УДК 373.1
С. В. Панина
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Изменения в общественной жизни требуют развития инновационных способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у старшеклассников умения ставить и решать задачи для устранения возникающих в профессиональном самоопределении. Акцент переносится на воспитание подлинно активной личности, формирование у школьников способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Наиболее кардинальные за последние годы преобразования в системе российского образования произошли в начале 90-х годов, когда был провозглашен приоритет развития природных дарований и интеллектуального потенциала личности. Последние несколько лет делаются попытки строить образовательную политику, исходя из разрабатываемой стратегии развития Российской Федерации до 2010 года и Основных направлений социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу. В данных документах зафиксированы ключевые позиции: «приоритет гражданина над государством», «инвестиции в развитие человека», «опора на образованность общества», «развитие вариативности и доступности образовательных программ». Данные документы сыграли огромную роль в сохранении целостности образовательной системы и дали простор для зарождения новых, отсутствующих ранее позитивных явлений и тенденций в образовательной среде. Это, прежде всего, освобождение от жестких идеологических ограничений, демократизация, многообразие образовательных программ, преимущественная ориентация на личность, интересы и потребности учащихся и учителей, общества, основными характеристиками которого являются поликультурность и многоязычие.
Практически в каждом российском регионе не существует мононациональных ситуаций. Формирование культурной идентичности понимается как приобщение к ценностям национальных культур, многовековым обычаям своего народа, уважения традиций других народов России. Инициативы молодежи, направленные на освоение своих национальных культур,
развитие диалога культур и восприятие взаимосвязи и взаимодействия людей в поликультурном обществе исключительно актуальны.
Важен и международный контекст развития личности в общей логике Европейской образовательной хартии, к которой три года назад присоединилась Россия. Болонский процесс, начатый в самом конце 90-х гг. XX в. на праздновании юбилея старейшего университета, заложил основы общего европейского образовательного процесса, в числе приоритетов которого - не только соответствующие образовательные стандарты, но и развитие индивидуальности. Под этим подразумевается раскрытие природных дарований и способностей к самостоятельному самоопределению, адаптации в поликультурной среде, межличностной коммуникации, креативности.
В контексте происходящих событий и в процессе модернизации российского образования происходят соответствующие изменения в целях, задачах и содержании обучения на старшей ступени школы. Именно на этой ступени определяется дальнейшие перспективы и профессионально-ориентированные интересы выпускников, развиваются соответствующие ключевые компетентности. Образование строится на таких принципах, как: принцип гуманизации, который ставит во главу угла развитие личности учащегося; принцип ценностно-смысловой направленности образования, предполагающий создание условий для обретения каждым учащимся смысла своего учения и жизни; принцип развития, который подразумевает самостоятельность школы в выборе путей и способов своей деятельности и предполагает постоянное совершенствование образовательного процесса и воспитательной системы в целях создания условий для разностороннего развития личности школьника в соответствии с его возможностями, способностями, интересами, а также удовлетворения социокультурных и образовательных потребностей региона; принцип дифференциации и вариативности обучения, который обеспечивает реализацию прав учащихся на выбор содержания образования, темпа, форм и методов учебно-познавательной деятельности в соответствии с их способностями, интересами, потребностями их индивидуальными возможностями.
Проблема профессионального самоопределения в условиях поликультурной образовательной среды оказывается менее всего разработанной в педагогической литературе и все же, в немногочисленных исследованиях, посвященных данной проблеме, взгляды авторов на данное понятие различны. При этом понимание специфики профессионального самоопределения в поликультурной образовательной среды тесно связано у большинства авторов с представлением о социальном характере самоопределения старшеклассников, признанием неразрывной связи между профессиональным самоопределением и личностным развитием.
Поликулътурная среда — это совокупность всех условий жизнедеятельности, в которых осуществляется интеграция общекультурного, социалъ-
ного и личностного начал. Это своеобразное пространство уклада жизни сообщества, проживающего на определенной территории, охватывающего такие формы его организации, как практикуемые данным сообществом основные способы производственной и бытовой деятельности, взаимодействия с природой, различные социальные институты, язык, религиозные верования, нравы, обычаи и традиции, искусство, наук, мифология, особенности мировоззрения и самовыражения, стереотипы межличностного поведения. Наиболее значимыми, обобщенными критериями эффективности формирования личности школьника в поликультурной среде являются уровень социализации, успешность межэтнического взаимодействия и межэтнического взаимопонимания. Важнейшей характеристикой успешно функционирующей в поликультурной среде личности является ее этническая толерантность, определяемая как отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре.
