Научная статья на тему 'НАКОПИТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

НАКОПИТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
базовая часть пенсии / пенсионное страхование / накопительная система / пенсионное обеспечение мигрантов / индексация пенсии / basic part of pension / pension insurance / funded system / pension provision for migrants / pension indexation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баймуратов А. А., Жусупова Г. Д., Аттокуров Р. М.

Данная работа посвящена рассмотрению процесса реализации тенденции развития пенсионной реформы в условиях цифровой экономики Кыргызской Республики. В статье представлен анализ пенсионной системы Кыргызской Республики. В соответствии с целью исследования выявляются проблемы пенсионного обеспечения, такие как низкий уровень пенсионного обеспечения в стране, пенсионное обеспечение мигрантов и влияние теневой экономики на пенсионное обеспечение; далее излагаются пути решения указанных проблем, а также необходимость учета инфляции в процессе индексации пенсионного обеспечения. В работе представлен анализ негосударственной добровольной накопительной системы Кыргызской Республики за последние 2022-2023 годы. В соответствии с целью исследования выявляются проблемы пенсионного обеспечения, такие как низкий уровень пенсионного обеспечения в стране, пенсионное обеспечение мигрантов и влияние теневой экономики на пенсионное обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCUMULATIVE PENSION FUNDS AS A MAIN COMPONENT OF THE PENSION SYSTEM OF THE KYRGYZ REPUBLIC

This article is devoted to the consideration of the process of implementing the trend of development of pension reform in the context of the digital economy of the Kyrgyz Republic. The article presents an analysis of the pension system of the Kyrgyz Republic. In accordance with the purpose of the study, problems of pension provision are identified, such as the low level of pension provision in the country, pension provision of migrants and the impact of the shadow economy on pension provision; then ways to solve these problems are outlined, as well as the need to take into account inflation in the process of indexation of pension provision. The paper presents an analysis of the non-state voluntary accumulative system of the Kyrgyz Republic for the last 2022-2023. In accordance with the purpose of the study, problems of pension provision are identified, such as the low level of pension provision in the country, pension provision of migrants and the impact of the shadow economy on pension provision.

Текст научной работы на тему «НАКОПИТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 11. №1 2025

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/110

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / SOCIAL & HUMANITIES SCIENCES

УДК 331.25 https://doi.org/10.33619/2414-2948/110/29

JEL classification: H 55

НАКОПИТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

©Баймуратов А. А., канд. экон. наук, Ошский технологический университет им М. М. Адышева, г. Ош, Кыргызстан ©Жусупова Г. Д., Ошский технологический университет им М. М. Адышева, г. Ош, Кыргызстан ©Аттокуров Р. М., Ошский технологический университет им М. М. Адышева, г. Ош, Кыргызстан

ACCUMULATIVE PENSION FUNDS AS A MAIN COMPONENT OF THE PENSION SYSTEM OF THE KYRGYZ REPUBLIC

©BaymuratovA., Ph.D., Osh Technological University named after M. M. Adyshev, Osh, Kyrgyzstan ©Zhusupova G., Osh Technological University named after M. M. Adyshev, Osh, Kyrgyzstan ©Attokurov R., Osh Technological University named after M. M. Adyshev, Osh, Kyrgyzstan

Аннотация. Данная работа посвящена рассмотрению процесса реализации тенденции развития пенсионной реформы в условиях цифровой экономики Кыргызской Республики. В статье представлен анализ пенсионной системы Кыргызской Республики. В соответствии с целью исследования выявляются проблемы пенсионного обеспечения, такие как низкий уровень пенсионного обеспечения в стране, пенсионное обеспечение мигрантов и влияние теневой экономики на пенсионное обеспечение; далее излагаются пути решения указанных проблем, а также необходимость учета инфляции в процессе индексации пенсионного обеспечения. В работе представлен анализ негосударственной добровольной накопительной системы Кыргызской Республики за последние 2022-2023 годы. В соответствии с целью исследования выявляются проблемы пенсионного обеспечения, такие как низкий уровень пенсионного обеспечения в стране, пенсионное обеспечение мигрантов и влияние теневой экономики на пенсионное обеспечение

