УДК 371.21
М.Л. Кириллова, доцент Т.Г. Никифорова, к. п. н., доцент Кафедры управления и профессионального образования
О.Б. Федосеева, методист Кафедры технологического образования и искусства БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»
Г. Чебоксары, Российская Федерация
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩАЯ РАЗВИТИЮ МОБИЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Аннотация
Представлены пути выстраивания взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательной школы. Назначение и необходимость определения образовательных маршрутов школьника.
Ключевые слова
Образовательные маршруты, интеграция, учреждения дополнительного образования детей.
Процесс интеграции на современном этапе оптимизации деятельности многих образовательных организаций становится все более востребованной и является важнейшим фактором развития системы образования. В условиях интеграции деятельности образовательных организаций школьники могут и должны выстраивать образовательные маршруты и траектории передвижения в ходе обучения с учетом индивидуальных особенностей.
Интеграция общеобразовательной школы с учреждениями дополнительного образования детей рассматривается как довольно конкретное решение вопроса интегрированного преподавания многих учебных предметов, так и более широкое, концептуальное, сводящееся к созданию единого образовательного пространства. Эти условия способствуют объединению многих составляющих учебно-воспитательного процесса, улучшаются возможности реализации программы развития учебного заведения, решение конечной цели образовательной политики: создание условий для гармоничного развития личности, формирования целостного взгляда на мир, необходимых компетенций, без которых выпускнику сложно будет продолжить своё образование и развитие за пределами школы.
Интеграция в педагогической практике стала набирать стартовую основу в 80-е годы ХХ века с целью поиска новых путей развития системы образования. Совместная деятельность и сотрудничество школы с внешкольными учреждениями присутствовало всегда, но интеграция - это не просто сотрудничество, это объединение в единую социально-педагогическую систему. Интеграция - состояние, характеризующееся упорядоченностью, согласованностью взаимосвязанных частей целого, содружеством субъектов, его создающих. Процесс интеграции деятельности СОШ (средняя общеобразовательная школа) и УДОД (учреждение дополнительного образования детей) преследует немалые проблемы и противостояния, связанные с преодолением ведомственных барьеров, поисками дополнительного финансирования и вопросы психофизиологического характера, возникающего в работе двух коллективов в напряженном инновационном режиме.
Дополнительное образование, выстроенное с учетом личностно-ориентированного подхода, обеспечивает развитие ребенка в выбранном им направлении, желаемое, а не обязательное, способствует созданию ситуации успеха, повышает мотивацию познавательной деятельности, развивает школьника с разным уровнем способностей и подготовленности. Сущность и предназначение УДОД состоит в том, что они, являясь главными социальными институтами сферы свободного времени детей, участвуют в воспроизводстве рабочей силы на основе мотивированного обучения, помогают осуществлять и
сопровождать допрофессиональную подготовку. Дальнейшая трудовая деятельность многих учащихся УДОД зачастую связывается с той предметной деятельностью или направлением деятельности, которая была ими выбрана и апробирована в этой образовательной организации.
В отличие от школы, посещение УДОД носит свободный характер, никто не может насильно заставить ребенка посещать эту образовательную организацию в обязательном порядке. Только поддержание постоянного интереса детей и авторитет педагога являются основой занятий в творческих объединениях. А для этого педагогу необходимо очень много работать, работать и над своим «предметом» или направлением деятельности, и над собой как личностью, быть во всех отношениях привлекательным для детей и родителей.
Кроме того, переход на профильное обучение и необходимость развития универсальных учебных действий в рамках требований новых ФГОС, также предполагает интеграцию школы с дополнительным образованием. В условиях работы общеобразовательной школы полностью реализовать идею профильного образования представляется несколько затруднительным.
Вариантов сотрудничества и слияния множество, это касается как формы, так и содержания. Интеграцию СОШ с УДОД можно развернуть по разным схемам, например:
• В одном классе - музыкальный класс;
• в одной параллели - театральные классы;
• в одной вертикали - хор;
• в целом звене - художественные классы.
