Научная статья на тему 'Интегративная роль факультета в повышении качества математического образования в Республике'

Интегративная роль факультета в повышении качества математического образования в Республике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегративная роль факультета в повышении качества математического образования в Республике»

В. И. ГРИШАНОВ, декан математического факультета МГУ имени Н. П. Огарева, доцент

А. В. БРИТОВ, зам. декана математического факультета, доцент

ИНТЕГРАТИВНАЯ РОЛЬ ФАКУЛЬТЕТА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ .

Научно обоснованное прогнозирование и разработка стратегии математического образования невозможны без определения потребностей региона в специалистах-ма-тематиках разного профиля хотя бы на ближайшую перспективу. Важнейшей задачей факультета в соответствии с этим является составление перспективного плана подготовки математиков в университете и педагогическом институте для средних учебных заведений и многих отраслей народного хозяйства республики.

Основная идея концепции развития математического образования состоит в повышении образованности населения Республики Мордовия в области математики и ее различных приложений. На факультетском уровне ее реализация предполагает органичное сочетание фундаментального, гуманитарного, естественно-научного и общетехнического образования специалиста с углубленной профессионально-практиче-ской подготовкой для педагогической, научно-исследовательской, производственной и информационно-методической деятельности в соответствии с полученной специализацией и с учетом личностных особенностей студента.

Математический факультет университета вместе с аналогичным факультетом пединститута, несомненно, отвечает за уровень математического образования на территории Республики Мордовия. Эта ответственность складывается из нескольких

составляющих.

Во-первых, факультет готовит педагогические кадры для средних общеобразовательных школ, спецшкол, других учебных заведений, включая вузы Мордовии. Во-вторых, он осуществляет подготовку научных кадров, в том числе и в области

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

методики преподавания математики и информатики. В-третьих, многие сотрудники факультета ведут экспериментальную работу в школах, занимаются с учащимися, обладающими математическими способностями, готовят их к поступлению на инженерные и естественно-научные факультеты вузов. В то же время широкое внедрение вычислительной техники, математических методов исследования в различные отрасли знаний, развитие новых информационных технологий выдвинули на первый

план подготовку специалистов-математиков данного профиля.

Если первые две составляющие имеют достаточно стабильные организационные формы внутри университета, то третья во многом базируется на частной инициативе, плохо координируется и очень сильно зависит от администраций школ, районных и республиканских управленческих структур. С другой стороны, местные органы образования, заказчики на специалистов-математиков, практически не влияют на

учебные планы вузовских факультетов.

Полученная в последние годы школами и органами управления образованием неограниченная свобода в выборе учебных планов и учебников, открытие большого количества спецклассов и школ с углубленным изучением математики и гуманитарным направлением, где количество часов, отводимое на математику, существенно варьируется, а также переход на новые образовательные стандарты на всех специальностях университета требуют от преподавателей качественной переоценки сложившейся системы обучения и обеспечения некоторой минимальной подготовки по математике всем выпускникам средней школы, желающим продолжить образование в вузах.

Таким образом, у

связанных с переходом на более гуманный стиль образования, учитывающий индивидуальные запросы и возможности учащихся и их родителей, а у вуза — необходимость приведения уровня знаний и умений выпускников школ в соответствие с начальными требованиями, предъявляемыми к ним в случае продолжения образования в вузе на факультетах разного профиля.

В последние годы наблюдается все увеличивающийся разрыв в уровнях требований за счет понижения его большинством учителей. Согласование уровней требований повысит доверие вузов к школам и сделает работу школьного учителя более целенаправленной.

Созданный в 1993 г. Региональный учебный округ должен стать недостающим интегрирующим звеном. В рамках округа математический факультет заключил договоры с рядом школ г. Саранска: № 4 (физико-математический лицей), № 12 (гуманитарная гимназия), № 18, 36, 39 (школы-комплексы). Как видно из перечня договоров, наиболее тесное сотрудничество возникло с теми брали специализированное направление, требую обучения. В соответствии с этими договорами факультет привлекает своих сотрудников к работе в

кол, органов образования есть потребность в решении задач,

колами, которые вы-ее пересмотра программ и методов

колах, предоставляет учащимся возможность заниматься в ла-бораториях университета, ведет совместную со школами разработку программ и

других методических материалов, а школы, в свою очередь, оказывают ему содей-ствие в проведении практик и педагогических экспериментов. Правда, столь важная работа осложняется тем, что ни факультет, ни школы не имеют необходимого финансового обеспечения, позволяющего в полной мере реализовать даже эти, весьма скромные, договоры. Тем не менее факультетом немало сделано в практическом решении указанных задач.

коле № 4 со дня образования физико-математического лицея с учителями и учащимися работали профессора и доценты университета, велось обсуждение программно-стратегических вопросов преподавания математики. Проводились семинары с учителями математики в школе № 39. Преподаватели факультета принимал

В

участие в работе методических объединений школ № 32 и 36, в подготовке учащихся к олимпиадам и в их проведении. Составлено пособие “Классификация олимпиадных задач для школьников” которое, к сожалению, было размножено лишь в нескольких. Экземплярах. При факультете прошли курсы переподготовки по информатике практически все учителя республики, ведущие этот предмет, большим тиражом были изданы три учебных пособия по информатике.

