Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №8 2024
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/105
УДК 343.359.2 https://doi.org/10.33619/2414-2948/105/38
НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ИХ ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
©Кубатов И. К., SPIN-код: 7041-8790, канд. юрид. наук, Кыргызский национальный
университет им. Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]
TAX CRIMES IN THE KYRGYZ REPUBLIC, THEIR LEGAL FEATURES
©Kubatov I., SPIN-code: 7041-8790, J.D., Kyrgyz National University named after Jusup Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Исследованы правовые особенности налоговых преступлений в Кыргызской Республике и дан правовой анализ преступлений в сфере налогообложения предусмотренные в Уголовном Кодексе Кыргызской Республики. Предусмотрены основные обязанности основных субъектов налоговых правоотношений при исполнении налоговых обязательств. В ходе исследования автор определил понятие налогового преступления и отметил его отличия от других правонарушений налогового законодательства. Кроме того, в статье определено, какие преступные деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом Кыргызской Республики, относятся к налоговым преступлениям.
Abstract. In the article, the author examined the legal features of tax crimes in the Kyrgyz Republic and gave a legal analysis of crimes in the field of taxation provided for in the criminal code of the Kyrgyz Republic. The main responsibilities of the main subjects of tax legal relations in the fulfillment of tax obligations are provided. During the study, the author defined the concept of a tax crime and noted its differences from other offenses of tax law. In addition, the article defines which criminal acts provided for by the Criminal Code of the Kyrgyz Republic relate to tax crimes.
Ключевые слова: налог, бюджет, налоговая система, налоговые преступления, налоговые правонарушения, налоговая ответственность, признаки налогового преступления.
Keywords: tax, budget, tax system, tax crimes, tax offenses, tax liability, signs of a tax crime.
Особенности рассматриваемой проблемы требует в первую очередь изучения категории налогов, их роли и значения для государства и общества, а также правоотношений, связанных с их уплатой. Налоги и обязательные платежи появились одновременно с первыми государствами древних цивилизаций. Налоги тогда были бессистемными, часто платились натурой и собирались по мере необходимости, например, в случае начала военных действий или крупного строительства. Со временем, по мере увеличения государственных расходов, налоги стали собираться преимущественно в денежной форме и регулярно, началось формирование налоговой системы. В результате проведенных реформ некоторые налоги были отменены, но в связи с научно-техническим прогрессом, развитием и усложнением общественных отношений появились новые виды налогов. Роль налогов для экономического развития государства оставалась неизменной на протяжении всей истории. Специалисты по теории государства и права определяют налоги как одну из основных признаков государства [1]. Например, как тут не вспомнить следующие слова Б. Франклина: «В мире ни в чем
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №8 2024
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/105
нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов».
Фактически налоги являются одним из источников доходов бюджета и составляют его основную часть. При эффективном использовании доходов государство выполняет свои социально-правовые функции, например, охрану границ, обеспечение правопорядка, развитие образования и здравоохранения и т.д. Неполучение необходимого объема налоговых поступлений может привести к дефициту государственного бюджета и, как следствие, государство не сможет в полной мере обеспечить выполнение своих функций.
Процесс взимания налогов осуществляется в рамках налогово-правовых отношений. Их можно определить, как общественные отношения властно-имущественного характера, регулируемые налоговым законодательством, возникающие в связи с установлением, введением и сбором налогов, например, осуществлением налогового контроля; обжалование ненормативных актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц; привлечение к ответственности за нарушение налогового законодательства. Необходимо отметить, что правовую природу налоговых платежей. Ведь их цель - обеспечить доходы государственного бюджета. После этого государство обеспечит покрытие расходов на образование, здравоохранение, социальную защиту и другие расходы каждого гражданина Кыргызской Республики за счет республиканского бюджета.
Как и в других правоотношениях, в структуре налоговых правоотношений имеются субъект, объект (то, по поводу чего оно складывается, о чем идет речь) и содержание. Основными субъектами налоговых правоотношений являются налогоплательщики и государство в лице уполномоченных налоговых органов. Налогоплательщиками являются граждане и организации, обязанные платить налоги в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики. Объектом налоговых правоотношений по уплате налогов является тот или иной налог. Содержание таких правоотношений представляет собой совокупность прав и обязанностей налогоплательщика, с одной стороны, и налоговых органов, с другой.
Основная обязанность налогоплательщиков — своевременная уплата установленных законом налогов [2]. Как уже говорилось выше, налоги имеют большое значение для формирования государственного бюджета и функционирования государства. Эта конституционная обязанность налогоплательщиков закреплена в Конституции Кыргызской Республики. Согласно статье 50 Конституции Кыргызской Республики написано, что «каждый гражданин обязан платить налоги и сборы в случаях и порядке, предусмотренных законом». Таким образом, данная обязанность дает право налоговым органам требовать своевременной и полной уплаты соответствующих налогов и сборов.
