Оптимальность на рынке инноваций достигается тогда, когда товарные рынки и НПК функционируют эффективно и согласованно. Под оптимальностью подразумевается качественное и быстрое развитие новых технологий, способствующих повышению продуктивности хозяйственной системы и увеличению ВВП как в долгосрочном, так и в краткосрочном периодах. Для этого как на конкурентном рынке, так и на НПК должны быть введены различного рода принципы, регулирующие поведение их участников.
Для товарных рынков характерны следующие принципы:
1) принцип честной конкуренции (отсутствие сговора, заведомо ложной информации о товаре, соблюдение патентных прав, недопустимость рыночного шпионажа);
2) принцип открытости рынков (свободный вход на рынок фирмы с технологиями такого же уровня, как у действующих компаний на рынке, или превосходящих таковые);
3) принцип контроля над монополистическими рынками (контроль над уровнем цен со стороны государства).
Для НПК обязательны следующие принципы:
1) принцип открытого взаимодействия между всеми участниками комплекса;
2) принцип свободного доступа к научно-исследовательской информации;
3) принцип взаимодействия с зарубежными НПК и проведения совместных научно-технических проектов;
4) принцип непрерывного научно-исследовательского процесса.
Соблюдение данных принципов должно быть под контролем государственных институтов власти, а в частях, где правительство страны играет значительную роль, например система образования и государственные предприятия как равноправные участники конкурентных рынков, институты власти должны сами следовать этим принципам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Carty J.J. The Relation of Pure Science to Industrial Research // Reprint and Circular Series. 1916. N 14. P. 10-29.
2. Freeman C. The National System of Innovation in Historical Perspective // Cambridge Journal of Economics. 1995. N 19. Р. 5-24.
Г.Г. ГЕРЦБЕРГ
Галина Геннадьевна Герцберг — соискатель СПбГУЭФ. В 1980 г. окончила СПбГУЭФ.
Автор 4 научных публикаций, посвященных проблемам развития бизнеса в системе лесопромышленного комплекса.
Область научной специализации — экономика и управление народным хозяйством.
^ ^ ^
ВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ — ГРАЖДАНАМ РОССИИ» НА РАЗВИТИЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОЙ ОТРАСЛИ*
Выбор и реализация приоритетов технико-экономического развития предшествуют принятию концепции структурной перестройки экономики на основе современных технологий, разработке и реализации федеральных программ по ее осуществлению. Определение приоритетов технико-экономического развития по основным на-
ГРНТИ 06.75.00 © Г.Г. Герцберг, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.Г. Айрапетовой.
правлениям научно-технического прогресса должно исходить из закономерностей долгосрочного экономического роста, глобальных направлений технико-экономического развития и национальных конкурентных преимуществ. Эти приоритеты должны реализовываться посредством финансируемых при поддержке государства целевых программ, льготных кредитов, государственных закупок и предоставления государственных гарантий под инвестиции в закупки капиталоемкого оборудования отечественного производства. Настоящая концепция предполагает отказ от инерционного подхода, традиционно применявшегося к планированию развития и поддержки лесопильного бизнеса, и переход к селективному подходу.
Национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» взял курс на деревянное домостроение, являющееся «точкой роста» экономики и важным фактором социального развития. Его развитие в «лесных» регионах выступает главным условием обеспечения населения средних и малых городов современным комфортным жильем. Рост числа деревянных домов поможет увеличить объемы жилищного строительства и решить проблему доступности жилья. На реализацию программы деревянного домостроения в Ленинградской области требуется 2-3 млрд долл., включая себестоимость жилья, создание инженерной инфраструктуры и развитие отрасли стройматериалов [5]. По мнению Федерального агентства лесного хозяйства, «деревянное домостроение станет одним из основных направлений развития жилищного строительства, особенно в малых городах и пригородных зонах... В развитых же странах свыше половины жилого фонда — индивидуальные дома, значительная часть которых построена из дерева» [6].
Однако основными сдерживающими факторами строительства деревянных домов являются как отсутствие общей правительственной программы по развитию лесопромышленной отрасли, так и несовершенство законодательства России. С учетом приоритетных направлений развития экономики Ленинградской области, определенных федеральными и региональными программами социально-экономического развития, автором были выявлены и проанализированы приоритетные сценарии развития субъектов предпринимательства в области деревянного домостроения, определяющие базовые стратегические направления развития лесопильного бизнеса и в максимальной мере отвечающие целям и задачам реализации программы «Жилье» в Ленинградской области.
