Научная статья на тему 'Особенности методов регулирования инвестиционной деятельности в Северо-Западном федеральном округе'

Особенности методов регулирования инвестиционной деятельности в Северо-Западном федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / МЕТОДЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальцагова Т. М.

В статье отмечается, что в условиях мирового финансового кризиса проблема создания эффективного механизма регулирования инвестиционной деятельности является особенно актуальной. Проведен анализ региональных нормативных документов по регулированию инвестиционной деятельности, исследована корреляционная зависимость между инвестициями в основной капитал на душу населения и объемом средств, предусмотренных на реализацию экономических методов. Сделан вывод об эффективности использования такого метода, как адресные инвестиционные программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности методов регулирования инвестиционной деятельности в Северо-Западном федеральном округе»

Инвестиционная политика

особенности методов регулирования инвестиционной деятельности

в северо-западном федеральном округе

Т. М. МАЛЬЦАГОВА, аспирант кафедры финансов и кредита Е-mail: comp754@yandex.ru Псковский государственный политехнический институт

В статье отмечается, что в условиях мирового финансового кризиса проблема создания эффективного механизма регулирования инвестиционной деятельности является особенно актуальной. Проведен анализ региональных нормативных документов по регулированию инвестиционной деятельности, исследована корреляционная зависимость между инвестициями в основной капитал на душу населения и объемом средств, предусмотренных на реализацию экономических методов. Сделан вывод об эффективности использования такого метода, как адресные инвестиционные программы.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность; экономика, методы, институциональность.

Тенденции, связанные со спадом инвестиционной активности в условиях мирового финансового кризиса, продолжают сохраняться. Так, инвестиции в основной капитал в первом квартале 2009 г. составили в России 84,4 % к уровню соответствующего периода предыдущего года, а в первом полугодии 2009 г. — 81,8 %. Такая тенденция наблюдается и в большинстве субъектов Северо-Западного федерального округа. В частности, инвестиции в основной капитал в первом квартале 2009 г. составили: в Республике Карелия — 60,5 %, Архангельской области — 50,8 %, Вологодской области — 64,1 %, Новгородской области — 76,9 %, Псковской области — 91,7 % и г. Санкт-Петербурге — 87,6 % к уровню соответствующего периода 2008 г. Несмотря на то, что необходимость активизации инвестиционного процесса декларируется в законодательных и программных документах

как федерального, так и регионального уровней, существенных результатов пока в этой сфере не наблюдается. В последнее время проблема создания эффективного механизма регулирования инвестиционной деятельности приобрела особую актуальность. Как известно, механизм регулирования инвестиционной деятельности включает: цели, функции, принципы, методы, инструменты, способы, формы регулирования, субъекты и объекты, технологии, ресурсы. Поэтому совершенствование методов регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне имеет также важное значение для развития экономики.

С целью выявления особенностей методов регулирования инвестиционной деятельности был проведен анализ нормативных документов СевероЗападного региона, в результате которого были выявлены и систематизированы региональные методы регулирования инвестиционной деятельности.

Методы регулирования инвестиционной деятельности по общей классификации делятся на следующие группы: административные, экономические, институциональные и социально-психологические.

Административные методы — это комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений органов власти по отношению к субъектам региональной инвестиционной системы; могут значительно ограничивать свободу экономического выбора или исключать ее [6]. Административные методы, применяемые в Северо-Западном федеральном округе приведены в табл. 1.

Таблица 1

Административные методы регулирования инвестиционной деятельности в регионах северо-Западного федерального округа

инструмент республика карелия республика коми Архангельская область Вологодская область Мурманская область санкт-Петербург Ленинградская область новгородская область Псковская область калининградская область

Экспертиза инвестиционных проектов (ИП) + + + + + +

Вовлечение временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в госсобственности + + + + +

Вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого или неэффективно используемого имущества +

Контроль за деятельностью инвесторов + + + + + +

Экологический контроль и экологический мониторинг + + +

Контроль за ходом реализации ИП, включенных в программу ИП + + + +

Проверка сведений о финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) субъектов инвестиционной деятельности по ИП, в которых участвует субъект РФ + +

Контроль за целевым использованием средств, выделяемых из бюджета субъекта на финансирование (финансовый контроль) + + +

