3. Интеграция науки и образования в процессе подготовки учителей требует и взаимодействия с работодателями. К сожалению, далеко не все школы, в которых студенты проходят практику, являются инновационными. Возможно, имеет смысл начать работу по созданию школ-лабораторий университета, где могла бы вестись экспериментальная работа по освоению лучших образовательных практик. Скорее всего, это должны быть негосударственные школы, в которых инновационные изменения происходят значительно быстрее, чем в государственных.
Образование традиционно рассматривается как культурная практика, цель которой — не столько подготовка специалистов для рынка труда, сколько передача новым поколениям культурного опыта локального сообщества или нации. Поэт утверждал: «Не продается вдохновение, но можно рукопись продать». Но чтобы появилась
рукопись для продажи, необходимо, чтобы сохранилось вдохновение, которое мы всегда находили в совместной работе, в интеграции усилий разных подразделений университета, которая сегодня становится особенно важной в достижении поставленных целей. Если мы не сумеем преодолеть кафедральные, факультетские и другие собственные интересы, не сумеем найти формы междисциплинарного взаимодействия, то мы рискуем не только потерять лидирующие позиции в сфере образования, но и открыть дорогу псевдоинновационным работам, как, например, одна из поступивших в редколлегию нашего журнала, в которой автор предлагает вычислять в процентах аксиологическое влияние учебного материала на развитие личности школьника и ввести формулу «ценностного нормирования», которая позволит создавать инновационные образовательные ресурсы нового поколения.
В. В. Семикин,
декан психолого-педагогического факультета РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ
Хочу остановиться на тех вопросах, которые касаются инфраструктурных преобразований университетского пространства. Речь идет о развитии новых форм интеграции науки и образования. В условиях, когда «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»), нам, действительно, необходимо укрепление уже существующих центров интеграции науки и образования, которые могут стать базовыми структурами для развития исследовательских компетенций. Такими центрами, в первую очередь, являются научно-образовательные центры — так называемые НОЦ.
Их появление было инициировано условиями участия в конкретных мероприятиях федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Что из себя представляет НОЦ? В идеале это «восокоорганизован-ная» среда, обеспечивающая социализацию в научно-инновационной деятельности. Основными задачами создания таких структур являются закрепление в науке молодежи и создание условий для мобильности научных и научно-педагогических кадров. Важнейшие характеристики НОЦ: высокий уровень научных исследований, высокая результативность подготовки кадров высшей квалификации, участие студентов в научной работе, использование результатов научных исследований в образовательном процессе.
Таким образом, по уровню организации НОЦ представляют собой универсальные элементы сетевой структуры, которая создается для того, чтобы эффективно использовать наработанные преимущества на основе формирования, распространения и обновления знаний.
Образовательная составляющая НОЦ складывается из таких функций, как: а) освоение передовых отраслевых технологий, в том числе социальных и гуманитарных;
б) получение опыта практической работы по созданию интеллектуальных результатов;
в) освоение стиля научной деятельности;
г) формирование представлений о будущей профессиональной деятельности; д) осмысление значимости фундаментального знания; е) мотивация целенаправленной работы с научной информацией и т. д.
НОЦ, представителем которого я являюсь («Инновационные психологопедагогические технологии»), был создан в июле 2009 г. с целью объединения и координации усилий подразделений РГПУ им. А. И. Герцена, НИИ непрерывного педагогического образования, Психологического института РАО, Института педагогического образования РАО и Тверского государственного университета по проведению научных исследований и учебно-методической работы в области психологии и педагогики профессиональной деятельности. Мы — как раз один из двух НОЦ нашего университета, которые выиграли грант ФЦП «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на выполнение НИР «Проведение поисковых научно-исследовательских работ по направлению “Гуманитарные науки”». Для экономии времени отмечу только ключевые слова, характеризующие наш проект: психологическая компетентность; конфликтологическая компетентность; мотивация здорового образа жизни в зрелом возрасте; личностные факторы успешности совместной деятельности; технологии вузовской подготовки к инновационной
деятельности. В качестве соисполнителей проекта были приглашены 10 молодых преподавателей и аспиранты целого ряда вузов Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России. Работа по проекту будет завершена в 2012 г., но результаты 2009 и 2010 г. уже внедрены в образовательные программы подготовки бакалавров и магистров Герценовского университета по направлениям «Педагогика», «Психология», «Социальная работа».
