УДК 378
О.Б.Яровиков
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ
The article reveals theoretical and practical basis for harmonization of patriotic and multicultural components in the educational area of the university. The role of various academic subjects and mobility of students in this process is shown. The use of the cross-cultural dialogue in the patriotic education of students on all stages of educational process is emphasized.
Ориентация молодежи на сохранение и развитие национальных ценностей, на патриотическое служение России и проявление своей гражданско-правовой позиции является важнейшей воспитательной задачей современной высшей школы, которая все больше демонстрирует свою открытость. Социокультурный, идеологический и ценностный плюрализм, гуманизация и гуманитаризация высшего образования дают возможность пересмотреть традиционные основы организации процесса патриотического воспитания в вузе с общечеловеческих позиций.
Необходимость реализации указанного направления напрямую связана с разрешением очень важного противоречия в развитии современного общества, которое характеризуется стремлением государств к интеграции в систему общемировых экономических, политических и социокультурных связей и одновременно — к сохранению своей самобытности, утверждению основ национального характера и противодействию экспансии национальных интересов других стран.
В этой связи мы говорим об актуализации такого направления в педагогике, как патриотическое воспитание молодежи, ориентированного на формирование гражданско-патриотической позиции личности, которая выражается в чувствах любви и преданности своему Отечеству, готовности встать на его
защиту, а также правовой грамотности и ответственности. В сегодняшних условиях эта проблема стоит особенно остро. Неустойчивая межнациональная политика, экстремизм и массовые миграционные процессы способствуют отождествлению высокого чувства патриотизма с такими его крайними проявлениями, как, например, национализм.
Поэтому мы убеждены, что при разработке и реализации современных моделей патриотического воспитания студентов необходимо отталкиваться от развития ценностного отношения к культурноисторическому наследию своего народа и на этой основе формировать сознательный гуманистический патриотизм, гражданскую ответственность, а также высокую культуру межнационального общения.
В целом данное положение соответствует цели поликультурного образования, которая заключается в том, чтобы придать равновесие национальному и общечеловеческому в культуре, содействовать формированию единого человечества, сохраняя при этом национальную самобытность каждой культуры, нации, этноса [1].
В педагогической литературе встречаются различные термины, обозначающие процесс поликуль-турного воспитания: «мультикультурное образование» (Н.Б.Крылова, Д.Бэнкс), «межкультурное обра-
зование» (Д.Хунс, Г.Ауернхаймер, В.Нике), «многокультурное образование» (Г.Д.Дмитриев), «поли-культурное образование» (В.В.Макеев, З.А.Малькова, П.Л.Супрунова) и т.д. Однако суть всех этих терминов сводится к одному — взаимопроникновению и взаимообогащению культур в процессе конструктивного диалога.
Воспитательная цель поликультурного образования заключается в том, чтобы помочь человеку, к какой бы культуре он не принадлежал, найти свое место в системе взаимосвязей на социальном и культурном уровнях, т.е. это формирование уважительного отношения к культурам других народов и стремления к пониманию специфических и общих характеристик этих культур, их сходства и различия [2].
Иными словами, поликультурное воспитание призвано формировать отношение к своей стране как части общемирового культурного пространства и готовность к ведению межкультурного диалога на принципах толерантности и взаимоуважения.
В последнее время стали появляться педагогические исследования, в которых делается попытка гармонизировать национальные и поликультурные составляющие в процессе патриотического воспитания студентов современных вузов. Это не случайно, ведь многие ученые видят в патриотической идее не просто общенациональную ценность, но и один из главных принципов взаимообогащения культур и приобщения России к богатствам мировой цивилизации.
Гражданско-гуманистический патриотизм характерен для формирующегося информационного общества, так как он подчеркивает ответственность личности за толерантное сосуществование представителей разных культур и развитие национальных ценностей и традиций для обогащения общемировой культуры.
