ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378 ББК 74.480.26
Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
В статье раскрывается сущность понятий «подготовка», «подготовка к воспитательной работе», «готовность», «воспитательная работа», «сопровождение», «педагогическое сопровождение». Определена структура готовности будущего специалиста к воспитательной работе и охарактеризовано содержание ее компонентов.
Ключевые слова: подготовка, подготовка к воспитательной работе, готовность, воспитательная работа, сопровождение, педагогическое сопровождение.
G.Y. Grevtseva, M.V. Tsiulina
THEORETICAL ASPECTS OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR TRAINING STUDENTS FOR EDUCATIONAL WORK
The article reveals the essence of the concepts of "preparation", "preparation for educational work", "readiness", "educational work", "support", "pedagogical support". The article defines the structure of readiness of the future specialist in educational work, with the content of its components being characterized.
Key words: preparation, preparation for educational work, readiness, mentoring, support, educational support.
Актуальность исследования проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов к воспитательной работе объясняется состоянием социально-экономического, идеологического и культурного развития нашей страны.
Глобальное обновление отечественного образования диктует необходимость принципиальных изменений характера подготовки студентов к воспитательной работе.
Особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и среди широкой общественности. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформирован-ности гражданской позиции у подрастаю-
щего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.
По мнению В.А. Сластенина, «учитель в образовании - это ключевая фигура. От него зависит формирование необходимых свойств и качеств личности современного человека. Важнейшая общественная функция и социальная роль системы образования определяется ее центральным местом в процессе систематизации, обобщения и ретрансляции накопленных знаний от одного поколения к другому. Поэтому любые реформы в сфере образования всегда обращены к проблемам школы и, соответственно, к проблемам высшего педагогического образования, основой которого является его содержание» [10, с. 6]. В связи с этим
го
X
£
03
о;
появляется потребность в повышении качества профессиональной подготовки студентов в направлении совершенствования их подготовки к качественному осуществлению воспитательной работы.
В отечественной и зарубежной педагогике и психологии накоплен определенный опыт исследований по формированию различных сторон профессиональной подготовки будущего педагога. В основу исследования проблемы подготовки личности к профессионально-педагогической деятельности легли теоретические положения, разработанные Л.С. Выготским, А.В. Луначарским, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским, С.Т. Шацким и др.
Общетеоретический подход к содер-жаниюиорганизациипрофессиональной подготовки учителя-воспитателя заложен в трудах О.А. Абдуллиной, Н.И. Болдырева, И.В. Кузьминой, Н.Д. Левито-ва, В.С. Ильина, В.А. Сластенина и др.
Логику и закономерности подготовки будущих учителей к различным направлениям воспитательной работы в школе раскрывают в своих исследованиях Е.И. Антипова, Н.Ф. Белокур, М.И. Волошина, Н.А. Томин, Н.М. Яковлева и др.
В разработке исследуемой проблемы для нас весьма важным было выделить диссертационные исследования, посвященные проблемам подготовки будущих учителей к воспитательной работе. К особо значимым трудам относятся исследования, в которых отражены отдельные аспекты проблемы подготовки будущих учителей к воспитательной работе: В.А. Хрущев, Н.А. Минаева, Л.А. Полуянова, К.С. Задорин, Е.И. Веселова, Н.В. Ипполитова и др. Эти исследования внесли существенный вклад в теорию и практику воспитания личности и подготовки будущих специалистов к воспитательной работе.
В России значительное оживление исследований вопросов готовности к деятельности было замечено в 50-е годы XX века. А в 70-е годы вводится понятие «профессиональная готовность». В педагогике ученые (К.М. Дурай-Новакова [2], В.А. Сластенин [9], Н.М. Яковлева [12] и др.), рассматривают «готовность»
как интегральное, профессионально значимое качество личности, включающее мотивы и интересы, профессиональные знания и умения. По мнению Д.Н. Узнадзе [11], готовность выступает как установка к действию. Установка понимается как готовность к активной деятельности (интеллектуальной или предметной). В.Н. Запорожец [3] считает, что готовность - это целостное системное интегра-тивное новообразование, определяющее личностный рост профессионала. В нашем исследовании мы придерживаемся позиции Д.Ф. Ильясова [5], в его исследовании «готовность» выступает результатом «подготовки» в профессиональной деятельности. Особое значение имеют работы В.А. Сластенина [9]. Он трактует готовность как совокупность качеств личности, обеспечивающих ей успешность в выполнении профессионально-педагогических функций.
