УДК 316.45
ИНТЕГРАТИВНАЯ ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КОМАНДЫ В МИНИ-ФУТБОЛ
К.А. Шашков
Предложена технология проектирования интегративной программы для групп начальной спортивной специализации ДЮСШ по мини-футболу в виде поэтапной организации деятельности по развертыванию технико-физической подготовки, а также по организации и реализации педагогических воздействий в процессе тренировочных занятий.
Ключевые слова: юные игроки в мини-футбол, учебные планы и программы, интеграция средств подготовки.
Современная система спортивной подготовки базируется на поэтапном восхождении спортсмена от новичка до мастера спорта международного класса, где каждый шаг перехода с нижележащего уровня спортивной подготовленности на вышележащий уровень строго регламентирован определенными условиями. Главная функция этих условий заключается в установлении жесткой зависимости между начальным (уровень новичка) и окончательным (уровень МСМК) спортивным результатами. Функционирование этой связи происходит через этапы, т.к. «прямое» (без этапов) восхождение затруднено действием объективных законов возрастного развития организма спортсмена, отменить или изменить которые невозможно. Отсюда вытекает важное следствие: завершение одного и начало другого этапа спортивной подготовки в первую очередь должно быть соотнесено с определенной фазой биологического развития организма.
Другое следствие состоит в том, что внутри каждого этапа адекватными (наиболее эффективными) могут быть только те средства педагогического воздействия, которые не только не тормозят естественный ход возрастного развития организма, но и максимально его стимулируют. Это как раз есть выражение той ситуации, когда «часть» (средства воздействия) может определять функционирование «целого» (организма).
В нашей работе сделана попытка объединить приведенные следствия посредством разработки программы подготовки юных футболистов, содержание которой соответствовало бы этапу естественного развития организма спортсменов и одновременно перекидывало мостик к следующим этапам их спортивного совершенствования. Здесь стержнем программы может стать развертывание содержания подготовки в виде пошаговой организации деятельности усвоения, а также по организации и реализации познавательных содержаний и процедур в соответствии с индивидуальноспецифическими особенностями спортсмена [7]. Вероятно так содержание подготовки будет оснащено адекватной педагогической технологией.
Известно, что функционирование педагогической системы подготовки спортивного резерва включает ряд последовательно чередующихся этапов, регламентированных возрастными и квалификационными показателями юных спортсменов: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки и учебно-тренировочный. Последний подразделяется на этап начальной специализации и этап углубленной специализации.
Типовой (примерной) программой определены задачи этапа начальной спортивной специализации игроков в мини-футбол:
- укрепление здоровья и закаливание организма, содействие правильному физическому развитию;
- развитие физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости и специальной тренировочной выносливости;
- овладение основными техническими приемами мини-футбола и совершенствование в тактических действиях;
- овладение основными индивидуальными и групповыми тактическими действиями;
- приобщение к соревновательной деятельности на уровне города, района, области, федерального округа [6].
Если попытаться укрупнить указанные задачи, то в первую очередь необходимо будет обеспечить сохранение и укрепление здоровья детей, во-вторых, сформировать у них физическую и техническую подготовленность, освоить решение тактических задач для участия в соревновательной деятельности. Обе укрупненные задачи для своего разрешения требуют осуществления интеграции видов, средств, методов и условий подготовки и материализации итогов интеграции в виде учебной программы.
Разработка интегративной программы, оснащение ее технологическими приемами реализации проводились нами в условиях естественного учебно-тренировочного процесса в группах начальной спортивной специализации ДЮСШ по мини-футболу. К участию в эксперименте были привлечены 32 спортсмена в возрасте 12-13 лет.
Годовой цикл подготовки юных игроков в мини-футбол начинался в сентябре и заканчивался в июле. При сохранении общей структуры годичного цикла, общего объема средств, отводимого на различные виды обучения, экспериментальная интегративная программа была спроектирована путем перераспределения содержания общефизической, специальной физической и технической подготовки, создания из них интегративных комплексов тренировочных средств и использования этих комплексов в структуре микроцикла и тренировочного занятия. В процессе трансформации учебного плана на год использовалась характерная для интегративных преобразований логика отношений целого и части.
