Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, 3(1), с. 20-26
УДК 378
СОВРЕМЕННЫЕ РЕШЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ ПО СХЕМЕ КОЛЛЕДЖ-ВУЗ
© 2010 г. Л.В. Гурленова *, С.Н. Зыков 1 2, Н.Ф. Коротаева \ С.А. Бочаров 1
1 Сыктывкарский госуниверситет 2 Удмуртский госуниверситет, Ижевск
Поступила в редакцию 11.11.2009
Рассматриваются актуальные вопросы реформирования системы высшего образования в целях сохранения непрерывности обучения в системе колледж - вуз. Дается сравнительный анализ дисциплин учебных стандартов СПО и ВПО, предлагаются критерии переаттестации дисциплин, формируется набор дисциплин и процедура прохождения переаттестации выпускников среднего учебного заведения при зачислении в вуз по специальности «Дизайн».
Ключевые слова: непрерывное обучение, колледж, университет, учебные стандарты, критерии переаттестации, переаттестация.
Введение
Реформирование системы высшего образования, происходящее на протяжении уже нескольких лет [1], ставит проблему адаптации к новым условиям сложившейся ранее формы взаимодействия между СПО (средним профессиональным образованием) и ВПО (высшим профессиональным образованием). Этот вопрос воспринимается педагогическим сообществом как актуальный [2, 3], так как его решение в условиях перехода вузов на стандарты бакалавриата позволит сохранить непрерывность образования в учебном комплексе СПО-ВПО, при наличии которой студенты средних учебных заведений могут гармонично интегрироваться в соответствующие образовательные программы ВПО на второй курс и выше.
Авторы данной статьи исходят из понимания того, что конкретное решение этой проблемы связано, во-первых, со спецификой государственного образовательного стандарта каждой отдельной специальности и, во-вторых, нередко обременено утратившей актуальность практикой принятия вузом студента среднего учебного заведения. Следовательно, необходимо стремиться к созданию некой новой типизированной модели принятия в вуз студента, обучающегося по определенной специальности СПО. В настоящей статье поэтому ставится цель предложить ряд подходов и решений для создания такой типизированной модели на примере специальности «Дизайн», в реализации которой авторы накопили достаточно большой опыт (в дальнейшем предложенная модель может быть использована при переходе на бакалавриат).
Проблемы преемственности между СПО и ВПО
В Сыктывкаре имеется Республиканский колледж искусств, ряд выпускников-дизайне-ров которого ежегодно выражают желание продолжить профессиональное обучение в учебных заведениях высшего звена. Есть возможность осуществить это в своем регионе: на базе факультета искусств Сыктывкарского государственного университета в 2000 году открыта образовательная программа «Дизайн». До этого при Сыктывкарском государственном университете несколько лет работал филиал Удмуртского государственного университета по специальности «Изобразительное искусство», которая реализовалась также в Республиканском педагогическом колледже. Решение проблемы преемственности между СПО и ВПО в СыктГУ отражает скложившуюся тогда практику.
Так, еще в 1990-х годах (не только в республике) стали возникать интегрированные учебные комплексы, включавшие в себя средние профессиональные учебные заведения и вузы. Комплексы формировались в составе учебных заведений, расположенных как в разных регионах, так и в одном городе. Некоторые вузы стали создавать средние специальные заведения внутри собственной структуры. К примеру, Московский педагогический университет (МПУ) создал при факультете изобразительного искусства на договорной основе в рамках довузовской подготовки колледж, где ведется подготовка специалистов по конкретным видам реме-
сел (художник лаковой миниатюры, мастер по финифти, художник по керамике и т.п.) со сроком обучения 3 года. Выпускники, хорошо и отлично закончившие обучение в колледже, зачисляются на 2-й курс факультета изобразительного искусства и народных ремесел (таково его полное название) [4]. Такая практика подготовки существует в МПУ с 1991 года и зарекомендовала себя, по отзывам студентов и преподавателей, с положительной стороны. Эта модель интеграции выпускника заведения СПО в ВПО, безусловно, результативна, комфортна для студента, поскольку он продолжает учиться в уже освоенной им образовательной среде. Однако эта модель ограничена деятельностью одного вуза, на базе которого создан комплекс. Кроме того, подобная модель жизнеспособна в вузах больших городов, особенно мегаполисов, которые имеют большие человеческие ресурсы и лучшие возможности трудоустройства. В меньших городах, как правило, уже функционируют, порой в течение многих лет, самостоятельные учреждения СПО, прочно вписавшиеся в экономическую и кадровую ситуацию региона и не желающие терять своей самостоятельности. В таком случае нужна глубокая реорганизация сферы образования (интеграция вузов и учреждений СПО в один крупный образовательный комплекс), на которую не всегда решаются территориальные органы управления. Если бы предусмотреть участие в такой модели выпускников других заведений СПО, включая любую территорию Российской Федерации, то ее можно оценить как наиболее предпочтительную.
