□ Х ср.
(до )
ШХср.
(после^
Рис. 2. Динамика скоростно-силовых возможностей нервно-мышечного аппарата юных борцов до и после применения экспериментальной программы
ЛИТЕРАТУРА
1. Акопян, А.О. Информационно-аналитическая система научнометодического сопровождения подготовки спортсменов в видах единоборств / А.О. Акопян ; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 2002. - 38 с.
2. Методика оценки функционального состояния организма человека / Р.М. Баевский, Ю.А. Кукшин, А.В. Марасанов, Е.А. Романов // Мед. труда и пром. экол. -1995. - № 3. - С. 30-34.
3. Дворкин, Л.С. Тренировка как многолетний процесс подготовки к высоким спортивным достижениям : курс лекций для студ. магистр. фак. КГАФК / Л.С. Дворкин, С.В. Новаковский. - Краснодар : [б.и.], 2002. - 328 с.
4. Новаковский, С.В. Теория и методология силовой подготовки детей и подростков / С.В. Новаковский, Л.С. Дворкин. - Ростов-н/Д. : Ростов-н/Д., 2002. - 326 с. -КВК 5-8480-0295-9.
5. Уруймагов, В.Б. Силовая подготовка высококвалифицированных борцов греко-римского стиля : монография / В.Б. Уруймагов, И.И. Иванов, Л.С. Дворкин ; Кубанский гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар : [б.и.], 2009. - 148 с.
Контактная информация: [email protected]
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ НЕПРОФИЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Инесса Ивановна Неботова, соискатель,
Борис Федорович Курдюков, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(КГУФКСТ)
Краснодар
Аннотация
Специфичность контингента, с которым работают специалисты в сфере адаптивной физической культуры, обусловливает необходимость специального конструирования процесса их профессиональной подготовки в условиях вуза физической культуры. В сложившейся ситуации предлагается использовать вариант интеграции физкультурно-педагогического и медицинского образования в системе «вуз+колледж». В статье рассматривается педагогическая целесообразность, дидактическая возможность и эффективность обучения в условиях предложенного варианта.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, высшее образование, профессиональная подготовка, педагогическое и медицинское образование.
EFFICIENCY OF INTEGRATION OF OPTIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS INSIDE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF EXPERTS IN ADAPTIVE
PHYSICAL CULTURE
Inessa Ivanovna Nebotova, the competitor,
Boris Fedorovich Kurdjukov, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism
Krasnodar
Annotation
The specific character of people, with whom experts of adaptive physical education work causes the necessity in special designing of process of their professional training in conditions of University of Physical Education.
It was offered in this situation to use the version of integration of physical-pedagogical and medical education inside the system “university + college”.
The pedagogical expediency, didactical possibility and efficiency of training in conditions of the offered version are considered in this article.
Keywords: adaptive physical training, higher education, vocational training, pedagogical and medical education.
Социальная потребность в специалистах в сфере адаптивной физической культуры, а также отсутствие единства во взглядах на состав, содержание и качество их профессиональной подготовки обусловили необходимость поиска адекватного решения возникшей проблемы.
В сложившейся противоречивой ситуации логика подсказывает, что наиболее реальным и доступным решением проблемы является построение процесса подготовки специалистов в сфере адаптивной физической культуры в виде системы, интегрирующей основные образовательные программы ВПО и СПО в режиме «вуз + колледж» [1, 4, 6].
Реальность реализации предложенного проекта обусловлена теоретическим обоснованием его педагогической целесообразности и правовыми возможностями, в рамках которых интегрированное образование в современных условиях представляется как шаг вперед в развитии отечественной профессиональной школы [2, 3, 5].
В завершенном варианте проект представляет собой педагогическую систему, интегрирующую образовательные программы разноуровневых непрофильных специальностей на уровне совмещения учебных планов с использованием системы переза-четов по одноименным дисциплинам. Это позволяет сократить время обучения, а также повысить качество освоения целого ряда дисциплин учебного плана СПО.
При этом необходимо понимать, что предлагаемые условия обучения значительно отличаются от общепринятых и оговоренных в действующих государственных образовательных стандартах. В связи с этим определение возможности, целесообразности и эффективности реализации интегрированного обучения (ВПО ± СПО) требует экспериментальной проверки и оценки.
Главным показателем эффективности учебного процесса является уровень профессиональной подготовленности выпускников. В связи с этим мы обратились к анализу результатов государственной аттестации студентов специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)», совмещающих обучение в вузе с обучением в колледже.
