УДК 33.81
ПРОГРАММА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Ю.П. КУЛИКОВА
Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва, Российская Федерация
Анализируя организационную форму разработки государственной инновационной политики, прослеживается линия взаимодействия совокупности нескольких стран (межгосударственная политика), министерств и ведомств государства, ответственных за различные сферы инновационного, научно-технического и экономического потенциала (государственная политика), региональных и местных органов власти (региональная, муниципальная политика) и отдельных субъектов хозяйственной деятельности, а также сферы производства (инновационная политика предприятий, организаций, образовательных учреждений и пр.). От уровня формирования инновационной политики зависят ее цели и задачи.
Полученные результаты в ходе исследования позволяют выделить следующие условия инновационного развития в современном высшем образовательном учреждении:
• способность выполнять поставленные обязательства высшего образовательного учреждения, связанные с подготовкой специалистов, которые будут востребованы рынком труда;
• способность постоянного всестороннего развития потенциала и общего уровня культуры в высшем образовательном учреждении;
• способность эффективно управлять доходами и расходами бюджета вуза, а также обеспечивать рентабельность использования свободного остатка денежных средств в целях минимизации риска;
• поддержание и постоянное обновление нормативной базы высшего образовательного учреждения;
• способность принимать рациональные, обоснованные решения в области инвестиций, которые в дальнейшем будут определять возможности и потенциал высшего образовательного учреждения;
• способность обеспечения высшего образовательного учреждения образовательными программами контроля и мониторинга, и поддержания их на уровне нормального функционирования;
• способность обеспечения высшего образовательного учреждения инструментом оценки общей эффективности научно-исследовательских проектов, инновационной деятельности и образовательных программ;
• способность вести объективный учет инновационной политики на уровне специфики региона;
• способность поддерживать качество менеджмента на высоком уровне.
Подобно многим организациям, высшее образовательное учреждение - это сложная, многоуровневая система. Она характеризуется четырехуровневой моделью стратегического менеджмента. В общем случае уровни формирования стратегии разделяют на: функциональный, деловой (стратегия бизнеса), корпоративный (общеэкономическая стратегия).
С учетом зарубежного опыта, тенденций развития системы высшего образования РФ нами предложен алгоритм формирования национальной инновационной системы на основе активизации инновационной деятельности вузов, включающий несколько этапов.
Выделение этапов необходимо с точки зрения принятия управленческих решений. Для каждого этапа сформулированы задачи управления.
По временным рамкам выполнение алгоритма предполагает три периода: 2013-2014 гг. - первые семь этапов, их результат - определение взаимосогласованных приоритетов развития инновационной деятельности высших учебных заведений в соответствии со стратегическими задачами развития страны, выявление сильных и слабых сторон сложившейся системы высшего образования, а также возможностей интеграционного развития. В этот период истечет срок реализации ряда федеральных программ и запланирована разработка последующих, что создаст возможность учета и использования положительного опыта. 2014-2015 гг. - восьмой этап, его результат - раз-
работка программы интеграции вузов в национальную инновационную систему. К этому периоду будет создана основа для расширения взаимодействия между субъектами инновационной системы, выявлены наиболее эффективные модели развития высшей школы, будут частично введены в эксплуатацию ключевые элементы Инновационного центра Сколково. 2015-2020 гг. - девятый и десятый этапы, их результат - обеспечение ведущей роли вузов в инновационном развитии страны с соблюдением принципов координирования, автономии, конкуренции и кооперации.
Этапы создания межвузовского партнерства:
1. Анализ существующих партнеров и уже реализуемых совместных проектов, определение круга потенциальных партнеров для получения дополнительных преимуществ. При анализе партнеров учитываются: территориальное расположение (в случае международного сотрудничества -язык общения), доля на рынке образования, показатели научно-исследовательской деятельности, доступ к финансовым ресурсам, материально-техническая база и инновационная инфраструктура, система управления инновациями, уровень развития информационных и телекоммуникационных технологий, внешние связи и деловая репутация партнера. На данном этапе выявляются внутренние ресурсы вузов для образования партнерства.
2. Оценка преимуществ и рисков взаимодействия с каждым из участников (возможность диверсификации образовательных программ, расширение каналов коммуникации, конфликты и т.д.). В качестве вкладов участников в деятельность партнерства могут выступать: материальнотехнические ресурсы (оборудование, информационные сети и т.д.), информационные ресурсы (учебно-методические материалы, результаты интеллектуальной деятельности и т.д.), интеллектуальный потенциал (профессиональные знания, навыки и умения преподавателей, студентов и сотрудников, участвующих в инновационной деятельности вуза), прочие компетенции (деловые связи, опыт).