Поликультурные оттенки патриотизма проявляются и в трактовке данного феномена у Н.В.Иппо-литовой. Она характеризует патриотизм как социально-нравственную ценность, выражающую единство человеческого рода, общность его исторических судеб; и в этом отношении он позволяет возвыситься над социальной и этнической разобщенностью людей, сохраняя при этом национальные особенности каждого народа [3]. Необходимость переосмысления традиционных подходов патриотического воспитания с позиций поликультурализма мы встречаем также в работах Н.В.Кокшарова, О.В.Лешера и др. [4]. Для всех этих концепций характерны гуманизм в воспитании и аксиологический подход к нему. Кроме того, авторы настаивают на формировании мотивов личностного самоопределения студента и его социальной активности.
Тем самым, можно утверждать, что современные представления о патриотизме не исключают возможности совмещения любви к своему Отечеству с такими приоритетными ценностями, как гуманизм, служение человеку и человечеству.
Исходя из представленных положений, мы попытались выделить и обосновать ведущие направления организации учебно-воспитательного процесса в вузе с учетом взаимосвязи патриотического и поли-культурного воспитания (на базе Новгородского го-
сударственного университета имени Ярослава Мудрого).
Изучение нормативных документов НовГУ показало, что воспитательная деятельность занимает одно из приоритетных мест в образовательной политике данного вуза. Основной целью воспитания студентов здесь является социализация личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота [5].
Однако следует признать, что для существующей системы патриотического воспитания в НовГУ характерно использование традиционных форм и методов воспитательной работы, которые не могут в полной мере удовлетворять требованиям современной системы высшего образования, интегрирующейся в европейское образовательное пространство. В этих условиях все большую роль приобретает учебная деятельность в вузе, которая направлена на решение комплексных задач профессионального развития будущих специалистов, становления их мировоззренческих принципов и идеалов. Поэтому мы решили обратиться к изучению воспитательной роли учебного цикла на одном из факультетов НовГУ. В процессе работы нами были учтены положения компетентно-стного подхода в образовании, который сориентирован на формирование современных компетенций, гармонично сочетающих представления о национальных и общечеловеческих ценностях.
Анализ основных программ Евросоюза, направленных на реализацию целей Болонской декларации, показывает, что западная система образования отдает предпочтение скорее поликультурному, чем патриотическому воспитанию молодежи. При этом особенно выделяются компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе и связанные с пониманием культур и обычаев других стран, способностью воспринимать разнообразие и межкуль-турные различия, а также способностью работать в международной среде [6]. Вместе с тем российские специалисты подчеркивают важность гражданской ответственности студентов и обращают внимание на необходимость формирования социально-личностной компетенции, которая представляет собой совокупность знаний о личностных особенностях, способностях, потребностях, умении реализовывать свой потенциал в социальной среде посредством деятельности в соответствии со своими ценностными ориентациями. Таким образом, мы можем утверждать, что социально-личностная компетенция делает возможным интеграцию патриотических и поликультурных составляющих в воспитании.
Принимая во внимание комплекс организационно-педагогических условий и ресурсов университета, а также логику формирования кросс-культурной грамотности, мы выделили ряд этапов учебного процесса, отражающих уровни развития патриотических качеств личности в контексте поликультурной парадигмы образования:
1) приобщение к культурно-историческим ценностям своей страны;
2) знакомство с ценностями других стран и народов; развитие способности к объективной оценке национального через призму общечеловеческого;
3) погружение в чужую культурную среду и реализация личной гражданско-патриотической позиции в поликультурном пространстве.
Возможности организации процесса патриотического воспитания студентов в соответствии с данными положениями мы решили рассмотреть на примере психолого-педагогического факультета Института непрерывного педагогического образования НовГУ, где успешно реализуется программа «Двойной диплом» для бакалавриата по педагогике. Участие студентов и преподавателей в данной программе позволяет установить взаимосвязь между местными и международными учреждениями для реализации совместных проектов через развитие студенческой мобильности, глобального мышления и толерантности. Отражая тенденции глобализации и интернационализации в сфере высшего образования, данная программа вместе с тем ориентирует нас на интеграцию отечественного и зарубежного опыта в области разработки совместных образовательных стандартов и программ, направленных на формирование сознательной гражданской позиции учащихся и воспитание сознательного гуманистического патриотизма.