Исходя из исследований Д.Н. Узнадзе [11], А.Г. Асмолова [1] и др., к основам педагогической готовности следует отнести: потребности как форма мотива, установки, движущей силы развития; способности, выступающие в форме творческих способностей, задатков, развития личностных моторных функций; знания и умения в области воспитания как профессиональные ценности терминального и инструментального характера; ориентации на ценности воспитания, выступающие как установка на профессиональную подготовку специалиста; педагогические ситуации, обеспечивающие удовлетворение потребности формирования готовности, исходя из методического мастерства, методического обеспечения педагогического процесса.
Важно выделить структурные компоненты готовности будущих специалистов к воспитательной работе. Анализ научных исследований и педагогической практики показывает, что структура готовности включает в себя: наличие потребности в деятельности; постановку целей на основе потребностей и мотивов; осознание личностью поставленной перед ней задачи; разработку плана реализации готовности; ориентированность личности на ценности предстоящей деятельности;
наличие способностей для свершения деятельности; установку на реализацию плана и готовности; наличие необходимых знаний и умений для свершения деятельности.
Сформировавшаяся готовность выступает как предпосылка эффективного функционирования управления воспитательным процессом по достижению поставленной цели и включает в себя: воплощение появившейся готовности в предметных действиях; применение определенных средств и способов деятельности; сравнение хода выполняемой работы и промежуточных результатов с намеченной целью; внесение корректив в педагогический процесс.
Исходя из анализа практики и смежных исследований, к структурным элементам готовности мы отнесли:
Личностный компонент готовности будущего специалиста к воспитательной работе характеризует его профессиональную направленность, личностные качества.
Мотивационно-ценностный компонент (наличие потребностей и мотивов к воспитательной работе и ценностных ори-ентаций) позволяет соотнести отраженную реальность с убеждениями, взглядами, представлениями, идеалами личности и определяет систему ценностей, их функционирование в социокультурных условиях. В структуре готовности этот компонент формирует систему ценностей субъекта, характеризующую цельность личности, целеустремленность в достижении поставленных целей. Развитие данного компонента готовности требует активизации внутренних побуждений в процессе подготовки: мотивов, потребностей, ценностных ориентации, стремлений, притязаний.
Когнитивный компонент (накопление знаний в сфере воспитания и системы педагогических ценностей, ориентированных на развитие творческих способностей будущего специалиста), проявляется в высоком уровне профессиональной культуры. Под системой знаний, необходимых для обеспечения данного компонента, понимают множество связанных между собой элементов, представляю-
щих собой определенное целостное образование и характеризующихся такими качествами, как самостоятельность, мобильность, ответственность целеустремленность, искренность, увлеченность, инициативность, работоспособность, настойчивость, дисциплинированность, терпение и такт и др.
Деятельностный компонент (формирование творческого отношения студентов к процессу изучения учебных и специальных дисциплин, ориентированных на воспитательную работу) проявляется в возможности способов улучшения результатов своей работы, повышения эффективности профессиональной деятельности за счет использования своих индивидуально-личностных особенностей и профессионально-психологического потенциала.
Таким образом, готовность включает в себя как содержательный (знания), так и процессуальный (умения) компоненты. Готовность также характеризует уровень развития личностных качеств личности. Столь многоаспектное значение готовности будущего специалиста к воспитательной работе приводит к заключению, что она не возникает стихийно и требует целенаправленных действий по подготовке студентов к реализации задач воспитания.
Опираясь на сформулированные положения, раскроем наше понимание подготовки и готовности. Под подготовкой студентов к воспитательной работе мы понимаем целенаправленный процесс передачи знаний, умений, навыков по решению задач воспитания; опыта деятельности и эмоционально-ценностное отношение к действительности и к себе, результатом чего является готовность студентов к воспитательной работе.
Учитывая вышеизложенное, можно заключить, что готовность будущего специалиста к воспитательной работе представляет собой интегративное качество личности, направленное на формирование гражданских качеств у школьников; включающее в себя социальные, нравственные, профессиональные взгляды и чувства, волевые и интеллектуальные
0 ш
1 -
5 ° ою
о я
о ^
!_ _
о ¡£
о ф
т
о
X
.0
ф
I-
го I-
го ^ ч с ф о П. О
_ со
¡2 * ^ СО
Ф о
С I-
О I
ГО Ф
ч
13
£
О ч Ф о I— с
го
X
£
Ш
о;
свойства, опыт педагогической деятельности, компетенции, мотивационно-ценностное отношение к исследуемому виду деятельности.
