Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №10 2024
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/107
УДК 336.121:338 (575.2) https://doi.org/10.33619/2414-2948/107/41
ИНСТРУМЕНТ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ
В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
©Юсупова Г. Н., SPIN-код: 5430-1321, канд. пед. наук, Международный университет Кыргызстана, г. Бишкек, Кыргызстан ©Сманкулова Ж. Д., Бишкекский государственный университет им. акад. К. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызстан ©Исраилова А. А., SPIN-код: 2670-6780, Международный университет Кыргызстана, г. Бишкек, Кыргызстан
INSTRUMENT OF THE LEGAL MECHANISM OF TAX REVENUES TO THE STATE BUDGET
©Yusupova G., SPIN-code: 5430-1321, Ph.D., International University of Kyrgyzstan, Bishkek, Kyrgyzstan ©Smankulova Zh., Bishkek State University, Bishkek, Kyrgyzstan ©Israilova A., SPIN-code: 2670-6780, International University of Kyrgyzstan, Bishkek, Kyrgyzstan
Аннотация. В статье представлена экономическая сущность государственного бюджета страны, как инструмента правового механизма налоговых поступлений, которая позволяет государству влиять на потребление, инвестиции и экспорт, а также перераспределять бюджетные средства в пользу наиболее нуждающихся отраслей экономики. Авторами определены инструменты государственного управления как неотъемлемая часть экономического регулирования социально-экономического развития КР, а также основные направления использования государственных финансовых ресурсов, методы финансирования и основные источники пополнения казны. Источником исследования послужили труды ученых, рассматривающих вопросы гос. бюджета. Использован комплекс методов исследования с акцентом на теоретические и практические методы.
Abstract. The article presents the economic essence of the state budget of the country as an instrument of the legal mechanism of tax revenues, which allows the state to influence consumption, investment and export, as well as redistribute budget funds in favor of the neediest sectors of the economy. The authors define the instruments of public administration as an integral part of economic regulation of the socio-economic development of the Kyrgyz Republic, as well as the main areas of use of public financial resources, financing methods and the main sources of replenishment of the treasury. The source of the study was the works of scientists considering issues of the state budget. A set of research methods with an emphasis on theoretical and practical methods was used.
Ключевые слова: бюджет, налог, трансферт, государственное управление, фискальная политика, налоговая система, местные бюджеты.
Keywords: budget, tax, transfer, public administration, fiscal policy, tax system, local budgets.
На всех уровнях бюджетной системы наличие собственных источников доходов, установленных законодательством каждой страны, является основой бюджетной
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №10 2024
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/107
самостоятельности. Органы государственной власти не имеют права вмешиваться в процесс формирования и утверждения местных бюджетов, за исключением случаев, связанных с несоблюдением местными бюджетами правил отчислений из государственных налогов и других доходов, а также размеров трансфертов. [1, 2].
Актуальность исследования обусловлена тем, что политика бюджетной системы каждой страны направлена на создание правового механизма поступления налогов в государственный бюджет. Для реализации принципов бюджетной системы Правительство Кыргызской Республики несколько раз реформировало налоговую систему, что затронуло реальный сектор экономики. Сегодня налоговая служба проявляет значительную приверженность развитию и модернизации налоговой системы в целях повышения эффективности работы налоговых органов. В результате реализации стратегических целей прошлых лет был реализован ряд инициатив. Ныне, налоговая служба демонстрирует значительный уровень приверженности развитию и модернизации налоговой системы для повышения эффективности деятельности налоговых органов. По результатам реализации стратегических целей прошлых лет реализован и внедрен ряд инициатив, таких как:
1) Создание единой информационной базы администрирования Кыргызстана (ИСНАК);
2) Создание сервиса «Единое окно»;
3) Обеспечение стабильной работы Колл-центра Налоговой службы с бесплатным номером 116, для предоставления налогоплательщикам информации в режиме реального времени;
4) Организация работы сайта Налоговой службы, на котором своевременно размещается соответствующая справочная информация;
5) Создание электронного сервиса «Кабинет налогоплательщика»;
6) Внедрение дистанционного обучения сотрудников налоговой службы;
7) Реализация функций по администрированию страховых взносов на государственное социальное страхование с 1 января 2019 года;
8) Внедрение системы электронного документооборота при взаимодействии с министерствами и ведомствами;
9) Определены мероприятия по расширению камеральных проверок, в рамках которой все процедуры, связанные с камеральными проверками, автоматизированы в строгом алгоритме в соответствии с требованиями налогового законодательства КР;
10) За счет внедрения компонентов фискализации налоговых процедур, достигнуто повышение качества налогового администрирования (https://gog.su/sIQp).
