МАТЕРИАЛЫ УЧЕНОГО СОВЕТА
Заседание Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 31 августа 2011 года
В. З. Кантор,
проректор по учебной работе
ИТОГИ 2010/2011 УЧЕБНОГО ГОДА И ЗАДАЧИ УНИВЕРСИТЕТА НА ОЧЕРЕДНОЙ УЧЕБНЫЙ ГОД В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НА 2011—2015 гг.
По уже сложившейся традиции рабочая группа по подготовке Ученого совета перед началом нашего заседания предложила вашему вниманию видеоматериалы, напомнившие о главных событиях учебного года, итоги которого нам предстоит сегодня обсудить. Фильм об этих событиях, а также разнообразная статистическая и справочная информация, оформленная в виде приложений к докладу, размещены на флэш-картах, выданных всем членам Учёного совета.
Итак, нам сегодня предстоит осмыслить и оценить, чем ознаменовался для университета в целом и для каждого его сотрудника и студента 2010/2011 учебный год и какие его уроки из этого мы должны извлечь на будущее.
Здесь можно пойти разными путями.
Можно, например, вспомнить наши яркие коллективные и индивидуальные победы и достижения, получившие профессионально-общественное признание. И это было бы совершенно оправданно, поскольку нам действительно есть, кем и чем гордиться.
Прежде всего, следует с удовлетворением отметить, что в Национальном рейтинге российских вузов за 2010 г., составленном агентством «Интерфакс» и радио «Эхо Москвы», РГПУ им. А. И. Герцена занял 1-е место среди педагогических, гуманитарных и лингвистических вузов; среди всех университетов России, включая национальные, федеральные и исследовательские, — а рейтингованием были охваче-
ны 154 вуза — Герценовский университет занял 16—18-е место, а в рейтинге вузов, составленном благотворительным фондом В. Потанина, — 4-е.
Кроме того, большая плеяда сотрудников университета была отмечена государственными и отраслевыми наградами, почетными званиями и грамотами.
Орденом Дружбы награжден Геннадий Алексеевич Бордовский, президент университета.
Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени награждены проректор по научной работе Владимир Валентинович Лаптев, начальник учебно-методического управления Ольга Владимировна Акулова, профессор кафедры педагогики Алла Прокофьевна Тряпицына.
Почётного звания «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» удостоены проректор по учебной работе Василий Антонович Рабош и декан факультета социальных наук Владимир Васильевич Барабанов.
Профессора нашего университета И. Б. Горбунова и Г. Н. Пономарев были удостоены премии Правительства Санкт-Петербурга в области образования.
Свыше 80 сотрудников университета отмечены отраслевыми наградами, и еще более 60 — наградами Герценовского университета.
Кроме того, 13 сотрудникам нашего университета было присвоено ученое звание
профессора и 33 — ученое звание доцента; 9 наших коллег успешно защитили докторские диссертации, а 33 — кандидатские.
Общественное признание получили и наши студенты, причем были отмечены их достижения в различных сферах деятельности.
В частности, Алена Вдовина была признана студенткой года в номинации «Волонтерская деятельность»; Анна Деткова была удостоена премии Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга в номинации «Талант преодоления». Студентке Анастасии Деген присуждена премия Санкт-Петербурга для поддержки талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».
Студенты факультета музыки завоевали звания лауреатов на престижных международных конкурсах. Студентка нашего университета Ульяна Голубева стала чемпионкой России по сноуборду среди инвалидов по слуху и включена в состав национальной сборной страны для участия в Сурдо-лимпийских играх.
Этот, отметим, далеко не полный, список наших коллективных и индивидуальных успехов дает нам основания для законной гордости. И мы еще раз искренне поздравляем наших коллег и студентов с заслуженными наградами!
Между тем, осмысливая итоги прошлого учебного года, можно пойти и по пути, связанному с воспоминанием о ярких и резонансных событиях общественнонаучного плана, произошедших на базе РГПУ им. А. И. Герцена, и мы вновь убедимся, что наш университет является авторитетной площадкой для обсуждения актуальных проблем образовательной и социальной политики.
Это, прежде всего, было связано с «Годом учителя», старт которому в стенах нашего университета дал Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев. Среди многочисленных мероприятий, вписанных в данный контекст, назову лишь два, особо значимых и знаковых:
— в октябре 2010 г. Герценовский университет совместно с Институтом педагогического образования Российской академии образования провел Международный конгресс «Учитель в современном мире»;
— в мае 2011 г. в Герценовском университете прошло расширенное выездное заседание Бюро президиума Российской академии образования «Проблемы и перспективы развития педагогического образования в условиях социальных перемен».