По другой модели был создан учебный комплекс на базе филиала Удмуртского университета в СыктГУ. В нем должны были получать высшее образование выпускники педагогического колледжа, имеющие квалификацию учителей изобразительного искусства. Вновь образованный учебный интегративный комплекс, таким образом, включал в себя учебные заведения разных регионов России (Сыктывкар -Ижевск) и учебные заведения разных образовательных уровней (СПО - ВПО). Это было вызвано необходимостью подготовить специалистов с высшим образованием для образовательных учреждений Республики Коми, так как вузы республики в то время не готовили специалистов по названной специальности и остро стояла проблема качества подготовки работающих в образовании специалистов. Это была форма быстрого, но не имеющего долговременной перспективы решения кадровых проблем республики: образовательную деятельность уч-
реждения (филиала), которое имеет по договору ограниченные сроки действия, сложно ориентировать на решение вопросов создания хорошей материальной базы, повышения уровня подготовки преподавателей и др., без чего невозможен рост качества подготовки специалистов.
Особую роль в подобной модели играли «сквозные» учебные планы, предполагавшие изучение ряда дисциплин ВПО в рамках учебного плана СПО. Они являлись гарантией, обеспечивающей непрерывность образовательного процесса. Это был эксперимент, который продемонстрировал возможность создания подобных образовательных структур. Приобретенный опыт был принят во внимание Сыктывкарским государственным университетом при создании интегративных комплексов с включением в процесс непрерывного профессионального образования специальности «Дизайн» Республиканского колледжа искусств. Однако сопряжение учебных планов СПО и ВПО в современных условиях становится все более сложной проблемой, особенно с учетом того, что каждое из учреждений является самостоятельным, со своими собственными проблемами формирования учебного плана; осложняющим фактором является и то, что нередко эти учреждения подчинены разным министерствам (министерствам федеральным и республиканским, министерствам образования и отраслевым министерствам). Примечательно, что в ГОС СПО по специальности «Дизайн» 2002 года в пункте 4.1.4 указано: «Содержание национально-регионального (регионального) компонента основной профессиональной образовательной программы по специальности ...устанавливается образовательным учреждением самостоятельно и финансируется за счет средств учредителей. Объем времени, отведенный на дисциплины, может быть использован... и на увеличение объема времени дисциплин федерального компонента». Уточним, что учредителем в нашем случае является Министерство культуры РФ. В пункте 4.3.4 этого же ГОС ставится задача предусматривать такие дисциплины, которые направлены «на обеспечение конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда». В выборе дисциплин, таким образом, будет действовать приоритет запросов студентов, которые выйдут на рынок труда со средним профессиональным образованием, так как продолжать образование в вузе будет меньшинство выпускников колледжа.
Следовательно, в подобном случае нужно искать другую форму сохранения непрерывности образования, например форму переаттеста-
ции выпускника колледжа, ответив предварительно на вопрос, на какой курс и при каких дополнительных условиях следует это делать. Авторы задались целью предложить решения, имеющие сферу применимости шире одного региона, так как, по нашему мнению, выпускник учреждения СПО, имеющий высокий балл диплома, должен иметь право продолжить образование в вузе на любой территории РФ.
Авторы проанализировали государственные образовательные стандарты (ГОС СПО в области культуры и искусства специальности 0514 «Дизайн», квалификация - дизайнер, 2002 год; ГОС ВПО в области культуры и искусства специальности 070601 «Дизайн», квалификация -дизайнер (дизайн среды), 2003 год), учебные планы по специальности «Дизайн» СПО и ВПО (Республиканский колледж искусств - Сыкт-ГУ), сложившуюся практику и пришли к следующим выводам.
Во-первых, выпускник колледжа должен иметь высокий балл диплома, так как в любом случае ему нужно будет наверстывать программу вуза. Балл должен отражать уже какой-то установившийся в России уровень баллов как знак высокого качества, например 4.5 балла и выше, как при рекомендации в аспирантуру.
