УДК 004
Е. В. Грунчева
канд. пед. наук, Челябинская государственная академия культуры и искусств, E-mail: grunchevaev@chgaki.ru
ОРГАНАЙЗИНГ КАК ЭТАП В РАЗВИТИИ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Современный этап развития общества характеризуется включением личности в информационное пространство, которое выступает неотъемлемой составляющей модернизации экономической, общественной, политической, социально-культурной, образовательной и досуговой сфер. Перспективным направлением информатизации, вызывающим интерес среди молодежи, являются технологии аудиовизуального творчества, связанные с созданием произведений фото-, кино-, видео- и телевизионного искусства. В свою очередь организация социально-культурной деятельности в вузе, в частности в общественных объединениях или студиях, направлена на удовлетворение и развитие культурных потребностей студенческой молодежи. Потребности в получении новой информации и положительных эмоций у современного поколения выходят на первый план и выступают в качестве катализаторов культурного развития личности. Инновационным видом общественных объединений для творческого самовыражения студенческой молодежи выступает студия 3Б-видеомэппинга, в которой происходит процесс повышения уровня аудиовизуальной культуры. Развитие последней (когнитивно-мотивационного, эмоциональноэстетического, деятельностно-творческого компонентов) представляет собой сложный педагогический процесс, одним из его ключевых этапов является органайзинг. Описываются теоретические и практические аспекты реализации органайзинга в рамках студии 3Б-видеомэппинга.
Ключевые слова: 3Б-видеомэппинг, аудиовизуальная культура, информационные технологии, тьюто-ринг, органайзинг
Для цитирования: Грунчева, Е. В. Органайзинг как этап в развитии аудиовизуальной культуры студенческой молодежи средствами информационных технологий / Е. В. Грунчева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 4 (44). - С. 109-116.
Внедрение новых аудиовизуальных технологий в повседневную жизнь социума -массовые мультимедийные и музыкальные шоу с голографическими проекциями исполнителей, визуализация декораций в театральных и хореографических постановках, дизайнерские и рекламные решения на основе мультимедийных средств - демонстрирует потребность информационного общества в комплексно развитой, творчески активной и готовой к саморазвитию личности в системе функционирования новых аудиовизуальных технологий и направлений искусства.
Все это определяет необходимость развития аудиовизуальной культуры современной студенческой молодежи.
Одной из площадок внедрения новых информационных технологий с целью обогащения культурного опыта, реализации творческого потенциала личности молодого человека, создания креативных досуговых проектов в условиях информатизации является студия ЗБ-видеомэппинга.
Студия ЗБ-видеомэппинга представляет собой клубное объединение, общим интересом участников которой является интеграция видеоискусства и ЗБ-технологий, позволяющая с помощью аудиовизуальных средств вызывать у зрителя аудиовизуальную иллюзию.
Повышение уровня сформированное™ отдельных компонентов аудиовизуальной культуры (когнитивно-мотивационного, эмоционально-
109
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
Е. В. Грунчева
Органайзинг как этап в развитии аудиовизуальной культуры...
эстетического, деятельностно-творческого) -
сложный педагогический процесс, включающий различные аспекты деятельности (технологии, методы и средства) и педагогические условия [9]. К одному из ключевых этапов такой педагогической деятельности в рамках студии 3D-видеомэппинга можно отнести органайзинг.
Так, органайзинг (от англ. organize - ‘организовывать ’) заключается в организации рабочей среды, способствующей эмоциональноэстетическому воспитанию и деятельностнотворческой самореализации в клубном объединении вуза - студии 3D-видеомэппинга.
По мнению Г. А. Ковалева, «эффективность процесса определяется средой, которая включает широкий спектр параметров, влияющих на психическое развитие и функционирование личности» [8]. Создание рабочей творческой среды в студии дает возможность реализовать заложенное в студенческой молодежи творческое начало, способствует развитию творческого потенциала.