Пленарные заседания, дискуссии и круглые столы, которые прошли в рамках этих мероприятий, еще раз подтвердили общественное признание опыта нашего университета в построении инновационной модели педагогического образования, его значимый вклад в реализацию концепции непрерывного педагогического образования в России.
Продолжая данную линию, можно вспомнить и о деловых визитах в Герценовский университет представителей различных уровней и ветвей власти: это и заместители министра образования и науки РФ Марат Аркадьевич Камболов и Игорь Михайлович Реморенко, и уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Петрович Лукин, и вице-губернатор Санкт-Петербурга Алла Юрьевна Манилова, и уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Юрьевна Агапитова и др. Своим вниманием наш университет почтили и влиятельные зарубежные политики и дипломаты, в частности, Чрезвычайный и Полномочный Посол Боливарианской Республики Венесуэла в Российской Федерации Уго Хосе Гарсия Эрнандес, выступивший с лекцией перед нашими студентами и преподавателями, член Парламента Республики Афганистан г. Мохаммад Шакер Каргар, удостоенный диплома и медали Почетного доктора РГПУ им. А. И. Герцена, Генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге г. Ичи-ро Кавабата, который провел встречу с ректором РГПУ им. А. И. Герцена В. П. Соломиным.
Эти мероприятия и визиты в очередной раз подтверждают высокий авторитет нашего университета как субъекта социальной и образовательной политики.
Вместе с тем сугубо аутокомплиментарный путь осмысления итогов 2010/2011 учебного года, при всей его привлекательности и даже обоснованности, едва ли может быть признан продуктивным сегодня, когда нам нужно не просто зафиксировать наши достижения, пусть они и очевидны, а очертить круг перспективных задач развития университета, к решению которых необходимо приступать.
С этих позиций более продуктивным, более рабочим представляется иной путь, определяемый пониманием того, что 2010 точнее и более емко характеризуется эпитетом рубежный.
Адекватность именно такой характеристики очевидна, поскольку фактически на самом «экваторе» отчетного года состоялось рубежное событие, которое по существу определяет контекст всего сегодняшнего обсуждения. Речь идет о принятии 30 декабря 2010 г. новой Программы развития университета, которая, зиждясь на фундаменте успешной реализации предыдущей программы, преемственно продолжила стратегические линии динамических процессов в университете, переведя их в качественно иной формат, адекватный вызовам времени.
Этот документ, в основу которого был положен принцип социальной ответственности Герценовского университета, задал базовые векторы его развития, связанные с модернизаций образовательной деятельности, развитием научной и инновационной деятельности, трансфером результатов интеллектуальной деятельности и диссеми-нацией передовых образовательных практик, а также с развитием кадрового потенциала университета, и определил средства реализации поставленных целей, полагая в качестве таковых развитие инфраструктуры университета и оптимизацию системы управления.
Как известно, рубеж — эта та точка (планка), преодоление которой позволяет приступить к решению новых задач. Преодоление рубежа требует принятия выверенных решений, совершения активных действий, в противном случае неизбежен спад в развитии.
В чем же видится рубежность 2010/2011 учебного года в поступательном развитии Герценовского университета?
Прежде всего, в уходящем учебном году произошли знаковые события в управлении РГПУ им. А. И. Герцена, обнаруживающиеся как в персональном, так и в структурном измерении.
Речь идет (и это важное в данном контексте событие стало хронологически первым)
об избрании и назначении Министерством образования и науки РФ президентом Гер-ценовского университета Геннадия Алексеевича Бордовского, что стало подтверждением не только его выдающегося личного вклада в развитие российского педагогического образования, но и особого статуса нашего вуза в отечественном педагогическом сообществе.
Еще одним ключевым событием явились выборы на демократической основе ректора университета, что свидетельствует высокой сознательности и ответственности членов нашего коллектива за дальнейшее поступательное развитие нашей альма-матер.
Под руководством В. П. Соломина, которому герценовцы своим волеизъявлением доверили высокий ректорский пост, по сути началась реализация новой для нашего университета модели управления, воплощающей диалектическое единство модер-низационных подходов, с одной стороны, и преемственности и дальнейшего развития Герценовских традиций — с другой.
В этом русле формируется и обновленная управленческая команда, структура распределение функциональных обязанностей внутри которой оптимизированы с учетом актуальных потребностей развития университета.
В частности, вопросы дополнительного образования, учебно-методическая деятельность филиалов университета переданы в ведение проректоров по учебной работе в целях организационноуправленческого обеспечения целостности и единства образовательного пространства университета. С учетом важности и самоценности воспитательной деятельности она была выделена в самостоятельный сегмент управленческого поля в ректорате.
В свою очередь, потребность в повышении инвестиционной привлекательности университета, интенсификации его развития в региональном аспекте и активизации его позиции как субъекта социального партнерства с общественными организациями определила целесообразность институционализации соответствующей управленческой деятельности на уровне ректората.
