ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
Хазратова Ф.В.
Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны, Россия
В статье прослеживаются проблемы развития поликультурного образования. С целью решения этих проблем и созданы учебно-методические комплекты по формированию элементарных математических представлений у дошкольников «Учимся математике».
Ключевые слова: дошкольное образование; поликультурное образование; национально-культурная основа воспитания.
ROAD PROJECT "MULTICULTURAL EDUCATION MODELAS THE BASIS OF FORMATION OF THE RUSSIAN
CIVIL IDENTITY STUDYING SECONDARY SCHOOL"
Khazratova F. V.
Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Naberezhnye Chelny, Russia
The article traced the problems of multicultural education. In order to solve these problems and created teaching kit on the formation of elementary mathematical concepts in preschool children "Learning math."
Keywords: pre-school education; multicultural education; national and cultural basis of education.
Проблема развития поликультурного образования значима для нашей страны и ее регионов, в том числе для Республики Татарстан [3]. Содержание, технологии и язык поликультурного образования согласуются с общими тенденциями развития Российской Федерации, где исторически объединены и интегрированы национальные культурные традиции народов России.
Дня решения проблем поликультурного образования на дошкольном уровне созданы учебно-методические комплекты по развитию элементарных математических представлений у дошкольников «Учимся математике». Они выполнены на татарском и русском языках в аспекте реализации проекта «Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы» в рамках Федеральной целевой программы развития образования Ф-118.
Модернизация российского образования ставит задачу развития системы поликупьтурного образования. Анализ литературы свидетельствует, что проблема поликупьтурности в образовании издавна является предметом пристального внимания педагогической общественности (Я.А. Коменский, Н.К. Рерих, Н.А. Данилевский, Э. Мейлер, B.C. Библер и др) [4]. Развитие системы поликультурного образования является важной составляющей общей стратегии культурного развития, исходящей из потребности сберечь социокультурную ситуацию многообразия, защитить культурную самобытность каждого этнического сообщества, создавая, таким образом, гуманитарную основу для гражданских и этнических принципов общественного устройства.
Решение данной задачи поликультурного образования необходимо начать с системы дошкольного образования, когда закладываются основы личности ребёнка, ее базисная культура. В аспекте данной проблемы важную роль играет развитие элементарных математических представлений у дошкольников, начиная со второй младшей группы [1].
Реализация задач поликультурного образования представляет собой творческий процесс, основанный на использовании достижений дошкольной педагогики и психологии, предусматриваю-
щий деятельностный подход к обучению, систематическое изучение передового педагогического опыта и анализ своей работы.
Система дошкольных знаний отличается и должна отличаться от системы школьных знаний. Знания, усвоенные в системе, в корне меняют подход дошкольников к анализу окружающей действительности. У них появляется установка на поиск скрытых связей и отношений. Обследование внешних свойств предметов и явлений осуществляется уже с прицелом на познание внутренних связей и свойств, дети начинают все анализировать с позиции той системы, в которой предмет существует.
Методическое пособие по развитию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста. Адресовано воспитателям и студентам, обучающимся по профилю «Дошкольное образование».
Содержание поликультурного образования в детском саду соотносится с Приказом Министерства образования и науки России № 115 5 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее ФГОС ДО).
ФГОС ДО определяет соотношение частей основной образовательной программы. В примерной основной общеобразовательной программе выделяется обязательная часть (федеральный уровень) и часть, формируемая участниками образовательного процесса (региональный уровень).
Региональный уровень (вариативная часть) предполагает включение необходимого этнокультурного и регионального содержания и строится на принципах развивающего обучения и научного положения Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов).
Эффективность работы педагога во многом зависит от его опыта, специализации дошкольного образовательного учреждения, имеющейся материально-технической базы и от многих других
обстоятельств. Возникает необходимость в создании пособия, где можно найти конспекты ООД с методическими рекомендациями и рабочую тетрадь в соответствии с поликультурным образованием и ФГОС ДО. Разработанное нами методическое пособие раскрывает образовательную область «Познавательное развитие», одной из задач которой является формирование элементарных математических представлений. «Познавательное развитие» входит неотъемлемой составной частью в общий комплекс образования, являясь базой обучения для других образовательных областей. Разработанное нами методическое пособие по развитию элементарных математических представлений предназначено для воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста.
Содержание работы с дошкольниками в представленном методическом пособии строится на основе принципа кулыуросообраз-ности. Его реализация дает возможность учитывать национальные ценности и традиции в образовании, компенсирует недочеты духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование выступает в качестве процесса приобщения ребенка к ключевым элементам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). В этом пособии изложена система организованной образовательной деятельности (далее ООД) по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
В методическом пособии представлены методические основы и современные технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста, раскрыты возрастные особенности. Конспекты ООД разработаны с учетом современных требований развития математических представлений детей дошкольного возраста в рамках поликультурного образования. Мы надеемся, что содержание конспектов будет способствовать позитивным изменениям в познавательной, волевой и эмоциональной сфере личности ребенка.
Методическое пособие по развитию элементарных математических представлений является составной частью учебно-методического комплекта «Учимся математике». Пособие состоит из следующих частей: пояснительная записка, календарно-тематический план, конспекты ООД, диагностическая методика развития элементарных
математических представлений для детей, список использованной литературы. Данный комплект содержит рабочую тетрадь. Авторами данных УМК по развитию математических представлений дошкольников являются: к.ф.н., доцент ТиМНДО З.Г. Шарафетдинова, к.п.н., доцент кафедры ПиП И.З. Хабибулина, к.п.н., доцент кафедры ПиП Ф.В. Хазратова. Проект «Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы» в реализации УМК «Учимся математике» в поликультурном аспекте, имеет познавательное, научно-педагогическое, социально-политическое значение. Одновременно усвоение культурных традиций народов нашего края делается весьма значимым в касательно развития их национального самосознания. На сегодняшний день в детских садах каждого города и района Республики Татарстан созданы «пилотные» площадки по внедрению проекта «Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы» в рамках Федеральной целевой программы развития образования Ф-118.
Таким образом, из этого следует необходимость в реализации этого проекта в УМК «Учимся математике», но и выявления закономерных тенденций интеграции познавательных, естественнонаучных знаний и духовной культуры народов, населяющих Республику Татарстан.
Список литературы
1. Давыдов В.В. Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 3-18.
2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 200 с.
3. Хазратова Ф.В. Актуальные проблемы преемственных связей между дошкольной организацией и начальной школой // В мире научных открытий. 2014. № 5 (53). С. 73-77.
4. Magsumov Т.А. Ideas and meanings of symposium of historians of Russian education // Журнал министерства народного просвещения. 2015. №4 (6). С. 143-145.