УДК 338.1
Ю. П. Куликова
Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ пр. Вернадского, 82, Москва, 119571, Россия E-mail: [email protected]
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Рассматривается одно из условий инновационного развития высшей школы в субъектах РФ - наличие системной региональной политики в области образовательной, научной и инновационной деятельности, определяющей цели, траектории развития, ресурсы, требуемые для достижения целей, и механизмы контроля.
Ключевые слова: инновации, инновационная политика, инновационное развитие, модернизация экономики, управление инновационным развитием.
Введение
Инновационная деятельность высшей школы на основе интеграции образования и науки оказывает значительное социальное и экономическое влияние на национальную инновационную систему. При этом высокий уровень развития высшего образования в Российской Федерации, во многом сохранившийся в период перехода к рыночной экономике после распада СССР, делает возможным использование потенциала высшей школы для достижения задачи модернизации экономики страны.
Международные сравнения показывают, что высокий уровень образования среди населения является одним из основных конкурентных преимуществ РФ. Например, в Глобальном инновационном индексе Г^ЕАБ, отражающем восприимчивость экономики к производству и потреблению инноваций, РФ занимает 56-е место, при этом по уровню развития человеческого капитала и научных исследований - 38-е место. Последняя позиция складывается из трех показателей: научные исследования и разработки - 44-е место; образование - 46-е; высшее образование - 19-е место '.
Таким образом, инновационное развитие высшей школы имеет стратегическое значение для формирования к 2020 г. эффективной национальной инновационной системы.
Государственная политика
в области модернизации национального образования:
особенности и приоритеты
Важность инновационного развития высшей школы осознается Правительством. В статье В. В. Путина «О наших экономических задачах» отмечается, что «восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов - и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития. Международная конкурентоспособность нашей высшей школы должна стать нашей национальной задачей».
Для выявления проблем и возможностей дальнейшего инновационного развития высшей школы мы выделили три исторических этапа формирования современной системы высшего образования РФ с точки зрения государственного управления (табл. 1).
1 Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
ІББМ 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2012. Том 12, выпуск 4 © Ю. П. Куликова, 2012
Таблица 1
Характеристика основных этапов развития государственного регулирования инновационной деятельности в высшей школе
Этап Ключевые стратегические документы Нормативно-правовая база
Первый Федеральная программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 гг.» 1992 г. - Федеральный закон «Об образовании»; 1996 г. - «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; 1996 г. - Указ Президента РФ «О государственной поддержке интеграции высшего образования и фундаментальной науки»
Второй Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 гг.; Федеральная целевая программа развития образования на 2001-2005 гг.; 2002 г. - Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.; Федеральная целевая программа «Интеграция науки и образования России на 2002-2006 гг.»; 2005 г. - «Основные направления политики России в области развития инновационной системы на период до 2010 г.»; Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг.; 2006 г. - Национальный проект «Образование» (один из приоритетных национальных проектов); 2006 г. - Стратегия развития науки и инноваций до 2015 г.; Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 гг.» Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 676 «Об университетских комплексах»; 2003 г. - подписание РФ Болонской декларации; Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. № 308-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки»
Третий 2008 г. - Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.; Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.; Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.; 2011 г. - Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. Указ Президента РФ от 07.05.2008 № 716 «О федеральных университетах»; Указ Президента РФ от 7 октября 2008 года «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов»; Федеральный закон РФ от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреж-
108 Микроэкономический анализ : методы и результаты
Окончание табл. 1
Этап Ключевые стратегические документы Нормативно-правовая база
дениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»; Постановления Правительства от 9 апреля 2010 г. № 218 (кооперация вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства), № 219 (развитие инновационной инфраструктуры вузов), № 220 (гранты вузам по привлечению ведущих мировых ученых)
* Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.06.2009 № 276 «О перечне показателей, критериях и периодичности оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория «Национальный исследовательский университет».
Первый этап характеризуется принятием базовых законодательных актов в области образования и высшего образования. Снижение объемов финансирования науки и государственной поддержки вузов, отсутствие единой государственной политики в области образования привели к формированию ряда негативных тенденций (разрыв поколений в науке, неконтролируемая коммерциализация образования и т. д.). Вместе с тем вузы проявили определенную стихийную активность в процессах интеграции науки и образования, формировании организаций инновационной инфраструктуры (создание технопарков на базе вузов).
