Немного об эксперименте в школе
От редакции. Уважаемые читатели, директора и завучи! Вашему вниманию предлагается фрагмент программы эксперимента МОУ ДОД «ЦТРиГОШ» из Олекминского Улуса Республики Саха - Якутия, одним из компонентов которой является технология портфолио. Данная программа прошла экспертизу и успешно реализуется в течении нескольких лет.
О.Ю. Рожкова
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАСШИРЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕЛЬСКОЙ ПРОВИНЦИИ
Аннотация. Автор представляет фрагмент Программы экспериментального проекта, в котором на основании анализа социо-образовательной ситуации строится модель учреждения дополнительного образования, способствующая существенному расширению муниципального образовательного пространства и реализации разных образовательных запросов; сопровождающаяся разработкой пакета научно-методических и нормативно-правовых материалов, регулирующих и обеспечивающих апробацию модели.
Ключевые слова: проблематика проекта; идея, замысел, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, новизна и практическая значимость, результаты эксперимента; место ЦТРиГОШ; расширение муниципального образовательного пространства; образовательная среда сельской провинции
«Если в конце одного исследования не видно начала следующего, значит исследование не доведено до конца»
Проблематика проекта
Современный этап развития системы образования характеризуется личностно-ориентированной направленностью,требованием перехода от знаниевой парадигмы к формированию ключевых компетенций, развитию у молодого поколения самостоятельности, способности к самоорганизации и самоопределению. Качество образования должно быть не только адекватно потребностям развивающейся личности, но и направлено на формирование человека, способного в будущем позитивно влиять на мир, в котором он живет, совершенствовать свой внутренний мир и преобразовывать жизнь вокруг к лучшему.
Основная цель муниципальной системы образования - обеспечение условий для реализации права граждан на образование, социального за-
каза на образование, удовлетворение потребностей населения в разнообразных образовательных услугах на основе их склонностей и способностей. В последнее время все более возрастает важность дополнительного образования, имеющего большой потенциал и способного сыграть существенную роль, если рассматривать его как составляющую единого образовательного процесса индивидуума, а не отводить ему роль вспомогательно-досуговую.
В проблематике проекта мы бы выделили два аспекта: проблематика ситуации и проблематика развития учреждения.
Проблематика ситуации
В Олекминском районе РС(Я) функционируют образовательные учреждения различных типов: общеобразовательная школа, специальная (коррекционная) школа VIII вида, вечерняя (сменная) школа, дошкольные образовательные учреждения, реабилитационный центр несовершеннолетних, семейный дом, учреждения дополнительного образования. В образовательных учреждениях функционируют Попечительские советы. Отмечается ди-
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
59
Немного об эксперименте в школе
намика роста привлекаемых финансовых средств Попечительскими Советами и меценатами МОУ МР «Олекминский район» РС(Я).
В районе постоянно реализуются разные Межведомственные Программы воспитания: Республиканская Межведомственная программа развития и воспитания детей и молодежи РС(Я), программа нравственно—патриотического воспитания «Олек-моведение», программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, целевая программа по формированию здорового образа жизни граждан Олекминского района «здоровое общество - надежное будущее», программа «Семья и дети», программа «Безопасное материнство и детство в Олекминском улусе», программа развития образования Олекминского района РС(Я). По мере реализации программы постоянно обновляются в зависимости от запроса и потребностей социума.
Система дополнительного образования на территории Олекминского района включает в себя учреждения дополнительного образования: Районный Детский Центр, реализующий программы декоративно-прикладного, военно-патриотического, социально-педагогического направлений; Детский Экологический Центр, реализующий программы аг-ро-экологического направления; Детско-Юношеская Спортивная школа, Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников, реализующий программы естественно-научного, информационно-технологического направлений, программы методической поддержки педагогов.
Место ЦТРиГОШ в муниципальном
образовательном пространстве
Начав свою деятельность как межведомственное объединение «Экос», основным направлением деятельности которого было экологическое просвещение и исследовательская работа со школьниками, наш Центр вырос в многопрофильное учреждение дополнительного образования -Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников. Педагогический коллектив Центра успешно реализует программы дополнительного образования, охватывающие большое количество детей разных возрастных категорий - от дошкольников до выпускников средних общеобразовательных школ.
