В статье автор рассматривает теоретические позиции построения инновационной модели учреждения дополнительного образования детей; выделяет роль дополнительного образования в развитии личности учащегося; устанавливает миссию создаваемого центра, его кредо. Определяет приоритетные направления; проблемное поле; основные направления развития Цента; предлагает структуру и программно-методическое обеспечение содержания дополнительного образования.
Рожкова Ольга Юрьевна,
канд. биол. наук директор МОУ ДОД «Центра творческого развития и гуманитарного образования школьников» Олекминский район Республики Саха
К КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Какими мы хотим видеть наших детей и что для этого можно сделать?
Ключевые слова: дополнительное образование, концепция, проблемы, модель развития, расширение образовательного пространства.
«Таланты создавать нельзя, но можно создать почву, на которой растут и процветают таланты».
Г Найгауз
Какими мы хотим видеть наших детей? Талантливыми. Успешными, эрудированными и компетентными, целеустремленными и неконфликтными, умеющими сопереживать и понимать других. Мы хотим, чтобы они, реализуя свой потенциал, были полезны обществу и создавали условия для развития и процветания своей страны.
«Таланты создавать нельзя, но можно создать почву, на которой растут и процветают таланты». Такой « почвой» в полной мере является система дополнительного образования детей.
В последние годы все более возрастает внимание к дополнительному образованию и его роли как составляющей единого образовательного процесса в рамках общего образования.
В настоящее время «...дополнительное образование - это государственная система, которая связывает воедино обучение, воспитание и творческое развитие личности ребенка» (В.А. Березина).
В Концепции модернизации российской системы образования говорится о необходимости активизации взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей как «наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи»
Говоря о возрастающей роли дополнительного образования в развитии личности, следует выделить ряд его характерных особенностей:
> оно не ограничено жесткими рамками государственного стандарта, необходимостью и обязательностью его усвоения;
> предоставляет широкий выбор образовательных услуг;
> носит гуманистический демократичный открытый характер
> основано на важнейшем принципе личностной заинтересованности, значимости и самостоятельности выбора.
Современное дополнительное образование определяют как «сферу наибольшего благоприятствования для становления личности каждого ребенка, . создающую социальную ситуацию развития, среду общения, поле деятельности; сферу более интенсивного и целенаправленного формирования гуманистических ценностей на основе общности интересов ребенка и взрослого; средство развития личности.через создание ситуации успеха для каждого ребенка». (Л. Г. Логинова)
Тенденции в развитии современного дополнительного образования говорят о том, что оно перестает выполнять роль вспомогательно-досуговую, роль «приставного стула» (А.В.Хуторской), все больше реализуя свои преимущества перед общим (государственный стандарт) в решении основного противоречия современной системы образования - между всеобщим содержанием, групповой формой организации обучения и индивидуальным характером присвоения знаний,
развития личностных качеств, собственно образования личности.
Возрастает значимость дополнительного образования особенно в условиях сельской провинции. Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников - муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования.
Миссия центра: создание условий для эффективного осуществления творческого, интеллектуального развития личности (детей и педагогов) на основе организации научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работы с детьми, непрерывного экологического образования, внедрения информационно-коммуникационных технологий и развития форм дистанционного образования, через разнообразные организационные формы и взаимодействие всех образовательных структур района.
Кредо: «Образование без границ», которое мы понимаем как гибкость и ситуативность образовательного процесса, чуткое реагирование на образовательные запросы и личностные интересы его субъектов; открытость и вариативность образовательного пространства, широкое взаимодействие и сотрудничество с другими учреждениями и структурами.
Приоритетные направления
• Развитие научно-исследовательской работы со школьниками;
• Экологическое образование, воспитание и просвещение;
• Развитие дистанционных форм дополнительного образования и внедрение ИКТ в образовательный процесс;
• Методическая работа с педагогами.
Проблемное поле
В Олекминском районе (сельскохозяйственный район, расположенный на Юго-западе Якутии) в настоящий период функционирует 31 общеобразовательная школа (4363 обучающихся), из которых - 6 городские школы, 25 школ располагается в сельской местности, удаленных от районного центра от 10 до 300 км.
