УДК 37.014.53
Burtseva I. V. THE INTEGRATIVE APPROACH TO THE FORMATION OF THE MANAGERIAL COMPETENCE OF A BACHELOR WITH MAJOR IN SOCIAL WORK. In the paper the necessity of using an integrative approach in the process of formation of the managerial competence of a bachelor majoring in social work is stated.
Key words: competence, managerial competence, social work, integrative approach, interdisciplinary communication.
И.В. Бурцева, канд. пед. наук, доц. каф. социальной работы Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
В работе обосновывается необходимость использования интегративного подхода в процессе формирования управленческой компетентности бакалавра социальной работы.
Ключевые слова: компетентность, управленческая компетентность, бакалав социальной работы, интегративный подход, междисциплинарные связи.
В настоящее время управленческая компетентность является условием эффективной деятельности для профессионала в любой области деятельности, поскольку позволяет ему мыслить и действовать не только как исполнителю, но и как субъекту, способному управлять процессом своей работы. Мобильность, предприимчивость, организованность, ответственность, коммуникабельность, конкурентоспособность на рынке труда, стремление к постоянному обновлению профессиональных знаний, умение управлять своим профессиональным и личностным развитием - данные качества являются важными для любого человека в современном обществе. Для профессионала социальной работы управленческая компетентность является основанием для более целостного осуществления взаимодействия в диаде социальный работник - клиент. Под управленческой компетентностью бакалавра социальной работы мы понимаем такой индивидуально-личностный результат образования, который отражает «возможность индивида самостоятельно решать комплекс организационно-управленческих задач в различных ситуациях профессиональной деятельности» [1, с. 90]. Управленческая компетентность бакалавра социальной работы -сложный качественный феномен. Это целостное индивидуально-психологическое образование, включающее умение самоопределяться, ставить ситуативную цель, выбирать адекватные средства ее достижения, самостоятельно принимать решения, организовывать процесс самопомощи клиента, рефлексировать собственную деятельность и организовывать рефлексию деятельности всех участников, оказывающих социальную помощь клиенту. Под управленческой компетентностью бакалавра социальной работы мы подразумеваем совокупность действий, осуществляемых непрерывно субъектом управления (социальным работником), результатом таких действий становится изменение образа управляемого объекта (клиента), между социальным работником и клиентом формируется единое пространство целей совместной деятельности, вырабатываются общие способы достижения целей, распределяются работы между участниками профессиональной деятельности и интегрируются их усилия.
Управленческая компетентность включает в себя общекультурный потенциал, и культуру управленческого мышления личности. Формирование данной компетентности у бакалавра социальной работы реализуется не только через дисциплины управленческой направленности, но и через дисциплины общекультурного и профессионального цикла.
В основе формирования управленческой компетентности у бакалавра социальной работы должен лежать, по нашему мнению, интегративный подход. На сегодняшний день имеется ряд специальных научных работ по педагогике, в которых современные ученые пытаются дать определение феномену педагогической интеграции. Наиболее полное, на наш взгляд, понятие интеграции в педагогике дает В.С. Безрукова. По ее мнению, возможно построение определений педагогической интеграции на разных основаниях [2].
Педагогическая интеграция высшая форма взаимосвязи (разделов образования, этапов образования), которой присуще
нерасторжимость компонентов, новая объективность монообъект, новая структура, новая функции вступающих в связь объектов (основание для определения - специфические характеристики интеграции как высшей формы взаимосвязи).
Педагогическая интеграция - это высшая форма выражения единства целей, принципов содержания, форм организации обучения и воспитания, осуществляемых в нескольких разделах образования, направления на интенсификацию системы подготовки учащихся (основание для определения - содержание образования).
Педагогическая интеграция это создание укрупненных педагогических единиц на основе взаимосвязи различных компонентов учебно-воспитательного процесса нескольких разделов подготовки учащихся (основание для определения понятия укрупненных педагогических единиц).
Педагогическая интеграция - это структурная целесообразно организованная связь однотипных частей и элементов содержания, форм и методов обучения в рамках образовательной системы, ведущей к саморазвитию учащихся.
Рассмотренные нами позиции свидетельствуют о том, что педагогическая интеграция настолько многогранное явление, что до сих пор среди представителей педагогической науки не выработано единство во взглядах, касающихся семантики данного понятия. Вместе с тем, все авторы концептуально рассматривают педагогическую интеграцию с позиции восстановления в процессе познания естественно существующей целостности объекта - предмета, события, явления или процесса, разделенного описанием различными науками.
Мы полагаем, что для нас важным основанием для разработки интегративных технологий является методология междисциплинарной интеграции.
В современной дидактике необходимость взаимопроникновения содержания учебных дисциплин не вызывает сомнений. Методологической основой междисциплинарной интеграции является интегративный подход в профессиональном образовании, сущность которого обоснована в трудах академика РАО А.П. Беляевой. Междисциплинарная интеграция, по мнению Е.Б. Шоштаевой, - это процесс согласования содружества учебных дисциплин с точки зрения отражения ими единых, непрерывных и целостных явлений профессиональной деятельности [3]. Н.К. Чапаев определяет междисциплинарную интеграцию как процессы объединения учебных дисциплин относительно познавательных и технологических проблем [4].
Таким образом, междисциплинарная интеграция в обучении предполагает, прежде всего, существенное развитие и углубление межпредметных связей, переход от обособленного преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.
