Сведения об авторах
Гревцева Гульсина Якуповна: Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, Российская Федерация), профессор кафедры педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: [email protected] Дуранов Михаил Евгеньевич: Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, Российская Федерация), профессор кафедры педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Grevtseva Gulsina Yakupova: Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia), professor of the Chair of Pedagogics and Psychology, doctor of pedagogical sciences, professor. E-mail: [email protected] Duranov Mikhail Evgenyevich: Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia), professor of the Chair of Pedagogics and Psychology, doctor of pedagogical sciences, professor. E-mail: [email protected]
УДК 374.1
© Игнаткин А. Н., 2019
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБОСНОВАНИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается использование интегративного подхода и его принципов в формирование аудиовизуальной культуры детей в системе дополнительного образования.
Ключевые слова: интегративный подход; аудиовизуальная культура; учащиеся; аудиовизуальные технологии; дополнительное образование.
© Ignatkin A. N., 2019
AN INTEGRATIVE APPROACH IN SUBSTANTIATING THE MODEL FOR THE FORMATION OF THE AUDIOVISUAL CULTURE OF CHILDREN IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION
The article discusses the use of an integrative approach and its principles in the formation of the audiovisual culture of children in the system of additional education.
Keywords: integrative approach; audiovisual culture; students; audiovisual technology; continuing education.
Разработка модели формирования аудиовизуальной культуры детей в системе дополнительного образования требует использования глубокой теоретико-методологической базы, сочетающей педагогические основы дополнительного образования, творческой реализации в направлениях искусства с тенденциями современного информационного общества. Методологическая основа нашего исследования представляет собой совокупность культурологического, эстетического, семиотического, интегративного
подходов.
В данной статье рассмотрим инте-гративный подход. Интегративный подход описан в трудах таких ученых как Е. А. Бондаренко, С. И. Гудили-ной, Л.С. Зазнобиной, А. А. Журина, С. Н. Пензин, Л. П. Прессман,
К. М. Тихомирова, А. В. Шариков, К. Бэзэлгэт, Э. Харт и др.
В основе данного подхода лежит внедрение аудиовизуальных технологий в различные сферы деятельности: образование, искусство, досуг, творчество.
Самым востребованным направлением считается внедрение информационных, учебных, научно-популярных возможностей аудиовизуальных технологий в преподавание различных учебных общеобразовательных предметов (литература, история, география, биология и др.), где наглядность происходящих процессов увеличивает процент усвоенных знаний.
Обращаясь к мировой художественной культуре, М. Н. Фоминова полагает, что основная цель аудиовизуального образования есть «формирование и развитие грамотного читателя, зрителя, слушателя, способного воспринимать и анализировать худо-
жественный образ, создаваемый на языках разных искусств, «декодировать» различные уровни смысла образов» [2, с. 10].
Интеграция аудиовизуальных технологий в творческие направления позволяет использовать их богатый образовательный, развивающий и воспитательный потенциал, а также выполняет важную функцию подготовки к жизни в информационном пространстве, конкурентоспособности в мире творчества и искусств.
По мнению Л. С. Зазнобиной, «необходимость выработки у современного человека навыков восприятия информации, умений конструировать вербальные копии визуальных образов, понимать семантические особенности информации и применять ее в практической деятельности», способствует «повышению информационной компетентности и степеней свободы в обращении с информационными потоками» [1, с. 75].
В настоящее время актуальны вопросы разработки и внедрения аудиовизуальных технологий во внешкольную, внеклассную деятельность, дополнительного образование, творчество и досуг современной молодежи.
Процесс интеграции включается в себя креативно-деятельностную составляющую, определяющую ключевые моменты внедрения аудиовизуальных произведений в творческую деятельность:
- учет особенностей творческого направления (хореографического, театрального, вокального, изобразительного);
- практические навыки по созданию аудиовизуального контента;
- креативное начало в процессе интеграции традиционного и аудиовизуального.
Таким образом, интегративный подход в процессе формирования аудиовизуальной культуры детей в системе дополнительного образования предполагает учет образовательного, развивающего и воспитательного потенциала аудиовизуальных технологий в творческой самореализации отдельных образовательных направлений.
Каждый методологический подход имеет ряд традиционных принципов, следуя которым процесс становится наиболее эффективным и целесообразным. Обобщив теоретическую базу, хотелось бы отметить, что с точки
зрения интегративного подхода наиболее важные для нашего исследования принципы формирования аудиовизуальной культуры детей в системе дополнительного образования являются принцип добровольности и принцип творческого саморазвития.
Принцип добровольности определяет основу дополнительного образования, в котором существует возможность выбора направления и способов творческой самореализации детей.
Принцип творческого саморазвития предполагает проявление активности детей в творческой деятельности, включение инновационных средств выразительности, обеспечивающих творческих рост и дальней-
Подводя итог, хотелось бы отметить тот факт, что только комплексное использование культурологического, эстетического, семиотического, инте-гративного подходов и их принципов позволит целостно оценить процесс формирования аудиовизуальной культуры детей в системе дополнительного образования как на целенаправленное педагогическое воздействие по усвоению культурно-эстетических ценностей через аудиовизуальное восприятие, критическую оценку произведений аудиовизуальной культуры в процессе аудиовизуального творчества и аудиовизуальной коммуникации.
шее их самосовершенствование.
Литература
1. Зазнобина, Л. С. Общее и особенное в медиаобразовании // Школа 2000: Концепции, методики, эксперимент : сб. науч. тр. — М.: ИОСО РАО, 1999.
2. Фоминова, М. Н. Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе : дис. ... канд. пед. наук. — М., 2001.
Сведения об авторе
Игнаткин Антон Николаевич: Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, Российская Федерация), аспирант кафедры педагогики и психологии. E-mail: [email protected]
Information about the author
Ignatkin Anton Nikolaevich: Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk,
Russia), postgraduate student of the Chair of Pedagogics and Psychology. E-mail:
УДК 378.14
© Игумнова О. В., 2019
«ЖИЗНЕННЫЕ» И «ГИБКИЕ» НАВЫКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ГРАНИЦЫ ПРИМЕНИМОСТИ ПОНЯТИЙ В ПЕДАГОГИКЕ
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС 3++) деятельность образовательных организаций высшего образования должна быть направлена на формирование у обучающихся универсальных компетенций. В современной литературе существует несколько подходов к пониманию этих компетенций. В частности, применяются понятия «жизненный» и «гибкий» навык. Цель статьи — определить границы применимости данных понятий. Анализ публикаций по данной тематике помогает сделать вывод о нюансах значений терминов, приоритетных областях их применения и возможности использования данной терминологии на различных уровнях образования.
Ключевые слова: жизненные навыки; гибкие навыки; уровни образования; педагогика школы; педагогика высшей школы; компоненты жизненных и гибких навыков.
© Igumnova O. V., 2019
STUDENTS' «LIFE» AND «SOFT» SKILLS: LIMITS TO THE APPLICABILITY OF TERMS IN PEDAGOGY
According to the Federal state educational standard (FSES 3++), the activities of higher education organizations should be aimed at the formation of students' universal competencies. There are several approaches to understanding these competencies in contemporary literature. Amongst other things the terms of "life" and "soft" skills are used. The purpose of the article is to determine the limits to the applicability of