Мне хочется поделиться с вами теми соображениями, которые не могли не возникнуть в процессе рефлексии над развитием самого НОЦ. В первую очередь, возникает вопрос о том, что мы будем делать после завершения работы по гранту, то есть после прекращения внешнего финансирования. Сохраним ли мы неизменной изначальную форму организации НОЦ? Нужны ли друг другу НОЦ университета? В каком направлении будет происходить развитие исследовательской программы НОЦ? Видимо, этими вопросами мы должны руководствоваться при составлении плана мероприятий по реализации программы развития университета, принятой на декабрьской конференции. На сегодняшний день могу с уверенностью сказать, что НОЦ будет принимать активное участие в ее выполнении.
Что касается исследовательской программы, то она, конечно, автономна в интеллектуальном плане для каждого НОЦ и в значительной степени определяет самоуправление. Но есть нечто общее, что затрагивает проблемы развития всех НОЦ университета. Я имею в виду перспективу развития наших научных школ. Они, действительно, представляют собой самые незащищенные в социально-экономическом плане коллективы ученых (впрочем, как и все жизненно необходимые, по аналогии с человеческим организмом, органы). Без них невозможно воспроизводство научных и научно-педагогических кадров. В этой связи представляется, что будущее наших НОЦ — в их «симбиозе» с научными шко-
лами. Позиционируя себя таким образом в научно-образовательном пространстве, научные школы обогатят творческую атмосферу НОЦ и создадут необходимую мотивацию для вовлечения обучающейся молодежи в реальный исследовательский процесс.
По поводу развития контактов наших НОЦ хочу сказать, что курс на их сближение был предрешен уже на стадии работы по участию в конкурсном отборе программ развития национальных исследовательских университетов. Все структурные подразделения, отвечающие за интеграцию науки и образования, должны быть связаны линия-
ми интенсивного обмена в рамках единого кластера.
Что же касается «средств к существованию», то здесь у нас выход один — повышение конкурентоспособности и активности в конкурсах научных проектов. Видимо, это и будет определять конкретную форму организации при неизменности принципов, заложенных в структуру НОЦ. Стоит подумать о диверсификации форм научного производства на базе НОЦ
и, конечно же, защите интеллектуальных результатов, достигнутых в результате научно-инновационной деятельности (без нее невозможен трансфер).
Г. Л. Атаев,
заведующий кафедрой зоологии
ОБ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В основе успеха как фундаментальных, так и прикладных исследований лежит прежде всего высокая квалификация ученых. Однако именно за фундаментальными науками остается приоритет в формировании фундаментального образования. Осознание этого факта возвращает фундаментальным исследованиям ведущую роль среди критериев оценки конкретного вуза. Сказанное в полной мере относится и к деятельности нашего университета. За последние годы резко повысились, с одной стороны, поддержка фундаментальных исследований, а с другой — возросла ответственность за их результативность.
Основа эффективности фундаментальных исследований заключается в наличии научной школы. Уникальность этого явления в отечественной практике заключается в его зачастую неформальном характере. Условия существования научных школ в настоящее время усложнились, поэтому они нуждаются в системе научного, экспертного и информационного сопровождения. К сожалению, самая прославленная научная школа без преемственности угасает, поэто-
му одной из основных задач является вовлечение в исследовательскую деятельность молодежи. Это стало особенно актуальным с открытием на большинстве факультетов университетских специальностей. Отрадно, что у студентов РГПУ им. А. И. Герцена остается возможность продолжения учебы в аспирантуре. Возможно, следует шире привлекать в аспирантуру талантливых выпускников из других вузов. Молодые ученые нуждаются в особой моральной и материальной поддержке (возможность научных командировок, стажировок, выдвижение на премии, субсидии, именные стипендии и др.).
Другим важнейшим условием развития фундаментальных исследований является наличие материально-технической базы. В этом направлении за последние годы произошли наиболее заметные достижения. Кардинально обновлена материальнотехническая база научных лабораторий и центров коллективного пользования: закуплено уникальное оборудование, зачастую превосходящее средний уровень зарубежных лабораторий; отремонтированы поме-