В этом контексте закономерно произошли и соответствующие структурные преобразования, коснувшиеся отдела по работе с абитуриентами, отдела дополнительных образовательных программ и отдела общественных связей, рекламы и выставочной деятельности.
Весьма значимым, можно сказать рубежным, в управленческом плане явилось создание — впервые в истории нашего вуза — Наблюдательного совета университета, в состав которого вошли известные и авторитетные люди — представители властных структур, научной и педагогической общественности города и страны. Наблюдательный совет является общественной экспертной структурой, способствующей повышению эффективности и качества работы вуза, реализации им государственной политики в области образования. Ключевые задачи Наблюдательного совета состоят в независимой общественной оценке хода выполнения Программы развития университета, в анализе деятельности вуза и информирования общественности о его работе.
Теперь на этой модернизированной управленческой основе должна быть обеспечена, и в этом состоит одна из приоритетных задач наступающего учебного года, активизация деятельности всех подразделений университета по реализации целевых установок Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2011— 2015 гг, ибо прошло уже более полугода с момента принятия программы, но многие организационные вопросы (планирование, организационно-методическое и информационное сопровождение, мониторинг и др.) пока еще не решены.
Представляется, что для того чтобы Программа на самом деле стала действенным инструментом устойчивого инновационного развития Герценовского университета, ее необходимо максимально операционализировать, развернув в виде ранжированной системы конкретных мероприятий, каждое из которых должно иметь смету и установленные сроки выполнения.
Общественному совету Программы развития совместно с управлением информатизации целесообразно разработать электронную форму ежегодного планирования и отчета руководителей подразделений по решению задач Программы, разместив ее на сайте университета. Все это сделает реализацию Программы прозрачной, управляемой, а ее мониторинг — оперативным и объективным.
Действенным механизмом операциона-лизации реализации Программы развития на 2011—2015 гг. может стать программа «Развитие многопрофильной инновационной инфраструктуры университета для создания гуманитарной технологической платформы в интересах системы образования и социальной сферы», которая была разработана коллективом преподавателей и научных сотрудников РГПУ, участвовала в конкурсе инновационных программ развития, проведенном этим летом Министерством образования и науки РФ.
И вне зависимости от результатов конкурса содержательно-целевые установки этой программы, связанные с повышением вклада университета в технологическую модернизацию образования и социальной сферы Российской Федерации через развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности, должны в наступающем учебном году стать для коллектива университета своего рода лейтмотивом.
Речь идет о дальнейшем развитии многопрофильной инновационной инфраструктуры Герценовского университета как основы формирования гуманитарной технологической платформы, обеспечивающей условия для интеграции образования, науки и предпринимательства в системе образования и социальной сфере, повышение эффективности процесса разработки интеллектуальных продуктов и услуг с потенциалом их коммерциализации, и позволяющей на качественно новом уровне решать задачи кадрового, научно-методического и информационно-технологического обеспечения процессов подготовки специалистов для системы образования и социальной сферы.
Второй аспект, отражающий рубежный характер решаемых нами задач,
связан с подготовкой в отчетном учебном году и началом реализации в наступающем учебном году Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС).
С какими достижениями мы подошли к этому значимому рубежу в системе российского педагогического образования и что предстоит сделать в ближайшее время?
Вопросы внедрения уровневой системы высшего профессионального образования и перехода университета на ФГОС ВПО неоднократно обсуждались на заседаниях Ученого совета, ректората, ученых советов факультетов и институтов, на заседаниях кафедр университета. В университете полностью выполнен план перехода на уровне-вое образование, а именно:
— обеспечена готовность управленческого персонала и профессорско-преподавательского состава к созданию условий для перехода факультетов на уров-невое образование. С этой целью проведена серия обучающих семинаров для деканов, заведующих кафедрами и преподавателей. Всего повысили квалификацию в этом направлении более 1500 человек. Для поддержки разработчиков новых образовательных программ учебно-методическим управлением создана и постоянно обновляется ресурсная база на сайте университета;
— осуществлено проектирование 61 новой образовательной программы, в том числе 36 — уровня бакалавриата, в соответствии с которыми подготовлены и утверждены на заседаниях президиума Ученого совета 150 учебных планов, 23 — уровня магистратуры, с 173 учебными планами, и 2 — уровня специалитета, с 2 учебными планами.
Сейчас университет полностью готов реализовывать на базе ФГОС уровневые образовательные программы по 10 укрупненным группам 57 направлений подготовки, в том числе 32 — уровня бакалавриата, 2 — подготовки специалиста и 23 — уровня магистратуры.