В чем заинтересованность этих образовательных организаций в интеграции? На это влияют некоторые факты, главным из которых является демографический. Многие учебные заведения испытывают трудности с набором обучающихся, идет борьба за каждого ученика, от их количества зависит дальнейшая судьба самого учебного заведения. Интеграция деятельности СОШ с УДОД делает общеобразовательную школу более престижной для родителей будущих первоклассников, наделенных правом выбора учебного заведения. Для педагогов УДОД - это прекрасная возможность стабилизировать контингент учащихся и обеспечить нагрузку педагогам.
Проблему интеграции общего и дополнительного образования детей каждое образовательное учреждение решает, исходя из материально-технических возможностей, кадрового потенциала, приоритетных целей и задач. Важным условием этого процесса является фундаментальный анализ администрацией и педагогами результатов реализации учебного плана, учебных программ, тематических планирований, контрольных срезов, уровня обученности и успеваемости обучающихся по предметам. Педагоги совместно с администрацией анализируют достигнутые с точки зрения возникших в процессе усвоения учебных программ трудностей, интереса учащихся, вызванного тем или иным материалом, проблемой, перспектив изучения предмета. Определяя основные направления интеграции основного и дополнительного образования, педагог в соответствии с целесообразностью, возможностями учебного плана, требованиями к оптимально допустимой учебной нагрузке обучающихся выбирает формы организации их взаимодействия: факультатив, элективный курс, проект, кружок и т. д.. Затем начинается работа по определению тематики, созданию программ данных форм деятельности.
В этом объединенном пространстве возникает возможность для обучающихся определить образовательный маршрут с учетом индивидуальных способностей и желаний. Возможность перемещаться в образовательном пространстве с учетом способностей и склонностей обучающихся развивает у них мобильность. Мобильность - умение приспосабливаться к имеющимся условиям, возможность перестраиваться в профессиональной деятельности и стремление учиться и переучиваться.
Основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Интеграция этих двух видов образования может обеспечить ученику более полное удовлетворение многообразия его потребностей и способностей, запросов и интересов. Чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать
проблемы друг друга - тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе.
Интеграция указывает на возможность формирования «целостной личности» на основе принципа дополнительности всех видов деятельности и их единства, позволяет найти подход к построению творческого процесса составления обучающимся индивидуальных моделей образования и выбора образовательных маршрутов. Вовлечение детей в систему дополнительного образования меняет уклад жизни школьника, обогащает жизнь детей новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами.
Интеграция общего и дополнительного образования позволяет:
• Рационально сочетать содержание и формы организации учебной деятельности;
• создать условия продуктивного сопряжения процесса воспитания, обучения и развития;
• обеспечить условия выбора своего индивидуального маршрута путем включения в занятия по интересам;
• помочь обучающимися достичь состояния успешности в соответствии с их способностями;
• решить проблемы развития социальной и профессиональной мобильности школьников.
Интеграция общего и дополнительного образования реализуется через:
• Использование часов базисного учебного плана (компонент ОУ), часов кружковой работы и часов учреждений дополнительного образования для углубленного изучения отдельных учебных предметов в рамках элективных курсов и курсов по выбору с целью предпрофильной подготовки;
• проведение на базе школы и учреждений дополнительного образования (социальных партнеров) мастер-классов с приглашением преподавателей вузов;
• проведение педагогами школы, учреждений дополнительного образования и тренерами занятий спортивно-оздоровительной направленности по формированию здорового образа жизни и профориентации, праздники, фестивали и др.;
• создание базы интегрированных образовательных программ (в рамках предпрофильного и профильного обучения) и программ дополнительного образования, направленных на формирование ключевых и универсальных компетенций обучающихся;
• организацию совместно с учреждениями дополнительного образования - социальными партнерами работы в рамках научного общества учащихся, деятельность по краеведению, интеллектуальные игры и т. д.
© Т.Г. Никифорова, М.Л. Кириллова, О.Б. Федосеева, 2015
УДК 378.1; 371.3
В. Д.Корнеева
студент 2 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: О. А.Козырева к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УТОЧНЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРИНЦИПОВ ВОСПИТАНИЯ В МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье отражены возможности уточнения и моделирования системы воспитания в структуре
211