3. Определение условий развития партнерства - анализ внешней среды (демографические, социально-экономические, административные и другие факторы определяют возможности обучения по различным программам вузов необходимого числа студентов, сотрудничества с предприятиями реального сектора экономики, участия в национальных и региональных конкурсах на подготовку кадров, выполнение научно-исследовательских работ и т.д.), что позволяет выявить благоприятные и негативные факторы, влияющие на партнерство. На данном этапе определяются виды отношений партнерства с другими участниками инновационной деятельности (например, для создания инновационной инфраструктуры могут использоваться средства государственного бюджета, межвузовское объединение может участвовать в реализации научного проекта по заказу государственной корпорации и т.д.). При создании партнерства необходим учет потребностей социальноэкономического развития региона и национальной экономики.
4. Выбор наиболее перспективных участников партнерства. Согласование интересов партнеров, формулировка их целей и общих целей партнерства. Цели определяются с учетом потенциала каждого участника и эффекта взаимодействия участников.
5. Определение общих принципов деятельности партнерства:
- определение требуемого уровня кооперации, формы сотрудничества и структуры управления;
- определение конкретных сфер совместной деятельности и услуг, предоставляемых партнерством его участникам (например, услуг инновационной инфраструктуры);
- согласование форм и механизмов участия каждого партнера в деятельности объединения. В планах и отчетности должна быть обеспечена репрезентативность всех участников партнерства с целью обеспечения прозрачности деятельности межвузовского объединения в целом;
- определение общих правил и норм функционирования партнерства (финансирование, возможность принятия ассоциированных членов и т.д.).
6. Заключение соглашения о сотрудничестве, формирование органов управления.
7. Составление стратегии развития. При этом должны быть четко определены роль и задачи каждого участника для поддержания баланса активности в рамках партнерства, а также стратегия отношений с другими участниками инновационной деятельности. Неотъемлемой частью планирования является формирование общих критериев эффективности деятельности.
8. Организация реализации соглашения:
- предварительный этап (создание общего информационного пространства; подготовка кадров, оборудования);
- развитие партнерства;
- регулярный мониторинг деятельности и ее корректировка в зависимости от изменения условий внутренней и внешней среды (например, появление возможности заключения соглашения с международными партнерами).
9. Прекращение деятельности партнерства, оценка результатов взаимодействия, рассмотрение
Определение направлений влияния высшего образования на инновационное развитие экономики
Образование Трансфер технологий Научно- исследовательская
Определение критериев влияния высшего образования на инновационное
развитие экономики
Диагностика фактического состояния инновационной деятельности высших учебных заведений, соблюдения стандартов качества и инновационных проектов вузов
Выявление факторов, влияющих на развитие инновационной деятельности вузов, и определение условий активизации инновационной деятельности
Внутренние факторы Внешние факторы
Мониторинг горизонтальных и вертикальных связей вузов
Формулировка целей управления инновационным развитием высшего образования
Стратегические
Тактические
Определение предпочтительных форм взаимодействия вузов с внешней
средой
Разработка программы интеграции вузов в национальную инновационную систему
Реализация программы, корректировка
10
Оценка результата, принятие решения: распространение положительной практики, привлечение новых участников, совершенствование нормативно-правового обеспечения и государственных программ по формам и срокам
Инновационное развитие национальной экономики
Рисунок - Управление инновационным развитием системы высшего образования как инструмент реализации инновационной стратегии развития национальной экономики
2
3
4
6
7
8
9
1. Определение направлений влияния высшего образования на инновационное развитие экономики.
Задачей данного этапа является определение механизмов влияния деятельности высших учебных заведений на социально-экономическое развитие определенного типа. Инновационное развитие экономики страны формируется из отдельных компонент, зависящих от особенностей функционирования вузов. При этом управление высшими учебными заведениями включает управление несколькими компонентами, среди которых можно выделить образование, научноисследовательскую деятельность и трансфер технологий.
От эффективности деятельности вузов по компоненте «образование» зависит обеспеченность экономики кадрами и уровень развития человеческого капитала страны. Большое значение имеет не только подготовка специалистов для отдельных отраслей экономики, но и современный конкурентоспособный уровень подготовки, который обеспечит востребованность специалистов на внутреннем и внешнем рынках труда. Менее очевидная и наиболее трудная для оценки функция образовательного процесса в высших учебных заведениях - раскрытие творческих способностей личности и формирование активной жизненной позиции, типа мышления, восприимчивого к инновациями. В ходе обучения создаются предпосылки для будущего вовлечения личности в инновационные процессы.