В понятии «профессиональная готовность к воспитательной работе» условно можно выделить три уровня: 1) стремление будущего специалиста овладеть компетенциями; 2) способность и подготовленность к деятельности по реализации задач воспитания; 3) желание и умение рефлексировать и оценивать (оценка и самооценка готовности к воспитательной работе).
Данное понятие на первом уровне включает следующие структурные элементы: мотивационный (потребность в профессиональной деятельности, интерес и уважение личности ребенка, интерес к проблемам воспитания и заинтересованность в воспитании гражданина; познавательный (понимание проблем воспитания, знание путей достижения поставленных целей и задач); чувственно-эмоциональный (гуманистическое отношение к пространству детства); волевой (умение мобилизовать свои силы, преодолеть возникающие трудности...). На втором уровне структура понятия включает следующие компоненты: профессиональную направленность личности педагога, компетентность. На третьем уровне понятие обеспечивается взаимозависимостью и взаимообусловленностью вышеуказанных элементов с рефлексивно-оценочными действиями (фиксация личностью объективных значимых качеств, норм, нравственных ценностей).
Подготовка студентов к воспитательной работе - это сложный целенаправленно организуемый педагогический процесс, состоящий из взаимосвязанных, взаимообусловленных компонентов (мотивационный, содержательный, процессуальный, рефлексивно-оценочный), направленный на формирование готовности будущего специалиста к выполнению задач в исследуемой деятельности на основе определенных ценностных ориентаций и ценностно-смыслового взаимодействия. Содержательный и процессуальный компонент характеризует-
ся системой социально-политических, психолого-педагогических, методических знаний.
Актуальная потребность практики в формировании готовности студентов к воспитательной работе диктует необходимость разработки педагогического сопровождения процесса подготовки. В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение: «сопровождение - следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» [8, с. 666].
И.А. Кибак определил понятие «педагогическое сопровождение» как «целенаправленный процесс мониторинга и изменения совокупности психологических свойств личности с помощью специальных методов воздействия, приводящих к устойчивому изменению и формированию профессионально значимых характеристик личности» [6, с. 50-51].
Сопровождение развития профессиональной компетентности в сфере воспитательной работы педагогов предполагает создание системы подготовки, результатом которой должно стать развитие и саморазвитие личности педагога, реализация его психолого-педагогических способностей, знаний, умений, навыков, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом, профилактика профессионального выгорания и повышение эффективности профессиональной деятельности.
Мы трактуем научно-методическое сопровождение подготовки студентов к воспитательной работе как сотворчество педагога и студента в процессе учебно-познавательной деятельности, включающее программу подготовки студентов к реализации задач воспитания, критериально-диагностический инструментарий, обеспечивающее рефлексию результатов педагогической деятельности и открывающее перспективы проектирования содержания, методов, форм с учетом современных реалий высшей школы. Оперируя понятием «педагогическое сопровождение», мы понимаем под ним материальные и идеальные объекты, выполняющие функцию подготовки студентов к воспитательной работе.
Предложенное нами определение сопровождения подготовки студентов к воспитательной работе, на основе предложенного Э.Ф. Зеером [4] и А.М. Марковой [7], фиксирует, что в основе любого процесса сопровождения лежит несколько этапов: диагностика, информация о методах решения проблемы, консультация на этапе принятия решения, помощь на этапе реализации, и это позволяет нам предложить структуру и теоретико-методическое сопровождение под-
готовки студентов к воспитательной работе.
Многоплановость, сложность подготовки студентов к воспитательной работе требует учета принципов гуманизма и демократизма, уважения достоинства человека, творческой активности, проективности, приоритетности общечеловеческих ценностей.
От качества подготовки студентов к воспитательной работе во многом будет зависеть судьба нашей страны в ближайшем будущем.
Библиографический список
1. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: учебник для вузов [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2001. - 415 с.
2. Дурай-Новакова, К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / К.М. Дурай-Новакова. - М., 1983. - 340 с.
3. Запорожец, В.Н. Формирование готовности студентов педвуза к социально-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / В.Н. Запорожец. - Челябинск, 2001. - 187 с.
4. Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста [Текст]: науч.-метод. пособие / Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. - 244 с.
5. Ильясов, Д.Ф. Теория управления образованием [Текст]: учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. специальностей и рук. образоват. учреждений / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 343 с.
6. Кибак, И.А. Психологическое сопровождение поддержки специалистов в вузах МВД (на примере Республики Беларусь) [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2000. - 210 с.
7. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. -308 с.
8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]: 80000 слов и фразеол. Выражений / С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2001. - 940 с.
9. Сластенин, В.А. Психология и педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Академия, 2001. - 480 с.
10. Сластенин, В.А. Болонское соглашение: курс на интеграцию [Текст] / В.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 8. - С. 4-7.
11. Узнадзе, Д.Н. Теория установки [Текст] / Д.Н. Узнадзе. - М.; Воронеж: МОДЭК, 1997. -448 с.
12. Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач [Текст]: дис.....д-ра пед. наук / Н.М. Яковлева. - Челябинск, 1992. - 403 с.
13. Ярмакеев, И.Э. Воспитательный потенциал педагогических дисциплин в формировании личности будущего учителя [Текст]: монография / И.Э. Ярмакеев, Г.Г. Абдуллин. - Казань: Изд-во Казан. пед. ун-та, 2003. - 464 с.
References
1. Asmolov A.G. Personality Psychology: Principles of general psychology analysis. M.: Smysl, 2001. P. 415. [in Russian].
2. Durai-Novakova K.M. Formation of professional students' readiness to pedagogical activity: Dr. Sci. (Education) diss. M., 1983. P. 340. [in Russian].
0 ca
1 -
ою
о
о ^
ü s
° 5
ф -Q
ig о ГО 1- I-ГО S
ч с ф о п. О _ ей
ь * ü ca Ф о С I-О I ГО Ф
s ? s *
® Ü s m Ь 2
О ч Ф о I— п
3. Zaporozhets V.N. Formation of readiness of students of a teacher training university to social and educational activities in educational institutions: Cand Sci. (Education) diss. Chelyabinsk, 2001. P. 187. [in Russian].
4. Zeer E.F. Person-centered technologies for professional development of a specialist: scientific-methodological guide. Ekaterinburg: izd. Ural gos. prof. ped. universiteta, 1999. P. 244. [in Russian].
5. Ilyasov D.F. Education management theory: a tutorial. M.: VLADOS, 2004. P.34. [in Russian].
6. Kibak I.A. Psychological accompanying of supporting professionals in the higher educational institutions of Ministry of Internal Affairs (The Republic of Belarus): Cand. Sci. (Education) diss. Peterburg, 2000. P. 210. [in Russian].
7. Markova A.K. Psychology of professionalism. M.: Zanie, 1996. P. 308. [in Russian].
8. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language: 80000 words and collocations. M.: Azbukovnik, 2001. P. 940. [in Russian].
9. Slastenin V.A. Psychology and Pedagogics. M.: Academia, 2001. P. 480. [in Russian].
10. Slastenin V.A. Bologna agreement: course on integration. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka (2011): P. 4-7. [in Russian].
11. Uznadze D.N. Setting theory. M.; Voronezh, MODEK, 1997. P.446. [in Russian].
12. Yakovleva N.M. Theory and practice of training of a future teacher for creative solutions to educational problems: Dr. Sci. (Education) diss. Chelyabinsk, 1992. P. 403. [in Russian].
13. Yarmakeev I.E. Educational potential of pedagogical disciplines in forming the personality of a future teacher: monograph. Kazan: izd. Kazan. ped. universiteta, 2003. P. 464 [in Russian].
Сведения об авторах: Гревцева Гульсина Якуповна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Челябинская государственная академия культуры и искусств, г. Челябинск. Ктай: [email protected]
Циулина Марина Владимировна,
кандидат педагогических наук, кафедра педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск. Ктай: [email protected]
Information about the authors:
Grevtseva Gulsina Yakupovna,
Doctor of Sciences (Education),
Professor, The Department of Pedagogics and
Psychology, Chelyabinsk State Academy of
Culture and Arts, Chelyabinsk.
E-mail: [email protected]
Tsiulina Marina Vladimirovna,
Candidate of Sciences (Education), The Department of Pedagogics and Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk.
E-mail: [email protected]
ro
x ^
Sä
s
zr od
о;