Losev Aleksey L'vovich
CHARACTERISTICS OF PEDAGOGICAL ..
pedagogical sciences
УДК 37.013
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2017
Лосев Алексей Львович, аспирант кафедры педагогики
Московский городской педагогический университет, Самарский филиал (443111, Россия, Самара, ул. Стара Загора, 76 e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье с позиции системного, интегративного, аксиологического, деятельностного, субъектного и индивидуализированного подходов раскрывается и научно обосновывается необходимость организации педагогических условий формирования позитивного отношения личности к профессиональной деятельности. Обосновано, что формирование позитивного отношения у будущих педагогов технических специальностей к профессиональной деятельности следует рассматривать как с позиции факторов, так и с позиции тех конкретных педагогических условий, которые определяются особенностями учебно-профессиональной подготовки в средне-специальном образовательном учреждении. Наиболее важными педагогическими условиями процесса формирования позитивного отношения к будущей педагогической деятельности выступают: формирование у студентов комплекса знаний о позитивном отношении к профессиональной деятельности; создание конструктивных отношений при взаимодействии субъектов образовательной деятельности; целенаправленное моделирование ситуаций развития личностных качеств и способностей, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию; использование на практических занятиях методов активного обучения; включение будущих педагогов в учебную деятельность колледжа. Выделенные педагогические условия предусматривают актуализацию рефлексивных процессов, обеспечивающих создание среды, способствующей возникновению у студентов актов самоанализа, включение студентов в ориента-ционно-практическую деятельность, в такую систему заданий и ситуаций, в которых студентам предоставляется свобода оценки проблемы, свобода поиска путей оптимального решения проблемы, свобода в выборе решения проблемы и в проектировании её реализации. А также обеспечивают процесс формирования позитивного отношения у студентов к будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: педагогические условия, личность, позитивное отношение, рефлексивные процессы, средне-специальное учебное заведение.
CHARACTERISTICS OF PEDAGOGICAL CONDITIONS IN THE FORMATION OF POSITIVE ATTITUDE OF STUDENTS TO PROFESSIONALNOY ACTIVITIES
© 2017
Losev Aleksey L'vovich, postgraduate student of the Chair of Pedagogy Moscow city pedagogical University, Samara branch (443111, Russia, Samara, st. Stara Zagora, 76, e-mail: [email protected]) Abstract. In terms of systemic, integrative, axiological, activity-based, subjective, and individualized approaches the article reveals the necessity of creation of pedagogical conditions to form the individual's positive attitude to his or her professional activity. It is proved that the formation of positive attitude of intending technical teachers to their professional activity should be considered from the position of both factors and specific pedagogical conditions which are determined by the peculiarities of teaching and training in the vocational educational institution. The most important pedagogical conditions of forming positive attitude to pedagogical activity are as follows: students' knowledge of the positive attitude to their professional activity; establishment of constructive relations in the interaction of subjects of educational activity; targeted simulation in the development of personal qualities and abilities providing socio-psychological adaptation; use of practical training methods of active teaching; intending teachers' involvement into educational activity of the college. The above mentioned pedagogical conditions provide actualization of the reflexive processes that ensure the creation of the atmosphere stimulating students to their self-estimation, involving them into orientation-practical activity, into such a system of tasks and situations in which the students are given freedom to estimate the problems, freedom in search of optimal ways of their solution, freedom to choose the solution and to work out the way of its implementation. They also provide the process of forming positive attitude of students to their future professional activity.
Keywords: pedagogical conditions, personality, positive attitude, reflexive processes, secondary special educational institution.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами Позитивное отношение у студентов к профессиональной деятельности представляет собой целостное, интегративное образование в структуре личности обучащихся, сущность которого состоит в осознании личностью социальной значимости учения, а также стремлении к профессиональной деятельности в процессе учебной деятельности.
В структуре позитивного отношения обучающихся к профессиональной деятельности мы выделяем три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента: когнитивный, эмоциональный и деятельностно-прак-тический. Критериями позитивного отношения обучающихся к профессиональной деятельности выступают, во-первых, социальная направленность активности личности; во-вторых, ее устойчивость и результативность.
