Научная статья на тему 'Интеграция науки и образования : возможные решения'

Интеграция науки и образования : возможные решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / НАУЧНАЯ РАБОТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция науки и образования : возможные решения»

Интеграция науки и образования: возможные решения

пространстве нам необходимо также всесторонне мотивировать участие ученых университета в профессиональной экспертизе научных проектов и результатов интеллектуальной деятельности в составе различных экспертных комиссий.

Степень участия наших ученых в научной и научно-инновационной деятельности университета отражает рейтинг структурных подразделений университета, составленный по итоговым отчетам о научно-исследовательской деятельности за 2010 год. По набору своих критериев он заметно отличается от прошлогоднего и нацелен на выявление проблемных зон в нашем развитии. Как видно из рейтинга, у целого ряда кафедр (а это 8% от их общего числа без филиалов) стоят «нули» по всему набору критериев. Доля таких кафедр среди структурных подразделений филиалов университета составляет 15%. Естественным образом возникает риторический вопрос о самом факте существования научной работы на этих кафедрах. Также обращают на себя внимание рейтинговые показатели, свидетельствующие о том, что наши филиалы не принимают участия во внутренних конкурсах и не оказывают платных услуг аспирантуры и докторантуры. И это в то

время, когда мы не без оснований прогнозируем ужесточение аккредитационных показателей, соответствие которым необходимо вузу для того, чтобы подтверждать университетский статус.

Уважаемые коллеги! Мы вступили в мо-дернизационный период, когда экономическое и технологическое развитие общества требует от нас пересмотра значительной части устоявшихся традиций, алгоритмов действий и стереотипов поведения, в том числе и в области научной деятельности. В условиях инновационной эпохи место, которое мы займем в обновляемой системе профессионального образования, будет зависеть от нашей готовности к наступившим и грядущим изменениям. Герценовский университет обладает достаточными ресурсами для своего дальнейшего развития в качестве университета, принимающего активное участие в решении задач модернизации национальной системы образования, выдвинутых в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Опыт, накопленный Герценовским университетом за последние пять лет, позволит нам в полной мере реализовать наши преимущества в период выполнения Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2011—2015 гг.

А. П. Тряпицына,

заведующая кафедрой педагогики

ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ

Среди основных задач, выделенных в Программе развития университета, особое место занимает задача интенсификации процесса внедрения результатов фундаментальных и прикладных исследований в образовательный процесс, развитие различных форм интеграции образовании и науки. Решение именно этой задачи будет

Если Вы не думаете о будущем, у вас его и не будет.

Джон Голсуорси, лауреат Нобелевской премии по литературе

способствовать достижению современного качества университетского образования. Сегодня наш университет обладает достаточными ресурсами для своего дальнейшего развития в качестве исследовательского университета, являющегося одновременно крупным центром подготовки учителей. 14-я выставка научных достижений нагляд-

НАУКА — ОБРАЗОВАНИЮ

но проиллюстрировала «новое качество», которое характеризуется концентрацией научных достижений структурных подразделений университета в единых тематических блоках, позволяющих оценить его реальный научно-инновационный потенциал. На мой взгляд, интеграция достижений структурных подразделений университета — важнейший механизм внедрения результатов исследований в образовательный процесс, о чем свидетельствует опыт инновационной образовательной программы, работа коллективов НИИ непрерывного педагогического образования, научно-образовательных центров университета.

Обратимся к последним докладам Госсовета, Общественной палаты по проблеме будущего страны, в которых приводятся все более тревожные данные о состоянии отечественного образования. Так, практически во всех прогнозах экспертов отмечается, что в ближайшее десятилетие должен произойти переход от массовой образовательной траектории к разнообразию траекторий вступления в жизнь и множественности образовательных технологий. Наиболее острыми проблемами, требующими исследования, становятся: а) проблема построения содержания образования — от дисциплинарного образования, характерного для индустриального общества, к содержанию образования, построенному на идеях развития способностей человека; б) противоречие между более ранним вступлением современных детей во взрослую жизнь и тенденцией увеличения продолжительности образования; в) проблема мотивации людей к непрерывному образованию, которое по-прежнему остается нереализованной в жизни большинства идеей. В докладе Общественной палаты «Детство — 2010» отмечается, что если соответствующие решения проблем не будут найдены, то наиболее вероятным становится негативный сценарий развития страны, а именно: когнитивное расслоение общества, маргинализация значительной части общества, пре-

обладание в России малограмотного населения, которое не будет иметь возможность участвовать в передовых процессах. Для сферы образования, по мнению экспертов, «точкой невозврата» является 2020 г.