Безусловным достижением уходящего учебного года стало изменение структуры и методов управления образовательным процессом:
— разработаны учебно-методические и организационно-управленческие материалы, утверждены положения, регламентирующие организацию нелинейного образовательного процесса;
— расширен спектр дисциплин и курсов по выбору студентов, разработана система вариативной самостоятельной работы.
В отчетном году была продолжена работа по модернизации инфраструктурного обеспечения профессиональнообразовательного процесса в университете в его ориентации на реализацию ФГОС.
Так, осуществлялась комплексная информатизация образовательного процесса и управления им, обеспечивающая единство образовательного пространства университета, создание возможности электронного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, внедрение и использование инновационных технологий обучения, организацию продуктивной самостоятельной работы обучающихся и преподавателей во внеаудиторной среде, расширение предпосылок их академической мобильности.
Важной компонентой информационной среды университета стало применение современных аудиовизуальных интерактивных технологий, например, использование систем видеоконференцсвязи и мониторинга. Всего за отчетный период проведено более 25 видеоконференций и телемостов, включавших видеолекции, вебконференции (ве-бинары), обучающие семинары и деловые совещания.
Близится к вводу в полномасштабную эксплуатацию новое здание общежития на территории Агробиологической станции в п. Вырица. Завершены или активно ведутся ремонтно-строительные работы в 1 и 13 корпусах, на Вознесенском пр., 39, ул. Каховского, 2 и других объектах. В общей сложности в университете выполнены ремонтно-строительные работы на сумму свыше 85 млн рублей.
Анализ представленных факультетами, институтами и кафедрами отчетов выявил наличие проблем и «узких мест» в организации образовательного процесса:
— фактически отсутствуют лицензированные программы дистанционного обучения;
— недостаточно широк спектр разработанных и предлагаемых программ дополнительного образования; к тому же они не всегда системны и не обеспечивают преемственность между различными ступенями непрерывного образования, не всегда отвечают потребностям современного рынка;
— не в полной мере и не системно используются современные и потенциально весьма эффективные формы библиотечноинформационной поддержки образовательного процесса из числа предлагаемых университетской библиотекой.
В связи с этим особенно проблемными выглядят филиалы Герценовского университета. Представляется, что в наступающем учебном году должна быть разработана стратегия развития филиалов в контексте Программы развития университета, чтобы придать им статус наших форпостов в регионах не только в плане организации образовательного процесса студентов, но и реализации программ дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров на местах.
Говоря о повышении квалификации и переподготовке педагогических кадров, нельзя не признать, что наш университет может стать еще более активным «игроком» и на образовательном «поле» города, причем это корреспондировало бы с позицией правительства Санкт-Петербурга: я имею в виду, что на состоявшемся позавчера городском педсовете вице-губернатор А. Ю. Манилова прямо указала на недопустимый монополизм городской Академии постдипломного педагогического образования и призвала вузы города энергичнее конкурировать с ней в данной сфере.
Как известно, неотъемлемым содержательным компонентом основных образовательных программ, согласно требованиям ФГОС, является создание воспитательной среды вуза.
В воспитательной сфере 2010/2011 учебный год ознаменовался для нашего университета рядом заметных событий и достижений, связанных, что принципиально важно, с реализацией социального партнерства с вузами всех федеральных округов РФ в области организации воспитательной деятельности со студентами. Состоялся открытый семинар научно-методического
совета по развитию воспитательной деятельности УМО «Участие вузов Российской Федерации в сетевом проекте “Инновации в воспитании” (ноябрь 2010 г.), реализована образовательная программа повышения квалификации организаторов воспитательной деятельности «Воспитательная деятельность со студенческой молодежью в современных условиях» (ноябрь 2010 — апрель 2011 г.), осуществлена общественно-профессиональная экспертиза участия вузов Российской Федерации в сетевом проекте «Инновации в воспитании» (апрель 2011 г.), наконец, проведен Всероссийский VI Герце-новский Молодежный форум победителей межвузовского конкурса социально значимых студенческих проектов «Моя инициатива в образовании» (май 2011 г.) и др.
В целом воспитательная деятельность университета в 2010/2011 учебном году была направлена на решение таких задач, как:
— создание условий для выявления и поддержки талантливой молодежи;
— активизация включения студентов в общественную жизнь университета;
— создание корпоративной среды, стимулирующей инновационную активность и рост творческой инициативы, личностной и профессиональной самореализации сотрудников и обучающихся;
— создание условий для формирования у студентов гражданской позиции и критического отношения к различным формам проявления экстремизма.
Последняя задача заслуживает особого внимания, ибо недостаточная оперативность и эффективность ее решения чреваты чрезвычайно тяжелыми последствиями.
Негативные проявления в молодежной среде, связанные с элементами экстремизма, межэтнической и межконфессиональ-ной нетерпимости, стали предметом специального рассмотрения федеральных и
региональных органов власти, общественных организаций.