Abstract. This article is devoted to the consideration of the process of implementing the trend of development of pension reform in the context of the digital economy of the Kyrgyz Republic. The article presents an analysis of the pension system of the Kyrgyz Republic. In accordance with the purpose of the study, problems of pension provision are identified, such as the low level of pension provision in the country, pension provision of migrants and the impact of the shadow economy on pension provision; then ways to solve these problems are outlined, as well as the need to take into account inflation in the process of indexation of pension provision. The paper presents an analysis of the non-state voluntary accumulative system of the Kyrgyz Republic for the last 2022-2023. In accordance with the purpose of the study, problems of pension provision are identified, such as the low level of pension provision in the country, pension provision of migrants and the impact of the shadow economy on pension provision.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 11. №1 2025

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/110

Ключевые слова: базовая часть пенсии, пенсионное страхование, накопительная система, пенсионное обеспечение мигрантов, индексация пенсии.

Keywords: basic part of pension, pension insurance, funded system, pension provision for migrants, pension indexation.

Современные тенденции развития пенсионной системы являются одним из важнейших элементов в сфере социального обеспечения населения страны в условиях рыночной экономики. Сегодня, как и всегда многие государства сталкиваются с рядом проблем, которые выражаются в ухудшении демографической ситуации, неизбежностью сокращения количества трудоспособного населения, в возрастающим количестве пенсионеров, на которое естественно влияет увеличение средней продолжительности жизни и одновременном снижении рождаемости. Постоянные изменения экономических условий в рыночной экономике оказывает влияние на финансовое состояние пенсионной системы. Изучение данных исследований определяет, на сколько пенсионная система адаптирована к современным рыночным условиям. Такие факторы как демографические изменения в структуре населения или рождаемости постоянно требует коррекции пенсионной системы. Современные тенденции мировой экономики влияют на пенсионную систему Кыргызской Республики [6].

Основная цель данного исследования состоит в том, чтобы на основе теоретико-методологических подходов разработать и теоретически обосновать тенденции развития пенсионной системы в Кыргызской Республике в условиях рыночной экономики, углубления методологических подходов и практических рекомендаций по реформированию действующей пенсионной системы как приоритетного направления социально-экономической политики в Кыргызской Республике.

Проблемы пенсионного обеспечения являются темой многих исследователей Кыргызстана. Они нашли отражение в работах А. Халикова, Г. Тентимишова (2019) [1], Р. Асизбаева (2008) [2], Д. Чотонова (2018) [3]. В этих исследованиях вопросы пенсионного обеспечения разработаны глубоко, но проблема остается актуальной и по сей день.

Пенсионная система Кыргызской Республики состоит из трех компонентов: государственная обязательная солидарная пенсионная система; обязательный накопительный компонент; добровольная индивидуальная накопительная система.

Первый компонент состоит из солидарной пенсионной системы, которая включает базовую часть пенсии, первую и вторую страховые части пенсий. Второй компонент обязателен для граждан Кыргызской Республики, работающих в организованном секторе (в государственных учреждениях, частных компаниях различной организационно-правовой формы). Граждане перечисляют страховые взносы на накопление в размере 2% от фонда заработной платы. Третий, «добровольный», накопительный компонент включает в себя добровольную индивидуальную накопительную схему [5].

Таким образом, общая пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая гарантируется государством лицам, имеющим установленный страховой стаж, который составляет 20/25 лет для мужчин и соответственно женщин. Установленный правительством размер базовой части сегодня это 1780 сом. Страховая пенсия состоит из двух частей. В первой учитываются стаж и заработная плата до 1996 г. Во второй — после 1996 г., включая все взносы за период трудовой деятельности, среднемесячный заработок, сумму накоплений. Все отчисления учитываются на личном страховом счете, согласно которым и начисляется пенсия. Личный страховой счет (ЛСС)

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 11. №1 2025

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/110

имеет персональный идентификационный номер, присвоенный застрахованному лицу. Накопительная часть пенсии формируется за счет двухпроцентного взноса на личный лицевой счет, на который начисляется инвестиционный доход на протяжении трудовой деятельности и отчислений. Накопительный компонент был введен в 2010 г. для стимулирования пенсионной системы. Он работает на тех плательщиков взносов, которые участвуют в системе пенсионного страхования открыто и прозрачно.

