20 (203) - 2011
ПОИСК. ПРОБЛЕМЫ. РЕШЕНИЯ
УДК 332.12
ИНТЕГРАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИКИ
з. к. ОМАРОВА,
кандидат экономических наук, научный сотрудник
E-mail: [email protected] Институт социально-экономических исследований, Дагестанский научный центр РАН
В статье актуализируются проблемы формирования механизмов интеграционного взаимодействия предприятий как фактора повышения конкурентоспособности региональной экономики. Обоснована необходимость поиска новых стимулов экономического развития регионов, переосмысления механизмов конкурентной борьбы и выработки своего пути развития сучетом национальных и региональных особенностей.
Ключевые слова: интеграция, предприятие, корпоративная структура, регион, предпринимательская среда, конкурентоспособность, экономика.
Повышение роли корпоративного звена в регулировании процессов трансформации экономики и обеспечении экономического роста в регионе является определяющим фактором конкурентоспособности экономики региона, занятия лидирующих позиций по абсолютным и относительным показателям.
Научное осмысление проблемы формирования механизмов интеграционного взаимодействия предприятий как фактора повышения конкурентоспособности региональной экономики, начатое в последние годы, осуществляется в отечественной экономической науке в условиях сложных трансформационных процессов. Однако методология изучения данных аспектов, их понятийный аппарат, условия формирования конкурентоспо-
собности региона и другие проблемы, связанные с этими экономическими процессами, далеки от совершенства.
Важными и весьма актуальными задачами предлагаемого исследования представляется изучение процессов интеграционного взаимодействия предприятий с точки зрения конкуренции; выявление совокупности факторов, благоприятствующих рациональному слиянию производственного и банковского капиталов, способствующих укреплению конкурентных позиций и в итоге определяющих успешность экономического развития региона.
Рост конкурентоспособности экономики региона вследствие увеличения объемов продаж, экономии на крупнооптовых закупках, рационализации отношений с предприятиями-смежниками, транспортными и сбытовыми организациями, позволяющей получать дополнительные снижения издержек, — вот основные внутренние причины интеграционных процессов.
Усиление конкурентных позиций и, как следствие, стремление снизить издержки производства, распределения и сбыта продукции, добиться увеличения прибыли и отдачи от инвестиций чаще всего и определяют курс на интеграцию. Объединение финансового и промышленного капиталов способствует закреплению хозяйственных связей, усиливает стимулы к получению наиболее
эффективного конечного результата, позволяет сконцентрировать ресурсы на самых эффективных направлениях технической политики, использовать наиболее эффективно систему взаиморасчетов. В итоге это отражается на росте конкурентоспособности производителей на внутреннем и внешнем рынках.
Формирование интегрированных корпоративных структур в регионах, по глубокому убеждению автора, создаст реальные предпосылки для динамичного промышленного и технологического развития в регионе. Поэтому главной задачей следует считать создание условий для подъема конкурентоспособности, массированного привлечения инвестиций в реальное производство, роста производства и капитальных вложений, сохранения и развития научно-технического потенциала в регионах.
В условиях открытости нашей экономики в связи с бурным развитием качественно новых процессов глобализации весьма актуальным представляется анализ конкурентоспособности национальной экономики в целом. В долгосрочной программе экономического развития России конкуренция провозглашена главным экономическим регулятором модернизации экономики, где одним из основных приоритетных направлений повышения уровня конкурентоспособности отечественной экономики является ее переход от рентного характера, базирующегося на эксплуатации природных богатств, к инновационному, основанному на использовании человеческого капитала, интеллектуальных ресурсов и высоких технологий.
Конкурентоспособность — многоплановая экономическая категория, которая в последнее время все чаще распространяется не только на продукцию, но и на фирму, а также на страну в целом. «Суть конкурентоспособности любого экономического объекта в целом одинакова — это способность страны, отрасли, хозяйственной единицы опережать конкурентов в достижении поставленных экономических целей, укрепление своих позиций в мировой экономике и на мировом рынке и получение на основе этого определенных выгод» [5, с. 98-110].