Последнее из масштабных мероприятий, посвященных соответствующей проблематике, состоялось совсем недавно в Санкт-Петербурге: 16 августа в Смольном под председательством министра внутренних дел РФ Р. Г. Нургалиева было проведено выездное заседание Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации на территории Северо-Западного федерального округа.
Актуальность обсуждавшихся вопросов для высшей школы характеризуется тем, что участвовали в данном мероприятии, наряду с главами регионов, представителями силовых и правоохранительных структур и ряда министерств и ведомств, а также религиозных организаций, и руководители вузов, в том числе РГПУ. В свою очередь, Министерство образования и науки РФ
7 июля 2011 г. обратилось к руководителям подведомственных учреждений профессионального образования с письмом «О дополнительных мерах по противодействию возникновению очагов национальной напряженности и терроризма».
Очевидно, что ситуация требует от нас организации и проведения планомерной опережающей профилактической работы с обучающимися как в университетских аудиториях, так и по месту жительства — в общежитиях межвузовского студенческого городка.
В целях профилактики противоправного поведения на межнациональной почве воспитательными службами, деканатами и преподавателями университета ведется работа по формированию ценностного отношения студентов к национальному и культурному многообразию народов РФ, в том числе в рамках программы «Толерантность», и это в целом содействует предупреждению межэтнической напряженности в среде студентов. Однако, несмотря на все эти усилия, к сожалению, имел место зафиксиро-
ванный случай участия одного из наших студентов в противоправных действиях на межнациональной почве.
Следовательно, необходимо безотлагательно разработать и начать на постоянной основе реализовывать специальную программу воспитательной работы по предотвращению проявлений молодежного экстремизма. В этой деятельности может быть использован и официальный сайт РГПУ им. А. И. Герцена, на котором следует размещать материалы антиэкстремистского и антитеррористического характера.
Уважаемые члены Ученого совета!
Одним из факторов модернизации образовательного процесса, приведения его в соответствие с требованиями новых образовательных стандартов должно стать новое качество интеграции образования и науки.
Повышение эффективности интеграции образования и науки является следующим важным рубежом наступающего учебного года.
Что касается собственно научной деятельности университета, то ее результаты были детально рассмотрены и обсуждены на заседании Ученого совета в январе 2011 г., и потому я сейчас затрону только те ее аспекты, которые особенно значимы в контексте сегодняшней повестки дня.
В отчетах деканов отражены разнообразные практические формы интеграции образования и науки: как традиционные — внедрение результатов научно-исследовательской работы в образовательный процесс, интегрирование научно-исследовательской работы студентов в учебный процесс; так и новые — вступление в ассоциацию юридического образования российских вузов (юридический факультет), проведение фестиваля науки (психолого-педагогический факультет); осуществление совместных с научными организациями научнообразовательных проектов (институт народов севера, факультет коррекционной
педагогики, филологический факультет, факультет биологии); создание научных лабораторий совместно с ведущими научными центрами и образовательными организациями (факультет информационных технологий, факультет физической культуры); включение обучающихся в деятельность междисциплинарного ресурсного центра коллективного пользования (факультет физики) и другие.
Наиболее перспективной формой интеграции образования и науки выступают научно-образовательные центры (НОЦ). В настоящее время в университете действуют 9 НОЦ.
В отчетном году созданы и зарегистрированы такие НОЦ, как «Экология и рациональное природопользование» (факультет географии); «Научно-методическое обеспечение и сопровождение подготовки менеджеров образования в системе непрерывного педагогического образования», «Корпоративная социальная ответственность и гуманитарная экспертиза социальных проектов» (факультет управления), «Передовые теоретические исследования» (факультет физики).
Кроме того, в 2011 г. с целью развития междисциплинарных направлений научных исследований, а также повышения эффективности использования ресурсного потенциала центров был создан единый объединенный междисциплинарный центр коллективного пользования (МРЦКП) «Физико-химические методы формирования и исследования материалов для нужд промышленности, науки и образования».
НОЦ и центры коллективного пользования представляют собой универсальные элементы сетевой инфраструктуры, которая создается для эффективного использования наработанных преимуществ на основе формирования, распространения и обновления знаний.
Представляется, что будущее наших НОЦ — в их «симбиозе» с научными школами. Позиционируя себя в научно-
образовательном пространстве, научные школы обогатят творческую атмосферу НОЦ и создадут необходимую мотивацию для вовлечения обучающейся молодежи в образовательный и исследовательский процессы.
В наступающем учебном году необходимо:
— более эффективно использовать функциональные ресурсы научнообразовательных центров;
— вместе с формированием новых центров интеграции науки и образования развивать научные коммуникации, создавать реально работающие механизмы внедрения результатов интеллектуальной деятельности.