Социальные отчисления в Кыргызстане составляют в совокупности 27,25% от фонда оплаты труда, из которых 10% (2% в ГНПФ и 8% солидарные отчисления) оплачиваются работником. 17,25% от фонда оплаты труда выплачиваются работодателем: 15% - в пенсионный фонд (солидарные отчисления, то есть на выплату пенсий нынешних пенсионеров); 2% - в фонд обязательного медицинского страхования; 0,25% - в фонд оздоровления трудящихся. Развитие экономики Кыргызской Республики определяется большой долей неформального сектора, преобладанием сельского хозяйства, массовой трудовой эмиграцией и ростом зависимости потребления от денежных переводов мигрантов из-за границы. Эти факторы определяют социальное обеспечение, в том числе и пенсионную систему республики. Следствием этого является низкий уровень пенсионного обеспечения населения [1-4].

Негосударственное пенсионное обеспечение — это система, где пенсия формируется за счет личных взносов граждан. В этой системе вкладчики или их работодатели могут регулярно вносить денежные средства на пенсионные счета, чтобы в будущем иметь дополнительную пенсию. Эти средства инвестируются в различные финансовые инструменты, чтобы увеличить будущий доход граждан. Кыргызстанцы могут забрать часть своей пенсии досрочно — взяв средства из накопительного элемента на определенные нужды, перечень которых утвержден правительством. Однако этой возможностью могут воспользоваться не все. Накопительная часть пенсии формируется за счет обязательных страховых взносов в размере 2 процентов от заработной платы. Накопительная часть пенсии назначается и выплачивается Социальным фондом из средств Государственного накопительного пенсионного фонда (ГНПФ) или негосударственными пенсионными фондами по законодательству в сфере государственного социального страхования.

Освобождены от этих выплат мужчины, родившиеся до 1 января 1964 года, и женщины, которые родились до 1 января 1969 г. В 2013 г стало ясно, что при отчислениях в накопительный пенсионный фонд они в любом случае соберут небольшую сумму.

По Закону КР «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» индивидуальные предприниматели освобождены от уплаты страховых взносов в Государственный пенсионный накопительный фонд. Граждане могут добровольно оплачивать страховые взносы в любом размере, но не менее 8% от размера среднемесячной заработной платы в Пенсионный фонд и не менее 2% в ГНПФ, приобретая страховой полис.

Сейчас Социальный фонд имеет право размещать средства пенсионных накоплений в: Государственные ценные бумаги Кыргызской Республики. Облигации с обеспечением (залоговым), выпущенные эмитентами Кыргызской Республики. Срочные депозиты в кредитных организациях. Облигации органов местного самоуправления КР. Ипотечные ценные бумаги, выпущенные уполномоченным органом в сфере ипотечного жилищного кредитования.

Со дня внедрения накопительного компонента, то есть с 1 января 2010 г по 1 января 2024 г поступили страховые взносы в сумме 22 904,8 млн. По результатам инвестирования получены доходы в 22 825,4 млн сомов, или каждый сом страховых взносов увеличился почти в два раз. Накопительные пенсионные фонды создаются для того, чтобы в будущем

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 11. №1 2025

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/110

средства, которые поступают на счета застрахованных лиц, приносили инвестиционный доход и увеличивали размер их пенсии. «Значительным преимуществом накопительного компонента перед солидарным являются то, что вкладчик может сам контролировать и устанавливать размер будущей пенсии, возможность его изъятия в случае выезда на постоянное место жительства за пределы Кыргызстана, а также право наследования средств пенсионных накоплений в случае смерти застрахованного лица», — говорится в справке. В настоящее время застрахованные лица, формирующие или сформировавшие пенсионные накопления, могут самостоятельно выбрать, кому их доверить: накопительному пенсионному фонду или управляющей компании, или оставить накопления в управлении Социального фонда.