Мониторинг реализации инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств + + + + + + +

Разработка перечня приоритетных направлений инвестирования + +

Совершенствование инвестиционного законодательства субъекта РФ + + + + + + + + +

Лицензирование и сертификация + + +

Упрощение процедур согласования проектов застройки +

Приватизация земельных участков +

Анализ данных табл. 1 показывает, что среди административных методов наибольшее развитие получили: совершенствование инвестиционного законодательства субъекта (в 9 субъектах); экспертиза инвестиционных проектов, контроль за деятельностью инвесторов (в 6 субъектах); мониторинг реализации инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств (в 7 субъектах); вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого или неэффективно используемого имущества (в 5 субъектах).

К следующей группе методов относятся экономические методы.

В учебнике «Экономическая теория» В. И. Антипиной, И. Э. Белоусовой экономические методы определяются как набор специальных инструментов, с помощью которых происходит опосредованное регулирование государством экономических методов [1]. К экономическим методам относятся: бюджетно-налоговые, денежно-кредитные методы (табл. 2).

Методы бюджетно-налоговой политики включают все виды воздействия, возникающие в связи

с формированием и использованием бюджета, условиями налогообложения и определяемого ими процесса протекания финансовых и инвестиционных проектов. При этом в субъектах Северо-Запада наиболее часто используются такие методы бюджетно-налоговой политики, как налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит, бюджетный кредит, субсидии для уплаты процентов по кредиту, государственный заказ, льготы по аренде государственного имущества.

Методы денежно-кредитного регулирования, по мнению Л. Г. Ходова, — это воздействие на количество и цену (процентную ставку) предлагаемого ссудного капитала, чтобы в соответствии с целями государственной экономической политики воздействовать на спрос и механизмы использования кредитов в народном хозяйстве [7]. Центральный банк располагает значительным набором денежно-кредитных инструментов в соответствии с законодательством: регулирование процентных ставок по операциям Банка России, нормативы обязательных резервов, рефинансирование кредитных организаций, операции на открытом рынке,

Таблица 2

Экономические методы регулирования инвестиционной деятельности в регионах северо-Западного федерального округа

Метод республика карелия республика коми Архангельская область Вологодская область Мурманская область санкт-Петербург Ленинградская область новгородская область Псковская область калининградская область итого

Бюджетно-налоговые методы

Инвестиционный налоговый кредит + + + + + + + 7

Налоговые льготы + + + + + + + + + + 10

Бюджетный кредит + + + + + + + + 8

Субсидии для уплаты процентов по банковскому кредиту или + + + + + + + + + 9

лизинговых платежей

Субвенции инвесторам + + + 3

Государственные гарантии по банковским кредитам + + + + + + + + + + 10

Поручительство субъекта РФ инвесторам + + 2

Государственный заказ + + + + + + + + + 9

Льготы по аренде госимущества + + + + + + 6

Признание задолженности юридических лиц безнадежной к + + 2

взысканию

Реструктуризация задолженности в областной бюджет + + 2

Списание задолженности по средствам, выделенным на воз- + + + + 4

вратной основе из бюджета субъекта РФ

Разработка, утверждение, организация и осуществление межмуниципальных ИП и ИП на объекты госсобственности, + + + 3

финансируемых за счет средств бюджета субъекта РФ

Финансирование ИП за счет средств областного бюджета + + + + + 5

Бюджетные инвестиции в ИП юридических лиц, не являющих- + + + + + + 6

ся государственными и муниципальными унитарными пред-

приятиями

Концессия + + + 3

Формирование крупного пакета предложений с подготовлен- + 1

ными земельными участками для потенциальных инвесторов

Обеспечение прав собственности + 1

Оказание адресной помощи инвесторам в поиске и подборе + 1

земельных участков для реализации инвестиционных проектов

Денежно-кредитные методы

Региональные ценные бумаги + + + + + + + + + 9

Льготное кредитование малого бизнеса + + 2

валютное регулирование, установление ориентиров роста денежной массы, прямые количественные ограничения. Данные инструменты находятся вне контроля органов власти регионального уровня, но в то же время влияют на предложение денег в регионе [5].

Кроме того, существуют отдельные инструменты региональной денежно-кредитной политики: уполномоченные банки, региональные банки (участие в уставном капитале), ипотечное кредитование, региональные ценные бумаги.