Во-вторых, нужно отказаться от дополнительных механизмов отбора претендентов на
продолжение образования в виде рекомендации председателя ГАК или администрации колледжа. Должен действовать рейтинг дипломов, так как названный балл диплома сам по себе свидетельствует о хорошем уровне усвоения выпускником образовательной программы, в нем отражены и оценки, полученные во время итоговой аттестации.
В-третьих, следует принимать выпускников учреждений СПО на 2-й курс с разделением всех имеющихся различий в стандартах на 1) дисциплины, подлежащие переаттестации (когда изучались дисциплины, имеющиеся в стандарте ВПО, в том числе под другим назва-
нием или в меньшем объеме; проведенный анализ и практика показывают, что это можно сделать за 3 семестра для облегчения интеграции выпускника заведения СПО в учебный процесс ВПО); 2) дисциплины, ранее не изучаемые в системе СПО и подлежащие аттестации (сдаче). В настоящей статье представлены данные по следующим компонентам стандарта ВПО: общепрофессиональные дисциплины, специальные дисциплины и дисциплины специализации.
Для лучшего понимания уровня подготовки выпускников учреждений СПО при их принятии на второй курс обучения в системе ВПО по сокращенной программе необходим сравнительный анализ дисциплин. Рассмотрим предполагаемую структуру переаттестации дисциплин СПО нормативного срока обучения.
На схеме (см. рис.) приводится перечень дисциплин ГОС СПО по специальности 0514 «Дизайн» (2002 г.) полного цикла обучения и ГОС ВПО в области культуры и искусства по специальности 070601 «Дизайн» (2003 г.) специализации «Дизайн среды» на 1-3 семестры обучения.
При переаттестации дисциплин во главу угла ставится качество непрерывно получаемого студентом образования, поэтому в данной процедуре предлагается руководствоваться критериями, отраженными в таблице 1.
Дисциплины, которые могут быть переаттестованы
Дисциплины общепрофессионального блока («Рисунок», «Живопись», «Скульптура и пластическое моделирование», «История культуры и искусства») и специальные дисциплины пропедевтического характера на специальности «Дизайн» в вузе по содержанию дидактических единиц и учебным задачам во многом совпадают с требованиями стандартов колледжа. Поэтому можно считать, что пришедшие в вуз выпускники колледжа в достаточной мере владеют программным материалом в объеме первых
Таблица 1
Критерии переаттестации дисциплин
№ Критерии Смысловое наполнение критериев
1 Набор дидактических единиц Определяет качественное содержание дисциплины как СПО, так и ВПО
2 Количество учебных часов Определяет полноту и подробность информации, которую получает студент во время прохождения курса обучения дисциплине
3 Сохранение непрерывности обучения Позволяет студенту сохранить приобретенные практические навыки работы с материалом (скульптура, рисование и т.д.), которые были приобретены при обучении в учреждении СПО, с целью их дальнейшего развития при учебе в вузе
спо
3 ГОДА 10 МЕСЯЦЕВ
Дисциплины по выбору студента
Трехмерное проектирований
Ж
36
Наименование ДИСЦИПЛИНЫ Кол. час. Шифр
Специальные дисииплины: СД.00
Композиция (проекта) 732 СД.01
Основы нсдолнятельского мастерства 368 СД.02
Дисииплины специализации: СД.ДС.01
Черчение и проектная графика 98 Д С. 01.01
Шрифт 154 ДС.01.02
Основы архитектуры 68 Д С, 01.03.
