Научная статья на тему 'Интеграция образовательных программ среднего и высшего профессионального образования в рамках многоуровневого университетского комплекса'

Интеграция образовательных программ среднего и высшего профессионального образования в рамках многоуровневого университетского комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1068
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МНОГОУРОВНЕВЫЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисеев И. Н., Скорева Л. Н.

В статье рассматривается проблема интеграции образовательных программ среднего и высшего профессионального образования в рамках университетского комплекса. Представлен анализ, подтверждающий целесообразность проведения интеграции учебных планов на основе циклов дисциплин ОГСЕ и ЕН. Показан один из возможных путей оптимизации учебного процесса личности в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елисеев И. Н., Скорева Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция образовательных программ среднего и высшего профессионального образования в рамках многоуровневого университетского комплекса»

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

Интеграция образовательных программ

среднего и высшего профессионального образования в рамках многоуровневого университетского комплекса

И.Н. Елисеев,

к. т. н., доцент, профессор кафедры «Энергетика и безопасность жизнедеятельности»

Л.Н. Скорева,

ст. преподаватель кафедры математики, зам. директора колледжа по учебной работе

ГОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса», г. Шахты, Ростовской области

В статье рассматривается проблема интеграции образовательных программ среднего и высшего профессионального образования в рамках университетского комплекса. Представлен анализ, подтверждающий целесообразность проведения интеграции учебных планов на основе циклов дисциплин ОГСЕи ЕН. Показан один из возможных путей оптимизации учебного процесса личности в современных условиях.

Ключевые слова: многоуровневый университетский комплекс, принцип преемственности, интеграция образовательных программ, единое образовательное пространство.

Одним из перспективных направлений современного этапа проведения реформы образования в России является создание многоуровневых университетских комплексов, в рамках которых осуществляется подготовка специалистов начального, среднего и высшего профессионального образования (НПО, СПО и ВПО). Преимуществами университетских комплексов является повышение эффективности и качества образовательного процесса, более полное использование интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов, расширение спектра образовательных траекторий обучающихся, поскольку подготовка специалистов на всех уровнях образования ведется на основе принципа преемственности содержания различных ступеней образования.

Примером реализации такого учреждения образования нового типа является многоуровневый университетский комплекс Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса (ЮРГУЭС), в котором представлены все уровни профессионального образования. Среднее профессиональное образование студенты университетского комплекса получают в Высшем колледже экономики и сервиса (ВКЭС). Одним из перспективных направлений подготовки специалистов СПО и ВПО с использованием принципа преемственности в рамках многоуровневого университетского комплекса является обучение студентов ВКЭС по своеобразной

программе повышенного уровня СПО, сочетающей требования образовательной программы (ОП) базового уровня СПО и ОП ВПО в объеме первых двух курсов обучения. Возможность разработки подобной программы повышенного уровня (ППУ) СПО связана с наличием общего ядра у образовательных программ СПО и ВПО по соответствующим специальностям. Организация образовательного процесса по такой ППУ осуществляется по интегрированной (целостной) схеме путем формирования единого (интегрированного) учебного плана на весь срок обучения на основе требований государственного стандарта базового уровня СПО и стандарта ВПО.

На первом этапе создания ППУ СПО были выбраны блоки учебных дисциплин, на основе которых целесообразнее всего выполнить интеграцию рабочих учебных планов (РУП) СПО и ВПО. Такая работа выполнялась нами путем сопоставления структуры стандартов родственных специальностей СПО и ВПО. Например, для формирования РУП по специальности СПО 080501 «Менеджмент (по отраслям)», интегрированной с направлением подготовки ВПО 080500 «Менеджмент», нами предварительно были выбраны блоки дисциплин общегуманитарных и социально-экономических (ОГСЭ) и естественнонаучных (ЕН). Это сделано, во-первых, исходя из того, что в системе ВПО, как видно из таблицы 1, объем блоков ОГСЭ и ЕН (2800 часов) в 3,3 раза боль-