В процессе либерализации торговли, возрастания мобильности технологий, капитала и труда, а также новейших процессов дерегулирования и приватизации происходит усиление действия рыночных сил, заставляющих частных и государственных хозяйствующих субъектов лучше приспосабливаться к рынку и на этой основе становиться более эффективными.
Оппоненты таких взглядов утверждают, что рост конкуренции порождается возросшей нестабильностью мировых рынков, более легким доступом к национальным рынкам через филиалы транснациональных корпораций и макроэкономическими колебаниями.
Несмотря на различие интерпретаций конкурентоспособности, существует общее мнение: обострение конкуренции тесно связано с возрастанием глобальной интеграции рынков и производств. В относительно более конкурентной и сложной среде фирмы стремятся сосредоточиться на более узких, профильных видах деятельности, но для обеспечения этого необходимо объединять фирмы и организации, чтобы облегчить доступ к дополнительным ресурсам.
Таким образом, взаимодействие бизнеса с предпринимательской средой приобретает исключительно важное значение. Это подразумевает положение фирмы на рынке, обусловленное не только ассортиментом производимого ею, но и качеством и предоставлением потребителю соответствующих услуг, организационным положением компании в рамках относительно более широких производственных цепочек и институциональной среды.
Встраивание организаций бизнеса в относительно более широкие системы институциональных связей ведет к новому явлению, которое проливает свет не только на конкурентоспособность фирмы, но и на многогранную, многоуровневую природу самого процесса конкуренции.
Известно, что конкурентоспособность на современном этапе превратилась в важный фактор экономического развития. В то же время мероприятия по достижению высокой конкурентоспособности во все большей степени перемещаются с национального уровня компетенции на региональный и предусматривают формирование принципиально новых институтов, нацеленных на повышение эффективности регионального развития.
Широкое использование категории конкурентоспособности явилось важной особенностью современного взгляда на проблемы регионального развития. Некоторые отечественные экономисты рассматривают конкурентоспособность региона с точки зрения способности территорий побеждать в конкурентной борьбе на основе способности использовать конкурентные преимущества.
Так, К. Перский под конкурентоспособностью применительно к региону понимает способность регионов достигать успеха в экономическом соперничестве с другими регионами [4]. М. Гельвановс-
кий, И. Трофимова, В. Жуковская характеризуют конкурентоспособность как «обладание свойствами, создающими преимущества для хозяйствующего субъекта одержать победу в экономическом соревновании» [2, с. 13].
В приведенных определениях раскрывается состязательный характер конкурентоспособности, однако не указываются целевые установки конкурентоспособности. В этом смысле примечательно определение, предложенное Г. Беляковой: «конкурентоспособность региональной экономики — это способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования — устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качестважизни его населения» [1].
Вместе с тем в последнее время появились работы, объединяющие два аспекта конкурентоспособности регионов: первый из них характеризует способность региона максимально удовлетворять нужды населения, а второй — обладание и реализацию конкурентных преимуществ по сравнению с другими регионами. При этом под конкурентоспособностью понимается «способность социально-экономической системы стабильно функционировать в условиях открытого рыночного пространства и обеспечивать при этом населению высокое и постоянно повышающееся качество жизни на основе эффективного использования собственного потенциала, имеющихся преимуществ, внешних связей и рыночной конъюнктуры» [3, с. 94—95].
Вполне закономерно, что экономика страны конкурентоспособна, если устойчиво и динамично развиваются ее регионы. Поэтому роль региона как места базирования конкурентоспособных хозяйствующих субъектов в современных условиях социально-экономического развития значительно усиливается.
За последние десятилетия реалии рыночных реформ обусловили новые приоритеты, связанные с дезинтеграцией экономического пространства большинства регионов. Положение усугублялось разрывом связей между ними, неразвитостью инфраструктуры рынка и предпринимательства, необходимостью преодоления в условиях общего кризиса противостояния отдельных регионов, а также их депрессивных состояний и различий в уровне жизни.