Так, Ж. Н. Зайцева под средой подразумевает «антропософический релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала и талантов обучающего и обучающегося» [7].
Творческая среда, по мнению В. А. Яс-вина, В. И. Панова, характеризуется тем, что «в ней происходит саморазвитие свободной и активной личности, которой свойственна активность в освоении и преобразовании окружающего мира, высокая самооценка, открытость, а также свобода суждений и поступков» [10, с. 22]. Творческая среда сопровождается высокой мотивацией к деятельности и как следствие эмоциональным подъемом и оптимистическим настроем.
Для активизации и развития творческой активности, творческой мыслительной деятельности студентов необходимо придерживаться ряда позиций психолого-педа-
гогического направления:
- создание благоприятного психологического климата, творческой атмосферы, установка контакта (как с аудиторией, так и с отдельно взятым студентом);
- систематический анализ уровня достижений и успехов, повышение самооценки, снижение фактора страха перед оценкой;
- создание психологических предпосылок для обсуждения альтернативных ситуаций, развитие умения слушать, сопоставлять, анализировать разные точки зрения;
- развитие поисковых умений в разрешении проблемных ситуаций;
- развитие качеств личности, способствующих успешной творческой деятельности, поощрение студентов к саморазвитию, самокоррекции, самовыражению;
- развитие эмоционально-волевой сферы деятельности в единстве с интеллектом [6, с. 160].
Создание творческой рабочей среды в студии с учетом психолого-педагогических особенностей студенческой молодежи способствует реализации творческого потенциала личности, осознанию цели, стремлению к ее достижению, высокой мотивированности деятельности, формированию рефлексивных способностей личности для дальнейшего саморазвития и самообразования.
В целях организации рабочей среды, способствующей эмоционально-эстетическому
воспитанию и деятельностно-творческой самореализации в клубном объединении, можно предусмотреть: специальный тьюторинг
«Level-up» [2], мастер-классы, демонстрации, разработку комплексных аудиовизуальных проектов, брифинги и др.
В таблице 1 представлен фрагмент тематического планирования тьюторинга «Level-up».
Теоретический материал представлен в виде мультимедиалекций в формате презентаций, в течение которых дополнительно демонстрируются готовые аудиовизуальные продукты с целью наглядности, акцентирования внимания на отдельных аспектах и дополнительной мотивации на успех.
Для обеспечения диалога с участниками в качестве основных выступают также интерактивные методы: эвристики (мозговой штурм, эвристическая беседа), разнообразные виды групповых дискуссий (форумы, дебаты, круглые столы и др.).
110
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
Е. В. Грунчева
Органайзинг как этап в развитии аудиовизуальной культуры...
Таблица 1
Фрагмент тематического планирования тьюторинга «Level-up»
Темы Мульти- медиа лекции Клубинары Инди- виду- альные занятия Общее кол-во часов
Тема 1. История аудиовизуального искусства Культура света. Фотография. История движущегося изображения. Музыкальное сопровождение. Кино. Телевидение и искусство. Интернет 2 - 4 6
Тема 2. Создание контента Логика построения контента. Теория цвета. Техника съемки. Производство видео. Производство аудио. Дизайн 2 4 4 10
Тема 3. Программное обеспечение Основы работы с аудио- и видеоредакторами. Основы работы с программами для последующей обработки видео и изображения. Основы работы с программами ЭЭ-графики. Основы работы с программами для управления аудиовизуальными проектами в режиме реального времени 2 8 20 30
Тема 4. Техническое оборудование Комплектация компьютера. Микшеры. Проекционное оборудование. Медиасерверы 2 4 4 10
Тема 5. Перспективы и сферы реализации Творческий путь. Сферы реализации. Карьера и бизнес 2 - 4 6
Карта оценки контента
Таблица 2
Сюжет Средства
Опишите кратко сюжетную линию: Перечислите художественно-выразительные средства, представленные в проекте: 1. ...
