УДК 377.131.14
Belousova A.K., methodologist, Khakass Institute for the Development of Education and Advanced Studies (Abakan, Russia), E-mail: [email protected] Dyachenko N.S., methodologist, Khakass Institute for the Development of Education and Advanced Studies (Abakan, Russia), E-mail: [email protected] Halimova N.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Professor of the Department of psychological and pedagogical education, Khakass state University n.a. N. F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
THE FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY AMONG STUDENTS WITH THE WORLDSKILLS COMPETENCIES. The article reveals a problem of formation of labor self-determination of the teenagers enduring crisis of formation of personal identity, in particular professional identity. The article defines the influence of the organizational and pedagogical conditions realized in the context of network interaction of the main general, additional and professional education on formation of the adequate statuses of professional identity. The task of the article is to determine the impact of organizational and pedagogical conditions implemented in the context of practice - oriented interaction of educational organizations of basic, additional and professional education and the use of forms of early professional orientation on the competencies of WorldSkills, on the formation of an adequate professional identity status. The study is conducted with the help of the methodology of the study of the professional identity of students of the tenth grade of schools in Abakan in the total number of 50 people and the analysis of satisfaction with the quality of the organization of professional tests on the competencies of WorldSkills. The obtained results allow to prove a positive impact of practice-oriented interaction of educational organizations on the formation of students' professional identity status, which is of key importance for the further formation of a holistic professional identity, which is one of the main components in the ego-identity. The work presents a number of issues in the framework of the problem, in which students need pedagogical assistance. The organizational and pedagogical conditions, orientation of pupils to the choice of profession are defined. The model of interaction of educational organizations is presented. The forms of early professional orientation contributing to the choice of promising professions and specialties (professional tests on the competencies of WorldSkills and competitions in the framework of the WorldSkills championship movement) are determined. It is concluded that the interaction of basic, additional and vocational education has a positive effect on the formation of students adequate professional identity, and the implementation of forms of early professional orientation on the competencies of WorldSkills on the choice of promising professions and specialties.
Key words: professional identity, integration, professional self-determination, professional orientation, additional education, WorldSkills competencies, early career guidance, professional tests, promising professions and specialties.
А.К. Белоусова, методист, Хакасский институт развития образования и повышения квалификации, г. Абакан, Е-mail: [email protected] Н.С. Дьяченко, методист, Хакасский институт развития образования и повышения квалификации, г. Абакан, Е-mail: [email protected] Н.М. Халимова, д-р пед. наук, доц., проф. каф. психолого-педагогического образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ КОМПЕТЕНЦИЙ WORLDSKILLS
В статье раскрываются проблемы формирования трудового самоопределения подростков переживающих кризис становления личностной и профессиональной идентичности, выбора перспективных профессий и специальностей. Цель статьи - определить влияние организационно-педагогических условий, реализуемых в контексте практико-ориентированного взаимодействия образовательных организаций основного общего, дополнительного и профессионального образования и реализации форм ранней профессиональной ориентации по компетенциям WorldSkills, на формирование адекватных статусов профессиональной идентичности. Исследование проводилось с помощью методики А.А. Азбель, А.Г. Грецова «Методика изучения статусов профессиональной идентичности», на учащихся двух десятых классов школ города Абакана в общем количестве 50 человек и анализа удовлетворенности качеством организации профессиональных проб по компетенциям WorldSkills. Полученные результаты позволили доказать положительное влияние практико-ориен-тированного взаимодействия образовательных организаций на формирование у школьников статуса профессиональной идентичности, имеющего ключевое значение для дальнейшего формирования целостной профессиональной идентичности, которая является одним из основных компонентов в составе эго-идентичности человека. Представлен ряд вопросов, в рамках рассматриваемой проблемы, в решении которых школьникам необходима педагогическая помощь. Определены организационно-педагогические условия, ориентирования школьников на выбор профессии. Представлена модель взаимодействия образовательных организаций. Определены формы ранней профессиональной ориентации, способствующие выбору обучающимися перспективных профессий и специальностей (профессиональные пробы по компетенциям WorldSkills и соревнования в рамках чемпионатного движения WorldSkills). Сделаны выводы о том что, взаимодействие основного, дополнительного и профессионального образования положительно влияет на формирование у школьников адекватной профессиональной идентичности, а реализация форм ранней профессиональной ориентации по компетенциям WorldSkills на выбор перспективных профессий и специальностей.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, сетевое взаимодействие, профессиональное самоопределение, профессиональное ориентирование, дополнительное образование, профессиональное образование, практико-ориентированное сопровождение профессионального самоопределения школьников, компетенции WorldSkills, ранняя профориентация, профессиональные пробы, перспективные профессии и специальности.