В настоящее время на рынке действуют два накопительных пенсионных фонда: «Кыргызстан», работает с 1995 г; «Дордой Гарант», работает с декабря 2019 г. Опыт работы накопительных пенсионных фондов показал ряд «узких мест» в действующей добровольной накопительной пенсионной системе, основными из которых являются: незаинтересованность граждан и работодателей в управлении пенсионными ресурсами и их накапливании; недостаточность пенсионных накоплений для достойного уровня пенсионных выплат в старости; недостаточный охват населения услугами накопительных пенсионных фондов; отсутствие стимула к развитию добровольного формирования пенсионных накоплений; отсутствие сотрудничества между работодателями и накопительными пенсионными фондами.

По мнению ведомства, текущее состояние пенсионной системы актуализирует задачу по развитию дополнительных пенсионных накоплений граждан. Одним из вариантов формирования таких накоплений может стать развитие корпоративных пенсионных программ как часть негосударственного пенсионного обеспечения. В Республике в настоящее время доходы основной части работающего населения не позволяют использовать индивидуальные программы добровольного пенсионного страхования и дополнительно получить прибавку к пенсии, но это возможно в рамках корпоративной пенсионной программы. Корпоративный накопительный пенсионный фонд является дополнительной формой пенсионного обеспечения, которая создается на добровольной основе юридическим лицом (работодателем) для улучшения пенсионного обеспечения своих сотрудников. «Обладая рыночными свойствами капитала, накопленные пенсионные активы и их эффективное использование послужат толчком к развитию финансового рынка, поспособствуют росту сбережений населения и экономическому росту инвестиций за счет пенсионных активов. Развитие накопительных пенсионных фондов будет способствовать повышению эффективности функционирования всех элементов распределительно-накопительной пенсионной системы, решению проблем пенсионной системы страны в целом», - подчеркивают в Минэкономики. Основной целью корпоративного накопительного пенсионного фонда является повышение уровня благосостояния граждан пенсионного возраста посредством формирования дополнительных выплат к основной пенсии.

Основными задачами корпоративного пенсионного накопительного фонда являются: повышение привлекательности работы и мотивации для профессиональных кадров, формирование системы личных пенсионных накоплений работников; участие в обязательном пенсионном страховании и корпоративном пенсионном обеспечении; обеспечение финансовой устойчивости и развитие фонда.

Проект закона определяет порядок создания, организации, принципы функционирования, а также правила деятельности корпоративного накопительного пенсионного фонда в Кыргызской Республике. Он предусматривает, что участие в

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 11. №1 2025

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/110

корпоративных накопительных пенсионных фондах будет добровольным для работодателей и их сотрудников. Работодатели смогут создавать фонды для своих сотрудников, и работники смогут добровольно вносить свои пенсионные взносы в корпоративный фонд, получая взамен право на пенсионные выплаты в будущем. Также в рамках реализации стратегии устойчивой пенсионной системы «Келечек булагы», повышения привлекательности накопительного компонента пенсионной системы и развития добровольной накопительной системы проектом закона предусмотрен налоговый стимул по негосударственному пенсионному обеспечению.

«Налоговые льготы для накопительных пенсионных фондов играют значительную роль в стимулировании граждан к формированию пенсионного капитала и обеспечению финансовой устойчивости на пенсии. Во многих государствах существуют различные налоговые льготы, направленные на поощрение инвестирования в накопительные пенсионные фонды. Одним из основных преимуществ таких фондов является возможность получения налоговых вычетов при их формировании. Граждане могут вычитать суммы, внесенные ими в накопительный пенсионный фонд, из налоговой базы, что позволяет им снижать размер налоговых платежей в текущем периоде», — говорится в справке-обосновании. Количество пенсионеров в Кыргызстане ежегодно увеличивается в среднем на 20 тыс. человек. Сегодня пенсионеры составляют 10,4% населения страны, 68% из них проживают в сельской местности. Практически полный охват пожилых людей пенсиями по старости достигается за счет минимальных квалификационных требований (25 лет для мужчин и 20 лет для женщин). С каждым годом в стране средний размер пенсии растет, в то время как рост прожиточного минимума тоже не отстает (Рисунок 1).

