Научная статья на тему 'Специальная силовая подготовка юношей-футболистов по мини-футболу'

Специальная силовая подготовка юношей-футболистов по мини-футболу Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3479
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЛОВАЯ ТРЕНИРОВКА / ФУТБОЛ / МИНИ-ФУТБОЛ / СИЛОВЫЕ И СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / POWER TRAINING / SOCCER / MINI-FOOTBALL / POWER AND SPEED-STRENGTH FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воложанин Сергей Егорович, Аксенов Максим Олегович, Атутов Андрей Петрович

Силовая подготовка спортсменов давно вошла в повседневную тренировочную практику в большинстве видов современного спорта. В футболе в настоящее время наряду с тактико-техническим мастерством одним из важнейших факторов, обусловливающим достижение высоких результатов, является высокий уровень силовых качеств. Авторами разработана методика тренировочного процесса, основанная на использовании силовых упражнений. Данная методика позволяет увеличить показатели физической подготовленности футболистов-юношей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL POWER TRAINING OF YOUNG SOCCER PLAYERS IN MINI-FOOTBALL

Power training of athletes long ago became the daily practice of training in the most kinds of modern sports. In football now, along with tactical and technical skill, one of the major factors that contributes to the achievement of high results is the high level of power features. The authors have developed a method of training process based on the use of power training. This technique allows increase the performance of physical fitness of young soccer players.

Текст научной работы на тему «Специальная силовая подготовка юношей-футболистов по мини-футболу»

УДК 796.071.5

© С. Е. Воложанин, М. О. Аксенов, А. П. Атутов СПЕЦИАЛЬНАЯ СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ЮНОШЕЙ-ФУТБОЛИСТОВ ПО МИНИ-ФУТБОЛУ

Силовая подготовка спортсменов давно вошла в повседневную тренировочную практику в большинстве видов современного спорта. В футболе в настоящее время наряду с тактико-техническим мастерством одним из важнейших факторов, обусловливающим достижение высоких результатов, является высокий уровень силовых качеств.

Авторами разработана методика тренировочного процесса, основанная на использовании силовых упражнений. Данная методика позволяет увеличить показатели физической подготовленности футболистов-юношей.

Ключевые слова: силовая тренировка, футбол, мини-футбол, силовые и скоростно-силовые качества.

S. E. Volozhanin, M. O. Aksenov, A. P. Atutov SPECIAL POWER TRAINING OF YOUNG SOCCER PLAYERS IN MINI-FOOTBALL

Power training of athletes long ago became the daily practice of training in the most kinds of modern sports. In football now, along with tactical and technical skill, one of the major factors that contributes to the achievement of high results is the high level of power features.

The authors have developed a method of training process based on the use ofpower training. This technique allows increase the performance ofphysical fitness of young soccer players.

Keywords: power training, soccer, mini-football, power and speed-strength features.

Актуальность темы. Достижение высоких спортивных результатов в современном футболе невозможно без качественной подготовки юного резерва. Успехи любой футбольной команды, в том числе и юношеской, определяются в основном тремя факторами: техникой игроков, тактикой и общим состоянием каждого игрока (физическим, морально-волевым, психологическим и т.д.).

Высокотехничный и тактически грамотный игрок никогда не сможет в полной мере продемонстрировать свое мастерство, если из-за плохой физической подготовленности он редко овладевает мячом, медленно передвигается по футбольному полю, слабо бьет по мячу. Проявление мышечной силы и скорости в игре способствуют полной реализации технического и тактического арсенала футболиста (Газзаев В. В., 2005; Кочетков А.П., 2000; и др.).

Исследования, проведенные в последние годы передовыми отечественными и зарубежными специалистами в сфере подготовки футболистов, показывают, что умело и рационально применяемые упражнения в системе специальной силовой подготовки юных игроков в возрасте 15-17 лет значительно снижают вероятность получения травм и способствуют росту спортивных результатов в будущем (Бобров В.М., 1971; Блохин О.И., Аркадьев Д.Б., 1984; Качалин Г.Д., 1986; Кочетков А.П., 2000; и др.).

Следует отметить, что в спортивных играх все шире используется специальная силовая

подготовка, для совершенствования физических кондиций спортсменов и повышения скорости выполнения игровых приемов в соревнованиях. В то же время очень мало экспериментальных исследований, посвященных методике силовой подготовки с использованием упражнений с отягощениями в системе подготовки футболистов. Отдельные специалисты рекомендуют включать силовую подготовку уже в тренировку футболистов учебно-тренировочных групп. А в группах спортивного совершенствования упражнения силового характера, по их мнению, должны быть неотъемлемой частью подготовки юных игроков.

