Научная статья на тему 'Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионе'

Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2793
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of forms and methods of state regulation of investment activity in some subjects of Federation and the problems of its inculcation and development in our region.

Текст научной работы на тему «Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионе»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВ И КРЕДИТА

УДК 330.332:336.025

Н.В. Огорелкова

Омский государственный университет

ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ

The article is devoted to the analysis of forms and methods of state regulation of investment activity in some subjects of Federation and the problems of its inculcation and development in our region.

В отечественной экономической литературе принято выделять две группы методов, при помощи которых государство регулирует инвестиционную деятельность: методы прямого и косвенного (непрямого) воздействия [1, с. 8].

Все формы государственного воздействия на инвестиционные процессы подразделяются на три блока: правовой, административный и экономический.

Методы прямого воздействия реализуются через инструменты правового (законодательного) регулирования, административного и экономического влияния. Методы косвенного регулирования осуществляются только экономическими средствами. Таким образом, в экономических средствах сочетается использование как прямых, так и косвенных инструментов (методов) управления. Система инструментов государственного управления инвестиционной деятельностью на уровне субъекта Федерации представлена в таблице 1.

Таблица 1

Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности

Инструменты (формы и методы) государственного регулирования инвестиционной деятельности

Прямые Прямые и косвенные

Правовые Административные Экономические

Активно- структурные Фискально- структурные Прочие

1) Принятие законов и иных нормативных правовых актов; 2) заключение договоров, инвестиционных и кредитных соглашений; 3) принятие региональных инвестиционных программ; 4) защита прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности 1) Регистрация; 2) лицензирование; 3) квотирование; 4) применение системы санкций и ограничений; 5) разработка и утверждение распоряжений, указов и т.д.; 6) введение административных мер; 7) согласительно-разрешительные (распорядительные) процедуры; 8) управление региональной государственной собственностью 1) Государственная поддержка: - прямая (финансами, активами, гарантиями); - косвенная (квотами, тарифами, льготами, соглашениями, затрагивающими будущие доходы); - инвестиционные и реинвестиционные скидки; - продажа или использование на льготных условиях объектов недвижимого имущества; 2) государственное финансирование; 3) государственное участие: госзакупки, государственное потребление; 4) прямое проектное финансирование 1) доходные и расходные статьи бюджета; 2) специальные налоговые режимы; 4) дифференциация налоговых ставок в рамках законодательства; 5) налоговые льготы; 6) освобождение от налогов; 7) дотации, субсидии, субвенции, бюджетные ссуды 1) земельное регулирование; 2) координация внешнеторговой деятельности и контроль за ее осуществлением субъектами инвестиционной деятельности; 3) антимонопольная политика; 4) экологическая политика; 5) организационноуправленческие формы воздействия (информационноаналитическое обеспечение, методы повышения инвестиционного имиджа, PR)

© Н.В. Огорелкова, 2004

Среди инструментов государственного регулирования инвестиционной деятельности органами власти субъектов РФ выделяют прямые и косвенные меры.

Прямое регулирование подразумевает применение следующих инструментов:

- принятие законов и иных нормативных правовых актов в целях регулирования инвестиционной деятельности на территории субъекта РФ;

- защиту прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности;

- создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;

- разработку и реализацию региональных инвестиционных программ;

- разработку, утверждение и финансирование инвестиционных проектов из средств бюджета субъекта РФ, конкурсный отбор инвестиционных проектов;

- размещение на конкурсной основе средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов;

- контроль за целевым использованием средств, выделяемых из бюджетов субъектов РФ на финансирование утвержденных инвестиционных проектов;

- прямое управление государственными инвестициями и участие в них;

- установление порядка и условий предоставления гарантий и поручительств;

- установление порядка лицензирования;

- приоритетное обеспечение предприятий-реципиентов инвестиций государственным (региональным) заказом;

- разработку порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, определение размера платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним;

- ответственность субъектов инвестиционной деятельности за правонарушения, предусмотренные административным, гражданским и уголовным законодательством.

Косвенное регулирование включает:

- предоставление налоговых льгот, определение налоговой ставки, порядка и сроков уплаты налогов, зачисляемых в бюджет субъекта РФ;

- установление для субъектов инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

- установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов, ссуд и льготных займов;

- установление порядка и условий предоставления инвестиционных налоговых кредитов;

- оказание помощи при создании инфраструктуры бизнеса, определение условий и порядка природопользования, предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами;

- координацию внешнеторговой деятельности и контроль за ее осуществлением субъектами инвестиционной деятельности.