Постановка проблемы. В процессе онтогенетического развития человека, немало важное место занимает подростковый возраст, это связанно с тем, что в старше школьном возрасте, перед молодыми людьми встают следующие задачи: преодоление зависимости от старшего поколения (родителей), через достижение своеобразной автономии; формирование личностной идентичности; самоопределении подразумевающем формирование «Образа - Я».
Идентичность является сложным структурным образованием, состоящим из большого количества идентификаций: гендерная идентичность, национальная, профессиональная и т. д. Некоторые виды идентичности даруются молодому человеку изначально, практически с рождения, другие начинают осознаваться только в подростковом возрасте. Чем разнообразнее структура идентичности, тем легче молодому человеку адаптироваться под постоянно изменяющиеся условия жизни [1].
В рамках проблемы идентичности личности особое место занимает профессиональная идентичность. В Советском Союзе устойчивая профессиональная идентичность считалась обязательным элементом государственной идеологии и показателем гражданской зрелости личности. На современное экономическое положение в стране и социальную стабильность общества отрицательное влияние оказало повышение уровня индивидуальной свободы, а так же отказ от идеологической парадигмы. Материальные интересы стали существенно главенствовать над такими факторами как «преданность профессии», что по-
влияло на эмигрирование специалистов из сфер деятельности жизненно важных для общества, в более оплачиваемые отрасли деятельности [2].
Ценностные ориентации молодёжи, влияющие на выбор профессии и на формирование отношения к процессу её освоения, за последние 30 - 40 лет, существенно эволюционировали. Многие исследователи отмечают, что при выборе профессии современные молодые люди преимущественно ориентируются на три критерия: престижность той или иной профессии, возможность получать высокие доходы и, еще более примитивная ценность, наиболее легкие условия обучения [3].
Неправильная ориентация молодёжи на будущую профессию, востребованную рынком труда, во многом обусловлена недостатком достоверной и современной информации, неспособностью предвидеть ситуацию на рынке труда на дальнюю перспективу, искажёнными представлениями о престижности тех или иных профессий [4].
Обзор научной литературы/. Американский психолог Э. Эриксон считает формирование идентичности основным барьером, стоящим перед молодыми людьми на пути к взрослости. Под идентичностью он понимал субъективное чувство непрерывности и тождественности самому себе, осознание собственной временной протяженности, осознание уникальности собственной личности, чувство причастности к социальным идеалам и ценностям той группы, к которой относит себя личность.
Российские ученые рассматривают профидентичность как некий интегра-тивно-психологический феномен. Он, в частности, указывает на степень принятия избранной профессиональной деятельности в качестве основного средства самореализации, самоопределения и результат длительного развития личности под влиянием социальных условий (К.А. Абульханова-Славская, Е.П. Ермолаева, Н.Л. Иванова, Ю.А. Кумырина, Ю.П. Поваренков, Л.Б. Шнейдер и др.) [5].
Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, в своих трудах подчеркивали важность направленности деятельности подростка на усвоение норм поведения, трудового самоопределения, успешной социализации в обществе. В подростковом возрасте отчетливо проявляется потребность «быть личностью». В процессе общения и взаимодействия со сверстниками подросток стремится к самоутверждению, пытается понять себя, свои положительные и отрицательные качества, определиться с выбором профессионального и дальнейшего жизненного пути.
Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых молодым человеком перед окончанием школы. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии [6].
Для того чтобы полностью сформировалась профессиональная идентичность человека, необходимо ознакомиться с реальным содержанием профессии, условиями труда и т. д., а это недостижимо без минимальной включенности в профессиональную деятельность, которая не всегда представляется возможной для старшеклассника [7]. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии. Порой единственный критерий, по которому оценивается достоинство той или иной профессии, ее финансовая престижность.
С целью оптимизации профессионального выбора школьников в современных социально-экономических условиях процесс ранней профессиональной ориентации предполагает использование профессиональных проб на различных этапах профориентации. Исследования, посвященные проблеме организации ранней профессиональной ориентации и профессиональных испытаний представлены в трудах П.С. Лернера, С.П Геллерштейна, М.В.Ретивых, И.Н. Шпильрейна, С. Фукуямы, В.Д. Симоненко, Т. Г Шитоевой, Чистяковой, И.А. Сазонова.
