Научная статья на тему 'Интегративный подход как особенность реализации ФГОС среднего профессионального образования'

Интегративный подход как особенность реализации ФГОС среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
936
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ / МЕТОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / STANDARDS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / INTEGRATION / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / TARGETS / METHOD / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миниахметова Оксана Викторовна

Статья ориентирует педагогических работников учреждений среднего профессионального образования на подготовку к реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с помощью интеграции технологий обучения. В комплексе подготовительных мероприятий ключевым является качественно новый подход к целесообразному профессиональному конструированию и отбору методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миниахметова Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE APPROACH AS FEATURE OF REALIZATION OF STANDARDS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article focuses pedagogical employees of institutions of secondary vocational education on preparation for the implementation of Federal state educational standards of secondary vocational education with technology integration training. In the complex of preparatory activities is a key new approach to appropriate professional design and selection of teaching methods.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход как особенность реализации ФГОС среднего профессионального образования»

УДК 377

Миниахметова Оксана Викторовна

преподаватель

Краевой политехнический колледж, Пермский край, Россия 617830, Пермский край, Чернушка, Урицкого, 17 e-mail: [email protected]

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД КАК ОСОБЕННОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Oksana V. Miniahmetova

Instructor

Regional Politechnical college, 17, Uritskogo, 617830, Chernushka, Perm region, e-mail: miniahmetovaov@mail. ru

INTEGRATIVE APPROACH AS FEATURE OF REALIZATION OF STANDARDS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация. Статья ориентирует педагогических работников учреждений среднего профессионального образования на подготовку к реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с помощью интеграции технологий обучения. В комплексе подготовительных мероприятий ключевым является качественно новый подход к целесообразному профессиональному конструированию и отбору методов обучения.

Ключевые слова: стандарты среднего профессионального образования; интеграция; инновационные образовательные технологии; целевые установки; метод; педагогическая технология.

Abstract. The article focuses pedagogical employees of institutions of secondary vocational education on preparation for the implementation of Federal state educational standards of secondary vocational education with technology integration training. In the complex of preparatory activities is a key new approach to appropriate professional design and selection of teaching methods.

Key words: standards of secondary vocational education; integration; innovative educational technologies; targets, method; pedagogical technology.

XXI век - это эпоха перемен в информационной и социальной реальности. И естественно встает вопрос, как подготовить специалиста, отвечающего запросам современного общества, как улучшить качество нашего интеллектуального продукта. Иными словами, каким образом организовать

© Миниахметова О.В., 2015

образовательную среду, чтобы выпускник смог овладеть набором общих и профессиональных компетенций, стать востребованным на рынке труда, смог успешно адаптироваться в социальной жизни и быть полезным обществу и государству.

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов в профессиональном образовании становится актуальным рассмотрение вопроса об интеграции как основополагающем принципе организации образования, что в свою очередь предполагает изменение образовательной деятельности образовательных учреждений, а также изменение подхода к обучению. Сегодня процесс образования можно определить как процесс и результат обучения и воспитания, профессионального становления и развития личности, что наряду с овладением знаниями, умениями включает формирование общих и профессиональных компетенций. Реализация новых требований в аспекте преемственности ступеней образования требует обращения к сущности интеграции и изучения вариантов инновационного решения этой проблемы.

Интегративный подход к обучению состоит в реализации принципа восстановления естественной целостности процесса познания на основе установления связей и отношений между отдельными и часто искусственно разделенными компонентами педагогического процесса [1].

В современной энциклопедии «интеграция» (латинское integratio -восстановление, восполнение, от integer - целый) - понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцируемых частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию [6].

Интегративный подход в настоящее время используется в процессе формирования содержания обучения и разработки образовательных технологий, в ходе проектирования процесса подготовки и проведения форм организации педагогического процесса и его элементов, в процессе формировании индивидуальных педагогических систем и т.д. Интегративный подход, по мнению В.С. Безруковой, расширяет зону действий педагога или ученого-исследователя [1].

Интегративность как целостность способствует сближению и связыванию воедино отдельных частей, элементов и функций разных систем посредством единой образовательной ситуации [5, с. 142]. В современный период не вызывает сомнений важность и необходимость интегративного подхода к проектированию образовательного процесса как процесса технологического, где технология рассматривается как способ реализации идей, процессуально представленное единство образовательных ситуаций, представляющих собой логическую, знаковую модель. Как считает В.С. Литавор, система этапности проектирования образовательной модели возможна лишь постольку, поскольку технология подразумевает сопоставление содержательного компонента

образования, методов обучения, его форм и средств [5, с. 142]. Это сопоставление и реализуется в условиях интегративного подхода.

Социальный заказ современного общества требует, чтобы выпускники образовательных организаций среднего профессионального образования были готовы к сознательным действиям по экспериментированию, открытию или изобретению нового, попыткам предпринимать нечто ранее не испытанное. В условиях современного образования проектирование таких качеств у обучаемых становится возможным лишь при осмыслении педагогической технологии в качестве вариативной образовательно-воспитательной системы, в которой присутствует взаимосвязанное содержание, методы, средства, формы обучения. Эта система должна быть личностно-ориентированной на развитие обучаемых и целенаправленное продуктивное взаимодействие всех участников образовательного процесса [5, с. 143].

Интеграция позволяет воссоединять те или иные элементы как по вертикали (посредством межпредметных и управленческих связей), так и по горизонтали (посредством внутрипредметных, технологических связей). С помощью интегративного подхода возможно преодоление дальнейшей денатурализации процесса обучения, он может способствовать достижению природосообразности процесса обучения и сближению с жизнью [1].