Научно-исследовательская деятельность определяет уровень развития фундаментальных и прикладных исследований, т.е. технико-технологическую основу инновационного развития. При этом в России за счет развития отраслевых научных институтов, роль вузовской науки традиционного ниже, чем в развитых зарубежных странах, что повышает значимость интеграции процессов образования и научно-исследовательской деятельности.
Участие вузов в трансфере технологий реализуется по двум основным направлениям: создание вузами хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности; участие в создании объектов инновационной инфраструктуры и научно-инновационной инфраструктуры самостоятельно или в партнерстве с другими участниками инновационной деятельности. Со стороны вуза в последнем случае могут предоставляться материально-техническая база, финансовые ресурсы, интеллектуальный капитал.
Потребности модернизации могут быть обеспечены только за счет эффективного выполнения системой высшего образования всех направлений деятельности.
Управление инновациями является универсальным инструментом управления высшим учебным заведением, поскольку управлениями инновациями предполагает непосредственное влияние на все направления деятельности вуза.
2. Определение критериев влияния высшего образования на инновационное развитие экономики предполагает конкретизацию направлений влияния системы высшего образования на развитие экономики по рассмотренным выше составляющим. Задачей выступает определение перечня основных результирующих показателей и показателей оценки участия вузов в национальной инновационной системе.
По направлению «образование» основными результирующими показателями являются: удельный вес населения с высшим образованием в общей численности населения; удельный вес населения, участвующего в непрерывном образовании; удельный вес работников, трудоустроенных по специальности.
По направлению научные исследования результирующими показателями могут выступать: наличие научных школ мирового уровня, число регистрируемых патентов, число научных публикаций.
По направлению трансфер технологий: число инновационных предприятий, созданных на базе вузов; участие вузов в региональных, национальные и международных проектах на договорной основе.
В качестве дополнительных показателей, отражающих эффективность вовлечения вузов в национальную инновационную систему можно показатели:
- по направлению «образование»: уровень развития молодежного предпринимательства; число сотрудников управленческого аппарата, прошедших повышение квалификации; число студентов вузов, имеющих опыт участия в научно-исследовательских проектах; использование прогрессивные образовательных технологий, методик и т.д.;
- по направлению «научно-исследовательская деятельность»: структура внутренних затрат на исследования и разработки (бюджетные и внебюджетные источники); количество полученных национальных и международных наград и премий; возрастная структура исследователей и т.д.
3. Выявление факторов, влияющих на развитие инновационной деятельности вузов, и определение условий активизации инновационной деятельности позволяет определить альтернативы развития высшего образования в зависимости от изменения набора ключевых детерминант, что является задачей данного этапа.
Факторы можно разделить на внутренние и внешние.
Среди внешних факторов можно выделить нормативно-правовые, административные, социально-экономические, организационные, финансовые и международные.
Нормативно-правовые факторы включают законодательную базу сферы образования, научнотехнической и инновационной деятельности (права вузов в области коммерциализации интеллектуальной собственности, распределение прав, процессы защиты интеллектуальной собственности и т.д.)
Административные факторы характеризуют государственное регулирование сферы высшего образования: виды и механизмы поддержки инновационного развития высшей школы (целевые программы, присвоение особого статуса вузам, финансовая, имущественная, организационнометодическая и другие виды поддержки), эффективность реализации законодательства и целевых программ.
Организационные факторы - наличие инновационной инфраструктуры, эффективность реализации программ государственной поддержки.
Социально-экономические факторы многочисленны и охватывают демографические изменения, доходы населения (влияют на соотношение бюджетных и небюджетных мест в вузах), структуру экономики (определяет востребованность образовательных программ), качество начального образования, состояние предпринимательской и конкурентной среды (необходимость повышения конкурентоспособности - основной мотив развития сотрудничества между предприятиями реального сектора экономики и вузами в рамках подготовки специалистов, трансфера технологий) и т.д.
Финансовые факторы определяются возможностями финансовой сферы экономики (образовательные кредиты, страхование вузов и т.д.).
Международные факторы включают участие в международных организациях и программах (вступление в ВТО, Таможенный союз России, Беларуси, Казахстана, Киргизии), мировые экономические процессы (финансовый кризис, изменение цен на ресурсы).
