Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 4 (11). Декабрь 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК: 377.131.14: 629.083 (094)
ББК: 033-08я723-1
Н624
Е. А. Никитина Иркутск, Россия С. Б. Надточий Иркутск, Россия
О ПОДГОТОВКЕ АВТОМЕХАНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Статья посвящена вопросам подготовки студентов по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, в системе среднего профессионально образования. Подготовка автомехаников в условиях реализации ФГОС СПО с помощью технологий контекстного и дуального обучения способствует глубокому овладению ими профессиональными компетенциями, поиску путей решения различных профессиональных задач в неординарных производственных ситуациях и, главное, пробуждает интерес к будущей профессии.
Ключевые слова: автомеханик, среднее профессиональное образование, ФГОС СПО, технологии контекстного обучения, технологии дуального обучения, профессиональные компетенции, профессиональные задачи, студенты, производственное обучение.
E. A. Nikitina Irkutsk, Russia S. B. Nadtochij Irkutsk, Russia
TRAINING OF MOTOR MECHANICS IN THE CONTEXT OF THE SVE
THIRD-GENERATION FSES
The article is devoted to the issues of students' training in specialty 23.02.03 Maintenance and repair of automobile transport within the secondary vocational edu-
© Никитина E. А., Надточий С. Б., 2016
cation. Training of motor mechanics in the context of the SVE FSES with the use of context and dual educating technologies contributes to deep possessing professional competences, searching the ways of solving different professional problems in challenging manufacturing situations and, which is the most important, stirs interest in future occupation.
Key words: motor mechanic, secondary vocational education, SVE FSES, context and dual educating technologies, possessing professional competences, professional problems, students, industrial training.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [17], Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (ФГОС СПО) [16] четко сформулирована задача повышения качества профессионального обучения и воспитания.
В процессе подготовки статьи, мы, прежде всего, обратились к анализу нормативных документов, регламентирующих процесс подготовки будущих автомехаников. А именно, к анализу ФГОС по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 383 от 22.04. 2014. Зарегистрирован в Минюст России от 27 июня 2014 г. № 32878), Составителями ФГОС было предложено новое содержание профессионального обучения будущего автомеханика. Так, в Разделе V пункт 5.2 прописано, что «техник, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности (табл. 1):
Таблица 1 - Профессиональные компетенции автомеханика
5.2.1. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
ПК 1.3. Разрабатывать технологические про-
цессы ремонта узлов и деталей.
5.2.2. Организация деятельности коллектива исполнителей ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.
ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
5.2.3. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Как видим из табл. 1, одной из основных целей ФГОС по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта - является подготовка квалифицированного техника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной организации деятельности коллектива исполнителей. Мы убеждены, что успешное развитие автотранспортной индустрии в Иркутской области определяется качеством профессиональной подготовки специалистов, способных выдержать конкуренцию на рынке труда в сфере ремонта и технического обслуживания автомобилей.
Далее, мы попытались изучить ситуацию на практике. Нам удалось выяснить, что большинство специалистов в области среднего профессионального образования, педагогов-практиков, работодателей не сомневаются, что традиционные технологии преподавания, господствовавшие долгие годы в СПО - не позволяют сформировать в должной степени профессиональные компетенции (ПК). И результаты квалификационных экзаменов по профессиональным модулям ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», ПМ.02 «Организация деятельности коллектива исполнителей» свидетельствуют об этом. Они демонстрируют достаточно высокое освоение обучающимися теоретического материала, но не всегда обучающиеся на должном уровне демон-
стрируют сформированность ПК. Главная причина этих недочетов, как нам видится, заключается в том, что наблюдается однообразие методов обучения: преобладает информационная передача знаний, когда преподаватель, мастер производственного обучения сам рассказывает новый материал, показывает различные наглядные пособия и не всегда учитывает, как обучающийся их воспринимает и понимает. Не осуществляется систематический контроль за пониманием обучающимися знаний на этапе изучения нового материала. Такая организация учебного процесса, когда преподаватель сам рассказывает, внешне экономна в затрате времени, но в результате не всегда достигается осознанность, прочность и обобщенность знаний, а самое главное, сформированность ПК. К тому же, при освоении видов деятельности в процессе прохождения вышеназванных профессиональных модулей недостаточно широко представлены технологии контекстного и дуального обучения, не вовлечены в процесс обучения работодатели, при этом доминируют излишние теоретизирование и отсутствие практической составляющей. Преобладающее использование комбинированных занятий в трафаретной структуре с преувеличенным вниманием к устному опросу по материалу предыдущего занятия (устный опрос, объяснение нового материала, задание на дом). Преподаватель, мастер производственного обучения, в отличие от работодателя, как правило, все ещё испытывает затруднение в формировании ПК.