Внутридисциплинарная интеграция реализует интеграцию более высоких уровней, предусматривает осуществление интеграционных процессов от общих закономерностей - к частным, от создания общей модели содержания -к структуре отдельных проектов, тем, занятий [7].

Суть интегративного подхода при разработке той или иной технологии для реализации в учебной деятельности, по мнению И.С. Тулохоновой, сводится к выявлению факторов эффективного формирования этой деятельности в современной информационно-образовательной среде и созданию условий, позволяющих организовать индивидуальную и коллективную работу участников учебной деятельности, интегрировать различные формы и стратегии освоения предметных знаний, направленные на развитие компетенций и компетентности деятельности будущего выпускника и его самостоятельную познавательную продуктивную деятельность [9].

Сущность интегративного подхода в обучении заключается не только в передаче социального опыта учителями и усвоении его школьниками, а в основном во всестороннем гармоничном развитии личности, что соответствуют внутренним потребностям человека и направлено на свободное и творческое самоопределение индивидуальности каждого обучаемого [5, с. 144].

Проблемы интегративного синтеза знаний возникают в первую очередь в предметно-практической деятельности человека, где ему нужно применять знания для удовлетворения своих потребностей. В этом контексте возникает интегративный синтез отраслевых научных знаний, чем занимается прикладная наука.

Достижения прикладных наук в интегративном синтезе знания, как указывает В.Н. Панферов, реализуются в основном в профессиональном образовании и часто совпадают с содержанием самой профессии [6, с. 118].

С 2011 г. российское профессиональное образование развивается в соответствии с образовательными стандартами нового типа, задающими требования не к содержанию, а к результатам освоения образовательных программ. В основе этих стандартов - модульно-компетентностная технология, обеспечивающая диалог между сферами труда и образования [11].

Реализация образовательных стандартов потребовала серьезной перестройки деятельности всей системы профессионального образования, переосмысления его целей, ценностей, содержания и технологий, обновления сознания участников образовательного процесса [2].

Целевые установки ФГОС СПО предполагают, что содержание и организация образовательного процесса должны быть основаны на деятельностном подходе.

Реализация ФГОС требует переориентации учебного процесса не только на освоение теоретических знаний и умений, но и на развитие способности студентов к их практической реализации. Основная педагогическая задача, стоящая перед преподавателем, заключается в организации условий, необходимых для освоения студентами общих и профессиональных компетенций, способствующих освоению основного вида деятельности будущего выпускника.

Между контекстным и компетентностным подходами к построению образовательного процесса в учреждении профессионального образования имеется и существенное различие:

контекстный подход трансформирует процесс и частично содержание обучения, при этом он сам по себе не предусматривает пересмотра результатов обучения, а нацелен на повышение качественного уровня традиционных результатов обучения;

компетентностный подход начинается с кардинального пересмотра результатов обучения, предполагает новый подход к проектированию ожидаемых результатов, и уже затем на этой основе в той или иной степени меняются содержание обучения и процесс обучения.

Таким образом, контекстный подход можно рассматривать как эффективное средство для достижения целей, поставленных в связи с реализацией компетентностного подхода.

Моделирование предметного и социального (социокультурного) контекстов предстоящей студенту профессиональной деятельности в формах его познавательной работы придает учению личностный смысл, порождает интерес к «присвоению» содержания профессионального образования.

Овладение профессией осуществляется в контекстном обучении как процесс динамического движения деятельности студента от учебной

деятельности академического типа через квазипрофессиональную и учебно -профессиональную деятельности к деятельности собственно профессиональной.

Для осуществления поставленных ФГОС задач по реализации интегративного подхода в процессе формирования знаний и умений применяются различные технологии обучения [8], для примера - технология проектного обучения.

Метод проектов - это система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов [4]. Метод проектов наиболее полно реализуется при прохождении производственной практики студентами колледжа. Здесь существует реальная возможность самостоятельно планировать свою работу, заниматься исследовательской деятельностью, использовать необходимую базу данных, получать консультации специалистов предприятий. Учебный проект предполагает самостоятельное выполнение студентами поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ с целью практического решения поставленной задачи. Опыт использования проектного задания доказывает его эффективность. Степень освоения профессиональных компетенций в процессе проектирования задания возрастает.

Исходя из представленных выше положений миссия федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» заключается в обеспечении единства образовательного пространства Российской Федерации; преемственности основных образовательных программ и вариативности их содержания, учета требований рынка труда, удовлетворения образовательных потребностей и способностей обучающихся в целом, государственных гарантий уровня и качества среднего профессионального образования [10].

Список литературы

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). - Екатеринбург, 2000.

2. Гитман Е.К. Оптимизация региональной системы профессионального образования // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 2. - С. 51-54.

3. Гитман Е.К., Мертвищев А.Н. Влияние педагогических технологий на формирование личностных качеств курсанта военного вуза внутренних войск МВД России // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 2. - С. 5-18.

4. Гридасова О.И. Развитие проектной деятельности студентов (на материале изучения немецкого языка): дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2004.

5. Литавор В.С. Системный подход как интегративный в образовательном процессе // Проблемы и перспективы развития образования:

материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012.

6. Панферов В.Н. Интегративный подход в образовании // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2003. - Вып. 6, Т. 3.

7. Современная энциклопедия, 2000 [Электронный ресурс] - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc philosoph (дата обращения: 15.11.2014).

8. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для вузов / сост. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - 2-е изд. - М.: Академия, 2014.

9. Тулохонова И.С. Формирование проектной деятельности студентов технического вуза в условиях предметной информационно-образовательной среды: дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2009.

10. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по профессии.

11. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации».

12. Яковлев В.В., Пачко С.Ф. Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода в современном учебно-воспитательном процессе // Образование в современной школе. - 2015. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.