Потребности обучающихся в личностном и профессиональном самоопределении и реальные условия профессиональной ориентации имеющиеся в общеобразовательной школе, недостаточны для обеспечения процесса профессиональной ориентации [8]. Профессиональные пробы по компетенциям WbrldSkills в рамках ранней профессиональной ориентации помогут нацелить учащихся на выбор перспективных профессий.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска путей более эффективной организационно-педагогической, психологической помощи подросткам и юношам, переживающим кризис становления идентичности, в частности - профессиональной идентичности. Поздний подростковый и ранний юношеский периоды жизни человека сопровождаются особенно интенсивным переживанием проблем, связанных с профессиональным будущим.
Для решения данного вопроса необходима система действий по практи-ко-ориентированному сопровождению формирования готовности к выбору профессии, на локальном, муниципальном и региональном уровне управления образованием. Цель статьи - определить влияние организационно-педагогических условий, реализуемых в контексте практико-ориентированного взаимодействия образовательных организаций основного общего, дополнительного и профессионального образования, реализации форм ранней профессиональной ориентации по компетенциям WbrldSkills. на формирование адекватных статусов профессиональной идентичности.
Взаимодействующими организациями выступают: муниципальное бюджетное учреждение г Абакана «Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи», отдел профессионального самоопределения школьников, как учреждение, имеющее функции дополнительного образования, а так же более десятка средне образовательных школ города, и образовательные организации среднего профессионального образования, как организаторы профессиональных проб по компетенциям WbrldSkills и соревнований в рамках чемпио-натного движения WbrldSkills.
Методология исследования. Отечественные и зарубежные исследователи занимаются проблемой идентичности личности в различных аспектах: эго-иден-тичности (Дж. Мид, Э. Эриксон); развития личности (А.П Асмолов, А.А. Бодалев, И.С. Кон, Д.А. Леонтьев); самосознания (Н.В. Антонова, В.В. Столин, И.И. Чес-нокова, Е.В. Шорохова и др.); профессионального самоопределения (М.А. Бен-дюков, Е.М. Борисова, Е.А. Климов, И.С. Кон, Н.С. Пряжников, И.П. Соломин, П.А. Шавир, В.Д. Шадриков, и др.).
Реализации форм ранней профориентационной работы посвящены труды А.Д. Сазонова, В.Ф. Сахарова, Н.Н. Захарова, В.Д. Симоненко, Н.Ш. Шадиева, С.Н Чистяковой. Исследования организации профессиональных проб представлены в работах В.Д. Симоненко, П.С. Лернера, М.В. Ретивых, С.П Геллерштейна, С.Н. Чистяковой, С. Фукуямы, Т.П Шитоевой, И.Н. Шпильрейна.
Учитывая опыт обозначенных учёных, мы провели исследование, позволившее определить влияние процесса практико-ориентированного взаимодействия основного и дополнительного образования и форм ранней профессиональной ориентации по компетенциям WorldSkills на формирование адекватных статусов профессиональной идентичности у обучающихся старших классов, имеющих ключевое значение для дальнейшего формирования целостной профессиональной идентичности, которая является одним из основных компонентов в составе эго-идентичности человека.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы были определены следующие организационно-педагогические условия формирования профессиональных намерений, а так же адекватных статусов профессиональной идентичности:
- разработка модели практико-ориентированного взаимодействия образовательных организаций основного общего, дополнительного и профессионального образования;
- разработка и реализация информационного и педагогического обеспечения, с использованием практико-ориентированных технологий, форм и методов;
- реализация форм ранней профессиональной ориентации по компетенциям WэrldSkills.
При разработке модели практико-ориентированного взаимодействия образовательных организаций, были определены следующие задачи, на решение которых направлена данная модель:
- изучение особенностей и проблем образовательной и воспитательной деятельности субъектов в плане способствования формированию профессиональных намерений у школьников;
- выработка эффективных организационно-педагогических условий, формирования готовности школьников к выбору профессии, что, в конечном итоге, приведет к высокому уровню адаптации старшеклассников к условиям обучения в профессиональных образовательных организациях, сформированности профессионального сознания;
- определение форм ранней профессиональной ориентации способствующих выбору учащимися перспективных профессий и специальностей;
- повышение конкурентоспособности и востребованности выпускников.
Разработанная нами модель является универсальной и может быть внедрена и успешно реализована в процессе взаимодействия других видов образовательных организаций (рис. 1).