В последние два десятилетия все более значительное место отводится силовым упражнениям, позволяющим избирательно воздействовать на группы мышц, структурно важных для проявления усилий в футбольной деятельности. Хотя современный футбол с каждым годом становится все более жесткой и силовой игрой, к сожалению, в рядах профессиональных тренеров и игроков бытует мнение, что силовая подготовка в тренировочном цикле футболиста приводит к малой подвижности и медлительности.

Данное мнение, как показывает практика, можно считать ошибочным. В конце 60-х - начале 70-х годов XX века тренеры, физиологи и спортивные медики пришли к заключению, что в решении задачи развития силы и мышечной массы тренинг с отягощениями весьма эффективно отвечает потребностям большинства лю-

дей в физической нагрузке. Силовая тренировка приносит пользу и является важным дополнением для подготовки спортсменов во многих видах спорта.

Разумное сочетание силовых упражнений с другими средствами всесторонней физической подготовки - бегом, аэробикой, спортивными играми, единоборствами - позволяет достичь высокого уровня развития основных физических способностей (Введенский Н.Е., 1953; Зациор-ский В.М., 1970, 1966; Логинов В.Г., 1977; Шапошников Ю., 1991; Шварцнеггер А., 1993, 2004; Шейко Б.И., 2004; Петров В.К., 1984, 1993; Гужаловский А.А., Бельский И.В., 1985; Воложанин С.Е., 2003, 2007, 2009, 2010, 2011).

Упражнения с отягощениями, особенно со значительным весом или при большом напряжении, оказывают специфическое биологическое воздействие на организм.

О благоприятном воздействии занятий с отягощениями различного веса на организм занимающихся свидетельствуют работы таких известных научных деятелей, как П.Ф. Лесгафт (1905), Е.К. Котов (1927), С.Э. Ермолаев (1937), И.Г. Васильев (1953,1954,1956), Н.К. Верещагин (1952), М Б. Казаков (1961, 1965), Н.И. Волков (1968), З.С. Архангородский (1970), Ю.В. Вер-хошанский (1977), Д. Вейдер (1991), П.Б. Виль-чинскас (1989), А.Н. Воробъев (1964, 1967, 1969, 1972, 1977, 1980, 1988), А.Н. Воробьев, А.Д. Ермаков (1972), А.Н. Воробьев, Ю.К. Сорокин (1980), А.Н. Воробьев, Р.А. Роман (1988), Л.С. Дворкин (1989, 1982, 1996), А.К. Горинов (1998), Л.С. Дворкин, А.А. Хабаров, С.Ф. Евтушенко (1999), В.В. Зайцева (1993) и мн. др.

В настоящее время силовая тренировка -важнейший компонент тренировочных программ большинства спортсменов. Это относится и к спортсменам, которых традиционно не допускали к этому виду нагрузок. Такое изменение отношения к силовой тренировке во многом обусловлено исследованиями, показавшими ее полезное влияние, а также новшествами в тренировочной технике и спортивном оснащении.

Значение силового тренинга трудно переоценить, а в истории спорта есть случаи, когда именно силовая тренировка поразительным образом изменила спортивное соревнование, превратив его в настоящее зрелище. Знаменитый советский тренер по футболу В.В. Лобановский говорил: «футбол развивается в сторону силового единоборства, скорости, атлетизма и быстроты принятия решений».

Сегодня современные представители некоторых игровых видов спорта - это атлеты с рель-

ефной мускулатурой, в некоторых видах массой иногда более ста килограммов, проявляющие в игре зрелищную, интересную и эффективную технику игровых приемов. Все это произошло благодаря тому, что в свое время нашлись тренеры, которые сделали правильный прогноз развития игровых видов спорта и резко увеличили объем силовых упражнений.

На этапе спортивного совершенствования силовая подготовка имеет более выраженную специальную направленность, чем на предыдущих этапах. В момент формирования организма специальные силовые тренировки позволяют в значительной степени приблизить подготовку футболистов юношей к подготовке взрослых игроков. Однако функциональные возможности юношей составляют примерно лишь 70-80 % возможностей взрослого. Занятия по специальной и общей физической подготовке и в этом возрасте должны проходить эмоционально и интересно.

Возросший уровень развития функций и систем организма позволяет сделать ориентацию на развитие таких качеств, как скорость и сила. В то же время в связи со снижением у юных футболистов прироста показателей выносливости, ловкости и гибкости необходимо продолжать совершенствование этих качеств за счет подбора адекватных средств. На этом этапе в качестве основных средств воспитания ловкости тоже применяют упражнения из гимнастики, акробатики, легкой атлетики, из подвижных и спортивных игр.