Определение формы интегрирования зависит от цели и выбора системообразующего компонента, т.е. оттого, вокруг чего будет проводиться интеграция. В нашем случае целью междисциплинарной интеграции курса «Управление в социальной работе» с другими дисциплинами профессиональной подготовки бакалавра социальной работы является формирование управленческой компетентности.
Для разработки интегративных технологий важно определить системообразующий фактор, который объединяет «Управление в социальной работе» с дисциплинами «Введение в профессию «Социальная работа», «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Конфликтология в социальной работе» и др.
Энциклопедия профессионального образования представляет три уровня интеграционной взаимосвязи учебных дисциплин: 1-й уровень - высший уровень целостности, на котором происходит полная содержательная и процессуальная интеграция в рамках нового интегрированного предмета; 2-й уровень -уровень дидактического синтеза, на котором сохраняется каждый предмет, а интеграция осуществляется на базе одного из них. При этом интегрирующим фактором являются общие объекты изучения; 3-й уровень - уровень междисциплинарных связей, где интегрирующим фактором являются общие элементы содержания учебных дисциплин [5].
Мы считаем, что наиболее приемлемым для создания ин-тегративных технологий является третий уровень, когда основанием интегрирования выступают общие элементы содержания учебных дисциплин. При этом в содержании для интегрирования может выделяться любой его компонент: понятия, законы,
Библиографический список
принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы, интеллектуальные умения. Таким объединяющим элементом содержания учебных дисциплин в процессе формирования управленческой компетентности бакалавра социальной работы выступают конкретные многообразные задачи и ситуации профессиональной деятельности. В процессе решения комплекса задач и ситуаций профессиональной социальной работы, рассматриваемых в учебных предметах общекультурного и профессионального циклов, студент отрабатывает технологию проблемно-ориентированного управленческого анализа: определяет порядок поиска, сбора, переработки, использования, хранения информации; распределяет права, обязанности и полномочия его участников; изыскивает ресурс для изменения процесса, оценивает результативность анализа на основе уточнения причинно-следственных связей; обеспечивает формирование базы данных в заданном технологическом режиме, устраняет негативные отклонения.
Реализация интегративного подхода в процессе формирования управленческой компетентности бакалавра социальной работы активизирует умственную и поисковую деятельность студентов, способствует развитию их интереса к управленческим знаниям, делает обучение более практикоориентированным.
1. Бурцева, И.В. Проблема формирования в вузе организационно-управленческой компетентности специалиста социальной работы // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 13.
2. Безрукова, В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. - Екатеринбург, 1994.
3. Шоштаева Е.Б. Интегральная технология обучения как основа повышения качества образовательного процесса: дис. ... канд. пед. наук. - Карачаевск, 2003.
4. Чапаев, Н.К. Интерпретация педагогического и технического знания в педагогике. - Екатеринбург, 1992.
5. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С.Я. Батышева. - М., 1998. - Т. 1 (А-Л).
Bibliography
1. Burceva, I.V. Problema formirovaniya v vuze organizacionno-upravlencheskoyj kompetentnosti specialista socialjnoyj rabotih // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2007. - № 13.
2. Bezrukova, V.S. Integracionnihe processih v pedagogicheskoyj teorii i praktike. - Ekaterinburg, 1994.
3. Shoshtaeva E.B. Integraljnaya tekhnologiya obucheniya kak osnova povihsheniya kachestva obrazovateljnogo processa: dis. ... kand. ped. nauk. - Karachaevsk, 2003.
4. Chapaev, N.K. Interpretaciya pedagogicheskogo i tekhnicheskogo znaniya v pedagogike. - Ekaterinburg, 1992.
5. Ehnciklopediya professionaljnogo obrazovaniya: v 3 t. / pod red. S.Ya. Batihsheva. - M., 1998. - T. 1 (A-L).
Статья поступила в редакцию 15.04.14
УДК 378.1: 51
Legchilin A.A. SYSTEMATIC APPROACH TO SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN A SECONDARY SCHOOL. The article deals with the basic conditions of moral and spiritual upbringing of students in the study of the fundamentals of science. Particular attention is paid to the forecasting of goals and ways of implementing them. This makes it possible to consider education as a system and its designing in the training system for the development of students as members of the spiritual realm.
Key words: a systematic approach; system of education; designing; member; worldview goal; the interaction.
А.А. Легчилин, аспирант Дальневосточного гос. университета путей сообщения,
г. Хабаровск, Е-mail: [email protected]
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ СПО
В статье рассмотрены основные условия духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи при изучении основ наук. Особое внимание уделено прогнозированию целей и путей их реализации. Это позволяет рассматривать воспитание как систему и моделирование ее в системе обучения для развития студентов как субъектов духовной сферы.
Ключевые слова: системный подход; система воспитания; моделирование; субъект; мировоззренческие цели; взаимодействие.
Наивысшей ценностью бытия является жизнь человека, что предполагает ответственность педагогов в образовательном пространстве учебного заведения за обеспечение такого развития студентов, которое позволило бы им выполнить своё предназначение в настоящем и в будущем, помочь студентам стать субъектами становления своего интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального потенциала.
Студенту необходимо осваивать логику мироздания, где приоритет принадлежит духовно-нравственному пространству,
представляющему собой поле нравственных целей добра и зла, из которого каждый человек делает выбор регуляторов созидательного поведения. Поэтому особое значение в системе обучения приобретает духовно-нравственное развитие личности студента, формирование самосознания, открытость к восприятию и взаимодействию с людьми других культур, национальных традиций.
Педагог на занятиях вводит студентов в пространство, где взаимодействуют системы обучения и воспитания. Такое про-