Повышенный интерес жителей региона к деревянному домостроению обеспечивает его спрос на рынке. С учетом прогнозируемого роста потребления населением продукции предприятий деревянного домостроения создаются возможности для развития этого сектора. Проведенный анализ позволил определить необходимые и возможные темпы прироста объемов продукции лесопиления, обеспечивающих реализацию программы «Жилье» (см. табл.).
Таблица
Обеспечение развития деревянного домостроения
Год Деревянное домостроение, млн кв. м Пиломатериалы, млн куб. м Плитные материалы, млн куб. м В пересчете на круглый лес, млн куб. м
2005 6,0 2,7 0,24 10,2
2006 7,0 3,15 0,7 11,9
2007 8,0 3,6 0,96 13,6
2008 13,0 5,85 1,3 22,1
2009 18,0 8,1 2,7 30,6
2010-2015 24,0 10,8 3,96 40,8
Прирост
за 5 лет 18,0 8,1 4,0 30,0
Энергоэффективные конструкции на основе древесины позволят снизить себестоимость продукции как минимум на 40 %, сократить сроки строительства в 1,5 раза при уменьшении суммарного расхода топливно-энергетических ресурсов не менее чем на 15-20 % за счет сокращения затрат на производство цемента, бетонных и железобетонных конструкций, совершенствования теплоизоляционных материалов.
При выборе основных направлений развития деревянного домостроения Ленинградской области, в первую очередь, должны быть учтены следующие факторы:
— наличие в области значительных запасов лесных ресурсов, которые используются сейчас не полностью;
— обеспеченность лесопромышленных предприятий области собственными трудовыми ресурсами;
— наличие в области крупных лесопильно-деревообрабатывающих предприятий по переработке древесины на пиломатериалы, изделия деревообработки, фанеру, плиты;
— спрос на продукцию внутри области и на внешних рынках;
— наличие технологий по переработке отходов деревообработки и макулатурной массы.
Стратегия развития предприятий лесопиления в Ленинградской области должна состоять из двух взаимосвязанных составляющих, которые условно могут быть определены как «стратегия переходного периода» и «стратегия сценарного развития».
Стратегия переходного периода предусматривает, что в течение 2009-2010 гг. главной задачей развития в Ленинградской области является оптимизация использования ресурсов для решения ключевых проблем по производству тех материалов, которые необходимы для малоэтажного крупносерийного домостроения и обеспечения эффективного перехода к стратегии сценарного развития.
Переход к сценарному развитию должен основываться на нормативных актах концептуального и программного характера, определяющих социально-экономическое развитие Ленинградской области в целом на среднесрочную и долгосрочную перспективу, вступивших в действие в 2008 г.
На основании оценки реальной ситуации необходимо объединить усилия лесопромышленников и Ассоциации по обеспечению качественными конструкционными материалами и плитами деревянного строительства. Как показывает мировой опыт, развитие лесопильного производства должно подвергнуться качественным структурным преобразованиям в направлении приоритетного производства специфицированных пиломатериалов. С этой целью в рамках реализации принятых Правительством РФ «Основных направлений развития лесной промышленности» должно быть осуществлено следующее:
— существенное расширение номенклатуры вырабатываемой продукции за счет глубокой переработки пиломатериалов, в том числе выработка калиброванных пиломатериалов, профилированной продукции (доска пола, вагонка, наличник, плинтус и т. п.), производство клееной продукции (клееного бруса для окон, мебельного клееного щита, стенового клееного бруса), деталей для мебели и т. п.;
— постепенное сокращение экспорта необработанных пиломатериалов и существенное возрастание экспорта пилопродукции глубокой переработки;
— развитие сушильных мощностей на лесопильных предприятиях, обеспечивающих производство лесопильной продукции глубокой переработки, доведение объемов сушки пиломатериалов в отрасли к 2010 г. до 70-80 %;
— реконструкция и техническое перевооружение лесопильных предприятий с установкой современного оборудования, систем контроля качества и управления технологическими процессами;
— повышение конкурентоспособности отечественного домостроения путем разработки нормативных документов, гармонизации их с международными стандартами и разработки системы добровольной сертификации продукции предприятий деревянного домостроения. В ближайшее время на базе этих двух структур планируется создать Координационный совет для экспертной работы по выработке отраслевых стандартов, норм и правил в области малоэтажного деревянного домостроения и мансардного строительства, архитектурно-проектных решений и планировок объектов малоэтажного деревянного строительства по государственным социальным программам с целью их дальнейшего вынесения на рассмотрение органов государственной власти РФ, а также по стимулированию глубокой переработки леса;
— эффективное обеспечение субъектов лесопильного производства трудовыми ресурсами, создание образовательных проектов по организации федеральной сети подготовки кадров для производства и возведения деревянных домов, в первую очередь, кадров высокой квалификации, способных работать с современными передовыми технологиями и обеспечить значительный рост оборота лесопильного бизнеса на базе существенного увеличения производительности труда;
— эффективное стимулирование межотраслевой ротации трудовых ресурсов лесопильного бизнеса путем расширения доступности для предпринимателей и работников программ обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
— преодоление ограничений сбыта продукции (работ, услуг), присущих внутрирегиональному рынку, в том числе путем стимулирования и поддержки выхода субъектов лесопильного бизнеса на новые рынки, в рамках межрегионального обмена и экспорта;
— обеспечение широкого доступа к финансовым ресурсам, имущественной поддержке, а также облегчение доступа к новейшим технологиям на основе использования новых инструментов привлечения денежных ресурсов, организации жилищных кооперативов как точек роста строительства малоэтажного жилья;
— структурирование и формирование в Санкт-Петербурге независимых саморегулируемых некоммерческих организаций субъектов лесопильного бизнеса, способных эффективно представлять их интересы.
