УДК 796
ИНТЕГРАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Шарафетдинова З.Г., Тихонова О.А.
Статья посвящена вопросу интеграции направленгш формирования элементарных математических представлены! н физического культуры. Анализируются возможности физических упражненгш как средство повышения познавательного и двигательного активности demeti старшего дошкольного возраста. Статья проиллюстрирована примерами игр, физических упражненгш, развивающих элементарные математические представления и двигательную активность у старших дошкольников.
Ключевые слова: интеграция; элементарные математические представления: физическая культура.
INTEGRATION OF THE FORMATION OF ELEMENTARY MATHEMATICAL CONCEPTS AND PHYSICAL CULTURE OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN
Sharafetclinova Z.G., Tikhonova O.A.
This article is devoted to the problem of integration of the directions of elementary mathematical concepts and physical cidture formation. The possibilities ofphysical exercises as a means of cognitive and motor activitiesprogressof preschool children are analyzed. The article includesmodel games and physical exercises that develop elementary mathematical concepts and motor activity ofsenior preschoolers.
Keywords: integration; elementary mathematical concepts; physical cidture.
Введение
В последнее время в дошкольных образовательных организациях в содержание организованной образовательной деятельности включают неполные сведения из разных областей действительности. Такая информация не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостное представление о мире как единой системе, где всё взаимосвязано [2]. Восприятие подобной информации снижает двигательную активность детей, оказывает отрицательное воздействие на здоровье дошкольников, приводит к гиподинамии. Нельзя забывать, что недостаточное физическое развитие накладывает негативный отпечаток на развитие интеллектуальное и наоборот. Одним из путей оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников считают процесс интеграции [4]
В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (далее Программа) [1, с. 65-72; 132-135] в содержании образовательных областей «Познавательное развитие» и «Физическое развитие» имеются аналогичные задачи развития и воспитания детей. Интересны возможности объединения этих образовательных областей по направлениям «Формирование элементарных математических представлений», «Физическая культура», которые являются наиболее эффективными средствами реализации принципа интеграции, что является важным этапом в проектировании содержания интегрированной организованной образовательной деятельности. При этом важно учитывать следующие варианты интеграции: в процессе формирования элементарных математических представлений физическая культура используется как фрагмент, то есть как часть или же в процессе физической культуры в начале или в конце решаются отдельные задачи формирования элементарных математических представлений. Такой подход поможет детям легче усвоить представления о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях, а с другой стороны, даст возможность решать потребности в ежеднев-
ной двигательной деятельности детей. Основными компонентами воздействия на организм и личность детей являются движения, игры и упражнения, сюжет, музыка. Содержание Программы формирования элементарных математических представлений старших дошкольников включает такие разделы, как «Количество и счёт», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени». Для освоения всех этих разделов необходимы двигательные навыки, связанные с выполнением физических упражнений. Формирование элементарных математических представлений не должно быть неинтересным занятием для детей. Включение в содержание организованной образовательной деятельности таких движений, как приседания, прыжки, бег, ходьба, наклоны, подбрасывания мяча, взмахи рукой и др., повышают двигательную и умственную активность детей, уменьшают их утомление. Приоритетное место отводится играм и упражнениям. Цель: выявить возможности интеграции содержания формирования элементарных математических представлений и физической культуры у старших дошкольников.
Методы исследования
При теоретическом анализе педагогической литературы применялся системный метод.
Результаты исследования
Выявлены возможности взаимосвязей содержания формирования элементарных математических представлений и физической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотрим подробнее наиболее значимые игры и упражнения, которые предполагают решение программных математических задач в подвижной форме: например, в следующем упражнении дети выполняют прыжки, ходьбу с принятием игровой роли лягушки, тигра, медведя, мыши, коня, гуся, аиста, зайца. Педагог даёт разные команды: семь лягушек и три тигра, после этого дети делают семь маленьких и три больших прыжка и останавливаются; пять
медведей и пять мышей - дети делают пять больших и пять маленьких шагов; шесть коней и четыре гуся, после этого дети выполняют шесть скачков галопом и четыре гусиных шага вприсядку; девять аистов и один заяц - дети выполняют девять прыжков на одной ноге и один прыжок на двух ногах и останавливаются. После каждого движения дети должны найти карты с цифрами, соответствующими количеству движений. Например, 7 и 3, 5 и 5, 6 и 4, 6 и 4. Это подвижная и весёлая игра развивает глазомер, закрепляет представления о составе числа из двух меньших, воображение, основные виды движений, как, ходьба, прыжки.
Используются и такие упражнения, которые совершенствуют количественный и порядковый счёт, умение называть числа в прямом и обратном порядке, сравнивать предметы по размеру - по высоте, длине, регулировать свои действия во времени, приучают навыкам бега и перестроения. Педагог делит детей на (три) команды и ставит две (три) скамейки. Затем засекается время и детям предлагается добежать до своих скамеек за одну минуту и выстроиться на них. Когда дети выполнят задание, им предлагается перестроиться на своих скамейках по разным признакам, например, по росту; по длине волос - от самого длинного до самого короткого. Важно, чтобы дети выполняли упражнения внимательно и осторожно, помогая друг другу. Можно раздать цифровые или числовые карточки от одного до десяти и предложить перестроиться по порядку в прямом и обратном порядке.