Проводя анализ итоговой государственной аттестации, было обнаружено, что превосходство принадлежит группе студентов, обучающихся только в вузе, хотя по большому счету эта разница невелика. У них же, соответственно, выше и средний балл (4,7 балла) относительно студентов, обучающихся в режиме интеграции ВПО и СПО (4,4 балла).
Полученные данные свидетельствуют о том, что обучение в экспериментальном режиме «вуз + колледж» позволяет успешно осваивать основную образовательную
программу ВПО по специальности «Адаптивная физическая культура» на уровне требований государственного стандарта. При этом качество подготовки выпускников экспериментальной группы фактически не уступает качеству подготовки в традиционных условиях (обучение только в вузе).
Для достижения большей объективности в оценке эффективности экспериментальных условий обучения были рассмотрены оценки качества знаний студентов по циклам дисциплин. Как оказалось, у студентов, обучающихся в экспериментальном режиме, наблюдается небольшое превосходство по циклам ОГСЭ (общих гуманитарных и социально-экономических) и ЕН (естественнонаучных) дисциплин. Видимо, это превосходство и позволяет приобрести уверенность в своих силах и сориентироваться в условиях обучения с повышенной учебной нагрузкой. Что касается циклов ОПД (общепрофессиональных) и СД (специальных) дисциплин, то здесь положение меняется, а так как дисциплины по этим циклам изучаются в основном с третьего курса, можно предположить, что причиной установленного отставания является постепенное нарастание негативного влияния повышенной учебной нагрузки на функциональное состояние студентов, обучающихся в режиме «вуз + колледж». Но, несмотря на это, надо признать, что качество оценок по всем циклам достаточно высоко.
Убедившись в возможности эффективного использования интегрированного обучения в системе подготовки специалистов в сфере адаптивной физической культуры, было принято решение провести анализ успешности обучения в колледже по специальности «Лечебное дело» студентов, совмещающих ВПО и СПО. В процессе изучения отчетных документов было установлено, что качество подготовки по образовательной программе СПО выше по всем показателям у студентов вуза, совмещающих обучение сразу в двух учебных заведениях.
Подобный результат был предсказуем. Объясняется это, прежде всего, тем, что около половины учебных дисциплин изучаются на уровне вузовских рабочих программ, а качество их освоения обеспечивается высокой степенью педагогической подготовленности преподавателей вуза, которые ведут эти занятия.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать заключение, что вариант интеграции ВПО и СПО в режиме «вуз + колледж» может быть признан эффективным, так как обеспечивает реализацию одновременно двух образовательных программ на уровне соответствия требованиям государственных образовательных стандартов.
В завершение можно сказать, что в условиях существующих разногласий во взглядах на подготовку специалистов в сфере адаптивной физической культуры в системе высшего физкультурного образования интегрированный подход к построению целостного учебного процесса обеспечивает оптимальные педагогические условия для достижения необходимого результата в обучении.
Учебный процесс по своей сути представляет собой сложную педагогическую систему. В связи с этим, осуществляя оценку его эффективности, необходимо, наряду с определением конечного результата обучения, использовать и другие критерии оценки. В частности, одним из наиболее важных критериев является показатель влияния учебной нагрузки на функциональное состояние организма обучающегося.
Разрабатывая экспериментальный вариант интегрированного обучения для студентов специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)», мы умышленно пошли на увеличение учебной нагрузки в силу вынужденной необходимости. В связи с этим, параллельно с педагогическими наблюдениями проводились исследования влияния учебной нагрузки на функциональное состояние организма студентов. Основной задачей являлось определение годичной динамики, на основе которой можно было бы установить тенденции кумулятивных изменений, происходящих под воздействием повышенной учебной нагрузки. Для получения необходимой информации использовалась методика САН (самочувствие, активность, настроение).
Проводя сравнение по комплексу САН между экспериментальной и контроль-
ной группами, было отмечено, что у студентов, испытывающих воздействие повышенной учебной нагрузки, наблюдаются более выраженные изменения числовых значений регистрируемых показателей, а сама кривая представляет собой нисходящую прямую, падение которой происходит во временных диапазонах с сентября по декабрь и с февраля по май. У студентов, обучающихся в обычном режиме, подобные изменения менее выражены, а кривые имеют вид постепенного и плавного снижения.