Второй этап привел к началу целевой государственной поддержки инновационного развития высшей школы и интеграции науки и образования (университетские комплексы), вовлечение России в международные процессы (Болонский процесс), что было связано с осознанием необходимости модернизации существующей системы высшего образования. Несмотря на во многом непоследовательное выполнение мероприятий целевых программ, их реализация позволила получить опыт управления инновационным развитием высшей школы и составила основу для перехода к третьему этапу.
Третий этап связан с принятием Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. - первого комплексного документа, обозначившего основные траектории развития РФ и обосновывающего необходимость перехода страны на инновационный путь развития. В этот период выделяются вузы с особым статусом. На базе вузов законодательно разрешено создание коммерческих предприятий для коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности, приняты программы для поддержки данного направления деятельности вузов.
Стратегия инновационного развития РФ: национальное образование
Среди определенных в Стратегии инновационного развития РФ экономических показателей, достижение которых обеспечит переход на инновационный путь развития, практически все связаны с качеством системы высшего образования (увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг и т. д.).
Среди непосредственных показателей:
• увеличение количества российских вузов, входящих в число 200 ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов (Quacquarelli Symonds World University Rankings), до 4 единиц (в 2010 г. - 1 вуз);
• увеличение доли средств, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счет всех источников финансирования, до 25 %.
Помимо этого, Указ Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 г. предусматривает утвердить в течение 2012 г. основные государственные программы Российской Федерации, включая «Развитие образования» и «Развитие науки и технологий». До 1 декабря 2012 г. планируется утверждение комплекса мер, направленных на подготовку и переподготовку управленческих кадров в социальной сфере, технических специалистов и инженеров, привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов 2.
Таким образом, современный этап развития системы высшего образования характеризуется следующими условиями:
• не в полной мере преодолены негативные тенденции, сложившиеся после перехода к рыночной экономике, - старение научных кадров, высокий отток ученых и высококвалифицированных специалистов в зарубежные страны и т. д., при значительном сохранении потенциала высшей школы;
• принят ряд федеральных нормативно-правовых документов и программ, направленных на расширение возможностей инновационного развития высших учебных заведений. В программных документах вузам отводится центральная роль в процессе модернизации экономики. Предпринят ряд конкретных мер для стимулирования инновационного развития вузов;
• сформированы основные элементы инфраструктуры национальной инновационной системы, а также элементы инновационной инфраструктуры на уровне вузов. Однако функционирование этих элементов не носит системного характера, формирование вузовской инфраструктуры происходило стихийно, развитие непоследовательно. Это обуславливает неэффективность отдельных элементов инфраструктуры, а также низкую эффективность инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в целом;
• в системе высшего образования, как и в целом в экономике страны, в том числе на государственном уровне, одной из основных проблем является отсутствие практического опыта управления инновационной деятельностью. Это препятствует эффективной реализации программ развития, преобразования во многом носят бессистемных характер.
С точки зрения обеспечения перехода РФ к инновационному типу развития, выполнения к 2020 г. стратегических ориентиров социально-экономического развития, система высшего образования может быть рассмотрена с трех позиций 3:
1) необходимо, чтобы система высшего образования обеспечила условия для эффективного осуществления инновационных процессов в экономике (развитие человеческого капитала, выполнение научных исследований);
2) необходимо, чтобы высшие учебные заведения смогли выступить в качестве активных субъектов инновационной деятельности (участие в коммерциализации инновационных разработок);
3) необходимо, чтобы были созданы правовые, организационные, финансовые, социально-экономические условия для инновационного развития системы высших учебных заведений (состояние кадрового потенциала, материально-технической базы и информационного обеспечения, организация образовательной и научно-исследовательской деятельности должны обеспечить выполнение первых двух задач).
Таким образом, высшие учебные заведения выполняют «триединую» роль в инновационных системах, являясь одновременно генераторами, каналами трансфера и потребителями
2 Приказ Министерства образования РФ от 06.09.1999 № 254 «О создании сети региональных и межвузовских центров международного сотрудничества и академической мобильности».
