Научная статья на тему 'Экономическое образование в системе РУО'

Экономическое образование в системе РУО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическое образование в системе РУО»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

квалифицированный специалист, ¡его работа должна быть оценена по вузовским ставкам.

Считаем, что при организационной структуре РУО, соответствующей указанным задачам интеграции усилий органов образования и вузов, математический факультет университета может и должен стать интеллектуальной базой повышения качества математического образования в регионе.

Н. Н. МЕЛЬКИНА, руководитель

секции экономического образования РУО, доцент

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ РУО

Экономика и бизнес в наше время прочно завладели умами и сердцами практически всех людей. Знакомство с основными экономическими категориями й практикой рыночных отношений все больше становится необходимостью не только для

взрослых, но и для детей. Теперь. наряду с такими привычными “школьными” науками, как математика и русский язык, физика и химия, учебные программы и образовательные стандарты содержат и экономику.

Уже пять лет экономический факультет Мордовского госуниверситета осуществляет подготовку школьников по основам экономики и бизнеса. Эта работа ведется в пяти школах г. Саранска и двух школах пригорода.

Первой экспериментальной стала в сентябре 1991 г. средняя школа № 36 г. Саранска. В университетские аудитории пришли учащиеся 8 — 9-х классов — любознательные, целеустремленные, уверенные в том, что они уже почти бизнесмены. Преподавателям, впервые встретившимся С юным контингентом, приходилось нелегко. Требовалось немало сил и времени, чтобы адаптировать сложные экономические категории к уровню понимания непоседливых, но благодарных учеников.

В начале 1993 г. мы получили предложение о подобном сотрудничестве со средней школой № 38. Причем, если в 36-й школе мы работали на факультативной основе, то в 38-й по инициативе дирекции был создан бизнес-класс и занятия были включены в учебный план. Наряду с экономическими дисциплинами (экономическая теория, основы рыночной экономики и предпринимательства, экономика фирмы, введение в маркетинг и др.) программа бизнес-класса предусматривала также углубленное изучение иностранного языка, персональных ЭВМ, машинописного дела, риторики, основ правовых знаний.

С учетом направленности экономического образования в той и другой щуп пах были составлены соответствующие учебные планы, а позднее и программы обучения. Практика показала, что экономическую подготовку учащихся лучше всего начинать в старших (10 — 11-х) классах.

1996. № I

В целях осуществления агроэкономического образования в 1992 г. в Ялги некой и Луховской средних школах были созданы специализированные классы с углубленным изучением основ экономических знаний. Позднее началось активное сотрудничество преподавателей факультета со средними школами № 9 и 16, с Темников-ским сельскохозяйственным колледжем, а в 1995 г. был заключен также договор со школой № 23 Саранска. Наше сотрудничество с названными учебными заведениями приобрело системный, целенаправленный характер благодаря заключенным на предстоящее пятилетие договорам и большой организационной работе, проводимой Региональным учебным округом при университете. Так, контроль и требования, предъявляемые к нам с его стороны, постоянно стимулировали интеграционную практику,

4

а творческие встречи на уровне научно-методического совета РУО обогащали опытом нашу деятельность.

Для организации учебно-практических занятий требовались соответствующие

учебные материалы. Не имея необходимых учебников, мы перешли к разработке и изданию их собственными силами. Были созданы и апробированы четыре программы: “Бизнес-класс”, “Основы рыночной экономики и предпринимательства”, “Агроэкономика”, рассчитанные на два года обучения и используемые в учебных планах школы на альтернативной основе (либо как основной предмет, либо как факультатив), и программа “Менеджер”, рассчитанная на один год обучения. Эти программы предусматривают изучение с разной степенью углубленности таких дисциплин, как “Основы экономической теории”, “Экономика фирмы”, “Предпринимательство”, “Основы менеджмента”, “Введение в маркетинг”, “Макроэкономика и государственное регулирование экономики”, “Основы бухгалтерского учета”, “Основы агроэкономики”, “Организация и ведение фермерского хозяйства” “Экономика, бухгалтерский учет и контроль”, “Коммерция” Ежегодно календарные планы, программы и другие учебно-методические материалы уточняются и обновляются в соответствии с изменяющимися экономическими условиями развития региона. Они также отражают состояние современной экономической науки и практики и адаптированы к возрасту и психологии восприятия школьников старших классов.

В 1995 г. учеными экономического факультета было издано первое учебное пособие “Предпринимательство”, в настоящее время ожидается выпуск еще одного — “Макроэкономика и государственное регулирование экономики” Всего запланировано издать до 2000 г. четыре учебника для школьников (“Экономика фирмы”, "Теория бухгалтерского учета”, “Введение в маркетинг”, “Основы менеджмента”), а также типовые календарные планы, программы обучения, тесты, деловые игры и

другую литературу. Финансирование издаваемой продукции частично осуществляется за счет средств коммерческих организаций, с которыми у факультета и школы заключены трехсторонние договоры о сотрудничестве. Кстати, по условиям таких договоров решаются еще две важные задачи: финансируется организация учебного процесса и предоставляются гарантированные рабочие места выпускникам экономического факультета.

По всем читаемым учебным дисциплинам разработаны практические и контрольные задания, комплекты билетов для письменного экзамена. Внедряется тестовый

контроль знаний школьников по всем дисциплинам. Для контроля за степенью и качеством усвоения знаний школьниками применяется письменный выборочный блиц-опрос (формулировка основных определений и понятий, применение вопросов-, схем), проводятся контрольные работы, предусматривающие решение экономических задач.