Большая часть образовательных учреждений -мало и однокомплектные школы, количество учащихся в которых в силу проблем демографического характера невелико.
С одной стороны, отчасти имеются благоприятные возможности для индивидуализации образовательного процесса и выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, с другой стороны, сельская школа сталкивается с рядом проблем:
- образовательная среда школы, как правило, ограничена базисным учебным планом и стандартом и предоставляет немного возможностей для удовлетворения разных образовательных потребностей;
- образовательная среда школы ограничена в силу недостаточности ресурсной базы (кадровые, материально-технические, учебно-методические ресурсы нового поколения, финансовые ресурсы);
- в старшей школе маленькая наполняемость классов и малокомплектный характер ОУ не позволяет сформировать классы и группы по интересам и об-
разовательным предпочтениям для организации профильного обучения;
- образовательный процесс и технологии основного образования нелегко перестраиваются к новым потребностям социума, требованиям и тенденциям развития;
- сельские дети имеют ограниченный доступ к дополнительным образовательным услугам в силу большой географической удаленности школ друг от друга и от районного центра (до 300 км), где сосредоточены все районные учреждения дополнительного образования;
- недостаточно развиты новые способы коммуникаций, такие как, телекоммуникации через веб-сайт, электронную почту, информационные рассылки и т.п. и основанные на них формы работы с субъектами рынка образовательных услуг, удаленными в географическом пространстве;
- отсутствует реальная интеграция дополнительного и основного образования для реализации индивидуальных образовательных потребностей растущей личности, преемственность образовательных программ для реализации индивидуальной образовательной траектории;
Противоречия:
• между социальным заказом на дополнительные образовательные услуги и ограничениями образовательной среды муниципальной системы образования, препятствующими его удовлетворению;
• между современными требованиями, предъявляемыми качеству образовательных услуг и недостаточными возможностями их обеспечить.
Проблема: необходимость поиска и развития новых форм дополнительного образования, позволяющих существенно расширить муниципальное образовательное пространство и достичь наибольшего соответствия социальному заказу субъектов образовательного процесса - учащихся, их родителей, педагогов, других потенциальных потребителей дополнительных образовательных услуг.
Актуальность и важность обозначенной проблемы для педагогической практики, необходимость преодоления сложившихся противоречий и разрешения проблем послужили основанием для определения дальнейшего направления развития учреждения как инновационной модели дополнительного образования, способной стать средством расширения муниципального образовательного пространства сельской провинции
Основные направления развития:
• Совершенствование содержания образования за счет расширения спектра образовательных услуг.
• Повышение качества и доступности образовательных услуг на основе применения новых информационных и педагогических технологий.
• Развитие системы методической работы с педагогами.
Цель: Расширение муниципального образовательного пространства на основе повышения качества и доступности образовательных услуг и применения новых информационных и педагогических технологий для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей и реализации индивидуальных образовательных траекторий субъектов образования.
Задачи:
1. Расширение спектра образовательных услуг за счет разработки программ начального профессионального образования, программ элективных курсов (очных и дистанционных); дистанционных профильных школ; интеграции спецкурсов, практикумов, разработанных Центром в учебные планы школ;
2. Развитие форм экологического образования и исследовательской работы со школьниками на основе внедрения новых образовательных и информационнокоммуникационных технологий (международная полевая экологическая школа «Дом, в котором мы живем», виртуальная глобальная экошкола "Егмгоптеп! опПпе”; создание виртуальной школы юного исследователя).
3. Переход от использования информационно-коммуникационных технологий как компонента содержания образования к использованию ИКТ как средства (инструмента) и расширения образовательного пространства и способа реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
4. Расширение методической работы с педагогами на основе деятельности мобильной компьютерной школы «Спутник», создания виртуального методобъе-динения, разработки дистанционных курсов повышения квалификации.
Модель включает как содержательные и технологические компоненты, действующие в режиме функционирования и ставшие традиционными для нашего учреждения, так и инновационные элементы - «точки роста» - выступающие в качестве направлений развития Центра.