В деятельности Центра ведущей стала идея координации всех образовательных структур района для эффективного осуществления творческого развития детей и юношества, углубленной работы с одаренными детьми, определения стратегических направлений и приоритетов организационной,научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы со школьниками, развития системы непрерывного образования.
В рамках этой идеи Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников в настоящее время реализует следующие направления:
S Экологическое образование, воспитание и просвещение, реализуется через комплексный проект «Мир вокруг тебя»;
■S Развитие научно-исследовательской работы со школьниками, реализуется через комплексный проект «Я - исследователь»;
■S Развитие дистанционных форм дополнительного образования и внедрение ИКТ в образовательный процесс, реализуется через комплексный проект «Галактика».
■S Методическая поддержка педагогов, реализуется через комплексный проект «Нити мастерства».
В рамках программ «Я - исследователь», «Мир вокруг тебя» Центр организует в районе такие широкомасштабные массовые акции и проекты, как «Марш парков», «Живая планета», «Поможем реке» и др. В течение 10 лет ЦТРиГОШ является региональным координационным центром по Юго-западу Якутии программы «Шаг в будущее»; региональным представителем по ДФО Российского конкурса для младших школьников «Я - исследователь», Российского Центра дистанционного образования «Эйдос». С целью интеграции дополнительного и общего образования, реализации Концепции профильного образования на базе Центра действует многопрофильная Школа Юного Исследователя, Международная экологическая школа «Дом, в котором мы живем». В опыте Центра появились новые формы работы - дистанционные открытые профильные школы Томского Государственного университета.
Результатами деятельности Центра являются высокие достижения его воспитанников в международных, российских и республиканских олимпиадах, научных конкурсах, конференциях исследовательских работ. Одним из показателей результативности Центра является высокая степень и уровень самоопределения выпускников. Обучение по программам Центра для большого числа выпускников стало основой выбора направления дальнейшего образования в высших и средних учреждениях образования.
Методическая поддержка педагогов - одно из направлений деятельности Центра, которое включает организацию семинаров, консультаций, научное руководство экспериментальными программами учреждений образования, курсов повышения квалификации. За последние три года более двухсот педагогов района прошли дистанционные курсы повышения квалификации на базе Центра, около ста педагогов окончили курсы повышения квалификации на базе ЦТРиГОШ как Ресурсного Центра ИПКРО по проблемам экологического образования, исследовательской работы с детьми.
60
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
Немного об эксперименте в школе
Проблемное поле на уровне учреждений
Большая часть образовательных учреждений -мало и однокомплектные школы, количество учащихся в которых в силу проблем демографического характера невелико. С одной стороны, отчасти имеются благоприятные возможности для индивидуализации образовательного процесса и выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, с другой стороны, сельская школа сталкивается с рядом проблем:
- образовательная среда школы, как правило, ограничена базисным учебным планом и стандартом и предоставляет немного возможностей для удовлетворения разных образовательных потребностей;
- образовательная среда школы ограничена в силу недостаточности ресурсной базы (кадровые, материально-технические, учебно-методические ресурсы нового поколения, финансовые ресурсы);
- в старшей школе маленькая наполняемость классов и малокомплектный характер ОУ не позволяет сформировать классы и группы по интересам и образовательным предпочтениям для организации профильного обучения;
- образовательный процесс и технологии основного образования нелегко перестраиваются к новым потребностям социума, требованиям и тенденциям развития;
- сельские дети имеют ограниченный доступ к дополнительным образовательным услугам в силу большой географической удаленности школ друг от друга и от районного центра (до 300 км), где сосредоточены все районные учреждения дополнительного образования;
- недостаточно развиты новые способы коммуникаций, такие как, телекоммуникации через вебсайт, электронную почту, информационные рассылки и т.п. и основанные на них формы работы с субъектами рынка образовательных услуг, удаленными в географическом пространстве;
- недостаточна вариативность программ дополнительного образования для организации профильного обучения;
- отсутствует реальная интеграция дополнительного и основного образования для реализации индивидуальных образовательных потребностей растущей личности, преемственность образовательных программ для реализации индивидуальной образовательной траектории.