Конечно, футбол тяжело причислить к силовым видам спорта. Он мало походит на бодибилдинг, тяжелую атлетику и борьбу. Кстати, его родной брат - регби - и то к атлетической подготовке стоит намного ближе. Но все же стоит посмотреть на физическую подготовку ведущих футбольных звезд мира. Сразу становится ясно, что без тренировок в тренажерном зале дело тут не обошлось.

Основной задачей силовой подготовки является укрепление мышечных групп всего двигательного аппарата юных футболистов, воспитание умения проявлять основные мышечные усилия, а также формирование способности рационально использовать мышечную силу в различных условиях, т.к. игра в футбол требует проявления силовых способностей.

Коротко перечислим те преимущества и основные моменты, которые дадут футболисту силовые тренировки в футболе:

- для выполнения разнообразных движений в футболе, практически всеми частями тела,

требуется наличие определенного запаса прочности у мышц и связок. Укрепленные связки и мышцы снизят риски развития травм, это очень важно, так как футбол является одним из самых травматичных видов спорта. Важно иметь хорошо развитый «мышечный корсет», который защитит футболиста от возможных травм и позволит успешно вести силовые единоборства;

- повышают силу удара по мячу (сила удара и сила опорной ноги). Ведь для по-настоящему пушечных ударов, которым не сможет противостоять голкипер, нужны тренированные квадри-цепсы и бицепсы бедер. Трудно не согласиться с тем, что без сильных ног вряд ли высоко выпрыгнешь и далеко и быстро побежишь;

- проявление скоростно-силовых способности при выполнении движений с мячом и без мяча (ударов, стартов, прыжков, толчков и др.) в очень короткие отрезки времени;

- в футболе постоянно возрастает значение силового единоборства. В силовой борьбе за мяч побеждает физически подготовленный футболист;

- сила напрямую связана с другими, очень важными для футболиста качествами: прыгучестью и скоростью. Прыжок в борьбе за верховой мяч, мощный удар головой. Сила рук, когда им приходится пружинить, например, принимая вес тела после удара головой в падении;

- и последнее преимущество, которое дает игроку сила, - это уверенность в себе. Недаром существует выражение: «Если ты силен и мощен, что сможет остановить тебя?».

Таким образом, атлетическая подготовка футболисту крайне необходима.

Организация работы. Объектом нашего эксперимента явилась структура и содержание подготовки студентов-футболистов в мини-футболе на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре в Бурятском государственном университете.

Предмет эксперимента - применение специальной силовой подготовки и реализация ее в технико-тактической подготовленности юношей-футболистов 1-Ш курсов в специализации по мини-футболу.

Мы предположили, что тренировочные нагрузки с применением рационального соотношения разнонаправленных физических упражнений, включая специальную силовую подготовку, позволят достигнуть высокого уровня физической подготовленности юных футболистов 1-Ш курсов специализации по мини-футболу и будут способствовать росту игровой

эффективности в соревновательной деятельности на спартакиаде среди студентов Бурятского государственного университета, а также в других соревнованиях.

Целью нашего эксперимента являлось повышение эффективности тренировочного процесса юношей-футболистов I-III курсов групп спортивного совершенствования специализации по мини-футболу, поиск и формирование подходов к совершенствованию специальной силовой подготовленности футболистов как основы реализации их технико-тактического мастерства и достижения успеха в соревновательной деятельности.

Задачи эксперимента заключались в следующем: изучить динамику показателей силовых способностей у футболистов 17-19 лет; разработать содержание занятий с использованием методов развития силовых качеств и выявить эффективность экспериментальной программы по развитию силовых качеств у футболистов 17-19 лет с использованием методов развития силовых качеств.

Методами исследования явились: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, методы математической обработки экспериментальны данных с помощью статистического пакета SPSS 13.0.

Эксперимент проводился на стадионе и в атлетическом зале Бурятского государственного университета. Для развития силовых качеств были выбраны зимние месяцы, т.к. из-за низкой температуры воздуха тяжело тренироваться на открытом стадионе. Поэтому тренировки в холодное время года решили посвятить целенаправленной специальной силовой подготовке.

Этапы эксперимента. В начале октября 2013 года были образованы две группы (контрольная и экспериментальная) по 15 человек в каждой. С каждой группой были протестированы следующие упражнения: (бег 100 м (с); удар на дальность сильной ногой; десятикратный прыжок с ноги на ногу (м); прыжок в длину с места).