Опыт работы секции экономического образования РУО определяет и пути совершенствования нашей дальнейшей деятельности: это активизация методов обучения,

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

оптимизация практических занятий, внедрение деловых игр в процесс обучения

и АР- .

Цели качественного улучшения учебно-практической работы в бизнес-классах

служат регулярно проводимые научно-методические семинары с участием декана факультета, заведующих кафедрами, ведущих преподавателей факультета, начальника Саранского городского управления образованием, директоров, учителей и классных руководителей« В ходе таких занятий решаются многие вопросы интеграции

экономического образования.

Большое внимание уделяется производственной практике учащихся бизнес-класса, которая проводится на передовых предприятиях и в ведущих организациях Саранска, в том числе в АО “Биохимик”, в Промстройбанке, в Акционерной страховой

компании “Уверенность” и др.

Значительным самостоятельным участком работы ученых экономического

факультета является их совместная учебно-практическая деятельность с преподавателями Темниковского сельскохозяйственного колледжа, В нем в текущем учебном году открыты специальности 0601 “Экономика”, 0608 “Коммерция”. Для учащихся

колледжа читаются лекции по бухгалтерскому учету в сельском хозяйстве и по финансам сельского хозяйства. Преподаватели факультета приглашаются председателями государственной экзаменационной комиссии колледжа. В свою очередь, преподаватели колледжа руководят дипломными проектами студентов университета по специальности “Бухгалтерский учет, контроль и

Ф

анализ”.

Членами секции экономического образования регулярно проводятся консультации учителей школ города, преподавателей техникумов, профессионально-технических училищ и колледжей по проблемам организации экономической подготовки учащихся,

В 1994 г. состоялся первый выпуск бизнес-класса. Около 90 % его выпускников стали студентами экономического факультета. Учащиеся колледжа также продолжают учебу в университете на дневном и заочном отделениях.

Задача интеграции экономического образования в системе “факультет — средние учебные заведения” побуждает нас проводить совместные научные исследования, направленные на совершенствование процесса обучения, решать вопросы стратегии развития экономического образования в республике, изучать потребности региона в специалистах с экономическим образованием. Эта работа осуществляется также в рамках госбюджетной темы “Университеты как ведущие центры образования, науки и культуры”, В настоящее время разработан первый вариант концепции интеграции экономического образования, предусматривающий обучение в школах, техникумах, колледжах и вузе, а также содержательная его часть — учебные планы и рабочие программны.

В ходе научных исследований нами было проведено анкетирование в школах № 16, 36, 38, в Ялгинской и Луховской школах, в Темниковском сельскохозяйственном колледже. Его результаты показывают, что учащиеся проявляют большой интерес к экономическим знаниям, их привлекают новые формы организации занятии. Однако выявилось немало и негативных проблем: недостаточная обеспеченность учебного процесса учебно-методическими материалами; несовершенство отбора

детей в бизнес-класс и др.

Прогнозируя стратегию развития экономического образования в Республике Мордовия, следует отметить, что оно должно быть многопрофильным, представленным разнообразными формами: экономика в рамках основной школьной программы, экономические факультативы, бизнес-классы, колледжи и академические гимназии при университете и др.

ш

По результатам нашей совместной работы со средними учебными заве* дениями республики можно заключить, что подобная интеграция в вопросах экономического образования дает ощутимые результаты. Об этом свидетельствует» в частности, то, что выпускники бизнес-класса успешно продолжают учебу на' экономическом факультете по индивидуальным планам, а в РУО

университета поступают все новые и новые предложения о сотрудничестве в обеспечении экономической подготовки школьников и учащихся профессионально-технических училищ и техникумов республики. Все это воодушевляет нас на более углубленную творческую работу в решении данной нелегкой задачи.

М. М. ГОЛУБЧИК, руководитель научно-методической секции географического образования РУО, профессор

ИНТЕГРАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА

Важность и необходимость развития интеграции высшего и среднего географического образования, тесного и эффективного сотрудничества в системе “вуз — средняя школа — вуз” определяются целым рядом причин, и прежде всего: а) происходящей в последние годы перестройкой структуры и содержания географических дисциплин, внедрением в учебный процесс как в средних, так и в высших учебных заведениях базовых стандартов (компонентов) образования, принципиально новых учебных программ и учебников; б) стремлением к совершенствованию преемственности среднего и высшего образования (включая и повышение квалификации учителей географии); в) развивающимися в российской системе образования прогрессивными процессами

* > ♦и

гуманизации и гуманитаризации.

Вместе с тем необходимость перестройки содержания географического образования (на всех его ступенях и во всех формах) обусловлена глобальными изменениями в экономическом, социально-политическом, демографическом и экологическом развитии человечества, глубокими преобразованиями во всех сферах жизни современной Российской Федерации, новейшими достижениями и проблемами мировой и отечественной географической науки, повышением требований к качеству подготовки (и переподготовки) специалистов с высшим образованием.

Все это определило основные направления- и формы интеграции географического образования в системе Регионального учебного округа Мордовского университета, ще главными “действующими лицами” выступают преподаватели и сотрудники вуза (в данном случае ■— географического факультета университета) и учителя

географии средних школ, В особенности гимназий и лицеев, являющихся субъектами

РУО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.