Одной из форм интеграции образования и науки, а одновременно расширения социального партнерства Гер-ценовского университета являются опытно-экспериментальные площадки в образовательных учреждениях города (такой опыт имеется на факультете физической культуры, психолого-педагогическом факультете, в институте детства, на факультете технологии и предпринимательства и на ряде других факультетов). Было бы целесообразным и в новом учебном году продолжить создание опытно-экспериментальных площадок на базе инновационных образовательных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Важным шагом в развитии системы трансфера результатов интеллектуальной деятельности стало создание в конце уходящего учебного года отдела интеллектуальной собственности в управлении научных исследований. Среди задач, которые будет решать вновь созданный отдел:
— разработка и осуществление политики университета в области интеллектуальной собственности, направленной на развитие научно-образовательной и инновационной деятельности, ориентированной на потребности рынка и коммерциализацию ее результатов;
— правовая охрана созданных в университете результатов интеллектуальной деятельности в России и за рубежом;
— формирование атмосферы доверия и сотрудничества на основе баланса интересов между университетом, структурными подразделениями, работниками, а также предприятиями, организациями, инвесторами и иными потенциальными коммерческими партнерами.
В наступающем учебном году следует придать интенсивный характер деятельности данного отдела, так как это во многом будет определять эффективность трансфера результатов интеллектуальной деятельности сотрудников университета и одновременно расширять пространство интеграции образования и науки. Более того, гарантированная защита нашей интеллектуальной собственности будет содействовать динамизации роли нашего университета в международном плане, позволив ему еще активнее превращаться из реципиента зарубежного опыта в транслятора собственного, еще энергичнее предлагать свои научно-образовательные услуги.
С учетом всего этого в наступающем учебном году необходимо организовать целенаправленную работу по применению принципов современного менеджмента в организационно-управленческом обеспечении интеграции образования и науки, что требует повышения компетентности преподавателей и сотрудников в проектировании и совместной реализации научнообразовательных проектов с различными партнерами.
Решив сформулированные выше задачи, мы будем готовы выполнить обязательства перед теми, кто, успешно пройдя вступительную кампанию, с 1 сентября вливается в ряды студентов-герценовцев. А это в нынешнем году в соответствии с контрольными цифрами бюджетного приема — 2432 человек, в том числе 1376 человек, принятых на обучение по очной форме по программам подготовки бакалавра, 215 человек,
принятых на обучение по заочной форме по программам подготовки бакалавра, 16 человек, принятых на обучение по очной форме по программам подготовки специалиста, и 825 человек, принятых на обучение по очной форме в магистратуру. Подробнее о результатах приема в университет в ходе обсуждения доклада проинформирует ответственный секретарь приемной комиссии, а я сейчас хочу добавить лишь один штрих: на пресс-конференции по итогам приемной кампании в вузы Санкт-Петербурга, состоявшейся 4 августа в агентстве Интерфакс, руководителями Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга и Совета ректоров вузов города высказывалась мысль, что к топовым вузам, определяющим лицо Петербурга как всероссийского научнообразовательного центра, могут быть отнесены те, в которых бюджетный план приема превышает 1000 человек, а магистратура исчисляется не десятками, а сотнями человек, причем в качестве своего рода знаковой называлась цифра в 400 магистрантов. Согласитесь, в свете контрольных цифр приема, реализованных нашим университетом, нельзя не испытывать законную гордость.
Среди вновь принятых в наш университет студентов есть особая категория молодых людей. Речь идет о лицах с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидах. В этом году к нам поступили 46 человек, относящихся к этой категории. Если учесть, что по состоянию на 2010/2011 учебный год в РГПУ им. А. И. Герцена обучались 211 таких студентов, в том числе инвалидов по зрению и инвалидов по слуху, то становится очевидной необходимость развертывания работы по обеспечению для них безбарьер-ного — как в психологическом, методическом, так и в предметно-пространственном отношении — доступа к образованию, причем к этому нас побуждает не только общечеловеческий моральный долг, но и административные обязанности. Речь идет о том, что приказом Минобрнауки РФ от 30
декабря 2010 г. наш университет определен как базовый вуз, создающий условия для высшего профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидов. Заметьте, (и здесь хочется видеть нечто большее, чем просто совпадение) этот приказ был издан в тот же день, когда в нашем университете была принята новая Программа развития, которая в качестве одного из приоритетов определила расширение возможностей для включенного обучения лиц с ограниченными возможностями.
И в данном отношении отчетный учебный год обозначил рубежную для нас ситуацию.