ше чем в системе СПО (843 часа). Как правило, эти дисциплины осваиваются в течение первых двух лет обучения. Студент колледжа, который в дальнейшем планирует продолжение обучения на уровне высшего профессионального образования, заинтересован в том, чтобы получить прочный фундамент знаний по дисциплинам этих блоков. Во-вторых, изучение дисциплин выбранных блоков, как правило, предшествует освоению общепрофессиональных дисциплин (ОПД) и специальных дисциплин (СД), на которые в системе СПО отводится 1957 часов. В-третьих, после изучения отдельных дисциплин блоков ОГСЭ и ЕН преподавание определенной части дисциплин ОПД и СД (в объеме не менее 661 часа) можно также запланировать на первый и второй курсы обучения. Изучение остальных дисциплин блока ОПД и СД (в объеме 1296 часов) может быть осуществлено в течение третьего и четвертого года обучения, поскольку аудиторная нагрузка одного учебного года в системе СПО может составлять 648 часов (два семестра по 18 недель и по 36 часов в неделю).

В табл. 1 наряду с количеством часов по блокам дисциплин, предусмотренных стандартами СПО и ВПО, указаны также их доли от общего количества часов всех дисциплин каждого ГОС.

Таблица 1

Сравнение ГОС СПО по специальности 080502 «Менеджмент (по отраслям)» и ГОС ВПО по направлению подготовки ВПО 080500 «Менеджмент»

Название блока ВПО СПО

Кол-во часов % Кол-во часов %

ОГСЭ 1800 26,4 645 23

ЕН 1000 14,7 198 7

ОПД 3000 44 1085 38,7

СД 1000 14,7 872 31,1

Детальное сопоставление содержательной части дисциплин и их объема в соответствии с ГОС СПО и ВПО по реализуемым рабочим учебным планам представлено в табл. 2. Как видно из таблицы, объем

Таблица 2

Сопоставление содержательной части дисциплин и их объема в соответствии с ГОС СПО и ВПО,

реализуемым по рабочим учебным планам

Наименование дисциплин по стандарту ВПО К-во часов по ГОС ВПО Наименование дисциплин по стандарту СПО К-во часов по ГОС СПО

ОГСЭ

Философия 143 Основы философии 57

Социология 90 Основы социологии и политологии 62

Политология 90

Иностранный язык 340 Иностранный язык 164

Правоведение 42 Основы права 42

Русский язык и культура речи 90 Русский язык и культура речи 56

Физическая культура 280 Физическая культура 187

Культурология 90 Культурология 77

Итого 1165 Итого 645

ЕН

Математика 300 Математика 60

Информатика 186 Информатика 90

Концепции современного естествознания 300 Экологические основы природопользования 48

Экономическая география и природопользование 90

Итого 876 Итого 198

ОПД

Экономическая теория 236 Экономическая теория 117

История экономики и экономических учений 100

Экономика предприятия 170 Экономика предприятия 156

Статистика 200 Статистика 65

Итого 706 Итого 338

ПРАКТИКА

Учебно-ознакомительная практика 72 Практика для получения первичных профессиональных навыков 144

Практика по информатике 108

Итого 180 Итого 144

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

часов содержательной части родственных дисциплин интегрируемых специальностей для стандарта ВПО, как правило, больше, чем для стандарта СПО. Поэтому, выполняя интеграцию РУП СПО и ВПО по блокам ОГСЭ и ЕН на основе ГОС ВПО, в полном объеме обеспечивается реализация этих блоков и для ГОС СПО. Дальнейший анализ показал, что при таком способе интеграции параллельно за тот же промежуток учебного времени можно реализовать 30% дисциплин блока ОПД ВПО и до 53% дисциплин блока ОПД СПО, а также 44% практик. Кроме того, за счет разницы допустимой недельной нагрузки студентов вуза и колледжа (стандарт ВПО предусматривает объем аудиторных занятий студента очной формы обучения не более 27 часов в неделю, а стандарт СПО — обязательную максимальную учебную недельную нагрузку 36 часов, но не более 54 часов) можно дополнительно ввести в РУП дисциплины из блока ОПД стандарта СПО. Например, по специальности «Менеджмент (по отраслям)», на примере которой мы рассматриваем интеграцию программ СПО и ВПО, нами были введены в учебный план такие дисциплины, как «Бухгалтерский учет» — 117 ч.; «Финансы, денежное обращение и кредит» — 62 ч.; «Документационное обеспечение управления» — 62 ч.