Следовательно, формирование позитивного отношения к профессиональной деятельности следует рассматривать с позиции тех конкретных педагогических условий, которые определяются особенностями учебно-профессиональной подготовки в средне-специальном образовательном учреждении. 104
Научным обоснованием служат системный, инте-гративный, контекстный, аксиологический, деятель-ностный, субъектный, личностно-ориентированный, индивидуализированный и компетентностный подходы. Анализ и обобщение содержания которых подчеркивают необходимость выделения педагогических факторов как необходимого условия формирования позитивного отношения личности к профессиональной деятельности.
На ведущую роль определенных культурных и исторических факторов и условий указывают представители аксиологического - Т.П. Жуйкова и А.Ю. Плешакова, и контекстного подходов - Л.А. Сергеева, К.В. Шапошников.
Представителями деятельностного (Ю.С. Моздокова, А.А. Муронов, Г.И. Симонова), субъектного (А.А. Гуд-зовская, Л.А. Стахнева), личностно-ориентированного (М.А. Викулина, К.С. Жижин, Н.С. Королева и О.Н. Фурдей), индивидуализированного (В.М. Минияров), компетентностного (А.В. Бачурина, В.А. Жалилова и др.) подходов раскрывается важность таких факторов и условий, как определенная форма деятельности, внешние и внутренние проявления человека, его психологи-
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Лосев Алексей Львович ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ...
ческие, типологические и характерологические особенности.
Условия и факторы в контексте совокупности взаимосвязанных и взаимоупорядоченных элементов, а также их целостности раскрыты представителями системного (Ш.У. Атамуродов и Ж.З. Исаков, Г.А. Гунзунова, В.С. Литавор, Ж.С. Позднякова, Н.Н. Савельева, Г.В. Сорокоумова) и интегративного (С.Т. Ещанова) подходов.
В контексте изучения проблемы формирования позитивного отношения у студентов к профессиональной деятельности нашей задачей становится обоснование деятельностного, индивидуализированного, компетент-ностного подходов, базирующихся на тех положениях, благодаря которым мы рассматриваем педагогические факторы и условия с точки зрения определенной профессиональной направленности личности студентов.
Так, Е.Г. Каменева рассматривает педагогические условия как целенаправленную конструированную ситуацию, в которой происходит развитие мотивации, направленной на социально - значимую деятельность; обеспечением социально-ценного опыта в деятельности студента; реализацией принципов, направленных на социально-ценностное взаимодействие в преобразующей деятельности, проходящей на базе практики[2].
В работе Н.В. Шрамко рассмотрены организационно-педагогические условия социальной зрелости студентов вуза, которые характеризуются профессиональной направленностью образовательного процесса; проведением занятий, которые направлены на саморазвитие личности; созданием психологически благоприятного климата[5, с. 9-13].
Другими авторами педагогические условия характеризуются [6-10] постановкой перед педагогами и студентами воспитательных целей, которые ориентированы на формирование личностных свойств; направленностью педагогов на реализацию воспитательных целей в обучающем процессе; наличием психологической культуры у педагогов и студентов, включенных в образовательный процесс; внедрением идей гуманизации в учебный процесс.
Под психолого-педагогическими условиями Е.Ф. Бехтенова понимает «...качественную характеристику основных условий, факторов, процессов и явлений образовательной среды, отражающую основные требования к организации деятельности, а также совокупность объективных возможностей, обстоятельств педагогического процесса, целенаправленно создаваемых и реализуемых в образовательной среде, и обеспечивающих решение поставленной педагогической задачи, комплекс мер, способствующих повышению эффективности данного процесса...» [1, с. 6].
Сходную мысль отмечает Е.А. Ложакова «.психолого-педагогические условия - это обстоятельства процесса обучения, предполагающие эмоциональный комфорт и благоприятный психологический климат в коллективе, характеризующиеся взаимоуважительным общением и сосуществованием педагога и студентов. Это педагогический такт, сплоченность коллектива, создание «ситуации успеха», а также система стимулирования мотивации учения, рефлексивно-оценочный этап каждого занятия и осуществление диагностики развития студентов» [3, с. 28-33].
Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем определенную организацию образовательного процесса и внеаудиторной деятельности в совокупности педагогических и психологических средств, методов и форм организации образовательного процесса, конкретных способов психолого-педагогического взаимодействия, а также информационное обеспечение содержания образования с учетом особенностей психологического микроклимата, что способствует осуществлению целенаправленного педагогического воздействия на обучающихся.
