Научная статья на тему 'Интеграция государственной экономической политики и стратегического плана развития предприятия'

Интеграция государственной экономической политики и стратегического плана развития предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьбожев Э. Н., Бабич Т. Н., Некрасова А. С.

Рассмотрена сущность государственной экономической политики. Выявлены основные структурные элементы, обоснована взаимосвязь экономических политик на макро-, мезои микроуровнях. Рекомендовано учитывать направления государственной экономической политики в стратегических планах предприятий. Определена эффективность реализации одного из таких направлений на конкретном предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузьбожев Э. Н., Бабич Т. Н., Некрасова А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция государственной экономической политики и стратегического плана развития предприятия»

УДК 338.2

ИНТЕГРАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Э. Н. КУЗЬБОЖЕВ,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления E-mail: [email protected]

Т. Н. БАБИЧ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления E-mail: [email protected]

А. С. НЕКРАСОВА,

магистрант кафедры экономики и управления

E-mail:[email protected] Юго-Западный государственный университет

Рассмотрена сущность государственной экономической политики. Выявлены основные структурные элементы, обоснована взаимосвязь экономических политик на макро-, мезо- и микроуровнях. Рекомендовано учитывать направления государственной экономической политики в стратегических планах предприятий. Определена эффективность реализации одного из таких направлений на конкретном предприятии.

Ключевые слова: государство, экономическая политика, стратегия, социально-экономическое развитие, регион.

Рыночная экономика обладает и достоинствами, и недостатками. Среди недостатков наиболее существенный — слабая управляемость. Вследствие этого непросто выводить динамику экономики на достижение оперативных целей. Для преодоления этого недостатка во многих странах используются различные формы и методы государственного регулирования экономики: правовые, финансово-бюджетные, кредитные, государственное целевое программирование, индикативное планирование

и др. Необходимость их применения доказана опытом США, Франции, Германии, Японии, Сингапура и других стран. К сожалению, в России некоторые из них до сих пор не развиты (либо развиты недостаточно), хотя их необходимость велика вследствие особенностей формирования и развития рыночной среды. Нынешнее столетие добавило новые факторы, последствия которых для российского экономического пространства неоднозначны. Например, это возобновление экономического роста на новой качественной основе, усиливающаяся зависимость регионов страны от мирового хозяйства, необходимость смены технологических укладов, ужесточение экологических требований и др.

Относительно того, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства в динамику экономического развития, известны различные мнения. Это и всеобъемлющий государственный монополизм и даже экономический либерализм.

Но необходимость выполнения государством определенных функций в экономике сомнению не подвергается, хотя акценты в их формулировках имеются. Например, известны различные трактовки определения «государственной экономической политики». Рассмотрим некоторые из них.

В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона экономическая политика рассматривается как «раздел науки государственного управления, трактующий о формах и пределах законодательного регулирования хозяйственной жизни страны. Сюда относится законодательство в области аграрных отношений, торгово-промышленной (тарифная, таможенная политика), кредитной политики и денежного обращения (банковская политика), социальной политики (фабричное и рабочее законодательство) и др.» [6].

В Современном экономическом словаре [5] под государственной экономической политикой понимается «генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране». Сама же политика может акцентироваться на структурной, инвестиционной, денежно-кредитной, социальной, внешнеэкономической, научно-технической, налоговой, бюджетной компонентах.

По мнению научного руководителя Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики профессора Е. Г. Ясина, экономическая политика — это совокупность принципов, задач, приемов и мер, направленных на то, чтобы, опираясь на потенциал государственной власти, упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние и/или непосредственно предопределить их протекание [9].

Известна и узкая трактовка экономической политики — непосредственное воздействие государства на ход экономических процессов для их корректировки [4].

В источнике [3] говорится, что на современном этапе развития экономики идентифицируются понятия государственной экономической политики и государственного регулирования экономики. Там же дается определение, отражающее сущность этих понятий: «систематиповых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы

к изменяющимся условиям». По мнению авторов, государственное регулирование экономики имманентно входит в государственную экономическую политику (т. е. является более узким понятием), когда дается обозначение ее практической реализации. Именно в этих случаях целесообразно употреблять термины «государственное вмешательство», «государственное регулирование экономики», «государственно-монопольное регулирование» и др.

В Экономическом словаре [8] дано следующее определение: «система методов, инструментов и форм государственного воздействия на социально-экономические процессы, реализующая тот или иной тип экономической стратегии, требующая применения разнообразных инструментов и мер экономической политики в зависимости от этапа развития страны и конкретной социально-экономической ситуации».

Существуют и другие трактовки. Известны мнения, что государственная экономическая политика и государственное регулирование экономики — это синонимичные понятия.

Резюмируя приведенные точки зрения, дадим следующее определение государственной экономической политики: это деятельность органов государственной власти и государственного управления, направленная на улучшение производственных отношений и достижение благосостояния всего общества, реализующая определенный тип экономической стратегии разными методами (в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации в стране).