Такой ее характер обусловлен тем, что в университете сформирована определенная система социально-реабилитационной поддержки профессионально-образовательной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья, включающая методическое, ресурсное и информационнотехнологическое, а также научно-исследовательское обеспечение интегрированного обучения инвалидов. Недавно факультет коррекционной педагогики, который закономерно служит основным кадровым ресурсом деятельности университета в данной сфере, выступил с предложением
о создании учебно-методической лаборатории «Центр социально-реабилитационного сопровождения инклюзивного профессионального образования студентов с ограниченными возможностями здоровья». Данное предложение заслуживает внимания, однако, как представляется, этот и все другие шаги в соответствующем направлении должны предприниматься в рамках комплексного плана реализации полномочий и обязанностей нашего университета как базового вуза, создающего условия для высшего профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидов.
Разработать такой стратегический план и приступить к его выполнению — еще одна важная задача предстоящего учебного года.
Нынешняя приемная кампания выявила еще один рубеж, о преодолении которого, очевидно, нам придется задуматься в ближайшее время.
Впервые мы столкнулись не просто с некоторым сокращением плана приема как таковым (оно, кстати, в целом не было критическим), а с диспропорциональностью этого сокращения, когда секвестр коснулся практически только гуманитарных профилей, а по укрупненной группе специальностей «Экономика и управление» план приема на бакалавриат был и вовсе сведен к нулю.
Иными словами, нами был получен недвусмысленный сигнал о, возможно, новом и весьма неоднозначном для нашего университета понимании профильности для него тех или иных направлений подготовки — понимании, увязывающем эту профильность исключительно с педагогической (образовательной) сферой.
Следовательно, нам необходимо обдумать шаги, которые бы позволили нашему вузу, с одной стороны, сохранить и укрепить свой статус в сфере педагогического образования, а с другой — выйти за рамки зауженной трактовки социальной миссии Герценовского университета.
Следующий рубеж, который предстоит преодолеть университету в наступающем учебном году, связан с обсуждением и предстоящим принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Российским союзом ректоров было организовано обсуждение законопроекта в региональных советах ректоров, ассоциациях и коллективах высших учебных заведений.
Вузовское сообщество высказалось за приоритетность государственного регулирования системы образования и согласование ее правовых основ с базовыми принципами, в числе которых: единство образовательного пространства; интеграция образования и науки; паритетность обучения и воспитания; академическая свобода; единство и преемственность уров-
ней образования; открытость образования обществу; сбалансированность интересов учащихся, родителей, преподавателей, работодателей и учредителей как основных участников образовательного процесса.
Принятие нового федерального закона, интегрирующего правовые нормы деятельности всех структурных элементов системы отечественного образования, потребует внесения уточнений и корректив в Устав университета, другие документы, в том числе в Программу развития университета на 2011—2015 гг.
Между тем, если проект нового закона об образовании еще только обсуждается, то реалией нового учебного года уже является изменение юридического статуса и механизма финансирования университета.
Теперь наш вуз называется следующим образом: Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена».
Дело здесь не только в смене названия. Изменились юридический статус университета и условия его финансирования — на основе субсидий и грантов, стимулирующих развитие определенных политикой Минобрнауки стратегических интересов государства, среди которых инновационность, предприимчивость, ориентация на работодателей, связь с приоритетными направлениями развития науки, техники и экономики.
Мы теперь не просто будем получать бюджетные средства — нам предстоит участвовать в конкурсных процедурах на право выполнения тех или иных профильных для нашего вуза работ; мы будем не просто планировать затраты, а обосновывать их целесообразность и эффективность, чтобы доказать свой приоритет по выполнению эти работ. А это требует нового качества всей нашей работы: образовательной, научной, управленческой, воспитательной.
Не случайно одним из предметов государственного субсидирования вузов является система менеджмента качества. Более того, эта система имеет имиджевое значение, так как может быть сертифицирована и представлена в качестве весомого аргумента в отношениях с заинтересованными сторонами и, прежде всего, в конкурсах на получение финансирования.
Отдельные элементы менеджмента качества представлены в практике функционирования нашего университета и уже успешно используются в отдельных проектах, в отдельных структурах, в отдельных работах. Целостная система менеджмента качества, как известно, апробирована и эффективно внедрена на факультете управления, который сертифицировал на международном уровне свою деятельность в данном направлении. Однако настало время диссеминировать соответствующий позитивный опыт в масштабах всего университета, с охватом — на регулярной основе — всех осуществляющихся в нем процессов. Более того, в университете накоплен значительный научный, методический и кадровый потенциал в этой области, в том числе в рамках реализации инновационной образовательной программы.
Подводя итог сказанному, предлагаю в наступающем учебном году создать рабочую группу из соответствующих специалистов для подготовки в контексте Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2011—2015 гг. проекта перехода университета на систему менеджмента качества.