В связи с вышеизложенными проблемами возникает необходимость поиска и развития новых форм дополнительного образования, позволяющих существенно расширить муниципальное образовательное пространство и достичь наибольшего
соответствия социальному заказу субъектов образовательного процесса - учащихся, их родителей, педагогов, других потенциальных потребителей образовательных услуг.
Актуальность и важность обозначенной проблемы для педагогической практики, ее недостаточная научно-практическая разработанность, необходимость преодоления сложившихся противоречий и разрешения проблем послужили основанием для определения темы эксперимента «Инновационная модель дополнительного образования как средство расширения муниципального образовательного пространства сельской провинции».
Новизна и практическая значимость эксперимента состоят в следующем:
- определена методология развития системы дополнительного образования в условиях сельской провинции.
- разработана и апробирована инновационная модель учреждения дополнительного образования, ее структура и содержание; определен и обоснован комплекс необходимых условий для ее реализации
- разработаны критерии оценки эффективности инновационной модели дополнительного образования;
- разработана технология совершенствования образовательного процесса учреждения дополнительного образования на основе интеграции дополнительного и основного образования, использования технологий дистанционного образования, исследовательской и проектной деятельности.
В процессе эксперимента будет разработана и апробирована модель учреждения дополнительного образования, способствующая существенному расширению муниципального образовательного пространства и реализации разных образовательных запросов; будет разработан пакет научно-методических и нормативно-правовых материалов, регулирующих и обеспечивающих реализацию модели (пакет программ и методических рекомендаций, профильных и элективных, очных и дистанционных курсов; пакет нормативно-правовых материалов, регулирующих деятельность учреждения в новых условиях; диагностических материалов и др.). В ходе реализации модели будут созданы такие компоненты информационной образовательной среды муниципального образовательного пространства сельской провинции, как: виртуальная библиотека, виртуальное методическое объединение педагогов, электронные образовательные ресурсы, цифровая школа.
Результаты эксперимента могут быть использованы в практике решения вопросов модернизации содержания основного и дополнительного образования, стратегий развития муниципальных и региональных образовательных систем.
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
61
Немного об эксперименте в школе
Основная идея эксперимента. Используя возможности интеграции основного и дополнительного образования, технологии дистанционного образования, исследовательской и проектной деятельности предполагается на основе совершенствования действующих программ деятельности Центра творческого развития и гуманитарного образования и разработки новых создание инновационной модели учреждения дополнительного образования, способствующей расширению муниципального образовательного пространства, повышению качества и доступности образовательных услуг.
Замысел эксперимента. В основе инновационной модели учреждения будут лежать принципы непрерывного и открытого образования, обеспечивающие возможность образования «через всю жизнь» для разных категорий субъектов образовательного процесса, позволяющие выйти на новый уровень качества дополнительного образования, расширить возможности успешной социализации личности через различные виды продуктивной образовательной деятельности. Содержательная часть эксперимента касается как организации и управления учебновоспитательным процессом, так и содержания образовательных программ и способствует созданию разноуровневой системы, обеспечивающей индивидуальный образовательный маршрут в рамках муниципального социокультурного пространства сельской провинции.
Осуществление идеи планируется через развитие комплекса программ и проектов:
• «Галактика» - разработка компонентов муниципальной информационной образовательной среды через создание и деятельность цифровой школы, виртуальной библиотеки, виртуального методического объединения; деятельность мобильной компьютерной школы «Спутник», развитие разных форм дистанционного образования: дистанционные творческие и образовательные конкурсы, олимпиады и др., дистанционное профессиональное образование;
• «Мир вокруг тебя» - интеграция дополнительного образования с основным на основе очных и дистанционных профильных и элективных курсов; внедрение программ начального профессионального образования; организацию телекоммуникационной проектной деятельности; реализация программ экологического образования;
• «Я - исследователь» - реализация открытых проектно-исследовательских программ различной направленности на основе информационно-коммуникационных технологий;
• «Нити мастерства» - методическая работа с педагогами в области проектно-исследовательской деятельности, экологического обра-
зования, широкого внедрения ИКТ в образовательный процесс;
• «Завтра начинается сегодня» - создание условий для самоопределения,целенаправлен-ной образовательной подготовки учащихся, позволяющей им продолжить образование в соответствии с имеющимися потребностями и возможностями; организация обучения школьников района по программам довузовской подготовки и открытых профильных школ.