При всей важности денежно-кредитных методов для регулирования инвестиционной деятельности они не получили особого развития в Северо-Запад-

ном федеральном округе, и наиболее используемым является такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как выпуск ценных бумаг.

Суть институциональных методов заключается в создании и поддержке ряда институтов, необходимых для деятельности субъектов региональной инвестиционной системы (табл. 3).

Как показывает анализ, среди институциональных методов в субъектах Северо-Западного федерального округа наибольшее распространение получили такие инструменты, как создание зон, благоприятствующих инвестиционной деятельности (в 4 субъектах), создание инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса (в 4 субъектах).

Таблица 3

институциональные методы регулирования инвестиционной деятельности в регионах северо-Западного федерального округа

Инструмент республика карелия республика коми Архангельская область Вологодская область Мурманская область санкт-Петербург Ленинградская область новгородская область Псковская область калининградская область

Создание региональных инвестиционных фондов +

Создание фонда микрофинансирования малого бизнеса +

Создание фонда поддержки малого предпринимательства + +

Создание фонда поддержки инвестиционных проектов +

Создание фонда ипотечного кредитования +

Создание лизингового фонда +

Создание фонда финансовой поддержки региона +

Создание гарантийных фондов + +

Создание фонда компенсаций +

Создание зон, благоприятствующих инвестиционной деятельности + + + +

Развитие системы финансовых и банковских услуг +

Развитие системы финансовых и банковских услуг +

Активное участие в проектах Европейского союза +

Создание инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, в т. ч. создание крупных многофункциональных бизнес-центров, бизнес-инкубаторов и технопарков + + + +

Содействие развитию сети инфраструктуры услуг для организации промышленности по маркетингу, консалтингу, сертификации продукции и производства +

Налаживание взаимодействия в вопросах содействия предпринимательству и инвестициям на всех уровнях власти +

Создание и организация центра сопровождения инвестиционного процесса, который будет играть роль маркетингового агентства, ответственного за привлечение инвестиций и перспективных проектов +

Подготовка и направление ходатайств в органы местного самоуправления и другим субъектам о применении в отношении инвесторов финансовых форм поддержки инвестиционной деятельности + + +

Сопровождение приоритетных инвестиционных проектов + + +

Поддержка инвесторов при обращении к федеральным органам власти, включая формирование перечня ИП субъекта РФ, претендующих на получение средств федерального бюджета +

Подготовка предложений о предоставлении господдержки организациям, имеющим статус стратегического инвестора субъекта РФ, осуществляющим реализацию крупных инвестиционных проектов на территории субъекта РФ +

Следующая группа — социально-психологические методы управления. Это способы воздействия на объект управления, основанные на использовании социально-психологических факторов и направленные на управление социально-психологическими отношениями, складывающимися в коллективе [3]. В нашем случае они воздействуют на региональный уровень экономики.

Социально-психологические методы регулирования инвестиционной деятельности, приме-

няемые в субъектах Северо-Запада, приведены в табл. 4. Как видно из анализа данных, приведенных в табл. 4, в субъектах Северо-Запада из социально-психологических методов особое развитие получили: международное сотрудничество в инвестиционной сфере (в 6 субъектах), создание позитивного инвестиционного имиджа и его улучшение (в 6 субъектах), публикация в СМИ и (или) в сети Интернет долгосрочных целевых программ, отчетов о ходе ИП и результатах их реализации (в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

социально-психологические методы регулирования инвестиционной деятельности в регионах северо-Западного федерального округа

инструмент республика карелия республика коми Архангельская область Вологодская область Мурманская область санкт-Петербург Ленинградская область новгородская область Псковская область калининградская область

Информационно-рекламные услуги + + +

Международное сотрудничество в инвестиционной сфере + + + + + +

Создание позитивного инвестиционного имиджа и его улучшение + + + + + +

Повышение ведущими международными рейтинговыми агентствами рейтингов кредитоспособности +

Участие в крупных международных инвестиционных форумах + +

Содействие организациям в расширении рынков сбыта продукции через развитие связей с другими регионами +

Содействие развитию инфраструктуры услуг для организаций промышленности по маркетингу, консалтингу, лизингу, сертификации продукции и производства, штрихкодированию, обучению кадров +

Публикация в СМИ и (или) в сети Интернет долгосрочных целевых программ, отчетов о ходе ИП и результатах их реализации + + + +

Совершенствование информационного обеспечения инвесторов, информационная открытость региона + + +

Организация международных, межрегиональных и областных конференций, круглых столов, деловых встреч, семинаров для малого и среднего бизнеса + +

Консультационная и методическая помощь инвесторам + + + +

Организация исследований и экспертиз для субъектов малого предпринимательства +

Включение ИП в реестр инвестиционных предложений +

4 субъектах), консультационная и методическая помощь инвесторам (в 4 субъектах).

