ИННОВАЦИИ Б ОБРАЗОВАНИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
ВАСИЛЬЕВА О.С.,
соискатель, преподаватель,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы (Ставропольский филиал),
e-mail: [email protected]
Объективная необходимость инновационного развития требует разработки новой концепции подготовки кадров. В настоящее время Россия находится на переходном этапе развития системы образования, перехода от традиционного образования к инновационному образованию. В программных документах страны закреплены основные направления структурной модернизации российского образования. В связи с этим в статье рассматриваются ключевые направления реализации инновационной деятельности российских вузов в качестве основного вида деятельности наравне с образовательной и научной, отражена современная система российских вузов. Автором анализируются сложившиеся в мировой практике образовательные модели, в том числе российская образовательная система, отмечаются определенные негативные тенденции современного российского образования. В статье определены ключевые принципы подготовки инновационно-ориентированных кадров, приведен существующий инструментарий оценки инновационной активности вузов, также рассматривается положение российских вузов в мировых образовательных рейтингах.
Ключевые слова: инновационное образование; инновационно-ориентрированная личность; инновационное развитие; инновационная активность; флагманские вузы; мировые образовательные рейтинги.
INNOVATIONS OF EDUCATION AS A PREREQUISITE FOR INNOVATION DEVELOPMENT IN RUSSIA
VASILYEVA O.S.,
Competitor, lecturer,
Russian Academy of National Economy and Public Administration (Stavropol branch),
e-mail: [email protected]
The objective need for innovative development requires a new concept of training. Now days Russia education system passes a transitional stage from traditional education to innovative one. The policy documents set out the basic directions of the country's educational structural modernization. The author considers the directions of innovations being as important as researched educational activities, besides modern Russian higher education system is described. The author analyzes the prevailing practice in the global educational models, including the Russian educational system and marks a certain negative tendencies in it. The paper identifies key principles for the preparation of innovation-oriented staff , gives the existing tools for assessing innovation activities of universities. Also addresses the situation of Russian educational institutions in the world rankings.
Keywords: innovative education; innovation personality; innovative development; innovation activity; the flagship universities; global education rankings.
JEL classification: H52, I21, I28, O31.
Эффективное и стабильное функционирование системы образования Российской Федерации является одним из ключевых направлений государственной политики, от решения которого непосредственно зависят устойчивое со-
© О.С. Васильева, 2013
TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3
стояние социальной системы и успешность проводимых реформ во всех отраслях национальной экономики. Задачи совершенствования системы образования России сформулированы и закреплены в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.», в федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 годы, в приоритетном национальном проекте «Образование», в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
Как показывает опыт экономически развитых стран, для того, чтобы экономика развивалась ускоренными темпами наряду с эффективными системами образования, необходимо реализовывать национальные образовательные проекты, как новации системы, которые создают условия для прорыва образовательных технологий отдельных направлений и способствуют обеспечению развития человеческих возможностей и подготовку работников, способных освоить новейшие технику и технологии.
В мировой практике в образовательной сфере сформированы четыре образовательные системы: традиционная европейская, прагматическая американская, религиозно-эзотерическая и сетевая (Розин, 2013). В настоящее время Россия находится на переходном этапе развития системы образования, практически отказавшись от сформированной ранее собственной более или менее самостоятельной национальной системы и тяготея организационно и нормативно к традиционной европейской с элементами сетевой модели. В традиционной европейской системе образования основной целью является формирование человека способного, знающего, подготовленного к трудовой деятельности, ориентированного на закономерности развития общества, в основе данной системы лежат учебные знания и предметы. Прагматическая американская модель нацелена на решение практических и ситуационных задач, обучение происходит с использованием множества эмпирических ситуаций, обучение строится на принципах проектности и вариативности учебных программ. В основе религиозно-эзотерической системы образования лежит идея усвоения сакрального писания и соответствующего восприятия мира, интерпретация их учителями, приобщенными к традиции и пр. Сетевая модель образования формируется в настоящее время, и она ориентирована на идеи корпоративности, проектности, конструктивности, рефлексивности и ряд других.
С. Смирнов определяет иную классификацию, дополнительную к указанной. Он выделяет три образовательные модели: «модель конвейера», «проектную модель» и «сетевую модель» (традиционной европейской системе соответствует первая, а складывающейся четвертой системе - третья модель). Образование в модели «конвейера» соответствует модели традиционной европейской системы, содержание которой состоит в том, знания «упаковывается в учебные программы и предметы и транслируется по конвейеру новым поколениям» (Смирнов, 2005). Проектная модель формировалась на базе американского университета; в ходе ее реализации «необходимо выстраивать пространство тренажеров и игровых имитаций, а также целевых предпрофессиональных работ (дипломных проектов), работая в которых и над которыми у человека формируется профессионализм особого рода - проектно-программного или метапредметного» (Смирнов, 2005). В рамках третьей модели «формируется представление о «сетевом образовательном пространстве, в котором конкретный человек, становящийся субъектом, собирающий сугубо свой вариант своего образования (начиная от освоения глубоко продвинутых культурных практик и кончая простыми формами адаптации и социализации) является сам предпринимателем своего образования, меняя свою профессиональную и культурную идентичность» (Смирнов, 2005).