Объект эксперимента - инновационная модель учреждения дополнительного образования как компонент муниципальной образовательной системы
Предмет эксперимента - совокупность содержательных, технологических, педагогических условий деятельности модели учреждения дополнительного образования, способствующих расширению муниципального образовательного пространства
Цель инновации: расширение муниципального образовательного пространства на основе повышения качества и доступности дополнительных образовательных услуг и применения новых информационных и педагогических технологий для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей и реализации индивидуальных образовательных траекторий субъектов образования.
Цель эксперимента: разработка и апробация модели учреждения дополнительного образования как центра открытого непрерывного дополнительного образования, способствующего расширению муниципального образовательного пространства сельской провинции.
Задачи:
1. На основе анализа муниципального образовательного пространства, современных подходов к проектированию образовательных систем и социального заказа разработать содержательные, технологические, организационные компоненты инновационной модели дополнительного образования, которые будут способствовать расширению муниципального образовательного пространства;
2. Выявить условия, способствующие эффективной реализации модели в муниципальном образовательном пространстве;
3. Апробировать инновационную модель дополнительного образования в ходе эксперимента.
Гипотеза: модель учреждения дополнительного образования становится эффективным средством расширения муниципального образовательного пространства, если:
- будет обеспечен непрерывный характер дополнительного образования;
- содержательный компонент модели будет определен социальным заказом, ориентирован на разные образовательные потребности субъектов образования и обеспечит возмож-
62
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
Немного об эксперименте в школе
ности для реализации индивидуальных образовательных маршрутов разных категорий потребителей образовательных услуг;
- при организации образовательного процесса будет использован комплекс образовательных моделей и технологий, таких, как:
■S интегрированная модель очной и дистанционной Школы юного исследователя,
■S модель Цифровой школы,
■S проектно - исследовательские технологии, ■S дистанционные технологии обучения,
■S очные и дистанционные олимпиады, викторины, конкурсы и др.
- будет осуществлена интеграция основного и дополнительного образования на уровне элективных, профильных курсов и проектноисследовательской деятельности, создающая оптимальные условия для активизации и развития познавательного и творческого потенциала детей и взрослых (потребителей образовательных услуг);
- будут созданы компоненты открытой муниципальной информационной образовательной среды, способствующие оптимальному использованию глобальных, федеральных и муниципальных информационных культурнообразовательных ресурсов в образовательной деятельности.
Результатами реализации программ деятельности Центра следует считать:
• Существенно расширено поле деятельности Центра, образовательная программа дополнена блоком новых направлений, интегрированных программ, проектов;
• Образовательные услуги Центра социально востребованы на разных уровнях (дети -взрослые; дошкольное образование, начальная, основная, старшая ступени образования), значительно возросло число потребителей образовательных услуг Центра;
• Обеспечивается взаимодействие образовательных учреждений и структур района и республики в реализации ряда программ в области исследовательской деятельности и экологического образования;
• Сформирован мобильный педагогического коллектив, сознающий необходимость разработки и реализации новых направлений деятельности, связанных с требованиями модернизации системы дополнительного образования, образования для устойчивого развития, внедрения ИКТ, новых технологий обучения;
• Создана материально-техническая база, необходимая для реализации программных направлений деятельности Центра.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Центр исследовательской работы со школьниками
вырос в учреждение дополнительного образования, имеющее высокий потенциал и способное участвовать в решении ряда проблем развития системы образования в районе. Программы дополнительного образования, предлагаемые Центром, могут стать продолжением базовых программ, с углублением содержания и развитием у учащихся актуальных, определенных ФГОС второго поколения личностных, метапредметных и предметных результатов. Сформированные компетенции могут существенно расширить возможности муниципального образовательного пространства в решении задачи организации профильного обучения в старших классах, обогатить пространство самоопределения школьников за счет разнообразных образовательных услуг и видов деятельности.
Деятельность по реализации инновации направлена на развитие всех субъектов, включенных в этот процесс, поэтому ее результаты предполагаются на разных уровнях: муниципальном, уровне образовательного учреждения, уровне ученика и уровне педагога. В результатах каждого уровня выделяются две группы: результаты социально-педагогические и методические (собственно результаты эксперимента).