Таким образом, в Северо-Западном федеральном округе используются административные, экономические, институциональные и социально-психологические методы.

Далее будем рассматривать более подробно экономические методы, применяемые в субъектах Северо-Запада, перечень которых приведен в табл. 2.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

В большинстве субъектов Северо-Западного региона бюджетные кредиты предоставляются на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года. В законодательстве Псковской области не предусмотрено обеспечение бюджетного кредита. Кроме того, в

бюджетах Калининградской и Мурманской областей на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг. не предусмотрен бюджетный кредит юридическим лицам, реализующим инвестиционные проекты, и предоставляется муниципальным образованиям на покрытие кассовых разрывов.

Следующим инструментом является инвестиционный налоговый кредит (ИНК) — изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (ст. 66 Налогового кодекса РФ).

В Ленинградской области, Санкт-Петербурге установлен иной срок предоставления ИНК — от 6 месяцев до 3 лет и от 1 года до 10 лет соответственно. В нормативных документах Калининградской и Новгородской областей срок ИНК вообще не определен. Кроме того, в Санкт-Петербурге ИНК предоставляется на более выгодных условиях для

инвестора (от 1 /8 ставки рефинансирования Банка России). В Калининградской области воспользоваться данным инструментом имеют право только организации, осуществляющие деятельность в туристско-рекреационной сфере.

Перспективным инструментом регулирования инвестиционной деятельности являются налоговые льготы для инвесторов. Так, в Ленинградской области инвесторы имеют право в течение длительного срока получать льготы по сравнению с инвесторами в других субъектах. В то время как в Архангельской области, Санкт-Петербурге инвесторам предоставляются льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество сроком на три года. Также в этих субъектах действуют дифференцированные ставки по налогу на прибыль организаций.

Право на применение налоговых льгот предоставлено также кредитным организациям — при условии финансирования инвестиционных проектов — в Вологодской и Новгородской областях и в Санкт-Петербурге. Кроме того, в Санкт-Петербурге такой льготой пользуются кредитные организации при кредитовании и финансировании туристических объектов.

Кредитные организации и лизинговые компании, финансирующие инвестиционные проекты, уплачивают налог на прибыль в части, зачисляемой в бюджет субъекта, 13,5 %, когда объем выделенных средств на финансирование проектов составляет не менее 10 % от общей суммы задолженности по кредитам, или когда объем финансирования по лизингу под инвестиционные проекты составляет не менее 10 % от остаточной стоимости основных средств.

Еще одним инструментом для регулирования инвестиционной деятельности являются субсидии для возмещения затрат по банковским кредитам. Основания и условия предоставления субсидий для возмещения части затрат по банковским кредитам отражены в табл. 5.

Бюджетные субсидии в Республике Коми предоставляются не только на обслуживание части затрат по банковским кредитам, но и на уплату лизинговых платежей, а также и на уплату процентов по кредиту, привлеченному субъектами инновационной деятельности. Наибольший размер субсидии получают инвесторы в Санкт-Петербурге, наименьший — в Республике Коми. Кроме

Таблица 5

Основания и условия предоставления субсидий для возмещения части затрат по банковским кредитам в регионах северо-Западного федерального округа

регион размер субсидии

Республика Карелия 2/3 ставки рефинансирования — организациям; 2/3 процентных затрат по кредиту, но не более 10 млн руб. — индивидуальным предпринимателям

Республика Коми 1/3 затрат по кредиту, но не более 1/3 ставки рефинансирования — индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в приоритетных сферах; 2/3 затрат по кредиту, но не более 2/3 ставки рефинансирования. При этом субсидия индивидуальному предпринимателю может быть предоставлена в размере 700 тыс. руб. на реализацию одного инвестиционного проекта и 1 млн руб. — на реализацию двух и более инвестиционных проектов