2017 2018 2019 2020 2021

Средний размер пенсии г ' Прожиточный минимум пенсионера

^^—Соотношения средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионер ( проценты)

Рисунок 1. Процентное соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера (http://www.stat.kg)

Соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму с каждым годом падает, вследствие того, что темп роста средней пенсии не доходит до темпов роста прожиточного минимума и темпа роста заработной платы. Отсюда следует, что в республике не используется механизм регулярной индексации пенсионных выплат, а проводится лишь периодический пересмотр их минимальных границ. Таким образом, реальный уровень пенсии в условиях инфляции снижается. Численность пенсионеров КР составила в 2023 г. около 836 тыс. человек. Среднемесячный размер пенсии населения в КР за 2017-2022 гг.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 11. №1 2025

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/110

возрос всего на 9,4%, в то время как базовая часть пенсии за 2017-2023 гг. остается на уровне 1780 сом. из-за дефицита бюджета (Рисунок 2).

Базовая часть пенсии ИСредний размер пенсии Рисунок 2: Размер средней и базовой части пенсии, сом

В 2021 г. средний размер пенсии составил 6248 сом., что почти на четверть выше стоимости фактически сложившегося прожиточного минимума для пенсионеров (за 2021 г. 5580 сом.). К тому же улучшился показатель количества пенсионеров, получающих пенсии выше прожиточного минимума пенсионера (ПМП). Если в 2010 г. лишь 22,5% пенсионеров получали пенсию выше уровня ПМП, то по итогам 2021 г. доля таких пенсионеров достигла 51% (www.soсfond.kg).

Общее состояние системы накопительного (негосударственного) пенсионного обеспечения В настоящее время в Кыргызской Республике действуют 2 накопительных пенсионных фонда: НПФ "Кыргызстан" осуществляет свою деятельность с 1995 года и НПФ "Дордой Салым" осуществляет свою деятельность с 2019 года. Объем средств пенсионных активов НПФ за 2023 г составил 244,8 млн сомов (Таблица 2-4).

Таблица 1

ИНФОРМАЦИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ ЛИЦ, ЗАКЛЮЧИВШИХ ДОГОВОРА ДОБРОВОЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (чел.)

31.12.2022 г. 31.12.2023 г. Изменение в %

Всего участников фонда 3607 2988 - 17%

По обязательному пенсионному страхованию

Вкладчиков 1287 1385 7,6%

Получателей 51 92 80%

По негосударственному пенсионному обеспечению

Вкладчиков 355 369 4,0%

Получателей 1914 1142 - 40%

Таблица 2

УБЫТКИ, ПОНЕСЕННЫЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПЕНСИОННЫМИ ФОНДАМИ (НПФ)

за 2022 и 2023 годы (тыс. сом)

Наименование 2022 г. 2023 г.

ОАО НПФ Кыргызстан 5 368,0 6 700,0

ЗАО НПФ Дордой Салым 3 922,0 6 590,4

Итого - 9 290,0 - 13 290,4

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 11. №1 2025

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/110

Таблица 3

УПЛАЧЕННЫЕ НАЛОГИ

Уплаченные налоги (тыс. сом) 2021 г. 2022 г. 2023 г.

ЗАО НПФ «Дордой Салым» 100,2 81,5 153,9

ОАО НПФ «Кыргызстан» 254,3 320,6 324,7

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ НПФ (млн. сом) Таблица 4

Наименование 2021 г. 2022 г. 2023 г.

Инвестиции, всего 35,8 60,1 78,4

в т.ч.:

Государственные ценные бумаги КР 10,8 13,6 54,6

Ценные бумаги эмитентов 15,34 16,3 5,1

Депозиты в кредитных организациях 9,7 30,2 18,7

Политика развития накопительного (негосударственного) пенсионного обеспечения. В целях определения состава и структуры инвестиционных активов для накопительных пенсионных фондов при самостоятельном инвестировании средств пенсионных накоплений принято постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики от 10 февраля 2023 года № 54 «О внесении изменения в постановление Правительства Кыргызской Республики»; «Об утверждении нормативных правовых актов, регулирующих процесс инвестирования средств пенсионных накоплений в Кыргызской Республике» от 19 августа 2015 года № 590.