Мы проанализировали планы и практические занятия мастеров производственного обучения в период нашей производственной практики по ПМ.03 «Методическое обеспечение учебно-производственного процесса и педагогического сопровождения группы обучающихся профессиям рабочих (служащих)». В планах преподавателей, мастеров производственного обучения СПО отражается преимущественно содержание изучаемого материала, вопросы и задания для проверки знаний. Управление познавательной деятельностью обучающихся осуществляется главным образом в форме беседы. На этих занятиях вместо технологий контекстного и дуального обучения преобладают обобщения и систематизации содержания материала, простое повторение с постановкой вопро-
сов: что? где? когда? сколько? При проведении практических занятий используются устаревшие натурные модели деталей машин и агрегатов.
Отсюда можно сделать вывод, что подготовка в колледже не всегда обеспечивает: саморазвитие и самореализацию будущих автомехаников, умеющих воспользоваться полученными знаниями, ориентироваться на рынке труда в сфере ремонта и технического обслуживания автомобилей, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, позиционировать себя на рынке труда.
Одной из важнейших причин, обусловивших такое положение с организацией процесса обучения, является недостаточное внимание к разработке практических занятий в условиях перехода на ФГОС нового поколения, прежде всего в теоретическом плане. Мы, прежде всего, обратились к анализу публикаций в Электронной научной библиотеке http://elibrary.ru/ , и выяснили, что в теории и истории профессионального образования проблема практической подготовки специалистов в условиях реального производства всегда была одной из самых актуальных. Далее мы установили, что фактически не было проведено ни одного целенаправленного исследования по проблеме разработки практического занятия для будущего автомеханика в условиях реализации ФГОС СПО третьего поколения. В методической литературе отсутствуют теоретические работы, посвященные специфике практического занятия для будущего автомеханика - как основной форме процесса профессионального обучения в соответствии ФГОС нового поколения, - с целью успешного решения задач формирования ОК и ПК, поставленных перед СПО в настоящее время. Вместе с тем, по теории практического занятия, представляют интерес работы Бодокия Е. М. [Бодокия, 2002], Забавиной Е. Г. [Забавина, 2008], Залепухина Ю. В. [Залепухин, 2007], Коньковой Н. В. [Конькова, 2012], Насейкиной Л. Ф. [Насейкина, 2012] и др.
Характеристика отдельных аспектов практических занятий дана в работах Чесноковой Т. А. [Чеснокова, 2013, 2014], Кузнецовой С. Г. [Кузнецова, 2015]. Вопросам разработки контрольно-оценочных средств в условиях реализации ФГОС СПО посвящены труды Ивановой Л. А. [Иванова, 2015]. Вопросами ду-
ального образования занимались Зайцева Н. Н. [Зайцева, 2015], Абдрашитова Г. В. [Абдрашитова, 2014], Быстрова Е. М. [Быстрова, 2015], вопросами контекстного обучения занимались Перевезенцева Ю. С. [Перевезенцева, 2012], Вербицкий А. А. [Вербицкий, 2016].