Общая оценка: 2. ... Общая оценка:
Музыка Геометрия
Какая музыка представлена в проекте? Язык: Направление: Темп: Эффекты: Продолжительность: Общая оценка: На какую поверхность проецируется контент, в чем ее особенность? Общая оценка:
Общее впечатление
Эмоциональное впечатление от проекта, его идеи и способа реализации, замечания
Общая оценка:
Так, под эвристической беседой понимается «вопросно-ответная форма обучения, при которой преподаватель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами, иногда наводящими, но не содержащими прямого ответа, заставляет их самих, на основе уже имеющихся знаний, запаса представлений, наблюдений, личного жизненного опыта приходить к новым понятиям, выводам и правилам» [5].
Применение данного метода способствует развитию воображения, памяти, самостоятельности, навыка логического выражения своих мыслей, умения применять имеющиеся знания для обоснования своих суждений и выводов.
Такие знания являются осознанными, подвижными и достаточно прочными.
Дискуссия представляет собой «целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины; причем все участники задействованы в организации этого обмена» [4, с. 87]. Применение интерактивных методов позволяет участникам студии анализировать отдельные понятия и явления в сфере аудиовизуальных технологий, прививает умение слушать и взаимодействовать с другими участниками, облегчает восприятие новой информации, позволяет увидеть многозначность решения большинства проблем.
111
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
Е. В. Грунчева
Органайзинг как этап в развитии аудиовизуальной культуры...
Практические занятия тьюторинга «Level-up» проходят в форме клубинаров (клубный семинар). Так, клубинар по теме «Создание контента» разбит на два блока: контент-анализ и режиссура. В первом блоке после демонстрации аудиовизуального произведения участникам клубного объединения предлагается заполнить карту оценки контента и оценить его по 10-балльной шкале по некоторым критериям: сюжетная линия, художественно-выразительные средства (видеоэффекты, 3Б-эффекты, интерактивные составляющие, цветовое оформление и др.), музыкальное сопровождение, геометрическое пространство, общее эмоциональное впечатление (см. табл. 2).
Данная форма работы позволяет развить способность личности к художественноэстетическому восприятию пространственновременного звукозрительного образа, эмоциональному переживанию, а также объективной оценке с позиций собственного эстетического
опыта. После коллективного обсуждения данного проекта ему выставляется общая средняя оценка, а также делается заключение и выводы по его содержанию и реализации. Итоги оценки проекта вывешиваются в группе студии в социальных сетях, что дает возможность всем участникам ориентироваться на качественные характеристики того или иного аудиовизуального произведения (рис.1).
Тем самым после оценки нескольких проектов в процессе деятельности студии создается рейтинг лучших аудиовизуальных работ для систематизации художественноэстетического опыта студентов и расширения знаний о различных аудиовизуальных произведениях 3Б-видеомэппинга, творчестве отдельных авторов (рис. 2).
Второй блок клубинара «Создание контента» состоит в самостоятельной подготовке и режиссуре отдельного проекта. На основе контент-анализа аудиовизуальных произведений
Проект Альфа-Шоу 4D,
Дэвид Аткинсон, г. Москва, 2011 г.
0123456789 10
Сюжет Средства Музыка Геометрия Общее впечатление ИТОГ
Рис. 1. Пример итоговой оценки
10 8 6 4 2 0
Альфа-Шоу 600 лет Победа Samsung 3D TimeLess Hyundai Black Eyed ООН, I was
Дьявола Accent Peas here
Рейтинг проектов
Рис. 2. Пример рейтинга проектов
112
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
Е. В. Грунчева
Органайзинг как этап в развитии аудиовизуальной культуры...
участники разрабатывают и прописывают в сценарии все аспекты и особенности создания конкретного проекта. Студентам предлагаются следующие темы для сценария:
- день рождения друга;
- юбилей предприятия;
- рекламная акция;
- сопровождение мероприятия;
- музыкальная, театральная, танцевальная постановка и др.