Для развития дополнительных видов системы негосударственного пенсионного обеспечения проводится работа по разработке проекта нормативного правового акта Кыргызской Республики по расширению состава и структуры инвестиционных активов для инвестирования пенсионных накоплений и созданию условий для развития корпоративных накопительных пенсионных фондов. В целях совершенствования законодательства по устранению противоречия в законодательстве Кыргызской Республики разработан проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики «О накопительных пенсионных фондах в Кыргызской Республике» по исключению ограничивающей нормы в части предоставления возможности фондам выпускать ценные бумаги. При рассмотрении 21 сентября 2023 года в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики проект Закона отклонен.

Средняя пенсия в Республике составляет 6248 сом. в месяц — около 75 долл. США. По критериям Всемирного банка, бедность начинается из расчёта расходов ниже 5,5 долл. США в день. То есть средняя пенсия по этой градации большую часть пенсионеров опрокидывает за черту бедности. Видно невооруженным глазом, что на 208 сом., или на 2,4 долл. США в день, учитывая коммунальные платежи, минимум лекарств, растущие цены на продукты, прожить невозможно. Это нищенское существование впроголодь. Социальный фонд ежегодно проводит индексацию базовой и страховых частей пенсии. При этом при индексации страховых частей пенсии применяются «минимальные пороги» в размере 200500 сом. Но тут же зарождается проблема недостаточной индексации пенсий, так как она отстает от темпов инфляции и темпа роста средней заработной платы, что показывает реальный уровень пенсионного обеспечения, а именно: несоответствие размера реальной пенсии прожиточному минимуму. Это первая проблема в пенсионной системе республики. По итогам индексации пенсии в 2021 г. средний размер пенсии вырос на 8%, или на 455 сом. В этом же году индекс потребительских цен (ИПЦ) достиг приблизительно 12%. Сама индексация не покрывает уровень инфляции. Реальный размер средней пенсии (с вычетом

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 11. №1 2025

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/110

инфляции) равен 5499 сом., что даже ниже размера прожиточного минимума пенсионера. Назвать это вслед за правительством «повышением пенсионного обеспечения» очень сложно (https://goo.su/OnYT).

В условиях значительной трудовой миграции населения из Кыргызской Республики особо значимой стала проблема социального страхования трудовых мигрантов и их пенсионного обеспечения в будущем. Сегодняшнее положение дел предполагает, что большинство трудовых мигрантов, проработав определенный период в других странах, уплачивает страховые взносы в стране пребывания. Но их взносы остаются в пенсионных фондах данных государств, а период трудовой деятельности в других странах не засчитывается в Кыргызской Республике в страховой стаж. По оценочным данным основное количество кыргызских трудовых мигрантов (более 1 млн. чел.) находится за пределами республики на территориях других государств, в качестве временно пребывающих и осуществляющих временную трудовую деятельность. При этом в большинстве своем они намерены вернуться на родину. У трудовых мигрантов из Кыргызстана во время их трудовой деятельности за рубежом складывается такая ситуация: у данной категории граждан независимо от их желания прерывается пенсионный стаж либо он вовсе отсутствует, что, естественно, сказывается на размере их будущей пенсии либо ее отсутствии. В настоящее время даже мигрант, который осуществляет трудовую деятельность на законных основаниях за пределами своего государства и вносит свой посильный вклад в рост ВВП принимающей его страны, по существу, будет испытывать «пенсионную дискриминацию», так как весь срок работы за рубежом по прибытию в Кыргызстан не учитывается, и он лишается возможности получения всех пенсионных накоплений, произведенных в стране его трудоустройства [1].