К внутренним факторам относятся:
- организация образовательного процесса, включая использование инноваций;
- организация научно-исследовательской деятельности;
- ресурсная база вузов (фундаментальная и прикладная наука, наличие квалифицированного научно-преподавательского состава, площадей, современного оборудования);
- наличие системы управления инновационной деятельностью;
- финансово-экономическая устойчивость;
- наличие информационной и маркетинговой базы деятельности.
Модернизация системы высшего образования должна быть связана с модернизацией всех сфер общества. Можно выделить шесть условий, способных оказать влияние на активизацию инновационной деятельности в вузах и в экономике в целом:
- развитие начального образования (Россия отстает по показателям подготовки школьников по дисциплинам PISA - 37-е место в мире в 2012 г. в индексе INSEAD);
- повышение квалификации научно-преподавательского состава (в Финляндии в качестве требования к преподавателям вузов законодательно установлено три года практической работы);
- развитие информационных технологий в стране и вузах (доступ к международному информационному пространству);
- развитие подготовки по иностранным языкам (возможность установления новых контактов, доступ к зарубежному опыту, при этом в некоторых регионах кроме английского языка перспективно использование дополнительных языков - китайского, финского и т.д.);
- развитие спроса на инновации (развитие конкуренции будет означать потребность в повышении квалификации, сотрудничеству в научно-технической сфере и т.д., что послужит стимулом для разработки и внедрения инноваций в вузах).
Эти условия могут быть сформированы программно-целевым путем.
4. Диагностика фактического состояния инновационной деятельности высших учебных заведений, соблюдения стандартов качества и инновационных проектов вузов
Задача данного этапа - определение фактического уровня участия высшей школы в национальной инновационной системе, выявление слабых сторон и потенциальных возможностей активизации инновационной деятельности вузов.
Для этого:
- определяются показатели, сформулированные на втором этапе алгоритма;
- проводится мониторинг: ресурсной базы вузов (материально-техническая база, научные и научно-педагогические кадры), соблюдения стандартов качества и инновационных проектов вузов.
Цель мониторинга внутренних факторов, влияющих на развитие инновационной деятельности вузов, - формирование эмпирической базы данных для последующего прогнозирования потребностей высших учебных заведений.
Цель мониторинга наличия в вузе системы управления качеством учебного процесса (например, К09000) - определить возможности повышения качества управления инновациями в вузе.
Цель мониторинга инновационных проектов - определить потенциальных участников инновационных процессов и возможности активизации их деятельности. Под инновационными проектами вузов предлагается понимать как инновации образовательного процесса (см. п.2.2 диссертации), так и научно-технические инновации (имеющие результатом научно-технические разработки, ориентированные на коммерциализацию).
Это требуется для разработки конкретных и согласованных по срокам мероприятий с целью достижения показателей, определенных количественно в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. и определения требуемых для этого ресурсов.
Необходимо, чтобы диагностика была выполнена не только в вузах с присвоенным особым статусом.
Система управления инновациями может формироваться в вузе независимо от его профиля, не являясь прерогативой технических вузов и классических университетов. Инновационное развитие экономики возможно только на основе всепроникающего характера инновационной деятельности. Поэтому участниками инновационных процессов помимо технических вузов могут выступать экономические, медицинские, педагогические, юридические и другие высшие учебные заведения. Более того только взаимодействие вузов различного профиля способно создать условия для инновационного развития экономики на основе эффекта синергии.
Существуют различные классификации вузов, в том числе вузы различаются по критериям, используемыми органами власти для официального присвоения статуса высшим учебным заведениям. Эти показатели многочисленны. Например, критерии вузов для конкурса на присвоение статуса национального исследовательского университета включают пять блоков показателей: управление вузом, образовательные программы, научно-исследовательская, опытно-конструкторская и инновационная деятельность, международная деятельность. Критерии инновационного университета, разработанные Томским политехническим университетом, предполагают использование семи блоков показателей.
В зависимости от результатов диагностики вузы, не имеющие особого статуса, могут быть классифицированы с помощью экспертной оценки по следующим категориям:
- система управления инновационной деятельностью создана формально, но потенциал вузов недостаточен для выполнения программ развития;
- система управления инновационной деятельностью носит фрагментарный характер, но потенциал вуза позволяет принять участие в инновационном процессе;
- вузы, в которых система управления инновационной деятельностью не создана, а инновации не являются приоритетной задачей развития вуза.