3 Распоряжение Министерства образования и науки РФ от 23.11.2006 № Р-33 «О проведении конкурсного отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы».
инновационной продукции. С одной стороны, вузы разрабатывают направления образовательной и научно-исследовательской деятельности в соответствии с потребностями экономики, с другой стороны, деятельность вузов оказывает влияние на формирование экономики определенного типа.
При этом все три задачи системы высшего образования при переходе к инновационному типу развития могут быть реализованы только при условии расширения участия вузов в национальной инновационной системе на основе усиления интеграции образования и науки.
Эти особенности обусловливают стратегическое значение инновационного развития высшей школы для социально-экономического развития страны, и их учет необходим при управлении развитием высших учебных заведений.
Зарубежный опыт интеграционного формирования системы национального образования
Зарубежный опыт показывает, что в инновационно ориентированном обществе развитие системы высшей школы является довольно динамичным процессом постоянной адаптации к потребностям экономики.
При этом система высшего образования как элемент национальной инновационной системы проходит несколько этапов развития. Так, в истории развития высшей школы Финляндии можно выделить три условных этапа.
1. Первый этап (1960-1980-е гг.) характеризуется становлением общей институциональной среды образовательной и научно-технической деятельности. Обществом была осознана необходимость научно-технического развития, были созданы основные органы государственного управления инновационным развитием и элементы инновационной инфраструктуры.
2. Второй этап (1990-е - 2007 г.) характеризуется внедрением на государственном уровне концепции национальной инновационной системы Финляндии и общества знаний, интеграцией в Европейское образовательное пространство, реформированием системы высшего образования для обеспечения высокого уровня прикладных исследований и регионального развития (создание университетов прикладных наук), созданием Финского совета по оценке высшего образования для контроля над результатами реформ и выполнением вузами своих задач в национальной инновационной системе.
3. Третий этап (2007 г. - настоящее время) характеризуется расширением финансовой и управленческой автономии вузов с целью активизации инновационной деятельности на основе взаимодействия с другими участниками инновационных систем. В 2008 г. в Финляндии была подготовлена первая национальная инновационная стратегия. Современные тенденции развития высшего образования Финляндии включают стимулирование международного сотрудничества, кластеризацию, развитие межвузовского взаимодействия, укрупнение и слияние вузов.
Опыт Финляндии интересен тем, что эта страна заняла лидирующие позиции в международных рейтингах конкурентоспособности и инновационности за относительно короткий исторический период при исторически сложившейся сырьевой направленности экономики и практическом отсутствии сектора фундаментальных исследований. К началу ХХ в. на территории Финляндии существовал только один университет. Исследование опыта Финляндии показывает, что именно образование явилось основой высокого качества жизни, сложивше-
4
гося в стране в настоящее время .
В программных документах РФ прогнозируются следующие этапы развития инновационной сферы для модернизации экономики (табл. 2).
4 В России 52 % жителей крупных городов не работают по специальности // Владимирский государственный гуманитарный университет. Новости высшего образования. ЦКЪ: http://www.vgpu.vladimir.ru/ news.education/ 21.htm
Характеристика программ инновационного развития РФ по целям и срокам реализации
№ Документ Цели программы Этапы реализации
1 Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. Формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста 2011-2015 гг.: развитие механизмов частно-государственного партнерства в научной и инновационной сферах; реализация прорывных направлений технологического развития и распространения передовых технологий в экономике; привлечение частных и зарубежных инвестиций в сектор исследований и разработок; развитие научной инфраструктуры; развитие рынков интеллектуальных активов и технологий, а также фондового рынка высокотехнологичных компаний
2 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период о 2020 г. Перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития 2011-2013 гг: решается задача повышения восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям. Приоритетом в образовании станет реструктуризация сектора высшего образования, ориентированная на развитие сектора исследований и разработок в университетах, углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями, кардинальное расширение международной интеграции российских вузов как в сфере образовательных программ, так и в сфере исследований и разработок, усиление академической мобильности и развитие сетевой организации образовательных и исследовательских программ. При этом будет усиливаться финансовая поддержка ведущих вузов, научных коллективов и отдельных ученых, проводящих исследования на мировом уровне. 2014-2020 гг.: предполагается полностью сформировать целостную и работоспособную национальную инновационную систему, адекватную расши-
№ Документ Цели программы Этапы реализации
ряющемуся спросу на инновации со стороны секторов экономики, обеспечивающую поддержку инновационной активности на всех стадиях инновационного цикла. Полноценно заработает инновационный центр «Сколково».