2/3 фактически осуществленных затрат на привлечение кредита, но не более 2/3 ставки рефинансирования (на уплату процентов по кредиту субъектам инновационной деятельности)

2/3 от суммы лизинговых платежей, фактически уплаченных лизингополучателем (на уплату лизинговых платежей)

Архангельская область 3/4 ставки по кредиту и не более 3/4 ставки рефинансирования — организациям стройин-дустрии

Вологодская область 1/2 — 1,0 затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах

Калининградская область 2/3 ставки рефинансирования, но не более действующей процентной ставки по кредиту

Ленинградская область Мурманская область Псковская область

Новгородская область 2/3 ставки рефинансирования (максимальная сумма субсидии одному заемщику — не более 500 тыс. руб.)

Санкт-Петербург Не более ставки рефинансирования, увеличенной на три процентных пункта — на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой

того, в нормативных документах Ленинградской, Мурманской, Псковской областей не приводятся условия предоставления субсидий инвесторам.

Государственные гарантии как инструмент регулирования инвестиционной деятельности в соответствии со ст. 117 Бюджетного кодекса РФ могут предоставляться другим субъектам Федерации, муниципальным образованиям и юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств.

Как показывает анализ, гарантии предоставляются по банковским кредитам, выдаваемым для финансирования инвестиционных проектов. В Республике Карелия и в Архангельской области гарантии предоставляются на определенный срок под залог имущества. В Ленинградской области установлена плата в размере 0,2 % от суммы обязательств, обеспечиваемых гарантией. В Псковской области гарантия предоставляется под залог имущества, остаточная стоимость которого составляет не менее 120 % объема обязательств, и при страховании этого имущества.

Наряду с гарантией используется такой инструмент, как поручительство субъекта РФ инвесторам, при котором субъект РФ берет на себя обязательство нести ответственность за кредитора. Поручительство инвесторам в настоящее время предоставляется в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Поручительство в Санкт-Петербурге предоставляется инвесторам на обеспечение не более 50 % заемных средств, привлекаемых на срок до 6 лет с момента начала осуществления инвестиционной деятельности.

Следующим инструментом регулирования инвестиционной деятельности являются субвенции. В Ленинградской области субвенции предоставляются на уплату налога на прибыль организаций на срок фактической окупаемости проекта (размер субсидии — 100 %) и на двухлетний период после наступления этого срока (33 % от суммы приведенной прибыли при объеме инвестиций от 10 до 50 млн долл. и 100 % — при объеме инвестиций более 50 млн долл.). В Новгородской области субвенция

предоставляется бюджетам муниципальных образований на выполнение отдельных государственных полномочий по возмещению организациям налога на прибыль организаций, зарегистрированных в зонах экономического благоприятствования. Также субвенции предоставляются в Мурманской области.

Государственный заказ — выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересовано государство. Государственный заказ размещается среди инвесторов во всех субъектах Северо-Западного федерального округа, за исключением Ленинградской области.

Одним из основных инструментов региональной инвестиционной политики является эмиссия государственных ценных бумаг органами власти субъекта РФ. Региональные органы власти выпускают ценные бумаги разного вида, с постоянным и переменным купонным доходом, дисконтно-купонные, с переменным купоном и правом досрочного предъявления к продаже, с постоянным купоном и правом досрочного погашения эмитентом со сроком обращения в основном до 1 года, от 1 года до 5 лет и от 5 до 30 лет. При этом в Архангельской, Вологодской, Калининградской Мурманской и Псковской областях за период с 2006 по 2008 г. облигации не выпускались, поэтому данный инструмент в них носит декларативный характер (табл. 6).

Анализ данных табл. 6 показывает, что наибольший объем обязательств на душу населения, возникших при выпуске облигаций в 2008 г., приходится на Республику Коми (2 190,9 руб.), наименьший — на Калининградскую область (1 286,8 руб.). При этом за период с 2006 по 2008 г. наблюдается снижение объема обязательств на душу населения, возникших при выпуске облигаций в Республике Карелия (с 2 020,2 до 2 001,7 руб.) и Республике Коми (с 3 282,1 до 2 190,9 руб.), а в Санкт-Петербурге данный объем обязательств колеблется от 1 036,8 до 1 460,5 руб.