Однако сколько бы ни была установлена обязанность по уплате налогов, как бы она ни регулировалась, человек порой не может быть безразличен к отдаче государству части своих доходов, заработанных тяжелым трудом. Более того, не все понимают, что эти средства используются для обеспечения безопасности и обороны, решения экономических и социальных проблем, обеспечения государственных активов. Человек не понимает, что часть его заработанного дохода, которая должна отчисляться из государственного бюджета в виде налогов, ему изначально не принадлежит, и считает все, что он зарабатывает, своим. Есть те, кто считает, что налоги чрезмерны по сравнению с суммой получаемых доходов. По этому поводу С. Л. Монтескье, понимая двойственность потребности индивида делиться с государством тем, что он находит, отмечал, что «ничто не требует столько мудрости и ума, как для определения части, отнимаемой у подданных, и другой части» [3]. Государство, в свою очередь, должно попытаться достичь определенного баланса в установлении налоговой
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №8 2024
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/105
ставки. Они не должны быть слишком высокими, потому что налогоплательщики не смогут их платить, и не должны быть слишком низкими, потому что пострадает государственный бюджет.
Независимо от размера налоговых ставок, установленных государством, всегда найдутся те, кто ведет себя незаконно и не выполняет свои налоговые обязательства в рамках налогово-правовых отношений. В таких случаях необходимо выявить тех, кто нарушает налоговое законодательство. По мнению кыргызского ученого У О. Аманалиева, все правовые нарушения, нарушающие налоговое законодательство, делятся на три вида: налоговые правонарушения, правонарушение в налоговом законодательстве, содержащая признаки административного правонарушения и налоговые преступления [4].
Налоговые правонарушения можно разделить на две группы в зависимости от степени и характера общественной опасности:
- Налоговые проступки. Например, к ним можно отнести правонарушения в сфере налогов и сборов, содержащиеся в Налоговом кодексе Кыргызской Республики и установленные в Кодексе о правонарушениях Кыргызской Республики.
- Налоговые преступления - это нарушения налогового законодательства, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Кыргызской Республики.
Следует отметить, что в Уголовном кодексе Кыргызской Республики и других нормативно-правовых актах отсутствует законодательное определение понятия «налоговое преступление». Что касается правовой доктрины, то среди ученых-юристов по этому вопросу существует несколько мнений.
Например, русский учёный Н. А. Табакова предлагает рассматривать понятие «налоговое преступление» в узком и широком смысле. По его словам, в узком смысле налоговое преступление - это деяние, посягающее на финансовые интересы государства в части формирования бюджета путем сбора налогов с физических и юридических лиц в экономической сфере деятельности субъекта. В широком смысле налоговое преступление -это общественно опасное деяние, затрагивающее любые отношения, которые связаны с зачислением обязательных платежей в бюджет, куда следует относить не только противоправные действия налогоплательщика, направленные на уклонение от уплаты налогов (сборов), но и незаконное получение налоговых льгот, осуществление в пределах налогового правоотношения противоправных действий должностными лицами налогового органа и т.д. [5].
С. И. Улезько считает, что под налоговым преступлением следует понимать общественно опасное действие или бездействие предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, совершенное с прямым умыслом, направленное против общественных отношений при реализации права государства, на получение определённой, имеющей выражение в конкретной денежной сумме части имущества в установленный налоговым законодательством срок [6]. В данном определении автор перечисляет конкретные элементы налоговых преступлений, а также подчеркивает, что при их совершении нарушается право государства на своевременное получение обязательных платежей.
