ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
квалифицированный специалист, ¡его работа должна быть оценена по вузовским ставкам.
Считаем, что при организационной структуре РУО, соответствующей указанным задачам интеграции усилий органов образования и вузов, математический факультет университета может и должен стать интеллектуальной базой повышения качества математического образования в регионе.
Н. Н. МЕЛЬКИНА, руководитель
секции экономического образования РУО, доцент
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ РУО
Экономика и бизнес в наше время прочно завладели умами и сердцами практически всех людей. Знакомство с основными экономическими категориями й практикой рыночных отношений все больше становится необходимостью не только для
взрослых, но и для детей. Теперь. наряду с такими привычными “школьными” науками, как математика и русский язык, физика и химия, учебные программы и образовательные стандарты содержат и экономику.
Уже пять лет экономический факультет Мордовского госуниверситета осуществляет подготовку школьников по основам экономики и бизнеса. Эта работа ведется в пяти школах г. Саранска и двух школах пригорода.
Первой экспериментальной стала в сентябре 1991 г. средняя школа № 36 г. Саранска. В университетские аудитории пришли учащиеся 8 — 9-х классов — любознательные, целеустремленные, уверенные в том, что они уже почти бизнесмены. Преподавателям, впервые встретившимся С юным контингентом, приходилось нелегко. Требовалось немало сил и времени, чтобы адаптировать сложные экономические категории к уровню понимания непоседливых, но благодарных учеников.
В начале 1993 г. мы получили предложение о подобном сотрудничестве со средней школой № 38. Причем, если в 36-й школе мы работали на факультативной основе, то в 38-й по инициативе дирекции был создан бизнес-класс и занятия были включены в учебный план. Наряду с экономическими дисциплинами (экономическая теория, основы рыночной экономики и предпринимательства, экономика фирмы, введение в маркетинг и др.) программа бизнес-класса предусматривала также углубленное изучение иностранного языка, персональных ЭВМ, машинописного дела, риторики, основ правовых знаний.
С учетом направленности экономического образования в той и другой щуп пах были составлены соответствующие учебные планы, а позднее и программы обучения. Практика показала, что экономическую подготовку учащихся лучше всего начинать в старших (10 — 11-х) классах.
1996. № I
В целях осуществления агроэкономического образования в 1992 г. в Ялги некой и Луховской средних школах были созданы специализированные классы с углубленным изучением основ экономических знаний. Позднее началось активное сотрудничество преподавателей факультета со средними школами № 9 и 16, с Темников-ским сельскохозяйственным колледжем, а в 1995 г. был заключен также договор со школой № 23 Саранска. Наше сотрудничество с названными учебными заведениями приобрело системный, целенаправленный характер благодаря заключенным на предстоящее пятилетие договорам и большой организационной работе, проводимой Региональным учебным округом при университете. Так, контроль и требования, предъявляемые к нам с его стороны, постоянно стимулировали интеграционную практику,
4
а творческие встречи на уровне научно-методического совета РУО обогащали опытом нашу деятельность.
Для организации учебно-практических занятий требовались соответствующие
учебные материалы. Не имея необходимых учебников, мы перешли к разработке и изданию их собственными силами. Были созданы и апробированы четыре программы: “Бизнес-класс”, “Основы рыночной экономики и предпринимательства”, “Агроэкономика”, рассчитанные на два года обучения и используемые в учебных планах школы на альтернативной основе (либо как основной предмет, либо как факультатив), и программа “Менеджер”, рассчитанная на один год обучения. Эти программы предусматривают изучение с разной степенью углубленности таких дисциплин, как “Основы экономической теории”, “Экономика фирмы”, “Предпринимательство”, “Основы менеджмента”, “Введение в маркетинг”, “Макроэкономика и государственное регулирование экономики”, “Основы бухгалтерского учета”, “Основы агроэкономики”, “Организация и ведение фермерского хозяйства” “Экономика, бухгалтерский учет и контроль”, “Коммерция” Ежегодно календарные планы, программы и другие учебно-методические материалы уточняются и обновляются в соответствии с изменяющимися экономическими условиями развития региона. Они также отражают состояние современной экономической науки и практики и адаптированы к возрасту и психологии восприятия школьников старших классов.
В 1995 г. учеными экономического факультета было издано первое учебное пособие “Предпринимательство”, в настоящее время ожидается выпуск еще одного — “Макроэкономика и государственное регулирование экономики” Всего запланировано издать до 2000 г. четыре учебника для школьников (“Экономика фирмы”, "Теория бухгалтерского учета”, “Введение в маркетинг”, “Основы менеджмента”), а также типовые календарные планы, программы обучения, тесты, деловые игры и
другую литературу. Финансирование издаваемой продукции частично осуществляется за счет средств коммерческих организаций, с которыми у факультета и школы заключены трехсторонние договоры о сотрудничестве. Кстати, по условиям таких договоров решаются еще две важные задачи: финансируется организация учебного процесса и предоставляются гарантированные рабочие места выпускникам экономического факультета.
По всем читаемым учебным дисциплинам разработаны практические и контрольные задания, комплекты билетов для письменного экзамена. Внедряется тестовый
контроль знаний школьников по всем дисциплинам. Для контроля за степенью и качеством усвоения знаний школьниками применяется письменный выборочный блиц-опрос (формулировка основных определений и понятий, применение вопросов-, схем), проводятся контрольные работы, предусматривающие решение экономических задач.