В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы, способов, инструментов осуществления государственной экономической политики, в ее состав включают различные виды политик. Единой, общепринятой классификации структуры государственной экономической политики не существует, так как авторы по-разному называют отдельные ее виды и формируют общий перечень составных частей экономической политики государства. Рассмотрим некоторые подходы.

В экономической теории принято государственную экономическую политику подразделять на два вида. Первый вид — макроэкономическая политика (действия государства, направленные на регулирование экономики для поддержания темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции). Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией. Макроэкономи-

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Рис. 1. Структура экономической политики России

Но до конца XVII в. лишь в редких случаях эти мероприятия обладали признаками обоснованной системы. Первой системой экономической политики, большинство положений которой было выработано эмпирическим путем, признается меркантилизм XVII и XVIII вв. До этого, несмотря на применение разных мероприятий, научная систематизация в этой области экономической теории отсутствовала. Основным назначением экономической политики меркантилизма было государственное содействие промышленности и внешней торговли.

Примерами осуществления государственной экономической политики в России являются крестьянская реформа 1861 г. и столыпинская реформа 1906 г. В 1906 г. государственная экономическая политика была ориентирована на увеличение числа собственников, в том числе собственников земли (переселение за Урал и в Предуралье). Таким образом, развитие российской экономики с середины XIXв. и до 1917 г. совершалось под воздействием прямого государственного вмешательства в воспроизводственный процесс. В СССР основными историческими событиями в сфере экономической политики явились октябрьская революция, военный коммунизм, новая экономическая политика, сталинизм, хрущевская оттепель, застой и перестройка [1]. Следует отметить, что именно с появлением нэпа в России впервые стали употреблять такое словосочетание.

Рис. 2. Уровни планирования в Российской Федерации

Меры государственной экономической политики в Российской Федерации выражаются также через планирование. Выделяется ряд уровней планирования (рис. 2).

В результате государственная экономическая политика определяет содержание различных долгосрочных (стратегических) планов развития страны (рис. 3).

В начале XXI в. первостепенным в экономической политике Российской Федерации признается поддержание и развитие всех сфер экономической жизни страны. Исходной точкой долгосрочного планирования стала социально-экономическая политика государства, предполагающая последовательное улучшение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Для реализации государственной экономической политики рекомендуется разрабатывать стратегию социально-экономического развития на региональном уровне. Следует отметить, что о формировании похожего документа говорилось еще и в СССР. Так, согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР» от 17.07.1987 № 816 «О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования процесс формирования» концепция развития регионов осуществлялась в три этапа и завершалась подготовкой комплексной программы научно-технического прогресса региона (так называемый долгосрочный план), концепции экономического и социального развития региона, генеральной схемы развития и размещения производительных сил региона [2]. Именно в этих документах отражались основные мероприятия государственной экономической политики. Например, обоснование рационального варианта развития экономики региона, контрольных цифр и госзаказов отраслям хозяйственного комплекса, программ социального развития и повышения уровня жизни населения региона).

В XXI в. разработка близких по содержанию

Рис. 3. Взаимосвязь структурных элементов государственной экономической политики

Во всех документах пристальное внимание уделено социальной политике, ориентированной не только на общегосударственные программы, но и задачи регионального масштаба. Среди них — решение проблемы дефицита жилья. Отмечено, что инвестиционные проекты должны быть направлены и на развитие промышленного производства экспортно ориентированной и импортозамещающей продукции. В рамках реализации этих направлений авторы ста-

документов возобновилась. В их числе находятся и схемы территориального планирования регионов. Рассмотрим логику формирования таких документов на примере Курской области.

В реализации экономической стратегии развития России на период до 2010 г. предполагалось проведение государственной экономической политики, направленной на модернизацию экономики и ее либерализацию. Полагалось, что дальнейшее развитие возможно только благодаря реализации инновационной стратегии развития, и регионы должны были определять собственные стратегические ориентиры. Курская область стала вторым регионом Российской Федерации, подготовившим стратегию своего развития на перспективу — «Стратегию социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года» [7]. Эта работа была положительно отмечена межведомственной комиссией Министерства регионального развития Российской Федерации.

В стратегии описаны два сценария: инерционное развитие и инновационно-прорывной путь. Администрацией области был выбран второй сценарий развития, предполагающий структурные сдвиги в пользу обрабатывающих отраслей промышленности и сектора услуг.

В соответствии со стратегией намечена среднесрочная программа экономического и социального развития Курской области до 2015 г., сформирована схема территориального планирования Курской области на три периода: до 2015 г., до 2025 г., прогноз развития на 25—30 лет.

тьи предлагают возможный вариант интеграции государственной экономической политики со стратегическим планом развития конкретного предприятия. Суть идеи в следующем.

Рынок жилья в России характеризуется высоким спросом и отстающими от него темпами строительства, потому желательно использовать резерв деревянного домостроения. Предполагается, что объемы строительства деревянных домов к 2015 г. увеличатся в 6—7 раз, а это потребует введения новых производственных мощностей за счет государственных и частных инвестиций.