Все системы имеют свои узкие места и недостатки и, тем не менее, они продолжают существовать в современном мире. Вероятно, потому, что каждой образовательной системе присущи свои институциональные и культурные реалии, которые разделяют и воспроизводят определенные слои общества.
Следует отметить, что в России в последние годы активно формируется сетевая модель и в сфере высшего профессионального образования наблюдается изменение тенденций и базовых запросов населения. Если еще не так давно ставилась задача обеспечения доступности образования, то сегодня встает вопрос о качестве образовательных услуг и качестве подготовки кадров. Повышение качества высшего профессионального образования для различных слоев и групп населения определяет новый вектор развития высшей школы и подготовки специалистов для инновационной экономики и экономики знаний. Именно поэтому государством ставится задача перехода от традиционного образования к инновационному образованию, отвечающего действующим требованиям развития экономики и государства в целом.
Инновационное образование отличается от традиционного тем, что затраты на подготовку кадров приравниваются к эффективным и долгосрочным инвестициям, и на первый план выходит не общая сумма знаний, а приобретение необходимых профессиональных компетенций, т. е. определенного объема знаний, соответствующих умений самостоятельно осуществлять поиск, анализ и обработку необходимой информации и профессиональных навыков. Кроме того, учебный процесс должен быть ориентирован на практическую деятельность. Это требует формирования учреждений высшего образования как интеграции фундаментальной науки, процесса образования и производства. При такой модели необходимо выбирать такие дисциплины, которые будут способствовать профессиональному развитию и эффективному использованию интеллектуального капитала обучающихся.
Только инновационное образование способно создать условия для перехода к инновационному развитию.
Объективная необходимость инновационного развития требует разработки новой концепции подготовки кадров, основными принципами которой являются (Жанказиев, 2011):
• формирование, совершенствование и самореализация творческой личности; постоянная ориентация на генерирование перспективных научно-технических нововведений;
• направленность на подготовку высококвалифицированных специалистов, администраторов инновационной деятельности;
• взгляд на подготовку кадров как на составную часть производственного процесса, а на расходы по этой статье - как на долгосрочные инвестиции;
• подготовка кадров для управления психологическими и социальными аспектами процесса формирования наукоемких нововведений;
• сотрудничество вузов с предприятиями, реализующими наукемкие технологии.
Развитию инновационных качеств человеческого потенциала в процессе обучения, совершенствовании в этих целях самого образовательного процесса должна содействовать институциональная перестройка системы профессионального образования, в том числе создание в стране сети флагманских вузов как крупных инновационных научнообразовательных комплексов.
Вузы участвуют в инновационной деятельности в двух ролях: учебные заведения являются инновационными организациями, являясь, в то же время, неотъемлемой частью инновационной инфраструктуры.
У вузов как у инновационных организаций можно выделить три вида инноваций: продуктовые, организационные, технологические. Реализация инноваций данного типа приведет к увеличению прибыли вуза за счет реализации новых образовательных услуг, освоению новых сегментов рынка, росту объемов продаж образовательных услуг, снижению себестоимости, повышению качества образования.
Как часть инфраструктуры вузы являются проводниками достижений науки в промышленность и реальный сектор экономики, способствуют активизации инновационной деятельности предприятий и организаций. Инновационная деятельность в вузах России развивается по трем основным направлениям: научно-исследовательская деятельность, образовательная деятельность, проектная деятельность.
Образовательная деятельность выполняет координационную и консолидирующую функции, поскольку только в недрах образовательной системы возможно формирование кадрового потенциала, способного инновационно выполнять научно-исследовательскую деятельность и проектные работы, ориентированные на результат. Целью образовательной деятельности вузов является подготовка инновационно-ориентированной личности. Образовательный процесс строится по трем направлениям: подготовка кадров, профессиональная переподготовка и повышение квалификации.
Направления структурной модернизации образования определены Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., а также иными правовыми актами и их суть состоит в том, что:
• в системе высшего профессионального образования необходимо выделить некий базовый каркас - вузы, с особым организационно-правовым положением (федеральный университет, ведущий классический университет, национальный исследовательский университет, бизнес-школа мирового уровня);
• выявление и определение высших учебных заведений, которым будет разрешено осуществлять подготовку кадров по программам бакалавриата.