Разработанный комплекс программно-методического и информационного обеспечения практико-ориентированного взаимодействия образовательных организаций включает:
- две программы внеурочной деятельности (по профессиональной ориентации) по социальному и обще интеллектуальному направлению («Калейдоскоп профессий для 5-х классов» и «Калейдоскоп профессий для 6-7 классов»);
- методическое пособие «Атлас востребованных профессий и профессиональных проб «Пропуск в профессию»» для педагогических работников образовательных организаций основного, среднего профессионального и дополнительного образования;
- информационный ресурс «Атлас востребованных профессий и профессиональных проб Республики Хакасия «Пропуск в профессию» (https:// profproba-19.nethouse.ru), для учащихся старших классов средне образовательных школ.
На пропедевтическом этапе педагогического сопровождения самоопределения школьников (5 - 8 класс) в ходе практико-ориентированного взаимодействия образовательных организаций, были реализованы три интегративных программы внеурочной деятельности (по профессиональной ориентации) по социальному и обще интеллектуальному направлению, «Калейдоскоп профессий» для 5 класса, «Калейдоскоп профессий» для 6-7 класса, а так же несколько модулей программы дополнительного образования «ПроАгид».
Например, в 6 классе программа рассчитана на 34 часа и предусматривает выполнение работ в пяти обязательных разделах: «Люди людям», «Хранители природы», «Властелины знаков», «Дрессировщики техники», «Творцы прекрасного», принципом построения тематики разделов выступает классификация типов профессий по Е.А. Климову, теоретический и практический материал направлен на углубление и расширение имеющихся знаний и представлений о мире профессий и практических умений.
В 7 классе программа так же рассчитана на 34 часа и предусматривает выполнение работ в шести обязательных разделах: «Профессии отраслей образования и здравоохранения», «Профессии отраслей сельского и лесного хозяйства», «Профессии отраслей строительства и промышленности», «Профессии отраслей торговли, финансов и кредита», «Профессии государственного управления и правопорядка», «Профессии искусства, культуры и систем массовых коммуникаций», смыслообразующим принципом построения тематики разделов являются виды отраслей профессиональной деятельности.
На этапах педагогического сопровождения самоопределения школьников «развитие самосознания» (8- - классы) и «уточнение социально-профессионального выбора» реализуется программа «ПроАгид» 8- - классы.
В процессе освоения программ реализуется углубление и расширение знаний учащихся по предмету общеобразовательной школы, технология, а так же
О со ш
ш
zr
X
о
-О X X О X
zr <
т S
х <
а О
J.
м
х О
О
sc
Требования ФГОС ООО
Цели и задачи гос. программы РФ "Развитие образования" до 2020 г.
Л-
1\
Цель - создание целостного практико-ориентированного образовательно-воспитательного пространства способствующего ориентации школьников на выбор профессии
Нормативно-правовая основа
Объекты профориентации:
учащиеся СОШ с 5 по 9 классов
Субъекты взаимодействия:
Образовательные организации: СОШ, ДО,СПО, МБУ «ЦППМиСП города Абакана», ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» и другие заинтересованные организации.
sc и
О
с;
О CI О
X
О
О
SC
Методологические подходы к процессу ориентации школьников на выбор профессии: системный, деятельностный, личностно-деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный
Задачи
взаимодействия
Функции субъектов [
Принципы взаимодействия
I--
I/—
-Q X -Q
ш
I-<
эе
а
ш
CI О
и
О
SC
Организационно-педагогические условия ориентации школьников на выбор профессии:
- организация практико-ориентированного взаимодействия образовательных организаций ДО, ООО, СПО;
- разработка и реализация информационного и педагогического обеспечения, с использованием практико-ориентированных технологий, форм и методов обучения и воспитания.
Ориентация школьников на выбор профессии (по типам профессии): программы «Калейдоскоп профессий - 5», «Калейдоскоп профессий - 6»
Ориентация школьников на выбор профессии (по отраслям экономики):
программы «Калейдоскоп профессий - 7», «Профгид-8,9», методическое пособие «Атлас востребованных профессий и
профессиональных проб «Пропуск в профессию»», профессиональные ппобы по компетенциям Wnr1HSkl11s
И
I
о -е-
а\ о
П) Г) ^ ■а S
П) О)
х
П) 5
I о
5 I
П) I
о
П)
п X
-Q X Т
О X ш
zr О
х
О
Критерии готовности к выбору профессии:
J, Ii II -U
мотивационно-ценностный г 1 информационно-когнитивный | f 1 операционально- 1 деятельностный f N рефлексивный
Уровень готовности школьников к выбору профессии:
низкий средний высокий
Рис. 1. Модель взаимодействия образовательных организаций
опережающее обучение по следующим предметам: физика, информатика, география, биология, искусство.