Внутреннюю структуру создания и развития технологических линий интеграции мы рассматривали через дифференциацию содержания технической и физической подготовки с выделением в каждом из них относи-
тельно изолированных друг от друга частей (табл. 1). Затем части одного вида подготовки нами объединялись (кооперировались) с частями другого вида подготовки. Объединение в одно целое, упорядочение, структурирование ранее разъединенных частей привело к новой форме интеграции -комплексу, который составляют двигательные задания: а) из приемов техники игры в мини-футбол и б) приоритетного развития доминирующей для этих приемов двигательных способностей, с одной стороны, и условий их реализации в той или иной игровой ситуации, с другой. В результате этого могут возрастать объем, частота, интенсивность взаимодействия между входящими в него элементами, достигаться большая степень его целостности, устойчивости, автономия и эффективность действия [4, с. 157].
Таблица 1
Дифференциация средств физической и технической подготовки для применения в интегративной программе
Виды и средства подготовки IX X XI XII I II III IV V VI VII Итого
Количество тренировочных часов 48 60 48 60 24 48 48 48 60 48 60 552
Физическая подготовка ОФП + СФП 15 17 15 17 3 15 15 15 17 15 17 83+78
Части физической подготовки Развитие быстроты 4 4 4 4 1 4 4 4 4 4 4 41
Развитие скоростносиловых способностей 4 5 4 5 2 4 4 4 5 4 5 46
Развитие силовых способностей 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 20
Развитие координационных способностей 4 5 4 5 4 4 4 5 4 5 44
Развитие выносливости 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 5
Развитие гибкости 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 5
Техническая подготовка 9 8 8 8 2 10 5 6 11 4 13 84
Части технической подготовки Короткие передачи (расст. до 4 - 6 м) 2 2 2 2 1 2 2 2 3 1 2 21
Длинные передачи (расст. свыше 6 м) 1 1 1 1 1 2 2 9
Удары по воротам разными способами 3 3 3 3 1 4 2 3 3 2 4 31
Финты без мяча и с мячом 1 1 1 1 1 1 6
Обводка с мячом 1 1 1 1 1 1 2 8
Отбор мяча 1 1 1 1 1 1 1 2 9
Всего 24 25 23 25 5 25 20 21 28 19 30 245
С учетом изложенных в научно-методической литературе рекомендаций [2, 3] и в результате проведенных и изложенных выше преобразований были определены базовые компоненты тренировочных комплексов, представляющие основу интегративной программы физической и технической подготовки юных игроков в мини-футбол на начальном этапе спортивной специализации (табл. 2).
Применение разработанных комплексов интегративной подготовки в учебно-тренировочном процессе осуществлялось по следующей схеме. Вначале решались специфические задачи каждого вида подготовки в отдельности в такой последовательности: физическая, техническая, тактическая. Затем решалась задача повышения эффективности одного вида подготовки - физической, средствами другого вида - технической подготовки: а) посредством развития физических способностей, необходимых при выполнении технических приемов; б) посредством развития физических способностей в рамках структуры отдельных технических приемов; в) развитием физических способностей посредством многократного повторения технических приемов при повышенной интенсивности, в том числе превышающей и соревновательную.
Таблица 2
Содержание и условия реализации базовых комплексов интегративной
подготовки юных футболистов
Структура и содержание тренировочного комплекса Условия реализации тренировочного комплекса
Дозированная помощь Педагогические условия (противодействие)
1 комплекс
а)двигательные задания с одновременным применением коротких передач и ударов по воротам; б) приоритетное развитие быстроты движений и мышечной силы а) вербальное указание ошибки; б) нормирование нагрузки с учетом индивидуальной реакции занимающихся а) актуализация зоны ближайшего развития за счет изменения веса мяча
2 комплекс
а) двигательные задания с одновременным применением отбора мяча и длинных передач; б) приоритетное развитие скоростно-силовых качеств и гибкости а) прямая инструкция, вербальное указание ошибки; б) нормирование интервалов отдыха учетом реакции занимающихся а) актуализация зоны ближайшего развития за счет изменения объема мяча
3 комплекс
а) двигательные задания с одновременным применением финтов без мяча и обводки с мячом; б) приоритетное развитие координации движений и выносливости а) показ; б) прямая инструкция; а) актализация зоны ближайшего развития за счет оказания противодействия
Для этого применялись упражнения комплексного и избирательного воздействия. Средствами комплексного воздействия являлись технические приемы игры в мини-футбол со стандартным и измененными условиями выполнения. С помощью данных средств одновременно совершенствовались навыки игровых действий и развивались специальные физические качества: специальная быстрота (ведения мяча), скоростносиловые способности (удары и передачи), выносливость (длительное выполнение упражнений или в игровых условиях). Неспецифические избирательные средства относились к упражнениям из других видов спорта (легкой атлетики, гимнастики и т.д.), направленным на развитие необходимых двигательных способностей.