В настоящее время структура высшего образования Российской Федерации представлена следующим образом:
1) девять федеральных университетов, которые реализуют программы сбалансированного обеспечения кадрами экономики федеральных округов (Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Дальневосточный федеральный университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Северо-Кавказский федеральный университет, Сибирский федеральный университет, Южный федеральный университет, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина);
2) двадцать девять национальных исследовательских университетов, деятельность которых осуществляется в свете интеграции науки и образования (Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Новосибирский государственный университет, Санкт-Петербургский академический университет - научно-образовательный центр нанотехнологий РАН и др.) Отличительной особенностью национальных исследовательских университетов является то, что они призваны осуществлять трансфер технологий в экономику и проведение широкого спектра прикладных и фундаментальных исследований;
3) две бизнес-школы мирового уровня, целью которых является развитие предпринимательского и управленческого потенциала (Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, Московская школа управления «СКОЛКОВО»);
4) два ведущих классических университета, являющихся основой естественно-научного и гуманитарного образования страны (Московский государственный университет им. М. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет).
Независимо от своей принадлежности к тому или иному типу флагманских университетов целевым назначением их деятельности является осуществление деятельности на принципах взаимосвязи учебной и проектноисследовательской деятельности.
Флагманские вузы создаются как образовательные учреждения, реализующие конкурентоспособные на национальном и мировом уровнях образовательные программы, способные к генерации и распространению профессиональных знаний, конкурентных технологий и инноваций.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3
Неотъемлемыми чертами флагманских вузов должны быть:
• реализация международных образовательных программ, проведение фундаментальных научно-исследовательских работ, сотрудничество с зарубежными вузами, включая взаимный обмен студентами и преподавателями, научное и образовательное сотрудничество с университетами развивающихся стран;
• объединение научно-исследовательской работы образовательной деятельности в один комплексный процесс, который позволяет реализовывать образовательные программы с теоретико-прикладным содержанием;
• формирование кадрового потенциала для нужд и потребностей инновационной экономики, партнерство с ведущими национальными, региональными и международными компаниями;
• комплексный интегрированный характер учебных программ, создание лабораторий и проблемных центров, работа которых выходит за границы учебных программ и инновационно ориентирована;
• поддержка государством работ и исследований через конкурентную систему грантов и государственных заказов, выделение средств на реализацию программ развития, а также прямое бюджетное финансирование основных целей, задач и миссии вуза.
Для того, чтобы представленный механизм высшего образования эффективно функционировал и развивался, необходимо проводить системные преобразования, ориентированные на подготовку кадров, способных создавать и развивать новые модернизационные направления инновационной экономики. Научные исследования и технологические разработки должны обеспечивать реструктуризацию и модернизацию действующих производств, внедрение высокоэффективных современных технологий и соответствовать мировому уровню. Должна происходить системная интернационализация и глобализация образовательного процесса, включая привлечение иностранных преподавателей и исследователей, студентов, обеспечение мирового лидерства в фундаментальных и прикладных исследованиях и разработках по ряду перспективных научных направлений. Флагманские вузы должны быть превращены в ведущие интеллектуальные и технологические центры, а также центры притяжения, научно-образовательного влияния России в странах-партнерах.
Флагманские вузы должны быть превращены в инновационное ядро образовательной системы за счет создания инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (венчурный фонд, технопарк, структуры обучения, экспертизы, консалтинга, сертификации), ориентированной на эффективный экономический результат.
Однако инновационные технологии и деятельность подобны инвестициям. Они подразделяются на «короткие» и «длинные», и необходима специальная система оценки инновационной активности вузов с целью определения его тактического и стратегического потенциала.
Такая оценка инновационной активности позволит стимулировать тот потенциал вуза, развитие которого будет способствовать увеличению его финансовых показателей, но также позволит сформировать инновационноориентированный механизм развития человеческого капитала вуза.
Согласно приказу Министерства экономического развития1, инновационная активность организации может быть оценена через три базовых параметра: 1) проектами, работы по которым завершены; 2) соучастие организации в исследованиях; 3) факторным анализом отсутствия инновационных проектов. Однако министерская система инновационных маркеров не в полной мере отражает потенциал вуза и актуализацию его усилий в этом направлении. Иными словами, предложенная министерством система оценки инноваций - это статическая система, дающая определенный одномоментный «срез». Для определения потенций вуза, его усилий в области инноваций необходим особый инструментарий и особая система показателей.
В качестве показателей инновационной активности выступают следующие: инновационная восприимчивость, инновационный ресурс, организованность инновационного процесса, управление инновациями, результативность инновационной деятельности вуза (Богомолова, 2011).