Существующая система законодательства Омской области, влияющая на привлечение инвестиций, охватывает:

а) законы, дающие общее представление о прямом регулировании инвестиционной деятель -ности:

- Закон Омской области от 23 декабря 1997 г. № 128-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционных проектов на территории Омской области» (с изменениями от 23 июля 1999 г., 29 декабря 2000 г., 7 июня 2002 г.);

б) законы, косвенно (опосредованно) влияющие на инвестиционную деятельность,

в том числе:

налоговое законодательство:

- Закон Омской области от 3 апреля 1995 г. № 21-ОЗ «Об установлении ставки налога на имущество юридических лиц Омской области» (с изменениями от 10 июля 1995 г., 26 марта 1997 г., 6 марта 1998 г., 23 июля, 29 октября 1999 г.);

- Закон Омской области от 27 декабря 2002 г. № 416-ОЗ «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций»;

бюджетное законодательство:

- Закон Омской области от 4 ноября 2000 г. № 257-ОЗ «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Омской области» (с изменениями от 4 октября 2002 г.);

- Закон Омской области от 10 декабря 2002 г. № 412-ОЗ «Об областном бюджете на 2003 год»;

законодательство, направленное на защиту прав инвесторов:

- Закон Омской области от 23 декабря 1997 г. № 127-ОЗ «Об административной ответственности юридических лиц за нарушения прав инвесторов на территории Омской области»;

законодательство, связанное с управлением госсобственностью:

- Закон Омской области от 27 декабря 2002 г. № 418-ОЗ «О программе формирования и развития государственной собственности Омской области на 2003 год и программе приватизации государственной собственности Омской области на 2003 год»;

законодательство, связанное с осуществлением строительной деятельности:

- Градостроительный кодекс Омской области от 10 июня 2003 г. № 451-ОЗ. Глава 5 и т.д.

Анализ законов и правовых актов, регламентирующих инвестиционную деятельность в некоторых регионах РФ и Омской области, выявил недостаточное использование регионом своих возможностей, что связано с неполным их отражением в региональном законодательстве. Для сравнения были использованы законодательные акты Новосибирской, Самарской и Псковской областей с более высокими по сравнению с Омской областью рейтингами инвестиционного потенциала (см. таблицу 2).

Таблица 2

Формы государственной поддержки инвестиционной деятельности в законодательстве некоторых субъектов Федерации

Новосибирская Самарская Псковская Омская

1. Введение дифференцированных налоговых ставок и льгот по налогам в части, зачисляемой в областной бюджет и бюджет территориального дорожного фонда. 2. Изменение срока уплаты налогов и сборов в областной бюджет и территориальный дорожный фонд в форме отсрочки и рассрочки, представление инвестиционного налогового кредита. 3. Предоставление льгот по аренде имущества, являющегося государственной собственностью области и необходимого для реализации инвестиционного проекта (ИП). 4. Предоставление инвесторам бюджетных кредитов из средств областного бюджета и внебюджетных фондов. 5. Предоставление поручительств в качестве обеспечения исполнения обязательств инвестора, возникающих в процессе реализации ИП. 6. Обеспечение залогом исполнения обязательств инвестора, возникающих в процессе реализации ИП. 7. Инвестиции за счет средств областного бюджета 1. Предоставление инвесторам областных государственных гарантий в форме залога и поручительства. 2. Предоставление инвестиционных кредитов за счет средств областного бюджета. 3. Прямое инвестирование за счет средств областного бюджета. 4. Оказание инвесторам организационной и правовой поддержки. 5. Предоставление целевых субсидий из областного бюджета в соответствии с инвестиционными договорами. 6. Льготное налогообложение инвесторов. 7. Использование иных форм государственной поддержки 1. Предоставление инвесторам и участникам ИП налоговых льгот в части налогов и сборов, уплачиваемых в бюджет области. 2. Предоставление гарантий сохранения налогового режима в части налогов и сборов, уплачиваемых в областной бюджет. 3. Предоставление инвестиционных налоговых кредитов в части налогов, уплачиваемых в областной бюджет. 4. Выделение на конкурсной основе средств областного бюджета для финансирования ИП. 5. Предоставление инвесторам государственных гарантий по ИП за счет средств областного бюджета. 6. Предоставления инвесторам субвенций из областного бюджета в соответствии с заключенными с ними инвестиционными договорами. 7. Предоставление инвесторам прав пользования землей, лесами, водой и другими природными ресурсами по минимальным установленным ставкам 1. Предоставление средств из областного бюджета. 2. Предоставление налоговых льгот в соответствии с законодательством о налогах и сборах. 3. Предоставление налогового инвестиционного кредита. 4. Выделение объектов недвижимости, технических средств и иного имущества области. 5. Поручительство и предоставление гарантий

Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности рассматриваются в плане стимулирования привлечения инвестиций. Помимо этого надо также стимулировать внутренние

инвестиционные возможности местных предприятий. Остановимся подробнее на некоторых особенностях господдержки в некоторых регионах.