5. Мониторинг горизонтальных и вертикальных связей вузов. Задачей данного этапа является изучение основных и выявление потенциальных партнеров высших учебных заведений при осуществлении образовательной деятельности, научных исследований и трансфера технологий.
Инновационная деятельность вуза может рассматриваться на внутреннем и внешнем уровнях. Инновационная политика вуза не может формироваться изолированно, без влияния макроэкономических процессов и участия в них, поэтому при осуществлении инновационной деятельности вуз вступает во взаимодействие с различными участниками инновационной системы.
На примере межвузовского взаимодействия, развитие средств коммуникации и объективная потребность в повышении конкурентоспособности за счет расширения участия в инновационных системах является главным мотивом развития различных форм сотрудничества между высшими учебными заведениями.
В других исследованиях отмечается, что система стратегического партнерства является обязательным элементом инновационной инфраструктуры вуза, эффективность функционирования которой создает условия для повышения его инновационности, инвестиционной привлекательности
и, соответственно, конкурентоспособности.
Вуз как юридическое лицо участвует в государственных программах, совместных проектах с образовательными учреждениями различного уровня, научными учреждениями, государственными и частными предприятиями. Эти взаимодействия могут быть краткосрочными и долгосрочными, осуществляться в различных формах - от проведения круглых столов до участия в международных научно-исследовательских проектах.
Опыт 2009 г. показал, что связи в инновационной сфере РФ в основном краткосрочные и носят концентрированный, проектный характер. 72,4% организаций развивают кооперационные связи в рамках конкретных инновационных проектов. Удельный вес организаций, участвовавших в совместных проектах по выполнению исследовательских работ, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации, составил в 2009 г. 36%. Это выше, чем в таких странах как Великобритания, Германия, Канада и в то же время ниже, чем в Финляндии, Швеции, Польше, Словении.
6. Формулировка целей управления инновационным развитием высшего образования. Задача данного этапа - определение стратегических и тактических целей управления инновационным развитием высшей школы для закрепления в целевой программе.
Определение целей служит основой для последующей разработки мероприятий программы интеграции вузов в национальную инновационную систему; индикаторов эффективности реализации программы и требуемых ресурсов.
Особенность, которую необходимо учитывать при планировании целей развития системы высшего образования, - способность высших учебных заведений посредством корректировки образовательной деятельности влиять на будущую структуру экономики. Деятельность высшей школы должна не только отвечать потребностям работодателей по количеству и качеству подготовки специалистов определенных специальностей, но и устанавливать ориентиры подготовки кадров для экономики в будущем. Например, в рамках составления прогнозов научно-технического развития до 2030 г. выполнить оценку долгосрочного спроса на кадры, обладающие компетенциями в сфере технологических инноваций. Однако необходимо учесть не только потребности в управленческих кадрах и специалистах в приоритетных отраслях развития экономики, но и общую структуру востребованных в перспективе специальностей.
Стратегическая цель управления инновационным развитием высшего образования может быть сформулирована следующим образом: обеспечение качественных и количественных показателей деятельности системы высшего образования в соответствии с задачами долгосрочного социальноэкономического развития страны на основе интеграции науки и образования, межвузовского взаимодействия и активизации сотрудничества с прочими участниками национальной инновационной системы.
Управление инновационным развитием высшей школы должно носить стратегический характер и одновременно обладать достаточной гибкостью, поэтому помимо стратегических целей необходимо выделить тактические цели управления. К тактическим целям управления инновационным развитием высшего образования можно отнести реализацию отдельных проектов.
7. Определение предпочтительных форм взаимодействия вузов с внешней средой.
Задача состоит в выявлении перспективных форм сотрудничества высших учебных заведений с организациями внешней среды с целью повышения эффективности образовательной, научноисследовательской, инновационной деятельности и наибольшего позитивного влияния на развитие экономики.
Возможности целенаправленного и взаимосвязанного развития образовательной и научной деятельности, преодоления ресурсных ограничений, эффективного использование интеллектуальной собственности расширяются на основе сотрудничества вузов между собой и с другими участниками инновационных процессов.
Формы кооперации, их географический охват, продолжительность и участники могут быть выявлены на основании анализа сильных и слабых сторон высших учебных заведений. При этом отдельным вузом проводится анализ собственной внутренней среды, а государством - анализ системы высшего образования в целом. В результате вуз корректирует инновационную политику, государство - программы и нормативно-правовые документы.