Авторами выявлено, что на развитие деревянного домостроения в Курской области будут оказывать влияние различные факторы (и положительные, и отрицательные). В их числе увеличение стоимости производственного процесса. Удаленность от ресурсов леса повлечет повышение транспортных расходов на доставку сырья. Это отрицательный фактор. А положительный заключается в том, что в советское время в области было создано предприятие, выпускающее деревообрабатывающее оборудование. На оборудовании этого предприятия до сего времени осуществляется обработка древесины. В стратегический план должна быть включена программа создания цеха по переработке древесины на оборудовании собственного производства.

Для изготовления деревянных домов необходим обработанный пиломатериал в виде оцилинд-рованного бревна для стен, бруса для стропильных

ног, ригелей и т. д., досок для обрешетки под кровлю. Изготовление доски возможно на производимых на предприятии круглопильных многопильных станках. Прогноз максимально возможного объема производства на 2011, 2012 и 2013 гг. составил соответственно 1 764, 1 788 и 1 810 м3.

Осуществим расчет эффективности предлагаемых мероприятий. За основу возьмем одноэтажный дом размером 8 х 8 м. Расход пиломатериала на такой дом ожидается следующий. Оцилиндрованного бревна на несущие стены, без учета перегородок и с учетом оконных и дверных проемов понадобится 23,2 м3 при диаметре бревна 260 мм. Стропильные ноги устанавливаются с шагом 110 мм из бруса сечением 150 х 100 мм. Обрешетка выполняется из доски толщиной 25 мм с расстоянием между доской 80 мм. На конструкцию крыши и обрешетки израсходуется 3,3 м3. Всего же на один деревянный дом понадобится 26,5 м3 готового пиломатериала. Сведения о возможном выпуске деревянных домов на временной период: в 2011г. — 64 шт., в 2012 г. — 66 шт., в 2013 г. — 66 шт. Это максимально возможные объемы производства в планируемых производственных условиях. Если понадобится наращивать объем производства, то потребуется и расширение парка оборудования, введение большей сменности работы. Исходя из произведенных расчетов себестоимости, цены на готовые дома получились следующие: в 2011г. — 250тыс. руб. (с НДС 295тыс. руб.); в 2012г. - 270 (318,6)тыс. руб.; в 2013г. — 280 (330,4)тыс. руб. В результате объем производства продукции по годам в стоимостном выражении будет выглядеть следующим образом: в 2011 г. - 16 000тыс. руб.; в 2012г. - 17 820тыс. руб.; в 2013г. — 18 480тыс.руб.

Список литературы

В результате реализации предлагаемых мероприятий предприятие может получить чистую прибыль в 2011,2012,2013 гг. соответственно в размере

1 956,5;2 435,3и2 388,1 тыс.руб.

Бюджет Курской области может увеличиться за счет налога на прибыль с данного предприятия (только по этому мероприятию) в 2011г. — на 489,1 тыс. руб., в2012г. - на608,8тыс. руб., в2013 г. -на 597 тыс. руб.

Для расчета эффективности также необходимо знать размер инвестируемого капитала. В нашем случае инвестиции единовременны и составляют

2 992,52тыс. руб. Оборудование для нового участка предполагается использовать из собственного производства, поэтому дополнительные (кредитные) средства предприятию не понадобятся. В результате срок окупаемости предлагаемых мероприятий составит 1,6 года, а чистый дисконтированный доход составит 1 735,3тыс. руб. Программа полезна и с точки зрения расширения производства, и как элемент национального проекта «Доступное жилье».

В процессе реализации новой продукции на местном рынке предприятие будет участвовать в расширении жилищного фонда области и за ее пределами. Выпуская новую продукцию, предприятие может наращивать производственные мощности и увеличивать объем продукции. Благодаря этому расширяются рынки сбыта продукции по всей территории России. В этом смысле очевидна связь государственной политики на микро-, мезо- и макроуровнях: государство разрабатывает направления развития и поддержки населения и хозяйства страны, направляет соответствующие распоряжения и выделяют субсидии субъектам Федерации. Последние в свою очередь реализуют государственные проекты науровне предприятий.

1. Кузъбожев Э. Н. История государственного управления в России. Курск: Курск, гос. техн. ун-т, 2008.

2. Кузъбожев Э. Н., Лузин Г. П. Управление региональным развитием в период перехода к регулируемому рынку (прогнозы, анализы, варианты): монография. Апатиты: КолНЦ АН СССР, 1991.

3. КураковЛ. П. Экономика и право: словарь-справочник / Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. М: Вуз и школа, 2004.

4. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие / под ред. A.A. Сидоровича. М.: Дело и сервис,2007.

5. ЛозовскийЛ., РайзбергБ., СтародубцевЕ. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2007.

6. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. URL: http://dic.academic.ru/contents. nsf/ brokgauz_efron.

7. Стратегия социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года: постановление Курской областной думы от 24.05.2007 № 381-IV ОД.

8. Экономический словарь. URL: http://abc.informbureau.com/html/yeiiiiexaneass_iieeoeea.html.

9. Ясин Е. Г. Новая эпоха — старые тревоги: экономическая политика. М.: Новое издательство, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.