Эксперимент продолжался 6 месяцев с октября 2013 года по апрель 2014 года. Экспериментальная группа тренировалась три раза в неделю по 2-2,5 часа. Два раза тренировки проводились в тренажерном зале и один раз в игровом зале для мини-футбола. Контрольная группа занималась так же три раза в неделю, только два раза в неделю в игровом зале для мини-футбола и один раз в тренажерном зале.

В обеих группах использовались общепринятые в футболе и других игровых видах спорта

методы развития силовых и скоростно-силовых качеств:

Тренировочный процесс по силовой подготовке экспериментальной группы был построен следующим образом:

1 неделя: 1 день - упражнения с использованием метода максимальных усилий + упражнения с использованием метода динамических усилий;

2 день - упражнения с использованием метода повторных (непредельных) усилий + упражнения с использованием «ударного» метода.

2 неделя: 1 день - упражнения с использованием метода круговой тренировки + упражнения изометрического метода;

2 день - упражнения с использованием метода повторных (непредельных) усилий + упражнения с использованием «ударного» метода.

Тренировочный процесс по силовой подготовке контрольной группы:

1 неделя: 1 день - упражнения с использованием метода повторных (непредельных) усилий

+ упражнения с использованием «ударного» метода.

2 неделя: 1 день - упражнения с использованием метода круговой тренировки + упражнения с использованием метода динамических усилий.

Результаты эксперимента. В ходе проведенных экспериментов были получены следующие данные. В экспериментальной группе в упражнении бег 30 м произошел прирост показателей X =1,2 с, в беге на 100 м данные улучшились на X =1,4 с, удар мяча на дальность X =16,24 м, десятикратный прыжок с ноги на ногу X =4,8 м и прыжок в длину с места

X =24,9 см. Все полученные данные экспериментальной группы были обработаны методами математической статистики на валидность, нормальность распределения и достоверность. Полученные данные находятся в пределах допустимых величин и являются достоверными.

Таблица 1

Показатели физической подготовленности футболистов-юношей экспериментальной группы

п=15

№ Наименование показателя период эксперимента X 5 т t Р

1 Бег 30 м окт. 2013 г. 5,40 1,02 0,11 6,19 <0,001

апр. 2014 г. 4,20 0,92 0,10

2 Бег 100 м окт. 2013 г. 14,20 3,28 1,23 2,31 <0,05

апр. 2014 г. 12,80 3,02 1,54

3 Удар мяча на дальность (м) окт. 2013 г. 48,01 5,21 3,54 2,28 <0,05

апр. 2014 г. 64,25 6,36 4,02

4 Десятикратный прыжок с ноги на ногу (м) окт. 2013 г. 17,31 2,65 1,12 2,48 <0,05

апр. 2014 г. 22,11 3,03 1,15

5 Прыжок в длину с места окт. 2013 г. 220,12 11,03 5,36 2,87 <0,05

апр. 2014 г. 245,02 11,25 6,48

В контрольной группе в ходе эксперимента были получены следующие величины исследуемых параметров: в беге на 30 метров произошел прирост экспериментальных показателей на

X =0,6 с, в беге на 100 м улучшение составило

X =0,8 с, удар мяча на дальность улучшился на

X =11,02 м, показатели десятикратного прыжка

с ноги на ногу улучшились в среднем на X =2,1 м и прыжок в длину с места увеличился на

X =16,99 м.

Таблица 2

Показатели физической подготовленности футболистов-юношей контрольной группы

п=15

№ Наименование показателя период эксперимента X 5 М t Р

1 Бег 30 м окт. 2013 г. 5,40 1,12 0,19 3,19 <0,01

апр. 2014 г. 4,80 1,54 0,15

2 Бег 100 м окт. 2013 г. 14,20 3,84 1,45 2,49 <0,05

апр. 2014 г. 13,40 3,41 1,11

3 Удар мяча на дальность (м) окт. 2013 г. 48,11 5,47 3,16 2,51 <0,05

апр. 2014 г. 59,13 6,44 4,77

4 Десятикратный прыжок с ноги на ногу (м) окт. 2013 г. 17,21 2,59 1,46 2,65 <0,05

апр. 2014 г. 19,31 3,61 1,82

5 Прыжок в длину с места окт. 2013 г. 220,04 11,23 5,74 2,58 <0,05

апр. 2014 г. 237,03 11,58 6,52

При подборе тестируемых упражнений мы выбрали наиболее адекватно отражающие двигательную деятельность юных футболистов, исходя из того, что эти упражнения должны быть доступны для выполнения, как с хорошей физи-

Заключение. В ходе проведенного эксперимента было установлено достоверное повышение экспериментальных показателей в тренировочном процессе юношей-футболистов 1-Ш курсов групп спортивного совершенствования специализации по мини-футболу. Установлена положительная динамика показателей силовых способностей у футболистов 17-19 лет. Разработанная схема тренировочного процесса доказала свою эффективность, полученные экспериментальные данные достоверны на статистическом уровне р<0,05. Предложенная авторами методика с использованием методов развития силовых качеств является эффективной и может быть

ческой подготовленностью, так и с плохой. Кроме того, они должны быть несложными по технике, а главное - эти упражнения должны достаточно полно отражать скоростно-силовые качества спортсменов.