3 Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации 2011-2013 гг.: будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов учебных заведений, регионов и социально-экономических условий. 2014-2015 гг.: будут сформированы новые институты образования, модели управления в условиях широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий, будут закреплены ключевые институциональные и нормативные правовые изменения.
4 Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 гг. Создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании Один этап
5 Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» на 2007-2013 гг. Развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации 2007-2009 гг.: обеспечение условий для перехода к инновационному пути развития экономики страны. 2010-2013 гг.: содействие формированию сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.
Среди проблем в области реализации указанных программ можно отметить недостаточный уровень взаимосвязанности и сбалансированности целей и результатов. Стратегия инновационного развития в целом носит декларативный характер и требует разработки конкретизирующих программ.
Алгоритм формирования национальной инновационной системы высшего образования
С учетом зарубежного опыта, тенденций развития системы высшего образования РФ предложим алгоритм формирования национальной инновационной системы на основе активизации инновационной деятельности вузов, включающий несколько этапов (см. рисунок). Выделение этапов необходимо с точки зрения принятия управленческих решений. Для каждого этапа сформулированы задачи управления. По временным рамкам выполнение алгоритма предполагает три периода.
2013-2014 гг. - первые семь этапов, их результат - определение взаимосогласованных приоритетов развития инновационной деятельности высших учебных заведений в соответствии со стратегическими задачами развития страны, выявление сильных и слабых сторон сложившейся системы высшего образования, а также возможностей интеграционного развития. В этот период истечет срок реализации ряда федеральных программ и запланирована разработка последующих, что создаст возможность учета и использования положительного опыта.
2014-2015 гг. - восьмой этап, его результат - разработка программы интеграции вузов в национальную инновационную систему. К этому периоду будет создана основа для расширения взаимодействия между субъектами инновационной системы, выявлены наиболее эффективные модели развития высшей школы, будут частично введены в эксплуатацию ключевые элементы Инновационного центра Сколково.
2015-2020 гг. - девятый и десятый этапы, их результат - обеспечить ведущую роль вузов в инновационном развитии страны с соблюдением принципов координирования, автономии, конкуренции и кооперации.
1. Определение направлений влияния высшего образования на инновационное развитие экономики.
Задачей данного этапа является определение механизмов влияния деятельности высших учебных заведений на социально-экономическое развитие определенного типа. Инновационное развитие экономики страны формируется из отдельных компонент, зависящих от особенностей функционирования вузов. При этом управление высшими учебными заведениями включает управление несколькими компонентами, среди которых можно выделить образование, научно-исследовательскую деятельность и трансфер технологий.
От эффективности деятельности вузов по компоненте «образование» зависит обеспеченность экономики кадрами и уровень развития человеческого капитала страны. Важное значение имеет не только подготовка специалистов для отдельных отраслей экономики, но и современный конкурентоспособный уровень подготовки, который обеспечит востребованность специалистов на внутреннем и внешнем рынках труда. Менее очевидная и наиболее трудная для оценки функция образовательного процесса в высших учебных заведениях - раскрытие творческих способностей личности и формирование активной жизненной позиции, типа мышления, восприимчивого к инновациями. В ходе обучения создаются предпосылки для будущего вовлечения личности в инновационные процессы.
Научно-исследовательская деятельность определяет уровень развития фундаментальных и прикладных исследований, т. е. технико-технологическую основу инновационного развития. При этом в России за счет развития отраслевых научных институтов роль вузовской науки традиционно ниже, чем в развитых зарубежных странах, что повышает значимость интеграции процессов образования и научно-исследовательской деятельности.