Таким образом, они разработают собственную режиссерскую экспликацию заданного проекта, т. е. их видение этого проекта, сюжета, стиля, жанра, особенностей художественного и визуального исполнения, решения во времени и пространстве.
Итогом клубинара является презентация сценария перед участниками студии и его обсуждение. Такая форма работы позволяет оценить креативно-творческий подход студентов к созданию аудиовизуального проекта, а также повысить их стремление к самооценке, самообразованию и саморазвитию.
Клубинары по темам «Программное обеспечение» и «Техническое оборудование» предполагают выполнение практических заданий по основам работы с конкретными программами и оборудованием для приобретения знаний, умений и навыков работы с ними.
В ходе тьюторинга применяются методы рефлексивной диагностики: фокусированное
составление списка основных идей, схемы-коллажа, самодиагностирующих обучающих заметок, концептуальной карты.
Фокусированное составление списка основных идей, связанных с темой занятия, заключается в том, что участники после оглашения темы в течение нескольких минут (1-2 мин.) отмечают позиции (проблемы, понятия), которые считают необходимым осветить в процессе занятия, пытаются дать их определение или толкование. К достоинствам данного вида работы можно отнести немедленную обратную связь, которая позволяет производить контроль уровня общей информационной культуры в сфере аудиовизуальных технологий и подготовки студентов к освоению нового материала.
Схема-коллаж представляет собой схематическое отображение предметного содержания или его части, объединенное ключевым понятием или проблемой. Такой подход рефлексивной диагностики позволяет алгоритмизировать и систематизировать полученную информацию, стимулируя воображение и зрительную память участников клубного объединения.
Для развития навыков самосознания, самонаблюдения, самоанализа и самооценки студентам предлагается после каждого занятия составить самодиагностирующую обучающую заметку, в которой они фиксируют результаты своего обучения (что поняли, что запомнили и что осталось неясно), достигнутые успехи, опыт творческой деятельности.
Составление концептуальной карты участниками, иллюстрирующей в виде диаграмм их ассоциации на заданные темы, помогает оценивать степень понимания различных компонентов и функций и их место в общей системе [1].
Теоретические и практические навыки создания аудиовизуальных произведений в клубном объединении необходимо подкреплять индивидуальными занятиями. Так участники могут рассматривать материал по всем темам оффлайн на основе образовательной программы AV:lab компании «Аудиовизуальная академия» [3], с помощью специализированных видеоуроков по основным программам, представленных на различных интернетпорталах (videosmile.ru, c4dleam.com, nix-studio-edition.ru и др.).
По итогам тьюторинга необходимо провести показательный мастер-класс, на котором будут представлены все этапы создания аудиовизуального произведения: от идеи до демонстрации, а алгоритм выдается каждому участнику клубного объединения в качестве памятки.
Структура тьюторинга «Level-up» представлена на рисунке 3.
Данная программа тьюторинга охватывает все компоненты аудиовизуальной культуры: когнитивно-мотивационный, эмоционально-
113
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
Е. В. Грунчева
Органайзинг как этап в развитии аудиовизуальной культуры...
Рис. 3. Структура тьюторинга «Level-up»
эстетический и деятельностно-творческии, способствуя переходу на более высокий уровень ее развития у студенческой молодежи в студии.
После тьюторинга занятия в студии 3D-видеомэппинга распределяются по двум направлениям: повышение мастерства и групповая работа.
Проводятся мастер-классы приглашенных специалистов («3D-mapping simple», «Видео-мэппинг в театральных постановках» и др.), осуществляется участие в вебинарах с профессионалами («Эффектная визуализация интерьеров», «Дискуссионная панель по видеомэппин-гу» и др.), которые не могли присутствовать лично, а также происходят демонстрации и разбор мастер-классов, размещенных на интернетпорталах и сайтах («Кейси Реас: Виртуальная студия», «Super Uber: творческий процесс в архитектуре, дизайне и технологиях», «Стюарт Уоррен-Хилл: Hexstatic - Holotronica» и др.).