Следовательно, проблема продуктивности педагогической деятельности является одной из актуальных проблем современного обучения, «.высокая объективная сложность этой проблемы обусловливается многофакторной детерминацией конечного результата педагогической деятельности, а трудность ее решения связана в немалой степени с многочисленными, часто разноречивыми подходами к ее анализу и даже к самой постановке проблемы» [4].
Формирование целей статьи (постановка задания).
Мы выделяем группу педагогических условий, способствующих формированию позитивного отношения к будущей профессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки в колледже. Это:
- формирование у студентов комплекса знаний о профессии (когнитивниый компонент);
- создание конструктивных отношений при взаимодействии субъектов образовательной деятельности;
- целенаправленное моделирование ситуаций развития личностных качеств и способностей, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию;
- использование на практических занятиях методов активного обучения (деловые и учебные игры, игровые практико-ориентированные ситуации), коррекционно-развивающих техник и приемов (вербализация, отражение эмоций, установление вербального и невербального контакта, отзеркаливание, техники активизации памяти, информирование, убеждение, разъяснение, «Ты» и «Я» - высказывания, проигрывание роли, «Техника двойника», «Дорожные карты» «Спонтанное рисование»);
- включение будущих педагогов технических специальностей в деятельность колледжа. Включение субъектного опыта будущих педагогов в структуру образовательной ситуации, его преобразование и обогащение предполагает необходимость связи знаний и умений, полученных на занятиях, с практическими знаниями и умениями, сформированными во время практики, определяет включение студента в деятельность, которая моделирует профессиональную деятельность педагога.
Для реализации данных условий важно создать такую систему заданий, ситуаций, в которых студенты должны поступать в соответствии со сложившейся системой знаний, сформировавшимися представлениями о смысле профессионально-педагогической деятельности, осмысливать своё отношение к данному виду деятельности, к людям, с которыми они работают, к окружающей действительности .
В основе реализации данных условий находятся:
- понимание студентами педагогической деятельности, как сложного, многоуровневого, динамически развивающегося явления, имеющего следующие составляющие системы: отношения мотива и цели;
-соотношения деятельности и действий;
-отношения регулирующей роли психического отражения в планировании и осуществлении, а компоненты этой системы - мотив, цель, модель, план, действия, процессы переработки текущей информации, принятие решения, проверки результатов и коррекции действий.
Реализация условий предполагает использование проблемных ситуаций, профессионально-педагогических задач, дискуссий, проигрывание ситуаций. С одной стороны, это направление деятельности создаёт гуманистически ориентированную атмосферу взаимодействия между студентами и педагогом и студентов друг с другом, а с другой стороны, даёт возможность студентам высказывать свои суждения, рассуждать, выражать своё мнение, обосновывать свою точку зрения, оценивать явления, поступки и действия, выражать своё отношение.
Развитие рефлексивной позиции студентов как обращённости к их профессионально-личностным возможностям связано с осмыслением студентами изучения и применения профессионально-педагогических знаний на практике. Что предусматривает актуализацию рефлексивных процессов, обеспечивающих создание сре-
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4(21)
105
Losev Aleksey L'vovich pedagogical
CHARACTERISTICS OF PEDAGOGICAL ... sciences
ды, способствующей возникновению у студентов актов самоанализа, включение студентов в ориентационно-практическую деятельность, в такую систему заданий и ситуаций, в которых студентам предоставляется свобода оценки проблемы (явления, ситуации), свобода поиска путей оптимального решения проблемы, свобода в выборе решения проблемы и в проектировании её реализации.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
С целью изучения особенностей осмысления студентами изучения и применения профессионально-педагогических знаний на практике использовался анализ рефлексивных самоотчетов. Исследовательская работа проводилась на базе проходила на базе ГБПОУ Поволжский государственный колледж. Колледж осуществляет свою деятельность в системе образования Российской Федерации с целью подготовки специалистов со средним профессиональным образованием в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов для отраслей экономики, переподготовки и повышения квалификации кадров. В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся по следующим специальностям: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»; 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)»; 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)». Данным группам читается блок педагогических дисциплин 440206 «Профессиональное обучение». Общая выборка составила -50 студентов.