Разработка практического занятия для будущего автомеханика требует анализа сложившейся социально-педагогической ситуации, передового педагогического опыта, накопленного научно-педагогического фонда. Обобщая имеющиеся исследования, можно условно выделить в этой области несколько направлений. Первую группу исследований составляют научные работы, по-свящённые сущности понятия «современное практическое занятие», основным требованиям к нему, типологии занятий [Бодокия, 2002; Залепухин, 2007; Заба-вина, 2008 и др.]. Вторую группу составляют исследования, направленные непосредственно на изучение эволюции понятий о плане и конспекте современного практического занятия: Галас М. Л. [Галас, 2015 и др.]. Значение для разработки проблемы подготовки автомехаников в условиях реализации ФГОС СПО имели также исследования, посвящённые подготовке автомехаников: Векленко В.Н. [Векленко, 2011], Нерсесян В. ЩНерсесян, 2013]. Авторами раскрыты потенциальные возможности использования дуальной целевой подготовки квалифицированных кадров, рассмотрена специфика контекстного обучения.
Мы рассмотрели мнения вышеназванных авторов и постарались сделать свои выводы. Результаты исследований в области профессионального образования убеждают в том, что одним из показателей эффективности профессиональной подготовки автомехаников является адаптация выпускников к профессиональной деятельности в условиях реального производства. Продолжительность адаптационного периода молодых специалистов многие исследователи напрямую связывают с наличием опыта реальных производственных отношений, освоенных молодыми специалистами в период обучения в колледже. Следовательно, практическое обучение будущих автомехаников в стенах организаций СПО должно быть кардинально пересмотрено.
Для решения этой проблемы преподаватели, мастера производственного обучения государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Иркутский колледж автомобильного транспорта и дорожного строительства» (ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС») активно привлекают в педагогический процесс работодателей. Взаимодействие «колледж -работодатель» имеет характер поступательного движения. На протяжении нескольких лет совершенствуются формы и методы взаимодействия с работодателями, которые дают положительные результаты. В колледже при реализации образовательного процесса обязательным является:
- согласование основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта с работодателями;
- проведение мастер-классов работодателями;
- разработка педагогических технологий дуального и контекстного обучения с участием работодателей.
В колледже внедрена практика участия работодателей, представителей от работодателей в круглых столах, посвященных вопросам разработки всех структурных составляющих ОПОП: программ учебной и производственной практики; государственной итоговой аттестации; тематики выпускных квалификационных, курсовых и проектных работ, мониторинга оценки выпускников и др.
Достоинством организации образовательного процесса является участие в нем работодателей, так при реализации ОПОП СПО по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией и представителями компаний при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей, и часть занятий вынесена на базы предприятий, с которыми подписаны соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности. Соглашения о сотрудничестве и договоры по практике заключены с такими предприятиями как: МУП «Иркутскавторанс»,
НОУ НПО ИОТШ ДОСААФ России, ЗАО «Октан», ООО «Крайс-Транс», ООО «Автоцентр Мега» ООО, «Сумотори-Иркутск» ООО «Еврогаз-38», ИП Кацурба «СТО на Трактовой» и др. Практика реализуется как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. При такой организации образовательного процесса каждый студент имеет равные шансы на профессиональный успех.
Необходимо подчеркнуть, что в решении проблемы подготовки квалифицированного автомеханика заинтересованы, как работодатели, так и ГБПОУ НО «ИКАТ и ДС». Процесс взаимодействия с работодателями осуществляется в рамках системы качества подготовки выпускников и их дальнейшего трудоустройства. Взаимодействие с работодателями является сложным и, главное, многогранным, состоящим из различных по содержанию этапов, форм и методов, процессом, цель которого заключается в подготовке кадров, ориентированных на инновационную деятельность в автотранспортной индустрии в Иркутской области. Поэтому взаимодействие колледжа с работодателями начинается в колледже уже в рамках профориентационной работы, и продолжается при реализации учебно-производственной деятельности, в системе «преподаватель - мастер производственного обучения - студент - работодатель», логическим завершением которого является трудоустройство выпускников и их дальнейший карьерный рост. В рамках профориентационной работы в ГБПОУ ПО «ИКАТ и ДС» проводятся мероприятия, направленные на повышение профессиональной осознанности у студентов начальных курсов: встречи с работодателями на кураторских часах, посещение предприятий и бесед с представителями работодателей в рамках дисциплин «Введение в специальность», проведение конкурсов профессионального мастерства с представителями компаний ИП Кацурба «СТО на Трактовой», МУП «Иркутскавторанс», НОУ НПО ИОТШ ДОСААФ России, ЗАО «Октан», ООО «Крайс-Транс», ООО «Автоцентр Мега» ООО, «Сумотори-Иркутск» ООО «Еврогаз-38», участие представителей ОАО Дорожная служба Иркутской области в профориентационной работе колледжа, организации совместных выступлений на совещаниях с работодателями.