Первый показатель отражает инновационную способность научно-педагогических кадров в применении новых технологий и методов эффективного управления человеческим капиталом.
Второй - потенциальные и профессиональные возможности кадров использовать все виды ресурсов (инновационные, технологические, интеллектуальные, организационные, финансовые и др.).
Третий и четвертый показатели определяют уровень компетенции персонала, позволяющий организовывать инновационный процесс и эффективно управлять им.
Пятый показатель говорит сам за себя - инновационная деятельность вуза должна быть эффективной и приводить в итоге к прорывным технологиям.
Современная система образования сталкивается с целым рядом проблем, среди которых можно выделить снижение ее инвестиционной привлекательности, отставание от требований рынка труда, снижение конкурентоспособности выпускников. Подготовка специалистов не в полной мере соответствует потребностям работодателей по содержанию, численности, оперативности внесения изменений в требования к необходимым компетенциям по профессиям. Современная система образования должна быть направлена на формирование гибкой, с определенным набором ключевых компетенций личности, способной успешно адаптироваться в постоянно меняющихся условиях информационного общества.
В последние годы сигнализирующую функцию в области качества и уровня вузовского образования, определяющего эффективность инновационных подходов, играют различные рейтинги. Неполная репрезентативность
1 Приказ Министерства экономического развития РФ «Об утверждении указаний по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4 - инновация «Сведения об инновационной активности организации».
российских вузов в мировых рейтинговых системах, их явная недостаточность в сравнении с общим количеством и крайне низкие места, которые им отводят, является причиной низкого спроса на услуги наших вузов и выпускников в мире. Наиболее авторитетными рейтинговыми системами в настоящее время являются: Академический рейтинг университетов мира (Academic Ranking of World Universities (ARWU), «Шанхайский рейтинг») и рейтинг британского журнала Times Higher Education. Примечательно, что в указанных рейтингах учтены всего лишь пять российских высших учебных заведений: Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Томский государственный университет, Новосибирский государственный университет, Казанский государственный университет из общего числа вузов в России (в настоящее время в Российской Федерации осуществляют свою деятельность 1080 образовательных учреждений высшего профессионального образования, 1639 филиалов образовательных учреждений высшего профессионального образования (Индикаторы образования, 2013)).
Образование выявляет и формирует креативный потенциал общества, без которого инновационное развитие невозможно, причем необходимо, чтобы само образование было инновационным. Прежде всего, это должно быть образование нового уровня и качества. Главной его направленностью должно стать формирование инновационного мышления, развитие интеллектуального потенциала и творческих способностей, поиск новых подходов в решении современных проблем. Это должно быть образование перспективное и фундаментальное, построенное на понимании закономерного развития и видении будущего экономики и общества. Важным признаком инновационного образования являются его непрерывность и возрастающая компетентность, профессионализм и социальная ответственность выпускников.
Отрадно, что при не очень высоких результатах внедрения и формирования инновационных технология в образовании, в научном сообществе и мире практиков от образования уже сформированы его примерная модель, цель и основные задачи.
ЛИТЕРАТУРА
Богомолова И.С., Масыч М.А. (2011). Развитие человеческого капитала в системе высшего профессионального образования: инновационно-ориентированный подход // Инновационная экономика и промышленная политика региона: материалы IX научно-практической конференции. СПбГПУ. С. 468-471.
ЖанказиевА.Х. (2011.) Основные цели, организационно-экономические инструменты системы высшего образования // Вопросы экономики и права. № 11. С. 45-48.
Индикаторы образования: 2013: статистический сборник. (2013). М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». С. 246.
Розин В.М. (2013). Образование в условиях модернизации и неопределенности: Концепция. М.: Книжный дом «ЛИБРИКОМ». С. 24-27.
Смирнов С.А. (2005). Человек перехода: сборник научных работ. Новосибирск. С. 146-149.
REFERENCES
Bogomolova I., Masych M. (2011). Human capital development in the higher education system: an innovation-oriented approach. Innovation and industrial policy in the region: Materials IX scientific conference. Polytechnic University. Pp. 468-471. (In Russian.)
Indicators of Education: 2013: statistical yearbook. (2013). Moscow: National Research University «Higher School of Economics». P. 246. (In Russian.)
Rozin V. (2013). Education in the context of modernization and uncertainty: Concept. Moscow: Publishing house "LIBRIKOM". Pp. 24-27. (In Russian.)
Smirnov S. (2005) Man of transition: a collection of research papers. Novosibirsk. Pp. 146-149. (In Russian.)
ZhankazievA. (2011). The main objectives of the organizational and economic tools in higher education. Problems of Economics and Law. ^. 11. Pp. 45-48. (In Russian.)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3