Анализ учебных программ по основным гуманитарным дисциплинам показал, что на развитие чувства гражданского патриотизма, характерного для современных условий глобализации и интернационализации высшего образования, способны оказывать влияние предметы, через которые студенты могут получить представление о природе патриотизма и психологических особенностях его формирования («социальная педагогика», «этнопедагогика и этнопсихология»). Подходя к рассмотрению данного феномена с аксиологических позиций, учащиеся смогут выделить национальные и общечеловеческие составляющие патриотизма, соотносить его с образовательным идеалом в отечественной и зарубежной педагогике в различные периоды человеческой истории («этнопедагогика и этнопсихология», «история образования и педагогической мысли»). Кроме того, мы обращаем внимание на оптимизацию таких дисциплин, как «отечественная история» и «русский язык».
Развитие указанных качеств в рамках учебной деятельности на первом этапе осуществляется через использование технологий ориентирования, цель которых раскрыть перед учащимися важнейшие моменты культурного и научного процесса, подвести студентов к самостоятельному анализу исторического опыта и реалий сегодняшнего общества. Значительное внимание уделяется освоению привычной языковой среды, что является непременным условием успешного участия в образовательной программе «Двойной диплом».
Постепенно переходя ко второму этапу, следует обратить внимание на использование диалоговых технологий в рамках определенных учебных курсов («сравнительная педагогика», «социальная психология» (билингвальный курс), «педагогика и психология» (билингвальный курс), «культурология», «иностранный язык»). Воспитательный потенциал данных
дисциплин заключается в их социокультурной направленности. Формирование ценностных ориентаций и прежде всего патриотических чувств становится возможным благодаря выделению бикультурного контекста в обучении, который предполагает компаративный анализ важнейших аспектов различных культур. При использовании диалоговых технологий важен переход от формального диалога между участниками образовательного процесса к личностно-смысловому — как способу установления ценностно-ориентационного единства. Только в этом случае диалог будет обеспечивать равноправный обмен ценностями и идеями, поиск мировоззренческих оснований.
Для патриотического воспитания особенно важно то, что помимо интегрирующей силы диалог несет в себе критическое осмысление и оценку тех или иных явлений. В этом случае уровень развития критического мышления становится тем фактором, который в современных условиях не позволяет человеку выбирать сомнительные образцы массовой культуры в ущерб национальным интересам и ценностям. В основе формирования критического мышления студентов лежит глубокий анализ, понимание и сопоставление идей и социокультурных особенностей. Так, например, для развития гражданско-патриотической позиции необходимо научиться адекватно воспринимать и анализировать суждения и оценки в отношении России с точки зрения чужой национальной культуры. Иногда такой «взгляд со стороны» вызывает у человека чувство гордости за свою Родину, а иногда — стремление что-то изменить к лучшему. В более широком — культурологическом аспекте подобная практика помогает нам увидеть, что в наших обычаях является местным и незначительным, а что — обширно и устойчиво, т. е. помогает больше узнать о нас самих [7]. Тем самым, студенты учатся видеть и признавать позитивные и негативные тенденции в современной России, принимать свою Родину такой, какая она есть.
Такой подход к актуализации гуманитарных дисциплин вполне соответствует задаче современного глобального образования и в то же время объективизирует гражданскую и патриотическую позицию личности.
Сама по себе учебная деятельность в отдельно взятом вузе не отражает в полной мере устойчивую связь патриотического и поликультурного воспитания. Именно поэтому для формирования гуманистического патриотизма особую актуальность приобретает студенческая мобильность, которая обеспечивает погружение учащихся в новую образовательную и социокультурную среду. В соответствии с требованиями программы «Двойной диплом» по педагогике на третьем курсе студенты ППФ получают возможность пройти стажировку за границей. Этот опыт становится бесценным, так как он, с одной стороны, обобщает предыдущие этапы патриотического воспитания на родине, делая этот процесс более осмысленным и субъективным, а с другой, — выявляет уровень сфор-мированности патриотической направленности личности, ее мировоззренческие и ценностные установки.