В подвижной игре «Часы» дети упражняются в определении времени по часам, когда они показывают целый час. Дети, у вас руки на поясе, наклоняясь в стороны и произнеся «тик-так» вы изображаете часы. А сейчас представьте, что наши руки-стрелки сломались и покажите, что они нуждаются в ремонте. (Дети делают произвольные движения руками). Часы отремонтировали и вы снова - часы. (Дети снова наклоняются вправо и влево, произнося при этом «тик-так»). Смотрите на циферблат и покажите руками, как стрелками часов: левая - минутная, правая - часовая. Который сейчас час? (Педагог переводит стрелки часов на 3, 6, 9,
12 часов, следит, чтобы дети показывали движения только по часовой стрелке).
Для углубления знаний о времени предлагается упражнение «Угадай, какие часы идут правильно?» (Дети хлопают глазками столько раз, какое число показывают контрольные цифровые часы). Упражнения комбинируют по-разному
Очень полезны игры и упражнения, способствующие развитию представлений о пространстве. Например, дети получают задания на выполнение их одновременно левой и правой руками: сзади головы правой рукой держать левое ухо, а левой рукой спереди правое ухо; правую руку положить на левое плечо, а левую - на правое; правой рукой расстегнуть пуговицу, а левой застегнуть; нарисовать какую-либо геометрическую фигуру одновременно правой и левой руками. Дети должны добиться такого результата, чтобы обе руки двигались слаженно, не отставая друг от друга. Когда каждый ребёнок сделает эти упражнения, можно разделить детей на команды и попросить их выполнить на время те же упражнения на слаженность рук, засекая время. Побеждает команда, которая выполнит задания быстрее и точнее. В результате у детей совершенствуется не только умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимание смысла пространственных отношений сзади-спереди, правое-левое, но и умение ориентироваться во времени, то есть закрепляется понятие о минуте, ещё и о геометрических фигурах.
Прыжки по «болотным кочкам», «льдинкам в воде», «следам» и «ладошкам», имеющим разную геометрическую форму (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник) закрепляют умения различать, называть геометрические фигуры, навыки сохранения равновесия при прыжках. Понятия «длина», «ширина», «высота», «толщина» более легко познаются детьми с помощью двигательного анализатора. Дети один за другим перепрыгивают через «ручеёк», начиная прыгать с узкого места, и постепенно продвигаясь к широкой части «ручейка»; катят мяч в широкие, узкие «ворота»; переступают через разные по размеру предметы. Педа-
гог называет большие и маленькие предметы и объекты (например, медведь, слон, теннисный мяч, дерево, кегля, погремушка и др.) Если названный предмет больше предыдущего, то дети встают на носки, одновременно поднимая руки вверх. Если названный предмет меньше предыдущего, то приседают. Таким же образом можно провести игры и упражнения для закрепления знаний о понятиях выше-ниже, шире-уже, толще-тоньше, длиннее-короче. Эти упражнения формируют умение сравнивать объекты окружающего мира по величине, развивают координацию движений, вызывает интерес к математике и физическим упражнениям.
В организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений подобные игры и упражнения могут проводиться в виде физкультминутки для поддержания работоспособности и избегания переутомления, занимательный сюжет оживляет интерес детей к математике и физкультуре.
С целью активизации познавательной и двигательной деятельности детей можно предложить йогу, предлагаемую Б.В. Рагозиным, заведующим кафедрой Российского государственного университета Дружбы народов [3, с. 31]. С помощью йоги детям можно перевоплощаться в растения, животных, предметы окружающего мира. Например, упражнение «Мальчик и цветок». Один мальчик спросил у солнышка: «Солнышко, как мне стать гибким и ловким?» «Для этого нужно много бегать и прыгать», - ответило солнышко. Мальчик пошёл на поляну и стал прыгать через цветы. Цветы отличались по высоте. Были среди них самые низкие, чуть выше (средние) и самые высокие. Ребята, какие цветы росли по высоте? (Самые низкие, чуть выше, самые высокие). Сначала мальчик прыгал через низкие цветы, затем через средние, потом через самые высокие. Вам тоже, как и мальчик, надо прыгать через низкие цветы, затем через средние, потом через самые высокие (Дети показывают и рассказывают, через какие по высоте цветы они прыгали и как это делали). «Ребята, вы очень красиво перепрыгивали через цветы. А сейчас пора вам отдохнуть. Сядьте на пятки, наклонитесь
вперёд, руки расслабьте, положите их вдоль туловища на пол ладонями вверх. Расслабьтесь. Как будто вы лежите на чашечке цветка, вдыхая его аромат. Досчитайте до десяти». (Дети про себя считают до десяти). «На цветке малютка спит, И цветок его растит. Под себя поджаты ножки, Копит силы эта крошка».