Еще одной формой занятий является групповая разработка и реализация заданного аудиовизуального проекта. На данном этапе проводится деление на подгруппы по 3-5 человек в
соответствии с личной мотивацией участников. Внутри группы самостоятельно распределяются обязанности и ответственные за тот или иной этап разработки. В процессе работы осуществляется перераспределение участников, а также контроль и своевременные консультации со стороны руководителя. В течение месяца происходит подготовка аудиовизуального произведения, после чего должна состояться публичная демонстрация и коллективный анализ креативно-творческого подхода проделанной работы по карте оценки контента. Создается студийный рейтинг работ (рис. 4.), также размещаемый в группе в социальной сети, где любой желающий оставляет отзыв о каждом проекте или выставляет свою оценку, что служит стимулом для дальнейшего развития.
Эффективным является метод брифингов («Новые технологии», «Top-10» и др.), на которых участники студии проводят анализ новых технологий и произведений 3D-видеомэппинга, пополняя тем самым собственную профессиональную базу и обновляя рейтинг аудиовизуальных проектов.
114
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
Е. В. Грунчева
Органайзинг как этап в развитии аудиовизуальной культуры...
Студийный рейтинг
10 8 6 4 2 0
Свадьба года Кубы Виртуальный мир Комната в Жизнь музыки Абстракция
общежитии
Рис. 4. Студийный рейтинг работ
В процессе брифингов студенты делают устные доклады («TATA Motors Horizonext 3D Car Projection Mapping», «Презентация новых Porsche Cayman. 3D-videomapping», «Music video by Beyonce performing I Was Here» и др.), аргументируют свою точку зрения, вступают в обсуждение, что повышает интерес к углубленному изучению проблематики, развивает творческое мышление, стимулирует фантазию, инициативу, самостоятельный и коллективный поиск истины.
В результате этапа органайзинга у участников студии 3D-видеомэппинга растет общая культура в сфере аудиовизуальных технологий и искусств, мотивация к успеху, повышается эмоционально-оценочная восприимчивость и художественно-эстетическая информированность,
креативность и практические навыки в этой сфере, а также потребность к самосовершенствованию. Итогом органайзинга является теоретическая и практическая подготовка к самостоятельной реализации творческих проектов.
1. Авдеева, З. К. Эвристический метод концептуальной структуризации знаний при формализации слабоструктурированных ситуаций на основе когнитивных карт / З. К. Авдеева, С. В. Коврига // УБС. - 2010. -№ 31. - С. 6-34.
2. Андреева, Е. А. Эволюция классической модели тьюторской деятельности и ее современные формы / Е. А. Андреева // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2010. - №4. - С. 140-144.
3. Аудиовизуальная академия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://audiovisualacademy.com/avin/avlab-m.
4. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. - Москва: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
5. Гаибова, В. Е. Эвристическая беседа как один из типов дискуссии / В. Е. Гаибова // Ярославский педагогический вестник. - 2008. - № 2. - С. 18-22.
6. Горбачева, Д. А. Творческий потенциал студентов вузов культуры и искусств: социокультурный феномен / Д. А. Горбачева. - Москва: Изд. дом МГУКИ, 2005. - 160 с.
7. Зайцева, Ж. Н. Интернет-учебник: виртуальная среда обучения / Ж. Н. Зайцева, А. Э. Говорский // Открытое образование России XXI века: тр. VIII науч.-практ. конф. - Москва: МЭСИ, 2000.- С. 24-29.
8. Ковалев, А. Г. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / А. Г. Ковалев // Вопросы психологии. -1992. - № 1-2. - С. 14.
9. Мальцева, Е. В. Особенности развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения / Е. В. Мальцева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2013. - № 2 (34). - С. 98-102.
10. Ясвин, В. А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / В. А. Яс-вин; под ред. В. И. Панова. - Москва: Молодая гвардия, 1997. - 176 с.
