие способностей и интересов подрастающего поколения (Б.С. Гершунский, A.B. Золотарева, B.C. Лазарев, O.E. Лебедев, Л.И. Новикова, Г.К. Селевко, Н.Л. Селиванова и др.) [Подповетная, 2006, с. 3].
Ведущей задачей воспитания является формирование у учащихся способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Особая роль в успешном решении этой задачи отводится учреждениям дополнительного образования, которые выступают гарантами развития склонностей, способностей и
интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Как отмечают М.И. Шилова и С.А. Вебер, в условиях модернизации системы образования сегодня особое внимание уделяется обеспечению процесса становления личностного самоопределения старшеклассника в образовательном пространстве. Самоопределение рассматривается ими как механизм становления личностной зрелости, состоящей в осознанном выборе своего места в системе социальных отношений на основе осознания и соотнесения своих потребностей, возможностей и способностей с социальными законами [Шилова, Вебер, 2012, с. 208].
Анализ результатов исследований ученых-социологов показал, что примерно 40 % молодежи из-за незнания правил выбора профессионального будущего, отсутствия знаний о про-
фессиональной деятельности избирают профессии, не соответствующие их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарование, даже психические расстройства. Велик и экономический урон, наносимый государству. Профессиональное ориентирование подростков в большинстве общеобразовательных школ проходит фрагментарно и бессистемно. Становится очевидным, что в новой образовательной ситуации школа без образовательных организаций дополнительного образования и центров профессиональной ориентации школьников не сможет в полной мере решить задачи повышения готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Таким образом, сложились объективные предпосылки для поиска путей повышения уровня готовности к профессиональному самоопределению подрастающего поколения в условиях новых социально-экономических реалий.
Для успешной реализации поставленных задач необходим научно обоснованный подход к организации процесса профессиональной ориентации учащихся, учитывающий изменяющиеся социально-экономические условия, индивидуально-личностные особенности детей, особенности образовательного процесса [Чайкина, 2006, с. 3].
Новизна работы над данной проблемой состоит в том, чтобы создать инструментальное обеспечение системы формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению в условиях интеграции основного и дополнительного образования.
Задачи подготовки подрастающего поколения к новой реальности призваны решать инте-гративные процессы между школой, образовательными организациями дополнительного образования, а также центрами профессиональной ориентации. Их предназначение состоит в обеспечении профессионального самоопределения учащихся. Экономическая и социальная значимость профессионального самоопределения возрастают в условиях кардинального обновления перечня профессий, повышения роли интеллектуального труда, появления новых про-
фессий и усложнения требований к личности как следствие изменения рынка труда. Интеграция основного и дополнительного образования позволяет максимально сориентировать личность на будущую профессию с учетом ее направленности, склонностей, интересов, способностей, с одной стороны, а также особенностей социоэко-номической региональной ситуации - с другой.
В.В. Кольга и A.C. Тимохович отмечают, что в настоящее время, когда происходят глубокие взаимопроникающие процессы в экономической, политической, информационной и других сферах нашей жизни, принцип интеграции становится системообразующим фактором социума. Естественно, что современная система образования не может оставаться в стороне от потребностей и запросов общества.
Интеграция как научное понятие, используемое в просвещении, в историческом плане прошла долгий путь от проблемно-комплексного обучения через организацию учебной работы на основе межпредметных связей к собственно интеграции, когда образовательный процесс представляется в виде целостной системы [Кольга, Тимохович, 2013, с. 80].
Интегративный подход предполагает, прежде всего, многомерность и единство образования, одновременное и равновесное функционирование трех его элементов: обучения, воспитания, развития, социализации личности в их взаимосвязи и взаимообусловленности [Подповет-ная, 2006, с. 14].
Дополнительное образование детей рассматривается как система, выполняющая функцию расширения возможностей образовательных стандартов, удовлетворяющая образовательные потребности, не реализуемые в других учебных заведениях.
Поскольку цели дополнительного образования направлены на реализацию внеурочных индивидуальных интересов и образовательных потребностей каждого школьника и предоставление возможностей выстраивания им собственной, индивидуальной профессиональной образовательной траектории, то и реализация таких возможностей увеличивается при объединен-
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м
ных образовательных ресурсах школы и учреждений дополнительного образования.