рекомендована к внедрению в учебно-тренировочный процесс в вузе.

Литература

1. Аксенов М.О., Гаськов А.В. Принципы спортивной тренировки. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2009. - 76 с.

2. Батуев А.Д., Аксенов М.О. Психофизическая система спортсмена // Социально-экологические проблемы Байкальского региона: материалы I Меж-вуз. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов (г. Улан-Удэ, 25 марта 2011 г.) - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. - С. 111-114.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Воротынцев А.И. Гири. Спорт сильных и здоровых. - М.: Советский спорт, 2002. - 272 с.: ил.

Сравнение данных в конце эксперимента

250 /

200 У

150 У

100 /

50 / _ ■ контрольная группа

0 у ^^

/ ■ экспериментальная группа

Диаграмма 1

4. Воложанин С.Е. Определение корреляции между упражнениями пауэрлифтинга и общей физической подготовки // Вестн. Бурят. гос. ун-та. Сер. Физическая культура и спорт. - 2011. - Вып. 13. -С. 39-43.

5. Воложанин С.Е., Кожевникова В.Ю., Дор-жиева Р.В. Общая и специальная силовая подготовка бориц вольного стиля: учеб.-метод. пособие. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2014. - 250 с.

6. Верхошанский Ю.В., Лазарев В.В. Основные положения организации тренировочного процесса хоккеистов // Тенденции развития спорта высших достижений. - М., 1993 - С. 121-134.

7. Грукаленко А.Н. Оптимальное соотношение тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе подготовки футболистов высокой квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1983. -С. 18.

8. Гаськов А.В. Планирование и управление тренировочным процессом в спортивных единоборствах (на примере бокса). - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1998.

9. Дворкин Л.С. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт. -Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 384 с. - Сер. «Хит сезона».

10. Ежов П.Ф. Комплексная оценка тренировочных нагрузок высококвалифицированных футболистов: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1987. - С. 168.

11. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 264 с.

12. Иванов В.В. Методы совершенствования специальной выносливости футболистов высокой

квалификации: дис. ... канд. пед. наук. - Малаховка, 1984. - С. 137.

13. Кисилев А.П. Силовая подготовка высококвалифицированных пловцов на основе реализации использования метода субмаксимальных отягощений: автореф. ... дис. канд. пед. наук. - М., 1990. -С. 24.

14. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. -3-е изд. - СПб.: Лань, 2003. - 160 с.: ил. (Учебники для вузов. Специальная литература).

15. Соболев И.Н., Ярковая Э.И., Аксенов М.О. Информационные технологии в тренировочном процессе спортсменов-пауэрлифтеров // Студент и научно-технический прогресс: материалы ХЫХ Между-нар. науч. студ. конф. «Информационные технологии». - Новосибирск, 2011. - С. 93.

16. Суворов И.В., Рассадин А.В., Аксенов М.О. Анализ олимпийского цикла спортсменов с использованием интерактивной системы управления тренировкой // Материалы ХЫХ Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс»: Информационные технологии / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск, 2011. -С. 94.

17. Тюленьков С.Ю. «Адаптационный барьер» и пути его преодоления в системе управления подготовкой футболистов // Научные труды ВНИИФК за 1996 г. - М., 1997. - С. 369-372.

18. Футбол. Поурочная программа для учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР. - М., 1986. -260 с.

Воложанин Сергей Егорович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физического воспитания Бурятского государственного университета, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 4.

Аксенов Максим Олегович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории физической культуры факультета физической культуры, спорта и туризма Бурятского государственного университета, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 4.

Атутов Андрей Петрович, старший преподаватель кафедры физического воспитания Бурятского государственного университета, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 4.

Volozhanin Sergey Egorovich, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department of physical education, Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, Ranzhurova str., 4.

Aksenov Maxim Olegovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of theory of physical education, faculty of physical culture, sports and tourism, Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, Ranzhurova str. 4.

Atutov Andrey Petrovich, senior lecturer, department of physical education, Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, Ranzhurova, str., 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.