Более четко это можно увидеть при сравнении экспериментальной и контрольной групп по каждому показателю в отдельности. Так, если сравнить кривые, отражающие динамику изменений оценки студентами самочувствия в течение учебного года, хорошо видно, что в экспериментальных условиях данный показатель, имея высокое исходное значение (7,6 балла), в дальнейшем к концу декабря падает до уровня 4,1 балла, а разница между ними составляет 3,5 балла. В контрольной группе за этот же период падение составляет 2,2 балла. Подобное наблюдается в период с февраля по май в обеих группах, только в экспериментальной это происходит в диапазоне от 5,2 до 3,8 балла, а в контрольной - от 6,9 до 5,1 балла. Совершенно очевидно, что экспериментальные условия негативно влияют на самочувствие студентов, вызывая его снижение намного значительнее, чем это происходит в обычных условиях обучения.
Подобное сравнение динамики активности студентов указало на существенное ее различие уже на начальном этапе обучения. При этом отмечается более высокое ее проявление у студентов экспериментальной группы в сравнении со студентами контрольной группы. По своему рисунку кривые, отображающие динамику проявления активности в одной и другой группе, практически идентичны, но у экспериментальной группы кривая имеет более резкие падения и в более широком диапазоне (7,6^4,6 балла).
Интересны сведения, полученные в результате сравнения графических кривых, отражающих динамику показателя настроения, ощущаемого студентами на протяжении учебного года. Прежде всего, бросается в глаза отсутствие сходства между экспериментальной и контрольной группами, которое наблюдалось в динамике самочувствия и активности. При этом отмечено, что у группы студентов, обучающихся в обычных условиях, показатель настроения имеет значительно более высокие значения и менее значительные колебания в течение учебного года в сравнении с экспериментальной группой. В последней у студентов наблюдается постепенное снижение с 7,6 балла в начале до 5,2 балла в конце семестра. Далее, после сессии происходит повышение настроения в феврале (6,7 балла) и снова постепенное понижение до самого конца учебного года. В контрольной же группе с марта наблюдается его повышение, вплоть до самого конца учебного года.
Комментируя вышеизложенное, хочется отметить, что стабильно плохое настроение или его существенное снижение является следствием продолжительного негативного влияния внутренних или внешних факторов на функциональное состояние организма человека, на его самочувствие и активность. Результаты проведенного исследования указывают как раз на то, что экспериментальные условия представляют собой чрезмерную учебную нагрузку, под влиянием которой происходит существенное снижение показателя функционального состояния организма студентов.
Таким образом, полученные в ходе проведенных исследований данные свидетельствуют о том, что предложенный вариант обучения в режиме «вуз + колледж», несмотря на его положительную экспериментальную оценку эффективности и доказанную педагогическую целесообразность интеграции ВПО и СПО, является весьма трудным для студентов и предъявляет высокие требования не только к их умственным способностям, но и к уровню физического и психического здоровья. Исходя из этого, можно предположить, что ситуация, при которой студенты постоянно испытывают воздействие повышенной учебной нагрузки, является чрезвычайно опасной для их здоровья.
С целью подтверждения высказанного предположения были проведены иссле-
дования, направленные на изучение заболеваемости студентов, совмещающих обучение в вузе и колледже, в сравнении с обычными условиями. Для получения необходимых сведений изучались медицинские карты студентов (п=78), а также другие документы, позволяющие установить вид и степень заболеваемости. Так, было установлено, что показатель заболеваемости студентов, определяемый как отношение общего количества пропущенных учебных дней по болезни к числу обследуемых студентов, в экспериментальной группе составил 21,2 день/человек, в то время как в контрольной группе этот показатель равен 7,3 день/человек. Примерно в таком же соотношении установлено превосходство экспериментальной группы над контрольной по количеству студентов, имеющих нарушение осанки, страдающих близорукостью, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и другими отклонениями в состоянии здоровья.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно заключить, что предложенный проект педагогических условий интеграции обучения в режиме «вуз + колледж» в системе профессиональной подготовки специалистов в сфере адаптивной физической культуры является эффективным, педагогически оправданным и адекватным сформировавшимся взглядам на их подготовку. Однако эти условия представляют собой повышенную учебную нагрузку, которая оказывает отрицательное влияние на динамику функционального состояния организма студентов. А это значит, что в более сложных условиях обучения возникает опасность для здоровья обучающихся. То есть, в ходе решения одной проблемы мы наткнулись на возникновение другой, которая по своей значимости ничуть не уступает первой. В этой связи исследования в этом направлении должны быть продолжены и направлены на поиск резервных возможностей рационализации построения интегрированной системы обучения в высшей профессиональной школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахметов, С. М. Программное обеспечение преемственности подготовки специалистов по физической культуре и спорту в системе «Колледж-вуз» / С.М. Ахметов // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 8. - С. 18-19.