Главным результатом станет создание инновационной модели учреждения дополнительного образования, которая:
- будет отвечать требованиям социального заказа,
- позволит существенно расширить возможности муниципального образовательного пространства,
- откроет новые возможности дополнительного образования для удовлетворения личностных образовательных потребностей и реализации индивидуальной образовательной траектории городских и сельских школьников, педагогов, молодежи и других категорий населения сельской провинции;
- будет способствовать включению субъектов образования сельской провинции в единую информационную образовательную среду, что обеспечит доступ к широкому массиву глобальных, федеральных, муниципальных образовательных ресурсов.
Влияние инновации на муниципальное пространство
Ожидается, что деятельность ЦТРиГОШ в ходе эксперимента будет способствовать развитию следующих компонентов муниципального образовательного пространства:
Дополнение программно-методического компонента: комплекс программ профильных, элективных курсов (очных и дистанционных), пакет нормативных документов и методических разработок; интеграция в учебные планы школ и т.д;
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
63
Немного об эксперименте в школе
Развитие компонента единой образовательной информационной среды: цифровая школа; виртуальная школа юного исследователя; виртуальные методические объединения педагогов, электронные образовательные ресурсы по направлениям Центра, каталоги и т.д.
Расширение коммуникационно-технологического компонента: на основе применения ИКТ в образовательном процессе; развитие телекоммуникаций между образовательными учреждениями и субъектами образования; сетевое взаимодействие; дистанционные технологии обучения; проектно-исследовательские технологии;
Усиление информационно-компетентностно-го компонента: развитие ключевых компетенций и ученика и педагога; приобретение знаний в личностно-значимой области; расширение базовых знаний, развитие профессиональной деятельности педагога.
Педагогические и методические результаты для всех субъектов можно представить в следующей таблице (см. ниже).
Сроки эксперимента - 2008-2013 г.г. Этапы эксперимента: проектировочный этап, организационнодеятельностный, оценочно-рефлексивный этап
Механизм реализации эксперимента
Реализация программы потребует консолидированных усилий и взаимодействия МОУ ДОД «ЦТРиГОШ», муниципального управления образованием, образовательных учреждений района. Предлагается следующее распределение функций:
а) МОУ ДОД ЦТРиГОШ - инициирует идею, разрабатывает нормативно-правовое обеспечение эксперимента, концепцию модели, программы по направлениям и блокам деятельности, создает веб сайты под деятельность Цифровой школы, виртуальной школы юного исследователя, обеспечивает
Таблица
Результаты эксперимента для всех субъектов
Социально-педагогические результаты Методические результаты
Муниципальный уровень
1. Расширение образовательного пространства. 2. Развитие открытого муниципального образовательного пространства и равного доступа к образовательным ресурсам городских и сельских школьников. Развитие системы дополнительного образования на муниципальном уровне. Расширение условий для реализации социального заказа на образовательные услуги. 3. Развитие сетевого взаимодействия педагогов. 4. Создание условий для формирования информационной культуры, включение работников образования и школьников в единую образовательно-информационную среду. 1. Концепция инновационной модели учреждения дополнительного образования детей. 2. Описание условий ее реализации. 3. Разработка пакета нормативно-правового и научно-методического обеспечения модели. 4. Описание результатов апробации модели и ее эффективности. 5. Создание элементов ЕИОС муниципального образовательного пространства сельской провинции: виртуальная библиотека, виртуальное методическое объединение, электронные образовательные ресурсы, цифровая школа. 6. Описание технологии портфолио.
Уровень Учреждения
1. Выход на новый уровень качества дополнительного образования. 2. Расширение содержания образования. 3. Расширение спектра применяемых технологий. 4. Совершенствование организации образовательного процесса. 5. Повышение профессионального уровня педагогов. 6. Расширение возможностей для реализации индивидуальных образовательных потребностей воспитанников. 7. Повышение мотивации к самореализации, самообразованию, профессиональному самоопределению. 8. Повышение качества обученности по базовым курсам основного образования, связанным с реализацией индивидуальных образовательных маршрутов дополнительного образования. 9. Развитие компетенций, необходимых для успешной социализации. 1. Программа развития учреждения. 2. Пакет программ и методических материалов, профильных и элективных, очных и дистанционных курсов. 3. Пакет нормативно-правовых материалов, регулирующих деятельность учреждения в новых условиях. 4. Пакет диагностических материалов. 5. Портфолио достижений учреждения.