Выполняя это упражнение, дети учатся самостоятельно планировать свою деятельность во времени (время нахождения в одной позе не должно превышать одной минуты), что развивает «чувство времени», умение беречь время, различать длительность временного интервала (1 минута). Закрепляют умение энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте, считать до 10, устанавливать размерные отношения между тремя цветами (растут на поляне) разной высоты, систематизировать цветы, располагая их в возрастающем или убывающем порядке по размеру (высоте), отражать в речи порядок расположения цветов и соотношение между ними по размеру: красные - низкие, немного (чуть) выше - жёлтые, самые высокие или ещё выше - синие, развивают глазомер. Чтобы дети лучше вошли в образ, им показывают картинки. Благодаря детской йоге, дети учатся управлять своим телом, своими мыслями и воображением.
Использование музыки, сюжета в процессе игр и упражнений создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, способствует развитию математических познавательных способностей, двигательных навыков.
Заключение
Интеграция формирования элементарных математических представлений и физической культуры даёт возможность легче усвоить материал, обеспечивает его прочность, осознанность, формирует устойчивый познавательный интерес к математической и двигательной деятельности.
Информация о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Информация о спонсорстве. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Список литературы
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 304 с.
2. Павленко И.Н. Интегрированный подход в обучении дошкольников // Управление ДОУ. 2005. №5.
3. Рагозин Б.В. Йога для детей: Пособие для родителей / Б.В. Рагозин, М. Лопатина, А. Скребцова. М.: Философская Книга, 2015. 32 с.
4. Фомина Н.А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности дошкольников средствами сюжетно-ролевой ритмической гимнастики // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. №1.
5. Бобкова Е.Ю., Магсумов Т.А., Максимов Я.А. Профессиональные стандарты в сфере образования: инновации в организации образовательного процесса: учебник. Saint-Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2017. 168 с. DOI: 10.1273 l/profstandart2017
6. Шарафетдинова З.Г. Словообразовательный потенциал подражательных слов в татарском языке // В мире научных открытий. 2014. № 11.13 (59). С. 5382-5385.
7. Aminov Т.М. The Structure and Logic of the Pedagogical Process as the Basis of the Conception of Historical and Actual Pedagogical Research // Life Science Journal. 2014. № 11 (11). C. 544-547.
References
1. Veraksa, N.E., Komarova, T.S., Vasil'cva. M.A. (ed.). (2014). Ot rozh-deniya do shkoly. Primernctya obshcheobrazovatel 'naya programma doshkol 'nogo obrazovaniya [From the birth to school. Approximate general education program of preschool education], Moscow: MOZAIKA-SINTEZ.
2. Pavlenko I.N. (2005). Lntegrirovannyi podkhod г' obuchenii dosh-kol'nikov [Integrated approach in training of preschool children], Up-rctvlenie DOLL 5.
3. Ragozin B.V. Lopatina M., Skrebtsova A. (2015). Loga dlya detei: Poso-bie dlya roditelei [Yoga for children: Benefit for parents]. Moscow: Fi-losofskaya Kniga.
4. Fomina N.A. (2004). Lntegratsiya dvigatel 'noi i pozna\'atel 'noi deya-tel 'nosti doshkol 'nikov sredstvami syuzhetno-rolevoi ritmicheskoi gim-nastiki [Integration of motive and cognitive activity of preschool children means of subject and role rhythmic gymnastics]. Fizicheskaya kul 'tura: vospitanie, obrazovcmie, trenirovka, 1.
5. Bobkova E.Yu., Magsumov T.A., Maksimov Ya.A. (2017). Professional 'nye standarty г' sfere obrazovaniya: innovatsii г' organizatsii obrazovatel'nogo protsessa: uchebnik [Professional standards in education: innovations in the organization of educational process: textbook]. Saint-Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, [in Russian], DOI: 10.12731/profstand-art2017
6. Sharafetdinova Z.G. (2014). Derivational potential of imitative words in the Tatar language. Vmire nanchnykh othytii [Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture], 11.13 (59): 5382-5385.
7. Aminov T.M. (2014). The Structure and Logic of the Pedagogical Process as the Basis of the Conception of Historical and Actual Pedagogical Research. Life Science Journal, 11, (11): 544-547.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Шарафетдинова Зимфира Габдрахмановна, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования, кандидат филологических наук
Набережночелнинстш государственныft педагогическгш университет
ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Россия
gazega(a)mail. ги
Тихонова Оксана Анатольевна, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования, кандидат биологических наук
Набережночелнинстш государственный педагогтескгш университет
ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Россия maloks 76(d)mail. ru
DATA ABOUT AUTHORS Sharafetdinova Zemfira Gabdrakhmanovna, associate professor of the department of theory and methods of primary and preschool education, candidate of philological sciences
Naberezhnye Chelny Pedagogical University
28, Nizametdinov Str., Naberezhnye Chelny, 423806, Russia
gazega(d)mail. ru
Tikhonova Oksana Anatoljevna, associate professor of the department of theory and methods of primary and preschool education, candidate of biological sciences
Naberezhnye Chelny Pedagogical University
28, Nizametdinov Str., Naberezhnye Chelny, 423806, Russia
maloks 76(d)mail. ru