В этой связи в деягельностной модели личности школьника, социализация которой происходит в поликультурной образовательной среде, должны иметь место такие психологические качества, как готовность к созиданию, приумножению национальных достояний народа, сохранению традиций и обычаев в межэтническом взаимодействии. В этом смысле формы организации учебного процесса, педагогические технологии и средства обучения должны быть адекватны целям, задачам и содержанию обучения и воспитания. Следовательно, реализация концепции формирования профессионального самоопределения старшеклассников в поли культурной среде должна опираться на использование в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания.
Диагностическим инструментарием, позволяющим объективно осуществлять мониторинг формирования профессионального самоопределения личности школьника в поликультурной среде, уровень самоопределения и этнической компетентности должно включать себя комплекс методов как психолого-педагогической диагностики развития личности; изучения образовательной среды; обобщения материалов диагностики образовательного процесса; изучения особенностей образовательной среды поликультурной школы, семьи, социума в целом; психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику педагогов и специалистов, участвующих в процессе формирования личности растущего человека.
Так, В. А. Куценко определяет профессиональное самоопределение школьников как выбор ими своего призвания, определение сферы и конкретного вида деятельности с целью эффективного приложения духовных и физических сил, эффективного как с позиции интересов личности, так и со стороны потребностей общества [1]. Исследователь рассматривает профессиональное самоопределение выпускника школы как реализацию нравственно-психологической установки, которая характеризует его соци-
альный облик, гражданскую позицию, отношение к вопросам «Кем быть?», «Каким быть?».
Близкое по содержанию определение профессионального самоопределения дает И. Е. Сазонов - это специфический этап социализации, интегрирующий субъективное отношение человека к профессиональному будущему и объективную реализованность планов в условиях доступной трудовой деятельности [2].
На наш взгляд, авторы ограничивают рамки профессионального самоопределения трудовой сферой деятельности. Так, Н. И. Шулепова определяющим фактором профессионального самоопределения считает социальную среду, так как именно социальная среда, по ее мнению, определяет социальную значимость будущего вида деятельности человека и влияет на его профессиональный выбор, способствует усвоению общественного опыта и осознанию своей социальной роли. Под профессиональным самоопределением автор понимает «детерминированную потребностями общества, соответствующую представлениям о социальном статусе, систему устойчивых взглядов личности о перспективах профессионально трудовой деятельности, видения себя в этой системе деятельности» [3].
Данное определение, на наш взгляд, не рассматривает человека как субъекта собственного профессионального самоопределения в условиях поликультурной образовательной среды, не учитывает процесс и результат построения себя, осознанный выбор своей поликультурной позиции в различных жизненных ситуациях. Человек, по нашему мнению, должен быть стратегом своей профессиональной деятельности, самостоятельно ставить и корректировать цели, осознавать профессиональные и социальные мотивы деятельности, самостоятельно выстраивать свои действия и оценивать их соответствие задуманному.
По мнению А. А. Андриянова, профессиональное самоопределение отождествляется с социально-профессиональным выбором, который зависит от уровня сформированности различных ориентации личности - образовательной, трудовой, социальной и др., что, на наш взгляд, несколько сужает исследуемое понятие [4].
Под профессиональным самоопределением С. Н. Чистякова понимает процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ ее самореализации, достигаемый благодаря согласованию внутриличностных и профессиональных потребностей. Исследователь отмечает сложность, непрерывность и целостность процесса профессионального самоопределения осуществляемого на всех этапах жизни человека. С учетом возрастных и психологических особенностей школьников она выделяет три этапа профессионального самоопределения и дает им характеристику. Особый интерес представляет третий этап (10-11-е классы), охарактеризованный С. П. Чистяковой как период уточнения социально-
профессионального выбора в условиях избранного профиля образования, к которому проявились устойчивый интерес и способности; сосредоточения внимания на развитии соответствующих профессионально важных качеств, индивидуальном стиле деятельности; контроля и коррекции профессиональных планов, способа оценки результатов, достижений в избранной деятельности, самоподготовки в ней и саморазвитии, формировании опыта коммуникативной деятельности [5].