Многие результаты междисциплинарных исследований, выполненных в рамках инновационной образовательной программы, в проектах НИИ непрерывного педагогического образования, не могли быть использованы в образовательной практике из-за несовершенства нормативной базы. Федеральные государственные педагогические стандарты третьего поколения предоставляют возможность ввести модульные учебные планы и программы, осуществить реальный переход на индивидуальные образовательные маршруты. Вне всякого сомнения, технология такой организации образовательного процесса, в основе которой лежат результаты исследований разных коллективов университета, может стать предметом диссеминации и коммерциона-лизации. Однако этого недостаточно. Мне представляется целесообразным следующее.

1. Разработать междисциплинарную исследовательскую программу университета «Педагоги и школа: взгляд в будущее» и на основе этой программы укрупнить советы по направлениям, не сводя их деятельность только к «отслеживанию» хода выполняемых докторских исследований,

2. Вспомнить опыт ЦБПО (Центра базового педагогического образования) и создать межфакультетский научно-образовательный центр «Образование в современном постиндустриальном обществе», который позволит реально включить преподавателей в исследовательскую и инновационную деятельность, и директора образовательных программ будут «выбирать» преподавателей из числа тех, кто ведет исследования, что позволит студентам в реальной деятельности освоить исследовательские и инновационные компетенции деятельности.

Развитие научно-образовательных центров

3. Интеграция науки и образования в процессе подготовки учителей требует и взаимодействия с работодателями. К сожалению, далеко не все школы, в которых студенты проходят практику, являются инновационными. Возможно, имеет смысл начать работу по созданию школ-лабораторий университета, где могла бы вестись экспериментальная работа по освоению лучших образовательных практик. Скорее всего, это должны быть негосударственные школы, в которых инновационные изменения происходят значительно быстрее, чем в государственных.

Образование традиционно рассматривается как культурная практика, цель которой — не столько подготовка специалистов для рынка труда, сколько передача новым поколениям культурного опыта локального сообщества или нации. Поэт утверждал: «Не продается вдохновение, но можно рукопись продать». Но чтобы появилась

рукопись для продажи, необходимо, чтобы сохранилось вдохновение, которое мы всегда находили в совместной работе, в интеграции усилий разных подразделений университета, которая сегодня становится особенно важной в достижении поставленных целей. Если мы не сумеем преодолеть кафедральные, факультетские и другие собственные интересы, не сумеем найти формы междисциплинарного взаимодействия, то мы рискуем не только потерять лидирующие позиции в сфере образования, но и открыть дорогу псевдоинновационным работам, как, например, одна из поступивших в редколлегию нашего журнала, в которой автор предлагает вычислять в процентах аксиологическое влияние учебного материала на развитие личности школьника и ввести формулу «ценностного нормирования», которая позволит создавать инновационные образовательные ресурсы нового поколения.

В. В. Семикин,

декан психолого-педагогического факультета РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ

Хочу остановиться на тех вопросах, которые касаются инфраструктурных преобразований университетского пространства. Речь идет о развитии новых форм интеграции науки и образования. В условиях, когда «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»), нам, действительно, необходимо укрепление уже существующих центров интеграции науки и образования, которые могут стать базовыми структурами для развития исследовательских компетенций. Такими центрами, в первую очередь, являются научно-образовательные центры — так называемые НОЦ.

Их появление было инициировано условиями участия в конкретных мероприятиях федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Что из себя представляет НОЦ? В идеале это «восокоорганизован-ная» среда, обеспечивающая социализацию в научно-инновационной деятельности. Основными задачами создания таких структур являются закрепление в науке молодежи и создание условий для мобильности научных и научно-педагогических кадров. Важнейшие характеристики НОЦ: высокий уровень научных исследований, высокая результативность подготовки кадров высшей квалификации, участие студентов в научной работе, использование результатов научных исследований в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.