Основы теории рекламы :60 ДС.01.04
ОбшепроФесси опальны е дисииплины ОПЛ.ОО
Информационные 'технологии в проф.деятельности 36 ОЦД.08
Рисунок 750 ОПД.01
Живопись 650 ОПД.02
Перспектива 98 огщ.оз
Техника и технология зкивопиеи за ОПД.04
Цветоведение 30 ОПД.05
Пластическая анатомия ш ОПД.Об
История изобразительного искусства 220 ОПД.07
ДВ.01
Профессиональная практика
ПП. 00
Работа с натуры на открытом воздухе (пленэр) 10.8 ПП.01
Практика по профилю специальности (сц&цищіизация) 10.8 ПП. 02
->
впо
I, ЩIII СЕМЕСТР
Шифр Кол. часов Наименование дисциплины
СД Специальные дисииплины:
СДФ 100 Введение в специальность
СДФ 50. Основы композиции в дизайне среды
СДФ 27.2 Конструирование в дизайне среды
СД.Ф 68 Макетирование в дизайне среды
СД.ф 340 Проектирование в дизайне среды
СД.Ф 68 Архитектурно-дизайнерское материаловедение
СД.Ф 136 Основы эргономики в дизайне среды
СД.Ф 34 Компьютерные, технологии В: дизайне среды:
ОПД. ОбшепроФессиональнне дисциплины
ОПД.Ф 34 Информационные технологии в дизайне
ОГЩ.Ф 204 История культуры и искусства
ОПД.Ф 306 Рисунок
ОПД.Ф 204 Живопись
ОПД.Ф .84 Скульптура и пластическое моделирование
ОДДФ 136 Цветове дени© и щлористика
ОПД.Р' 118 Шрифт
ФТД Факультативные дисциплины
ФТД.ФК 64 История дизайна интерьера
II Практики
\ ПУЛ 108 Учебная; практика (обмерная) 2 семестр
ц,ш 108 Учебная: практика (йлзнер) 4 сйместр
Рис. Предлагаемая структура переаттестации в системе многоуровневой подготовки
Современные решения в реализации системы подготовки дизайнеров по схеме колледж - вуз
трех семестров. К примеру, в колледже курс академической подготовки по рисунку завершается рисованием с натуры двухфигурной постановки живой модели.
Третий семестр в вузе - это рисование с натуры головы натурщика. Обучение живописи в колледже завершается выполнением с натуры этюда одетой фигуры натурщика в интерьере, в вузе - этюдом головы человека. За четыре года обучения в колледже его выпускники частично овладели технологией проектирования, в вузе 3-й семестр - это начало системного изучения проектирования, поэтому уровень знаний, умений и навыков по этим и подобным им дисциплинам, полученных в колледже, достаточен, чтобы овладевать профессией дизайнера в вузовском образовании. Для теоретических дисциплин («История культуры и искусства» и т.п.) - формой аттестации могут быть собеседования, для практических («Рисунок», «Живопись», «Скульптура и пластическое моделирование» (за 3-й семестр) - учебно-творческий просмотр. Но при последующей организации учебного процесса ВПО для таких дисциплин, как «Рисунок», «Живопись», «Скульптура и пластическое моделирование», необходимо принимать во внимание критерий № 3 (таблица 1) - «Сохранение непрерывности обучения» - для сохранения и развития студентами необходимых знаний, практических навыков и умений в освоении выбранной ими специальности. После переаттестации указанных выше дисциплин в системе ВПО за 1-й-3-й семестры рекомендуется продолжать непрерывный учебный процесс (посещать данные дисциплины в вузовском их преподавании).
Дисциплина «Шрифт» для специализации «Дизайн среды» ВПО является общепрофессиональной дисциплиной регионального уровня. В блок дисциплин специализации согласно учебному плану СПО входят дисциплины, связанные с углубленным изучением шрифтовой грамоты: «Шрифт» и «Основы теории рекламы». Так как учебное наполнение этих дисциплин полностью перекрывает учебное наполнение дисциплины «Шрифт» стандарта ВПО, целесообразно при принятии выпускников средних учебных заведений также переаттестовать данную дисциплину.
Профилирующими дисциплинами специализации «Дизайн среды» являются следующие дисциплины стандарта ВПО: «Основы композиции в дизайне среды», «Конструирование в дизайне среды», «Макетирование в дизайне среды», «Проектирование в дизайне среды». Суммарный набор дидактических единиц дан-
ных предметов по смысловому и количественному наполнению примерно соответствует суммарному набору дидактических единиц следующих дисциплин учебного стандарта СПО: «Композиция (проекта)», «Основы исполнительского мастерства», «Черчение и проектная графика», «Основы архитектуры». Логично поэтому при принятии выпускников средних учебных заведений в вузы переаттестовать приведенные выше дисциплины ВПО.
Дисциплины, связанные с компьютерными технологиями, представлены в перечне стандарта СПО следующими дисциплинами: «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (см. рис. - Общепрофессиональные дисциплины, СПО), «Трехмерное проектирование» (см. рис. - Дисциплины по выбору студента, СПО). Эти дисциплины по критериям № 1, 2 в сумме практически полностью находят аналогию в перечне дисциплин стандарта ВПО: «Компьютерные технологии в дизайне среды» (см. рис. - Специальные дисциплины, ВПО), «Информационные технологии в дизайне» (см. рис. -Общепрофессиональные дисциплины, ВПО), поэтому они также могут быть переаттестованы.