Направленность экспериментальной интегративной программы на обеспечение разносторонней физической подготовленности юных футболистов достигалась путем рационального варьирования объемов, интенсивности нагрузки и интервалов отдыхая. Изменяя количественные значения указанных факторов, мы старались обеспечить разнообразие учебно-тренировочного процесса, а также избирательно влиять на уровни разных сторон тренированности футболистов. Для этого было важно:
1. Наметить величину воздействия тренировочного занятия,
учитывая, что большую нагрузку (90-100 %) можно получить
выполнением 8-9 серий упражнений; 80-90 % составляет 7-8 серий; 70-80 % - 6-7серий; 60-70 % - 5-6 серий; 50-60 % - 4-5 серий; 40-50 % - 3-4 серии продолжительностью от 4 до 16 минут. Например: 4 + 6 + 8 + 10 + 12 + 14 мин. = 80-90 % или 6 + 8 + 8 + 10 + 10 + 12 = 80 %, или 4 + 6 + 8 + 10 = =50 % и т.д.
2. Определить круг задач действий данного занятия и подобрать соответствующие им игровые или специальные упражнения.
3. Распределить упражнения в соответствии с продолжительностью в диапазоне от 4 до 15-16 мин в любом сочетании, но в возрастающем порядке (в зависимости от величины нагрузки).
4. Рекомендовать футболистам в процессе выполнения серий обеспечить достижение интенсивности упражнений в границах 3/4 около максимальной. Относительным критерием интенсивности может служить скорость перемещения футболистов, преодолеваемое за серию игровое пространство, основным критерием является частота пульса (160-180 уд/мин) и т. д.
5. Тренировочный цикл желательно строить продолжительностью в 12-16 дней. Тренировочные нагрузки независимо от их направленности величиной 80-100 % (т.е. 7-9 серий игровых упражнений) применять не более 8-12 раз в течение подготовительного периода, в основном за счёт игр.
При разработке условий осуществления учебно-тренировочного процесса учитывались некоторые особенности, касающиеся соотношения количества тренировочных занятий разной направленности в зависимости от отдельных частей подготовительного, соревновательного, переходного периодов. Эти соотношения зависят от уровня функциональных возможностей перед началом первой части подготовительного периода, уровня функциональных способностей их реализовать, скорости изменения указанных свойств, стойкости, адаптации.
С учетом годового плана, где каждая часть указанных периодов делится на циклы продолжительностью 12-16 дней, в первом двойном цикле (31 день, т.е. 15+16 дней) количественное соотношение
тренировочных занятий было разным. Так, 45-60 % занятий от общего цикла составляют занятия, направленные на развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных возможностей на фоне решения технико-тактических задач; 20-25 % направлены на развитие разных видов выносливости (скоростной, силовой, координационной, специальной, общей) с одновременным решением технико-тактических задач; а 20-30 %
- это технико-тактические занятия с поддержанием разных сторон функциональных способностей футболистов.
Тренировочное занятие рассматривалось нами как комплексный раздражитель организма футболиста, физиологическая характеристика которого определяется следующими факторами [1, 5, 8]: структурой предлагаемых упражнений (или серий); интенсивностью выполнения упражнений; продолжительностью упражнения или серии; режимом чередования серии упражнений и отдыха; количеством упражнений или серий.
В связи с объективной необходимостью реализации в учебнотренировочном процессе юных футболистов установки на полноценное развитие скоростно-силовой подготовленности мы разработали организационно-методические условия применения специальных средств:
1. При использовании средств специальной скоростно-силовой направленности необходимо учитывать биомеханическую структуру движения и использовать специальный инвентарь, способный повысить плотность занятия и предотвратить травматизм.