Система менеджмента качества в числе прочего позволит нам решить и еще одну важную задачу, связанную с тем, что с
1 января 2012 г. наш университет начнет функционировать в условиях подушевого финансирования, и ценность каждого студента для нас будет иметь не только моральный, но и материальный эквивалент.
И в этой связи нам есть над чем задуматься.
Приведу лишь два количественных показателя: на сегодняшний день из университета в течение 2010/2011 учебного года уже отчислены 779 студентов-очников, обучавшихся на бюджетной основе; а принято на 1 курс 2498 человек. Иными словами, наша упущенная выгода составляет почти 31%.
Вероятно, эта ситуация отражает реальный и, увы, весьма невысокий исходный уровень подготовки вчерашних школьников, и во многом подобные масштабы отсева, наверное, не столько наша вина, сколько наша беда. Однако очевидно, что нам жизненно необходимо разработать и внедрить комплексную систему дифференцированной поддержки и сопровождения студентов, испытывающих трудности в обучении, и это — одна из актуальных задач наступающего учебного года.
Представляется, что еще одной характеристикой рубежности сегодняшнего этапа развития университета является необходимость интенсификации функционирования сообщества педагогических вузов России при координирующей роли РГПУ им. А. И. Герцена.
В отчетном году учебно-методическое объединение при Герценовском университете продолжало координацию действий вузов Ро ссии по переходу на уровневое образование и реализации ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование»; предпринимались организационные и координационные усилия по активизации деятельности сетевого объединения педагогических вузов «Педагогические кадры России».
Разработаны и подписаны договоры о взаимодействии с вузами, входящими в данное сетевое объединение, что реально содействовало развитию академической мобильности студентов внутри России. В этом смысле интересен и важен опыт приема студентов в вузах Нижневартовска, Казани, Барнаула и др. Состоялась рабочая поездка представителей целого ряда факультетов в Тульский государственный
педагогический университет им. Л. Н. Толстого для обсуждения конкретных вопросов сотрудничества с этим вузом — членом сетевого объединения.
Из отчетов факультетов следует, что все они в той или иной мере включились в деятельность сетевого объединения в различных формах: учебная, научная и консультационная деятельность; организация сотрудничества в области учебно-методической и научно-исследовательской деятельности по совершенствованию различных специализаций педагогического образования; обмен методами и технологиями обучения, использование и развитие современных гибких технологий обучения при реализации уровневых образовательных программ. Резервами же более эффективного использования потенциала вузов, входящих в сетевое объединение «Педагогические кадры России», могут служить привлечение абитуриентов, реализация обменных образовательных программ и модулей, заключение дополнительных соглашений с вузами-партнерами по конкретным направлениям научно-образовательной деятельности и др.
Что же касается стратегических задач, то, думается, речь должна идти не только о привлечении новых партнеров — необходимо существенно активизировать и по линии УМО, и в рамках сетевого взаимодействия работу по консолидации вузовского педагогического сообщества с целью достижения нового качества коллективных усилий, ибо дальнейшее промедление в этом плане может поставить под угрозу существование собственно института высшего педагогического образования как самодостаточного.
Уважаемые члены Ученого совета!
В наступающем учебном году нам предстоит обсудить много важных проблем в контексте задач, которые были обозначены в докладе. Проект плана заседаний Учено-
го совета представлен в раздаточном материале.
Наступающий учебный год будет ознаменован рядом важнейших для Герценов-ского университета дат. Назову лишь две — 200-летие со дня рождения А. И. Герцена и, конечно же, — и данное событие для нас, бесспорно, самое значимое — 215-летие нашей альма-матер, которое мы будем отмечать в мае 2012 г. Это — еще один, уже исторический, рубеж, который нам предстоит преодолеть в наступающем учебном году.
Уверен, что подготовка к празднованию этих событий — хороший повод для разносторонней совместной творческой работы коллектива университета в наступающем учебном году и достижения им новых вершин в реализации Программы развития, а также успешного взятия рубежей, которые были обозначены в докладе.
Хочу завершить свое выступление словами нашего ректора Валерия Павловича Соломина из интервью газете «Петербургский дневник»: «В быстроменяющемся мире неизменным университет, бесспорно, остаться не сможет, он будет трансформироваться, осваивать новые организационные формы и новые технологии образовательной деятельности, станет более погруженным в рынок. Но и в новой экономике он никогда не превратится в торговую лавку или фабрику дипломов, он по-прежнему будет оставаться храмом науки, центром инновационного педагогического образования, центром генерации нового знания в областях, к которым относится образование. Главное — сохранить верность идее, которая нас вдохновляла и объединяла многие годы». Думаю, эти слова емко выражают мысли каждого герценовца накануне наступающего учебного года.
С новым учебным годом, коллеги! Спасибо за внимание!