Участие вузов в трансфере технологий реализуется по двум основным направлениям: создание вузами хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности; участие в создании объектов инновационной инфраструктуры и научно-инновационной инфраструктуры самостоятельно или в партнерстве с
другими участниками инновационной деятельности. Со стороны вуза в последнем случае могут предоставляться материально-техническая база, финансовые ресурсы, интеллектуальный капитал.
Определение направлений влияния высшего образования на инновационное развитие экономики
Образование Трансфер технологий Научно-исследовательская деятельность
Определение критериев влияния высшего образования на инновационное развитие экономики
Диагностика фактического состояния инновационной деятельности высших учебных заведений, соблюдения стандартов качества и инновационных проектов вузов
Выявление факторов, влияющих на развитие инновационной деятельности вузов, и определение условий активизации инновационной деятельности
Внутренние факторы
Внешние факторы
Мониторинг горизонтальных и вертикальных связей вузов
Формулировка целей управления инновационным развитием высшего образования
Тактические
1
2
3
4
5
6
Определение предпочтительных форм взаимодействия вузов с внешней средой
7
Разработка программы интеграции вузов в национальную инновационную систему
Реализация программы, корректировка
10
Оценка результата, принятие решения: распространение положительной практики, привлечение новых участников, совершенствование нормативно-правового обеспечения и государственных программ по формам и срокам
Инновационное развитие национальной экономики
8
9
Управление инновационным развитием системы высшего образования как инструмент реализации инновационной стратегии развития национальной экономики
Потребности модернизации могут быть обеспечены только за счет эффективного выполнения системой высшего образования всех направлений деятельности.
Управление инновациями является универсальным инструментом управления высшим учебным заведением, поскольку предполагает непосредственное влияние на все направления деятельности вуза.
2. Определение критериев влияния высшего образования на инновационное развитие экономики предполагает конкретизацию направлений влияния системы высшего образования на развитие экономики по рассмотренным выше составляющим. Задачей выступает определение перечня основных результирующих показателей и показателей оценки участия вузов в национальной инновационной системе.
По направлению «образование» основными результирующими показателями являются: удельный вес населения с высшим образованием в общей численности населения; удельный вес населения, участвующего в непрерывном образовании; удельный вес работников, трудоустроенных по специальности.
По направлению научные исследования результирующими показателями могут выступать: наличие научных школ мирового уровня, число регистрируемых патентов, число научных публикаций.
По направлению трансфера технологий: число инновационных предприятий, созданных на базе вузов; участие вузов в региональных, национальных и международных проектах на договорной основе.
В качестве дополнительных показателей, отражающих эффективность вовлечения вузов в национальную инновационную систему, можно указать следующие.
• По направлению «образование»: уровень развития молодежного предпринимательства; число сотрудников управленческого аппарата, прошедших повышение квалификации; число студентов вузов, имеющих опыт участия в научно-исследовательских проектах; использование прогрессивных образовательных технологий, методик и т. д.
• По направлению «научно-исследовательская деятельность»: структура внутренних затрат на исследования и разработки (бюджетные и внебюджетные источники); количество полученных национальных и международных наград и премий; возрастная структура исследователей и т. д.
3. Выявление факторов, влияющих на развитие инновационной деятельности вузов, и определение условий активизации инновационной деятельности позволяет определить альтернативы развития высшего образования в зависимости от изменения набора ключевых детерминант, что является задачей данного этапа.
Факторы можно разделить на внутренние и внешние.
Среди внешних факторов можно выделить нормативно-правовые, административные, социально-экономические, организационные, финансовые и международные.
Нормативно-правовые факторы включают законодательную базу сферы образования, научно-технической и инновационной деятельности (права вузов в области коммерциализации интеллектуальной собственности, распределение прав, процессы защиты интеллектуальной собственности и т. д.).
Административные факторы характеризуют государственное регулирование сферы высшего образования: виды и механизмы поддержки инновационного развития высшей школы (целевые программы, присвоение особого статуса вузам, финансовая, имущественная, организационно-методическая и другие виды поддержки), эффективность реализации законодательства и целевых программ.
Организационные факторы - наличие инновационной инфраструктуры, эффективность реализации программ государственной поддержки.