В Законе Омской области от 23 декабря 1997 г. № 128-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционных проектов на территории Омской области» (с изменениями и дополнениями) предусматривается предоставление всех указанных форм господдержки только держателю инвестиционного проекта (ИП). Необходимо расширить перечень категорий субъектов инвестиционной деятельности, для которых предусмотрено получение тех или иных форм господдержки. Возможны варианты:

1. Выделение двух категорий субъектов инвестиционной деятельности: инвесторов, осуществляющих реализацию ИП, и субъектов инвестиционной деятельности, осуществляющих финансирование ИП.

2. В «Законе о государственной поддержке инвестиционной деятельности в Калужской области» предусмотрены три субъекта инвестиционной деятельности: наряду с двумя вышеуказанными добавлен еще третий - субъекты, обеспечивающие инвестиционную деятельность в регионе. Это лизинговые, страховые организации, консалтинговые фирмы, профессиональные участники рынка ценных бумаг, за исключением банков и других кредитных учреждений.

3. В Новосибирской области господдержку получают следующие категории: инвесторы, прошедшие конкурсный отбор и заключившие договора с администрацией; инвесторы, не прошедшие конкурсный отбор; и субъекты инвестиционной деятельности.

Налоговые льготы, предоставляемые регионами различным категориям участников инвестиционной деятельности, представлены в таблице 3.

Таблица 3

Налоговые льготы, предусмотренные законодательством субъектов РФ, при реализации инвестиционных проектов

Налоги Новосибирская обл. Самарская обл. Псковская обл. Омская обл.

1 2 3 4 5

Инвесторы (держатели проектов)

Налог на прибыль организаций Освобождается полностью в части, зачисляемой в областной бюджет прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг), произведенной на созданных в ходе реализации ИП производственных мощностях Освобождается полностью в части, зачисляемой в областной бюджет прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг), произведенной на созданных в ходе реализации ИП производственных мощностях Освобождается в части, зачисляемой в областной бюджет, в размере 12 % Ставка налога составляет 12 % в части сумм, подлежащих зачислению в областной бюджет, в части прибыли, направляемой организациями на реализацию ИП

Налог на имущество Освобождается полностью имущество, используемое инвестором для реализации ИП Освобождается полностью имущество, используемое инвестором для реализации ИП Базовая ставка - в размере 0,01 % в части созданного, приобретенного и (или) полученного по сделке имущества Освобождается полностью на имущество, созданное в результате реализации ИП; снижается - на 50 % в течение двух лет после завершения периода фактической окупаемости ИП

Транспортный налог (отмененный налог на пользователей автомобильных дорог) Налог на пользователей автомобильных дорог - берется по ставке 0,75 % от суммы выручки от реализации продукции (услуг), произведенной на созданных в ходе реализации ИП производственных мощностях Налог на пользователей автомобильных дорог берется в размере 50 % от начисленной суммы от реализации продукции, произведенной на производственных мощностях, созданных для реализации ИП Транспортный налог по транспортным средствам, используемым при реализации ИП, уменьшается в 5 раз Нет

Продолжение таблицы 3

1 2 3 4 5

Земельный налог Нет Не подлежат обложению в доле, зачисляемой в областной бюджет, используемые в целях осуществления инвестором нового строительства Освобождение от уплаты в части, зачисляемой в областной бюджет, за земельные участки, приобретаемые в собственность для строительства новых объектов Нет

Субъекты (участники) инвестиционных проектов

Налог на прибыль Освобождаются в части прибыли, зачисляемой в областной бюджет, полученной в результате представления кредитов (займов) инвесторам, если: - ставка начисляемых процентов не превышает ставки рефинансирования ЦБ; - размер кредита (займа) составляет не менее 30 % объема средств для реализации ИП Банкам, предоставляющим финансовые средства для осуществление ИП на срок не менее 1 года, предусматривается полное освобождение от налога на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет, полученной в результате предоставления средств для реализации ИП Банкам, предоставляющим целевые кредиты для реализации ИП; лизинговым компаниям, предоставляющим ресурсы на реализацию ИП; страховым организациям, осуществляющим страхование и перестрахование ИП, ставка налога на прибыль организаций устанавливается в части, зачисляемой в областной бюджет, в размере 12 % в части прибыли, полученной от предоставления указанных ресурсов. Нет