В плане выявления содержания профессионального самоопределения для нашего исследования представляют интерес работы А. В. Макарчук и Л. Ю. Мургазаяновой. Так, Л. Ю. Мургазаянова выделяет социальный и профессиональный компоненты, акцентируя внимание на том, что они не механически сливаются, образуя профессиональное самоопределение, а являются интегративным выражением определенных частей их содержания.
Конкретное содержание компонентов профессионального самоопределения школьников Л. Ю. Мургазаянова представляет следующим образом: социальный компонент — цель и смысл жизни, место жительства, сектор экономики, в котором предполагается работать, характер будущего труда, социальный статус, зарплата, сферы экономики, отрасль производства; профессиональный компонент - тип профессии, профиль трудовой деятельности, профессия, специальность, уровень квалификации. По мнению автора, социальный и профессиональный компоненты «взаимосвязаны: социализация определяет профессионализацию, которая, в свою очередь, является частью социального самоопределения» [6].
Выделяя ключевые моменты в определении профессионального самоопределения: профессиональную социализацию и будущую профессиональную деятельность, исследователь, на наш взгляд, несколько сужает наполняемость содержания выделенных компонентов.
В определении, данном А. В. Макарчук, подчеркивается, что профессиональное самоопределение - «это процесс формирования личностью своего отношения к миру труда, быта, профессии, досуга, семьи, построения человеком себя, осознанный выбор им своей профессиональной позиции, профессии и своего образа жизни» [7]. Исследователь также отмечает интегративный характер данного понятия, включающего социальный и профессиональный компоненты, Социальный компонент характеризует социальный облик, гражданскую позицию человека, его социальные роли. Профессиональный компонент предполагает определение личностью себя как профессионала, развитие ее как субъекта будущей профессиональной деятельности.
Процесс формирования профессионального самоопределения в условиях поликультурной образовательной среды непосредственно связан с процессом вхождения личности в социальную и профессиональную культуру. Без
этого личность не может состояться ни как полноправный член общества, ни как конкурентоспособный специалист. Внутренним стержнем культуры является система ценностей, оказывающая влияние на социальные и профессиональные интересы и потребности личности, на общее отношение к социально-профессиональному миру и самому себе, влияющая на самооценку и, в конечном итоге, определяющая выбор социально-профессиональной позиции. Эта система включает в себя ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость будущей профессии, престижность деятельности, признание профессии ближайшем личным окружением и др.), ценности, ориентирующие на творческое саморазвитие и самореализацию (возможности развития профессионально творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.), ценности, удовлетворяющие потребность в общении (взаимоотношения в коллективе, общение с коллегами, обмен духовными ценностями и др.), ценности, удовлетворяющие прагматические потребности (возможность получения образования и дальнейшего гарантированного трудоустройства, оплата труда, возможность карьерного роста и др.).
Мы также отмечаем диалогический характер профессионального самоопределения в условиях поликультурной образовательной среды, то есть определение себя в мире происходит в виде диалогов: диалога с самим собой, с окружающими людьми, диалога с социальным и профессиональным миром, диалога с культурой. Диалогическое взаимодействие с людьми, обществом, культурой, цивилизацией, природой осуществляется посредством овладения языком, как универсальной системой знаков — звуков, формул, правил, цифр, картографических знаков, профессиональной терминологией и т. д. Именно язык является средством создания и интерпретации «образа мира», средством социального и профессионального взаимодействия.
С учетом личностно-деятельностного и гуманистического подходов к исследуемой проблеме, мы даем следующее определение: профессиональное самоопределение в условиях поликультурной образовательной среды -представляет собой диалогический процесс познания и формирования личностью своего отношения к поликультурной и профессиональной среде, построение человеком себя, и осознанный выбор субъектной, социально-профессиональной позиции в различных жизненных ситуациях и сферы будущей профессиональной деятельности.
Формирование профессионального самоопределения старшеклассников в условиях поликультурной образовательной среды рассматривается нами как целостный многоуровневый процесс, включающий начальный, средний и старший школьные периоды обучения. Основанием для выделения данных периодов послужили этапы профессионального самоопределения, разработанные С. Н. Чистяковой [5, с. 289].