Опыт работы секции экономического образования РУО определяет и пути совершенствования нашей дальнейшей деятельности: это активизация методов обучения,
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
оптимизация практических занятий, внедрение деловых игр в процесс обучения
и АР- .
Цели качественного улучшения учебно-практической работы в бизнес-классах
служат регулярно проводимые научно-методические семинары с участием декана факультета, заведующих кафедрами, ведущих преподавателей факультета, начальника Саранского городского управления образованием, директоров, учителей и классных руководителей« В ходе таких занятий решаются многие вопросы интеграции
экономического образования.
Большое внимание уделяется производственной практике учащихся бизнес-класса, которая проводится на передовых предприятиях и в ведущих организациях Саранска, в том числе в АО “Биохимик”, в Промстройбанке, в Акционерной страховой
компании “Уверенность” и др.
Значительным самостоятельным участком работы ученых экономического
факультета является их совместная учебно-практическая деятельность с преподавателями Темниковского сельскохозяйственного колледжа, В нем в текущем учебном году открыты специальности 0601 “Экономика”, 0608 “Коммерция”. Для учащихся
колледжа читаются лекции по бухгалтерскому учету в сельском хозяйстве и по финансам сельского хозяйства. Преподаватели факультета приглашаются председателями государственной экзаменационной комиссии колледжа. В свою очередь, преподаватели колледжа руководят дипломными проектами студентов университета по специальности “Бухгалтерский учет, контроль и
Ф
анализ”.
Членами секции экономического образования регулярно проводятся консультации учителей школ города, преподавателей техникумов, профессионально-технических училищ и колледжей по проблемам организации экономической подготовки учащихся,
В 1994 г. состоялся первый выпуск бизнес-класса. Около 90 % его выпускников стали студентами экономического факультета. Учащиеся колледжа также продолжают учебу в университете на дневном и заочном отделениях.
Задача интеграции экономического образования в системе “факультет — средние учебные заведения” побуждает нас проводить совместные научные исследования, направленные на совершенствование процесса обучения, решать вопросы стратегии развития экономического образования в республике, изучать потребности региона в специалистах с экономическим образованием. Эта работа осуществляется также в рамках госбюджетной темы “Университеты как ведущие центры образования, науки и культуры”, В настоящее время разработан первый вариант концепции интеграции экономического образования, предусматривающий обучение в школах, техникумах, колледжах и вузе, а также содержательная его часть — учебные планы и рабочие программны.
В ходе научных исследований нами было проведено анкетирование в школах № 16, 36, 38, в Ялгинской и Луховской школах, в Темниковском сельскохозяйственном колледже. Его результаты показывают, что учащиеся проявляют большой интерес к экономическим знаниям, их привлекают новые формы организации занятии. Однако выявилось немало и негативных проблем: недостаточная обеспеченность учебного процесса учебно-методическими материалами; несовершенство отбора
детей в бизнес-класс и др.
Прогнозируя стратегию развития экономического образования в Республике Мордовия, следует отметить, что оно должно быть многопрофильным, представленным разнообразными формами: экономика в рамках основной школьной программы, экономические факультативы, бизнес-классы, колледжи и академические гимназии при университете и др.
ш
По результатам нашей совместной работы со средними учебными заве* дениями республики можно заключить, что подобная интеграция в вопросах экономического образования дает ощутимые результаты. Об этом свидетельствует» в частности, то, что выпускники бизнес-класса успешно продолжают учебу на' экономическом факультете по индивидуальным планам, а в РУО
университета поступают все новые и новые предложения о сотрудничестве в обеспечении экономической подготовки школьников и учащихся профессионально-технических училищ и техникумов республики. Все это воодушевляет нас на более углубленную творческую работу в решении данной нелегкой задачи.
М. М. ГОЛУБЧИК, руководитель научно-методической секции географического образования РУО, профессор
ИНТЕГРАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА
Важность и необходимость развития интеграции высшего и среднего географического образования, тесного и эффективного сотрудничества в системе “вуз — средняя школа — вуз” определяются целым рядом причин, и прежде всего: а) происходящей в последние годы перестройкой структуры и содержания географических дисциплин, внедрением в учебный процесс как в средних, так и в высших учебных заведениях базовых стандартов (компонентов) образования, принципиально новых учебных программ и учебников; б) стремлением к совершенствованию преемственности среднего и высшего образования (включая и повышение квалификации учителей географии); в) развивающимися в российской системе образования прогрессивными процессами
* > ♦и
гуманизации и гуманитаризации.
Вместе с тем необходимость перестройки содержания географического образования (на всех его ступенях и во всех формах) обусловлена глобальными изменениями в экономическом, социально-политическом, демографическом и экологическом развитии человечества, глубокими преобразованиями во всех сферах жизни современной Российской Федерации, новейшими достижениями и проблемами мировой и отечественной географической науки, повышением требований к качеству подготовки (и переподготовки) специалистов с высшим образованием.
Все это определило основные направления- и формы интеграции географического образования в системе Регионального учебного округа Мордовского университета, ще главными “действующими лицами” выступают преподаватели и сотрудники вуза (в данном случае ■— географического факультета университета) и учителя
географии средних школ, В особенности гимназий и лицеев, являющихся субъектами
РУО.