Основой разработки программ интеграции учреждений общего и дополнительного образования является организация внеурочной деятельности как структурного компонента базисного образовательного плана стандартов второго поколения.
В рамках данной статьи представляется наиболее значимым определить влияние процесса интеграции основного и дополнительного образования на повышение уровня готовности учащихся школ к профессиональному самоопределению. Для реализации данной цели на базе муниципального образовательного учреждения «Межшкольный учебный комбинат», в «Центре профессионального самоопределения школьников» в контексте интеграции основного и дополнительного образования с учащимися школ города Абакана реализуются программы дополнительного образования «ПроАтид» (2011-2015) и программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп профессий» (2011-2014).
Программа «ПроАтид» направлена на создание поэтапной комплексной профориента-ционной работы со школьниками с 5 по 10 класс для формирования устойчивых профессиональных интересов и дальнейшего профессионального самоопределения. Профориентационная программа реализуется в 6 этапов, которые последовательно продолжают друг друга. С учетом особенностей развития подростков в каждом возрасте для всех этапов программы определены конкретные виды деятельности, соответствующие интеллектуальным и психологическим особенностям возрастного отрезка.
Для того чтобы учащиеся глубже погрузились в мир различных профессий, для активизации их мыслительной деятельности, в процессе реализации программы «ПроАтид» используются такие методы работы, как: объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, публичная лекция, профессорский час); имитационно-ролевые (интеллектуальные игры, игры-квесты, деловые игры), мастер-классы (компьютерные, декоративно-прикладные, технические); ком-
муникативные (презентации, виртуальные экскурсии, аудиовизуальные экскурсии); мини-профессиональные пробы.
Программа построена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Личностный рост учащихся обеспечивается в двух взаимосвязанных и взаимопроникающих плоскостях-в плоскости профессионального самоопределения и коммуникативных действий.
Рассмотрение уровня готовности к профессиональному самоопределению школьников необходимо предварить уточнением понятия «уровень». В исследовании A.A. Крюковой данное понятие определяется как «качественная дискретность, структурность процесса развития готовности» и считается «показателем целостности, системности данного качества, степени его развития» [Крюкова, 2000, с. 17].
Таким образом, понятие «уровень» мы определяем как сочетание факторов, отражающих степень образовательных результатов школьников к профессиональному самоопределению. Рассмотрим их более подробно.
В результате освоения программы в пятом классе достигается первый уровень образовательных результатов, заключающийся в приобретении школьниками социального знания (об общественных нормах, мире профессий, типах профессий, профессиограммах, профессионально важных качествах, а также о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе). Результатом достижения данного уровня является первичное понимание школьниками социальной реальности и повседневной жизни.
Со второго по третий год освоения программы достигается второй уровень образовательных результатов: учащиеся приобретают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества через развитие ценностных отношений учащихся к представителям различных профессий и профессиональной деятельности.
По окончании освоения программы предполагается достижение третьего уровня - получение опыта самостоятельного общественного
действия через практическую пробу себя в роли различных профессий.
Программа внеурочной деятельности «Пpoffгид» разработана как составляющая общей программы развития образовательной системы школы. Она стремится заполнить пространство знаний, которое ребенок не получает или недополучает в общеобразовательных учреждениях. Позволяет оказать существенную помощь общеобразовательным учреждениям муниципальной образовательной сети в повышении уровня готовности учащихся к профессиональному самоопределению, тем самым включиться в реализацию «Концепции развития системы профессиональной ориентации школьников и молодежи в Республике Хакасия на 2013-2017 годы».
В рамках проведенного исследования и используемых методик определено три уровня сформированности профессиональной готовности к профессиональному самоопределению.
Низкий уровень готовности характеризуется низкой мотивацией к профессиональному самоопределению, отсутствием системы знаний о целостном педагогическом процессе как объекте его деятельности, безответственным отношением к приобретению знаний; отсутствием готовности и способности к профессиональному самоопределению, низкой самооценкой уровня подготовленности к будущему профессиональному самоопределению.
Средний уровень готовности фиксируется, когда у школьников наблюдаются наличие положительной направленности на профессиональную деятельность, стремление овладеть знанием и опытом, недостаточность теоретических знаний об объекте деятельности; интуитивное решение проблемных ситуаций; уверенное проявление коммуникативных способностей; уровень подготовленности к профессиональному самоопределению оценивается как удовлетворительный.