Вместе с тем повышение конкурентоспособности региональной экономики диктует необходимость нового видения системы управления как на уровне Российской Федерации в целом, так и на уровне отдельных ее субъектов. Возникает необхо-
димость поиска новых стимулов экономического развития территорий, переосмысления механизмов конкурентной борьбы и выработки своего пути развития с учетом национальных и региональных особенностей.
Приобретение регионами Российской Федерации экономической самостоятельности вызывает необходимость переоценки их положения и функций в экономическом пространстве, ведет к стремлению каждого субъекта к самоутверждению, к выбору экономической структуры, способной обеспечить его надежное положение в рыночном пространстве Федерации, где сталкиваются интересы всех субъектов. И преимущества получает тот регион, у которого сильнее конкурентные позиции.
Анализ факторов, с помощью которых определяется объективная необходимость интеграции финансового и промышленного капиталов, является первоначальным этапом не только формирования устойчивой конкурентоспособной системы, более того, изучение параметров служит исходной базой исследования интеграционных механизмов взаимодействия предприятий.
Вполне закономерным представляются изучение и анализ данных «изнутри» — непосредственно в самой региональной экономике и «извне» — с позиции общегосударственных особенностей протекания экономических процессов, а также тенденций развития мирового рынка. Поэтому, с одной стороны, требуется рассмотреть круг узловых проблем развития интеграционных процессов конкретно взятого региона, его субъектов и отраслевых звеньев. С другой стороны, необходимы изучение качественных сдвигов в отечественной экономике, сравнительная характеристика экономического развития, оценка конкурентных преимуществ национальной экономики и уровня межрегиональной конкуренции в стране.
К важнейшим из конкурентных преимуществ относятся:
• удобное географическое положение и высокая инфраструктурная обустроенность народного хозяйства. Особое значение это приобретает в случае удобных транспортно-экономических связей с зарубежными странами при условии близости хозяйственно развитых регионов;
• наличие высокоэкономичных природных ресурсов, представляющих межрегиональный и международный интерес;
• наличие в регионе развитого научно-технического потенциала и научно-информационной среды;
• состояние производственного потенциала, определяющего уровень развития производственных мощностей и трудовых ресурсов;
• сбалансированная финансово-экономическая система, способная к экономической самостоятельности и кредитоспособности. Существование в регионе стабильной финансово-кредитной системы и надежных гарантий для создания интеграционных механизмов является дополнительным импульсом для финансовой поддержки местных производств;
• отлаженная система надежных гарантий и обязательств для предпринимательской и инновационной деятельности. Привлекательность региона во многом зависит от наличия гарантий, сводящих к минимуму отрицательные последствия экономического риска, что важно для привлечения отечественных и иностранных инвестиций;
• наличие современной инфраструктуры рынка. Этот фактор включает в себя разветвленную сеть различных структур, обслуживающих потребности субъектов рыночной экономики. В частности, это посреднические, торговые и сбытовые организации, объекты материально-технической базы, информационного сопровождения и правового обслуживания;
• обеспеченность территории высококвалифицированными кадрами и компетентными трудовыми ресурсами;
• наличие в регионе надежной экспортной базы подразумевает возможность активного участия в мирохозяйственных связях при достигнутом уровне развития конкурентоспособности товаров, соответствующей товарной специализации и наличии экспортообразующих производств;
• состояние экономической структуры, которое определяет направление межрегиональных и международных торгово-экономических связей, а также емкость самого рынка;
• наличие благоприятной социально-политической и экологической обстановки, что способствует привлечению дополнительных финансовых ресурсов извне.
Это далеко не полный перечень условий, совокупность которых обеспечивает региону реальную возможность осуществления собственных социально-экономических программ, эффективного участия в межрегиональном разделении труда, выхода на международные рынки, успешного формирования конкурентного поведения.