Таким образом, трудовые мигранты в определенных условиях выпадают из участия в пенсионной системе страны. Однако, если мигрант захочет включиться в пенсионную систему, на данном этапе у него есть несколько вариантов: платить страховые взносы с дохода; покупать страховые полисы и получать накопительную пенсию; платить взносы в негосударственные пенсионные фонды. В результате на сегодняшний день интересы трудовых мигрантов не в полной мере защищены на государственном уровне как в стране трудовой миграции, так и в стране исхода. Проблема усложняется и тем, что трудовые мигранты не доверяют страховым компаниям (как государственным, так и негосударственным), рассматривая приобретение страхового полиса (пенсионного, медицинского) как дополнительные неоправданные расходы. Необходимо учитывать менталитет трудового мигранта, которому привычнее действовать «на авось», что говорит об отсутствии страховой культуры. Примечательно, что большинство мигрантов в принципе не против того, чтобы добровольно перечислять деньги в Пенсионный фонд, однако не многие понимают, как это делается и возможно ли это вообще. Например, по мнению мигрантов, государственная пенсионная система не создает достаточных стимулов для отчислений, так как последующие пенсионные выплаты намного ниже ожидаемых, накопительная часть страховых взносов существует виртуально. Осознавая необходимость обеспечения собственной социальной безопасности и безопасности своих семей, трудовые мигранты ищут различные механизмы. Одним из выходов является принятие российского гражданства [7]. Кыргызстан при этом теряет часть рабочей силы! В России на миграционный учет поставлено более 1 млн. кыргызстанцев. Данный показатель свидетельствует о том, что наши граждане пытаются каким-то образом легализоваться в другой стране, и, возможно, часть из них связывает с Россией свое будущее.

По итогам 2020 г. численность экономически активного населения составила 2,6 млн. человек, из них занятое население — 2,4 млн., соответственно плательщиками страховых

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 11. №1 2025

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/110

взносов были всего 1,1 млн. человек. С учетом трудовой миграции, студентов, лиц в местах лишения свободы, работников органов силовых структур, а также лиц, не охваченных государственным социальным страхованием, остается около 629,3 тыс. человек. Вопрос охвата мигрантов государственным социальным страхованием в основном решен путем заключения соглашений о социальном и пенсионном обеспечении трудящихся в странах ЕАЭС и Турции, где находится 97% наших мигрантов. «В дальнейшем из 629,3 тыс. человек приблизительно 200 тыс. являются работниками швейной отрасли. Соцфонд предупреждает, что только 3,8 тыс. из них застрахованы, то есть 98,5% занятых в швейной отрасли останутся без права на пенсию в будущем. Остальные 429,3 тыс., конечно же, работники сферы строительства, торговли, грузоперевозок, транспорта, гостиничного бизнеса, услуг и операций по недвижимости, то есть работники малого и среднего бизнеса. Крупные хозяйствующие субъекты все равно в меньшей степени занимаются неформальной деятельностью.

В целях повышения эффективности пенсионной системы и пенсионного обеспечения необходимо искать решение существующих проблем. Для решения такой проблемы, как пенсионное обеспечение мигрантов в мировой практике применяется так называемый «пропорциональный принцип финансирования пенсий», когда межгосударственные договоры заключаются на принципах пенсионного обеспечения по пропорциональному признаку, где каждое государство платит пенсию только за страховой (трудовой) стаж, приобретенный в этом государстве, а для права на пенсию учитывается суммированный стаж, приобретенный в договаривающихся государствах.

К проблеме низкого пенсионного обеспечения нужно подходить комплексно, решая такие вопросы, как: легализация теневой экономики путем снижения ставок социальных отчислений для малого и среднего бизнеса, таким образом, способствующего выходу многих компаний из тени и увеличению бюджета социального фонда; повышение зарплат, создание рабочих мест и регулирование оттока мигрантов; при индексации пенсии принимать во внимание уровень инфляции и рост средней заработной платы в Республике; поднятие пенсионной грамотности населения и увеличение вовлеченности в пенсионную систему, а также регулирование тарифной политики для фермеров. Что касается предложенной Соцфондом пенсионной реформы, то она должна в полной мере решать вопросы нехватки источников пенсионного обеспечения и увеличения пенсионных активов. Такие изменения, в пенсионной системе приведут к более справедливому начислению и индексированию пенсий. К тому же гражданам нашей республики нужно понимать, что поднятие пенсионного обеспечения — это задача не только государства, но и общества. Поэтому молодые и трудоспособные граждане должны начать уже сегодня заботиться о своем будущем, платить налоги и страховые взносы.

