Научная статья на тему 'Сопряжение государственной экономической политики и планирования на предприятии'

Сопряжение государственной экономической политики и планирования на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ / GOVERNMENT ECONOMIC POLICY / INDICATIVE PLANNING / ENTERPRISE BUSINESS PLAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смыченко Александра Сергеевна

Государственная экономическая политика является основным рычагом регулирования экономики страны. Ее интеграция с планами развития региона и предприятий влияет на темпы и направленность развития. В статье приведен пример согласования взаимных интересов различных уровней экономической системы на основе сов-местного социально-экономического проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conjugation of public policy and planning services

Government economic policy is the main lever of regulation of the economy. Its integration with the development plans of the region and businesses affected by the result of the implementation. The article is an example of the mutual interests of harmonization of different levels on the basis of a joint socio-economic project.

Текст научной работы на тему «Сопряжение государственной экономической политики и планирования на предприятии»

А С. СМЫЧЕНКО

Александра Сергеевна СМЫЧЕНКО — аспирантка кафедры экономики и управления Юго-Западного государственного университета. В 2010 г. окончила Юго-Западный государственный университет. Автор 15 публикаций.

Область научной специализации — экономика предприятия, государственное регулирование экономики.

-Ф- -Ф- -Ф-

СОПРЯЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ*

В обеспечении нормального функционирования экономической системы важная роль принадлежит государству. На протяжении всей истории своего существования государство, наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики, т. е. осуществляло реализацию экономической политики

Экономическая политика государств реализуется с использованием различных инструментов. В условиях рынка механизмы хозяйствования включают разнообразные инструменты регулирования деятельности хозяйствующих субъектов и на уровне государства, и на региональном уровне, и в сложных интегрированных комплексах, к которым можно отнести корпоративные формы ведения бизнеса. Одним из способов косвенного воздействия, определяющих «правила игры» в деятельности хозяйствующих субъектов на различных уровнях хозяйствования, является бизнес-планирование 12; 3; 41.

В настоящее время индикативное и бизнес-планирование способствуют эффективной реализации экономической политики, имеют важнейшее значение для современного управления производством, тем более что в России пока не существует сопоставимой изменившимся условиям системы планирования, особенно на микроуровне [1; 5; 6]. Применение индикативного планирования обеспечит косвенное регулирование деятельности автономных бизнес-единиц посредством определения приоритетных направлений их развития, разработки соответствующих программ, позволяющих привлекать всех заинтересованных субъектов к участию в их реализации. Его целью является создание механизма регулирования, обеспечивающего с учетом взаимодействий с внешней средой максимальное использование внутренних возможностей и ресурсов корпорации.

Ниже рассмотрена деятельность предприятий конкретного региона — Курской области, задействованных в реализации такого направления региональной стратегии развития, как увеличение объема жилищного строительства. Причем речь идет не только о строительных организациях, но и о других предприятиях смежных отраслей (производство оборудования для выполнения строительных работ, заготовка материалов, производство строительных конструкций и т. д.), в числе которых:

1) Завод электротехнического оборудования;

2) Лесопромышленное объединение («Леспромхоз»);

3) Строительно-монтажное объединение;

4) Завод «Деревомаш»;

5) Завод КПД (крупнопанельного домостроения).

ГРНТИ 06.56.31 ©A.C. Смыченко, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Э.Н. Кузьбожева.

Для формирования рационального варианта развития, отвечающего интересам как менеджмента, так и региональных властей, правительство региона заключает с перечисленными предприятиями экономические соглашения, объединенные общей целью — строительством жилого поселка (одна из задач государственной экономической политики). Все участники формирования индикативного плана взаимодействуют друг с другом, поскольку продукция каждого из предприятий необходима для выпуска продукции другим предприятием; государство же предоставляет субсидии на производство, делает госзаказ или регулирует величину налогов. Участники планового процесса выступают одновременно и как поставщики, и как потребители. Доля участия может быть выражена в стоимостном измерении или в процентах.

Необходимо учитывать тот факт, что общий объем не может превышать фиксированного значения, так как при затрате определенного количества ресурсов при достаточном технологическом уровне отрасль (группа предприятий) может произвести требуемый объем продукции. Более того, увеличение объема производства возможно лишь при дополнительном расходе ресурсов (экономическое представление закона «сохранения энергии»).

Упомянутый жилой поселок строится на земле из государственного резерва: правительство, предоставляя эту землю безвозмездно для строительства, удешевляет последнее. Отношения правительства с другими участниками планового процесса таковы:

1. Правительство — заказчик.

2. Завод электротехнического оборудования проектирует и осваивает производство нового продукта — солнечные батареи, выполняет их последующий монтаж на жилых зданиях; участвует в создании филиала в лесном поселке, где функционируют предприятия лесопромышленного объединения.

3. Лесопромышленное объединение заготавливает и передает заводу «Деревомаш» строительную древесину; участвует в строительстве филиала завода электротехнического оборудования в лесном поселке.

4. Строительно-монтажное объединение — генеральный подрядчик строительства жилого поселка, филиала завода в лесном поселке, осуществляет строительство автодороги от областного центра до жилого поселка, капитальный ремонт автодороги от областного центра до жилого поселка.

5. Завод «Деревомаш» изготавливает и продает генподрядчику дереводетали для домов жилого поселка.

6. Завод крупнопанельного домостроения — субподрядчик генерального подрядчика; изготавливает и продает по установленному графику железобетонные детали для жилого и промышленного строительства.