Наряду с конкурентными возможностями в каждом регионе имеются ограничения и отрицательные факторы, способные снизить потенциальные возможности интеграционных механизмов, а также затруднить использование имеющегося социально-экономического потенциала. К таким ограничениям могут относиться факторы, зависимые от специфики местной экономики:
• засилье недобросовестной конкуренции, что ведет к отрицательному восприятию региона как такового в любых хозяйственных отношениях;
• издержки приватизации и либерализации цен, сказывающиеся на формировании конкурентоспособности региона (так как отрасли и предприятия, которые могли бы составить основу конкурентоспособности данного региона, в условиях проведенной приватизации и либерализации цен утратили такую способность);
• высокий уровень криминализации местного хозяйствования, который резко снижает привлекательность региона, поскольку определяет негативное отношение к нему других территорий, ведет к невозможности формирования конкурентоспособности, так как не позволяет проявляться условиям, позитивно влияющим на формирование конкурентоспособности региональной экономики (см. рисунок). Таким образом, объективная оценка слабых
и сильных сторон территории, снижающих или повышающих ее привлекательность для отечественного и иностранного капитала, обстоятельный анализ стратегически важных факторов повышения ее конкурентоспособности, а также выявление наиболее приоритетных производств и предприятий
Позитивно влияющие Негативно влияющие
1. Рост производства всех отраслей региона. 2. Приток инвестиций в реальную экономику. 3. Освоение технологического прогресса. 4. Соответствие структуры региональной экономики уровню технологического прогресса. 5. Степень управляемости экономики региона. 6. Внутренний спрос на собственную продукцию региона. 7. Внешний спрос на продукцию региона 1. Засилье недобросовестной конкуренции в регионе. 2. Негативный, отрицательный имидж региона. 3. Издержки приватизации, либерализации цен. 4. Высокий уровень криминализации местного хозяйствования. 5. Большое количество дотационных регионов в России
Условия формирования конкурентоспособности региональной экономики
региональной экономики в направлении стимулирования интеграционных процессов позволят определить наиболее рациональные пути усиления конкурентных позиций региона.
Политика конкурентоспособности становится в большей степени нацеленной на повышение качества функционирования компаний и регионов в целом. При этом учитываются структурные слабости относительно неблагополучных регионов. На современном этапе местным властям необходимо ориентироваться на собственные силы и ресурсы, а не на вмешательство центра при решении проблем экономического неравенства регионов.
Важно привлечь или создать достаточно прибыльные виды деятельности в тех сферах, где у региона есть конкурентные преимущества или потенциал для их создания, развития и совершенствования. Каждый субъект Федерации вне централизованно принимаемых решений призван оценить свои конкурентные позиции с тем, чтобы сделать их достоянием рынка. В этом случае проявляется усиленная конкурентная борьба по выходу на мировой рынок, учитывающая межрегиональную конкуренцию внутри страны.
Регионы, которые смогут эффективно использовать потенциал собственной территории и
привлекут не только внутренний, но и внешний капитал, будут иметь благоприятные возможности для социально-экономического роста. В противном случае собственные ресурсы территории будут приносить пользу другим, что приведет к упадку местной экономики. Поэтому очень важно найти факторы, которые смогут обеспечить сильные социально-экономические позиции данного региона.
Список литературы
1. Белякова Г. ^.Конкурентоспособность региональной экономики: концепция опережающего развития. Красноярск: Сиб ГТУ, 2001. 230 с.
2. Гелъвановский М. И., Жуковская В. М. Трофимова И. А. Конкурентоспособность в микро-, мезо-, макроуровневом измерении //Российский экономический журнал, 1998. № 2.
3. Давлетов Р. К вопросу о повышении конкурентоспособности региона // Экономика и управление. 2002. № 2.
4. Перский Ю. К., Калюжнова Л.^.Конкурентос-пособность регионов: теоретико-прикладные аспекты. М.: ТЕИС, 2003. 472 с.
5. Швандар ^Проблемы конкурентоспособности экономики России // Маркетинг. 1997. № 1.