Налог на имущество Лизинговым компа-нииям: ставка налога на имущество устанавливается в размере 0,01 % в части лизингового имущества, используемого при реализации ИП Нет

Только в Новосибирской области льготы получают все инвесторы (независимо от того, прошли они конкурсный отбор на господдержку ИП или нет) в части, зачисляемой в областной бюджет и территориальный дорожный фонд:

- по налогу на прибыль, исчисляемой на долю прибыли, равную доле прироста выручки в отчетном году в сравнении с предыдущим отчетным годом в сопоставимых ценах - полностью;

- налог на пользователей автомобильных дорог, исчисляемый на прирост выручки в отчетном году в сравнении с предыдущим отчетным годом в сопоставимых ценах - 0,75 % от базовой ставки.

Таким образом, возможности для законодательного расширения налоговых льгот у региона есть. Проблема в том, что нет информации о том, насколько предприятия пользуются предложенными льготами. Так, в Нижегородской области на сегодняшний день реально воспользовалось льготами, предоставленными областным законом о господдержке, лишь одно предприятие [3, с. 3].

Косвенно воздействовать на инвестиционный процесс можно также через использование регрессивной шкалы налогообложения доходов предприятий с учетом фактической эффективности их хозяйственной деятельности. Эта идея нашла свое практическое применение в Ярославской области. С 2001 г. там действует закон «О стимулировании экономического развития Ярославской области», в соответствии с которым предприятия платят фиксированную величину налога на прибыль, зачисляемую в областной бюджет, рассчитанную по итогам предыдущего года, а начисленные сверх этого суммы смогут получить назад в виде бюджетных субвенций на развитие производства. При этом субвенции могут использоваться только на капиталовложения в основные фонды и пополнение оборот-

ных средств и направляются только предприятиям, зарегистрированным на территории области и не имеющим задолженности по налоговым платежам в местный бюджет.

Аналогичный подход апробирован и в Вологодской области, где результат был получен сравнительно быстро, и в течение года предприятия не только увеличили объемы производства, но и в полтора раза повысили налоговые платежи в местный бюджет [2, с.117].

Закон «О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области» предусматривает новую форму поддержки инвесторов: предоставление инвесторам на конкурсной основе субсидий, выделяемых для возмещения части затрат по уплате процентов по инвестиционным кредитам, получаемых в региональных кредитных организациях. Цель указанной льготы - снизить процентные ставки по коммерческим кредитам, выдаваемым предприятиям и организациям области банками. Конкретная ставка утверждается ежегодно законом о бюджете области. В 2003 г. она установлена как раз равной 1/2 ставки рефинансирования Центробанка РФ. Это позволит региону увеличить экономию бюджетных ресурсов при равном объеме кредитов, направляемых на поддержку инвестиционной деятельности, исключить риски невозврата кредитов. Бюджетные субсидии не являются безвозвратными потерями бюджета, так как направляются на компенсацию процентов по кредитам банков, получаемых только для реализации ИП. В течение срока бюджетной окупаемости проекта субсидии будут возвращены в бюджет в виде налогов в результате роста налогооблагаемой базы [4].

Около трети регионов осуществляют страхование инвестиционных некоммерческих рисков и создают гарантийно-залоговые фонды. В ряде регионов в бюджете ежегодно закладывают определенные суммы на выдачу поручительств и гарантий, а также устанавливают перечень имущества и имущественных прав, которые могут быть использованы в качестве предмета залога. Однако возможен другой вариант: формирование отдельных гарантийно-залоговых фондов под контролем региональной администрации. Зачастую такие фонды не имеют законодательного оформления и действуют на основании распоряжений или постановлений администраций субъектов РФ. Источниками формирования подобных фондов становятся средства учредителей; средства бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов, выделенные гарантийному фонду; средства федерального фонда поддержки предпринимательства; доходы фонда; возвратные средства и т. д. Предусмотрена платность услуг по предоставлению поручительства - определенный процент (обычно 2-4 %) от общей суммы осуществленных вложений или от суммы поручительства (здесь можно предоставлять льготы или освобождать от оплаты приоритетные, социально-значимые проекты). Формы гарантий - гарантийное письмо фонда; договор поручительства, заключенный фондом с заемщиком; договор фонда с финансово-кредитной организацией и т. д. Доля гарантийного покрытия - не менее 30 % (залог).