Возвращаясь к нормам законодательства, следует отметить, что Уголовный кодекс КР дает общее понятие преступления. Согласно ст. 18 УК КР преступлением признается предусмотренное уголовным законом общественно опасное, виновное и наказуемое деяние (действие или бездействие) (https://kurl.ru/IqicI). Принимая во внимание данное определение, а также рассмотренные выше научно-правовые концепции, попытаемся вывести собственное понятие налогового преступления.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №8 2024
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/105
Таким образом, налоговое преступление — это совершенное противоправное общественно опасное деяние в форме действия или бездействия, направленное на нарушение установленного порядка взимания налогов и сборов, осуществления мероприятий налогового контроля и иных норм налогового законодательства Кыргызской Республики, за совершение которого предусмотрена уголовная ответственность. Исходя из этой определений, необходимо перечислить основные признаки налоговых преступлений:
Противоправность — деяние, запрещенное уголовным законом. Виновность — для того, чтобы совершенное тем или иным человеком противоправное действие или бездействие признать преступлением, требуется установить наличие его вины. Под виной понимается психическое отношение человека к совершенному им общественно опасному деянию и к наступающим из него общественно опасным последствиям. Уголовный кодекс КР предусматривает две формы вины: умысел и неосторожность. Умысел может быть прямым или косвенным, а неосторожность можно разделить на два вида: легкомыслие и небрежность. Особенностью налоговых преступлений заключается в том, что совершающие их лица действуют с прямым умыслом. Общественная опасность. Это объясняется причинением вреда или угрозой интересам, охраняемым Уголовным кодексом КР. При этом общественная опасность налоговых преступлений заключается в причинении вреда при их совершении как напрямую - государству (государственной казне), так и опосредованно - создаётся угроза причинения вреда личности и обществу. Потому что, как отмечалось выше, государственный бюджет обеспечивает выполнение государством своих функций перед обществом и личностью - защитных, социальных и организационных задач.
Наказуемость — преступлением будет являться то деяние, за совершение которого уголовного кодекса Кыргызской Республики предусмотрено наказание. Для признания налоговым преступлением перечисленные признаки должны быть характерны для совершенного деяния.
Какие преступные деяния считаются налоговыми преступлениями согласно Уголовному кодексу КР? В Кодексе есть отдельная глава, посвященная этой категории преступлений. Поэтому в научной литературе появилось несколько мнений по этому вопросу. Наиболее распространено мнение, что налоговыми преступлениями являются следующие незаконные действия: подделка акцизных марок и/или средств идентификации; оборот продукции, подлежащей обязательному акцизному обложению, без акцизных марок и/или средств идентификации; незаконное производство спирта и спиртосодержащих напитков; срыв пломбы; уклонение от уплаты таможенных платежей; уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет; уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организацией; несанкционированное изменение международного идентификатора мобильного устройства. По результатам исследования норм уголовного права, касающихся налоговых преступлений, проведенного по данному делу, можно сделать следующие выводы:
Налоговое преступление определяется как противоправное, общественно опасное деяние, совершенное с виновностью, направленное на нарушение установленного порядка взимания налогов и сборов, мер налогового контроля и иных норм налогового законодательства Кыргызской Республики и направленное на привлечение к уголовной ответственности за его совершение. По сравнению с другими видами нарушений налогового законодательства оно отличается следующими характерными признаками: большей общественной опасностью; уголовной наказуемостью, и только физическое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за его совершение.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru
Т. 10. №8 2024 https://doi.org/10.33619/2414-2948/105
Список литературы:
1. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М.: Дело, 2017. 525 с.
2. Ильин А. Ю. Финансовое право. М.: ЛитРес, 2011. 340 с.
3. Монтескье Ш. Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999. 672 с.
4. Аманалиев У О. Салыктык укук бузуунун тYШYHYГY // Известия ВУЗов Кыргызстана. 2012. №7. C. 188-190.
5. Табакова Н. А. Ответственность за налоговые преступления. Краснодар, 2016. 123 с.
6. Улезько С. И. Понятие налогового преступления // Философия права. 2012. №3(52). С. 27-31.
References:
1. Matuzov, N. I., & Mal'ko, A. V. (2017). Teoriya gosudarstva i prava. Moscow. (in Russian).
2. Il'in, A. Yu. (2011). Finansovoe pravo. Moscow. (in Russian).
3. Montesk'e, Sh. L. (1999). O dukhe zakonov. Moscow. (in Russian).
4. Amanaliev, U. O. (2012). Ponyatie nalogovogo pravonarusheniya. Izvestiya VUZov Kyrgyzstana, (7), 188-190. (in Kyrgyz).
5. Tabakova, N. A. (2016). Otvetstvennost' za nalogovye prestupleniya. Krasnodar. (in Russian).
6. Ulez'ko, S. I. (2012). Ponyatie nalogovogo prestupleniya. Filosofiyaprava, (3 (52)), 27-31. (in Russian).
Работа поступила в редакцию 20.07.2024 г.
Принята к публикации 27.07.2024 г.
Ссылка для цитирования:
Кубатов И. К. Налоговые преступления в Кыргызской Республике, их юридические особенности // Бюллетень науки и практики. 2024. Т. 10. №8. С. 340-344. https://doi.org/10.33619/2414-2948/105/38
Cite as (APA):
Kubatov, I. (2024). Tax Crimes in the Kyrgyz Republic, Their Legal Features. Bulletin of Science and Practice, 10(8), 340-344. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/105/38
® I