За круглыми столами обсуждаются: новые формы и методы взаимодействия в системе «колледж - студент - работодатель»; показатели профессионализма и карьерный рост выпускников колледжа с точки зрения работодателя; личность современного автомеханика глазами работодателя.
Проведение подобных мероприятий стало основой совершенствования методов и подходов в учебном процессе колледжа, которые создают условия для формирования и развития профессиональных компетенций, обучающихся согласно содержанию ФГОС СПО.
Библиографический список
1. Абдрашитова Г. В. Дуальное образование - важный шаг в развитии профессионального образования / Г. В. Абдрашитова, А. В. Корнев, Г. Г. Сатарина // Образовательная панорама. 2014. № 2 (2). С. 28-32.
2. Бодокия Е. М. Использование инновационных и методических приемов на уроках производственного обучения / Е. М. Бодокия, О. В. Гаврикова, И. И. Шушакова // Инновации в образовании. 2002. № 6. С. 101-106.
3. Быстрова Е. М. Дуальное образование как средство формирования интеллектуального капитала // Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре общества XXI века. 2015. С. 33-38.
4. Векленко В. Н. Современный подход к подготовке рабочих в учреждениях, реализующих программы начального профессионального образования (на примере профессии автомеханик) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: педагогика. 2011. № 1. С. 117-122.
5. Вербицкий А. А. Теория контекстного образования как концептуальная основа реализации компетентностного подхода // Коллекция гуманитарных исследований. 2016. № 2 (2). С. 6-12.
6. Галас М. Л. Инновационные методики и технологии в профессиональном образовании: проблемное обучение // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 2. С. 146-151.
7. Забавина Е. Г. Формирование профессиональных компетенций у студентов колледжа в системе производственного обучения // Научные исследования в образовании. 2008. № 5. С. 21.
8. Зайцева Н. Н. Дуальная целевая подготовка квалифицированных кадров машиностроительного профиля / Н. Н. Зайцева, Т. Ю. Карпова, В. С. Кореньков // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 467.
9. Залепухин Ю. В. Планирование и нормирование в производственном обучении // Среднее профессиональное образование. 2007. № 7. С. 22-24.
10. Иванова Л. А. О разработке контрольно-оценочных средств в условиях реализации ФГОС СПО // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2015. № 4 (22). С. 152-162.
11. Конькова Н. В. Особенности организации урока производственного обучения: Метод. Рекомендации. Курск: ОБОУ СПО «КАТК», 2012. 28 с.
12. Кузнецова С. Г. Использование различных методик в обучении студентов среднего профессионального образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. № 1. С. 40-44.
13. Насейкина Л. Ф. Формирование профессиональных компетенций студентов при обучении по стандартам третьего поколения и методика их оценки / Л. Ф. Насейкина, И. Ю. Жарикова // Инновации в науке. 2012. № 9. С. 79-85
14. Нерсесян В. И. Производственное обучение по профессии «Автомеханик»: учеб. пособие для нач. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 224 с.
15. Перевезенцева Ю. С. Инновационные методы обучения в техническом вузе //Актуальные проблемы социальной коммуникации. 2012. С. 465-468.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта // [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 383 от 22.04.2014. Зарегистрирован в Минюст России от 27 июня 2014 г. №32878 - URL: http://www.novoch-pgk.ru/ docs/fgos/fgos190631.pdf (дата обращения 17.05.2016).
17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М., 2013. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с поправками от декабря 2009 г.) / [Электронный ресурс]. http://273^3^/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf (Дата обращения: 16.03.2015).
18. Чеснокова Т. А. Формирование профессионального опыта будущих мастеров производственного обучения // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития. 2013. С. 143-144.
19. Чеснокова, Т. А. Формирование профессионального опыта будущих мастеров производственного обучения по специализации «Техническое обслуживание и ремонт автомо-
бильного транспорта» // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. 2014. С. 3531-3533.