По окончании каждого учебного года стандартами СПО и ВПО предусмотрены практики различной тематики. Сравнительный анализ тематической направленности практик (см. рис.) полного цикла обучения СПО и по окончании второго семестра обучения ВПО показал отсутствие идентичных тематик. Но при этом необходимо принять во внимание, что тематика профессиональной практики «Пленэр», присутствующая в стандарте СПО, находит свое полное соответствие в стандарте ВПО в блоке практик по окончании четвертого семестра обучения. Целесообразно учебную практику «Пленэр» стандарта ВПО после четвертого семестра обучения переаттестовать при условии ее замещения по окончании четвертого семестра обучения учебной практикой «Обмерная» (стандарт ВПО), которая проводится по индивидуальному плану (см. рис.). Остальные практики в последующие годы обучения проводятся в соответствии с учебным планом вуза и переаттестации не подлежат, несмотря на сходство названий и содержания, поскольку для этой категории студентов практика в вузе - это качественно новый образовательный этап и дополнительная возможность профессионального совершенствования. Некоторые студенты, находясь на производственной практике в той или иной фирме, получают от её руководства приглашение на работу по окончании вуза.
Дисциплины, подлежащие аттестации (сдаче)
Основным качественным отличием ВПО от СПО является углубленное изучение теоретического компонента всех дисциплин, в том числе и практических. Это выражается в отсутствии в стандарте СПО ряда дисциплин с набором дидактических единиц, соответствующих дисциплинам 1-го-3-го семестров стандарта ВПО, включая профилирующие дисциплины (на рис. имеют тоновое строчное выделение). Например, следующие дидактические единицы, составляющие дисциплину «Архитектурно-дизайнерское материаловедение» по учебному стандарту ВПО, полностью отсутствуют в стандарте дис-
2. Архитектурно-дизайнерское материаловедение.
3. Основы эргономики в дизайне среды.
Анализ учебных стандартов СПО и ВПО выявил также наличие дисциплин, наборы дидактических единиц которых лишь частично тождественны, что проявляется как в количественной доле сходных дидактических единиц, так и в их качественном содержании (неполное соответствие критерию № 1 табл. 1). Количество учебных часов по критерию данных дисциплин также существенно отличается (неполное соответствие критерию № 2 табл. 1). Такими дисциплинами в стандарте СПО и ВПО являются «Цветоведение» и «Цветоведение и колористика» соответственно (табл. 2).
Таблица 2
Характеристики дисциплин «Цветоведение» и «Цветоведение и колористика»
Дисциплина Дидактические единицы
СПО Цветоведение 30 часов Природа света и цвета, проблемы восприятия цвета и воздействие его на человека; основные характеристики цвета; систематизация цветов; смешение цветов; основные закономерности цветовых явлений; цветовая гармония; практический анализ произведений живописи
ВПО Цветоведение и колористика 136 часов Естествоиспытатели и ученые и их понимание света и цвета (Аристотель, И. Ньютон, Джеймс Клерк Максвелл и другие) Источники света, измерение характеристик цвета, воздействие веществ на цвет, спектральный состав излучения и его виды с цветом, цветовой круг, воспринимаемый цвет, аддитивный и субстрактивный синтез, физиология восприятия цвета и его психологическое воздействие, цветовые ряды, приемы цветовой гармонизации Оптические свойства вещества, органические и неорганические красители, пигменты
циплины СПО: классификация, свойства и оценка качества конструкционных и декоративных материалов в средовом проектировании, взаимосвязь их свойств и областей применения; материалы из древесины, природного и искусственного камня, керамики, стекла и минералов, расплавов, металлические, на основе минеральных и полимерных вяжущих, методические основы их рационального выбора для несущих и ограждающих конструкций, отделки зданий и сооружений, в ландшафтной архитектуре, при проектировании оборудования среды; роль и место отделочных материалов в совершенствовании средовой композиции, специфические характеристики элементов и приемов отделки в среде, примеры комплексного использования отделочных и конструкционных материалов в композиции среды, современные тенденции.
Анализ дисциплин учебных стандартов СПО и ВПО по критерию № 1 (табл. 1) выявил следующие профилирующие дисциплины, которые подлежат аудиторному освоению в рамках ВПО с обязательной аттестацией по окончании курса:
1. Введение в специальность.
В силу того что доля теоретической составляющей дидактических единиц в дисциплине «Цветоведение и колористика» значительно больше по количеству часов и глубже по содержательному наполнению по сравнению с дисциплиной «Цветоведение», необходимо оценить количество неосвоенных дидактических единиц с целью их последующего аудиторного освоения с обязательным аттестационным испытанием.