Анализ исследований по педагогике за последние годы (1990-2007 гг.) показывает, что педагогических изысканий, напрямую касающихся проблемы профессионального самоопределения в условиях поликультурной образовательной среды, пока недостаточно. В основном, изучение данной проблемы идет опосредованно по нескольким направлениям: использование различных подходов к решению проблемы формирования профессионального самоопределения школьников; влияние особенностей социальной среды на профессиональное и жизненное самоопределение учащихся; различные аспекты формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению; педагогические условия формирования профессионального самоопределения студентов вузов.
Значимой для нашего исследования представляет работа А. В. Мордовской [8]. Автор обращается к проблеме жизненного и профессионального самоопределения школьников, связывая этот процесс с этнографическими особенностями- Проанализировав особенности этнокультурного пространства жизнедеятельности человека, его этническую принадлежность, культурно-исторические традиции, этнопедагогические ценности, ученый делает вывод о значительном влиянии этнокультурного фактора на процесс жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников.
Проведенный анализ литературы по проблеме профессионального самоопределения в условиях поликультурной образовательной среды школьников позволил выявить следующие аспекты ее реализации:
- использование личностно-ориентированного и деятельностного подходов в качестве методологической основы исследования проблемы профессионального самоопределения в условиях поликультурной образовательной среды, предполагающих личностное развитие ребенка через включение его в разнообразную профессионально-ориентированную деятельность;
- применение разнообразных форм и методов ирактико-ориентированного обучения и воспитания, направленных на формирование адекватного образа «Я», целостных представлений о мире профессионального труда;
- рассмотрение разнообразных педагогических условий реализации проблемы профессионального самоопределения в условиях поликультурной образовательной среды, связанных с обучением школьников в условиях традиционной школы, а также в инновационных образовательных учреждений с профильным обучением, предполагающим ориентацию учащихся на определенные сферы деятельности;
- учет влияния особенностей поликультурной среды;
- исследование широкого возрастного диапазона, касающегося разных этапов формирования профессионального самоопределения в условиях поликультурной образовательной среды.
Таким образом, в поликультурной образовательной среде развивается личность школьника, является важным фактором формирования способности
к профессиональному самоопределению. Обладая огромным потенциалом культурно-образовательных средств, школа может влиять на формирование национально-этнического мышления, воспитывать чувство толерантности, взаимоуважения культур и национальных традиций, народной самобытности и культурно-исторических ценностей.
Библиографический список
1. Куценко, В. А. Профессиональное самоопределение школьников в условиях поликультурной образовательной среды / В. А. Куценко // Советская педагогика-1989. № 7. - С. 18-29.
2. Сазонов, И. Е. Профессиональное самоопределение школьников в условиях поликультурной образовательной среды в трудовых объединениях. / И. Е. Сазонов. Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Оренбург, 1999. - 36 с
3. Шулепова, Н. И. Подготовка старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в процессе технологического обучения в условиях малого шахтерского города. / Н. И. Шулепова. Дисс... канд. пед. наук. -Новокузнецк, 1999. - 138 с.
4. Андриянов, А. А. Ориентации на образование как фактор социально-профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных учреждений. / А. А. Андрианов. Дис... канд.соц.наук. - Казань, 1999. - 133 с.
5. Чистякова, С. Н. Актуальные проблемы педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников в современных условиях /' С. Н. Чистякова. // Система профессиональной ориентации молодежи в Кузбассе. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. Кемерово 2001.-С. 11-12.
6. Мургазаянова, J1. Ю. Послевузовская подготовка учителей в ИПК к организации социально-профессионального самоопределения школьников. / Л. Ю. Мургазаянова. Автореф. дисс. ...канд. пед. наук. - Брянск, 1998. - 25 с.
7. Макарчук, А. В. Формирование социально-профессионального самоопределения сельских школьников / А. В. Макарчук. Автореф. дисс. ...канд. пед. наук. -Новокузнецк, 2000. - 24 с.
8. Мордовская, А. В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (С использованием материалов этнопедаго-гики народа саха). / А. В. Мордовская. - М.: Academia, 2000. - 176 с.