На этапе педагогического сопровождения школьников именуемом «развитие самосознания» в качестве практико-ориентированных методов профессиональной ориентации активно используются различные формы профессиональных проб: игровые, учебные, учебно-профессиональные и профессиональные.
Профессиональные пробы являются относительно новыми методами и формами работы с учащимися 8 - 9-х, 10 - 11-х классов, они записаны в «Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования - 2015» ФГАО «ФИРО» (авторы В.И. Блинов, И.С. Сергеев и др.).
Цикл профессиональных проб в контексте формирования статусов адекватной идентичности, используются с целью создания условий для образования у школьников множества оценок «себя в профессии». Затем дальнейшего сопоставления данных оценок, сделанных по результатам каждой из пройденных профессиональных проб и в результате выявление наилучшего образа «себя в профессии», который является наиболее близким к представлению о собственном профессиональном призвании.
Профессиональные пробы направлены на: объективизацию профессионального выбора (наглядное практическое знакомство с циклом профессий); погружение в среду практико-ориентированного образовательно-воспитательного пространства и практико-ориентированной профессиональной деятельности; развитие компетенции (профессионального самоопределения, профессиональной ориентировки, профессионального выбора).
Для учащихся 8 - 11 классов были предложены программы профессиональных проб по компетенциям WorldSkills, которые проводятся на базе профессиональных образовательных организаций - площадках соревнований WэrldSkills («Изготовление твердых лекарственных форм для животных», «Проведение дидактических игр для детей дошкольного возраста с использованием интерактивной доски, «Создание сайта-визитки», «Современные технологии монтажа сантехнических труб», «Работа на сварочном тренажере»).
Также в рамках движения WorldSkills организованы соревнования юниоров WorldSkills. В 2017 году конкурсы проводились по компетенциям - мобильная робототехника и электромонтаж, где приняли участие 18 школьников (5-11 классы). В 2018 году соревнования прошли по 4 компетенциям (предпринимательство, электромонтаж, дошкольное воспитание, веб-дизайн и разработка), где приняли участие 18 обучающихся в возрастной категории 14-16 лет. Школьники выполняли конкурсные задания по стандартам WorldSkills.
В зависимости от того, самостоятельно ли приобретена идентичность, сформировалась она или нет после кризиса в юности, канадский исследователь Дж. Марсиа классифицирует её по четырем статусам (типам): диффузная (неопределенная) идентичность - кризис не пережит, «Я» размыто, у человека отсутствует чувство непрерывности и тождественности в меняющемся мире, он еще не задумывался о своем профессиональном будущем; предрешенная (навязанная) идентичность - идентичность установлена без самостоятельного поиска и отражает идентичности других людей; мораторий - человек перебирает возможные альтернативы развития, но преобладает нерешительность, находится в кризисе выбора дальнейшего профессионального развития, предполагающем перебор профессионально значимых альтернатив, интересов, ценностей, целей; достигнутая идентичность - вариант развития выбран, кризис пережит, «Я» знает, к чему стремиться, сделал один из множества альтернатив дальнейшего профессионального развития. Для старшеклассников статусы диффузной и предрешенной профессиональной идентичности являются неадекватными [5].
Психологическое тестирование проводилось на двух девятых класса школ города Абакана по методике «Методика изучения статусов профессиональной
Библиографический список
идентичности» авторов А.А. Азбель, А.Г. Грецова. В исследовании приняли участие один экспериментальный класс, учащиеся, которых осваивают программы внеурочной деятельности и дополнительного образования на протяжении пяти лет (МБОУ «СОШ № 24», 10 «А»), один контрольный класс не включенный в процесс интеграции основного и дополнительного образования (МБОУ «СОШ № 10, 10 «А»).
Результаты исследования. Анализ результатов влияния интеграции на формирование статуса профессиональной идентичности у учащихся старших классов (по методике А.А. Азбель, А.Г Грецова) показал, что:
- в экспериментальном классе учащихся с навязанным статусом профессиональной идентичности выявлено не было, в контрольном классе было выявлено 8% учащихся с данным статусом профессиональной идентичности;
- в статусе моратория (кризиса выбора) количество учащихся двух классов оказалось равным между собой и составило 83%;
- учащихся со сформированной профессиональной идентичностью в экспериментальном классе было выявлено 58 %, что составило на 25% больше чем в контрольном классе.