Укрупненные расчеты технико-экономических показателей, проведенные автором, показали, что для развития деревянного домостроения до уровня производства 24,0 млн куб. м в год необходимы инвестиции в сумме 63,5 млрд руб., в том числе:
1) оборудование для индустриального производства домов — 21,3 млрд руб.;
2) инвестиции в плитное производство — 26,6 млрд руб.;
3) инвестиции в производство пиломатериалов — 15,7 млрд руб.
Представленные расчеты свидетельствуют о том, что предложенные направления развития деревянного домостроения на территории области должны обеспечить решение задач достижения целей повышения доходности, обеспечения финансово-устойчивой работы предприятий лесопромышленного комплекса и повышения их инвестиционной привлекательности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ассоциация деревянного домостроения проводит съезд в Санкт-Петербурге // ЛесПромИнформ. 2009. № 60.
2. Баринов В.А. Процветание навечно: какую выбрать стратегию развития для своего бизнеса 13 сентября 2006 г. Элита-риум: Центр дистанционного образования URL: http://www.elitarium.ru
3. ВеселковВ. Российское лесопиление: между прошлым и будущим // ЛесПромИнформ. 2009. № 60.
4. Каркасный или брусовой: в каких домах будут жить россияне? // Там же. № 58.
5. Программа деревянного домостроения в Ленинградской области. 28 сентября 2007 г. URL: http://realty.rbc.ru
6. URL: http://www.lenta.ru/news
Э.Н. ГУСЕЙНОВ
Эльмар Надир оглы Гусейнов — аспирант Азербайджанского университета кооперации.
В 2000 г. окончил юридический факультет Университета «Тефеккюр» (Баку), в 2003 г. — факультет правового регулирования экономики Азербайджанского государственного экономического университета (Баку).
Автор 5 публикаций.
^ ^ ^
ПОТЕНЦИАЛ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТОВ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ*
Международные проекты, осуществляемые в аграрной сфере, способствуют эффективному использованию существующего потенциала, увеличению плодородности земель, являющихся основным средством производства, обеспечивают выпуск конкурентоспособных товаров и стимулируют экспортную деятельность, а также покрывают потребности обрабатывающей и пищевой промышленности в сырье и потребности населения в продуктах.
Реформы, проводимые в аграрной сфере, не носят временный характер, а являются исторически обусловленными. В этом процессе старый экономический механизм заменяется механизмом нового хозяйства, управление аграрной сферы соответствует принципам рыночных отношений. Наряду с этим в сельском хозяйстве проводятся коренные структурные изменения, развиваются новые виды собственности и различные формы хозяйствования, создаются правовые, экономические, технико-организационные условия для развития предпринимательства и предприимчивости, между хозяйственными субъектами, отделами этой сферы и другими сферами экономики формируются новые производственно-экономические отношения.
Исследование показывает, что в последние годы в целях увеличения объема производства и обработки сельскохозяйственных товаров растут капиталовложения в аграрную сферу, усиливаются меры государственной поддержки местным предпринимателям, осуществляется защита внутреннего рынка. Процесс обеспечения этой сферы материально-техническими ресурсами, а также организации технических услуг расширяется. В направлении решения основных проблем аграрных производителей (обеспечение горюче-смазочными материалами, минеральными удобрениями и пр.) важные мероприятия осуществляются государством, да и сами предприниматели стремятся к рациональной деятельности.
ГРНТИ 68.75.13 © Э.Н. Гусейнов, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Г.А. Гянджиева.