Таблица 6

Объем обязательств, возникших в результате эмиссии ценных бумаг на душу населения в регионах северо-Западного федерального округа, руб.

Год республика карелия республика коми Архангельская область Вологодская область калининградская область Ленинградская область Мурманская область новгородская область Псковская область санкт-Петербург

2006 2 020,2 3 282,1 0,0 0,0 0,0 1 282,1 0,0 0,0 0,0 1 406,1

2007 2 243,1 2 789,3 0,0 0,0 0,0 1 286,0 0,0 460,1 0,0 1 036,8

2008 2 001,7 2 190,9 0,0 0,0 0,0 1 286,8 0,0 0,0 0,0 14 60,5

Также в региональных бюджетах Северо-Западного федерального округа предусмотрен лимит средств на предоставление бюджетного кредита, инвестиционного налогового кредита, государственных гарантий инвесторам и объем средств на реализацию адресных инвестиционных программ.

Обязательства инвесторов по бюджетным кредитам на душу населения представлены в табл. 7.

Несмотря на значительное сокращение объема средств, предоставленных по бюджетным кредитам на душу населения, в большинстве субъектов Северо-Запада, в Республике Коми, Ленинградской и Мурманской областях за период с 2006 по 2008 г. наблюдается тенденция их к росту. Так, в Республике Коми размер, предоставленных бюджетных кредитов на душу населения в 2008 г. увеличился более чем в 4,3 раза, в Ленинградской и Мурманской областях — в 2,4 и 15,1 раза соответственно.

В отличие от бюджетных кредитов, инвестиционные налоговые кредиты предоставлялись в 2008 г. только в Калининградской области и Санкт-Петербурге (табл. 8).

По государственным гарантиям в региональных бюджетах предусмотрено значительно больше средств в 2008 г., чем в 2006 и 2007 гг. (табл. 9).

Как показывает анализ, наибольший размер средств по государственным гарантиям на душу населения приходится на Новгородскую область (12 693,5 руб. — в 2008 г.), наименьший размер средств — на Санкт-Петербург (54,6 руб. — в 2008 г).

Кроме того, наблюдается положительная динамика средств, предоставленных на реализацию адресных инвестиционных программ на душу населения в субъектах Северо-Западного федерального округа (табл. 10).

Таблица 7

Обязательства инвесторов по бюджетным кредитам на душу населения в регионах северо-Западного федерального округа, руб.

Год республика карелия республика коми Архангельская область Вологодская область калининградская область Ленинградская область Мурманская область новгородская область Псковская область санкт-Петербург

2006 452,3 1,0 12,9 195,6 90,5 61,1 291,7 38,8 69,9 0,3

2007 648,5 35,5 12,6 269,8 5,2 91,9 352,5 16,5 70,7 882,9

2008 0,0 153,2 0,0 115,2 0,0 220,6 5 341,2 0,0 71,7 22,3

Таблица 8

инвестиционный налоговый кредит на душу населения в регионах северо-Западного федерального округа, руб.

Год республика карелия республика коми Архангельская область Вологодская область калининградская область Ленинградская область Мурманская область новгородская область Псковская область санкт-Петербург

2006 0,0 0,0 62,5 0,0 160,1 91,6 0,0 15,2 113,9 98,4

2007 0,0 0,0 62,9 49,1 0,0 0,0 0,0 15,3 156,2 128,0

2008 0,0 0,0 0,0 0,0 10,6 0,0 0,0 0,0 0,0 2,2

Таблица 9

средства по государственным гарантиям на душу населения в регионах северо-Западного федерального округа, руб.

Год республика карелия республика коми Архангельская область Вологодская область калининградская область Ленинградская область Мурманская область новгородская область Псковская область санкт-Петербург

2006 325,0 573,6 1 519,0 1 668,7 640,3 1 947,8 291,7 1 522,1 423,0 12,7

2007 284,5 482,7 1 258,3 891,9 1 192,1 3 059,9 1 281,8 1 533,7 300,3 131,3

2008 426,2 494,1 1 065,8 2 490,2 7 850,5 4 909,6 1 305,6 12 693,5 215,4 54,6

Таблица 10

средства на реализацию адресных инвестиционных программ на душу населения в регионах северо-Западного федерального округа, руб.