Важным элементом, определяющим развитие сектора налоговой службы, является Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2023-2025 годы (https://gog.su/k8MF). Этот документ рассматривает создание конкурентоспособной и справедливой налоговой системы, снижение доли теневой экономики и улучшение собираемости налогов, а также повышение прозрачности налогового администрирования.
Однако нынешняя фискальная система страны включает в себя следующее:
1. Недостаточно эффективное государственное управление.
2. Неравномерное распределение налогового бремени, сопровождающееся широким и не всегда обоснованным перечнем освобождений от налогов и других обязательных платежей, значительным уровнем теневой экономики, а также значительной нагрузкой на работодателя по страховым взносам в бюджет. Социальный фонд КР. Кыргызская Республика.
3. С одной стороны, в законодательстве имеются неясности и лазейки, которые не в полной мере отвечают обязанностям по управлению обязательными платежами,
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №10 2024
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/107
осуществляемым фискальными и правоохранительными органами, и потребностям налогоплательщиков в обеспечении исполнения своих обязательств.
4. Несмотря на очевидные позитивные изменения последних лет, недостаточно эффективное управление налогами и другими обязательными платежами в бюджет обусловлено, прежде всего, низким кадровым потенциалом органов, ответственных за разработку и реализацию бюджетной политики в стране.
5. Отсутствие системы развития налоговой культуры среди налогоплательщиков и общества в целом (https://gog.su/k8MF).
Доходы бюджета КР за 2021 -2023 годы представлены в Таблице 1.
Таблица 1
ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА на 2021-2023 годы (млн сом). (https://gog.su/dF0L)
2021 2022 2023
Кыргызская Республика 209937.2 300741.6 392111.8
Баткенская область 1213.2 1602.5 1884.7
Джалал-Абадская область 3115.8 4245.7 6611.4
Иссык-Кульская область 1704.2 2962.8 3491.9
Нарынская область 960.6 1323.9 1942.8
Ошская область 2614.9 3400.4 4200
Таласский район 784.7 1205.9 1402.5
Чуйская область 3 355.4 4471.7 5376.6
Бишкек 10751 15420.6 21876.2
Ош 1567.5 2262.5 2868.
Как показано в таблице, по данным 2023 г. Чуйская область получит больше всего доходов в госбюджет. Второе место занимает Джалал-Абадская область, третье место -Ошская область. На основании принятых мер по реализации принципов государственного бюджета налоговой службой Кыргызской Республики будет рассмотрена бюджетная политика, направленная на дополнение расчетных показателей собираемости налогов в государственный бюджет. Основой для анализа основных направлений бюджетной политики Кыргызской Республики на 2021-2023 годы являются основные макроэкономические показатели Кабинета Министров Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики», где макроэкономические показатели включен в «Стратегию развития налоговой службы при Министерстве финансов КР на 2023-2025 годы» [7].
За отчетный период Государственной налоговой службой при Министерстве финансов КР собрано доходов на сумму 156 миллионов 339,5 миллиона сомов, задание выполнено на 100,5%. По сравнению с соответствующим уровнем прошлого года поступления, собранные налоговой службой, увеличились на 47,9% или 50625,5 миллиона сомов.
Налоговые поступления, собранные налоговой службой, составили 154 миллиона 650,7 миллиона сомов или 100,4% от плана и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 48,3% или 50 353,8 миллиона сомов. Поступления налога на имущество составили 3188,2 миллиона сомов, задание выполнено на 112,2%.
По сравнению с соответствующим уровнем прошлого года доходы увеличились на 3,5% или 107,6 миллиона сомов. По структуре сбора налогов и платежей сборы ГНС по видам налогов наглядно рассмотрим по ниже следующему рисунку (Рисунок).
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №10 2024
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/107
Таблица 2
БЮДЖЕТ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ
на 2021-2023 годы (млн сом) (https://gog.su/O1qs)
Наименование Факт Факт 2022 Уточ. Факт 2023 Откл. факта % исп.