В Новосибирской области и девяти регионах Центрального федерального округа предусмотрено предоставление на льготных условиях в аренду помещений и иного имущества, находящегося в областной собственности. Так, в Новосибирской области всем субъектам инвестиционной деятельности на период срока окупаемости устанавливаются льготные ставки арендной платы, составляющие 50 % от размера арендной платы.

Наиболее перспективной формой налогового регулирования капитальных вложений в настоящее время считается инвестиционный налоговый кредит. Это самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентируются ст. 66 и 67 Налогового кодекса РФ, где он определен как изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Он может быть предоставлен на срок от 1 года до 5 лет по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам. Решение о предоставлении инвестиционного кредита по налогу на прибыль в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, принимается региональными финансовыми органами. К факторам, ограничивающим применение инвестиционного налогового кредита, в результате чего его предоставление не стало повсеместным, мы относим следующие:

- сложность в оформлении, необходимость залога имущества, ограничения по основаниям предоставления;

- ограничения по суммам (суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 % размеров соответствующих платежей по налогу);

- платность кредита (налоговые скидки более выгодны предприятиям, так как их не надо возвращать и платить за них проценты);

- переложение ответственности за инвестиционное развитие на регионы, имеющие ограниченные финансовые возможности.

Целесообразно расширить перечень форм государственной поддержки, чтобы наиболее полно закрепить возможности региона в части регулирования инвестиционной деятельности на своей территории:

1) предоставление прямых государственных инвестиций из областного бюджета;

2) установление для инвесторов налоговых льгот в форме полного или частичного освобождения от уплаты транспортного и земельного налогов, в части зачисляемых в областной бюджет;

3) предоставление держателю ИП в аренду на льготных условиях помещений и иного имущества, находящегося в областной собственности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) участие в финансировании ИП за счет средств областного бюджета;

5) формирование областного гарантийно-залогового фонда и предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по ИП за счет объектов областного залогового фонда;

6) передача государственного имущества в доверительное управление, внедрение концессионных форм взаимодействия;

7) совместное проектное финансирование субъектом Федерации и иными инвесторами важнейших объектов экономики региона;

8) разработка региональной инвестиционной стратегии и инвестиционной политики.

Проблема состоит в наличии ряда ограничений при формировании региональной инвестиционной политики и выработки форм государственной поддержки инвестиционной деятельности. Это:

- требования регионального бюджета;

- требования социально-экономического развития региона;

- ограничения экологические;

- ограничения технические и технологические;

- конкуренция на региональном уровне;

- ограничения, связанные с количеством и качеством трудовых ресурсов;

- финансовые ограничения.

Эти ограничения необходимо учитывать при принятии решения о предоставлении льгот или иных форм господдержки. Необходимо разработать экономико-математический аппарат для оценки эффективности затрат на привлечение и стимулирование инвестиций и осуществление тех или иных форм господдержки, оценки их реальной отдачи в виде налогов в результате роста налогооблагаемой базы.

1. Дерябина Я. Инструменты управления инвестиционной деятельностью на различных уровнях власти: классификация и анализ // Инвестиции в России. 2003. № 2.

2. Марголин А. Инвестиционная политика государства: какие критерии выбрать? // Государственная служба. 2001. N° 3.

3. Трухин А. Инвесторы боятся господдержки // Закон. Финансы. Налоги. 2003. №5.

4. http://invest.pskov.ru

УДК 338:658.5

В.А. Демидов, В.П. Шпалтаков

Омский государственный университет путей сообщения

СТАБИЛЬНАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ФАКТОРЫ, ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

What a stable bank system is? In spite of appearing simplicity of the question, an answer on it is not so unambiguous. For many years scientists argue about that, what to do to make the bank system more stable, however without concrete determination of putted purposes it is impossible to obtain the result.

Что такое стабильная банковская система? Несмотря на кажущуюся простоту вопроса, ответ на него не однозначен. Ученые уже много лет спорят о том, как сделать банковскую систему более стабильной, однако без конкретного определения поставленной цели нельзя добиться результата. С другой стороны, в терминологии, используемой многими аналитиками и учеными, образуются неточности. До недавних пор для любой отрасли экономики, для любого производства было характерно стремление организовать работу всех элементов системы в устойчивом статическом режиме. Порядок

© В.А. Демидов, В.П. Шпалтаков, 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.