При принятии выпускника заведения СПО в вуз должен учитываться прежде всего федеральный компонент стандарта, однако в учебных планах могут быть дисциплины других компонентов. Например, в учебный план СыктГУ входит факультативный курс «История дизайна интерьера». Дидактические единицы данного предмета не входят в состав образовательного стандарта специальности «Дизайн», и их набор формируется в рамках выбранной специализации конкретного учебного заведения. Данная дисциплина является необходимой для формирования более полной теоретической базы знаний студента, обучающегося по специализации «Дизайн среды», и эту дисциплину необходимо
рекомендовать для освоения студентами, обучающимися по сокращенным срокам, конечно, на основе их личного выбора. Ранее мы рекомендовали сдать дисциплину «Нордурбалогия», которая в течение нескольких лет изучалась на младших курсах по учебным планам факультета искусств Сыктывкарского госуниверситета, поскольку она отражала специфику северной урбанистической среды, расширяла историкотеоретические сведения по специальности и была связана с проблематикой докторской диссертации одного из преподавателей — профессора Л.С. Федосова, что усиливало научный компонент образовательной программы.
Выводы
В результате сравнительного анализа стандартов СПО и ВПО по специальности «Дизайн» можно сделать следующие выводы.
1. Структура и характер дидактических единиц дисциплин стандарта СПО формируют модель специалиста, владеющего исполнительскими качествами, основами пропедевтики и проектного мастерства. Необходимо отметить, что структура и характер дидактических единиц стандарта ВПО шире, они направлены не только на развитие исполнительских навыков, но и обеспечивают хорошую теоретическую базу специалиста, формируя проектно-исследовательские качества и аналитический принцип мышления.
2. Набор дидактических единиц профилирующих дисциплин стандарта ВПО предусматривает связь учебного процесса с будущей профессиональной деятельностью, с дизайн-проектированием и инженерной практикой. Стандарт ВПО специальности «Дизайн» формирует модель специалиста широкой теоретической и
практической направленности: производственно-технологической, творческой, организационно-управленческой, учебно-методической и педагогической, аналитической и научно-исследовательской.
Сохранение непрерывности процесса обучения студентов при переходе из учебных заведений СПО в высшее учебные заведения является важным фактором, который влияет на качество подготовки специалистов специальности «Дизайн». Процедура проведения переаттестации позволит студентам, опираясь на набор знаний и умений, полученных в системе СПО, продолжить непрерывный образовательный процесс на более высоком профессиональном уровне в системе ВПО. Такой сквозной характер обучения (СПО - ВПО) позволяет сократить сроки обучения в ВПО, не снижая качества подготовки специалистов.
Список литературы
1. Закон РФ «Об образовании» // Нормативные и законодательные акты об образовании и науке РФ: В 5 тт. М.,1999. Т. 3.
2. Захаржевская Е.Э. Проектирование технологии организации непрерывной профессиональной подготовки специалиста в условиях многоуровневого образовательного комплекса: Автореф. дисс. ...канд. пед. наук. Тамбов, 2003. 28 с.
3. Мищенко В.В., Грищенко Н.Б. Многоуровневая подготовка в системе непрерывного экономического образования [Электрон. ресурс]. Режим доступа:
ееоп.аэи
4. Ломов С.П. Вступление // Московский педагогический университет. Факультет изобразительного искусства. М., 2002. С. 3, 4.
5. Профессиональные кадры России XXI века: опыт, проблемы, перспективы //Сб. докладов и тезисов II Всероссийской конференции. 23-24 апреля 2009 года. Москва [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.edu.meks-info.ru/tezis.shtml.
MODERN APPROACHES TO IMPLEMENTATION OF DESIGNER TRAINING SYSTEM
IN A COLLEGE - HEI MODEL
L. V. Gurlenova, S.N. Zykov, N.F. Korotaeva, S.A. Bocharov
The authors discuss current issues of reforming the higher education system with a view of securing education continuity in the framework of the college - institution of higher education (HEI) model. A comparative analysis of subjects under intermediate and higher professional education standards is carried out, some criteria for reappraisal of subjects of study are proposed. A set of subjects is formed and a reappraisal procedure is made up for intermediate professional education graduates when enrolling to HEIs in the Design specialty.
Keywords: continuing education, college, university, educational standards, reappraisal criteria, reappraisal.