Получено 30.10.2015
115
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
Е. В. Грунчева
Органайзинг как этап в развитии аудиовизуальной культуры...
E. Gruncheva
Candidate of Pedagogic Sciences, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts E-mail: grunchevaev@chgaki.ru
ORGANIZING AS A STEP IN DEVELOPMENT STUDENTS AUDIOVISUAL CULTURE BY MEANS OF INFORMATION TECHNOLOGY
Abstract. The current stage of development of society is characterized by the inclusion of the person in the information space, which acts as an integral part of the modernization of the economic, social, political, sociocultural, educational, and recreational areas. A promising area of information, generate interest among young people, is an audiovisual technology creativity associated with the creation of works of photography, film, video and television arts. In turn, the organization of welfare activities at the university, in particular public associations or studio, aims to meet the cultural needs and development of students. The need to obtain new information and positive emotions today come to the fore and act as catalysts of cultural development of the individual. Innovative forms of public associations for the creative expression of students in favor Studio 3D-videomapping, which is the process of improving the audiovisual culture. The development of audiovisual culture (cognitive, motivational, emotional and aesthetic, creative activity-components) is a complex pedagogical process, one of the key steps which is organizing. The article describes the theoretical and practical aspects of implementation in the framework of organizing a studio 3D-videomapping.
Keywords: 3D-videomapping, audiovisual culture, information technology, tutoring, organizing
For citing: Gruncheva E. 2015. Organizing as a step in development students audiovisual culture by means of information technology. Herald of the Chelyabinsk State Academy ofCulture andArts. 2015. № 4 (44): 109-116.
References
1. Avdeeva Z., Kovriga S. 2010. Evristicheskiy metod kontseptual'noy strukturizatsii znaniy pri formalizatsii sla-bostrukturirovannykh situatsiy na osnove kognitivnykh kart [Heuristic method of conceptual structuring of knowledge in situations semistructured formalization based on cognitive maps]. UBS. № 31: 6-34. (In Russ.).
2. Andreeva E. 2010. The evolution of the classical model tutor activity and its modern forms. The Bulletin of the Volga Region Academy of Administration. № 4: 140-144. (In Russ.).
3. Audiovizual'naya akademiya [Audiovisual Academy] [Electronic resource]. Available from: http://audiovisualacademy.com/avin/avlab-ru. (In Russ.).
4. Vishniakova S. 1999. Professional'noe obrazovanie: Slovar. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika [Vocational education: Dictionary. Key concepts, terminology, relevant vocabulary]. Moscow: Scientific and methodological center of secondary vocational education. 538 p. (In Russ.).
5. Gaibova V. 2008. Heuristic conversation as one of the types of discussions. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. № 2: 18-22. (In Russ.).
6. Gorbacheva D. 2005. Tvorcheskiy potentsial studentov vuzov kul'tury i iskusstv: sotsiokul'turnyy fenomen [The creative potential of students of high schools of culture and arts: a sociocultural phenomenon]. Moscow: Publishing house of Moscow State University. 160 p. (In Russ.).
7. Zaitseva ZH., Govorskii E. 2000. Online tutorial: virtual learning environment]. Otkrytoe obrazovanie Rossii XXI veka [Opened education of Russia in 21 century]. Moscow: Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics. P. 24-29. (In Russ.).
8. Kovalev A. 1992. The mental development of the child and the living environment. Voprosy Psychologii. № 1-2: 14. (In Russ.).
9. Maltseva E. 2013. Peculiarities of development of audio-visual culture of student youth in the conditions of club organization. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. № 2 (34): 98-102. (In Russ.).
10. Iasvin V. 1997. Trening pedagogicheskogo vzaimodeystviya v tvorcheskoy obrazovatel'noy srede [Training of pedagogical interaction in a creative educational environment]. Panova V., ed. Moscow: Molodaya gvardiya. 176 p. (In Russ.).
Received 30.10.2015
116
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)