2. Тренировочный цикл специальной скоростно-силовой направленности целесообразно начинать с упражнений скоростносилового характера без отягощений в течение не менее 10 занятий.
3. Подготовительным и поддерживающим средством скоростносиловой нагрузки является выполнение упражнений с отягощением 0,5 кг не менее чем на 15 занятиях.
4. Самая оптимальная скоростно-силовая нагрузка - отягощение в 1,5 кг, которое создает устойчивый развивающий эффект и обеспечивает высокий уровень специальных качеств в течение 10 дней.
5. Выполнение упражнений специального скоростно-силового характера с отягощением 2 кг вызывает в организме значительные тренировочные изменения, позволяющие стабилизировать высокий уровень развития специальных качеств и использовать тренировочный эффект через 15 дней после силового цикла.
6. Включение в тренировочный цикл упражнений скоростносилового характера улучшает специальную подготовленность: при
выполнении упражнений без отягощения - на 15 %, с отягощением 0,5 кг -на 25 %, с отягощением 1,5 кг - на 35 %, с отягощением 2 кг - на 32 % со значительной стабилизацией скоростно-силовых качеств на высоком уровне.
Для эффективной игры необходим большой запас технических двигательных действий с мячом и без него, элементов, организованных в группы структур, в виде специальных технико-тактических упражнений. Эти упражнения выполняют как минимум двойную роль - объединяют технические элементы в логическую схему владения мячом и телом; позволяют разграничить и объединить тактические структуры реализации двигательных действий; являются основным средством в достижении разных сторон адаптации спортсмена к содержанию и условиям соревновательной деятельности.
Список литературы
1. Андреев С.Н. Проблемы совершенствования нормативных показателей юных футболистов // Теория и практика физической культуры.1986. № 4. С. 27-29.
2. Басим Ф.А. Контроль за технической подготовленностью юных футболистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1984. 26 с.
3. Блащак И.М. Точность ударов по воротам в соревнованиях и тренировках футболистов и факторы ее определяющие: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1991. 22 с.
4. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов н/ Д.: Ростовский пед. университет. 2001. С. 83.
5. Конуров Д.М. Система контроля за уровнем физической и технико-тактической подготовленности игроков команд // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: 7-й Междунар. науч. конгр.: материалы конф. М., 2003. Т. 3. С. 184-185.
6. Мини-футбол (футзал): примерная программа для детско-
юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М.: Советский спорт, 2010. 96с.
7. Никитушкин В.Г., Квашук П.В., Бауэр В.Г. Организационнометодические основы подготовки спортивного резерва: монография. М.: Советский спорт, 2005. 239 с.
8. Тюленьков С.Ю. Управление тренировочным процессом подготовки футболистов в залах // Научные труды 1995 года. М., 1996. Т. 1. С. 187-195.
Шашков Константин Александрович, аспирант, [email protected], Россия, Малаховка, Московская государственная академия физической культуры.
INTEGRATION PROGRAM OF PHYSICAL AND TECHNICAL TRAINING OF YOUNG
MINI-FOOTBALL PLAYERS
K.A. Shashkov
The author presents the technology of working out of the integrative programs for Youth Sports School groups of initial sports specialization in mini-football for a stepwise organization of technical and physical training, as well as the organization and implementation of pedagogical control during the training.
Key words: young mini-football players, curricula and programs, integration of training tools.
Shashkov Konstantin Aleksandrovich, post-graduate student, [email protected], Russia, Malakhovka, Moscow State Academy of Physical Culture.
УДК 378.146
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Т. С. Патрикова
Раскрываются возможности повышения качества профессионального образования через систему повышения квалификации управленческих и педагогических работников. Обоснованы актуальность и практическая значимость пересмотра подходов к дополнительному профессиональному образованию преподавателей и руководителей образовательных организаций среднего профессионального образования.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, современные образовательные стандарты, профессиональный стандарт, саморазвитие, профессиональный рост.
В проекте профессионального стандарта преподавателя (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании) предъявляются высокие требования к педагогическим работникам среднего профессионального образования. Это обуславливает необходимость построения на региональном уровне такой системы эффективного управления развитием профессиональной компетентности преподавателей, которая будет способствовать достижению стратегических ориентиров российской си-160