Принципы, на которых основана модель учреждения:
• Преемственности - предполагает дальнейшее развитие Центра на основе сохранения и совершенствования ценностно-смысловых контекстов, успешно функционирующих содержательных и технологических компонентов, актуальных и востребованных на данном этапе.
• Непрерывности и доступности образования -реализуются через интеграцию и взаимодействие основного и дополнительного образования на основе очных и дистанционных технологий, предоставления образовательных услуг для разных возрастных категорий потребителей.
• Открытости - обеспечивается гибкостью, быстрым реагированием на изменения социально-экономических реалий и соответствующих им индивидуальных образовательных потребностей и запросов и обеспечением доступа индивида к образовательным ресурсам в течение всей жизни, предоставлением широкого спектра образовательных услуг, дополняющих образование в рамках государственного стандарта и отвечающих индивидуальным образовательным потребностям.
• Вариативности - обеспечивается вариативностью образовательных программ, используемых технологий, способов коммуникации, образовательных практик, выстроенных на основе учета индивидуальных образовательных потребностей и особенностей личности, возможностью выбора учащимися в общеобразовательном процессе значимых элементов содержания и соответствующих им форм учебной деятельности.
• Востребованности - обеспечивается предоставлением качественных образовательных услуг на основе анализа социального заказа, учета спроса на образовательные услуги; формированием образовательных потребностей;
• Консолидации - реализуется через тесное взаимодействие и сотрудничество образовательных учреждений и структур района и республики в реализации задач образования и развития личности, создания условий для осуществления индивидуальной образовательной траектории;
Круг проблем, на решение которых направлена модель:
• Социально-психологические - проблемы, связанные с расширением доступа разных категорий населения к дополнительным образовательным услугам для реализации индивидуальных образовательных запросов; проблемы, связанные с развитием личностных качеств, навыков самообразования, умений делать осознанный выбор и способностей детей и молодежи адаптироваться и гибко реагировать на вызовы быстро изменяющегося мира;
• Общепедагогические - проблемы, связанные с расширением образовательной среды, выстраиванием образовательного пространства на основе учета личностных интересов и образовательных потребностей субъектов дополнительного образования;
• Методологические - проблемы, связанные с необходимостью освоения и применения новых технологий, методов, организационных форм дополнительного образования.
Структура и программно-методическое обеспечение содержания дополнительного образования детей
Содержание дополнительного образования представляет большое разнообразие областей познания и деятельности, ориентировано на различные индивидуальные потребности детей и направлено на реализацию следующих задач:
^ формирование исследовательских навыков обучающихся, естественно-научного мировоззрения;
^ создание условий для углубления и расширения школьных знаний, развития общих и специальных способностей в соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями обучающихся и возможностями Центра и социума;
^ развитие готовности к самостоятельной деятельности по приобретению и применению знаний (сбор, обработка, анализ и применение информации), потребности и навыков самообразования; к творческому самовыражению
Характерные особенности содержания образования:
• Носит воспитывающий характер - воспитание экологического сознания, гражданской позиции человека, ответственного за будущее своего края и планеты;
• Направлено на развитие личности - развитие ключевых компетенций, интереса к процессу познания и потребности к самообразованию, навыков саморазвития, самообразования; развитие воображения, фантазии, творчества;
• Обеспечивает активную познавательную позицию ребенка.
Методическое обеспечение содержания образования включает программы экологического образования, исследовательской работы со школьниками, освоения информационно-коммуникационных технологий, элективные курсы предпрофильной подготовки, программы профильного обучения, творческого и интеллектуального развития, в том числе на основе дистанционных технологий образования.
Отдельный блок в содержании образования составляет проектная деятельность и интеллектуальные и творческие конкурсы, т.к. сама по себе проектная деятельность и участие в конкурсах носит обучающий и развивающий характер, влечет за собой развитие целого комплекса предметных и ключевых компетенций и является неотъемлемой частью образовательного процесса МОУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников».