Факультетом организованы исследования по таким важным направлениям, как многоуровневое дифференцированное обучение математике с учетом специфики направления подготовки учащихся (классы с углубленным изучением математики, гуманитарные классы и т. д.); методика обучения решению задач; методика обучения логическим приемам доказательств; переработка структуры систематического курса геометрии (с учетом необходимости изучения стереометрии до 10-го класса); усиление факультативного элемента в преподавании математики; разработка методического обеспечения отдельных тем. Выполнен целый ряд дипломных работ, основные идеи которых могут быть использованы в школах. Однако внедрение результатов исследований в практику преподавания сдерживают отсутствие какого-либо финансирования и недостаточная востребованность их со стороны школ, поэтому многие научно-методические разработки остаются внутри факультета.

Среди вопросов, которые могут быть решены только объединенными усилиями факультета и Регионального учебного округа, мы выделяем следующие:

— выработку стратегии математического образования в республике. С этой целью необходимо создать экспертную комиссию из числа заинтересованных и квалифицированных представителей органов образования, университета, пединститута, заказчиков специалистов;

— определение первоочередных тем научных исследований, которые должны быть проведены учеными факультета в рамках секции математического образования РУО. Такие темы могут быть установлены той же экспертной комиссией, для организации исследований по ним должны быть выделены средства и созданы группы исполнителей (система республиканских грантов). В числе первоочередных задач этих групп следует назвать: создание образовательных стандартов математического образования

2-го уровня, достаточных для продолжения образования в вузах на инженерных и естественно-научных факультетах; разработка и экспертиза базовых программ и методик их реализации в классах с углубленным изучением математики и в классах гуманитарного направления;

— создание совместной экспертной комиссии по аттестации учителей и программ для классов с углубленным изучением математики и гуманитарных классов, поскольку такие классы требуют специально подготовленных учителей с соответствующим квалификационным сертификатом;

— организация курсов по переподготовке учителей математики для спецклассов разного типа на базе математического факультета университета с привлечением

необходимых специалистов из пединститута и школ;

— создание курсов по работе с учащимися олимпиадного уровня на базе математического факультета университета, так как практикуемое в настоящее время

привлечение сотрудников факультета для работы с такими учащимися в рамках одной школы малоэффективно;

— решение вопроса оплаты труда привлеченных к работе в школе вузовских сотрудников. Здесь, на наш взгляд, должен быть осуществлен дифференцированный подход в зависимости от цели приглашения. Если вузовский сотрудник привлекается на должность рядового учителя — оплата его труда должна соответствовать этой должности; если же он привлекается именно как высоко-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

квалифицированный специалист, pro работа должна быть оценена по вузовским ставкам.

Считаем, что при организационной структуре РУО, соответствующей указанным задачам интеграции усилий органов образования и вузов, математический факультет университета может и должен стать интеллектуальной базой повышения качества математического образования в регионе.

Н. Н. ME ЛЬКИ НА, руководитель

секции экономического образования РУО, доцент

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ РУО

Экономика и бизнес в наше время прочно завладели умами и сердцами практически всех людей. Знакомство с основными экономическими категориями й практикой рыночных отношений все больше становится необходимостью не только для

взрослых, но и для детей. Теперь. наряду с такими привычными “школьными” науками, как математика и русский язык, физика и химия, учебные программы и образовательные стандарты содержат и экономику.

Уже пять лет экономический факультет Мордовского госуниверситета осуществляет подготовку школьников по основам экономики и бизнеса. Эта работа ведется в пяти школах г. Саранска и двух школах пригорода.

Первой экспериментальной стала в сентябре 1991 г. средняя школа № 36 г. Саранска. В университетские аудитории пришли учащиеся 8 — 9-х классов — любознательные, целеустремленные, уверенные в том, что они уже почти бизнесмены. Преподавателям, впервые встретившимся с юным контингентом, приходилось нелегко. Требовалось немало сил и времени, чтобы адаптировать сложные экономические категории к уровню понимания непоседливых, но благодарных учеников.

В начале 1993 г. мы получили предложение о подобном сотрудничестве со средней школой № 38. Причем, если в 36-й школе мы работали на факультативной основе, то в 38-й по инициативе дирекции был создан бизнес-класс и занятия были включены в учебный план. Наряду с экономическими дисциплинами (экономическая теория, основы рыночной экономики и предпринимательства, экономика фирмы, введение в маркетинг и др.) программа бизнес-класса предусматривала также углубленное изучение иностранного языка, персональных ЭВМ, машинописного дела, риторики, основ правовых знаний.

С учетом направленности экономического образования в той и другой щуп пах были составлены соответствующие учебные планы, а позднее и программы обучения. Практика показала, что экономическую подготовку учащихся лучше всего начинать в старших (10 — 11-х) классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.