Список литературы:

1. Халикова А., Тентимишова Г. Проблемы пенсионного обеспечения трудовых мигрантов Кыргызстана // Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. 2019. №2(25). С. 231-234.

2. Асизбаев Р. Пенсионное страхование как приоритетное направление в социально-экономической политике в Кыргызской Республике // Экономический вестник. 2008. №3. С. 5-10.

3. Чотонов Д. Пути совершенствования государственного регулирования пенсионной системы // Сборник материалов II международной научной конференции. Воронеж, 2018. С. 424-428.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https ://www.bulletennauki.ru

Т. 11. №1 2025 https://doi.org/10.33619/2414-2948/110

4. Саякбаева А., Таалайбек Т., Ниматов Н. Диагностика социально-демографических показателей пенсионного обеспечения населения Кыргызской Республики // Евразийская Научная Ассоциация. 2018. №5-35. С. 75.

5. Сафонов А. Л., Угодников К. В. Индексация пенсионных выплат: поиски баланса между инфляцией и изменением заработной платы в экономике // Финансы: теория и практика. 2022. Т. 26. №1. С. 156-168. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-1-156-168

6. Эсенбекова Э. О. Совершенствование системы государственного пенсионного страхования // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. №6. С. 157-163.

7. Асизбаев Р. Э. Основные задачи модернизации социального развития // Реформа. 2008. Т. 4. С. 36-37.

References:

1. Khalikova, A., & Tentimishova, G. (2019). Problemy pensionnogo obespecheniya trudovykh migrantov Kyrgyzstana. Izvestiya Issyk-Kul'skogo foruma bukhgalterov i auditorov stran Tsentral'noi Azii, (2(25)), 231-234. (In Russian).

2. Asizbaev, R. (2008). Pensionnoe strakhovanie kak prioritetnoe napravlenie v sotsial'no-ekonomicheskoi politike v Kyrgyzskoi Respublike. Ekonomicheskii vestnik, (3), 5-10. (In Russian).

3. Chotonov, D. (2018). Puti sovershenstvovaniya gosudarstvennogo regulirovaniya pensionnoi sistemy. In Sbornik materialov II mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Voronezh, 424-428. (In Russian).

4. Sayakbaeva, A., Taalaibek, T., & Nimatov, N. (2018). Diagnostika sotsial'no-demograficheskikh pokazatelei pensionnogo obespecheniya naseleniya Kyrgyzskoi Respubliki. Evraziiskaya Nauchnaya Assotsiatsiya, (5-35), 75. (In Russian).

5. Safonov, A. L., & Ugodnikov, K. V. (2022). Indeksatsiya pensionnykh vyplat: poiski balansa mezhdu inflyatsiei i izmeneniem zarabotnoi platy v ekonomike. Finansy: teoriya i praktika, 26(1), 156-168. (In Russian). https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-1-156-168

6. Esenbekova, E. O. (2016). Sovershenstvovanie sistemy gosudarstvennogo pensionnogo strakhovaniya. Sovremennye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologii, (6), 157-163. (In Russian).

7. Asizbaev, R. E. (2008). Osnovnye zadachi modernizatsii sotsial'nogo razvitiya. Reforma, 4, 36-37. (In Russian).

Работа поступила в редакцию 06.12.2024 г.

Принята к публикации 18.12.2024 г.

Ссылка для цитирования:

Баймуратов А. А., Жусупова Г. Д., Аттокуров Р. М. Накопительные пенсионные фонды как основной компонент пенсионной системы Кыргызской Республики // Бюллетень науки и практики. 2025. Т. 11. №1. С. 254-263. https://doi.org/10.33619/2414-2948/110/29

Cite as (APA):

Baymuratov, A., Zhusupova, G., & Attokurov, R. (2025). Accumulative Pension Funds as a Main Component of the Pension System of the Kyrgyz Republic. Bulletin of Science and Practice, 11(1), 254-263. (In Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/110/29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.