2. Виленский, М. Я. Концептуальный подход к общепедагогической подготовке специалиста физической культуры в контексте ее модернизации / М.Я. Виленский, О.Л. Шабалина // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России : тез. докл. 2-й науч.-практ. конф. М., 25-27 марта 2004 г. - М., 2004. - С. 42-44.
3. Глазунов, А. Т. Профессиональное образование : проблемы, задачи и перспективы / А.Т. Глазунов ; интервью подгот. Д. Айсина // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2006. - № 3. - С. 7-12.
4. Головастенко, Л. В. Тенденции модернизации образования в области физической культуры / Л.В. Головастенко // Методология современной общей и спортивной педагогики : Всерос. науч. конф. : посвящается 75-летию со дня основания каф. педагогики Рос. гос. ун-та физ. культуры, спорта и туризма (7-9 окт. 2004 г.) : материалы науч. конф. / под общ. ред. С.Д. Неверковича, В.В. Гожина, Л.Д. Квиртия ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2004. - С. 146-147.
5. Евсеев, С. П. Пути развития адаптивной физической культуры в России / С.П. Евсеев // Спорт и здоровье : первый междунар. науч. конгр., 9-11 сент. 2003 г., Россия, СПб. : (материалы конгр.) / С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лес-гафта. - СПб., 2003. - Т. 2. - С. 108-110.
6. Панфилов, О. П. Адаптивная физическая культура как дополнительная специальность в структуре уровневой подготовки учителя физической культуры / О.П. Панфилов, Л.Л. Артамонова // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России : тез. докл. 3 науч.-практ. конф., г. Москва, 14-15 апр. 2005 г. / М-во образования и науки РФ [и др.]. - М., 2005. - С. 61-62.
Контактная информация: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПАДЕНИЯ В БОРЬБЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Николай Федорович Носов, старший преподаватель Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Исследование процесса и поиск средств воздействия на поведение человека в экстремальных условиях с целью изменения приоритетов было актуально во все времена и привлекало внимание ученых различных областей науки. Выбор целью управление своими двигательными действиями в условиях дифференцированной нагрузки через анализаторные системы, которые могут программироваться как для объекта процесса управления, так и быть совершенно неожиданными или вероятностными как для субъекта процесса управления. Достижение этого с помощью моделирования экстремальных условий и контроля результатов по тестам стабилогра-фии и ихнографии открывает новые пути решения существующей проблемы.
Ключевые слова: экстремальные условия, безопасная потеря вертикальной стойки, воспитание, ихнография, стабилография
EXAMINATION OF FIGHT FALLING TECHNIQUE FOR PREPARATION OF STUDENTS FOR ACTIVITY IN EMERGENCY CONDITIONS
Nikolay Fedorovich Nosov, the senior teacher
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
The research of the process and searching for means of influencing on behavior of person in emergency conditions with the purpose of changing the priorities have been always of high priority and attracted attention of scientists from different areas. The choice by purpose of control of their own motor actions in conditions of differentiated load through analyzers system, that can be programmed as for object of the process of control, also be absolutely unexpected or probabilistic as for subject of the process of control. The achievement of this by modeling the extreme conditions and by checking the results of test stabilography and ichnography opens new ways of solving the existing problems
Key words: extreme condition, safety fall of the vertical strut, education, stabilography, ich-nography.
Исследование проводилось в течение 2007-2009 гг. с помощью анализа и обобщения учебной, учебно-методической, научной литературы, а также анкетирования студентов НГУ им. П.Ф. Лесгафта.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В анкетировании, целью которого было выявление этих определенных условий, уровня знаний студентов университета физической культуры о теоретических и практических аспектах вынужденного падения, приняли участие 110 студентов.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
По первому вопросу, какие чрезвычайные условия связаны с опасностью (вероятностью) падения, однозначного ответа получить не удалось, мнения респондентов разделились, но выявлено, что все они считают этот вопрос важным в теории профессионально-прикладной подготовки. Вероятность потери вертикальной стойки 56% респондентов связывают с неожиданностью изменения характеристик поверхности, 22% анкетируемых также акцентируют внимание на изменении характеристик поверхности и 11% студентов отмечают вариацию характеристик поверхности. Только