Определены следующие показатели: 7% школьников не способны дать адекватную самооценку профессионально важных качеств, склонностей, индивидуальных психологических особенностей и возможностей, находятся в статусе диффузной (неопределенной) профессиональной идентичности; 31% оптанта не способны без помощи других лиц оценить свои профессионально важные качества, склонности, индивидуальные психологические особенности и возможности, находятся в статусе навязанной (предрешенной) профессиональной идентичности, либо в статусе моратория, и лишь 62% - способны дать адекватную самооценку профессионально важных качеств, склонностей, индивидуальных психологических особенностей и возможностей, находятся в статусе достигнутой профессиональной идентичности.
В ходе практических занятий педагогами заполнялись карты профессиональных проб для анализа удовлетворенности качеством их организации по компетенциям WorldSkills и анкеты с целью определения степени заинтересованности школьника данным видом деятельности.
По результатам анкетирования о качестве организации профессиональных проб в рамках соревнований WorldSkills проводился анализ. Анализ профессиональных проб показал, что 94% прошедших испытание были заинтересованы выполняемой профессиональной деятельностью, 95% оценили актуальность, 70% школьников имеют желание посетить другие профессиональные пробы и 37% планируют дальнейшее профессиональное образование в данной образовательной организации.
Заключение. Полученные результаты дали основание считать, что практи-ко-ориентированное взаимодействие образовательных организаций основного общего, дополнительного и профессионального образования имеет положительное влияние на формирование адекватных статусов профессиональной идентичности, имеющих ключевое значение для дальнейшего формирования целостной профессиональной идентичности, которая является одним из основных компонентов в составе эго-идентичности человека.
Результаты анализа организации профессиональных проб по компетенциям WэrldSkills свидетельствуют об эффективности практико-ориентирован-ных форм сопровождения профессионального самоопределения школьников в выборе перспективных профессий и специальностей. Соревнования в рамках чемпионатного движения WorldSkills предоставили школьникам возможность попробовать свои силы в конкретной профессии одновременно с обучающимися СПО, получить информацию о ней непосредственно от представителей профессионального сообщества, понять, как устроена отрасль и увидеть перспективы карьерного роста.
1. Ярышева А.А., Ланина Е.М. Формирование профессиональной идентичности у подростков с нарушением интеллекта. ВестникКГУ. 2015; 2 (62): 138 - 141.
2. Магидович М.Л. Профессиональная идентичность художника и социокультурные механизмы ее формирования. Диссертация ... кандидата социальных наук. Санкт-Петербург 2005.
3. Завьялова К.А. Проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16997
4. Бондаренко О.В. Рынок труда и рынок образовательных услуг: проблемы взаимодействия. Научный журнал. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Available at: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=4769
5. Албитова Е.П. Мобильная профидентичность в поиске и выборе специальности. Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011; 2: 149 - 156.
6. Пряжников Н.Н. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
7. Азбель А.А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников. Диссертация ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2004.
8. Сазонов И.А. Теория и практика профессиональной ориентации школьников. Автореферат диссертации.кандидата педагогических наук. Оренбург 2001. References
1. Yarysheva A.A., Lanina E.M. Formirovanie professional'noj identichnosti u podrostkov s narusheniem intellekta. VestnikKGU. 2015; 2 (62): 138 - 141.
2. Magidovich M.L. Professional'naya identichnost'hudozhnika isociokul'turnye mehanizmy ee formirovaniya. Dissertaciya ... kandidata social'nyh nauk. Sankt-Peterburg, 2005.
3. Zav'yalova K.A. Problemy vzaimodejstviya rynka truda i rynka obrazovatel'nyh uslug. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16997
4. Bondarenko O.V. Rynok truda i rynok obrazovatel'nyh uslug: problemy vzaimodejstviya. Nauchnyj zhurnal. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. Available at: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=4769
5. Albitova E.P. Mobil'naya profidentichnost' v poiske i vybore special'nosti. Vestnik KGPU im. V.P. Astaf'eva. 2011; 2: 149 - 156.
6. Pryazhnikov N.N. Professional'noeilichnostnoesamoopredelenie. Moskva: Institut prakticheskoj psihologii, Voronezh: NPO «MOD'EK», 1996.
7. Azbel' A.A. Osobennosti formirovaniya statusov professional'noj identichnosti starsheklassnikov. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2004.
8. Sazonov I.A. Teoriya iprakiika professional'noj orientacii shkol'nikov. Avtoreferat dissertacii.kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2001.
Статья поступила в редакцию 12.11.18