показателя 2021 план 2023 от уточ. от
плана 2022 плана
Совокупные доходы 187442,7 270427,3 352807,9 357747,6 4939,7 101,4
Налоговые доходы 132135,5 203 432,0 261968,6 266 082,9 4114,3 101,6
в т.ч. ГНС 85 247,2 129 121,2 154369,7 154574,8 205,1 100,1
в т.ч. ГТС 46888,3 74310,8 107598,9 111508,1 3909,2 103,6
Неналоговые доходы 41565,7 47499,4 74112,7 75 456,9 1344,2 101,8
Офиц. трансферты 13738,5 19492,1 16 726,7 16 206,3 -520,4 96,9
Поступл. от продажи 3,0 3,8 1,5
■ НДС на импорт
■ Акциз на импорт
■ Подоходный налог
■ нерецензенты КР
■ Налог на прибыль
■ Единый налог
■ Золотодобывающих компаний
■ Налог на основе патента
■ Налог на имущество
■ Земельный налог ■НДС
■ Налог с продаж
■ Акцизный налог
■ Недры
■ Неналоговые поступления
■ Прочие (https://gog.su/ncQk)
Из анализа следует, что в структуре сбора налогов и платежей доля подоходного налога с физических лиц - резидентов Кыргызской Республики составила - 12%, налога на доходы лиц - нерезидентов - 4%, налога на прибыль - 5%, налога на основе патента - 1%, налога на недвижимое имущество - 1%, НДС на товары и услуги, производимые на территории КР -20%, налога с продаж - 5%, акцизного налога на товары, производимые на территории Кыргызской Республики - 1%, налога за пользование недрами - 2%, земельного налога - 1%, неналоговым поступлениям - 1%, НДС на импорт из ЕАЭС - 21%, Акциз на импорт из ЕАЭС - 7%.
Исполнение доходной части бюджета обеспечено за счет выполнения плановых показателей по следующим видам налогов и платежей: по подоходному налогу (122,3%), по налогу на доходы лиц - нерезидентов КР (161,3%), земельному налогу (118,2%), налогу на движимое имущество (153,3%), единому налогу (215,7%), акцизный налог на товары и услуги, производимые на территории КР (145,9%), налогу на прибыль (252,0%), налогу на недвижимое имущество (125,0%), НДС на товары и услуги, производимые на территории КР (114,1%), акциз на импорт из ЕАЭС (105,8%), земельному налогу (118,2%).
® I
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №10 2024
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/107
Социально-экономическое развитие страны зависит не только от продуманности реформ, проводимых в экономике, но и от эффективного управления и регулирования государственных финансов для стабилизации экономики страны, ее дальнейшего роста, который следует поддерживать. Стабильную нормативно-правовую базу обеспечивает:
— Правовая интеграция, унификация и гармонизация законов, нормативных правовых актов в сфере экономики;
— Разработка и реализация единого закона о бюджете - Бюджетного кодекса Кыргызской Республики, который объединит все нормативные положения бюджетных механизмов и процедур всех уровней;
— Проведение инвентаризации нормативных правовых актов Кыргызской Республики, предусматривающих государственное финансирование объединения государственных органов;
— Защита прав собственности и инвестиций в КР путем привлечения иностранных и местных инвестиций в производство и услуги.
Реализация принципов бюджетной системы в КР направлена на создание правового механизма сбора налогов в государственный бюджет.
Список литературы:
1. Перевозкина А. Г., Кузнецова С. Н. Бюджетно-налоговая политика и ее инструменты // Экономическое развитие: тенденции, перспективы. Нижний Новгород, 2024. С. 188-192.
2. Юсупова Г. Н., Чогулдурова Э. К. Фискальная политика как инструмент государственного управления экономикой в условиях экономического кризиса // Вестник МУК. 2023. №4(52). С. 370-375. https://doi.org/10.24412/2411-0450-2024-8-290-295
References:
1. Perevozkina, A. G., & Kuznetsova, S. N. (2024). Byudzhetno-nalogovaya politika i ee instrumenty. In Ekonomicheskoe razvitie: tendentsii, perspektivy, Nizhnii Novgorod, 188-192. (in Russian).
2. Yusupova, G. N., Yugai, N. A., & Choguldurova, E. K. (2024). Sistema gosudarstvennogo byudzheta neot"emlemaya chast' regulirovaniya sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem strany. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika, (8 (114)), 290-295. (in Russian). https://doi.org/10.24412/2411-0450-2024-8-290-295
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 04.09.2024 г. 12.09.2024 г.
Ссылка для цитирования:
Юсупова Г. Н., Сманкулова Ж. Д., Исраилова А. А. Инструмент правового механизма налоговых поступлений в государственный бюджет // Бюллетень науки и практики. 2024. Т. 10. №10. С. 329-333. https://doi.org/10.33619/2414-2948/107/41
Cite as (APA):
Yusupova, G., Smankulova, Zh. & Israilova, A. (2024). Instrument of the Legal Mechanism of Tax Revenues to the State Budget. Bulletin of Science and Practice, 10(10), 329-333. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/107/41