Модель дополнительного образования на основе исследовательской и проектной деятельности и информационно-коммуникационных технологий предполагает создание условий для развития и самореализации в значимых для ребенка видах деятельности, овладения способами самостоятельной познавательной деятельности, развития и совершенствования ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационно-коммуникативной и другими ключевыми компетенциями. Задачи каждой образовательной ступени определяются возрастными особенностями обучающихся, требованиями преемственности с соответствующими ступенями общего образования.
Дошкольное образование
Интересный и достаточно ответственный период формирования личности, этап проявления задатков и начала формирования способностей ребенка. На данном этапе предъявляются особые требования к организации образовательного процесса.
Особенности образовательного процесса данной ступени в центре:
• образовательный процесс организуется на основе тесного сотрудничества с дошкольными учреждениями через реализацию совместных образовательных программ;
• образовательные программы Центра для данной ступени реализуются для воспитанников старших и подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений как на базе ЦТР и ГОШ, так и на базе ДОУ района;
• основными формами организации образовательной деятельности являются групповые формы на основе игровых технологий и метода проектов.
Основная задача данной ступени создание условий для:
- введения дошкольников в разные виды познавательной и учебной деятельности;
- проявления и развития интеллектуальных, творческих, художественных способностей детей.
Начальная школа
Этап становления ученика и его учебно-познавательной деятельности, развития общеучебных навыков, творческого подхода к познанию окружающего
мира, проявления и начала формирования общих и специфических способностей.
Особенности образовательного процесса данной ступени:
• Образовательный процесс на данной ступени строится исходя из личностных познавательных интересов, уровня подготовленности детей на основе сочетания развивающего и деятельностного обучения (формируем опыт деятельности и развиваем разные способности ребенка).
• На основе сотрудничества с учреждениями общего образования на базе Центра организуются групповые занятия экологической направленности, освоения компьютерных технологий, младшие школьники вовлекаются в природоохранные акции, деятельность клубов WWF, массовые мероприятия Центра.
• Доминирующие формы организации образовательного процесса - групповые на основе игровых технологий, метода проектов, частично-поискового метода (в том числе с применением дистанционных технологий).
Основные задачи данной ступени - создание условий для:
- адаптации младших школьников к групповой познавательной деятельности;
- развития познавательных, творческих, оргдея-тельностных и коммуникативных способностей, усвоения этических норм, воспитания устойчивой мотивации к познавательной и творческой деятельности;
- формирования и развития личностных качеств, общечеловеческих цен-ностей, культурного поведения, гуманного отношения к окружающему миру, основ начальных эстетических понятий, экологической грамотности;
- проявления ребенком своей индивидуальности и ее развития в личностно-значимой для него деятельности;
На данной ступени большое значение придается развитию таких навыков и умений, как:
• умение организовать себя на выполнение определенной познавательной или творческой задачи;
• выполнять инструкции педагога, работать с памяткой, алгоритмом;
• внимательно слушать объяснения педагога или товарищей; адекватно отвечать на вопросы;
• умение работать в паре, группе;
• навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
Основная школа
На данном этапе на первый план выступают процессы самопознания, самореализации, проектирования и осуществления индивидуальной образовательной траектории. Дополнительное образование на данной ступени направлено на создание условий для опробования своих сил и выявления личностных интересов, самоопределения воспитанников, получения надпредметных знаний и формирования ключевых компетенций, что позволит им сделать в дальнейшем осознанный выбор и продолжить обучение в профильных классах старшей школы или средних специальных образовательных учреждениях.
Особенности образовательного процесса данной ступени:
• Образовательная деятельность направлена не только на приобретение новых знаний в личностно-
значимой сфере, но на освоение способов приобретения и усвоения знаний;
• Образовательная деятельность воспитанника организуется на основе открытой индивидуальной образовательной программы;
• Основными методами на данной ступени выступают исследовательская и проектная деятельность;
• Через исследовательскую и проектную деятельность создается образовательная среда, способствующая самопознанию и самореализации обучающихся в значимых для них видах деятельности, созданию ситуаций успеха; формированию возможных первоначальных жизненных планов и будущих профессиональных намерений;
• Наряду с очными формами образования широко практикуется обучение на основе дистанционных технологий.