Год республика карелия республика коми Архангельская область Вологодская область калининградская область Ленинградская область Мурманская область новгородская область Псковская область санкт-Петербург

2006 1 768,3 305,5 545,3 116,8 839,1 1 042,3 1 379,4 659,2 390,1 164,6

2007 2 050,5 0,0 1 551,4 273,5 1 278,8 875,6 1 227,2 781,2 0,0 14 733,5

2008 2 697,0 0,0 3 451,6 2 328,3 1 695,8 1 888,3 1 977,0 1 696,1 311,3 29 316,9

Наибольший размер средств на реализацию адресных инвестиционных программ на душу населения приходится на Санкт-Петербург (29 316,9 руб. — в 2008 г.) и по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. увеличился почти в 2 раза, а по сравнению с 2006 г. — более чем в 178 раз. Однако в Республике Коми с 2007 г. не предоставляются средства по инвестиционным программам, в Псковской области размер средств по инвестиционным программам на душу населения за рассматриваемый период колеблется от 0 до 311,3 руб.

Таким образом, из региональных бюджетов более стабильно предоставляются средства по адресным инвестиционным программам и государственным гарантиям, а на реализацию остальных рассмотренных выше экономических методов средства предоставляются нерегулярно.

Для определения эффективности использования экономических методов было проведено исследование корреляционной зависимости между инвестициями в основной капитал на душу населения и объемом средств, предусмотренных на реализацию экономических методов.

Корреляционный анализ был проведен по известным всем методикам с учетом временного лага между принятием решений о применении экономических методов и их результатами. При этом для сглаживания временного ряда рассчитывались средние значения факторов на основе данных, полученных из законов о региональном бюджете за период с 2006 по 2008 г. Также значения признаков-факторов были пересчитаны на душу населения с целью учета особенностей, присущих региону. Коэффициенты корреляции, полученные по результатам анализа, представлены в табл. 11.

Как показывает корреляционный анализ, сильное влияние на инвестиции в основной капитал на душу населения оказывают адресные инвестиционные программы (коэффициент корреляции равен 0,78), а воздействие остальных экономических методов на инвестиции в основной капитал на душу населения является слабым, за исключением инвестиционного налогового кредита. Зависимость между инвестициями в основной капитал на душу населения и средствами на реализацию государственных гарантий, а также между инвестициями в основной капитал на душу населения и средствами, предоставленными по бюджетным кредитам, является обратной.

Таким образом, по мнению автора, перспективным методом регулирования инвестиционной

Таблица 11

корреляционная зависимость между инвестициями в основной капитал на душу населения и объемом средств на реализацию экономических методов в регионах северо-Западного федерального округа

Экономический метод коэффициент корреляции

Бюджетный кредит -0,17

Инвестиционный налоговый кредит 0,32

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственные гарантии -0,18

Адресные инвестиционные программы 0,78

Региональные ценные бумаги 0,25

деятельности являются адресные инвестиционные программы. В адресных инвестиционных программах предусматриваются объем средств на финансирование капитальных вложений общественного сектора и виды государственной поддержки по коммерческим проектам. В большинстве случаев в Северо-Западном федеральном округе бюджетные средства для финансирования капитальных вложений предоставляются на конкурсной основе. При этом с целью определения эффективности инвестиционного проекта используются соответствующие методики.

Список литературы

1. Антипина В. И., Белоусова И. Э., Бубликова Р. В. Экономическая теория / под ред. И. П. Николаевой. М.: Изд-во Проспект. 2006. С. 373.

2. Данные Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.

3. ПетровецД. В. Основные методы управления // Экономика региона. 2007. № 10. URL: http:// journal.vlsu.ru/index.php?id=1334.

4. Региональная правовая система Консультант-Плюс. URL: http://szfo. consultant. ru.

5. Региональная социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности: учебно-методическое пособие / авт. колл. под рук. д. т. н., проф. Вертешева С. М.; д. э. н., проф. Рохчина В. Е. СПб: Изд-во СПб-ГПУ. 2003. С. 130.

6. Самогородская М. И. Разработка механизма управления региональной инвестиционной стратегией // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 4. С. 113-124.

7. Ходов Л. Г. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Экономист. 2006. С. 235.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.