64
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
Структурная схема эксперимента
ON
От
Немного об эксперименте в школе
Немного об эксперименте в школе
Социально-педагогические результаты Методические результаты
Уровень Ученика
1. Расширение возможностей совершенствовать свои навыки и пополнять свои знания в различных личностнозначимых областях в рамках действующих образовательных программ. 2. Создание условий для успешной самореализации через различные виды продуктивной деятельности. 3. Создание условий способствующих профессиональному самоопределению. 4. Создание условий для углубления знаний по базовым дисциплинам в процессе реализации индивидуальных образовательных маршрутов. 5. Овладение новыми приемами и способами осуществления деятельности в личностно-значимой сфере. 6. Развитие научно-исследовательской деятельности. 1. Пакет личностно-направленных методических и дидактических материалов. 2. Комплект диагностических материалов. 3. Портфолио достижений учащегося.
Уровень Педагога
1. Создание условий для самообразования педагога; 2. Развитие методических, технологических компетенций, компетенции самосовершенствования. 3. Развитие навыков использования компьютерных технологий в работе. 4. Возможность интеграции и сотрудничества педагогов как внутри учреждения, так и в рамках муниципальной образовательного пространства. 5. Повышение профессионально уровня. 1. Пакет программ курсов, семинаров и тренингов для педагогов. 2. Пакет методических разработок педагогов. 3. Пакет материалов, диагностирующих продуктивные изменения в профессиональной деятельности педагога. 4. Портфолио достижений учителя.
их содержательное наполнение, организует методическую подготовку педагогов Центра и ОУ - участников эксперимента по соответствующим направлениям деятельности; осуществляет консультационную помощь технического и методического плана учреж-дениям-участникам;
б) Управление образования - осуществляет консультирование по блоку развития содержания образования, разработке программ очных и дистанционных курсов; курирует методическую подготовку педагогов (оказывает помощь в организации семинаров, курсовой подготовке); оказывает помощь в развитии материально-технической базы эксперимента;
в) Образовательные учреждения, педагоги -участники эксперимента - разрабатывают предметные профильные дистанционные курсы для учащихся, участвуют в сетевых дискуссиях, конференциях, разрабатывают электронные образовательные ресурсы, курируют дистанционное обучение учащихся своих образовательных учреждений (при необходимости) и т.п.
По итогам полевых экологических школ на территории Олекминского заповедника, выполнены проекты, победившие на конкурсе. Работы выполнены в МОУ ДОД «ЦТРиГОШ» - руководитель Рожкова О.Ю.
Никитина Валерия, 11 класс, МОУ «Районная гимназия «Эврика» - 3 место,
Международная научная Тайваньская Выставка, г. Тайпей, февраль 2011.
В настоящее время учится на 1 курсе в ИНЖЕ-КОме в Питере.
Ларионова Елена, 11 класс, МОУ «СОШ № 2»,1 место,
Международная научная Тайваньская Выставка, г. Тайпей, февраль 2011.
В настоящее время учится на 1 курсе Лесотехнической Академии в Питере.
Арбузанова Вера, в настоящее время 11 класс. Победитель Международного юниорского лесного конкурса.
Литература
1. Сиденко А.С. Планирование экспериментальной работы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №1.
2. Сиденко А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки (Учебное пособие для директоров инновационных образовательных учреждений, заместителей директоров по научной работе, учителей-эксперимента-торов). М.: АПКиППРО. - 2009. - 130 с.
3. Сиденко А.С. Краткий справочник педагога-исследовате-ля: В 4 частях. Ч.2. Логика и план педагогического исследования / Учебное пособие. М.: АПК и ППРО. - 2009. -52 с.
4. Сиденко А.С., Болмазова Е.В., Сиденко Е.А. Проект программы эксперимента «Подготовка педагогических кадров к реализации стандартов второго поколения» // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №1.
66
Эксперимент и инновации в школе 2011/5