Основные задачи ступени:
На данной ступени обучения наиболее важным становится формирование:
- умений самостоятельного овладения знаниями и познавательными умениями при использовании различных источников и в разных формах; умения поисковой творческой познавательной деятельности;
- умений умственной деятельности (вычленение главного и второстепенного, сопоставление, сравнение, анализ и т.п., видение проблемы и выбор путей ее решения);
- умений самоорганизации познавательной деятельности (постановка задачи, расчленение ее на ряд более простых задач, выбор способов реализации, выбор источников познания и форм, планирование, организация деятельности, самоконтроль).
Старшая школа
На старшей ступени возрастает роль дополнительного образования, как основы для профилизации и реализации старшими школьниками своих интересов и намерений в отношении продолжения образования. Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников имеет необходимые основания и условия для организации профильного обучения школьников, поэтому организация образовательного процесса на данной ступени предполагает создание условий для возможного будущего профессионального самоопределения воспитанников.
Особенности образовательного процесса данной ступени:
• доминирующим видом образовательной деятельности на данной ступени является исследовательская деятельность;
• преобладают индивидуальные формы обучения;
• Образовательная деятельность воспитанников организуется на основе открытых индивидуальных образовательных программ;
• из применяемых методов предпочтение отдается проблемно-поисковым, эвристическим методам;
• существенную долю занимает дистанционное обучение.
Основные задачи ступени:
Цель дополнительного образования на старшей ступени - реализация личностных интересов, индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников, обеспечение их профессиональной ориентации
и самоопределения. Основными задачами старшей ступени является:
- Организация дополнительного образования по профильным областям знаний и предметам, являющимся базой для продолжения обучения в высших и средних специальных учебных заведениях;
- Создание условий для:
^ формирования у учащихся навыков научно-исследовательского труда, потребности в самообразовании, развития творческих способностей, овладения основными приемами познавательной деятельности;
^ развития ключевых компетенций;
^ самоопределения в возможной будущей профессиональной деятельности
Точки роста
Для дальнейшего развития нашего учреждения ключевой становится идея развития новых возможностей в муниципальном образовательном пространстве для удовлетворения разнообразных личностных образовательных потребностей и реализации индивидуальной образовательной траектории разных категорий населения сельской провинции за счет:
- расширения спектра, качества и доступности дополнительных образовательных услуг,
- интеграции основного и дополнительного образования,
- использования информационно-коммуникационных технологий, технологий дистанционного
образования, исследовательской и проектной деятельности.
Осуществление идеи инновации планируется через развитие комплекса программ и проектов:
- «Галактика» - разработка компонентов муниципальной информационной образовательной среды через создание и деятельность цифровой школы, виртуальной библиотеки, виртуального методического объединения; деятельность мобильной компьютерной школы «Спутник», развитие разных форм дистанционного образования: дистанционные творческие и образовательные конкурсы, олимпиады и др, дистанционное профессиональное образование;
- «Мир вокруг тебя» - интеграция дополнительного образования с основным на основе очных и дистанционных профильных и элективных курсов; внедрение программ начального профессионального образования; организацию телекоммуникационной проектной деятельности; реализация программ экологического образования;
- «Я - исследователь» - реализация открытых проектно-исследовательских программ различной направленности на основе информационно-коммуникационных технологий;
- «Нити мастерства» - методическая работа с педагогами в области проектно-исследовательской деятельности, экологического образования, широкого внедрения ИКТ в образовательный процесс;
- «Завтра начинается сегодня» - создание условий для самоопределения, целенаправленной образовательной подготовки учащихся, позволяющей им продолжить образование в соответствии с имеющимися потребностями и возможностями; организация обучения школьников района по программам довузовской подготовки и открытых профильных школ.