В контексте данного исследования нас интересовали изменения личностных показателей студентов после участи в практических занятиях с использованием методов активного обучения (когнитивно-рефлексивный компонент). Изменение показателей когнитивно-рефлексивного компонента мы изучали с помощью анализа рефлексивных отчетов студентов. Студентам была предложена анкета субъективно-переживаемых изменений во внутреннем мире. Анкета состояла из следующих вопросов:
1 вопрос: (когнитивный уровень) занятия мне: а) очень помогли разобраться в собственных установках относительно будущей профессии; б) в определенной степени я стал(а) понимать сущность будущей профессии; в) я ничего не понял(а) из содержания занятий.
2 вопрос: (эмоциональный уровень) а) я лучше стал(а) понимать материал, себя, преподавателей, обрел (а) уверенность в общении с педагогами; б) знания я получил(а) в определенной степени, но я не знаю, как я мне их применить; в) после занятий я просто растерян(а).
3 вопрос: (поведенческий уровень - готовность действовать) а) я готов(а) использовать полученные знания, применять и улучшать взаимодействие с педагогами и другими обучающимися; б) я думаю, что я готов(а) справиться только с частью себя, в определенной степени; в) меня устраивает все, но я не думаю, что я буду работать над собой.
Анализ рефлексивных самоотчетов показал, что у участников занятий произошли положительные изменения на когнитивно-рефлексивном уровне. Студенты стали лучше понимать себя и других. Например: «. Занятия в группе помогли мне лучше понять себя и других»; «.Был приобретен большой опыт и стимул для профессионально- личностного роста..». Студенты фиксируют снижение внутреннего напряжения, повышение работоспособности: «.Почувствовала уверенность в себе, перестала бояться высказывать свое мнение в коллективе.». Студенты отмечают изменения на поведенческом уровне: появляется гибкость в поведении межличностном взаимодействии: «.Участие в группе оказалось очень продуктивным. Начал(а) апробировать «копинг - стратегии», сделать это очень непросто. Стараюсь действовать более гибко и конструктивно в той или иной ситуации.». 106
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Таким образом, реализация комплекса педагогических условий приводит к становлению ценностного отношения к педагогической профессии, повышению у студентов уровня профессиональной компетентности и подготовленности к самостоятельной педагогической деятельности, становлению будущих педагогов субъектами собственной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бехтенова Е.Ф. Условия формирования проектной деятельности учащихся: дис. . канд. пед. наук / Е.Ф. Бехтенова. - Майкоп, 2001. - 208 с.
2. Каменева Е.Г. Развитие социальной зрелости студентов педагогического вуза: автореферат диссертации на соискание ученой степени ка. пед. н. 13.00.01 /Е.Г Каменева,- Оренбург, 2004.- 24 с.
3. Ложакова Е.А. Педагогические условия и принципы обеспечения эффективности процесса //Вестник РУДН, серия Информатизация образования - 2011. - № 3. - С. 28-33.
4. Реан А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога/ А.А. Реан// Вопросы психоло-гии,1990. - №2. - С. 77-81. 141
5. Ширшов В.Д., Шрамко, Н.В. Социальная зрелость будущего специалиста социальной работы/В.Д. Ширшов, Н.В. Шрамко// Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 10 . - С 9-13
6. Ярыгина Н.А., Залалетдинов А.Р. Психолого-педагогические условия формирования исследовательской компетенции в вузе как фундаментальная основа повышения качества образования магистров // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 124-126.
7. Набатова Л.Б., Мазилина Н.А. Педагогические условия формирования методической компетентности педагога профессиональной школы в условиях внедрения ФГОС // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 133-138.
8. Голохвастова Е.Ю., Коростелев А.А. Педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 26-29.
9. Дихуа Х. Педагогические условия формирования поликультурной компетентности иностранных студентов в условиях профессиональной подготовки // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 4 (11). С. 88-90.
10. Бирюков М.Ю. Обоснование педагогических условий формирования художественного вкуса у студентов творческих специальностей в процессе их профессиональной подготовки // Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 141-146.
Статья поступила в редакцию 23.09.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)