References
1. Abdrashitova G. V. (2014). Dual education as an important step in professional training development / G. V. Abdrashitova, A. V. Kornev, G. G. Satarina // Educative panorama. 2014. № 2 (2). P. 28-32. (In Russian).
2. Bodokija E. M. (2002). Use of innovative and instructional techniques at industrial training lessons / E. M. Bodokija, O. V. Gavrikova, I. I. Shushakova // Innovations in education. 2002. № 6. P. 101-106. (In Russian).
3. Bystrova E. M. (2015). Dual education as a means of forming the intellectual capital // The role of intellectual capital in economic, social and legal culture of the society in the 21st century. 2015. P. 33-38. (In Russian).
4. Veklenko V. N. (2011). A modern approach to workers' training in the establishments implementing the programs of basic vocational education (by the example of a motor mechanic) // Annals of Moscow State Regional University. Series: Pedagogy. 2011. № 1. P. 117-122. (In Russian).
5. Verbickij A. A. (2016). The context education theory as a conceptual basis of competence approach implementation // Collection of humanitarian studies. 2016. № 2 (2). P. 6-12. (In Russian).
6. Galas M. L. (2015). Innovative methods and techniques in professional training: problem-based learning // Economics. Taxes. Law. 2015. № 2. P. 146-151. (In Russian).
7. Zabavina E. G. (2008). Forming the professional competences of college students within industrial training system // Scientific research in education. 2008. № 5. P. 21. (In Russian).
8. Zajceva N. N. (2015). Dual target preparation of qualified staff of machine-building specialty / N. N. Zajceva, T. Ju. Karpova, V. S. Koren'kov //Modern issues of science and education. 2015. № 3. P. 467. (In Russian).
9. Zalepuhin Ju. B. (2007). Planning and rate setting in industrial training // Secondary vocational education. 2007. № 7. P. 22-24. (In Russian).
10. Ivanova L. A. (2015). Development of control-estimate means in the context of the SVE FSES // Issues of social-economic development of Siberia. 2015. № 4 (22). P. 152-162. (In Russian).
11. Kon'kova N. V. (2012). Organization peculiarities of an industrial training lesson: Method. Recommendations. Kursk: RBEE SVE «КАТК», 2012. 28 p. (In Russian).
12. Kuznecova S. G. (2015). Use of different techniques in students' learning of secondary vocational education // Historical and social-educative thought. 2015. № 1. C. 40-44. (In Russian).
13. Nasejkina L. F. (2012). Forming students' professional competences on learning by third-generation standards and techniques of their estimate / L. F. Nasejkina, I. Ju. Zharikova // Innovations in science. 2012. № 9. C. 79-85. (In Russian).
14. Nersesjan V. I. (2013). Industrial training for motor mechanic occupation: textbook for basic professional training. M.: Publishing centre «Academy», 2013. 224 p. (In Russian).
15. Perevezenceva Ju. S. (2012). Innovative learning methods in a technical higher educational establishment // Urgent issues of social communication. 2012. P. 465-468. (In Russian).
16. Federal state educational standard of secondary vocational training in specialty 23.02.03 Maintenance and repair of automobile transport // [Electronic resource]: Order of Ministry of Education and Science of the Russian Federation № 383 from 22.04.2014. Registered in Ministry of Justice of the Russian Federation on the 27th of June 2014. №32878 - URL: http://www.novoch-pgk.ru/ docs/fgos/fgos190631.pdf ( accessed date: 17.05.2016). (In Russian).
17. Federal Law «Education in the Russian Federation». - M., 2013. Law of the Russian Federation «About education» ( as revised in December 2009 r.) / [Electronic resource]. http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf (accessed date: 16.03.2015). (In Russian).
18. Chesnokova T. A. (2013). Forming the professional experience of future masters of industrial training // Innovative processes in education: strategy, theory and practice of development. 2013. P. 143-144. (In Russian).
19. Chesnokova T. A. (2014). Forming the professional experience of future masters of industrial training in specialty «Maintenance and repair of automobile transport» // University complex as a regional center of education, science and culture. 2014. P. 3531-3533. (In Russian).