ТОЧКИ РОСТА для нашего Центра по каждому направлению:
Расширение спектра образовательных услуг
• Развитие интеграции основного и дополнительного образования, включение спецкурсов, практикумов в учебные планы школ-партнеров Центра;
• разработка и апробация программ начального профессионального образования;
• Международная «Глобальная экологическая школа» Environment online;
• Международная полевая экошкола под эгидой ЮНЕСКО «Дом, в котором мы живем»;
Совершенствование технологий и организационных форм
• Виртуальная «Школа юного исследователя»;
• Открытые профильные школы;
• Дистанционные спецкурсы, конкурсы для учащихся;
Расширение методической работы с педагогами
• Мобильная компьютерная школа «Спутник»;
• Виртуальное методическое объединение педагогов;
• Дистанционные семинары и курсы;
Ожидаемые результаты реализации модели
Деятельность по реализации инновации направлена на развитие всех субъектов, включенных в этот процесс, и предполагаются ее результаты на разных уровнях: муниципальном, уровне образовательного учреждения, уровне ученика и уровне педагога. В результатах каждого уровня целесообразно выделить две группы: результаты социально-педагогические и методические (собственно результаты эксперимента).
Главным результатом станет создание инновационной модели учреждения дополнительного образования, которая:
- будет отвечать требованиям социального заказа,
- позволит существенно расширить возможности муниципального образовательного пространства,
- откроет новые возможности дополнительного образования для удовлетворения личностных образовательных потребностей и реализации индивидуальной образовательной траектории городских и сельских школьников, педагогов, молодежи и других категорий населения сельской провинции;
- будет способствовать включению субъектов образования сельской провинции в единую информационную образовательную среду, что обеспечит доступ к широкому массиву глобальных, федеральных, муниципальных образовательных ресурсов.
Влияние инновации на муниципальное пространство
Ожидается, что деятельность инновационной модели ЦТРиГОШ будет способствовать развитию нижеследующих компонентов муниципального образовательного пространства:
Программно-методический компонент: комплекс программ профильных, элективных курсов (очных и дистанционных), пакет нормативных документов и методических разработок; интеграция в учебные планы школ и т.д;
Компонент единой образовательной информационной среды: цифровая школа; виртуальная школа юного исследователя; виртуальные методические объединения педагогов, электронные образовательные ресурсы по направлениям Центра, каталоги и т.д.
Коммуникативно-технологический компонент: расширение применения ИКТ в образовательном процессе; развитие телекоммуникаций между ОУ и субъектами образования; сетевое взаимодействие; дистанционные технологии обучения; проектно-исследовательские технологии.
Информационно-компетентностный компонент: развитие ключевых компетенций и ученика и педагога; приобретение знаний в личностно-значимой области; расширение базовых знаний, развитие профессиональной деятельности педагога.
Социально-педагогические результаты: расширение образовательного пространства; развитие открытого муниципального образовательного пространства и равного доступа к образовательным ресурсам городских и сельских школьников; развитие системы дополнительного образования на муниципальном уровне. расширение условий для реализации социального заказа на образовательные услуги; развитие сетевого взаимодействия педагогов; создание условий для формирования информационной культуры, включение работников образования и школьников в единую образовательно-информационную среду.
Методические результаты: Концепция инновационной модели учреждения дополнительного образования детей; описание условий ее реализации; разработка пакета нормативно-правового и научно-методического обеспечения модели; описание результатов апробации модели и ее эффективности; создание элементов ЕИОС муниципального образовательного пространства сельской провинции: виртуальная библиотека, виртуальное методическое объединение.
Уровень Учреждения
Социально-педагогические результаты:
- выход на новый уровень качества дополнительного образования; расширение содержания образования; расширение спектра применяемых технологий;совершенствование организации образовательного процесса; повышение профессионального уровня педагогов; расширение возможностей для реализации индивидуальных образовательных потребностей воспитанников; повышение мотивации к самореализации, самообразованию, профессиональному самоопределению;
- повышение качества обученности по базовым курсам основного образования, связанным с реализацией индивидуальных образовательных маршрутов дополнительного образования; развитие компетенций, необходимых для успешной социализации.
Методические результаты: модель деятельности учреждения дополнительного образования; пакет программ и методических материалов, профильных и элективных, очных и дистанционных курсов; пакет нормативно- правовых материалов, регулирующих деятельность учреждения в новых условиях ; пакет диагностических материалов.