Для моделирования взаимодействия в рамках рассматриваемого проекта были введены следующие переменные:

XI.2 — государственные льготы и субсидии на изготовление солнечных батарей; размещение государственного заказа; средства из бюджета на проектирование солнечных батарей;

XI.3 — средства из бюджета на строительство производственного корпуса (долевое участие);

XI.4 — средства из бюджета на строительство дорог и коммуникаций;

XI.6 — государственный заказ на изготовление бетонных деталей для строительства домов, налоговые льготы;

Х1Л — выпуск солнечных батарей, участвующих в строительстве дорог, промышленном и гражданском строительстве;

АЗ.5 — заготовка деловой древесины для производственной деятельности завода «Деревомаш»;

Х4.1 — налоги, перечисляемые строительно-монтажным объединением в бюджет;

АЗ.4 — оплата строительно-монтажных работ;

Х6Л — налоги, перечисляемые Заводом КПД в бюджет.

Предприятие соглашается участвовать в работе по согласованию и выполнению индикативного регионального плана только в том случае, если видит экономический интерес, который может быть смоделирован при помощи сальдо «потребление — производство ресурсов». Если оно имеет положительное значение, то интерес для предприятия очевиден. В случае отрицательного показателя интерес предприятия не определен, тогда региональной администрации необходимо привлекать дополнительную мотивацию: сниженные ставки налогов, субсидии, предоставление земель для расширения производственных площадей, размещение дополнительных заказов, расширение рынков сбыта продукции, выход на международные рынки и т. д.

Для изготовления деревянных домов необходим обработанный пиломатериал в виде: оцилиндро-ванного бревна — для устройства стен; бруса — для изготовления стропильных ног, ригелей, подкосов, бабок; доски — для устройства обрешетки под кровлю. Изготовление доски возможно на производимых на предприятии круглопильных станках. Прогноз максимально возможного объема производства на имеющемся оборудовании на 2013, 2014 и 2015 гг. составил соответственно 1764, 1788 и 1810 м3.

Если принять в расчетах за основу одноэтажный дом размером 8,0 х 8,0 м, то ожидается следующий расход пиломатериалов: оцилиндрованного бревна на несущие стены (без учета перегородок, с учетом оконных и дверных проемов) понадобится 23,2 м3 при диаметре бревна 260 мм; стропильные ноги устанавливаются с шагом 110 мм из бруса сечением 150 х 100; обрешетка выполняется из доски толщиной 25 мм с расстоянием между доской 80 мм. На конструкцию крыши и обрешетки требуется 3,3 м3. Всего же на один деревянный дом понадобится 26,5 м3 готового пиломатериала. В результате можно изготовить: в 2013 г. — 64 дома, в 2014 и 2015 гг. — по 66 домов.

Такие объемы производства невозможны в существующих производственных условиях. Для наращивания объемов производства предприятие должно дополнительно иметь средства на строительство и монтаж основных производственных фондов. Объемы и сроки предоставления таких средств оговариваются в соглашении между региональной администрацией и предприятием.

Таким образом, расширяя свою производственную деятельность, предприятие реализует государственную экономическую политику. Прежде чем приступить к производству новых видов продукции, предприятие изучает направления социальной и экономической политики, федеральные и региональные целевые программы, возможность субсидирования проекта из бюджета, проводит мониторинг рынка. Иными словами, решение о запуске нового производства является результатом планирования.

Следовательно, можно сделать вывод, что политика (в том числе и экономическая) должна планироваться. В настоящее время, после отказа от использования методов централизованно-директивного планирования, под планированием в РФ подразумевается индикативное планирование. Поэтому в тексте при использовании понятия планирования опускается слово «индикативное».

Процесс достижения показателей (ориентиров, приоритетов) экономической политики необходимо планировать. В централизованно-директивном планировании под подобными показателями подразумевались «Основные направления экономического и социального развития»; теперь же они могут рассматриваться, в частности, как сроки и масштабы удовлетворения потребности в жилье российских граждан. Для решения этой задачи отраслевая структура хозяйства РФ, ее отдельных субъектов должна быть изменена (реструктуризована, подвержена структурным сдвигам); отрасли, которые являются главными субъектами жилищного строительства, должны получить стимул для расширения своей основной деятельности.

В связи с этим, помимо необходимости планировать реализацию политики, возникает вторая задача — планирование структурных сдвигов. И эта задача естественным образом «отодвигает» на второй план, можно сказать, вбирает в себя, первую задачу. Другими словами, при планировании процесса структурных сдвигов одновременно планируется процесс реализации экономической политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабкина П. И. Этапы и особенности стратегического управления развитием промышленного предприятия // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2013. № 1 (163). С. 73-81.

2. Бодрунов С.Д. Модернизация России — политический лозунг дня // Экономическое возрождение России. 2012. №4. С. 4-12.

3. Вертакова Ю.В. Индикативное планирование воспроизводственных пропорций устойчивого развития экономики региона (эмпирико-статистический подход). М.: Высшая школа, 2005. 240 с.

4. Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Управление воспроизводственным процессом региона на основе гармонической пропорции // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. № 5. С. 89-93.

5. Кушелев С.А. Имитационная модель оценки эффективности инвестиционных проектов реструктуризации промышленных предприятий // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2012. № 5 (156). С. 190-193.

6. Попов И. Бизнес-планирование. М.: Финансы и статистика, 2000. 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.