При этом сложность горизонтальных и вертикальных взаимосвязей в рамках национальной инновационной системы обуславливает необходимость консолидации усилий вузов, органов государственной власти и других участников инновационной деятельности для оценки возможного синергетического эффекта сотрудничества и обеспечения согласованного развития всех секторов экономики.
8. Разработка программы интеграции вузов в национальную инновационную систему.
Задача - подготовка документа, определяющего основные направления инновационного развития высшего образования в РФ в 2015-2020 гг.
Необходимость принятия целевой программы интеграции вузов в национальную систему обусловлена длительными сроками, которые требуются для подготовки специалистов и модернизации сложившейся системы образования.
Масштабность задач, определенных стратегическими документами РФ, необходимость их осуществления в довольно короткий исторический промежуток времени, сложность связей между отдельными участниками национальной системы также подтверждают необходимость использования программно-целевого подхода к управлению развитием высшей школы.
Комплексная роль системы высшего образования в социально-экономическом и инновационном развитии определяет необходимость разработки не программы развития высшего образования, а программы интеграции высшего образования в национальную инновационную систему. Цели предлагаемой программы также шире целей программы интеграции науки и образования, поскольку эффективность интеграции науки и образования определяется взаимодействием более широкого круга в процессе осуществления инновационной деятельности.
Должна быть определена потребность в деятельности вузов по направлениям образования, научно-технической деятельности, трансфера технологий. Мероприятия программы должны быть направлены на обеспечение необходимого уровня ресурсов и организации инновационной деятельности высших учебных заведений для максимального участия в реализации стратегических целей государства.
Программа может служить основой для принятия решений всеми субъектами управления образованием и образовательными учреждениями.
9. Реализация программы, корректировка.
Задача этапа - эффективное выполнение программных мероприятий с использованием регулярного мониторинга и их корректировка в соответствии с изменением условий реализации программы.
Базовые принципы участия вузов в национальной инновационной системе могут быть сформулированы следующим образом:
- координирование - обеспечение согласованной деятельности вузов с учетом задач модернизации экономики за счет активного участия в развитии территорий и страны, развития общих стандартов деятельности, развития сети коммуникаций;
- автономия - самостоятельность (самоорганизация и самоуправление) вуза в решении внутренних вопросов функционирования в соответствии с законодательством и уставом, что ведет к развитию компетенции и конкурентоспособности;
- конкуренция - соперничество вузов в области качества образовательной, научноисследовательской и инновационной деятельности на основе социально-экономической эффективности, высоких стандартов деятельности, гибкости и стремления к выходу на международный рынок образования;
- кооперация - развитие партнерских отношений между вузами и другими субъектами инновационной системы с целью приобретения взаимных выгод и компенсации слабых сторон.
10. Оценка результата, принятие решения.
Задача заключительного этапа состоит в оценке количественной и качественной оценке реализации программы с целью определения действий по совершенствованию текущей деятельности высшей школы и составлению будущих программ.
Принятие управленческого решения может представлять собой решение о распространении положительной практики, привлечении новых участников инновационной деятельности, совершенствовании нормативно-правового обеспечения и государственных программ по формам и срокам.
Рассмотренный выше алгоритм управления инновационным развитием системы высшего образования направлен на активизацию связей высших учебных заведений с внешней средой и усиление интеграции вузов в инновационную систему РФ для реализации задачи перевода экономики на инновационный путь развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Евгеньева, А. Консорциум томских вузов и НИИ - по любви или по расчету / А. Евгеньева // Томский обзор [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://obzor.westsib.ru/article/357690. - Дата доступа : 24.11.2011.
2. Критерии университета инновационного типа // Национальный исследовательский Томский политехнический университет : официальный сайт. URL : http://past.tpu.ru/html/innov-criteria.htm
3. Майер, Г.В. Инновации и миссия университетов / Г.В. Майер, М.Д. Бабанский // Университетское управление: практика и анализ. - 2006. - №6 (46). - С. 11-16.
THE PROGRAM OF ECONOMIC IMPROVEMENT OF HIGH SCHOOL SYSTEM
IN RUSSIA
Y.P. KULIKOVA
Summary
The importance of innovation development of higher education recognized by the government. In the article of President Vladimir Putin «about our economic problems», notes that «recovery innovative nature of our economy must begin with universities - and as centers of basic science, and as the basis of innovation development personnel. The international competitiveness of our higher education should be our national goal. «
Keywords: innovation, innovation development, research universities, the strategy of innovative development of higher education of Russia.
© Куликова Ю.П. Поступила в редакцию 05 апреля 2013г.