Подобный анализ всех родственных образовательных программ специальностей СПО и ВПО университетского комплекса подтвердил целесообразность проведения интеграции РУП СПО и ВПО на основе блоков ОГСЭ и ЕН и частично ОПД и СД.

Таким образом, обучение в колледже по интегрированным РУП специальностей СПО и ВПО, которые разработаны в соответствии с описанной выше методологией, дает возможность студенту освоить дисциплины, обеспечивающие своеобразный повышенный уровень СПО, в течение первых двух лет обучения. В качестве итоговой аттестации, завершающей этот этап обучения, предусмотрены итоговые государственные экзамены по дисциплинам, перечень которых определяется РУП ВПО специальностей университета, интегрированных со специальностями СПО. После успешного завершения первого этап. обучения студент колледжа вправе получить государственный документ о неполном высшем образовании. Оставшиеся дисциплины блоков ОПД и СД стандарта СПО изучаются на третьем и четвертом курсах (второй этап обучения), что позволяет студенту выйти на итоговую государственную аттестацию и получить диплом повышенного уровня СПО. По

многим изучаемым дисциплинам студенты получают больший объем знаний, чем это предусмотрено ГОС СПО, что улучшает качественные показатели среднего образования.

Выпускники колледжа получают возможность продолжить обучение в университете по образовательным программам ВПО, интегрированным с соответствующими программами СПО, начиная с третьего курса дневной или заочной форм обучения. Это позволяет сократить сроки получения среднего и высшего профессионального одним студентом и снизить связанные с этим затраты на обучение.

С использованием описанного выше методологического подхода и современных программно-инструментальных средств нами были созданы, успешно внедрены в учебный процесс и апробированы интегрированные РУП СПО-ВПО по пяти специальностям Высшего колледжа экономики и сервиса ЮРГУЭС. РУП были разработаны в рамках участия авторов в выполняемой университетом научно-исследовательской работе «Разработка и апробация модели многоуровневого учебно-научно-инновационного университетского комплекса на примере ЮРГУЭС» (аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)») и созданной на базе ЮРГУЭС экспериментальной площадки.

Основной проблемой на пути широкого внедрения интегрированных РУП в учебный процесс является отсутствие на сегодняшний день нормативноправового обеспечения такой структуры образования, какой является многоуровневый университетский комплекс. Требуется создание пакета правовых документов, регламентирующих организацию обучения с использованием изложенного подхода. Только после этого станет реальностью использование единого образовательного пространства многоуровневого университетского комплекса, базирующегося на преемственности профессиональных программ различных ступеней образования в сочетании с широким использованием информационных и телекоммуникационных технологий, для качественной подготовки специалистов на всех образовательных уровнях.

Литература

1. Государственный образовательный стандарт СПО по специальности 080502 «Менеджмент (по отраслям)», № 4-0602-Б,

2002 г., 36 с.

2. Государственный образовательный стандарт ВПО по направлению подготовки 080500 «Менеджмент», 2000 г., 27 с.

The integration of educational programs of secondary and higher vocational education in the multi-university complex

I.N. Eliseev, Candidate of Technical Sciences, docent, professor of department «Energy and Life security» L.N. Skoreva, senior lecturer of department of mathematics, vice Director of teaching college South-Russian State University of Economics and Service

This article discusses the problems of integration of educational programs of secondary and higher vocational education in the university complex.

The authors presented the analysis that confirms the usefulness of the integration of curricula based on the cycles of Humanities and social sciences and natural sciences.

Keywords: University multilayer complex, principle of continuity, integration of educational programs, single educational space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.