Социально-экономические факторы многочисленны и охватывают: демографические изменения; доходы населения (влияют на соотношение бюджетных и небюджетных мест в вузах), структуру экономики (определяет востребованность образовательных программ); качество начального образования; состояние предпринимательской и конкурентной среды (необходимость повышения конкурентоспособности - основной мотив развития сотрудниче-
ства между предприятиями реального сектора экономики и вузами в рамках подготовки специалистов, трансфера технологий) и т. д.
Финансовые факторы определяются возможностями финансовой сферы экономики (образовательные кредиты, страхование вузов и т. д.).
Международные факторы включают участие в международных организациях и программах (вступление в ВТО, Таможенный союз России, Беларуси, Казахстана, Киргизии), мировые экономические процессы (финансовый кризис, изменение цен на ресурсы).
К внутренним факторам относятся:
• организация образовательного процесса, включая использование инноваций;
• организация научно-исследовательской деятельности;
• ресурсная база вузов (фундаментальная и прикладная наука, наличие квалифицированного научно-преподавательского состава, площадей, современного оборудования);
• наличие системы управления инновационной деятельностью;
• финансово-экономическая устойчивость;
• наличие информационной и маркетинговой базы деятельности.
Модернизация системы высшего образования должна быть связана с модернизацией всех сфер общества. Можно выделить шесть условий, способных оказать влияние на активизацию инновационной деятельности в вузах и в экономике в целом:
• развитие начального образования (Россия отстает по показателям подготовки школьников по дисциплинам PISA - 37-е место в мире в 2012 г. в индексе INSEAD);
• повышение квалификации научно-преподавательского состава (в Финляндии в качестве требования к преподавателям вузов законодательно установлено три года практической работы);
• развитие информационных технологий в стране и вузах (доступ к международному информационному пространству);
• развитие подготовки по иностранным языкам (возможность установления новых контактов, доступ к зарубежному опыту, при этом в некоторых регионах кроме английского языка перспективно использование дополнительных языков - китайского, финского и т. д.);
• развитие спроса на инновации (развитие конкуренции будет означать потребность в повышении квалификации, сотрудничестве в научно-технической сфере и т. д., что послужит стимулом для разработки и внедрения инноваций в вузах).
Эти условия могут быть сформированы программно-целевым путем.
4. Диагностика фактического состояния инновационной деятельности высших учебных заведений, соблюдения стандартов качества и инновационных проектов вузов.
Задача данного этапа - определение фактического уровня участия высшей школы в национальной инновационной системе, выявление слабых сторон и потенциальных возможностей активизации инновационной деятельности вузов.
Для этого:
• определяются показатели, сформулированные на втором этапе алгоритма;
• проводится мониторинг ресурсной базы вузов (материально-техническая база, научные и научно-педагогические кадры), соблюдения стандартов качества и инновационных проектов вузов.
Цель мониторинга внутренних факторов, влияющих на развитие инновационной деятельности вузов, - формирование эмпирической базы данных для последующего прогнозирования потребностей высших учебных заведений.
Цель мониторинга наличия в вузе системы управления качеством учебного процесса (например, ISO9000) - определить возможности повышения качества управления инновациями в вузе.
Цель мониторинга инновационных проектов - определить потенциальных участников инновационных процессов и возможности активизации их деятельности. Под инновационными проектами вузов предлагается понимать как инновации образовательного процесса, так и научно-технические инновации (имеющие результатом научно-технические разработки, ориентированные на коммерциализацию).
Это требуется для разработки конкретных и согласованных по срокам мероприятий с целью достижения показателей, определенных количественно в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г., и определения требуемых для этого ресурсов.
Необходимо, чтобы диагностика была выполнена не только в вузах с присвоенным особым статусом.
Материал поступил в редколлегию 24.07.2012
Yu. P. Kulikova
FORM INTEGRATION OF SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN THE MODERNIZATION OF THE NATIONAL ECONOMY
In this paper we consider one of the conditions for innovative development of higher education in the subjects of the Russian Federation - the presence of a system of regional policy in the field of education, science and innovation, defining objectives, trajectory of development of these areas, the resources required to achieve the objectives and mechanisms of control.
Keywords: innovation, innovation policy, innovation development, modernization of the economy, the management of innovative development.