Высокий уровень готовности отличается наличием ярко выраженной мотивации и потребностями к профессиональному самоопределению; системностью теоретических знаний об объекте профессиональной деятельности; регу-
лярным применением знании и умении в процессе досуговой деятельности. Подготовленность к профессиональному самоопределению оценивается как хорошая.
Для повышения уровня готовности к профессиональному самоопределению учащихся через реализацию модели интеграции основного и дополнительного образования было проведено психологическое тестирование четырех восьмых классов школ города Абакана по методикам: «Опросник для выявления готовности к выбору профессии» В.Б. Успенского, «Анкета-оценка готовности к профессиональному самоопределению» В.Д. Сазонова. Два экспериментальных класса, учащиеся которых осваивают программу «Пpoffгид» на протяжении четырех лет (МБОУ «СОШ № 24», 8а и 8в), два контрольных класса, не включенные в процесс интеграции основного и дополнительного образования (МБОУ «СОШ № 7, 8а, МБОУ «СОШ № 2, 8а).
Анализ результатов оценки готовности обучающихся к профессиональному самоопределению (по методике В.Б. Успенского) показал, что в экспериментальных классах количество учащихся с низким уровнем готовности меньше, чем в контрольных классах, на 13 %, со средним уровнем готовности меньше на 3 %, с высоким уровнем больше на 16 %. Анализ результатов (по методике А.Д. Сазонова) показал, что в экспериментальных классах по сравнению с контрольными классами количество учащихся с низким уровнем готовности меньше на 6 %, со средним уровнем готовности меньше на 8,6 %, с высоким уровнем больше на 14,6 %. Обобщая полученные результаты двух методик, приходим к выводу: в экспериментальных классах учащихся с низким уровнем готовности меньше на 9,5 %, со средним уровнем меньше на 5,7 %, с высоким больше на 15,2 %, что свидетельствует о положительном влиянии процесса интеграции основного и дополнительного образования на повышение уровня готовности учащихся школ к профессиональному самоопределению.
По результатам опроса также выявлено, что учащиеся из контрольных классов, не задействованные в системе интеграции образовательных
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
Н
и
щ м
организации, отмечают, что учителя школ не интересуются у них их профессиональными пред- 1. почтениями и интересами, следовательно, не способствуют их успешному профессиональному самоопределению.
Таким образом, полученные результаты дали основание считать, что интеграция основ- 2. ного и дополнительного образования способствует повышению уровня готовности к профессиональному самоопределению школьников и является необходимым компонентом общего 3. образования, образуя с ним взаимодополняющее единство. Это взаимодействие отражается и на формировании готовности обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению и выбору будущей профессии, развитии и других индивидуальных, социальных и ком- 4. муникативных качествах, способствующих осознанному выбору профессии.
Проведенное исследование выявляет ряд новых проблем, требующих решения: изучение возможностей интеграционных технологий с позиций повышения эффективности профориента- 5. ционной деятельности педагога дополнительного образования и учителя общеобразовательной школы; разработка программно-методического материала профориентационного характера для использования в работе педагогами в системе 6. интеграции основного и дополнительного образования.
Библиографический список
Кольга В.В., Тимохович A.C. Интегрирование содержания военных и общеинженерных дисциплин в учебном процессе технического вуза // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 1. С. 80-85.
Крюкова A.A. Теоретические основы проектирования и применения личностно-развивающих педагогических средств: дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2000. 232 с. Подповетная Е.В. Интеграция основного и дополнительного образования как условие повышения качества эстетического воспитания подростков: дис.... канд./д-ра пед. наук: 13.00.01 / Мурм. гос. пед. ун-т, Мурманск, 2006.
Чайкина Ж.В. Личностный подход как фактор успешной профессиональной ориентации детей в системе дополнительного образования: дис. ... канд./д-ра пед. наук: 13.00.01 / Нижегор. гос. пед. ун-т. Нижний Новгород, 2006.
Шилова М.И., Вебер С.А. Теория и практика наполнения сфер образовательного пространства в контексте личного самоопределения старшеклассника // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 4. С. 208-217. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М: Наука, 1987. 248 с.