Мы полагаем, что студенческая мобильность обеспечивает максимальную мобилизацию опыта
эмоционально-ценностных отношений и саморефлек-сию. Студенты могут сравнивать, объективно оценивать все положительные и отрицательные стороны жизни в России и за границей. Взаимодействуя с представителями различных культур, российские студенты начинают по-другому относиться к своей родной культуре. Знание иностранного языка и социокультурных аспектов общения в этом случае помогает учащимся транслировать свои национальные идеалы и ценности, разрушать привычные стереотипы и предрассудки. В основе такой трансляции лежит не только высокий уровень коммуникативной компетенции учащихся, но, главным образом, их устойчивое и осознанное желание следовать своим гражданским убеждениям и ценностным ориентациям. Отказ от своих национальных идеалов делает человека неинтересным для представителей других культур. Поэтому студент, который не знает истории свей страны, не дорожит ее культурным наследием и стремится утвердить лишь свою интернациональность, на самом деле рискует потерять ее.
Еще одним важным преимуществом студенческой мобильности в патриотическом воспитании является практика, которая помогает развеять ошибочное утверждение, что «там хорошо, где нас нет». В истории данная тенденция была особенно заметна среди эмигрантов в начале XX в., которые, покинув свое Отечество, становились русофилами и объединялись в национальные общины и союзы. Побывав за границей, многие студенты также начинают острее чувствовать свою причастность к родной стране и ее культуре. Происходит актуализация гражданско-патриотической позиции. Помимо этого студенческая мобильность становиться важнейшим фактором расширения профессионально значимых качеств личности. В результате студенты чувствуют себя более свободными и независимыми в профессиональном и жизненном выборе. Опыт самостоятельного проживания за границей и навыки межкультурного общения позволят выпускникам успешно работать в рос-
сийских представительствах иностранных фирм. Тем более что приложение к российскому диплому, полученное в результате обучения в другой стране, подтверждает высокую компетентность и конкурентоспособность молодого специалиста.
Таким образом, существуют объективные предпосылки для интеграции опыта патриотического и поликультурного воспитания в учебной деятельности студентов с учетом современных научных подходов, отвечающих требованиям глобализации сферы высшего образования.
Основная идея, отражающая взаимосвязь патриотического и поликультурного воспитания, заключается в развитии национальной гордости, интерио-ризации общественных и личностно-значимых смыслов и идеалов через различные формы взаимодействия с чужими культурами.
1. Даутова Г. // Высшее образование в России. 2004. №9. С.81-83.
2. Ипполитова Н.В. Формирование у студентов педагогического вуза ценностного отношения к патриотизму //Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: Мат. 3-й Междунар. науч. конф. (3-5 мая 2005 г., Калининград). Калининград: Изд-во РГУ им. И.Канта, 2005. Ч.1.
C.330-334.
3. Там же.
4. См.: Кокшаров Н.В. Нация и культура: Соц.-филос. анализ. В.Новгород: НовГУ, 1997. 139 с.; Лешер О.В. Гражданственно-патриотическое воспитание студентов вуза: Аксиологический аспект // Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России: Сб. статей регион. науч.-практ. конф. Магнитогорск, 2005. С.42-45.
5. Концепция воспитательной деятельности НовГУ имени Ярослава Мудрого. 2005 г. — http://www.novsu.ru/file/4664
6. Томилин О.Б., Бритов А.В., Демкина С.И. // Университетское управление: практика и анализ. 2005. №1. С.116. — http://elar.usu.ru/handle/1234.56789/782.
7. Making good citizens: education and civil society / Ed. by
D.Ravitch and J.P.Viteritti. New Haven: Yale UP, 2001. Р.134.